Работа с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья. Групповая работа с родителями детей с овз

«Работа с родителями ребенка с ОВЗ»

выступление на районном межведомственном семинаре.

Цель: повысить компетентность педагогов по вопросам взаимодействия с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи:

  1. Актуализировать проблему взаимодействия школы с семьей.
  2. Познакомить с особенностями семей с ребенком с ОВЗ.
  3. Рассмотреть направления и формы работы с семьей.

План.

  1. Приветствие
  2. Проблемы
  3. Типы семей
  4. Направления работы с семьей
  5. Формы работы
  6. Заключение

В настоящее время в мире большое количество детей с ограниченными возможностями здоровья, и количество их постоянно увеличивается.

Опыт показывает, что помощь ребёнку с ОВЗ эффективна в том случае, если в её основе положены личные, человеческие отношения, что возможно лишь в условиях семьи. При этом у семьи, воспитывающей ребёнка с ОВЗ, возникает множество проблем.

Как правило с появлением в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья увеличиваются материально-бытовые, финансовые, жилищные проблемы. Анализ показал, что среди семей с детьми с ОВЗ самый большой процент составляют неполные материнские семьи. У 15 % родителей произошел развод по причине рождения ребенка-инвалида, мать не имеет перспективы вторичного замужества. Поэтому к проблемам семьи ребенка с ОВЗ прибавляются проблемы неполной семьи.

  1. Проблема, связанная с дефицитом эмоциональной поддержки, позитивных контактов, общения с людьми, которые в состоянии понять проблемы семьи. Данная проблема может быть названа «социальная изоляция».

Часто после рождения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья его семья становится малообщительной и избирательной в контактах. Она сужает круг знакомых и даже родственников по причине характерных особенностей состояния и развития больного ребёнка, а также из-за личностных установок самих родителей (страха, стыда). Нередко подобные реакции становятся результатом некорректного отношения окружающих (знакомых и незнакомых) к ребёнку и членам его семьи.

Часть матерей после рождения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья вынуждены изменять профиль своей работы или же вообще оставить её. Уход женщины с любимой работы не только лишает её заработка, но и изменяет её социальный статус, ставит в зависимое положение от мужа, от семьи.

Всё это является мощным стрессогенным фактором для членов семьи ребёнка с ограниченными возможностями здоровья и, в свою очередь, препятствуют оптимальному развитию ребёнка.

  1. Проблема построения ясной жизненной перспективы.

Основная черта семей детей с ограниченными возможностями здоровья- предвидение хронической природы кризиса и тревога в связи с неопределённой жизненной перспективой. Глядя в будущее, члены семьи не видят в нём надежды на облегчение проблем. Вместо независимости, взросления, формирования личности и отделения ребёнка от семьи, им предстоит отчаяние, постоянная зависимость и социальная изоляция. Результатом многолетнего стресса таких родителей могут стать проблемы в психическом здоровье. Думая о будущем, члены семьи должны решить, как они будут жить в особых жизненных условиях. Семье в целом и каждому её члену нужно приспособиться к ситуации неопределённого будущего, для чего необходимо открыто общаться, обсуждать свои проблемы и в некоторых случаях поступаться своими интересами.

У родителей может возникать ощущение, что взросление ребёнка таит в себе опасность. В результате может развиваться неосознанное стремление к удержанию ребёнка как можно дольше в детском состоянии, к появлению сверхконтролирующего поведения по отношению к ребёнку, к отсутствию принятия его взросления.

Многие взрослые люди с физическими нарушениями, не имеющие значительных интеллектуальных ограничений, способны вести самостоятельную жизнь при наличии помощников или особым образом переоборудованного жилья, специального оборудования или средств передвижения. Такие люди способны сами участвовать в планировании собственного будущего: некоторые из них могут активно участвовать в борьбе за максимально нормализованную жизнь.

Для взрослого, неспособного достичь подлинной независимости, существуют возможности, зависящие от места его проживания и финансовых ресурсов семьи. Один край спектра - институционализация (помещение в интернат), другой -различные формы совместного проживания.

Большинство родителей детей с ОВЗ начинают беспокоиться о будущем ребёнка, как только понимают, что с ребёнком что-то не так. Однако в период младенчества и детства родители различают рационалистические объяснения, которые позволяют им смотреть в будущее с надеждой, или просто стараются об этом не думать. Вплоть до достижения детьми среднего подросткового возраста большинство родителей детей с ОВЗ принимают идеологию жизни «одним днём».

  1. Проблема, касающаяся недостатка и знаний и навыкв, касающихся решения проблем взаимодействия с ребёнком.

Родителям часто не хватает информации о закономерностях развития детей, которые определяют развитие как типично развивающих детей, так и детей с ОВЗ. Члены семьи нуждаются в знаниях о том, как правильно построить взаимодействие с ребёнком, и в обучении конкретным навыкам этого взаимодействия.

Так, например, у родителей детей с ограниченными возможностями здоровья часто вырабатывается гиперопекающий стиль воспитания, когда родителям трудно в чём-то отказать ребёнку, не обижая его и не испытывая при этом чувства вины. Также родителей может затруднять предъявление каких-либо требований к ребёнку. Всё это ведёт к формированию патологических черт характера у ребёнка.

  1. Постоянное психофизиологическое напряжение и стресс, связанные с проблемами здоровья ребёнка.

Как правило, родители детей с ограниченными возможностями здоровья испытывают тяжёлый стресс, который способен значительно снизить уровень энергии индивида, привести к снижению когнитивных способностей, постоянным неудачам, снижению иммунитета и различным заболеваниям.

Для смягчения стресса родителям важно знать особенности своего состояния, способы снятия напряжения и уметь пользоваться ресурсами, которые они могут найти с помощью группы поддержки.

Обнаружение у ребенка дефекта развития почти всегда вызывает у родителей тяжелое стрессовое состояние. Выделяют четыре фазы развития данного стрессового состояния:

  1. «Шок ». Характеризуется состоянием растерянности родителей, возникновением чувства собственной неполноценности, беспомощности, страха, агрессии и отрицания. Члены семьи ищут «виновного». Иногда агрессия обращается на новорожденного, мать испытывает к нему негативные чувства, видя, что он не такой, как другие дети. Мать также может чувствовать себя виноватой за рождение ребенка с ОВЗ.
  2. Развитие неадекватного отношения к дефекту. Характеризуется негативизмом и отрицанием поставленного диагноза, что является своеобразной защитной реакцией родителей ребенка.
  3. «Частичное осознание дефекта ребенка ». Возникает чувство хронической печали и скорби по желанному здоровому ребенку. Родители начинают понимать, что они ответственны за ребенка, но чувствуют себя беспомощными в вопросах воспитания и ухода. Начинается поиск советов у специалистов.
  4. «Развитие социально-психологической адаптации всех членов семьи ». Родители смиряются с произошедшим, принимают ситуацию и начинают жить с учетом того, что в семье есть ребенок с ОВЗ.

Можно выделить 3 типа семей по реакции родителей на появление ребенка-инвалида: с пассивной реакцией, связанной с недопониманием существующей проблемы; с гиперактивной реакцией, когда родители усиленно лечат, находят «докторов-светил», дорогостоящие лекарства, ведущие клиники и т.д.; со средней рациональной позицией: последовательное выполнение всех инструкций, советов врачей, психологов. В своей работе социальный работник должен опираться на позиции 3-го типа семьи.

Направления работы:

  1. Вооружение родителей практическими приемами коррекции дефектов развития ребёнка с ОВЗ.
  2. Поддержка и повышение социального статуса семей.
  3. умений психологической защиты и самовосстановления.
  4. Повышение психолого-педагогической грамотности родителей.
  5. Оптимизация детско-родительских отношений.
  6. обучение родителей специальным приемам, необходимым для проведения занятий с ребенком в домашних условиях;
  7. обучение родителей воспитательным приемам, необходимым для коррекции дезадаптивных черт личности ребенка;
  8. коррекция понимания родителями проблем их ребенка — преувеличения или, наоборот, отрицания наличия проблем;
  9. коррекция неконструктивных форм поведения родителя (агрессии, истерических проявлений, неадекватных поведенческих реакций);
  10. коррекция позиции родителей — переход в позицию поиска реализации возможностей ребенка.

Формы организации психолого-педагогической помощи семье .

  1. Индивидуальные формы работы.

Беседы и консультации специалистов. Это практическая помощь родителям детей с ограниченными возможностями здоровья, суть которой заключается в поиске решений проблемных ситуаций психологического, воспитательно-педагогического, медико-социального и т. п. характера. Рассматривая консультирование как помощь родителям в налаживании конструктивных отношений со своим ребенком, а также как процесс информирования родителей о нормативно-правовых аспектах будущего семьи, вытаскивания их из «информационного вакуума», прогнозирования возможностей развития и обучения ребенка, можно выделить несколько моделей консультирования, самой адекватной из которых является трехсторонняя модель, предусматривающая ситуацию, когда во время консультации родителей я самого ребенка;

семейное консультирование (психотерапия): специалист оказывает поддержку в преодолении эмоциональных нарушений в семье, вызываемых появлением особого ребенка. В ходе занятий применяются такие методы, как психодрама, гештальттерапия, трансактный анализ. Эти методы способствуют формироконсультант должен оценивать и учитывать характер проблем и уровень актуального развитиванию психологического и физического здоровья, адаптации в обществе, принятию себя, эффективной жизнедеятельности;

индивидуальные занятия с ребенком в присутствии матери : подбираются эффективные методы воспитательно-педагогического воздействия на ход психического развития самого ребенка и результативные способы обучения родителей коррекционно-развивающим технологиям.

Родительский час . Проводится педагогом один раз в неделю во второй половине дня. - информирование родителей ходе образовательной работы с ребенком.

Переписка или “Служба доверия”. Работу службы обеспечивают администрация и психолог. Служба работает с персональными и анонимными обращениями и пожеланиями родителей.

  1. Коллективные формы взаимодействия.

Общие родительские собрания.

Информирование и обсуждение с родителями задачи и содержание коррекционно-образовательной работы;

Решение организационных вопросов;

Информирование родителей по вопросам взаимодействия ДОУ с другими организациями, в том числе и социальными службами.

Групповые родительские собрания .

Обсуждение с родителями задач, содержания и форм работы;

Сообщение о формах и содержании работы с детьми в семье;

Решение текущих организационных вопросов.

Тематические доклады, плановые консультации, семинары.

Знакомство и обучение родителей формам оказания психолого-педагогической помощи со стороны семьи детям с проблемами в развитии;

Ознакомление с задачами и формами подготовки детей к школе.

Проведение детских праздников и развлечений. Подготовкой и проведением праздников занимаются специалисты с привлечением родителей.

Поддержание благоприятного психологического микроклимата в группах и распространение его на семью.

Повышение психолого-педагогической компетентности родителей эффективнее проходит в рамках мероприятий родительского всеобуча .

В практической деятельности организация всеобуча родителей детей с ОВЗ осуществляется с помощью группы следующих методов:

Информационные методы: информационные тексты, устные информационные сообщения, информационные лекции, собрания, семинары.

Проблемные методы: проблемные лекции-диалоги, круглые столы, тренинги, дискуссии, тренинги, ролевые игры, детско-родительские мероприятия, тематические недели семьи, семейные клубы, акции.

Психотерапевтические методы: релаксации, визуализации, элементов арт-терапии, сказкотерапии.

  1. Формы наглядного информационного обеспечения.

Информационные стенды и тематические выставки . Стационарные и передвижные стенды и выставки размещаются в удобных для родителей местах.

Информирование родителей об организации коррекционно-образовательной работы в ОУ.

Выставки детских работ . Проводятся по плану воспитательно-образовательной работы.

Привлечение и активизация интереса родителей к продуктивной деятельности своего ребенка.

Открытые занятия специалистов и учителей . Задания и методы работы подбираются в форме, доступной для понимания родителями.

Создание условий для объективной оценки родителями успехов своих детей;

Наглядное обучение родителей методам и формам дополнительной работы с детьми в домашних условиях.

Участие в таких занятиях, стимулирует родителей, вдохновляет их. Здесь они учатся не только содержательному взаимодействию со своим ребёнком, но и осваивают новые методы и формы общения с ним. Кроме того, на занятиях родители учатся приводить в соответствие возможности ребёнка и свои требования к нему.

В результате такой работы: родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы; убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребёнка ведёт к успеху; формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка.

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья - это деятельность, направленная на актуализацию коррекционных ресурсов семьи, обеспечивающих эффективность ее функционирования, особенно в периоды кризисов, связанных с воспитанием и развитием ребенка с ограниченными возможностями здоровья, что позволяет создавать соответствующее возрасту ребенка коррекционно-развивающее пространство, формировать и реализовывать адекватные потребностям ребенка стратегии воспитания, базирующиеся на конструктивных родительских установках и позициях по отношению к нему.

Среди причин невысокой результативности коррекционной работы с семьей, можно назвать и личностные установки родителей, которые в психотравмирующей ситуации препятствуют установлению гармоничного контакта с ребенком и окружающим миром. К подобным неосознаваемым установкам могут быть отнесены:

  1. Неприятие личности ребенка;
  2. Неконструктивные формы взаимоотношений с ним;
  3. Страх ответственности;
  4. Отказ от понимания существования проблем в развитии ребенка, их частичное или полное отрицание;
  5. Гиперболизация проблем ребенка;
  6. Вера в чудо;
  7. Рассмотрение рождения больного ребенка как наказание за что-либо;
  8. Нарушение взаимоотношений в семье после его рождения.

Воспитание уверенности в себе у ребенка с ОВЗ — важнейший педагогический принцип. Ребенка необходимо научить методам компенсации неблагоприятных последствий заболевания или травм. Компенсации можно добиться, если уравновесить потери за счет его личных сильных сторон. Задача родителей помочь ребенку обнаружить эти сильные стороны, научить пользоваться ими Воспитание уверенности в себе у ребенка-инвалида — важнейший педагогический принцип. Ребенка необходимо научить методам компенсации неблагоприятных последствий заболевания или травм. Компенсации можно добиться, если уравновесить потери за счет его личных сильных сторон. Задача родителей помочь ребенку обнаружить эти сильные стороны, научить пользоваться ими.

Понятие «ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ )» можно разделить на две категории. Одна группа таких детей — это дети с врожденными нарушениями работы различных органов чувств, с физическими недостатками или умственно отсталые дети.

Другая группа детей — это те, кто вошел в группу лица с ограничениями по состоянию здоровья в результате длительной болезни . Воспитание ребенка с отклонениями в развитии независимо от характера и сроков его заболевания или травмы нарушает весь привычный ритм жизни семьи.

Заболевание ребенка чаще всего приводит к глубокой и продолжительной социальной дезадаптации всей семьи.

Обнаружение у ребенка дефекта развития почти всегда вызывает у родителей тяжелое стрессовое состояние. Выделяют четыре фазы развития данного стрессового состояния:

1. «Шок ». Характеризуется состоянием растерянности родителей, возникновением чувства собственной неполноценности, беспомощности, страха, агрессии и отрицания. Члены семьи ищут «виновного». Иногда агрессия обращается на новорожденного, мать испытывает к нему негативные чувства, видя, что он не такой, как другие дети. Мать также может чувствовать себя виноватой за рождение ребенка с ОВЗ.

2. Развитие неадекватного отношения к дефекту. Характеризуется негативизмом и отрицанием поставленного диагноза, что является своеобразной защитной реакцией родителей ребенка.

3. «Частичное осознание дефекта ребенка ». Возникает чувство хронической печали и скорби по желанному здоровому ребенку. Родители начинают понимать, что они ответственны за ребенка, но чувствуют себя беспомощными в вопросах воспитания и ухода. Начинается поиск советов у специалистов.

4. «Развитие социально-психологической адаптации всех членов семьи ». Родители смиряются с произошедшим, принимают ситуацию и начинают жить с учетом того, что в семье есть ребенок с ОВЗ.

Однако до четвертой фазы, несущей позитивный заряд в последующем развитии семьи, доходят далеко не все семьи детей с ОВЗ. Существует множество семей, которые так и не достигают стабилизации. На семью с ребенком с ОВЗ наваливаются медицинские, экономические и социально-психологические проблемы, которые приводят к ухудшению качества жизни, возникновению семейных и личных проблем. Не выдержав трудностей, родители могут самоизолироваться, они отгораживаются от близких, друзей и знакомых, предпочитая переносить свое горе в одиночку.

В этом случае должна быть помощь со стороны родственников и друзей. Но часто родственники и знакомые, узнав о болезни ребенка, также испытывают психологический стресс. Часть из них начинает избегать встреч с родителями ребенка с ОВЗ. Причины такого избегания коренятся как в боязни собственных чувств и эмоции, так и в боязни чувств родителей данного ребенка. Не зная, как помочь и боясь быть бестактными, родственники и знакомые порой предпочитают отмалчиваться, делать вид, что они не замечают сложившейся ситуации. Все это только усугубляет тяжелое положение родителей данного ребенка.

Другие дети, если они есть в семье, оказываются лишенными внимания. Кроме того, часто родители ребенка с ОВЗ из страха, что несчастье может повториться, накладывают внутренний запрет на репродуктивную функцию.

Многие родители надеются на чудесное исцеление ребенка и ищут все новых врачей или какую-то особенную, самую лучшую, больницу. В таких семьях не формируются правильные представления о положении ребенка, возможностях его лечения и развития. Родители не могут прийти к адекватному осознанию сложившейся ситуации. Они часто выбирают две крайности. Одни решают всю жизнь без остатка посвятить служению ребенку, кому-то свойственно постоянно перекладывать вину и ответственность на других — и для этого они преследуют и постоянно уличают в ошибках и невнимательности врачей, социальных работников, учителей. Некоторые родители делают и то и другое.

Такие семьи более других подвержены конфликтам и распаду. В них деформируются сложившийся стиль внутрисемейных отношений; система отношений с окружающим миром; особенности миропонимания и жизненных ориентаций каждого из родителей.

Жизненные ориентации деформируются по разному у матерей и отцов. Матери находятся с детьми постоянно. Ребенок с ОВЗ требует от матери гораздо больше затрат времени и энергии, чем обычный ребенок, он связывает мать по рукам и ногам. Матери часто жалуются на обилие повседневных забот, связанных с ребенком, что ведет к повышенной физической и моральной нагрузке, подтачивает их силы и вызывает запредельное утомление. Часто для таких матерей свойственны снижение психического тонуса и заниженная самооценка. Они утрачивают радость жизни, отказываются от дальнейшей профессиональной карьеры. Жизненные обстоятельства переживаются как чувство невозможности реализации собственных жизненных планов, как потеря интереса к себе как к женщине и личности.

У отцов детей с ОВЗ зачастую наблюдается другая тенденция: отец не принимает ребенка с нарушениями по состоянию здоровья и постепенно отдаляется от семьи. Он холодно относится к ребенку, отказывая ему в любви и поддержке.

Подобное отношение к ребенку со стороны отца травмирует мать ребенка, понижает ее самооценку, способствует формированию невротичных черт личности и психосоматических заболеваний. Статус супруга в сознании матери снижается. Неприятие отцом ребенка становится причиной отчуждения жены от мужа. Женщина стремится восполнить своим материнским теплом отсутствие любви и заботы со стороны отца. Посвящая свою жизнь ребенку, она постепенно отдаляется от супруга, что приводит к разрыву супружеских взаимоотношений и разводу.

Развод родителей является достаточно частым и печальным следствием появления в семье ребенка с ОВЗ. Появление ребенка с ОВЗ не всегда является прямой и единственной причиной развода. Чаще всего родители детей с ОВЗ, объясняя причину развода, ссылаются на испортившийся характер супруги (или супруга), на отсутствие взаимопонимания, частые ссоры и, как следствие, возникшее охлаждение чувств.

Исследования говорят о наличии трех типов родителей детей с ОВЗ.

Эти родители характеризуется активной жизненной позицией, они во всем стремятся руководствоваться своими собственными убеждениями. Убеждения и советы родственников или специалистов для них не являются решающим аргументом. Такие родители имеют устойчивое желание найти выход из создавшегося положения, справиться с проблемами и облегчить положение ребенка. Они направляют свои усилия на поиски лучшего врача, хорошей больницы, наилучшего метода лечения. Они также обращаются к хорошим педагогам, знаменитым экстрасенсам и народным целителям. Их усилия направлены на преодоление возникающих преград. Именно родители авторитарного типа организуют родительские общества и устанавливают тесные контакты с аналогичными родительскими организациями за рубежом. Эти родители стремятся решать проблему в целом. Их цель: оздоровление, обучение и социальная адаптация ребенка.

Однако авторитарные родители часто выдвигают нереальные требования к своему ребенку, не понимая его реальных возможностей. Некоторая часть таких родителей склонна не замечать особенности развития своих детей. Они считают, что специалисты предъявляют к их ребенку завышенные требования. Специалистам бывает сложно общаться с этими родителями, так как они склонны противопоставлять себя социальной среде и не соглашаться с общественным мнением.

Канал эмоционального отреагирования проблемы у них переведен во внешний план переживаний и проявляется в виде скандалов, агрессии и крика.

Авторитарные родители склонны излишне опекать своих детей, не давая им возможности научиться отвечать за свои действия и за свою жизнь. Они часто не учитывают реальные интересы и потребности своих детей (в том числе и в вопросах профессионального обучения), так как привыкли прислушиваться только к своему собственному мнению.

2. Родители невротического типа

Этому типу родителей присуща пассивная личностная позиция, они склонны фиксироваться на отсутствии выхода из создавшегося положения. У них, как правило, не формируется тенденция к преодолению возникших проблем, и они не верят в возможность улучшения состояния здоровья своего ребенка. Самих себя подобные родители оправдывают тем, что у них нет указаний со стороны специалистов, родственников или друзей на то, что с ребенком следует делать. Такие родители склонны пассивно идти по жизни. У них нет понимания того, что ряд проблем их ребенка является вторичным и связан не с самим заболеванием, а с их родительской и педагогической несостоятельностью.

Как и авторитарные родители, они бывают склонны к чрезмерной опеке и стремятся оградить своего ребенка от всех возможных проблем, даже от тех, с которыми он может справиться собственными силами. Такие родители непоследовательны во взаимоотношениях с ребенком, у них отсутствует необходимая требовательность, они склонны идти на уступки ребенку. Вследствие этого у них часто возникают трудности в вопросах послушания ребенка.

В личности таких родителей зачастую преобладают истерические, тревожно-мнительные и депрессивные черты. Они склонны избегать трудных жизненных ситуаций и решений, отказываются от реального решения возникающих проблем. По отношению к ребенку они демонстрируют повышенную тревожность, постоянно опасаются чего-то, что может повредить их ребенку. Подобная тревожность может передаваться ребенку, становясь причиной формирования у него невротических черт характера.

Собственное личностное бессилие не позволяет таким родителям смотреть позитивно на свое будущее и на будущее ребенка. Жизнь воспринимается ими как несчастливая, загубленная рождением ребенка с ОВЗ. Матери подобного типа ощущают себя не сумевшими реализоваться в семье и в профессии. Будущее ребенка представляется им бесперспективным и трагическим.

Канал эмоционального отреагирования проблемы, подавляющей их психику, у них переведен во внешний план переживаний и проявляется в виде истерик и слез.

3. Родители психосоматического типа

У этих родителей проявляются черты, присущие родителям как первого, так и второго типа. Им свойственны более частые смены эмоциональных состояний: то радость, то депрессия. У некоторых из них хорошо заметна тенденция к доминированию, как и у авторитарных родителей, но они не устраивают скандалов и в большинстве случаев ведут себя корректно.

Канал эмоционального отреагирования проблемы у данной категории родителей переведен во внутренний план переживаний. Проблемы с ребенком, часто скрываемые от посторонних, переживаются ими изнутри. Такой тип реагирования на проблемы становится причиной расстройства здоровья и психики, возникающего как психосоматические нарушения.

Для этих родителей характерно стремление посвятить свою жизнь и свое здоровье своему ребенку. Все усилия направляются на оказание ему помощи. Матери подобного типа могут все свое время посвящать ребенку, максимально напрягая и изнуряя себя. Этим родителям свойственно жалеть ребенка, и они также склонны гиперопекать своих детей.

Психосоматичные родители, так же как и родители авторитарного типа, стремятся найти для своего ребенка лучших специалистов. В ряде случаев они сами становятся таковыми, активно участвуют в деятельности детских образовательных учреждений, получают профессиональное образование, меняя профессию в соответствии с нуждами их ребенка. Некоторые из них становятся выдающимися специалистами в данной области.

Понимание типологии личностных изменений родителей детей с ОВЗ позволяет определить набор необходимых психокоррекционных средств, направленных на оказание помощи семьям.

Психологические особенности родителей детей с ОВЗ различаются также в соответствии с тем, к какой категории ЛОВЗ относятся их дети.

В качестве психотравмирующего фактора, определяющего личностные особенности родителей детей с ОВЗ, выступает комплекс психических, сенсорных, речевых, двигательных и эмоционально-личностных расстройств, характеризующих ту или иную категорию детей с ОВЗ. Выраженность нарушений, их стойкость, длительность и необратимость также в значительной мере влияют на глубину переживаний родителей и их личностную деформацию.

В значительной мере на психологические особенности родителей влияет наличие или отсутствие внешней выраженности нарушения здоровья у их ребенка. Можно говорить о двух больших группах родителей.

Дети родителей первой группы имеют внешне незаметные нарушения здоровья (например, соматические заболевания, болезни суставов), хорошо адаптируются к обучению в образовательном учреждении, имеют хорошую успеваемость по предметам и включены в общение со здоровыми сверстниками.

Дети родителей второй группы имеют внешне выраженные нарушения — это, например, опорно-двигательные нарушения (ДЦП, деформация рук), умственная недостаточность. Такие дети адаптацию к учебе проходят достаточно тяжело, их успеваемость по предметам часто низкая, а общение со сверстниками ограниченно.

Исследования показывают, что наиболее травмирующими психику родителей являются внешне выраженные нарушения, например заметные внешне двигательные расстройства у детей с ДЦП. Эти расстройства сопровождаются внешней уродливостью: обезображенная фигура ребенка, гримасы, характерные нарушения речи, модуляции голоса, постоянная саливация привлекают внимание окружающих и, таким образом, в значительной мере травмируют сознание родителей ребенка.

Родители и первой и второй групп переживают по поводу социальной адаптации их детей в основных сферах: профессиональной и семейной. Однако при этом сравнение представлений родителей первой и второй групп о возможных профессиональных перспективах их детей показывает значительную разницу. Если родители первой группы больше ориентированы на успех, достижения, перспективы своих детей, то у родителей второй группы преобладают представления, связанные с приспособлением их детей к существующим условиям, и страхи по поводу их возможного неуспешного профессионального и семейного будущего.

При этом значительная часть родителей первой группы считают, что они должны сами контролировать своих детей в связи с их заболеванием. Данное представление базируется на страхе родителей за жизнь и здоровье своего ребенка.

Представления значительной части родителей второй группы направлены на ожидание помощи от общества и специалистов. Они не рассчитывают на свои собственные силы. Выбранный ими способ поведения носит характер приспособления, решение проблем идет за счет поиска людей и организаций, которые смогут помочь ребенку.

Таким образом, наличие или отсутствие внешне выраженного дефекта у ребенка с ОВЗ в значительной степени влияет на представления родителей о профессиональном будущем их детей. При этом у родителей первой группы представления о профессиональной карьере их детей направлены на возможные достижения. А у родителей второй группы представления о профессиональной карьере в основном сконцентрированы на опасениях по поводу возможных неудач и возможной социальной изоляции их детей.

Однако между родителями детей с ОВЗ есть и достаточное сходство. Многие из них считают, что наличие у их ребенка заболевания повлияло на неуспешность их собственной профессиональной карьеры. Одинокие матери также и неудачи в своей личной жизни связывают с наличием заболевания у их детей. Таким образом, многие родители лиц с ОВЗ склонны связывать свои жизненные неудачи с заболеванием их ребенка. Такая позиция родителей часто отрицательно сказывается на самооценке их детей.

Для обеспечения конструктивного взаимодействия с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо использовать различные формы работы — как групповые, так и индивидуальные. Целью подобной работы должно стать формирование у родителей детей с ограниченными возможностями здоровья адекватного образа собственного ребенка и реальных представлений о возможностях развития его профессиональной карьеры. Кроме того, необходимо проводить формирование у родителей детей с ограничениями по состоянию здоровья адекватных представлений о возможностях их собственного вклада в профессиональное обучение их детей.

Для реализации данных целей следует при взаимодействии с родителями детей с ОВЗ решать следующие задачи:

1) формировать у родителей адекватные представления как о возможностях, так и об ограничениях их детей в процессе их профессионального обучения и последующего построения профессиональной карьеры;

2) создавать у родителей понимание того, что они должны формировать у своих детей ответственность за себя самого, умение самостоятельно принимать жизненно важные решения;

3) формировать у родителей понимание того, что их собственные жизненные неудачи или успехи не зависят напрямую от заболевания их ребенка.

Родительская неадекватность в принятии ребенка с ОВЗ, недостаточность эмоционально-теплых отношений часто провоцируют развитие у детей неэффективных форм взаимодействия с социумом и формируют дезадаптивные черты личности. Преобладающими негативными личностными чертами становятся агрессивность, конфликтность, тревожность, отгороженность от окружающего мира, коммуникативные нарушения.

В связи с этим необходимо реализовывать следующие направления работы с родителями детей с ОВЗ:

1) обучение родителей специальным приемам, необходимым для проведения занятий с ребенком в домашних условиях;

2) обучение родителей воспитательным приемам, необходимым для коррекции дезадаптивных черт личности ребенка;

3) коррекция понимания родителями проблем их ребенка — преувеличения или, наоборот, отрицания наличия проблем;

4) коррекция неконструктивных форм поведения родителя (агрессии, истерических проявлений, неадекватных поведенческих реакций);

5) коррекция позиции родителей — переход в позицию поиска реализации возможностей ребенка.

Различают несколько кризисных периодов в жизни родителей детей с ОВЗ.

1-й период когда родители узнают, что их ребенок имеет ограничения по состоянию здоровья. Это может произойти в первые часы или дни после рождения ребенка; в первые три года жизни ребенка; при поступлении в школу.

2-й период когда ребенок постепенно осознает, что он не такой, как все.

3-й период когда встает вопрос получения профессии и последующего трудоустройства. Родители все чаще думают о том, что же будет с их ребенком, когда их не станет.

Каждый из этих периодов может стать источником сильной личностной деформации родителей ребенка с ОВЗ. Именно в эти периоды помощь специалистов становится особенно актуальной.

Литература

Вроно Е.М. Несчастливые дети — трудные родители: наблюдения детского психиатра. — М., 1997.

Дрожжина Е.С. Сопровождение профессиональной карьеры лиц с ограниченными возможностями здоровья. — М., 2008.

Левченко И.Ю. , Ткачева В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. — М., 2008.

Солнцева В.А.

Одним из важных направлений в деятельности психолого-педагогической службы является работа с семьями (родителями) детей с ОВЗ. Работе с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется достаточно большое внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении определённых вопросов: воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формы и методы работы с родителями детей

С ограниченными возможностями здоровья

Одним из важных направлений в деятельности психолого-педагогической службы является работа с семьями (родителями) детей с ОВЗ.

Работе с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется достаточно большое внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении определённых вопросов: воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества.

Что же значить работать с родителями? Сотрудничество, включение, участие, обучение, партнерство - эти понятия обычно используются для определения характера взаимодействий.

Процесс реализации поддержки родителей является длительным и требует обязательного комплексного участия всех специалистов, наблюдающих ребенка (педагог-психолог, учитель-дефектолог, врач, психолог и др.).

Цель психолого-педагогической работы с родителями таких детей: повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество.

Для решения данной цели в работе поставлен ряд задач:

1. Научить родителей эффективным способам взаимодействия с ребёнком;

2. Вооружить необходимыми знаниями и умениями в области педагогики и психологии развития;

3. Сформировать адекватную самооценку.

Среди причин невысокой результативности коррекционной работы с семьей, можно назвать и личностные установки родителей, которые в психотравмирующей ситуации препятствуют установлению гармоничного контакта с ребенком и окружающим миром. К подобным неосознаваемым установкам могут быть отнесены:

1. Неприятие личности ребенка;

2. Неконструктивные формы взаимоотношений с ним;

3. Страх ответственности;

4. Отказ от понимания существования проблем в развитии ребенка, их частичное или полное отрицание;

5. Гиперболизация проблем ребенка;

6. Вера в чудо;

7. Рассмотрение рождения больного ребенка как наказание за что-либо;

8. Нарушение взаимоотношений в семье после его рождения.

Проблемы, которые волнуют родителей, могут включать вопросы обучения и воспитания детей, формирования у них нормативных правил поведения, а также многие личностные проблемы, в которые погружен родитель ребенка с ОВЗ.

Принципы работы с родителями детей с ОВЗ

1. Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий.

2. Гуманно-личностный – всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них.

3. Принцип комплексности – психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте педагога-психолога с учителем-дефектологом, воспитателем, муз. руководителем, родителями.

4. Принцип доступности

Направления воспитательной работы:

  1. Вооружение родителей практическими приемами коррекции дефектов развития ребёнка с ОВЗ
  2. Поддержка и повышение социального статуса семей
  3. Профилактика эмоционального выгорания родителей, формирование умений психологической защиты и самовосстановления.
  4. Повышение психолого-педагогической грамотности родителей
  5. Оптимизация детско-родительских отношений

Формы организации психолого-педагогической помощи семье .

1. Индивидуальные формы работы.

1.1. Беседы и консультации специалистов. Это практическая помощь родителям детей с ограниченными возможностями здоровья, суть которой заключается в поиске решений проблемных ситуаций психологического, воспитательно-педагогического, медико-социального и т. п. характера. Рассматривая консультирование как помощь родителям в налаживании конструктивных отношений со своим ребенком, а также как процесс информирования родителей о нормативно-правовых аспектах будущего семьи, вытаскивания их из «информационного вакуума», прогнозирования возможностей развития и обучения ребенка, можно выделить несколько моделей консультирования, самой адекватной из которых является трехсторонняя модель, предусматривающая ситуацию, когда во время консультации родителей консультант должен оценивать и учитывать характер проблем и уровень актуального развития самого ребенка;

семейное консультирование (психотерапия): специалист оказывает поддержку в преодолении эмоциональных нарушений в семье, вызываемых появлением особого ребенка. В ходе занятий применяются такие методы, как психодрама, гештальттерапия, трансактный анализ. Эти методы способствуют формированию психологического и физического здоровья, адаптации в обществе, принятию себя, эффективной жизнедеятельности;

индивидуальные занятия с ребенком в присутствии матери : подбираются эффективные методы воспитательно-педагогического воздействия на ход психического развития самого ребенка и результативные способы обучения родителей коррекционно-развивающим технологиям;

1.2. Родительский час. Проводится учителями-дефектологами один раз в неделю во второй половине дня. - информирование родителей ходе образовательной работы с ребенком.

1.3. Переписка или “Служба доверия”. Работу службы обеспечивают администрация и психолог. Служба работает с персональными и анонимными обращениями и пожеланиями родителей.

2. Коллективные формы взаимодействия.

2.1. Общие родительские собрания.

Информирование и обсуждение с родителями задачи и содержание коррекционно-образовательной работы;

Решение организационных вопросов;

Информирование родителей по вопросам взаимодействия ДОУ с другими организациями, в том числе и социальными службами.

2.2. Групповые родительские собрания.

Обсуждение с родителями задач, содержания и форм работы;

Сообщение о формах и содержании работы с детьми в семье;

Решение текущих организационных вопросов.

2.3. “День открытых дверей”.

Знакомство с ДОУ, направлениями и условиями его работы.

2.4. Тематические доклады, плановые консультации, семинары.

Знакомство и обучение родителей формам оказания психолого-педагогической помощи со стороны семьи детям с проблемами в развитии;

Ознакомление с задачами и формами подготовки детей к школе.

2.5. Проведение детских праздников и развлечений. Подготовкой и проведением праздников занимаются специалисты с привлечением родителей.

Поддержание благоприятного психологического микроклимата в группах и распространение его на семью.

2.6. Повышение психолого-педагогической компетентности родителей эффективнее проходит в рамках мероприятий родительского всеобуча.

В практической деятельности организация всеобуча родителей детей с ОВЗ осуществляется с помощью группы следующих методов:

1. Информационные методы: информационные тексты, устные информационные сообщения, информационные лекции, собрания, семинары.

2. Проблемные методы: проблемные лекции-диалоги, круглые столы, тренинги, дискуссии, тренинги, ролевые игры, детско-родительские мероприятия, тематические недели семьи, семейные клубы, акции.

3. Психотерапевтические методы: релаксации, визуализации, элементов арт-терапии, сказкотерапии.

3. Формы наглядного информационного обеспечения.

3.1. Информационные стенды и тематические выставки. Стационарные и передвижные стенды и выставки размещаются в удобных для родителей местах.

Информирование родителей об организации коррекционно-образовательной работы в ДОУ.

3.2. Выставки детских работ. Проводятся по плану воспитательно-образовательной работы.

Привлечение и активизация интереса родителей к продуктивной деятельности своего ребенка.

3.3. Открытые занятия специалистов и воспитателей. Задания и методы работы подбираются в форме, доступной для понимания родителями.

Создание условий для объективной оценки родителями успехов своих детей;

Наглядное обучение родителей методам и формам дополнительной работы с детьми в домашних условиях.

Участие в таких занятиях, стимулирует родителей, вдохновляет их. Здесь они учатся не только содержательному взаимодействию со своим ребёнком, но и осваивают новые методы и формы общения с ним. Кроме того, на занятиях родители учатся приводить в соответствие возможности ребёнка и свои требования к нему.

В результате такой работы: родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы; убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребёнка ведёт к успеху; формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка.

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья – это деятельность, направленная на актуализацию коррекционных ресурсов семьи, обеспечивающих эффективность ее функционирования, особенно в периоды кризисов, связанных с воспитанием и развитием ребенка с ограниченными возможностями здоровья, что позволяет создавать соответствующее возрасту ребенка коррекционно-развивающее пространство, формировать и реализовывать адекватные потребностям ребенка стратегии воспитания, базирующиеся на конструктивных родительских установках и позициях по отношению к нему.

Принципы Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий. Гуманно-личностный – всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них. Принцип комплексности – психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте педагога-психолога с учителем-дефектологом, воспитателем, муз. руководителем, родителями. Принцип доступности

Вооружение родителей практическими приемами коррекции дефектов развития ребёнка с ОВЗ Профилактика эмоционального выгорания родителей, формирование умений психологической защиты и самовосстановления.

Посещение на дому Беседы и консультации И ндивидуальные занятия с ребенком в присутствии матери Переписка

Коллективные Классные родительские собрания Общие родительские собрания С еминары Дни открытых дверей Проведение детских праздников и развлечений Родительский всеобуч

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья – это деятельность, направленная на актуализацию коррекционных ресурсов семьи, обеспечивающих эффективность ее функционирования, особенно в периоды кризисов, связанных с воспитанием и развитием ребенка с ограниченными возможностями здоровья, что позволяет создавать соответствующее возрасту ребенка коррекционно-развивающее пространство, формировать и реализовывать адекватные потребностям ребенка стратегии воспитания, базирующиеся на конструктивных родительских установках и позициях по отношению к нему

Спасибо за внимание


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Вилюйская средняя общеобразовательная школа им. Героя Советского Союза Николая Саввича Степанова"

Работа с родителями детей с ОВЗ

Выполнил а: Сергеева А.А.

Учитель коррекционных классов VIII вида

г. Вилюйск

Организационные формы помощи родителям

Ребенок растет и развивается в семье, получает «из рук и уст матери» определенную сумму знаний, которая является основой формирования в детском сознании понимания особенностей окружающего пространства, навыков самообслуживания, взаимоотношений с людьми. Воспитательная работа родителей в семье – это, прежде всего, самовоспитание. Следовательно, каждому родителю нужно учиться быть педагогом, учиться принимать свое дитя таким, какой он есть, учиться управлять взаимоотношениями с ребенком. Но не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие не умеют этого делать, третьи не понимают зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная педагогическая помощь, которая поможет в определении верного пути: как воспитывать, чему учить, как учить. Сотрудничество семьи и педагога является необходимым условием успешного коррекционно – воспитательного воздействия на развитие ребенка.

Задачами консультативно – просветительской и профилактической работы с родителями являются:

– профилактика вторичных, третичных нарушений в развитии ребенка;

– профилактика перегрузок, выбор адекватного психофизическому развитию ребенка режима труда и отдыха в образовательном учреждении и дома;

– оказание профессиональной помощи в вопросах воспитания, в решении возникающих проблем;

– выбор стратегии взаимоотношений с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, структуры нарушения его развития;

– подготовка и включение родителей (близких людей) в процесс решения коррекционно – воспитательных задач, реализацию индивидуальных комплексных программ коррекции развития.

При изучении семьи и установлении контактов с ее членами использую следующие методы: анкетирование, опрос, беседа с членами семьи, наблюдение за ребенком (целенаправленное и спонтанное), метод создания педагогических ситуаций, запись вопросов родителей, сочинение родителей на тему «Мой ребенок», фиксация дня ребенка.

Для проведения консультативно – просветительской и профилактической работы использую следующие организационные формы:

Индивидуальное консультирование по обращениям, по итогам обследования;

Обучающее консультирование (разъяснение этапов коррекционной программы, демонстрация приемов коррекционной работы, демонстрация коррекционно – развивающих заданий, игр и упражнений);

Этапное консультирование (корректировка программ развития и коррекции, сбор дополнительных сведений о ребенке, получение «обратной связи»).

В зависимости от цели, консультирование провожу в виде беседы, беседы с использованием анкетирования, как обучение приемам коррекционной работы, оформления рекомендаций.

Самой оптимальной формой коррекционно – воспитательной работы с родителями является индивидуальная работа, которая включает в себя: индивидуальное консультирование .

Первого этапа работы–создание доверительных, откровенных отношений с родителями, (отрицающими возможность и необходимость сотрудничества). С этой целью использую беседу.

Второй этап провожу по итогам всестороннего обследования ребенка. На этом этапе ставятся следующие цели: подробное обсуждение общего состояния психического развития ребенка; разъяснение конкретных мер помощи ребенку с учетом структуры его дефекта; обсуждение проблем родителей, их отношение к трудностям ребенка; планирование последующих бесед с целью обсуждения динамики продвижения ребенка в условиях коррекционного воздействия. На этапе коррекционной работы меняются задачи и формы индивидуального воздействия в ходе консультирования. Основным на этом этапе является – формирование у родителей «воспитательной компетентности» через расширение круга их дефектологических знаний; привлечение родителей к конкретным коррекционным мероприятиям с их ребенком. Наиболее эффективными среди форм индивидуального воздействия считаются: совместное обсуждение с родителями хода и результатов коррекционной работы; анализ возможных причин незначительного продвижения в работе и совместная выработка рекомендаций по преодолению негативных тенденций в развитии ребенка; индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с ребенком, носящие коррекционную направленность (различные виды продуктивной деятельности, выполнение артикуляционной гимнастики, упражнений для развития речевого общения, формирования звукопроизношения), просмотр занятий педагога с ребенком, режимных моментов; привлечение членов семьи к различным формам совместной с детьми и педагогом деятельности (подготовка спектаклей для ребенка (с его участием), спортивные развлечения, организация интеграционных мероприятий и совместное участие в них).

Стимулом к активному участию родителей в педагогическом процессе является создание библиотеки игр и упражнений, в которой представлена демонстрация удачных результатов деятельности родителей; фотоальбом с запечатлевшими в нем моментами деятельности ребенка (родителей), художественное творчество родителей с детьми – пособие, изготовленное в семье для занятий с ребенком; выставки работ имеют важное психологическое действие на ребенка и взрослых; проведение совместного с ребенком (для ребенка) театра, праздников, интеграционных мероприятий, способствующих развитию коммуникативных умений и навыков, закрепления пройденного материала, повышения самооценки осознания необходимости занятий со взрослыми.

Система направленной работы с родителями по повышению их компетентности и формированию адекватной оценки состояния своего ребенка должна быть частью комплексной программы коррекционного воздействия на развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Использование данных форм работы с родителями позволит лучше усвоить пройденный материал ребенку, с интересом заниматься в дельнейшем, повысит уровень психического и речевого развития ребенка, повысит активность и компетентность родителей в педагогическом процессе.

Перспективное планирование работы с родителями

Сентябрь

1. Консультация по результатам среза знаний, умений, навыков ребенка, полученным при проведении первичного диагностического обследования.

Тема

Форма работы

«Школа здоровья

Мини – лекция с проведением практической работы: «Здоровьесберегающее пространство дома»

«Игра – это серьезно»

Консультация: «Почему ребенку нужна игра?»

Консультация: «Роль родителей в развитии речи детей»

(знакомство с упражнениями, обучение выполнению упражнений по развитию артикуляционной моторики)

Консультация: «Значение развития мелкой моторики рук для всестороннего развития детей» (поделки из овощей и фруктов «Дары осени»)

Октябрь

Тема

Форма работы

«Школа здоровья

Консультация: «Здоровое питание – залог здоровья»

«Игра – это серьезно»

Консультация – практикум: «Какие игрушки нужны вашему ребенку?»

«Научите меня говорить правильно»

Практическое занятие: «В гостях у веселого язычка» (обучение выполнению упражнений для развития артикуляционного аппарата)

«Мастерская добрых дел; ручная умелость»

Консультация – практикум: «Использование пальчиковой гимнастики в работе с детьми с ОВЗ» с показом упражнений, выставкой литературы

Наглядность

– дополнения в папку «Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста – все о здоровье»;

– оформление папки «Речевое дыхание»;

Ноябрь

Тема

Форма работы

«Школа здоровья

Беседа: «Гигиенические требования к одежде и обуви»

«Игра – это серьезно»

Консультация – практикум: «Играйте вместе с ребенком»

«Научите меня говорить правильно»

Практическое занятие: «Игры и упражнения для развития дыхания»

«Мастерская добрых дел; ручная умелость»

Семейный вернисаж: «А ну – ка, пальчик, удиви!» (пальчиковый театр на руках детей и родителей»

Наглядность

– оформление ширмы «Комплекс упражнений для глаз»;

– дополнение в папку «Речевое дыхание»;

– дополнение в папку «Мелкая моторика»

2. Консультация по результатам проведения промежуточной диагностики в рамках реализуемой программы.

Декабрь

Тема

Форма работы

«Школа здоровья

Беседа: «Немного о режиме»

«Игра – это серьезно»

Консультация – практикум: «Семейный Новый год»; семейное развлечение (интеграция в общество) «В лесу родилась елочка»; участие родителей в проведении недели зимних игр;

«Научите меня говорить правильно»

Консультация: «Азбука общения с малышом»

обмен опытом «Вы спрашиваете – мы отвечаем»

«Мастерская добрых дел; ручная умелость»

Семинар – практикум: «Мастерская деда мороза» (изготовление поделок к новому году)

Наглядность

– Создание папки «НЕ БОЛЕЙ – ка»

– оформление стенда «Зимушка – зима»

– дополнение в папку «Артикуляционная гимнастика»;

– дополнение в папку «Мелкая моторика»

Январь

Тема

Форма работы

«Школа здоровья

Праздник здоровья: «Спорт, игра, дружба»

«Игра – это серьезно»

Практическое занятие: «Играйте вместе с ребенком»

«Научите меня говорить правильно»

Консультация: «Бабушкино лукошко» - о значении потешек, чистоговорок для развития речевой активности детей

«Мастерская добрых дел; ручная умелость»

Практическая работа: «Кормушка своими руками»

(дома с папой)

Наглядность

– оформление ширмы «Игры для здоровья»;

– дополнение в папку «Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста»;

– дополнение в папку «Артикуляционная гимнастика»;

– дополнение в папку «Мелкая моторика»

Февраль

Тема

Форма работы

«Школа здоровья

Блиц – турнир: «Чтобы ребенок рос здоровым и крепким»

«Игра – это серьезно»

Выставка – информация: «Папа в жизни ребенка». Семейное развлечение «Наши мальчики»

«Научите меня говорить правильно»

Консультация – практикум: «Я расскажу тебе сказку, дружок» - обучение рассказыванию, пересказу/показу с использованием жестов, мимики (рассказ – обыгрывание – чтение)

«Мастерская добрых дел; ручная умелость»

Практическая работа: «Печенье для бабушки)

Наглядность

– изготовление папки «Основы безопасности жизнедеятельности»;

– дополнение в папку «Игры для здоровья»;

– оформление фотовыставки «Мой папа – солдат»

– дополнение в папку «Артикуляционная гимнастика»

3. Консультация по результатам проведения промежуточной диагностики в рамках реализуемой программы.

Март

Тема

Форма работы

«Школа здоровья

Консультация: «Мама, папа, я – спортивная семья»

«Игра – это серьезно»

Выставка – информация: «Мамины руки». Семейное развлечение: «Любимые, милые, родные»

«Научите меня говорить правильно»

Практическое занятие «Речевое развитие детей в общении со сверстниками (с другими детьми). Обмен опытом

«Мастерская добрых дел; ручная умелость»

Практическая работа: «Коврик для мамы» (изготовление поделок с использованием пластилина, крупы)

Наглядность

– оформление выставки «Самые обаятельные и привлекательные»

– оформление стенда «Весна»

– обновление папки «Составляющие здоровья»;

– дополнение в папку «Артикуляционная гимнастика»

Апрель

Тема

Форма работы

«Школа здоровья

Семинар – практикум: «Организация здорового образа жизни в семье»

«Игра – это серьезно»

Практическое занятие: «Игротека в кругу семьи»

«Научите меня говорить правильно»

Консультация: «Взрослые и дети»

«Мастерская добрых дел; ручная умелость»

«Детская книга» – совместное изготовление ребенком и родителями самодельной книги

Наглядность

– выставка детских книг, дидактических пособий, игр;

– дополнение в папку «Все о здоровье»;

– дополнение в папку «Артикуляционная гимнастика»;

– дополнение в папку «Мелкая моторика»

Тема

Форма работы

«Школа здоровья

«Чему мы научились за год» – итог (состояние здоровья детей)

«Игра – это серьезно»

Консультация – практикум: «Движение – это жизнь» (подвижные игры)

«Научите меня говорить правильно»

«Чему мы научились за год» – итог (состояние речевого развития детей)

«Мастерская добрых дел; ручная умелость»

Семейный кукольный театр: «Три медведя»

Наглядность

– оформление стенда «Здравствуй, лето!»;

– дополнение в папку «Основы безопасности жизнедеятельности»;

– обновление папки «Все о здоровье» (подвижные игры);

– дополнение в папку «Артикуляционная гимнастика» –задания на лето

– выставка детских работ

4. Консультация по результатам среза знаний, умений, навыков в рамках реализуемой программы проводимой педагогической диагностики.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа № 000»

Рабочая программа

Для работы с родителями детей с ОВЗ

Г. Новосибирск

Пояснительная записка

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.

Семьи, в которых воспитываются дети с отклонениями в развитии, живут под грузом многочисленных проблем. Это осложняет внутрисемейную атмосферу, а порой накаляет ее до предела. Не каждый родитель оказывается способен принять недуг ребенка и адекватно реагировать на его проблемы, которые постоянно возникают в процессе жизни.

Адекватное восприятие проблем, связанных с воспитанием в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья, достигается не сразу и не всеми родителями. Известно, что пролонгированная психотравмирующая ситуация оказывает психогенное, фрустрирующее воздействие на психику родителей проблемных детей и опосредствованно негативно влияет на их отношение к ребенку. Одни родители переносят воздействие стресса очень тяжело, и трагичность ситуации ломает их судьбы. Другие находят в себе силы противостоять возникшим трудностям, умеют самореализоваться и достигают максимальных успехов в социализации ребенка. Таким образом, оказывается, что при сходных вариантах фрустрационной нагрузки реактивные способности и адаптационные возможности у разных родителей проявляются различно. Родители, испытывающие трудности во взаимодействии с проблемными детьми, нуждаются в оказании им специальной психологической помощи . Именно эти факты и объясняют острейшую необходимость организации и проведения психокоррекционных мероприятий с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья.

Основополагающими принципами коррекционной работы с детьми и их родителями являются следующие:

Принцип единства диагностики и коррекции развития.

Коррекционно-педагогический процесс требует постоянного контроля за динамикой развития ребенка и эффективностью выполнения коррекционных программ.
Преодоление выявленного нарушения зависит от правильности и точности его установления.

Принцип гуманистической направленности психологической помощи.

Этот принцип основан на признании самоценности личности ребенка с отклонениями в развитии и создании условий для его гармоничного развития.

Принцип интегративного использования психолого-педагогических и психотерапевтических методов и приемов.

Комплексный системный подход в применении разнообразных средств, методов и приемов психокоррекци-онного воздействия позволяет учитывать особенности различных нарушений развития и успешно осуществлять их коррекцию.

Принцип гармонизации внутрисемейной атмосферы.

Этот принцип ориентирует психокоррекционную работу на разрешение личностных и межличностных конфликтов между членами семьи.

Принцип оказания личностно - ориентированной помощи.

С использованием этого принципа осуществляется психологическая коррекция личностных девиаций у ребенка с отклонениями в развитии, членов его семьи и лиц, осуществляющих с ним непосредственное взаимодействие.

Принцип формирования положительного отношения к ребенку с отклонениями в развитии.

Этот принцип предполагает формирование положительных ценностных ориентации и установок у родителей ребенка, принятие его нарушений членами семьи и лицами социального окружения.

Принцип оптимизации воспитательных приемов, используемых родителями во взаимоотношениях с ребенком с отклонениями в развитии.

С помощью реализации этого принципа повышается педагогическая грамотность, психологическая компетентность и общая культура родителей. Повышение культурного уровня родителей - фактор, обеспечивающий укрепление адаптационных механизмов семьи.

Принцип единства воспитательного воздействия семьи, образовательных учреждений и специалистов психолого-педагогической службы.

Успех коррекционной работы с ребенком возможен только при условии тесного взаимодействия между семьей, специальным (коррекционным) образовательным учреждением и специалистами службы психологической помощи семье.

Цель данной программы: повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество.

Задачи:

1.Научить родителей эффективным способам взаимодействия с ребёнком;

2.Вооружить необходимыми знаниями и умениями в области педагогики и психологии развития;

3.Сформировать адекватную самооценку.

Поэтапная психолого- педагогическая работа с родителями детей с ОВЗ

1. Первичная диагностика ребёнка и его семьи. На этом этапе первое знакомство родителей со специалистами, которые в дальнейшем будут проводить коррекционные мероприятия. На данном этапе важно создание доверительного отношения к специалисту, заинтересованности родителей в участии в процессе развития и воспитания ребёнка в школе и семье.

2. Более глубокое знакомство специалиста с родителями, налаживание тесного контакта. На этом этапе происходит ознакомление родителей с формами работы школы с семьёй.

3.Далее группой психолого-медико-педагогического сопровождения (ПМПс) детей с ОВЗ и диагностических данных специалистов составляется программа индивидуального сопровождения для каждого ребёнка с ОВЗ. В данной программе специалистами определяется индивидуальный образовательный маршрут каждого ребёнка.

План работы

Направление

Форма работы

Сроки

Коллективная и индивидуальная

В течение года

Консультации

коллективные , индивидуальные, по заявке, тематические, оперативные. Данные формы работы преследуют цель информирования родителей об этапах психологического развития ребёнка, организации предметно-развивающего пространства для ребёнка в семье, закономерностях аномального развития.

В течение года

Родительские собрания

Работа, построенная таким образом, помогает решить не только личностные проблемы, но и выработать определённые социальные навыки для преодоления трудностей в воспитании детей с ОВЗ.

В течение года

Индивидуальные и групповые занятия с детьми с участием родителей.

Участие в таких занятиях, стимулирует родителей, вдохновляет их. Здесь они учатся не только содержательному взаимодействию со своим ребёнком, но и осваивают новые методы и формы общения с ним. Кроме того, на занятиях родители учатся приводить в соответствие возможности ребёнка и свои требования к нему.

В течение года

Проведение совместных праздников, конкурсов, развлечений.

Групповая работа

В течение всего времени (по необходимости)

В результате такой работы: родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы; убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребёнка ведёт к успеху; формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка.

Такое сотрудничество со специалистами помогает родителям применять полученные знания и умения в работе со своими детьми дома и принять ребёнка таким, какой он есть – во всех его проявлениях.

Литература

1.
Краузе с нарушениями развития: психологическая помощь родителям: - М.: Академия, 2006.

2.
Медико-психолого-педагогическая служба:Организация работы / Под ред. Е..А. Каралашвили. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

3.
Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития: пособие для педагогов-психологов / Под. ред. , – М.: ВЛАДОС, 2008.

4.
Солодянкина ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в семье. – М.: АРКТИ, 2007.

Памятка для родителей

Развитие умения общения с детьми:

1. Изменение поведения взрослого и его отношения к ребёнку:
- стройте взаимоотношения с ребёнком на взаимопонимании и доверии;
- контролируйте поведение ребёнка, не навязывая ему жёстких правил;
- избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой - завышенных требований к ребёнку;
- не давайте ребёнку категорических указаний, избегайте слов «нет» и «нельзя»;
- повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;
- для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию;
- помните, что чрезмерная болтливость, подвижность и недисциплинированность ребенка не являются умышленными;
- выслушайте то, что хочет сказать ребёнок;
- не настаивайте на том, чтобы ребёнок обязательно принёс извинения за поступок.

2. Изменение психологического микроклимата в семье:
- уделяйте ребёнку достаточно внимания;
- проводите досуг всей семьёй;
- не допускайте ссор в присутствии ребёнка.

3. Организация режима дня и места для занятий:
- установите твёрдый распорядок дня для ребёнка и всех членов семьи;
- снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребёнком задания;
- избегайте по возможности больших скоплений людей;
- помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

4. Специальная поведенческая программа:
- не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать сидение в определённом месте после совершения поступка;
- чаще хвалите ребёнка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому дети с ОВЗ не воспринимают выговоров и наказаний, однако чувствительны к поощрениям;
- не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время;
- помогайте ребёнку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап.

Но всё-таки, по нашему мнению, родительская любовь и профессионализм специалистов помогут ребёнку справиться с любыми трудностями.