Порядок постановки на учет налогоплательщика. Постановка налогоплательщиков на учет в налоговых органах. Порядок постановки на учет и снятия с учета

  • Налог как сложнейшая экономическая и правовая категория
    • Социально-экономическая сущность налогов в современном обществе
    • Понятия «налог» и «сбор», их разграничение
    • Функции налогов
    • Принципы налогообложения
      • Юридические и организационные принципы налогообложения
    • Классификация налогов
    • Обязательные и факультативные элементы налога
    • Сущность и классификация налоговых льгот
  • Налоговая система и налоговая политика государства
    • Понятие и теоретические характеристики налоговой системы
    • Налоговая политика государства: сущность, цели и формы
    • Сущность и основные аспекты налоговых реформ
  • Налоговое администрирование как неотъемлемый атрибут налоговой системы
    • Понятие и сущность налогового администрирования
      • Функции налогового администрирования
    • Налоговые органы как центральное звено налоговых администраций
      • Функции налоговых органов
    • Модернизация налоговых органов - стратегическое направление совершенствования налогового администрирования
    • Взаимодействие таможенных и налоговых органов
    • Взаимодействие органов внутренних дел и налоговых органов
  • Реализация налоговыми органами основных полномочий налогового контроля
    • Формы налогового контроля
    • Постановка на учет налогоплательщиков (плательщиков сборов) и налоговых агентов
    • Организация камеральных налоговых проверок
    • Организация выездных налоговых проверок
      • Действия по осуществлению налогового контроля, проводимые в процессе выездной налоговой проверки
      • Окончание выездной проверки и реализация ее результатов
    • Взыскание недоимок по налогам и сборам
  • Реализация прав и обязанностей налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов
    • Понятия «налогоплательщик», «плательщик сбора» и «налоговый агент»
    • Характеристика и обеспечение прав налогоплательщиков
      • Отсрочка или рассрочка по уплате налога
    • Обязанности налогоплательщиков и налоговых агентов
    • Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов
  • Ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах
    • Общая характеристика способов снижения налоговых обязательств
    • Ответственность за нарушения налогового законодательства
    • Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение
      • Административная ответственность в сфере налогообложения
    • Налоговые преступления и ответственность за их совершение
  • Характеристика налогов, сборов и страховых взносов Российской Федерации
    • Виды налогов и сборов современной России
    • Порядок установления, изменения и отмены федеральных, региональных и местных налогов и сборов
  • Федеральные налоги и сборы
    • Налог на добавленную стоимость
      • Плательщики НДС
      • Объект налогообложения НДС
      • Операции, не подлежащие обложению НДС
      • Налоговая база по НДС
      • Налоговые агенты по НДС
      • Налоговые ставки по НДС
      • Порядок исчисления НДС
    • Акцизы
    • Налог на доходы физических лиц
      • Доходы, не подлежащие налогообложению
      • Налоговые вычеты
      • Налоговые ставки
      • Порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц
    • Единый социальный налог
    • Налог на прибыль организаций
    • Налог на добычу полезных ископаемых
      • Налоговая база по НДПИ
    • Водный налог
    • Сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов
    • Государственная пошлина
      • Порядок и сроки уплаты госпошлины
  • Региональные налоги
    • Транспортный налог
    • Налог на игорный бизнес
    • Налог на имущество организаций
  • Местные налоги
    • Земельный налог
      • Порядок исчисления земельного налога
    • Налог на имущество физических лиц
  • Специальные налоговые режимы
    • Упрощенная система налогообложения
      • Объекты налогообложения при УСН
      • Налоговый период при УСН
      • Особенности применения УСН индивидуальными предпринимателями на основе патента
    • Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности
      • Налогоплательщики ЕНВД
    • Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)
      • Объектом налогообложения по ЕСХН
    • Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции
      • Cпособы раздела продукции при выполнении соглашений о разделе продукции
  • Обязательные страховые взносы
    • Концептуальные основы обязательного социального страхования
    • Страховые взносы на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование
    • Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
  • Налоговое право зарубежных стран
    • Общая характеристика налогового права зарубежных стран
    • Налоговая политика и налоговое право зарубежных стран
    • Система источников налогового права зарубежных стран
    • Принципы налогового права зарубежных стран
    • Практика местного налогообложения за рубежом
    • Санкции за налоговые правонарушения в зарубежных государствах

Постановка на учет налогоплательщиков (плательщиков сборов) и налоговых агентов

В соответствии со ст. 83 НК организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, а также по иным основаниям, предусмотренным Кодексом. При этом организации и индивидуальные предприниматели (ИП) должны встать на учет независимо от возникновения у них обязанности по уплате налогов.

Следует также иметь в виду, что организация, в состав которой входят обособленные подразделения, обязана встать на учет по месту нахождения каждого такого подразделения, только в том случае, если организация уже не состоит на учете по месту нахождения обособленного подразделения по другим основаниям, предусмотренным НК РФ.

Постановка на учет организации и ИП по месту нахождения или месту жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) или Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП).

Следует отметить, что именно ФНС является тем органом, который уполномочен Правительством РФ осуществлять одновременно государственную регистрацию и юридических лиц, и ИП.

В соответствии с Правилами ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков (ЕГРН), утвержденными постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. № 110, свидетельство о постановке на учет в качестве налогоплательщика организациям и ИП выдается налоговым органом одновременно со свидетельством о регистрации юридического лица либо ИП.

Торгово-промышленные палаты, общественные объединения (в том числе политические партии и профсоюзы), а также религиозные организации имеют особый порядок регистрации. В данном случае решение о регистрации принимается Министерством юстиции РФ либо его территориальными органами, а не органами ФНС. После принятия решения о регистрации юридического лица органы юстиции направляют один экземпляр документов (заявление о государственной регистрации, протокол, договор и иной документ о создании юридического лица, учредительные документы, квитанция об уплате государственной пошлины) в Управление ФНС по субъекту РФ для выписки свидетельства о регистрации и включения записи в ЕГРЮЛ. Поскольку внесение записей в ЕГРЮЛ осуществляют управления ФНС России, а внесение записей в ЕГРН - инспекции ФНС России по месту нахождения регистрируемого лица, выдача свидетельства о постановке на налоговый учет производится не одновременно с выдачей свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ, а в течение пяти дней.

Ведение реестра налогоплательщиков имеет свою особенность, заключающуюся в том, что налогоплательщик самостоятельно в налоговый орган данные представляет только частично, все основные данные о нем вносятся на основании данных из ЕГРЮЛ или ЕГРИП либо на основании данных, полученных от других органов государственной власти или организаций.

Виды сведений, сроки их предоставления и ответственные за их предоставление государственные органы, учреждения, организации и физические лица приведены в таблице.

Сведения, включаемые в ЕГРН
Ответственные за предоставление данных в ЕГРН
Виды сведений
Сроки
1. Органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц (территориальные органы ФНС)
Сведения о юридическом лице из ЕГРЮЛ
Одновременно с внесением записей в ЕГРЮЛ. По торгово-промышленным палатам, общественным объединениям, религиозным организациям - в течение 5 дней с даты внесения записи в ЕГРЮЛ
2. Органы, осуществляющие государственную регистрацию ИП (территориальные органы ФНС)
Сведения об индивидуальном предпринимателе из ЕГРИП
Одновременно с внесением записей в ЕГРИП
3. Органы юстиции, выдающие лицензии на право нотариальной деятельности
Сведения о нотариусе, получившем лицензию (фамилия, имя, отчество - ФИО, адрес места жительства, паспортные данные, номер и дата приказа о назначении на должность нотариуса и др.)
В течение 5 дней со дня издания соответствующего приказа
4. Адвокатские палаты субъектов РФ
Сведения об адвокатах, внесенные в предшествующем месяце в реестр адвокатов субъекта РФ, или исключенные из указанного реестра, а также сведения о принятых за предшествующий месяц решениях о приостановлении (возобновлении) статуса адвокатов
Не позднее 10-го числа каждого месяца
5. Органы и организации, осуществляющие регистрацию физических лиц по месту жительства
Сведения о постановке физических лиц на регистрационный учет по месту жительства (ФИО, адреса настоящего и прежнего места жительства, паспортные данные и др.) Сведения о детях в возрасте до 14 лет - для детей граждан РФ, до 18 лет - для детей иностранных граждан, поставленных на учет по месту жительства родителей
В течение 10 дней после регистрации указанных лиц
6. Органы, осуществляющие государственную регистрацию актов гражданского состояния
Сведения о рождении (смерти): номер и дата составления записи акта о рождении (смерти); серия, номер и дата выдачи свидетельства о рождении (смерти); данные о родившихся и его родителях
В течение 10 дней после регистрации указанных фактов
7. Органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним
Сведения об объекте недвижимости (вид, кадастровый номер, вид права, адрес места нахождения объекта). Сведения о регистрации права (дата регистрации, серия и номер свидетельства). Сведения о правообладателях - юридических, физических лицах

8. Органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств
Сведения о транспортном средстве: для автотранспорта - марка, модель, модификация, серия и номер регистрационного знака; для морских и речных транспортных средств - тип, название судна, регистрационный номер, вид права (собственность или иное); для воздушных транспортных, средств - тип, государственный и регистрационный знаки, наименование эксплуатанта, вид права (собственность или иное). Дата регистрации (снятия с регистрации), серия и номер документа о регистрации. Сведения о лицах (юридических, физических), на которых зарегистрированы транспортные средства
В течение 10 дней со дня соответствующей регистрации
9. Органы опеки и попечительства, учреждения, осуществляющие опеку, попечительство или управление имуществом подопечного
Сведения об имуществе подопечного, являющегося объектом налогообложения (вид и местонахождение имущества, данные документа, удостоверяющего право собственности на имущество). Сведения об опекуне (попечителе). Реквизиты документа о назначении опекуном или попечителем. Сведения об управляющем имуществом подопечного. Реквизиты документа, подтверждающего назначение лица управляющим имуществом подопечного
Не позднее 5 дней со дня принятия соответствующего решения
10. Органы (учреждения), уполномоченные совершать нотариальные действия. Нотариусы, занимающиеся частной практикой
Сведения об имуществе, переходящем в порядке дарения или наследования (вид и местонахождение имущества, доля, реквизиты договора дарения или свидетельства о праве наследства). Сведения о дарителе либо наследодателе. Сведения об одаряемом либо о наследнике
Не позднее 5 дней со дня соответствующего нотариального удостоверения, если иное не предусмотрено НК
11. Органы, осуществляющие регистрацию пользователей природных ресурсов и лицензирование их деятельности
Сведения о лицензии. Сведения о лицензиате
В течение 10 дней после регистрации (выдачи соответствующей лицензии, разрешения) природопользователя
12. Органы, осуществляющие выдачу и замену документов, удостоверяющих личность гражданина РФ

Сведения о фактах первичной выдачи или замены документа, удостоверяющего личность и об изменении персональных данных

Сведения о фактах подачи гражданином заявления об утрате документа, удостоверяющего личность


В течение 5 дней со дня выдачи нового документа (кроме случаев, когда документ был утрачен)

В течение 3 дней со дня подачи заявления об утрате документа


13. Органы и организации, осуществляющие аккредитацию филиалов и представительств иностранных юридических лиц
Сведения об аккредитации (лишения аккредитации) филиалов и представительств иностранных юридических лиц
В течение 10 дней со дня аккредитации (лишения аккредитации)

На основании данных из ЕГРЮЛ организация ставится на учет по месту ее нахождения. Однако как у организаций, так и у других налогоплательщиков (ИП, физических лиц) существует обязанность постановки на учет и по другим основаниям, в частности по месту нахождения обособленных подразделений организации, по месту нахождения принадлежащего налогоплательщикам недвижимого имущества и по иным основаниям, предусмотренным НК. Также имеются особенности при постановке на учет крупнейших налогоплательщиков, которые определяются Минфином.

Всем налогоплательщикам, как юридическим, так и физическим лицам, присваивается специальный номер - идентификационный номер налогоплательщика. Кроме того, для организаций вводится дополнительный номер - код причины постановки на учет. Введение дополнительного номера связано с тем, что одна и та же организация может состоять на учете в нескольких налоговых органах по различным основаниям.

Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) имеет следующую структуру :

  • первые четыре цифры обозначают код налогового органа, который присвоил ИНН;
  • следующие цифры (для организаций - пять знаков, для физических лиц - шесть знаков) представляют собой порядковый номер записи в ЕГРН;
  • последние цифры (для организаций - один знак, для физических лиц - два знака) являются контрольным числом, которое рассчитывается по специальному алгоритму.

Код причины постановки на учет (КПП) представляет собой девятизначный цифровой код, который состоит из следующей последовательности цифр:

  • первые четыре цифры - код налогового органа, который осуществил постановку на учет по соответствующей причине;
  • последующие две цифры обозначают причину постановки на учет;
  • последние три цифры являются порядковым номером постановки на учет в налоговом органе по соответствующей причине.

Две цифры, которыми обозначена причина постановки на учет, могут принимать значения от 01 до 50 для российских организаций и от 51 до 99 для иностранных организаций.

Постановка на учет в налоговом органе физических лиц по месту жительства осуществляется в тех случаях, когда на физическое лицо возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы, а также независимо от возникновения такой обязанности при условии, что такое лицо зарегистрировано в качестве ИП.

Постановка на учет в налоговом органе по месту жительства физических лиц, не являющихся ИП, и присвоение им ИНН может производиться на основании:

  1. сведений советов адвокатских палат об адвокатах, органов юстиции о частных нотариусах, соответствующих органов о наличии в собственности физических лиц недвижимого имущества и транспортных средств, сведений о нотариальном удостоверении права на наследство и договоров дарения;
  2. сведений соответствующих органов о фактах регистрации физического лица по месту жительства либо о фактах их рождения, а также об установлении опеки над физическими лицами и управлении их имуществом, при наличии документированной информации о возложении на это лицо обязанности уплачивать налоги (сборы);
  3. заявления физического лица о выдаче документа, подтверждающего присвоение ИНН.

В первых двух случаях после постановки на учет налоговый орган выдает (направляет по почте с уведомлением о вручении) уведомление о постановке на учет в налоговом органе по месту жительства по форме № 09-2-3, а в третьем случае - свидетельство о постановке на учет физического лица в налоговом органе по месту жительства по форме № 09-2-2 или иной документ, подтверждающий присвоение ИНН. При этом физические лица, получившие уведомления о постановке на учет по месту жительства, вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о получении свидетельства о постановке на учет или иного документа, подтверждающего присвоение ИНН, в том числе в отношении ребенка в возрасте до 14 лет.

Постановка на учет, внесение сведений в ЕГРН производятся в течение пяти дней с момента получения указанных выше сведений или заявления физического лица.

Налоговые органы, осуществившие постановку на учет физического лица по месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества и (или) транспортных средств, а также по иным основаниям, обязаны сообщить об этом факте по каналам связи налоговому органу по месту жительству физического лица в течение одного рабочего дня со дня постановки на учет в данном налоговом органе. Если до этого момента физическое лицо не было поставлено на учет по месту жительства, то налоговый орган осуществляет постановку его на учет в течение двух дней со дня поступления сведений от налогового органа по месту нахождения недвижимого имущества и (или) транспортных средств.

Если физическое лицо, которому принадлежит недвижимое имущество и (или) транспортные средства, не имеет места жительства на территории РФ, ИНН присваивается налоговым органом по месту нахождения недвижимого имущества и (или) транспортного средства.

Физические лица, место жительства которых для целей налогообложения определяется по месту их пребывания, вправе обратиться в налоговый орган по месту своего пребывания с заявлением о постановке на учет. Для физических лиц - иностранных граждан или лиц без гражданства, зарегистрированных в качестве ИП и имеющих разрешение на временное проживание в РФ, адрес временного проживания приравнивается к адресу места жительства.

Постановка на учет физических лиц, зарегистрированных в качестве ИП в налоговом органе по месту их жительства, осуществляется на основании сведений, содержащихся в ЕГРИП. Налоговый орган обязан осуществить его постановку на учет с присвоением ИНН или использованием ранее присвоенного ИНН, внести сведения в ЕГРН. Одновременно выдаются (направляются по почте) свидетельство о постановке на учет физического лица по месту жительства на территории РФ по форме № 09-2-2, уведомление о постановке на учет физического лица в налоговом органе по месту жительства по форме № 09-2-3 и свидетельство о государственной регистрации физического лица как индивидуального предпринимателя.

Если физическому лицу, зарегистрированному в качестве ИП, ранее было выдано свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, одновременно со свидетельством о государственной регистрации физического лица в качестве ИП ему выдается (направляется по почте) только уведомление о постановке на учет физического лица по месту жительства.

Аналогично осуществляется постановка на учет частного нотариуса и адвоката, учредившего адвокатский кабинет, которые согласно п. 2 ст. 11 НК отнесены к индивидуальным предпринимателям.

Сведения об ИНН и КПП организации или ИНН физического лица, зарегистрированного в качестве ИП, а также дате постановки на учет организации и ИП (за исключением частного нотариуса и адвоката, учредившего адвокатский кабинет) в качестве налогоплательщика включаются соответственно в ЕГРЮЛ или ЕГРИП на основании сведений, содержащихся в ЕГРН, не позднее рабочего дня, следующего за днем постановки на учет организации или физического лица, зарегистрированного в качестве ИП.

Присвоенный организации или физическому лицу ИНН не может быть повторно присвоен другой организации или другому физическому лицу.

ИНН может быть признан недействительным :

  • в случае внесения изменений в нормативные правовые акты РФ;
  • в случае обнаружения у организации или физического лица более одного ИНН;
  • при снятии с учета организации в случае ее ликвидации;
  • при снятии с учета организации в случае прекращения деятельности в результате реорганизации в форме слияния, присоединения и преобразования;
  • при снятии с учета физического лица в случае его смерти.

ИНН, которые признаны недействительными, размещаются на WEB-сайтах управлений ФНС России по субъектам РФ.

ИНН при изменении места нахождения организации или при изменении места жительства физического лица не изменяются.

Снятие с учета организации и физического лица, зарегистрированного в качестве ИП, соответственно по месту нахождения и месту жительства осуществляется на основании выписки из ЕГРЮЛ или ЕГРИП в порядке, представленном на рисунке.

Сведения о снятии налогоплательщика с учета направляются по каналам связи в налоговый орган по новому месту нахождения организации (месту жительства физического лица) не позднее рабочего дня, следующего за днем снятия налогоплательщика с учета, а учетное дело направляется в трехдневный срок. Кроме того, налоговый орган по прежнему месту нахождения организации (месту жительства физического лица, зарегистрированного в качестве ИП) направляет сведения о снятии налогоплательщика с учета и выписку из ЕГРЮЛ (ЕГРИП) в налоговые органы, в которых организация или ИП состоит на налоговом учете по иным основаниям.

Постановка на учет организации (ИП) по новому месту нахождения (месту жительства) осуществляется не позднее рабочего дня, следующего за днем получения выписки из ЕГРЮЛ или ЕГРИП.

Снятие с учета по месту нахождения обособленного подразделения в случае прекращения деятельности через это подразделение производится по заявлению налогоплательщика в течение 14 дней со дня подачи такого заявления.

Снятие с учета налогоплательщиков по месту нахождения недвижимого имущества и (или) транспортных средств осуществляется на основании сведений соответствующих органов в течение пяти дней с момента их поступления.

Физическое лицо, не относящееся к ИП, а также частный нотариус, адвокат снимаются с учета на основании сведений о факте регистрации по новому месту жительства, полученных от органов, осуществляющих регистрацию физических лиц по месту жительства, в порядке, представленном на рисунке.

Внесение изменений о физическом лице, не относящемся к ИП, а также о частном нотариусе или адвокате учитывается на основании сведений соответствующих органов, указанных в ст. 85 НК.

в порядке, предусмотренном соответствующими постановлениями Правительства РФ.

Сделать это не так трудно, как кажется. Ведь данная процедура не потребует от гражданина или юридического лица серьезной бумажной волокиты. Достаточно всего нескольких документов - и соответствующее свидетельство будет сделано. Какие особенности постановки на учет требуется принять во внимание? С чем может столкнуться гражданин во время реализации задумки?

Кто должен получить свидетельство

Для начала следует понять, кто в обязательном порядке должен иметь у себя свидетельство о постановке на налоговый учет. Нетрудно догадаться, что данный документ имеет отношение к налогам. А значит, все налогоплательщики берут на себя ответственность по получению соответствующей бумаги. Если точнее, то так называемый ИНН должны иметь:

  • все трудоспособные совершеннолетние граждане;
  • работающие лица (в том числе несовершеннолетние);
  • индивидуальные предприниматели;
  • организации;
  • юридические лица.

Детям совсем не обязательно задумываться над получением свидетельства. Им оно попросту не нужно. А вот всем остальным данный документ пригодится. Особенно это касается тех, кто планирует вести деятельность ИП. Если же гражданин не собирается работать в принципе, то и ИНН получать не обязательно.

Что это такое

Но о чем вообще идет речь? Зачем нужно свидетельство о постановке на налоговый учет? Что оно дает гражданам? Разобраться во всем этом должен каждый законопослушный человек в стране.

Свидетельство о постановке на учет в налоговых органах - это так называемый ИНН. Точнее, бумага, на которой написан индивидуальный номер налогоплательщика. Он представляет собой специальный счет, который помогает отследить все налоговые отчисления человека или организации.

Как нетрудно догадаться, каждый ИНН индивидуален. И он присваивается гражданам к моменту получения статуса налогоплательщика. Далеко не всем известен этот номер. Чтобы узнать его, придется получить свидетельство о постановке на налоговый учет. У физических и юридических лиц процедура заказа документа немного различается. Как протекают эти процессы? Знать об этом обязательно каждому. Тогда можно подготовиться и без особых проблем получить ИНН. Он необходим физическим лицам при трудоустройстве на работу в официальном порядке, а организациям - при открытии.

Куда обращаться

Где происходит постановка на учет (индивидуального предпринимателя или физического лица)? Куда следует обращаться гражданам для того, чтобы получить ИНН? Орган всего один - это налоговая. А вот заявление подать можно несколькими способами. Современным гражданам позволено воплотить задумку в жизнь несколькими путями. Можно обратиться:

  • в налоговые органы в населенном пункте;
  • к порталу "Госуслуг";
  • во многофункциональные центры.

Лучше всего самостоятельно посетить налоговую службу. Так процесс получения свидетельства пройдет в кратчайшие сроки. Главное - собрать определенный пакет документов. В случае с физическими и юридическими лицами перечень необходимых бумаг отличается. Что же должно помочь гражданам встать на налоговый учет и получить соответствующее свидетельство?

Физические лица

Начать следует с физических лиц. Для них перечень бумаг, необходимых для выдачи свидетельства о постановке на налоговый учет, как правило, не слишком большой. Перечень состоит всего из нескольких пунктов. Это:

  • удостоверение личности (паспорт гражданина РФ, с копией);
  • заявление на выдачу свидетельства установленного образца.

Больше ничего не нужно. Налоговая служба в регионе проживания гражданина принимает вышеперечисленные документы, затем в течение месяца формирует и выдает запрашиваемый документ. Для получения потребуется предъявить удостоверение личности.

Несовершеннолетним (до 14 лет)

Только это далеко не все случаи постановки на налоговый учет. Сейчас данное свидетельство граждане стараются получить как можно раньше. Вышеперечисленный алгоритм действий - это постановка на учет обычного налогоплательщика, который достиг возраста 14 лет. Как быть, если речь идет о малолетних гражданах страны? У них тоже есть возможность получения ИНН. Только перечень документов незначительно увеличится. Придется принести:

  • заявление от лица одного из родителей на выдачу ИНН;
  • свидетельство о рождении ребенка;
  • удостоверения личности родителя-заявителя;
  • свидетельство о регистрации по месту жительства (прописка).

Все вышеперечисленные документы предоставляются вместе с копиями. Последние впоследствии забираются. Как и в прошлом случае, придется подождать некоторое время. Обычно на обработку заявления тратится около 30 дней. И через месяц законный представитель несовершеннолетнего может забрать свидетельство с ИНН. Выдает его налоговая служба или МФЦ. Все зависит от того, куда обращались граждане. При заказе ИНН через "Госуслуги" придется забирать документ в налоговом органе лично.

Юридические лица и ИП

Итак, учет юридических лиц в налоговой тоже имеет место. Вообще сама процедура регистрации не слишком сложная. Достаточно знать несколько особенностей получения ИНН. Первая проблема, с которой сталкиваются юридические лица, - это место регистрации. Оно должно быть получено до того, как произойдет подача заявления. Зачастую юридическим адресом называется прописка руководителя-основателя. Поэтому не стоит паниковать. Список документов при постановке юрлица на учет небольшой. Аналогичным образом происходит постановка на учет индивидуального предпринимателя. Только в заявлении указывается система налогообложения, по которой будут начисляться и уплачиваться налоги. Можно выделить среди составляющих пакета бумаг следующие пункты:

  • заявление о регистрации юрлица;
  • учредительные документы юридического лица;
  • удостоверение личности гражданина (обычно его запрашивают);
  • квитанция об оплате государственной пошлины.

После этого заявление о постановке на налоговый учет подается в соответствующую организацию. Далее ожидается непосредственная регистрация юридического лица в налоговых органах.

Отдельного внимания требует государственная пошлина. Этот платеж присутствует и при постановке на учет ИП, и при осуществлении аналогичных действий с юридическими лицами. Только в первом случае платеж составляет 800 рублей, а во втором - 4 000. Без данных квитанций налоговая служба не станет рассматривать заявление.

В соответствии с законодательством РФ о налога и сборах налого плательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых Налоговым кодексом РФ (НК РФ) возложена обя занность уплачивать соответственно налоги и сборы.

Регистрация налогоплательщиков в налоговых органах является первоосновой налогового контроля. В результате нее налоговые органы получают сведения о количестве налогоплательщиков, их нахождении, видах деятельности налогоплательщиков и местах ее осуществления, имею щемся у налогоплательщика имуществе, связях с другими лицами и дру гую первичную информацию, необходимую для осуществления налого вого контроля.

Законодательством РФ о налогах и сборах установлена обя зательная постановка налогоплательщиков на учет в налоговых органах, независимо от наличия обстоятельств, с которыми НК РФ связывается возникновение обязанности по уплате того или иного налога. Таким об разом, независимо от того, возникнут ли у вновь образованной организации или у лица, зарегистрировавшегося в качестве индивидуального предпринимателя, объекты налогообложения, данные лица обязаны вставать на учет в налоговом органе.

Постановка налогоплательщиков на учет в налоговых органах осу ществляется:

По месту нахождения организации;

По месту нахождения ее обособленных подразделений;

По месту жительства физического лица;

По месту нахождения принадлежащего юридическому или физическому лицу недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.

Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, а также в собственности которой находится подлежащее налогообложению недвижимое имущество, обязана вставать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе как по своему месту нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения и месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств.

Прогнозирования являются стержнем любой торговой системы, вот почему отлично сделанные могут сделать Тебя чрезвычайно богатым.

Местом нахождения имущества в целях налогообложения призна ется:

1) для морских, речных и воздушных транспортных средств – место нахождения (жительства) собственника имущества;

2) для иных транспортных средств – место (порт) приписки или место государственной регистрации, а при отсутствии таковых – место нахождения (жительства) собственника имущества;

3) для недвижимого имущества – место фактического нахождения имущества.

Заявление о постановке на учет организации или индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, подается в налоговый орган соответственно по мес ту нахождения или по месту жительства в течение 10 дней после их государственной регистрации.

При осуществлении деятельности в Российской Федерации через обособленное подразделение заявление о постановке на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения подается в течение одного месяца после создания обособленного подразделения.

Заявление организации о постановке на учет по месту нахождения подлежащего обложению недвижимого имущества или транспортных средств подается в налоговый орган по месту нахождения этого имущества в течение 30 дней со дня его регистрации.

Физические лица, в том числе предприниматели, не обязаны пода вать заявление о постановке на учет недвижимого имущества и транс портных средств. В этом случае постановка на учет осуществляется налоговыми органами не по заявлению владельцев – физических лиц, а по сведениям, предоставляемым органами ГИБДД, учреждениями юсти ции, нотариусами и т.п. Поскольку постановка физического лица, не яв ляющегося индивидуальным предпринимателем, осуществляется без их участия, налоговый орган обязан незамедлительно уведомить физическое лицо о постановке на учет.

Организациями и индивидуальными предпринимателями в налоговые органы подается заявление о постановке на учет. К заявлению, подаваемому организацией, обязательно прилагаются документы, кото рые содержат все необходимые данные об этой организации налогоплательщике. Таковыми документами являются:

Свидетельство государственной регистрации;

Учредительные и иные документы, необходимые при государст венной регистрации;

Документы, подтверждающие создание филиалов и представительств организации.

Данный перечень документов является закрытым и расширенному толкованию не подлежит, т.е. иные документы (лицензии, сертификаты, дополнительные данные на учредителей и др.) при постановке на учет после регистрации налогоплательщика налоговые органы требовать не вправе.

При подаче заявления индивидуальный предприниматель одно временно с заявлением о постановке на учет представляет свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или представляет копию лицензии на право занятия частной практикой, а также документы, удостоверяющие личность налогоплательщика и подтверждающие регистрацию по месту жительства.

При постановке на учет в состав сведений о налогоплательщиках – физических лицах включаются также их персональные данные:

Фамилия, имя, отчество;

Дата и место рождения;

Адрес места жительства;

Данные паспорта или иного документа, удостоверяющего лич ность налогоплательщика;

Гражданство.

Налоговые органы обязаны в течение пяти дней осуществить постановку на учет, а также выдать соответствующее свидетельство о постановке на учет. Срок выдачи свидетельства начинается отсчитываться с момента подачи не только заявления, но и всех необходимых докумен тов.

юридический государственный реестр правовой

Учет налогоплательщиков представляет собой совокупность мер регистрационно-мониторингового характера, направленных на обеспечение эффективности проведения налоговыми органами налогового контроля. Постановка налогоплательщиков на учет в налоговых органах является обязательной и осуществляется для целей проведения налогового контроля, а точнее, для повышения его эффективности.

Учет налогоплательщиков регулируется НК РФ и подзаконными актами Правительства РФ и ФНС РФ (например, приказами МНС РФ: «Об утверждении Порядка определения особенностей постановки на учет крупнейших налогоплательщиков - российских организаций» от 31.08.2001 №БГ-3-09/319; «Об утверждении Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций» от 07.04.2000 №АП-3-06/124; «Об утверждении порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при учете в налоговом органе юридических и физических лиц» от 27.11.98 №ГБ-312/309 (с измен, на 24.12.99) и др.).

Перечислим случаи, когда то или иное лицо должно встать на учет в налоговом органе.

Для физических лиц:

  • - при регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;
  • - при получении должности нотариуса, занимающегося частной практикой; адвокат;

Для организаций:

  • - по месту нахождения обособленных подразделений;
  • - постановка на учет крупнейших налогоплательщиков;
  • - постановка на учет иностранных организаций и иностранных граждан;
  • - при выполнении соглашений о разделе продукции;
  • - при приобретении недвижимого имущества, транспортных средств.

Для постановки на учет организации и ИП необязательна повторная явка в налоговый орган. Постановка на учет организаций осуществляется самим налоговым органом по месту регистрации, то есть нахождении ее постоянно действующего исполнительного органа, на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ. ИП становятся на учет в налоговых инспекциях по месту жительства на основании сведений, содержащихся в ЕГРИП. Организации и физические лица - ИП ставятся на учет в качестве налогоплательщиков не позднее 5 дней после государственной регистрации. Постановка на учет в налоговом органе организации, ИП осуществляется независимо от обстоятельств, с которыми НК РФ связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога или сбора. Постановка на учет, снятие с учета осуществляются бесплатно.

Осуществляя постановку на учет, налоговые органы делают об этом запись в ЕГРН. Датой постановки на учет является дата записи в ЕГРЮЛ (или в ЕГРИП). Юридическое лицо и ИП теряют свой статус с момента исключения их из вышеуказанных реестров автоматически в тот же день.

Юридические и физические лица, принятые на учет в налоговом органе, заносятся в ЕГРН. В нем содержатся следующие сведения о российских организациях:

  • 1. о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения организации;
  • 2. государственной регистрации организаций;
  • 3. постановке на учет по иным причинам (по месту нахождения обособленного подразделения, недвижимого имущества, транспортных средств)
  • 4. взаимосвязях российской организации, учитываемых в налоговых органах, в том числе сведения об организациях, приемником которых является данная организация; об участии данной организации в российских и иностранных организациях; об организациях - учредителях данной организации;
  • 5. сведения о физических лицах (учредителях, представителях данной организации)
  • 6. сведения о лицензиях;
  • 7. сведения об ИНН, ранее присвоенных организации.

С ФНС РФ, его территориальные органы ведут Единый государственный реестр налогоплательщиков (ЕГРН), который представляет собой систему государственных баз данных учета налогоплательщиков. Порядок его ведения определен Постановлением Правительства РФ «О порядке ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков» и утвержденными им «Правилами ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков» от 10.03.99 №266.

Кроме того, согласно Постановлению Правительства РФ от 17.05.2002 №319 с 1 июля 2002 года полномочия по государственной регистрации юридических лиц переданы МНС РФ (ныне ФНС). С помощью Единого государственного реестра юридических лиц можно найти любое юридическое лицо, зарегистрированное в стране. В реестре представлены не только название и местонахождение фирмы, но и список учредителей, данные на руководителей и бухгалтеров, данные о перечне утраченных паспортов, а также данные по взаимосвязям организации (например, по ее филиалам). Последнее обстоятельство имеет большое значение для повышения эффективности налогового контроля, и в целом - контроля за соблюдением налогового законодательства.

При постановке на учет налоговые органы не только делают об этом запись в ЕГРН, но и присваивают налогоплательщику специальный информационный код - идентификационный номер налогоплательщика (ИНН). Кроме того, организациям присваивается еще один номер - код причины постановки на учет (КПП). ИНН и КПП имеют определенное число цифровых знаков и структуру, представленных приложении. Так, ИНН организации состоит из 10 знаков, КПП, присвоенный организации, состоит из 9 цифровых знаков. Налогоплательщику физическому лицу присваивается только ИНН, который состоит 12 цифровых знаков.

Налоговый орган должен в течение 5 дней со дня государственной регистрации и получения необходимых документов принять решение по поводу постановки на учет организации (или ИП), осуществить их постановку на учет, в тот же срок выдать им свидетельство о постановке на учет и одновременно свидетельство о государственной регистрации.

Согласно ст. 83 НК РФ, в целях проведения налогового контроля организации подлежат постановке на учет не только в налоговых органах по месту нахождения организации, но и по месту нахождения каждого ее обособленного подразделения, а также по месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств.

Однако если постановка на учет организаций по месту нахождения ее постоянно действующего органа управления осуществляется налоговым органом самостоятельно на основании данных, полученных из ЕГРЮЛ, то для постановки на учет юридических лиц по месту расположения обособленных подразделений установлен заявительный принцип, то есть для постановки на учет по месту нахождения обособленного подразделения организация должна подать заявление в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения.

Одновременно с заявлением о постановке на учет предоставляются в одном экземпляре копии заверенных в установленном порядке свидетельства о постановке на учет в налоговом органе организации по месту ее нахождения и документы, подтверждающие создание обособленного подразделения.

Заявление о постановке на учет подается в течение 1 месяца со дня создания обособленного подразделения в налоговый орган по месту нахождения этого обособленного подразделения в налоговый орган по месту нахождения этого обособленного подразделения.

В случае если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании на территории, подведомственной разным налоговым органам, постановка организаций на учет может осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, определяемому организацией самостоятельно. Осуществляя постановку на учет организаций по месту нахождения обособленного подразделения, налоговый орган обязан в течение 5 дней со дня предоставления всех необходимых документов осуществить все процедуры, предусмотренные для постановки на учет, в тот же срок выдать организации уведомление о постановке на учет в данном налоговом органе.

В случае принятия организацией решения о прекращении деятельности (закрытии) своего обособленного подразделения снятие с учета организации по месту нахождения этого обособленного подразделения осуществляется налоговым органом по заявлению налогоплательщика в течение 10 дней со дня подачи такого заявления, но не ранее окончания выездной налоговой проверки в случае ее проведения.

О постановке на учет (снятии с учета) организации по месту нахождения обособленного подразделения выдается соответствующее уведомление.

В обязательном порядке подлежат постановке на учет налоговых инспекциях не только организации и ИП, но и физические лица, не являющиеся ИП (частные нотариусы, адвокаты). Они ставятся на учет в налоговых органах по месту жительства физические лица на основе информации, предоставляемой в налоговую инспекцию уполномоченными органами:

  • - для нотариусов - от органов юстиции, выдающих лицензии на право нотариальной деятельности;
  • - для адвокатов - от адвокатских палат субъектов РФ о внесении сведений в реестр адвокатов субъектов РФ,

либо на основе заявления физические лица.

Физические лица, место жительства которых для целей налогообложения определяются по месту их пребывания, вправе обратится в налоговый орган по месту своего пребывания с заявлением о постановке на учет в налоговом органе.

Изменения в сведениях об организациях или индивидуальных предпринимателях подлежат учету налоговым органом по месту нахождения организации или по месту жительства индивидуального предпринимателя на основании сведений, содержащихся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.

Снятие налогоплательщика с учета также подтверждается документом, форма которого устанавливается ФНС России.

Если организация или индивидуальный предприниматель изменили место нахождения или место жительства, снятие с учета налогоплательщика осуществляется налоговым органом, в котором налогоплательщик состоял на учете на основании сведений, содержащихся соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.

Постановка на учет налогоплательщика в налоговом органе по новому месту нахождения или новому месту жительства осуществляется на основании документов, полученных от налогового органа по прежнему месту нахождения или прежнему месту жительства налогоплательщика. Таким налогоплательщикам свидетельство о постановке на учет выдается (направляется) налоговым органом по новому месту нахождения или месту жительства не позднее 5 дней с даты внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.

В случае ликвидации или реорганизации организации, прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя снятие их с учета в налоговом органе осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.

При постановке на учет физических лиц в состав сведений об указанных лицах включаются также их персональные данные:

  • - фамилия, имя, отчество; дата и место рождения;
  • - место жительства; данные паспорта или иного удостоверяющего личность налогоплательщика документа;
  • - данные о гражданстве.

Особенности порядка постановки на учет иностранных организаций в зависимости от видов получения доходов устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 29.06.2004 №58-ФЗ) (п. 1 в ред. Федерального закона от 23.12.2003 №185-ФЗ)

Постановку на учет налогоплательщика следует отличать от регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя, тем более что выполняет обе функции ФНС России. В большинстве случае, одно действие предшествует и является необходимым следствием другого. Однако зачастую регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя не происходит, в то время как постановка на учет в налоговом органе обязательна. Один из основных таких примеров - это постановка на учет по месту нахождения обособленного подразделения. Исходя из ст. 11 НК РФ, обособленное подразделение - это любое территориально обособленное от организации отделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места (хотя бы одно). То есть факт отражения создания подразделения в учредительных документах организации не важен.

Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе представляет собой документ, подтверждающий регистрацию гражданина или организации в качестве плательщика налогов.

Процедура получения свидетельства ФЛ

Постановка граждан на учет происходит путем присвоения им идентификационного кода. Он содержит двенадцать цифр, из которых четыре первые дают информацию о налоговом органе, а шесть следующих являются порядковым номером лица в госреестре. Две последних цифры обозначают контрольное число.

Гражданин должен оформить заявление, в котором указываются следующие данные:

  • код органа налоговой службы;
  • имя, фамилия и по отчеству заявителя (если они менялись, то дополнительно подается также соответствующее свидетельство);
  • пол, место рождения заявителя и его дату;
  • реквизиты документа, при помощи которого был идентифицирован заявитель (также необходимо будет указать его код в соответствии с классификацией видов документов);
  • дату регистрации места жительства. При этом ориентироваться нужно на соответствующие отметки, поставленные в паспорте. Также необходимо обозначить адрес, по которому заявитель был зарегистрирован ранее;
  • подпись и дату оформления заявления (причем своей подписью заявитель подтверждает, что все указанные им сведения являются полными и достоверными);
  • номер контактного телефона.

Сотрудники налоговой в течение пяти дней обработают заявление, проверят содержащиеся в нем сведения и только тогда оформят соответствующее свидетельство.

Оформление свидетельства ЮЛ

Каждая организация или частный не позднее десяти дней после регистрации должны встать на учет. Если не сделать этого, то придется столкнуться с различными финансовыми санкциями. Пакет документов состоит из следующих позиций:

  • заявления о постановке на учет;
  • сведения о лицах, учредивших , которые вносятся в специальное приложение;
  • данных о филиалах и представительствах;
  • копии свидетельства о госрегистрации, причем ее подлинность должна быть удостоверена нотариусом;
  • оригинала протокола об учреждении предприятия;
  • копии учредительного договора (если участников два и больше) или решения одного участника о создании предприятия;
  • заверенной копии устава;
  • приказов, которыми назначены руководитель и главбух организации.

Документы подаются в налоговую, обслуживающую район, в котором расположена организация. Если в уставе не указано местонахождение предприятия, то на учет оно ставится по адресу исполнительного органа предприятия.

Какие сведения отражаются в свидетельстве?

В этом документе содержатся:

  • идентификационный номер, присвоенный после постановки на учет;
  • личные данные гражданина, а также дата оформления свидетельства и орган, который его выдал;
  • название предприятия, его юридический адрес, ОГРН.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш