Янина Урусова: «Инвалидность – это не пандус, а космические технологии. Велосипед уже придуман – нужно только поехать по другой дороге

Посетили экскурсию по фотовыставке «Акрополь: как я нашел свое тело»

В центре большой площадки в здании Центрального телеграфа висит фотография, издалека напоминающая барельеф. Только подойдя ближе и приглядевшись, можно заметить, что в статуи решили поиграть люди, и притом не совсем обычные, а так называемые «люди с особенностями».

Кто-то едет в Лувр, чтобы полюбоваться Венерой Милосской, кто-то перелетает полмира, чтобы восхититься изящностью линий античных скульптур. Однако мало кто решится сравнить инвалида со статуей и разглядеть красоту в теле с ампутацией. Организаторы выставки «Акрополь: как я нашел свое тело», открывшейся в рамках фестиваля «БезГраниц: тело, общество, культура», попробовали сделать это.

«Нас научили отворачиваться от людей, у которых нет некоторых частей тела. Нашим фестивалем и этой выставкой мы надеемся изменить угол зрения общества, помочь ему отбросить стереотипы», - объясняет Янина Урусова, директор культурного центра «БезГраниц» и автор проекта.

Центральную фотографию выставки снимали в течение 8 часов. По задумке продюсеров и фотографов, десять молодых людей с ампутациями должны были подражать известным античным образам. «Глядя на древнегреческую статую, мы восхищаемся ее красотой, не замечая отсутствия ноги или руки, а на человека без ноги в нашем обществе даже смотреть не принято, мы не знаем, как к этому относиться, - говорит Янина Урусова. - Наш проект помогает осознать сходство античных статуй с людьми, у которых ампутированы конечности, и взглянуть на людей с иными телами без страха и неприязни, а самим участникам принять, “найти” свое тело, свои обстоятельства, свою жизнь, чтобы обрести гармонию».

На стене рядом с главной работой размещены фотографии закадровой съемки: увлеченность процессом, расслабленность и непринужденность моделей завораживают. Люди, от которых мы привыкли отводить взгляд, напротив, гипнотизируют.

Причину такой раскованности Елена Каширская, продюсер съемок, объясняет так: «Мы старались создать расслабленную атмосферу: с самого начала уверили моделей, что в результате все получится красиво. Некоторые фотографы жульничают, скрывая на снимках увечья удачным ракурсом. Мы были откровенны, насколько это было возможно. Мы снимали людей такими, какими их видели, без недосказанности, но и без акцентов».

Фестиваль «БезГраниц» не сводится только к выставке. Организаторы также приглашают всех желающих на цикл открытых лекций, вести которые будут известные писатели, философы, социологи и журналисты.

Особенная мода
Васильев: для людей с ограниченными возможностями одежда в первую очередь должна бытьфункциональной, но кто сказал, что она не может быть модной? Наша программа из года в год
доказывает - мода существует для каждого, просто для особенных людей она особенная.Встречаем основателя проекта по созданию одежды для людей с ограниченными возможностями
Янину Урусову! Здравствуйте, Янина. Рады вас видеть.

Урусова: здравствуйте.

Васильев: Янина, расскажите нам, пожалуйста, чем отличается одежда для инвалидов отобычной одежды?

Урусова: в первую очередь, конечно, своим удобством. Предлагаю взглянуть на комбинезон,созданный для людей с синдромом Дауна. Обычно они имеют грушевидную фигуру, широкую талию, покатые плечи, широкую шею, несколько короткие руки и ноги. И у них нередко бывает нарушена моторика — не всегда получается застегнуть пуговицы. Поэтому данный комбинезон надевается очень удобно, одномоментно через подобную молнию.

Васильев: комбинезон выглядит совсем как комплект!

Урусова: абсолютно верно. При этом он замечательно скрывает особенности покатых плеч,имеются подплечники, более низкая пройма, очень удобные рукава, в которых не запутаешься.
Васильев: я вижу карман. Наверное, туда удобно положить какие-нибудь документы? Проездной, например.

Урусова: безусловно. А вот такой высокий воротник призван скрыть несколько широкую шею. Мы также имеем двустороннюю молнию, чтобы человеку при необходимости было удобно ходить в туалет.

Васильев: я хочу обратить внимание наших телезрителей на специальные отражатели на данном комбинезоне, которые позволяют человеку абсолютно всегда быть заметным в темное время суток.Замечательная идея. Янина, что у нас на очереди?

Урусова: а сейчас я бы хотела продемонстрировать платье для женщины с ДЦП.

Васильев: в чем особенности этого платья?

Урусова: здесь можно заметить специальные резинки, которые поддерживают корсет. В это платье можно войти сбоку словно в конверт, а не так, как мы привыкли надевать платья.

Васильев: очень удобно! Предлагаю взглянуть на следующий предмет гардероба.

Урусова: теперь мы рассмотрим жакет также для женщины с ДЦП. Когда не работают руки, очень тяжело застегнуть пуговицы. А здесь одно движение с помощью липучки, и вы одеты!

Васильев: я вижу брюки - расскажите, пожалуйста, чем они хороши?

Урусова: эти брюки разработаны для людей с ампутацией. Долгое время ходить с протезом непросто, требуется отдых. Именно поэтому здесь встроена специальная молния, расстегнув
которую, можно легко снять протез, оставаясь при этом в брюках.

Васильев: я вижу очень интересную вещь! Янина, расскажите нам, для чего она служит?

Урусова: эта вещь создана специально для людей, находящихся в инвалидных колясках. У них нет возможности встать, чтобы одеться, именно поэтому здесь есть кнопки, которые максимально
удобно позволяют одеться. А самое удивительное, что создавали ее еще студенты дизайнерских школ.

Васильев: это действительно потрясает. Превосходная работа. Я уверен, что продемонстрированная одежда будет чрезвычайно востребована, ведь люди с ограниченными возможностями ходят в театр, на выставки, ведут активную социальную жизнь, именно поэтому нам так нужна стильная и удобная одежда, созданная специально для них! Янина, выражаем огромную благодарность за ваш рассказ. Я напомню, что сегодня у нас в гостях была основательница проекта по созданию одежды для людей с инвалидностью Янина Урусова.

Янина Урусова

Социальный антрепренер

Десять лет назад мы с Тобиасом Райзнером задумывали наш проект одновременно как социальный и как предпринимательский. Моя сила – в создании креативных концепций и коопераций, его – в создании глобальной инфраструктуры. Мы не боимся думать по-ново­му и просто делать то, что нам кажется правильным. Bezgraniz Couture™ – это наш частный проект. Мы вложили свои деньги, привлекли инвесторов из числа друзей. Много работали и много ошибались.

Очень полезно ошибаться. Очень полезно ни от кого не зависеть.

Потом, когда появились результаты в виде таких проектов, как «Акрополь: как я нашел свое тело», где молодые люди, пережившие ампутацию, представлены в виде античных статуй, к нам начали обращаться глобальные лидеры: Mercedes-Benz, Covestro, Burda, Otto Bock, Boehringer Ingelheim, «Фабрика Окон». «Британка» открыла двери для сотрудничества.

Большинство компаний имеют Corporate Social Responsibility, включающую Diversity & Inclusion. Многие заинтересованы в продвижении своих инноваций. Мы предлагаем интересные проекты, а они предоставляют нам свои ресурсы. Что важно – не только финансовые. И становятся долгосрочными партнерами.

Сейчас мы планируем проекты с SAP и уже в четвертый раз делаем показ на Mercedes-Benz Fashion Week. Здорово ощущать, что мы в России создаем инновации для всего мира.

Полезные связи?

Так получилось, что у нас их много и они прочные. Основаны на нашей бизнес-карьере, нашем многолетнем членстве в Rotary-International, десятилетнем опыте работы в социальной сфере. У нас есть возможность разговаривать напрямую с людьми, принимающими решения. Это очень сокращает путь к результату.

Если связей нет, то их не так сложно наработать. Сегодня социальный проект – если он действительно нужен людям и грамотно организован – имеет все возможности найти поддержку в бизнес-кругах и на государственном уровне. Надо постараться не умереть в первые 3 года, стать членом комьюнити, в которое входят потенциальные партнеры, получить репутацию эксперта, уметь поддерживать отношения.

Мужское и женское

Прожив десять лет в феминистической Германии, я всю жизнь работала наравне с мужчинами. А женщина в бизнесе, чтобы ощущать себя равной, думает, что нужно еще пару образований, повышение еще одной квалификации, от забора до обеда и... И может быть большой успех на работе, но очень нездоровая жизнь для женской души и тела. Просто этого не видно за внешними признаками успеха.

Несколько лет назад я оказалась у ведического психолога. И услышала о естественных ролях, которые играют женщина и мужчина в семье – и в бизнесе­. У каждого своя роль и зона ответственности. Для меня открылся­ совершенно новый мир. Я перестроила мышление, и ров­но через неделю то, чего я добивалась годами в партнерских бизнес-отношениях, произошло само собой.

Многие женщины на переговорах пытаются показать, что они – главные. Может, так и есть, но пусть говорит мужчина.

В некоторых ситуациях это гораздо продуктивнее. Помолчите, не соревнуйтесь. Покажите, что вы – слаженная команда. Это убеждает сильнее слов, потому что на такую команду можно положиться.

Техно-прорыв

Мир меняется у нас на глазах благодаря техническому прогрессу. Маргинализированная «инвалидность» постепенно будет уходить в прошлое. Как рабовладельческая эпоха. Инвалидность – это не пандус, а космические технологии. Уже сегодня можно управлять машиной без рук/ног или вслепую, посылать сигналы к протезам напрямую из головного мозга, печатать живые органы на 3D-принтере. Правила web accessibility позволяют работать в Сети слепым и парализованным людям, ортопедические устройства становятся дизайн-объектами.

Консервативный мир моды экспериментирует с новыми технологиями на всех уровнях: от персонализированного дизайна до новых концепций продаж. Это и кроссовки для людей с ограниченной моторикой, и ткань, которая становится передатчиком информации. Одежда становится девайсом, подключенным к Internet of Things.

Это мир, который мы в Bezgraniz Couture™ называем своим, поэтому уже сейчас создаем инновационные кооперации с лидерами рынка. Люди с инвалидностью становятся нашими экспертами.

После окончания МАРХИ, с 1992 по 2001-й, жила и работала в Германии. С 2001 года возглавляла отдел Corporate Communications компании Siemens в России. В 2009-м вместе с немецким предпринимателем Тобиасом Райзнером создала инновационный социально-предпринимательский проект Bezgraniz Couture™. Одно из основных направлений работы – создание одежды для людей с инвалидностью. В разные годы проекты культурного центра входили в шорт-листы премий: The Moscow Times Awards, «Сделано в России», «Премия Рунета», стали обладателями гран-при премий «Серебряный Лучник», «Серебряный Меркурий» и PROBA-IPRA Golden World Awards. В 2016-м Янина стала номинантом премии EY «Деловые женщины».