Сенека биография. Биография и труды. Луций Анней Сенека. Античный бюст

Имя: Луций Анней Сенека

Годы жизни: 4 г. до н.э - 65 г. н.э.

Государство: Древний Рим

Сфера деятельности: Философ, Поэт, Государственный деятель, Пистаель

Величайшее достижение: Учитель Нерона. Автор множества научных трудов. Один из самых значимых представителей стоцизма в истории.

Он родился на юге Испании более 2000 лет назад и получил образование в Риме. Будущий философ был сыном Сенеки Старейшего, известного римского писателя, а также дядей поэта Лукана.

Жизнь Сенеки

Сенека младший выбрал карьеру политика и стал высокопоставленным финансовым чиновником. Также он писал трагедии.

Его жизнь резко изменилась в 41 году до н.э., когда Клавдий стал императором и выслал Сенеку на остров Корсика, так как философ был заподозрен правителем в любовной связи с Юлией Ливиллой, племянницей императора и сестрой Калигулы.

Во время своего изгнания Сенека постоянно переписывался с матерью, утешая ее скорым возвращением. Это и правда произошло, но спустя восемь лет: Агриппина, мать будущего императора Нерона и жена Клавдия, получила разрешение на возвращение Сенеки. Женщина хотела, чтобы известный философ стал учителем и советником ее сына.

Как мы знаем, позже Нерон станет одним из самых известных тиранов и диктаторов в истории . Богатство Сенеки в значительной степени помогало ему в различных жизненных ситуациях. Чиновники Рима отлично понимали, что философ относится к высшим социальным слоям, и к его мнению прислушиваются многие знатные люди.

Исторические документы свидетельствую о том, что Сенека был убит в 65 г. до н.э. по приказу своего воспитанника Нерона, который заподозрил своего учителя в заговоре против него.

На протяжении всей жизни Сенека придерживался философии стоицизма. Взгляды Сенеки основывались на умозаключениях его учителя Аттала. Также философ был поклонником Катона, о котором часто упоминает в своих письмах.

Однако Сенека не ограничивался постулатами только стоицизма. Например, некоторые взгляды он заимствовал у Эпикура. В целом, Сенека оказал огромное влияние на философов и деятелей искусства последующих поколений: Эразма, Фрэнсиса Бэкона, Паскаля, Монтеня и других.

В современном мире широко известны два примера, связанные с отсылками к римскому философу: Нассим Талеб, американский экономист, посвятил Сенеке целую главу в своей последней книге, А Тим Феррис, писатель и предприниматель, опубликовал аудиокнигу с сочинениям Сенеки.

Сильный интерес к Сенеке неудивителен. Он писал не только о философии, но и о ее практическом применении в различных областях.

Некоторым советы философа действительно помогали: на уровне государственном, экономическом, образовательном и иных. Все исследования Сенеки были объединены идеями материализма и идеализма.

Некоторые современные исследователи упрекают древнего философа в лицемерии, основываясь на тех фактах, что не мог очень богатый человек, приближенный к императору Нерону, рассуждать о ценностях идеального, слишком много богатств у него было, слишком во многом он себе не отказывал.

Однако это предположение противоречит словам самого же Сенеки, который не раз признавался: «Я не считаю себя мудрым. И никогда им не стану».

Философ хорошо понимал, что его жизнь далека от совершенства и, несмотря, на богатства, близость к власти, амбиции и непосредственное участие в политический жизни империи, внутри себя, наедине со своими мыслями его мучил самоанализ и серьезные философские вопросы, ответы на которое найти было не так просто.

Основные работы Сенеки

Сенека является одним из самых читаемых философов еще и потому, что его слог очень легко воспринимается, а большинство его трудов написаны в виде писем.

«О краткости жизни» — сборник из трех коротких писем — может стать лучшим произведением для знакомства с Сенекой. Суть труда в том, что жизнь — это череда событий, которая протянута во времени. Но именно время является не возобновляемым ресурсом, поэтому люди должны бережно относиться к нему.

Самая известная цитата из книги: «Нам никогда не хватит жизни на все, что мы хотели бы сделать. Но мы можем быть не так расточительны и научиться ценить время — тогда успеем гораздо больше».

«Письма стоиков» — труд Сенеки, где он раскрывает основные особенности стоицизма. Здесь философ говорит о различных моральных и психологических особенностях восприятия человеком действительности: раскрываются темы богатства, горя, нищеты, гнева, успеха, неудачи, образования и прочие.

Три урока Сенеки

Найдите свой якорь.

В своих письмах к Люцию Сенека призывает его выбрать образец для подражания, чтобы обеспечить себе какой-то фундамент для жизни. Это шаг, по мнению философа, является очень важным в становлении любой личности.

Не будьте рабом своего богатства.

Сенека говорил о накоплении финансовых ресурсов, но никогда — о зависимости от богатства. Философ был уверен, что человек должен использовать деньги, а не деньги — человека. Таким образом, человек является хозяином денег и относится к ним всего лишь как к ресурсу для достижения каких-либо целей.

Боритесь со своим эго.

По мнению Сенеки, люди часто сталкиваются с лицемерием, похвалой и интригами. Человек очень быстро привыкает к тому, что ему приятно, и забывает об истинной сути вещей. Сенека считал такое положение дел препятствием к саморазвитию.

Он был уверен, что в окружении человека должны быть разные люди, а самой личности следует научиться отличать ложь от правды, хороших людей — от плохих и т.п. Философ знал: все люди считают себя превосходными и не хотят меняться, но обращаться к собственному внутреннему миру просто необходимо, иначе это самолюбование может привести с духовной гибели человека.

Сенека Луций Анней (его называют просто Сенекой Младшим в отличие от его отца, известного философа Сенеки Старшего) - римский философ, государственный деятель, один из известнейших представителей стоицизма, поэт. Родился в г. Кордуба (в настоящее время - испанская Кордова) примерно в 4 г. до н. э. Его отец был человеком старой закалки и считал, что занятия философией менее важны, чем практическая деятельность, поэтому стремился помочь сыновьям сделать в будущем политическую карьеру. Ради этого он перебрался в Рим, где юный Сенека Младший постигал азы наук, в частности, был учеником стоиков Секстия, Аттала, пифагорейца Сотиона.

В годы правления императора Тиберия, примерно в 33 г. стал квестором. Являясь членом сената, возглавил оппозицию, страстно и последовательно обличал деспотизм действующих императоров. Когда в 37 г. престол занял Калигула, Сенека был настолько прославленным сенатором, оратором и писателем, что император принял решение его умертвить, и только вмешательство одной из наложниц помогло избежать столь незавидной участи: было решено, что Сенека, не отличавшийся крепким здоровьем, быстро умрет естественной смертью .

В 41 г., при императоре Клавдии I, его отправляют на 8 лет в ссылку на безлюдную Корсику из-за обвинения в причастности к заговору. Перевернуть эту печальную страницу в биографии Сенеки помогла супруга Клавдия I Агриппина, которая вернула его из изгнания и пригласила ко двору в качестве наставника сына, тогда еще юного Нерона. С 49 г. по 54 г. он являлся воспитателем будущего императора, а после того, как 16-летний Нерон занял престол после отравления Клавдия, превратился в одного из первых лиц государства, советника, влияющего на решения в области как внешней, так и внутренней политики. В 57 г. он стал консулом, т.е. получил наивысшую из возможных должностей. Высокий социальный статус принес ему и огромное богатство.

Однако отношения между Сенекой и его бывшим воспитанником постепенно становились все хуже и хуже. В 59 г. Сенеке пришлось написать для императора текст, оправдывающий убийство его матери Агриппины, для выступления в сенате. Этот поступок ухудшил репутацию в глазах общественности и увеличил пропасть между философом и императором. В 62 г. Сенека уходит в отставку, оставив Нерону все приобретенное за долгие годы состояние.

С точки зрения философских взглядов Сенека был наиболее близок к стоикам. Его идеалом являлся духовно независимый мудрец, который мог бы служить образцом для всеобщего подражания и был свободен в том числе и от человеческих страстей. Всю сознательную жизнь боровшийся с деспотизмом Сенека в 65 г. примкнул к дворцовому заговору, возглавленному сенатором Пизоном. Интрига была раскрыта, и Нерон, для которого Сенека всегда являлся олицетворением запрета, ограничения в действиях, не мог упустить случая убрать его со своего пути. Император лично приказал философу, бывшему учителю, покончить с собой, оставляя вид смерти на собственное его усмотрение. Сенека вскрыл себе вены, а чтобы ускорить смерть, медленно наступавшую из-за его преклонного возраста, прибегнул к использованию яда. Вместе с ним покончила с собой его супруга.

Литературное наследие Сенеки составляет 12 небольших по объему трактатов, наибольшее значение из которых имеют «О гневе», «О провидении», «О спокойствии духа». Оставил он после себя и три крупные работы - «Естественноисторические вопросы», «О благодеяниях», «О милосердии». Также он является автором 9 трагедий с сюжетами, почерпнутыми из мифологии. Мировую известность получили его «Медея», «Эдип», «Агамемнон», «Федра»; европейская драматургия XVI-XVIII вв. испытала на себе значительное влияние этих пьес.

Биография

В раннем возрасте был привезён отцом в Рим. Учился у пифагорейца Сотиона, стоиков Аттала, Секстия, Папиния.

Около 33 года , при императоре Тиберии , становится квестором . - ко времени восшествия на престол Калигулы слава Сенеки как оратора и писателя возрастает настолько, что возбуждает зависть императора и в конце концов он распорядился убить Сенеку. Однако одна из многочисленных наложниц императора уговорила его не делать этого, сославшись на то, что слабый здоровьем философ и так скоро умрёт. - в первый год правления Клавдия за причастность к дворцовой интриге попадает в ссылку и проводит восемь лет на Корсике. - жена императора Клавдия Агриппина Младшая добивается возвращения Сенеки из ссылки и предлагает ему стать наставником её сына - будущего императора Нерона. - после отравления Клавдия к власти приходит шестнадцатилетний Нерон. Его наставники - Сенека и Секст Афраний Бурр - становятся первыми советниками императора. Особенно велико в этот период влияние Сенеки. - получает высшую в империи должность консула. Богатство его достигает в эту пору огромной суммы в 300 млн сестерций . - Нерон вынуждает Сенеку и Бурра косвенно участвовать в убийстве своей матери, Агриппины. Сенека пишет для Нерона постыдный текст выступления в сенате с оправданием этого преступления. Его отношения с императором становятся всё более натянутыми. - после смерти Бурра Сенека подаёт прошение об отставке и удаляется на покой, оставив всё своё огромное состояние императору. - раскрыт заговор Пизона. Этот заговор не имел положительной программы и объединял участников только страхом и личной ненавистью к императору. Нерон, ощущавший, что сама личность Сенеки, всегда воплощавшая для него норму и запрет, является преградой на его пути, не мог упустить случая и приказал своему наставнику покончить жизнь самоубийством: по приказу Нерона Сенека был приговорён к смерти с правом выбора способа самоубийства.

Был идеологом сенатской оппозиции деспотическим тенденциям первых римских императоров. Во время молодости императора Нерона он был фактическим правителем Рима, однако позднее был оттеснён от власти, когда отказался санкционировать репрессии против противников Нерона и против христиан .

Смерть Сенеки

Покончил жизнь самоубийством по приказу Нерона , чтобы избежать смертной казни. Несмотря на возражения мужа, жена Сенеки Паулина сама изъявила желание умереть вместе с ним и потребовала, чтобы её пронзили мечом.

Сенека ответил ей: «Я указал тебе на утешения, какие может дать жизнь, но ты предпочитаешь умереть. Я не буду противиться. Умрём же вместе с одинаковым мужеством, но ты - с большею славой» .

После этих слов оба вскрыли себе вены на руках. У Сенеки, который был уже стар, кровь текла очень медленно. Чтобы ускорить её истечение, он вскрыл себе вены и на ногах. Так как смерть всё не наступала, Сенека попросил Стация Аннея, своего друга и врача, дать ему яду. Сенека принял яд, но напрасно: тело его уже похолодело и яд не произвёл своего действия. Тогда он вошёл в горячую ванну и, обрызгав водой окружавших его рабов, сказал: «Это - возлияние Юпитеру Освободителю » .

Произведения

Философские диалоги

В разных переводах книги могут иметь и разные названия.

  • «Утешение к Марции» (Ad Marciam, De consolatione)
  • «О гневе» (De Ira)
  • «Утешение к Гельвии» (Ad Helviam matrem, De consolatione)
  • «Утешение к Полибию» (De Consolatione ad Polybium)
  • «О кратковременности жизни» (De Brevitate Vitae)
  • «О досуге» (De Otio)
  • «О душевном покое» или «О душевном спокойствии» (De tranquillitate animi)
  • «О провидении» (De Providentia)
  • «О стойкости мудреца» (De Constantia Sapientis)
  • «О счастливой жизни» (De vita beata)

Художественные

  • Мениппова сатира «Отыквление божественного Клавдия» (Apocolocyntosis divi Claudii)
  • трагедия «Агамемнон » (Agamemnon)
  • трагедия «Безумный Геркулес » или «Геркулес в безумье» (Hercules furens)
  • трагедия «Троянки» (Troades)
  • трагедия «Медея » (Medea)
  • трагедия «Федра » (Phaedra)
  • трагедия «Фиест » (Thyestes)
  • трагедия «Финикиянки» (Phoenissae)
  • трагедия «Эдип » (Oedipus)
  • трагедия «Геркулес на Эте»

Все эти произведения представляют собой вольную переработку трагедий Эсхила , Софокла , Еврипида и их римских подражателей.

Эпиграммы

  • Всё, что мы видим вокруг…
  • К лучшему другу.
  • О простой жизни.
  • Родине о себе.
  • О благе простой жизни.
  • О богатстве и бесчестии.
  • О начале и конце любви.
  • О смерти друга.
  • О развалинах Греции.
  • О звоне в ушах.

Другие

  • «О милосердии» (De Clementia)
  • «О благодеяниях» или «О благодарениях» или «О добрых делах» (De beneficiis)
  • «Исследования о природе» или «Натурфилософские вопросы» (Naturales quaestiones)
  • «Нравственные письма к Луцилию» или «Письма к Луцилию» (Epistulae morales ad Lucilium)

Приписываемые

Некоторые книги ранее считались произведениями Сенеки, но сейчас большинство исследователей авторство Сенеки отвергают или подвергают сомнению.

  • трагедия «Октавия» (Octavia)
  • трагедия «Геркулес Этейский» (Hercules Oetaeus)
  • ? «Переписка апостола Павла с Сенекой» (Cujus etiam ad Paulum apostolum leguntur epistolae)

Внешность Сенеки

Существует два изображения Сенеки; одно - средневековая прорисовка с несохранившегося бюста, изображавшего худощавого человека астеничного телосложения; второе - дошедший до нашего времени бюст, изображающий упитанного мужчину с суровым и властным лицом. Изображают они, очевидно, разных людей, и вопрос состоит в том, какое из них действительно относится к Сенеке, а какое приписывается ему по ошибке.

Споры об этом велись уже давно и, во всяком случае, не менее долго, чем существовала первая версия. А своим происхождением она обязана итальянскому гуманисту, историку Ф. Урсину ( -), с лёгкой руки которого римская копия античного бюста в 1598 году при сравнении с портретом на конторниате была идентифицирована как портрет философа (оба произведения к настоящему времени утрачены, однако представление о том, как выглядел тот бюст, можно получить по изображению, присутствующему на групповом портрете кисти П. Рубенса «Четыре философа»), ныне за данной скульптурой прочно закрепилось наименование «Псевдо-Сенека», а исследователи пришли к заключению, что это портрет Гесиода .

Споры на данный предмет уже утихли - решение принято, но своеобразный компромисс, в виде ироничной дани былой полемике, нашёл монетный двор Испании, выпустивший монеты с «гибридным» портретом философа.

Переводы

Пьесы :

  • Медея. / Пер. Н. Виноградова. - Сергиев Посад, 1906. - 72 с.
  • Трагедии. / Пер. С. Соловьева , вступ. ст. Н. Ф. Дератани. (Серия «Сокровища мировой литературы»). - М.-Л.: Academia, 1932. - 433 с. (издание включает 7 пьес: «Медея», «Федра», «Эдип», «Тиэст», «Агамемнон», «Октавия»)
  • Луций Анней Сенека . Трагедии. / Пер. и ст. С. А. Ошерова , прим. Е. Г. Рабинович. Отв. ред. М. Л. Гаспаров. (Серия «Литературные памятники»). - М.: Наука, 1983. - 432 с.

Трактаты :

  • О провидении. / Пер. В. Стовика и В. Стейна. - Керчь, 1901. - 28 с.
  • Утешение к Марции. // Браш М. Классики философии. I. - СПб., 1907. - С. 311-330.
  • О счастливой жизни. / Пер. С. Ц. Янушевского. - СПб.: Гермес, 1913. - 35 с.
  • О благодеяниях. / Пер. П. Краснова. // Римские стоики. Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. - М., 1995.
  • Сенека . Утешение к Полибию. / Пер. Н. Х. Керасиди. // ВДИ. - 1991. - № 4.
  • Сенека . О краткости жизни. / Пер. В. С. Дурова. - СПб.: Глаголъ, 1996. - 91 с.
  • Сенека . О гневе. / Пер. Т. Ю. Бородай. // ВДИ. - 1994. - № 2; 1995. - № 1.
  • Трактат «О безмятежности духа» Луция Аннея Сенеки . (Вступит. статья и перевод Н. Г. Ткаченко) // Труды кафедры древних языков. Вып.1. - СПб., 2000. - С.161-200.
  • Луций Анней Сенека . Философские трактаты. / Пер. Т. Ю. Бородай. (Серия «Античная библиотека». Раздел «Античная философия»). 1-е изд. - СПб., 2000. 2-е изд. СПб.: Алетейя, 2001. - 400 с. (издание включает трактаты: «О блаженной жизни», «О скоротечности жизни», «О стойкости мудреца», «О провидении», «О гневе» в 3 кн., «О природе» в 7 кн.)

«Письма к Луцилию»

  • Избранные письма к Люцилию. / Пер. П. Краснова. - СПб., 1893. - 258 с.
  • Луций Анней Сенека . Нравственные письма к Луцилию. / Пер., ст. и прим. С. А. Ошерова . Отв. ред. М. Л. Гаспаров. (Серия «Литературные памятники»). - М.: Наука, 1977. - 384 с. (переиздавалось)

Эпиграммы :

  • Луций Анней Сенека . Эпиграммы. / Пер. М. Грабарь-Пассек и Ю. Шульца. // Античная лирика. (Серия «Библиотека всемирной литературы». Т. 4). - М., 1968. - С. 458-462.

Сатира (принадлежность Сенеке спорна):

  • Сатира на смерть императора Клавдия. / Пер. В. Алексеева. - СПб., 1891. - 35 с.
  • Псевдоапофеоз императора Клавдия. / Пер. И. И. Холодняка . - М., 1899. (приложение к т. 16 «Филологического обозрения»)
  • Апофеоз божественного Клавдия. / Пер. Ф. А. Петровского . // Римская сатира. - М., 1957. (переизд.: Римская сатира. - М., 1989. - С. 117-130, комм. И. Ковалевой на с. 458-465)

Издание в «The Loeb classical library» (латинский текст с английским переводом) состоит из 10 томов:

  • Тома I-III. Moral essays (Моральные труды).
    • Том I . О провидении. О постоянстве. О гневе. О милосердии.
    • Том II. Утешение к Марции. О блаженной жизни. О досуге. О спокойствии души. О краткости жизни. Утешение к Полибию. Утешение к Гельвии.
    • Том III. О благодеяниях.
  • Тома IV-VI. Письма.
  • Тома VII, X. Естественные вопросы.
  • Тома VIII-IX. Трагедии.

Издание в серии «Collection Budé» в 18 томах: Sénèque .

  • L’Apocoloquintose du divin Claude. Texte établi et traduit par R. Waltz. XI, 46 p.
  • De la clémence. Texte établi et traduit par F.-R. Chaumartin. Nouvelle édition 2005. XCII, 178 p.
  • Des bienfaits. Tome I: Livres I-IV. Texte établi et traduit par F. Préchac. LV, 284 p.
  • Des bienfaits. Tome II: Livres V-VII. Texte établi et traduit par F. Préchac. 228 p.
  • Dialogues. T. I: De la colère. Texte établi et traduit par A. Bourgery. XXV, 217 p.
  • Dialogues. T. II: De la vie heureuse. - De la brièveté de la vie. Texte établi et traduit par A. Bourgery. X, 150 p.
  • Dialogues. T. III: Consolations. Texte établi et traduit par R. Waltz. X, 219 p.
  • Dialogues. T. IV: De la providence. - De la constance du sage. - De la tranquillité de l"âme. - De l’oisiveté. Texte établi et traduit par R. Waltz. 221 p.
  • Questions naturelles. T. I: Livres I-III. Texte établi et traduit par P. Oltramare. XXVII, 309 p.
  • Questions naturelles. T. II: Livres IV-VII. Texte établi et traduit par P. Oltramare. 356 p.
  • Lettres à Lucilius. T. I-V.
  • Tragédies. T. I-III.

Память

  • Памятник Сенеке находится в Кордове.

Примечания

Литература

  • Краснов П. Л. Анней Сенека, его жизнь и философская деятельность. (Серия «Жизнь замечательных людей. Биографическая б-ка Ф. Павленкова»). - СПб., 1895. - 77 с.
  • Фаминский В. И. Религиозно-нравственные воззрения Л. А. Сенеки философа и отношение их к христианству. В 3 ч. - Киев, 1906. - 220+196+196 с.
  • Грималь П. Сенека, или Совесть империи. / Пер. с фр. (ЖЗЛ). - М., Молодая гвардия, 2003.
  • Титаренко И. Н. Философия Луция Аннея Сенеки и ее связь с учением Ранней Стои. - Ростов-на-Дону, 2002.

Ссылки

  • Сенека в русском переводе на сайте «История Древнего Рима»
  • Луций Анней Сенека в библиотеке Максима Мошкова

Луций Анней Сенека родился в 4 веке до н. э. в испанском городе Кордова в достаточно знатной семье, принадлежавшей к роду всадников. Отец Сенека-старший и мать Гельвия были образованными людьми, изучали историю, философию и риторику. Чуть позже, когда Луций и его старший брат Юний Галлион были юными, супруги решили перебраться в Рим. Там молодой Луций был учеником стоиков Папиния, Секстия, Аттале.

Отец мальчика обладал хорошими связями и деньгами, поэтому мог не экономить на образовании и развитии сына. Сенека-старший пророчил своему ребенку блестящую карьеру адвоката. И действительно - благодаря личной харизме, ораторскому таланту и замечательной эрудиции адвокатские дела Сенеки-младшего шли в гору.


Но неожиданная тяжелая болезнь, которая требовала отъезда в Египет на длительное восстановление, нарушила все планы начинающего адвоката. Свалившееся горе подкосило Луция, и он чуть не покончил жизнь самоубийством.

После возвращения из Египта в Рим Сенека начинает обличать существующий строй в Римской империи, политиков в падении нравов, создает работы, связанные с моральной проблематикой.

Государственная деятельность

В 37 году к власти пришел . Он настолько не одобрял деятельность Сенеки, что принял решение убить его. И только случай спас философа от незавидной судьбы - любовница Калигулы отговорила императора от совершения преступления, считая, что Луций и так скоро умрет из-за болезни.


Окончание правления Калигулы не стало для Сенеки успокоением - в 41 году к власти пришел Клавдий, который продолжил традицию прежнего императора. Он также негативно относился к харизматичному, властному и сильному политическому лидеру и по совету своей жены Мессалины отправил Сенеку в ссылку на остров Корсика, где ему пришлось пробыть долгих 8 лет.

По иронии судьбы вернуться на родину Луцию помогла новая жена Клавдия Агриппина. Властная женщина в то время была озабочена вопросом восхождения на престол своего 12-летнего сына Нерона после смерти императора. Ее тревожил сын Клавдия от первого брака - Британик, который также претендовал на престол. Именно поэтому она, влияя на мужа, вернула Сенеку в Рим - чтобы тот стал воспитателем юного Нерона.


Покровительство талантливого философа не прошло даром - Нерон стал великим и знаменитым императором в 17 лет. При его правлении Сенека получил должность консула и статус всемогущего советника.

Как обычно, у любой ситуации есть несколько сторон: с одной – Луций обладал почти безграничной властью, с другой – находился в полной зависимости от властвующего императора, с третьей – являлся объектом ненависти для римского народа и сената. Это повлияло на его решение уйти добровольно в отставку в 64 году. Он оставил все свое богатство в пользу государственной казны и укрылся в одном из своих имений.

Философия и поэзия

Сенека придерживался философии стоицизма. Ключевыми чертами этого направления являются безразличие, апатия, спокойное отношение ко всем ударам судьбы, фатализм. Очень четко философия стоицизма выражена в высказывании:

"Идущего судьба ведет, а упирающегося волочит".

И Сенека, являясь продолжателем этого направления, затрагивал темы счастья, гнева, добродетели, милосердия. Взгляды Сенеки отличались от взглядов представителей римского стоицизма: он пытался познать, что есть мироздание, что управляет миром и из чего он состоит, изучал теорию познания.

Итог его философской деятельности - "Нравственные письма к Луцилию". В них стоик показал, что философия учит прежде всего делать, а не рассуждать. Философия не может быть потехой для толпы, это не шоу. Она образует и формирует душу, упорядочивает жизнь и управляет действиями человека.


Реальный человек, который являлся эпикурейцем. В античном мире не было настолько противоположных течений, как стоицизм и эпикуреизм, ключевыми моментами которого являлся гедонизм и наслаждение жизнью. Стоики же - это люди, которые жили в предельном аскетизме и старались контролировать свои эмоции и желания.

У Сенеки много работ, посвященных моральной проблематике, например, "О гневе". В ней он говорил, что важно не просто подавлять в себе гнев, но и проповедовать любовь к ближнему. В другой своей работе мужчина заговорил о милосердии - оно всегда приносит с собой счастье, успокоение в каждом доме; особенно ценно милосердие в царском доме, где оно, как правило, редкий гость.


Памятник Сенеке в Кордове

В целом труды Сенеки включают в себя 12 трактатов - упомянутый выше "О гневе", "О спокойствии духа", "О счастливой жизни" и т. д., также 3 более весомые работы - "О милосердии", "О добрых делах", "Исследования о природе". Кроме того, философ написал 9 трагедий, основанных на мифологии. Самыми известными работами являются "Эдип", "Медея", "Агамемнон", "Федра" и другие.

Современники ценят его прежде всего за мудрые изречения и глубокомысленные высказывания, которые не теряют свою актуальность и сегодня. Книги с его трудами активно печатаются и распродаются до сих пор.

Личная жизнь

Достоверно известно, что у Сенеки была как минимум одна жена - Помпея Паулина, которая вдвое младше философа. Однако мнение историков разнится относительно того, с какого периода супруги состояли в браке и были ли у Сенеки женщины до Паулины. По версии античных авторов, Помпея - вторая жена философа, они познакомились у нее дома, Сенеке было за 50 лет.


Этому мнению противоречит тот факт, что в трактате "О гневе" автор упоминает свою привычку каждый вечер анализировать в присутствии жены прошедший день. Трактат был написан еще при императоре Клавдии, когда Луцию было около 40 лет. По второй версии, философ женился на Паулине в 36 лет и прожил с ней в любви и согласии до самой своей смерти.

Так или иначе, количество браков и год женитьбы на Помпее официально не доказаны - эта страница биографии философа не до конца раскрыта. Личная жизнь гения так и останется секретом для современников. Но главным и незыблемым является то, что любовь женщины к Сенеке была самоотверженной и всепрощающей, она даже решилась на смерть вместе с супругом.

Смерть

Причиной смерти поэта и философа стала нетерпимость императора Нерона к своему бывшему воспитателю. Возникший заговор Пизона в 65 году раскрылся, и имя Сенеки совершенно случайно всплыло, хотя его никто не обвинял. Это стало поводом для Нерона распрощаться с философом - он приказал Сенеке перерезать себе вены.


Смерть Луция описал Тацит. По его словам, приговоренный в последние минуты жизни был тверд и спокоен, сам ободрял многочисленных друзей, всего один раз дрогнул - когда прощался с женой Паулиной. Он старался ее утешить, но женщина решила последовать за ним. Паулину вовремя остановили, и она пережила мужа на несколько лет.

Сенека, будучи стоиком, не колеблясь перерезал себе вены, но из-за преклонного возраста и малоподвижной крови никак не умирал. Мужчина приказал своим слугам перенести его в ванну и там, дыша горячими парами и обливаясь густой кровью, скончался.

Цитаты

Величие некоторых дел состоит не столько в размерах, сколько в своевременности их.
Если хочешь жить для себя, живи для других.
Если сегодняшний день в твоих руках, меньше будешь зависеть от завтрашнего. Пока мы откладываем жизнь, она проходит.
Задуманное, хотя и не осуществленное преступление есть все же преступление.

Библиография

  • 40 н.э. - «Утешение к Марции»
  • 41 н.э. - «О гневе»
  • 42 н.э. - «Утешение к Гельвии»
  • 44 н.э. - «Утешение к Полибию»
  • 49 н.э. - «О кратковременности жизни»
  • 62 н.э. - «О досуге»
  • 63 н.э. - «О душевном покое» или «О душевном спокойствии»
  • 64 н.э. - «О провидении»
  • 65 н.э. - «О стойкости мудреца»
  • 65 н.э. - «О счастливой жизни»

Содержание статьи

СЕНЕКА, ЛУЦИЙ АННЕЙ (Lucius Annaeus Seneca) (ок. 4 до н.э. – 65 н.э.), римский государственный деятель, стоический философ и автор трагедий. Сенека родился в Кордубе (совр. Кордова, Испания), в богатой семье. Его отец и полный тезка, известный больше как Сенека Старший , был выдающимся ритором. Старший брат, Юний Галлион (первоначально носил имя Луций Анней Новат), ок. 52 был прокуратором Ахайи, упоминание о нем имеется в Деяниях апостолов (18: 12–17), и отказался рассматривать обвинение, которое выдвинули против апостола Павла иудеи в Коринфе. Сведения о жизни Сенеки до 41 скудны. В детстве его привезла в Рим тетка (жена видного имперского чиновника), которая воспитала страдавшего слабым здоровьем мальчика. Сенека занимался риторикой, рано заинтересовался философией, сведя знакомство с представителями эклектической школы Квинта Секстия. Успешная адвокатская практика вскоре доставила Сенеке значительное состояние. Около 33 при императоре Тиберии Сенека стал квестором, что было первой ступенью в служебной карьере римлянина. Ко времени восшествия на престол Калигулы (37) слава Сенеки как оратора и писателя возросла настолько, что возбудила зависть императора. В первый год правления Клавдия (41) третья жена императора Мессалина добилась, чтобы Сенека был сослан на Корсику по обвинению в связи с Юлией Ливиллой, сестрой Клавдия. В 49 Агриппина, четвертая жена императора, добилась возвращения философа в Рим и сделала его и префекта претория Секста Афрания Бурра воспитателями своего сына Нерона .

Когда в 54 Нерон взошел на престол, его наставники сделались первыми советниками императора. В самом деле, великодушие Нерона на протяжении первых пяти лет пребывания у власти относят на счет руководства Бурра и в особенности Сенеки (в частности, он назывался при Нероне amicus principis, «другом принцепса»). Сенека был, по сути дела, главой имперского административного аппарата. Однако в 59 Нерон обнаружил свой подлинный характер: Сенеке и Бурру пришлось тогда, пусть неохотно, сыграть отведенную им роль в убийстве Агриппины, а Сенека даже написал для Нерона постыдный текст выступления в сенате с оправданием этого преступления. Его отношения с императором становились все более натянутыми, а после смерти Бурра в 62 Сенека подал прошение об отставке и удалился на покой, оставив все свое огромное состояние императору. В 65 Нерон заставил Сенеку покончить с собой на основании сомнительных обвинений в причастности к заговору Пизона. Тацит (Анналы XV 62–64) повествует, как мужественно, но не без театральности, обставил Сенека свой уход из жизни. Кассий Дион (155–235) в Римской истории (LXI 10) рисует весьма непривлекательный портрет Сенеки, признавая, однако, его мудрость (LIX 19).

Стоицизм.

Сенек проповедовал самодостаточность, достигаемая через жизнь, соответствующую природе. Это предполагает презрение к богатству и боли как к «вещам безразличным», подавление страстей («апатия»), подчинение порядку (в том числе политическому строю). Трагедии обнаруживают симпатии Сенеки к стоикам, не только в легко выделяемых пассажах, восхваляющих простую жизнь и безразличие к внешним обстоятельствам, в подчеркивании роли правителей как служителей, а не как господ, но и, главным образом, в изображении страстей, которые стоику полагается подавлять.

Стиль.

Проза Сенеки уснащена вычурными метафорами, изречениями, парадоксами, все они тщательно отделаны, так что целые абзацы превращаются в нагромождение эпиграмм. В трагедии стихомифия (диалог, в котором каждый произносит по строке) нередко превращается в игру афоризмов. В трагедии Сенеки риторика играет столь же важную роль, как ритм в стихах. В отличие от своих греческих предшественников, Сенека мало озабочен проблемой нравственного выбора. Главное для него – изобразить крайние пределы страсти.

Творчество.

До недавнего времени Сенека-драматург и Сенека-философ воспринимались как два разных человека. Единственным (но вполне достаточным) свидетельством того, что это все же один человек, явилась строка из трагедии Медея , которую Квинтилиан приписывает философу. Предлагаемые хронологии творчества Сенеки остаются неубедительными. Впрочем, порядок появления сочинений на свет не столь важен, поскольку существенных изменений в мысли или стиле у Сенеки не наблюдается. Риторические произведения Сенеки утрачены, как и ряд трактатов, известных лишь по фрагментам. Сенека считается автором следующих дошедших до нас произведений.

Диалоги.

Под этой вводящей в заблуждение рубрикой рукописная традиция сохранила всего 10 трактатов в 12 книгах. Три из них по форме принадлежат к «Утешениям», хорошо известному в античности жанру. В Утешении к Марции (Ad Martiam de consolatione ) по поводу смерти ее сына, произошедшей тремя годами прежде, даются стандартные советы сдерживать скорбь, что сопровождается ссылками на примеры других несчастных матерей. Утешение к Гельвии (Ad Helviam de consolatione ) адресовано матери философа в период его ссылки на Корсику. Полибию, влиятельному вольноотпущеннику и приближенному Клавдия, предназначалось утешение по случаю смерти брата (Ad Polybium de consolatione ), в надежде, что Полибий поспособствует возвращению Сенеки из ссылки.

Два диалога адресованы брату Сенеки Новату. В большем – О гневе (De ira , в 3 книгах) – рассматривается один из главных «аффектов», от которых стоик стремится освободить свою душу. Этот трактат плохо скомпонован, но его оживляют хорошие примеры из жизни. В трактате О блаженной жизни (De vita beata ) доказывается, что жить согласно природе можно и при наличии богатства.

Три тесно связанных между собой трактата адресованы Аннею Серену (другу или родственнику философа). Трактат О постоянстве мудреца (De constantia sapientis ) имеет подзаголовок «О том, что мудрец не ведает ни обиды, ни оскорбления»; в трактате О спокойствии души (De tranquillitate animi ) предлагаются противоядия против соблазнов роскоши и общественной деятельности; трактат О досуге (De otio ) поощряет отказ от активной деятельности, в особенности по достижении старости, во имя философского созерцания. В трактате О краткости жизни (De brevitate vitae ) проводится мысль, что свой век нужно измерять не годами, а разумным употреблением отпущенного человеку времени. Трактат О провидении (De providentia ) имеет подзаголовок «Если провидение существует, почему на хороших людей обрушиваются несчастья?» Ответ гласит, что страдание способствует духовному совершенствованию и предоставляет возможность для упражнения в добродетели.

Два более длинных трактата, не вошедшие в число Диалогов , носят в общем тот же характер. Трактат О милосердии (De clementia , из 3 книг сохранилась 1-я и небольшой отрывок другой) адресован Нерону и относится к самому началу его правления. В трактате О благодеянии (De beneficiis , в 7 книгах) подробно исследован вопрос о том, что является благодеянием, как следует его совершать и как принимать, а также о природе благодарности и неблагодарности.

Письма.

Нравственные письма к Луцилию (Epistulae morales , всего 124) с точки зрения большинства читателей – самое блестящее произведение Сенеки. Это короткие проповеди в свободной форме по поводу таких событий в жизни автора, как путешествие, приступ болезни, посещение морского курорта или цирка и т.д.

Естествознание.

Исследования о природе (Naturales quaestiones ), в 7 книгах, посвящены грому и молнии, снегу, граду, дождю, землетрясениям, кометам и т.п. Стоики рассматривали небесные и вообще природные феномены как непосредственное доказательство того, что Вселенной управляет разумное провидение. Тесная связь между этикой и метеорологией обусловлена тем, что ими управляет одна и та же природа. Сенека побуждает читателя изучать природу для уподобления человеческого разума великому направляющему разуму, из которого он происходит; кроме того, это занятие является упражнением в нравственности. До тех пор, пока Запад не познакомился с Аристотелем, Исследования о природе Сенеки воспринимались в качестве главного источника по космологии.

Сатира.

Отыквление (Apocolocyntosis ), пародия на апофеоз императора Клавдия, заметно отличается от прочих произведений Сенеки и содержанием, и тоном. Здесь высмеиваются не только физические недостатки Клавдия, но и его пристрастие к книгам, к судебной процедуре, щедрая раздача им гражданских прав. По форме это Мениппова сатира, смешение стихов и прозы ради комического эффекта.

Трагедии.

Трагедии Сенеки – это переработки греческих образцов. Они отличаются от греческих оригиналов тем, что хоровые песнопения предназначены скорее для декламации, чем для пения. Они отличаются также и по содержанию, поскольку посвящены не нравственным проблемам, а изображению сильной страсти. Главные герои никогда не раскаиваются в своих преступлениях, сколь бы чудовищными они ни были, а прочие персонажи, напрасно пытающиеся их смягчить, лишь подчеркивают непоколебимую решимость протагонистов.

Одна из наиболее потрясающих и знаменитых трагедий Сенеки – Фиест (Thyestes ). Большая часть событий происходит вне сцены, после чего вестник рассказывает о них публике. Пьеса начинается с появления тени Тантала и рассказа о родовом проклятии его сына Атрея, царя Микен. Его брат Фиест соблазнил жену Атрея и захватил его царство, и Атрей поклялся отомстить за это преступление. Притворившись, что простил брата, он приглашает Фиеста на пир. Фиест принимает приглашение, и на пиру его потчуют мясом троих его сыновей, убитых Атреем. Драма завершается тем, что Атрей открывает брату истину.

Троянки (Troades ) – переработка трагедии Эврипида, центральным пунктом сюжета здесь становится не развенчание войны, а ужас принесения в жертву Поликсены и Астианакса. Финикиянки (Phoenissae ) дошли во фрагментарном состоянии, и их греческий образец не сохранился, хотя имеется преемственность в отношении трагедий Семеро против Фив Эсхила, Эдип в Колоне Софокла и Финикиянки Эврипида. Медея (Medea ) следует трагедии Эврипида, особенно тщательно отделана сцена заклинания. Федра (Phaedra ) напоминает Ипполита Эврипида за тем исключением, что Федра не пытается бороться со своей страстью, а скорее похваляется ею, кормилица же пытается отговорить свою госпожу, а не советует ей отдаться страсти. Эдип (Oedipus ) соответствует Царю Эдипу Софокла, но лишен его трагического размаха; зато здесь происходит описанное во всех деталях жертвоприношение и жуткая сцена некромантии. В Агамемноне (Agamemnon ), если сравнивать эту пьесу с трагедией Эсхила, обнаруживается, что в образе Клитемнестры усилен мотив любви. Трагедия Безумствующий Геркулес (Hercules furens ) в основном повторяет трагедию Эврипида. Геркулес на Эте (Hercules Oetaeus ), вероятно, завершенный уже другим автором, описывает смерть Геракла, как и Трахинянки Софокла; здесь Геракл превращается в стоического святого, возносящегося на небеса в награду за спасение человечества от чудовищ.

Другие произведения и дальнейшее влияние.

Среди произведений Сенеки имеются еще две рубрики: ряд традиционных коротких стихотворений, в том числе любовных, и его переписка с апостолом Павлом – вне всякого сомнения, подложная, хотя западные отцы церкви были убеждены в ее подлинности.

В Средние века Сенеку высоко ценили, поскольку считалось, что он был знаком с апостолом Павлом. В эпоху гуманизма его влияние ощутимо в Опытах Монтеня и в становлении елизаветинской трагедии. На французских просветителей 18 в. большое влияние оказали представления Сенеки о природе.