Синквейн на тему воспитатель. «Методическое пособие по использованию технологии синквейн в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи

Мария Журавлёва
Мастер-класс «Технология синквейн в развитии речи дошкольников»

Мастер-класс

«Использование технологии «Синквейн »

в речевом развитии дошкольников »

Цель :

Научить детей (педагогов) составлению синквейнов и рассказыванию .

Активизировать словарь детей путем подбора существительных, прилагательных и глаголов на определенную заданную тему.

Совершенствовать порядковый и количественный счет в пределах 5-ти до автоматизма. Развивать умение быстро придумывать предложения из 3 и более слов с опорой на тему, закрепить умение ориентироваться на листе бумаги (находить безошибочно левый нижний угол, центр листа) .

Развивать ассоциативное мышление и память.

Воспитывать познавательную, творческую активность, самостоятельность.

Привлекать родителей к составлению синквейнов дома вместе с детьми.

Оборудование :

альбомные листы по количеству детей, фломастеры , авторучки по количеству детей, черный маркер, ватман.

Представляю вашему вниманию мастер-класс «Использование технологии «Синквейн » в речевом развитии дошкольников ».

Принятие ФГОС ДО требует от воспитателя более глубокого продумывания методов и приёмов к организации образовательной деятельности, так как роль воспитателя является направляющей, развивающей . Поиск подходов к повышению эффективности образовательного процесса вызывает необходимость уделять большое внимание применению инновационных педагогических технологий и методов одним из которых является технология Синквейн .

Говоря о формах, методах и приемах развития познавательно – речевых способностей обучения детей, нельзя не сказать о серьёзных изменениях в системе дошкольного образования , которые коснулись как организационной, так и содержательной стороны образования. Часто у ребёнка возникают трудности с составлением рассказа по картинке, пересказом прочитанного, им трудно выучить наизусть стихотворение, одной из причин является бедный словарный запас. Поэтому педагогическое воздействие при развитии и речи дошкольников – кропотливая , ежедневная, необходимая работа.

Для себя, я отметила, что одним из эффективных интересных методов который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи , является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна . Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейны в форме игры .

Синквейн используется как метод развития образной речи , позволяющий быстро получить результат. Инновационность данной методики состоит в том, что создаются условий для развития личности , способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.

Актуальность и целесообразность использования синквейна объясняется тем , что прежде всего :

Открываются новые творческие интеллектуальные возможности

Способствует обогащению и актуализации словаря

Является диагностическим инструментом (коммуникативные качества)

Носит характер комплексного воздействия (развивает речь , память, внимание, мышление)

Используется для закрепления изученной темы

Является игровым приемом

Данный метод может легко интегрироваться со всеми образовательными областями, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат. При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра. Но нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы хорошо известные детьми и обязательно показывать образец.

Алгоритм синквейна для детей , которые не умеют читать, похож на ёлочку. Части речи можно выделять разным цветом.

Составление синквейна

Самое главное, что мне очень импонирует в данном методе, это то, что Синквейн –получается у всех !

Ход импровизации.

Сегодня, я познакомлю вас с составлением синквейнов . Вам знакомо это слово? Давайте сначала вместе с вами произнесем это необычное и незнакомое слово «синквейн » , чтобы вы запомнили его хорошо (проговариваем несколько раз) .

Что же означает это необычное для нашего слуха слово «синквейн » ? Оно происходит от французского слова «пять» и означает стихотворение (белый стих, состоящее из 5-ти строк и написанное по определенному правилу (алгоритму) .

Приступим к составлению совместного синквейна , и вы легко запомните это правило. Пододвиньте, пожалуйста, поближе к себе лист бумаги и положите его вертикально к себе, как я. В левом нижнем углу напишите цифры от 1 до 5 столбиком (показываю) . Чтобы не ошибиться, цифры можно написать в обратном порядке - снизу вверх : от 5 до 1.

Теперь мы вместе с Вами выберем тему, над которой будем работать. Темы синквейнов могут быть самые разнообразные, это могут быть профессии, одежда, транспорт, фрукты, овощи, животные, природа и явления природы и погоды и т. д.

На первый раз предложу вам сама тему : «цветы» , например. Нарисуйте, пожалуйста, любой цветок в центре Вашего листа, можно схематично.

1. На 1-й строке, под цифрой 1 - напишите слово, обозначающее тему, т. е. название цветка (я пишу - ромашка) .

2. На 2-й строке - напишите два имени прилагательных, описывающих эту тему. Слова нужно подбирать наиболее красочные и интересные (я пишу-белая, очаровательная) .

3. На 3-й строке – напишите три глагола, описывающих действия этого предмета в рамках темы (растет, завораживает, манит) .

4. 4-я строка – запишите предложение, состоящее из 3-х и более слов, выражающее отношение к теме. Можно использовать любые части речи .

(Как я люблю собирать ромашки)

5. 5-я строка – нужно подобрать одно слово, являющееся синонимом или ассоциацией темы (любовь)

«Ромашка. Белая, очаровательная. Растет, завораживает, манит. Как я люблю собирать ромашки! Любовь!

Ну, а теперь прочитайте, вы свои стихи (назначить самой 1-2) .

Скажите, пожалуйста, для закрепления, как называются стихи, которые мы сейчас с вами писали? (синквейны ) . Кому из вас понравились такие стихи?

Когда придете домой - научите своих родных и близких составлять синквейны .

Чем выше уровень речевого развития ребенка , тем интереснее получаются синквейны . Кажущаяся простота формы этого приёма скрывает сильнейший, многосторонний инструмент для рефлексии Можно дать работу на дом для совместной деятельности ребенка и родителей : нарисовать предмет и составить синквейн , который не требует больших временных затрат, в эту игру можно играть даже по дороге в детский сад. А в результате при его составлении реализуются практически все личностные способности ребёнка (интеллектуальные, творческие, образные) . Родители могут сделать с ребёнком копилку синквейнов . По стихотворениям, мультфильмам, прочитанным рассказам и сказкам, ситуациям из жизни…

Когда дети приобретут опыт в написании тданной технологии , можно организовывать выставки, конкурсы детских в группе, в раздевалке, дополнив каждый стих фотографией ребенка. Победители выявляются путем голосования. Это раскрепощает не только детей, но и взрослых, быстро преодолевается страх и неловкость перед аудиторией.

Итак, дерзайте, уважаемые педагоги. Успехов в Вашем творчестве. Может быть, мы с Вами воспитаем не одного поэта.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 6 Капелька»

Мастер-класс

Использование технологии «Синквейн »

в речевом развитии

дошкольников

Подготовила воспитатель

Журавлева М. Р.

Памятка по составлению синквейна

Слово "синквейн " происходит от французского "пять". Это стихотворение из пяти строк, которое строится по следующим правилам :

1 строчка - одно существительное;

2 строчка - два прилагательных, которые характеризуют данное существительное;

3 строчка - три глагола, обозначающие действие существительного;

4 строчка - фраза из четырех слов, которая характеризует существительное;

5 строчка - одно существительное, повторение сути, резюме сказанному.

Можно сказать, что синквейн - это стихи , в которых нет рифмы, но есть смысл.

Синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольников .

В чем же его эффективность и значимость?

Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все .

Во вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.

Синквейн является игровым приемом.

Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.

Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

Виды работы над синквейном .

1. Составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованиием слов и фраз, входящих в состав последнего) .

2. Составление синквейна по прослушанному рассказу.

3. Коррекция и совершенствование готового синквейна . (анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части. Например, дан синквейн без указания темы , первой строки – на основе существующих строк необходимо ее определить).

4. Можно использовать синквейн :

На занятиях для закрепления изученной лексической темы;

5. При составлении синквейнов можно использовать соревнование : «кто назовет больше нужных слов» .

6. Синквейн – это способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнивать синквейны и оценивать их ) .

Одним из эффективных методов развития речи ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения - синквейна. Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения. С помощью синквейна можно добиться более глубокого осмысления вопроса, проверить умение детей кратко и точно выразить свои мысли на заданную тему.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование синквейн технологии

в развитии речи старших дошкольников.

Одним из эффективных методов развития речи ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения - синквейна. Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения.

Эта технология не требует особых условий его применения и органично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий, способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий, дает возможность педагогу оценить уровень усвоения ребенком пройденного материала, носит характер комплексного воздействия, не только развивая речь, но способствуя развитию высших психических функций (памяти, внимания, мышления), позволяет ребенку быть активным, творческим участником образовательного процесса.

Правила составления синквейна.

Первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею.

Вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль.

Третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы.

Четвертая строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме.

Пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (ассоциативный ряд).

Эта технология универсальна.

Цель : добиться более глубокого осмысления вопроса, проверить умение детей кратко и точно выразить свои мысли на заданную тему.

Актуальность и целесообразность использования дидактического синквейна в логопедической практике объясняется тем, что:

Новая технология – открывает новые возможности; современная логопедическая практика характеризуются поиском и внедрением новых эффективных технологий, помогающих оптимизировать работу учителя-логопеда.

Гармонично вписывается в работу по развитию ЛГК, использование синквейна не нарушает общепринятую систему воздействия на речевую патологию и обеспечивает её логическую завершенность.

Способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий.
- Является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала.

Носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию ВПФ (памяти, внимания, мышления).

Примеры составления синквейна

1. Кукла.

2. Красивая, любимая.

3. Стоит, сидит, улыбается.

4. Моя кукла самая красивая.

5. Игрушка.

1. Машина.

2. Быстрая, мощная.

3. Едет, обгоняет, тормозит.

4. Я люблю кататься.

5. Транспорт.

1. Дождь.

2. Мокрый, холодный.

3. Капает, стучит, льется.

4. Я не люблю дождь.

5. Вода.

Предварительная работа по созданию речевой базы для составления синквейна со старшими дошкольниками, имеющими ОНР, основывается на той части программы Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста», которая касается развития лексико-грамматических средств языка и связной речи.

В конце первого года обучения большинство старших дошкольников постепенно овладевают навыком составления синквейна, упражняясь в подборе действий и признаков к предметам, совершенствуя способность к обобщению, расширяя и уточняя словарный запас, работая с предложением.

Синквейн можно составлять на индивидуальных и групповых занятиях, занятиях с одной группой или в двух подгруппах одновременно. Дети, умеющие печатать, могут создавать синквейн на листе бумаги, не умеющие - в виде устных сочинений с опорой на схему. Можно дать работу на дом для совместной деятельности ребенка и родителей: нарисовать предмет и составить синквейн.

Могут быть использованы такие варианты работы:

Составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна);

Составление синквейна по прослушанному рассказу;

Коррекция и совершенствование готового синквейна;

Анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы, первой строки - на основе существующих строк необходимо ее определить).

Полезно составлять синквейн для закрепления изученной лексической темы.

Целесообразное использование синквейна:

На занятиях для закрепления изученной лексической темы.

1. Береза.

2. Тонкая, белоствольная.

3. Растет, зеленеет, радует.

4. Береза - символ России.

5. Дерево.

Для закрепления понятий, усвоенных на занятиях по подготовке к обучению грамоте.

1. Звуки речи.

2. Гласные, согласные.

3. Слышим, произносим, выделяем.

4. Звуки складываются в слова.

5. Речь.

На занятиях по развитию связной речи: используя слова из синквейна, придумать рассказ.

1. Заяц.

2. Белый, пушистый.

3. Прячется, боится, убегает.

4. Я жалею зайца.

5. Дикое животное.

В зимнем лесу живет белый пушистый заяц. Жизнь у зайца трудная, он боится волка и лису, увидев их, прячется или убегает. Мне жалко зайца. Зимой диким животным жить трудно.

При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра, как возможность выразить свое мнение, согласиться или нет с мнением других, договориться.

Эффективность использования синквейна заключается в быстром получении результата и закреплении его, облегчении процесса усвоения понятий и их содержания, расширении и актуализации словарного запаса, обучении выражать свои мысли, подбирать нужные слова, выработке способности к анализу.

Написание синквейна требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальных, творческих, образных). Составление синквейна полезно для выработки у детей способности к анализу. Использование дидактического синквейна на занятиях позволяет логопеду гармонично сочетать в работе элементы трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной, что особенно актуально в условиях работы с детьми с особыми образовательными потребностями.

Различные вариации для составления синквейна способствуют разноплановому составлению заданий. На первых порах предусматриваем при составлении синквейна работу с детьми в парах, в малых группах и только затем – индивидуально.

Советы педагогам:

1. Начиная учить детей составлять синквейны предложите детям составить синквейн на тему, хорошо им знакомую («Семья», «Детский сад» и т.д.)

2. Необходимо поощрять синквейны, в которых содержится наиболее точная характеристика различных сторон темы или предмета.

На любой непосредственно образовательной деятельности дети получают от нас информацию, знакомятся с новыми терминами, учатся делать выводы, искать взаимосвязи. Способность изложить информацию, сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах очень важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе и смысле.

Синквейн – это не способ проверки знаний детей, это способ на любом этапе занятия, изучения темы, проверить, что находится у воспитанников на уровне ассоциаций.


К примеру:

Начало непосредственно образовательной деятельности . Приступая к изучению новой темы, обычно спрашиваем: «А что вы уже знаете об этом? Что думаете? Как относитесь?» Проанализировав полученные результаты, корректируем представления детей о данном понятии.

Разгар непосредственно образовательной деятельности. Тема очень трудна для восприятия. Дети устали. Предлагаем им синквейн по какому-то хорошо знакомому разделу изучаемой темы. Быстрый способ сменить вид деятельности, не уходя от изучения темы.

Изучение темы завершено. Качество, глубину и прочность знаний наших детей показывает итоговый контрольный срез. А сейчас, в завершении занятия – синквейн. Достойный итог изучения нового материала, который продемонстрирует не столько знания, сколько понимание, оценочные суждения, ценностные ориентации детей. В конечном итоге, при детальном анализе синквейнов, легко увидеть, насколько удалось педагогу достичь планируемого результата.

Можно составить синквейн – загадку.

Примеры синквейнов-загадок:

1. Непобедимая, смелая – защищает, стоит на страже, воюет – если она сильна – непобедима страна – горжусь! (армия)

2. Мудрые, добрые – живут, помнят, стареют – шли в бой не жалея себя – страну заслонили собой! (ветераны)

Синквейн для воспитателя детского сада - это:

Инструмент для синтеза и обобщения сложной информации,

Средство творческого самовыражения ребёнка,

Способ обогащения словарного запаса,

Подготовка к краткому пересказу,

И просто увлекательное занятие, благодаря которому каждый дошкольник может почувствовать себя гением-творцом.

Синквейны – превосходный способ контроля. Сочинить синквейн, не зная темы, предмета или текста, невозможно.

Эту технологию хорошо использовать как итог работы педсовета, создав замечательные синквейны, выражающие суть работы коллектива и результатов педсовета.

А ещё синквейны очень удобно использовать для самоконтроля или же в мнемонических целях. Если Вы легко можете составить такое стихотворение, то будьте уверены: тема усвоена хорошо. Кроме того, в синквейне содержится ваше эмоциональное восприятие темы.

Используемая литература:

Терентьева Н. Синквейн по «Котловану», Журнал «Первое сентября», № 4 (2006).

Душка Н. Синквейн в работе с дошкольниками», Журнал «Логопед» № 5 (2005).

Элементы инновационных технологий (кафедра МедБио КГМУ).

Акименко В.М. Новые педагогические технологии: Учеб.-метод. пособие. Ростов н/Д., 2008.

Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. Ростов н/Д., 2011.

Образцы детских сочинений синквейна в рамках изучения

лексических тем.

Лексическая тема «Грибы»

1. Гриб

2. Съедобный, старый.

3. Стоит, растет, прячется

4. Люблю жаренные грибы

5. Полянка

1. Боровик

2. Белый, вкусный, холодный.

3. Лежит на земле, прячется, растет.

4. Не люблю их есть.

5. Лес

Лексическая тема «Осень»

1. Листья

2. Осенние, желтые

3. Падают, летят, растут.

4. Люблю собирать листья.

5. Голые деревья.

Лексическая тема «Овощи»

1. Помидор

2. Красный, вкусный

3. Высеть, расти, катиться

4. Он очень красивый

5. Салат

1. Огурец

2. Сочный, большой, зеленый

3. Растет, зреет, висит

4. Люблю есть огурцы

5. Огород

1. Морковь

2. Вкусная, сладкая

3. Растет, вариться, сидит

4. Люблю еѐ кушать

5. Гладкая

1. Свекла

2. Красная, вкусная

3. Растет, вылезает из земли, вянет

4. Я люблю еѐ кушать

5. Огород

1. Капуста

2. Зеленая, хрустящая

3. Продается, растет, варить

4. Еѐ кушают люди

5. Пирожки

Лексическая тема «Посуда»

1. Посуда.

2. Чистая, прозрачная.

3. Мыть, варить, расписывать узорами.

4. Посудой можно брякать.

5. Хочется покушать.

1. Посуда

2. Белая, глубокая

3. Налить, разбить, поставить

4. Осторожно…

5. Хочется помыть.

Лексическая тема «Фрукты»

1. Яблоко

2. Круглое, сочное

3. Лежит на тарелке, висит на ветке.

4. Люблю яблочный компот

5. Дерево

1. Груша

2. Зеленная, сладкая

3. Продается, моется, лежит

4. Я люблю еѐ кушать

5. Дом

1. Апельсин

2. Оранжевый, вкусный.

3. Лежать в вазе

4. Делить на дольки

5. Стол

1. Банан

2. Желтый, сладкий

3. Мыть, снимать кожуру, есть

4. Я его кушаю

5. Холодильник

Лексическая тема «животные»

1. Лиса

2. Хитрая, пушистая

3.Ловит, ест, ходит тихонько

4. Не люблю – хитрит и ест мышей

5. Съела колобка

1. Кошка

2. Ласковая, домашняя

3. Мяукает, царапает, прыгает

4. Люблю котенка

5. Пушистая шерстка у нее

Лексическая тема «Зима»

1. Зима

2. Белая, волшебная

3. Зима подарила снег, укутала деревья, дарит горки

4. Люблю кататься на горке

5. Холод

1. Зима

2. Холодная, снежная.

3. Морозит, наступает, приходит.

4. Я люблю зиму.

5. Я строю горки, крепость.



-760730-257175Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида «Журавушка»
Мастер-класс
Тема: «Применение метода синквейн в развитии речи детей
старшего дошкольного возраста»
Белянская Е.Т.
учитель-логопед
первой
квалификационной
категории
Усть – Илимский р-н, п.Невон2016 год
Кто ясно мыслит - тот ясно излагает.Античная поговорка
Дети с нарушением речи испытывают трудности и плохо владеют навыками связной речи в достаточном объеме. Они испытывают трудности в звукопроизношении, не различают звуки на слух, для них характерны ошибки в словообразовании и словоизменении, очень низкий уровень словаря, ошибки в употреблении предложных конструкций, с трудом даются процессы чтения и письма из–за ряда особенностей формирования речи.
Сегодняшний день отличается активным ростом новых развивающих технологий, многие из которых можно успешно использовать при коррекции речевых нарушений, для того чтобы работа была успешной, воздействие должно быть системным, описывающим и охватывающим весь коррекционный процесс.
Одним из таких эффективных методов развития речи ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием синквейна.
Синквейн – это не обычное стихотворение написанное в соответствии с определёнными правилами:
1 строка – кто? что? 1 существительное
2 строка – какой? 2 прилагательных
3 строка – что делает? 3 глагола
4 строка – фраза из 4 слов
5 строка – ассоциации, возникающие, когда слышишь это слово
Он напоминает елочку или пирамиду.
В чём же его эффективность и значимость?
изученный на занятии материал приобретает эмоциональную окраску, что способствует его более глубокому усвоению;
отрабатываются знания о частях речи, о предложении;
дети учатся соблюдать интонацию;
значительно активизируется словарный запас;
совершенствуется навык использования в речи синонимов, антонимов;
активизируется и развивается мыслительная деятельность;
совершенствуется умение высказывать собственное отношение к чему-либо, осуществляется подготовка к краткому пересказу;
дети учатся определять грамматическую основу предложений
При составлении синквейна с дошкольниками нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы, хорошо известные детям и обязательно показывать образец. Мы считаем, что применяя данную методику, у детей увеличится словарный запас, речь станет богаче, ярче, дети перестанут бояться высказывать свои мысли вслух, что является особенно важным для детей.

II. Практическая часть.
Сейчас мы научимся составлять синквейн.
Не забывайте правила составления синквейна.
1. Коллективное составление синквейна по предметной картинке по вопросам логопеда.
(«Апельсин»)
- Что это?
- Апельсин.
Подберите два слова-признака.
- Какой апельсин?
- Круглый, оранжевый.
Подберите три слова-действия.
- Что делает апельсин?
- Висит, растёт, зреет.
- Cоставьте словосочетание или предложение, где вы выразите личное отношение автора в данном случае к предмету.
- Я люблю апельсин.
Теперь подберите слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.
- Фрукт.
Вопросы: Всем понятны правила составления синквейна?
Вывод: Так мы с вами научились составлять синквейн по предметной картинке. Составляли мы коллективно. Я задавала вам вопросы, тем самым направляла вас.
2. Составление синквейна по индивидуальным картинкам.
(«Кошка, помидор, волк»)
Индивидуальная работа и проверка готовых синквейнов.
Вопросы: Вам было интересно? Кто себя почувствовал настоящим поэтом или писателем? На ваш взгляд это формирует уверенность в себе, желание отвечать, думать, творить, рассуждать?
Вывод: Сочинение синквейна – процесс творческий. Синквейн - это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их).
3. Коррекция и совершенствование готового синквейна.
Сейчас вы будете слушать готовый синквейн и попробуете разобраться, всё ли здесь правильно? («Белка»)
Белка.
Рыжая, косолапая.
Прыгает, скачет, воет.
Мне нравится ловкая белка.
Дикое животное.
Вопросы: Вы мне помогли разобраться, исправили ошибки.
Как вы думаете? Это помогает развивать умение вслушиваться в обращённую речь, думать и быстро подбирать нужные слова?
Вывод: Данный вид работы активизирует словарный запас детей. Учит детей быть внимательными и формирует лексическую готовность в подборе слов.
______ .
Растёт, стоит.
Белоствольная, стройная, русская.
Я любуюсь стройной ___ .Дерево.
Вывод: Синквейн уточняет содержание понятий. Развивает не только речь, но и способствует развитию внимания, памяти, мышления.
5. Составление синквейна по прослушанному рассказу или сказки.
Сейчас мы составим синквейны о героях русской народной сказки «Заюшкина избушка». Будем работать в группах. Первая группа будет составлять синквейн о зайчике, вторая о лисе, третья о петухе. («Заюшкина избушка»)
Зайчик.Лиса.
Слабый, трусливый.Хитрая, наглая.
Плачет, боится, просит (помощи).Выгнала, обманула, обхитрила.
Мне жалко зайчика.Лиса поступила плохо.
Сказочный герой.Сказочный герой.
Петух.
Смелый, отважный.
Спас, защитил, выгнал (лису).
Петух поступил смело.
Сказочный герой.
Вопросы: Как думаете, работа в группах формирует навыки сотрудничества?
Вывод: Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль. В составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои интеллектуальные возможности.



Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Кто ясно мыслит - тот ясно излагает.Античная поговорка Дидактический синквейн:Не только развивает речь, но и способствует развитию ВПФРазвивает творческие способности детей, способствует выражению чувств, проявлению индивидуальности и инициативы детейАктивизирует познавательную деятельность детей: учит анализировать, делать выводы, находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, способствует развитию критического мышления, что актуально в связи с вводом в действие ФГОС ДО

Что пишется в каждой строке?1 строка2 строка3 строка4 строка5 строка1 слово – заголовок. Это существительное или местоимение. (Кто? Что?)2 слова Это прилагательные. (Какой? Какая? Какое? Какие?)3 слова Это глаголы. (Что делает? Что делают?)4 слова Это фраза, в которой выражается личное мнение к предмету разговора.1 слово Вывод, итог. Это существительное. (Кто? Что?)

Правила написания синквейна:1 слово2 слова3 слова4 слова1 словоСинквейн состоит из 5 строк.Его форма напоминает ёлочку.

Условные обозначения слов для составления синквейна детьми: Слово – живой предмет (кто?) Слово – неживой предмет (что?)Слово – определение (какая? какой? какое? какие?)Слово – действие (что делает? что делают?)Предложение Слово – ассоциация

Дети сочиняют синквейны…
«Творчество дошкольника, - это создание им оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которым, самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки»И. П. Волков,


Приложенные файлы

«Применение метода синквейн в развитии речи детей старшего дошкольного возраста» Мастер-класс «Применение метода синквейн в развитии речи детей старшего дошкольного возраста» Мастер-класс Выполнила: Сизикова Н.А., воспитатель МБДОУ 48 воспитатель МБДОУ 48






Синквейн – это нерифмованное стихотворение, которое сегодня является педагогическим приёмом, направленным на решение определенной задачи. Синквейн – это нерифмованное стихотворение, которое сегодня является педагогическим приёмом, направленным на решение определенной задачи.


Правила составления синквейна: Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь). Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь). Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна. Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна. Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета. Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета. Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте. Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте. Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним. Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.








Алгоритм синквейна для детей, которые пока не умеют читать: Условные обозначения: Условные обозначения: слова-предметы (существительные) слова-предметы (существительные) слова-признаки (прилагательные) слова-признаки (прилагательные) слова-действия (глаголы) слова-действия (глаголы) слова-предметы (существительные) слова-предметы (существительные)


Составление синквейна – это форма свободного творчества, которая направлена на развитие умения находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, анализировать, делать выводы, кратно формулировать свои высказывания. Составление синквейна – это форма свободного творчества, которая направлена на развитие умения находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, анализировать, делать выводы, кратно формулировать свои высказывания.






Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все. Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все. Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности. Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности. Синквейн является игровым приемом. Синквейн является игровым приемом. Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу. Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу. Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации. Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.








Синквейн – это французское пятистишие, похожее на японские стихотворения. Синквейн – это французское пятистишие, похожее на японские стихотворения. Синквейн помогает пополнить словарный запас. Синквейн помогает пополнить словарный запас. Синквейн учит краткому пересказу. Синквейн учит краткому пересказу. Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль. Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль. Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов. Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов. Составить синквейн получается у всех. Составить синквейн получается у всех. Синквейн помогает развить речь и мышление. Синквейн помогает развить речь и мышление. Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания. Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания. Синквейн это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их Синквейн это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их Процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной Процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной


Данный метод может легко интегрироваться с другими образовательными областями программы, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат. Данный метод может легко интегрироваться с другими образовательными областями программы, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат.


Чтобы правильно составлять синквейн, важно: Иметь достаточный словарный запас в рамках темы; Иметь достаточный словарный запас в рамках темы; Владеть: Владеть: - анализом, обобщением, - понятиями: слово-предмет, слово-действие, слово-признак; уметь подбирать синонимы; уметь подбирать синонимы; Научиться правильно понимать и задавать вопросы; Научиться правильно понимать и задавать вопросы; Согласовывать слова в предложении; Согласовывать слова в предложении; Правильно оформлять свою мысль в виде предложения. Правильно оформлять свою мысль в виде предложения.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №17 общеразвивающего вида»

г. Печора

«Использование инновационной технологии Синквейн»

в речевом развитии дошкольников

(Из опыта работы)

Воспитатель: Нина Николаевна Оленева

10.11.2015г.

Практика моей работы над развитием связной речи детей показала, что в качестве эффективного средства при работе с детьми можно использовать метод наглядного моделирования. Он позволяет ребёнку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст) научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Актуальность использования наглядного моделирования в работе с детьми состоит в том, что:

? во-первых, ребёнок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но дошкольники присуща быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

? во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью;

? в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Одним из видов моделирования является синквейн . Слово синквейн (англ. Cinquain) происходит от французского слова «пять», что означает «стихотворение из пяти строк», которые пишутся по определенным правилам . В методической литературе синквейн характеризуется как эффективный метод развития образной речи . Данный метод легко интегрируется с другими образовательными областями программы, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат.

Функции синквейна.

1) Способствует речевому развитию:уточнение, активизация словаря детей,закрепление знаний о частях речи.

Учит краткому пересказу.

Учит подбирать синонимы.

2) Развивает психические процессы: внимание, мышление, память, воображение.

3) Совершенствует мелкую моторику, изобразительные умения.

4) Способствует развитию творческой активности, самостоятельности.

5) Содержит игровой момент.

6) Главное – могут составить все, но уровень составления будет разный, так как зависит от интеллекта и увлеченности данной темой.

Поэтому в своей работе по развитию связной речи детей основной акцент делаю на обучение детей составлению синквейна.

Схема составления синквейна следующая:

1 строчка (Кто? Что?) - существительное - одно ключевое слово,.

2 строчка (Какой? Какая? Какое?) - два прилагательных, характеризующих первую строчку;

3 строчка (Что делает?) – три глагола, обозначающих действие, относящееся к теме;

4 строчка - предложение, показывающее отношение автора к теме;

5 строчка – одно слово (существительное) или словосочетание –ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке.

Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас.

Работа по обучению детей составлению синквйна велась несколькими этапами.

На начальном этапе мной использовались следующие упражнения:

o «Подбери определения» - например, к слову «яблоко». Какое оно: спелое, сочное, румяное, вкусное.

o «Узнай предмет по определению»- белое, длинное, чистое, махровое … (полотенце)

o «Кто что делает?» - повар … (варит, жарит, печет); лист … (падает, кружится, летит, растет).

o «Что чем делают?» - рисуют … карандашом, мелком, углем, фломастером, кисточкой)

o «Назови часть целого» - дерево … (ствол, ветки, корень, листья); и др.

На втором этапе вводилось понятие: “слово-предмет”, предъявляется модель-существительное, модель – предмет(игрушка, картинка). Дети на этапе овладевают понятиями «живой и неживой» предмет, учатся правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы.

На третьем этапе вводилось понятие «слово, обозначающее действие предмета», тем самым готовилась платформа для последующей работы над предложением.

На четвертом этапе, давая понятие «слово, обозначающее признак предмета», дети накапливали материал для распространения предложения определением.

Использование наглядно-графических схем помогают детям быстрее усвоить эти понятия.

Начинать надо с простых понятий,знакомой темы.Например, «Игрушки»:

1.Машинка.

2.Красная, быстрая.

3.Едет, гудит, везет.

4.Я люблю играть машинками.

5.Игрушка.

Синквейн используется мною:

1) На НОД для закрепления изученной лексической темы.

2) Для закрепления понятий, усвоенных на занятиях по подготовке к обучению грамоте.

3) На НОД по развитию связной речи: используя слова из синквейна, дети придумают рассказ.

Задания для детей на составление синквейна могут быть различными:

v к одному слову-предмету по лексической теме

v к разным словам-предметам, связанных между собой лексической темой.

v составление короткого рассказа по готовому дидактическому синквейну с использованием слов и фраз, входящих в состав этого синквейна.

v коррекция и совершенствование готового синквейна

v анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы - без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить). «Составь загадку», «Отгадай загадку».

Чем выше уровень речевого развития ребенка, тем интереснее получаются синквейны. Кажущаяся простота формы этого приёма скрывает сильнейший, многосторонний инструмент для рефлексии. Ведь оценивать информацию, излагать мысли, чувства и представления в нескольких словах, на самом деле, не так-то просто даже взрослому. Это сложная и плодотворная работа.

Выводы:

§ Синквейн помогает пополнить словарный запас.

§ Синквейн учит краткому пересказу.

§ Синквейн помогает развить речь и мышление.

§ Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.

§ Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.

§ Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.

§ Синквейн - это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их).