Вербное Воскресенье: суть праздника. Что делать в вербное воскресенье в церкви

Вербное воскресенье (Вход Господень в Иерусалим или Неделя Цветоносная) – это весенний православный праздник, который ежегодно отмечается ровно за неделю до самого главного церковного торжества – Воскресенья Сына Господнего Иисуса Христа. Этот праздник как светлый, так и трагичный одновременно. Именно после Вербного воскресенья природа пробуждается после затяжного зимнего сна. Но также этот день дает старт самому траурному периоду для всех православных верующих – с понедельника начинается Великая Страстная седмица (Страстная неделя).

Содержание статьи:
1.
2.
3.

Когда освящают вербу в церкви?

Вербное воскресенье, как и Пасха, относится к переходящим праздникам. В 2017 году его дата припадает на 9 апреля.

На Вербное воскресенье принято святить вербу. Что касается того, когда освящают вербу: в субботу или воскресенье – то в некоторых регионах действительно принято делать это вечером в Лазареву субботу. Но все же большая часть верующих производят этот торжественный обряд на утренней воскресной церковной службе.

Откуда пришел обычай святить вербу

После того, как Иисус воскресил на четвертый день после смерти праведного Лазаря, слава о нем, как о Великом Спасителе, быстро разлетелась по всему Израилю. Те времена (события происходили примерно в 26-36 годах н.э.), были очень тяжелыми для иудеев, так как правили их страной кровожадные и жестокие римляне (Римская империя). Израильтяне устали от своего бесправья, рабства и нищеты, потому появление Иисуса Христа они приняли очень воодушевленно.

Особенно приезд Иисуса ждали в столице Иудеи, в Иерусалиме. Иисус въехал в Иерусалим так, как пророчил Ветхий Завет и как все великие правители той эпохи – верхом на осле. Встреча Иисуса была очень теплой и фееричной одновременно. Жители города стелили ему под ноги свои одежды и пальмовые ветки, старались дотронуться до его тела.

Увы, всеобщая любовь к Иисусу была недолгой. Уже через несколько дней большая часть израильтян утратили в него веру и стали считать его лжепророком. По требованию народа Понтий Пилат был вынужден отдать приказ казнить Иисуса через распятье. Сам же прокуратор в действиях подсудимого не видел ничего противозаконного.

Вербное воскресенье – это праздник, олицетворяющий триумфальный вход Иисуса Христа в Иерусалим, но немного видоизмененный в соответствии с особенностями климата северных стран.

Пальмы в наших широтах не растут, и их аналогом православная церковь выбрала тонкие вербовые ветви. Православные христиане в этот праздник освящают вербу в церкви потому, что именно этот кустарник первым просыпается после длительной зимней спячки.
Вербу принято заготавливать заблаговременно. Дома ее ветви ставят в сосуд с чистой водой, чтобы к моменту праздника они успели зацвести (пустить сережки или котики).

Для освещения в церкви считается пригодной лишь лесная верба, которая растет возле водоемов.
В народе бытует мнение, что веточки с такого кустарника обладают уникальными в своем роде защитными возможностями, также они лечат от сложных болезней, женского бесплодия и приносят в семью мир и достаток.

В некоторых регионах верба встречается очень редко. Особенно это касается больших централизованных городов. Но для решения этой сложности православная церковь разрешает освещать в этот праздник ветви таких деревьев, как ива и ветла.

Верующие теплых стран (обычно католики, православные, которые покинули родные края, а также некоторые протестантские церковные течения), отмечают Пальмовое воскресение.
Кроме пальмовых веток жители южных стран могут освещать еще ветки лавра, оливы и самшита. Сам сценарий праздника идентичен с Вербным воскресеньем: верующие освящают ветви в храме, украшают ими свое жилье и обмениваются между своими родственниками и близкими друзьями.

Что делать с освященной вербой

После освещения вербы в храме ее нужно доставить в собственный дом. По дороге домой этой вербой нельзя ни с кем делиться, даже с ближайшими родственниками. Это делается для того, чтобы из дома не ушли здоровье, благополучие и мир.

Дома ветвями вербы окропляют все углы (с помощью свяченой воды). В некоторых регионах глава семьи также обходил с вербой вокруг дома три раза, а также освещал ею все важные хозяйские сооружения и домашний скот.

После освящения жилого помещения ветками вербы в игровой форме «били» всех домочадцев, приговаривая: «Не я бью, верба бьет». Особое внимание уделяли детям, так как считалось, что этот ритуал избавляет от всех болезней и наделяет человека счастьем и везением.

Свяченая верба на Руси активно использовалась как лечащее средство. При мигренях ее прикладывали или приматывали к голове.

Женщины, у которых были проблемы с зачатием ребенка, в день праздника съедали несколько вербовых котиков. Точно таким же образом у больных лечили лихорадку.

В Чистый четверг также используются вербовые ветви. Их кладут в таз с водой или в ванну, чтобы до рассвета обмыть тело. Такой обряд совершается для общего оздоровления организма. Девушки умывают свое лицо такой водой, чтобы привлечь красоту и достойных женихов.

К освещенным ветвям вербы всегда относились уважительно. Их устанавливали возле икон, в самую красивую вазу.

Если верба пускает корни – это очень благоприятный знак. В таком случае ее принято высаживать на территории своего двора и послужит этот куст в дальнейшем мощным оберегом для всей семьи.

Если свяченая верба засохла, выкидывать ее нельзя. Хранить ее веточки можно ровно до следующего праздника, а в его преддверии вербу нужно поблагодарить за помощь и сжечь как можно дальше от дома (лучше всего на территории церковного двора).

Неделя Цветоносная – это важный двунадесятый православный праздник. В этот день нельзя говорить бранных слов, рукодельничать и тяжело физически работать. Хоть припадает этот праздник на шестую неделю Великого Поста, церковью дозволено в этот день употреблять блюда из рыбы.

Очень многие люди знают о таком празднике, как Вербное воскресенье. И очень многие покупают ветви вербы накануне этого дня, но далеко не все знают, что делать в Вербное воскресенье в церкви, поэтому не торопятся туда идти. Но такой подход не является правильным, ведь ветви вербы как раз заготавливают для того, чтобы отправиться с ними в храм.

Прежде чем ответить на вопрос: «Что делать на Вербное воскресенье в церкви?», необходимо вспомнить о том, чему посвящен этот праздник. Событие, которое дало ему начало, называется входом Господним в Иерусалим. Как говорится в Библии, после того, как люди узнали, что Иисус Христос способен сотворить чудеса, то захотели, чтобы он стал правителем. И когда Спаситель въезжал в Иерусалим, толпа его радостно приветствовала. Люди хотели, чтобы Иисус решил их земные проблемы, но совсем не думали о том, что Христос может дать им освобождение от грехов, и что это самое главное. Люди кричали и устилали дорогу ветками пальм, а Христос думал о том, как обратить их сердца к доброте.

В память об этом дне и празднуют Вербное воскресенье. Почему Вербное? Потому что даже дети знают, что в России пальмы не приживаются, поэтому их решили поменять на дерево, которое первым оживает после зимы. Ветви вербы являются важным символом, поэтому их нужно сорвать или купить и отнести их в храм на освящение.

Не все люди знают, когда освящают вербу в церкви. Конечно, все зависит от храма, в некоторых церквях это делают на вечерней Литургии в Лазареву субботу, то есть накануне, но в основном вербу освящают ранним воскресным утром.

Люди на рассвете приходят в храм, который уже украшен ветвями вербы, отстаивают службу и отдают ветви вербы, чтобы их освятили. В некоторых храмах раздают вербу бесплатно тем людям, которые по какой-то причине не смогли запастись вербой.

В церковь также можно принести не только новую вербу, но и старую. В церковные обряды на Вербное воскресенье входит сожжение прошлогодних веточек. Всю старую вербу складывают вместе, поджигают, и пока горит огонь, священнослужители читают специальные молитвы.

Что делать с вербой после возвращения их храма

После того, как люди возвращаются из храма, они должны взять освященные ветви и легонько постукать ими по своим родственникам и членам семьи. Считается, что тогда вся семья будет здоровой весь год.

Затем вербу нужно разделить. Пучок можно поместить за икону, еще один пучок – поставить на видное место. Ветви вербы можно также поставить в вазы без воды по всему дому.

Хранить освященные ветви вербы необходимо до следующего Вербного воскресенья. Но их можно использовать. Когда люди заболевали, то по их телу проводили освященной вербой. Также когда начинался град, пучок вербы кидали во двор, чтобы усмирить стихию. Также есть поверье, что верба усмиряет огонь, и что пожар в доме, где есть ветви, не случится. Еще люди верили, что если вбить утром в воскресенье колышек вербы в стену, то можно стать смелым и перебороть свою робость.

Не стоит забывать о том, что это большой праздник, поэтому нельзя заниматься бытовыми делами, в число церковных традиций входит и употребление в этот день рыбы. Как известно, это еще один символ христианства. Можно также сделать пару глотков церковного вина. И обязательно человек должен помолиться и подумать о том, что он сделал для того, чтобы стать ближе к Иисусу.

Вход Господень в Иерусалим (Неделя ваий, Вербное воскресение ) - праздник, который совершается в шестое воскресенье и установлен в воспоминание торжественного входа Господня в Иерусалим. Праздник этот переходящий, то есть дата его каждый год меняется и зависит от . С Вербного воскресенья начинается Страстная седмица - последняя и самая важная часть Великого поста.

Вербное воскресенье в 2018 году 1 апреля

Вербное воскресение. Событие праздника

Торжественному входу Господа в Иерусалим предшествовало чудо воскрешения Лазаря из Вифании. Трогательный рассказ об этом событии мы находим в Евангелии от Иоанна. Когда Лазарь заболел, его сестры Марфа и Мария тотчас же послали сказать об этом Спасителю. Лазарь вскоре умер и был похоронен, и только спустя четыре дня Господь пришел в Вифанию. «Господи, если бы ты был здесь, не умер бы брат мой!», - сказала Марфа. Спаситель ответил, что Лазарь воскреснет, и пошел к пещере, где тот был похоронен. Когда отвалили камень, Господь помолился, и затем громким голосом воззвал: «Лазарь, иди вон!» И опутанный погребальными пеленами Лазарь вышел из гроба, в котором пролежал четыре дня.

Господь и раньше воскрешал умерших, вскоре после смерти. Но это чудо особенно потрясло всех присутствовавших, ведь от умершего уже исходил запах тления, он был погребен и несколько дней пролежал во гробе. Многие, видевшие и слышавшие об этом событии, уверовали во Христа.

Когда на следующий день Спаситель вошел в Иерусалим, где перед праздником ветхозаветной Пасхи собралось множество паломников, Его встречали как победителя. Книжники и первосвященники, искавшие малейшего повода, чтобы убить Исуса Христа, хотели умертвить и воскрешенного. Лазарь скрылся и впоследствии был первым епископом Кипра. Он прожил еще 30 лет.

Вход Господа в Иерусалим, его торжественную встречу описывают все четыре Евангелиста. Ученики по повелению Господа привели к нему ослицу и молодого осла, на которого постелили свои одежды, и Он сел поверх них. Множество народа, узнавшего о великом чуде, встречали Спасителя: постилали на дорогу свою одежду, другие клали срезанные ветви. Сопутствующие и встречающие громко восклицали:

Осанна Сыну Давыдову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!

Ослица и молодой осел, еще не ходивший под седлом, символизировали ветхозаветный Израиль и язычников, которые также уверовали во Христа. Евангелисты обращают внимание, что Исус Христос, как Сын Давыдов, въезжает в Иерусалим на молодом осле, как и Давыд после победы над Голиафом.

Народ встречал Христа как победителя и триумфатора, но Господь шел в Иерусалим не для земной власти, не для того, чтобы освободить евреев от власти захватчиков-римлян. Он шел на страдания и крестную смерть. С Вербного воскресенья начинается Страстная седмица. Пройдет всего несколько дней, и вновь соберется множество народа. Но на сей раз толпа будет кричать: «Распни, распни Его!»

Вербное воскресение. История праздника

Праздник Входа Господня в Иерусалим известен с первых веков христианства. Уже в III веке его упоминает в своем поучении святитель Мефодий Патарский. Святые отцы Амвросий Медиоланский и Епифаний Кипрский, жившие в IV веке, в своих проповедях говорят о том, что праздник совершается торжественно, множество верующих идут в этот день торжественным крестным ходом с ветвями в руках. Поэтому праздник получил и другое название - Недели ваий или цветоносной. На Руси как раз в это время распускаются пушистые сережки. Отсюда и народное название праздника - Вербное воскресенье . В этот день разрешается пища с рыбой. Накануне, в Лазареву субботу, принято вкушать икру.

Вход Господень в Иерусалим. Праздничное богослужение

В стихерах празднику прежде всего указывается на смирение Спасителя, скромно шествующего на бессловесном жеребенке, и содержится призыв к верующим встречать Грядущего ликующим пением: «Благословен Грядый во имя Господне, осанна в вышних ». Тексты православной службы не просто описывают события, происходившие в Иерусалиме две тысячи лет назад, но и показывают нам их значение, в частности, исполнение ветхозаветных пророчеств. В первой паремии (Быт. XLIX, 1-2, 8-12) содержится пророчество патриарха Иакова сыну Иуды о том, что из его рода будут происходить цари до тех пор, пока не явится Примиритель (т.е. Господь Исус Христос); во второй паремии (Софонии III, 14-19) пророчествуется о торжестве Сиона и ликовании Израиля, потому что среди них находится Господь, Царь Израилев. В третьей паремии (Захарии IX, 9-15) предсказы­вается о торжественном входе Исуса Христа в Иерусалим на молодом осле:

Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий; Он кроток и восседает на подъяремной и осленке молодом.

В каноне изображается радость истинного Израиля, удостоенного быть свидетелем Царского входа Господня в Иерусалим, и злоба книжников и фарисеев и первосвященников иудейских, с какою они смотрели на торжество Сына Давыдова. Все живущее призывается прославить Господа, идущего на вольные и спасительные страдания.

————————

Библиотека Русской веры

Вечернее богослужение имеет особенность, отличающую этот праздник от прочих: после Евангелия священник читает молитву над вербой, в которой вспоминается голубь, принесший Ною ветвь маслины, и дети, которые с ветвями встречали Христа со словами: «Оса́нна в вы́шних! Благослове́н гряды́и во́ имя Госпо́дне ». Приложившись к Евангелию, молящиеся получают от священника несколько ветвей освященной вербы и всю оставшуюся службу держат их в руках вместе с горящими свечами. Вернувшись домой, верующие помещают вербу рядом с иконами. Прошлогодние «букетики» не принято выбрасывать, их сжигают или опускают в реку.

В Апостоле (Фил. IV, 4,-9) верующие призы­ваются к кротости, миролюбию, молитвенному настроению и верности учению Христову. В Евангелии повествуется о входе Господнем в Иерусалим (Иоанна XII, 1-18) и о вечери в Вифании.

Тропарь праздника объясняет нам духовный смысл торжественного входа Господа в Иерусалим:

Џ бщее воскRсeніе прeжде своеS стрaсти ўвэрsz, и3з8 мeртвыхъ во€дви1глъ є3си2 лaзарz хrтE б9е. тёмъ же и3 мы2 ћкw џтроцы, побёдныz џбразы носsще, тебЁ победи1телю смeрти вопіє1мъ, nсaнна в8 вhшнихъ блгcвeнъ грzдhи во2 и3мz гDне.

Русский текст

Всеобщее воскресение прежде Твоих страданий удостоверяя, из мертвых Ты воздвигл Лазаря, Христе Боже. Потому и мы, как дети, нося символы победы, говорим Тебе - Победителю смерти: осанна в вышних! Благословен идущий во имя Господне!

Кондак празднику. Церковно-славянский текст:

Н а пrт0лэ нa нб7си, на жребsти на земли2 носи1мь хrте б9е, t ѓнGлъ хвалeніе, и3 t дэтє1й воспэвaніе пріимaше, зовyщихъ ти, бlгословeнъ є3си2 пришeдыи ґдaма во€дви1гнути.

Русский текст

Христе Боже, носимый на престоле, а на земле на осленке, Ты, принял воспевание от детей и хвалу от Ангелов взывающих: «Благословен Господь, Идущий вызвать (из ада) Адама».

«Шествие на осляти»

В XVI–XVII вв. на Руси в Москве, Великом Новгороде и других больших городах существовал обычай совершать крестный ход в день праздника особенным образом. В Москве торжественный крестный ход направлялся из Успенского собора Кремля к собору Покрова на Рву (храму Василия Блаженного), один из приделов которого был освящен во имя входа Господня в Иерусалим. Патриарх ехал на молодом осле, которого вел под узцы царь. Чаще всего «осел» был символическим - конь светлой масти.

На Руси этот обычай возник не самостоятельно, а был заимствован у греков. В Константинопольской церкви «шествие на осляти » было известно еще в IX–X вв. Самое раннее русское свидетельство такого обычая имеется в расходных книгах Софийского собора Великого Новгорода за 1548 год. Новгородский наместник водил осла, на котором сидел архиепископ. Процессия шла из Софийского собора до Входоиерусалимского храма и назад. Известно, что такая церемония проводилась в XVII веке также в Ростове Великом, Рязани, Казани, Астрахани и Тобольске. В конце XVII века обычай был упразднен.

Вербное воскресение в народных традициях

К Вербному воскресенью были приурочены некоторые народные обряды и обычаи. Крестьяне во время утрени молились с освященной вербой и, придя домой, глотали вербные почки для того, чтобы предохранить себя от болезни и прогнать всякую хворь. В этот же день женщины пекли из теста орехи и давали их для здоровья всем домочадцам, не исключая и животных. Освященную вербу берегли до первого выгона скота (23 апреля), причем всякая благочестивая хозяйка выгоняла со двора скот непременно вербой, а самую вербу затем или «пускали на воду», или втыкали под крышу дома. Это делали с той целью, чтобы скотина не только сохранилась в целости, но чтобы и домой возвращалась исправно, а не блуждала бы в лесу по нескольку дней.

Русский историк и этнограф второй половины XIX века М. Забылин в книге «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия» так описывает традиции Вербной недели.

«Вербная неделя , или неделя Ваий, у нас оживляется чисто праздником начала весны; верба или ветла, не давшая еще листьев, цветет и тем как бы заявляет, что наша северная природа скоро наградит нас и все живущее на земле новыми благами. Самый праздник Воскрешение Лазаря служит символом возобновления, оживления могущественной природы. На Вербной неделе в столицах учреждены детские базары, где торгуют преимущественно детскими игрушками, вербами, цветами и сластями, как бы в ознаменование того, что маленькие дети встретили весну своей жизни и должны радоваться в этой жизни, а смотря на игрушку, изучать на ней суть своего будущего, так как каждая игрушка есть наглядная грамота, наглядное учение, развивающая дальнейшее понимание в ребенке, сближающее его с= жизнью и развивающее его мыслительность через наглядность, сравнение действия и образов. В Лазареву субботу все допускают употребление в пищу икры, постных блинов и разного кухонного печения.

В Вербное воскресенье, возвратясь из церкви с освященными прутьями вербы, деревенские бабы хлещут ими своих ребят, приговаривая: «Верба хлест, бей до слез! » В Нерехте крестьянки пекут барашки в Вербное воскресенье, и когда придут из церкви, то этими барашками кормят скотину, а вербу втыкают в сельнике у св. икон и берегут ее круглый год до Георгиева дня. Это обыкновение сохраняется во многих губерниях. Известно, что у нас первый весенний выгон скота начинается с Георгиева дня. Крестьяне в этот день берут годовалую вербу, мочат в святой воде, окропляют ею скот на дворе и потом этою вербою хлещут скотину, приговаривая: «Господь, благослови и здоровьем награди! » А иногда просто: «Благослови тебя, Господи, и будь здорова »… и с вербою в руках доводят до места пастбища. Освященная верба уважается высоко и обыкновенно сохраняется у русского благочестивого народа за образами в течение целого года. В некоторых губерниях вербу, освященную в Вербное Воскресенье, употребляют как симпатическое средство и кладут в пойло больным коровам или телятам».

Вход Господень в Иерусалим. Иконы

Изображения едущего на осляти Спасителя известны уже в раннехристианском искусстве. Практически все образы Входа Господня в Иерусалим имеют общую композиционную схему, однако значительно разнятся в деталях. Христос, благословляющий правой рукой, восседает на осле, Его сопровождают два беседующих меж собой апостола. Один из них по устойчивому иконографическому типу определяется как Петр, тогда как второй апостол, довольно юный, может быть Фомой, Филиппом или Иоанном. В нижней части композиций изображаются дети, радующиеся пришествию Спасителя. Непременным элементом иконографии праздника является изображение Елеонской горы.

Значительное изменение в иконографии Входа Господня в Иерусалим происходит в XIV - начале XV века. Теперь Спаситель чаще всего представлен в сложном ракурсе - оборачивается назад, к апостолам. Рассматриваемая поза Христа присутствует на иконах из праздничного ряда иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля, Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря, иконах-таблетках из Новгорода и многих других.

В псковских образах XVI века Спаситель представлен сидящим ногами вперед, а левое плечо повернуто на зрителя так, что Он въезжает в Иерусалим почти что спиною вперед.

Храмы в честь Входа Господня в Иерусалим

Во многих старинных городах храмы в честь Входа Господня в Иерусалим были построены в XIV–XV вв. До нашего времени сохранились в основном в перестроенном виде. Так, храм в Великом Новгороде, построенный в 1336 году владыкой Василием, был разобран «за ветхостью» в 1759 году. Тогда же началась постройка нового собора по проекту архитектора Растрелли. Здание сохранилось до наших дней, в нем располагается лекторий.

Часто храм был не самостоятельным, а считался приделом главного городского собора, даже если стоял отдельно. Возможно, это связано с чином «шествия на осляти»? Со временем появления и распространения этого обычая на Руси совпадает и постройка храмов в честь Входа Господня в Иерусалим или приделов в Москве (западный придел храма Василия Блаженного), Рязани, Кашине, Казани, Суздале и других городах.

Настоятелем собора Юрьевца Поволжского (ныне Ивановская область) был протопоп . Правда, служил там недолго, всего восемь недель. Новый протопоп был настолько строг с паствой, пытаясь исправить людей, привыкших к распутной жизни, что избили его чуть не до смерти! Воевода выставил охрану вокруг дома и не позволил довершить расправу. Мятеж не унимался, и протопоп Аввакум вынужден был бежать в Кострому, а затем в Москву, где служил впоследствии в Казанском соборе на Красной площади. А собор в честь Входа Господня в Иерусалим в Юрьевце был в XVIII веке перестроен и сохранился до нашего времени.

Старообрядческих храмов, освященных в честь этого праздника, не имеется.

Воскрешение Лазаря празднуется Русской Православной Церковью в шестую субботу Великого поста, накануне Вербного воскресенья, когда Христос въехал в Иерусалим. Это последнее великое чудо, сотворенное Иисусом перед началом Страстей, и рассказывает о нем один только евангелист Иоанн. Многие поверили тогда в Христа. Услышав о чуде, люди приходили в дом Лазаря, и, увидев воскресшего, готовы были на руках внести Спасителя в Иерусалим. А спустя пару дней с такой же фанатичной верой в Его вину перед ними лично понаблюдать за распятием.

Весть о чуде мгновенно разнеслась по Иудее, так что именно после первосвященники и фарисеи принимают окончательное решение убить Иисуса, обнародовав повеление взять Его, как только Он будет замечен. Причем, это событие так озлобило книжников и первосвященников, что они решили убить не только Воскресителя, но и воскрешенного. Лазарь был вынужден бежать и поселился на острове Кипр, где, впоследствии, поставлен был апостолами первым епископом Китона, а Богоматерь подарила ему собственноручно вытканный омофор. Благодаря Иисусу Лазарь прожил еще 30 лет.

Вход Господень в Иерусалим

Когда были обретены мощи епископа, они лежали в мраморном ковчеге, на котором было написано: “Лазарь Четверодневный, друг Христов”. В 898 году византийский император Лев Мудрый (886 – 911) приказал перенести мощи Лазаря в Константинополь и положить в храме во имя Праведного Лазаря, откуда их впоследствии похитили франкские крестоносцы и вывезли в Марсель. Но в 1970 году под церковью Святого Лазаря в Ларнаке (где и был первоначально похоронен святой) обнаружили саркофаг, а в нем человеческий череп. Киприоты позолотили его и выставили в одной из установленных в храме рак, твердо веря, что это – череп святого Лазаря. Правы ли они, никто сейчас сказать не может.

Воскрешение Лазаря Иисусом стало прообразом всеобщего воскрешения человечества, поэтому Лазарева суббота – единственный день в году, когда воскресное богослужение совершается в субботу. Евангелист Иоанн изображает это событие как очевидец, с поразительной, почти осязаемой достоверностью. Тот, Кто вскоре Сам должен будет пройти через смерть на кресте, в этот день предстает ее победителем. А вечером следующего дня Христос спускается с Елеонской горы, направляясь к стенам Иерусалима. Под Ним белый осел – символ мира. Христос едет как Царь, несущий примирение, а галилейские паломники подтверждают это криками: “Осанна Сыну Давидову! Слава в вышних!” Они машут пальмовыми ветвями – так принято приветствовать победителя. Они надеются, что Пророк-Мессия даст им освобождение от власти язычников-римлян.

С болью в сердце обращается Иисус к Иерусалиму: “О, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих…” Он впервые не отклоняет восторгов толпы. Он ждет, испытывая сердца человеческие, поскольку знает, что поверить в Него не поздно до последнего мгновения. Но Он несет Благую Весть, а люди мечтают о сигнале к революции. Даже Его ученики заражены общей истерией – они спорят между собой, деля будущие места у трона. Между ними и Христом образуется пропасть.

Вербное воскресенье – трагический праздник?

Праздники бывают разные. По словам митрополита , праздник Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресенье) – это “один из самых трагических праздников церковного года”. Он состоится накануне “страстных дней Господних, во время, когда сгустилась тьма и когда поднимается заря нового света, заря вечности, постижимая только тем, кто вместе со Христом вступает в эту тьму. Это – тьма и полумрак, сумерки, где перемешалась правда и неправда, где перемешалось все, что только может быть перемешано: Вход Господень в Иерусалим, такой торжественный, исполненный такой славы, одновременно весь построен на страшном недоразумении”.

Казалось бы, вот оно, торжество христианства – Христу покоряется Святой Город, где Его встречают ликующие толпы народа. Только спустя несколько мгновений становится понятно, что Тот, Кого они ждали, им не нужен, потому что Он – не тот. Народ ждет прихода политического вождя, готового повести к победе над врагом. Земным врагом. Оккупантом их земли. Римлянином. О победе над гораздо более страшным врагом – дьяволом – они, возможно, и подумают. Но позже, а совсем не в тот момент, когда Христос предлагает задуматься о неизбежности духовной смерти. Поэтому торжество и ликование толп вызывают ощущение потери, горечи недоразумения. Потому что нам, к сожалению, уже известно, что та толпа, которая сегодня кричит “Осанна Сыну Давидову!” – через несколько дней повернется к Нему ненавидящим лицом и будет требовать Его распятия, а его ученики предадут Его не единожды, пройдут мимо Него, не узнав, не последовав за Ним.

“Во что я верю? За кем готов последовать?”

По словам митрополита Антония, “сегодня, вспоминая вход Господень в Иерусалим, как страшно видеть, что целый народ встречал Живого Бога, пришедшего только с вестью о любви до конца – и отвернулся от Него, потому что не до любви было, потому что не любви они искали, потому что страшно было так любить, как заповедал Христос, – до готовности жить для любви и умереть от любви”. Это день страшнейшего недоразумения, день торжества массовой истерии, торжества неверия и нелюбви. Символическая концентрация тех качеств, которые превалируют в момент, когда толпе предлагается халява – “хлеб и зрелища”. Это тот момент, откуда каждый начинает выбирать свое место в толпе, через несколько дней кричащей “Распни, распни Его” с тем же восторгом, что сегодня “Слава, Осанна!”

И так было, увы, не только во времена Христа. “Под Вербное воскресенье шли по дороге с гармониями и ругали Бога и Богородицу и веру – все! Я спросил: “Кто эти люди? – Свои же люди, самые православные, сейчас они ругают Бога, а родится дитя, идут к попу и кланяются: окрести!” – писал с горечью в своем дневнике писатель Михаил Михайлович Пришвин.

Между тем, Вербное воскресенье, или – это отнюдь не еще один день Великого поста, когда можно есть рыбу и пить вино, как принято думать. Это тот самый момент, когда стоит задать себе вопросы: “Во что, в кого я верю? За кем готов последовать? Что для меня является моментом истины?”




Читать праздничные богослужения начинают обычно накануне в Лазареву субботу, которая предшествует празднику. Обычно в храмах с 15 до 16 часов начинается двухчасовая служба, посвященная воскрешению Лазаря. Именно в это время в конце богослужения начинают читать песнопения к Вербному воскресенью. На следующий день в большинстве храмов проходит утреннее богослужение с 8 утра до 10 или 11 часов. Точное время зависит от расписания прихода и его можно узнать в церкви. Вот как будет проходить вербное воскресенье 2019: служба в храме.

В субботу идти или воскресенье




Обычно верующие люди стараются посетить службу в утреннее и вечернее время. Однако реально это возможно только для неработающих пенсионеров, которые могут планировать свободно своё личное время. В зависимости от священника и правил, которые он устанавливает в приходе, стоит посетить храм вечером, чтобы освятить вербу. Однако нужно узнать заранее, так как не во всех храмах это возможно.

Утром на вербное воскресенье стоит идти обязательно. Обычно прихожане, посещающие вечернюю службу, совершают исповедь, чтобы утром принять причастие. По церковным канонам считается, что вечером перед причастием обязательно нужно стоять службу в храме. Чтобы утром прийти на исповедь. Однако в некоторых храмах священник исповедует в ранние утренние часы до начала службы, поэтому причастники приходят на полчаса раньше или даже в более раннее время. После богослужения священник начинает говорить, в какое время стоит освещать вербу. Однако в некоторых храмах это можно сделать и в субботу накануне. Но это делают не всегда. Поэтому лучше поинтересоваться на рабочей неделе, во сколько и когда будет освящение вербы, чтобы приготовить её заранее.

Больным, работающим людям, которые в перерыве зашли в храм, не обязательно полностью стоять службу. Достаточно просто купить свечу и поставить её перед иконами, немного помолиться и уйти. Это не будет считаться грехом. Однако те, кто постоянно посещает храм, обычно стараются стоять всю службу утром и вечером. Так что им не обязательно знать, идти в храм в субботу или воскресенье.

Что это даёт




В храме с молитвами обычно происходят различные чудеса. Однако священники не советуют увлекаться ими, так как в некоторых ситуациях быстрого улучшения жизни не наступает. Особенно, если человек задумал или делает что-то плохое, не угодное высшим силам. Иногда храм и богослужение помогают людям найти ответы на волнующие вопросы, однако для многих людей часто посещение богослужения, даже искренняя молитва не помогают в решении проблем, и они перестают посещать храм. На самом деле на службу ходят не для того, чтобы бог помог разрешить трудную ситуацию, а ради внутреннего освящения духи. Проникаясь молитвами, человек невольно начинает подсознательно искать выход из трудной ситуации, переосмысливать свою жизнь и верить в себя. Именно это придаёт ему уверенности в своих силах, поэтому в жизни наступает просветление и ощущение счастья, взаимности в любви.

В некоторых ситуациях вера помогает преодолеть даже колдовство. Известно, что магия имеет действие на душу человека и нечистая сила, различными способами старается ему вредить. Одним влияние колдовства, порчи приходит через сновидения, другие начинают пить и предаваться всяким грехам. Многие даже из-за колдовского воздействия могут покончить собой. На церковном языке такое явление называется беснование и только при помощи молитвы и усилий самого человека оно лечиться. Хотя часто оставляет травмы на всю жизнь. Поэтому церковь призывает посещать службу, по возможности, в вербное воскресенье, чтобы очиститься и приобрести иммунитет к злой силе.

После службы не забудьте поздравить всех, придя домой, можно своим знакомым и друзьям написать красивые смс, а поздравления выбрать