В ФЗ "Об охране окружающей среды" конкретизируется ключевое положение экологического законодательства. Оно состоит в том, что субъект, ведущий хозяйственную деятельность с использованием естественных ресурсов, должен компенсировать вред, который он наносит природе.
Организация по экономическому развитию и сотрудничеству в 1972 г. приняла положение, в соответствии с которым был установлен указанный выше принцип. По выработанным рекомендациям граждане и юрлица, загрязняющие окружающую среду, должны нести расходы, направленные на проведение мероприятий, необходимых для устранения этого вреда или сокращения его до минимально допустимых показателей. В России этот принцип, однако, претерпел определенные изменения.
Юридический аспект
В практическом и теоретическом смыслах до сих пор не установлено, выступает ли плата за негативное воздействие на окружающую среду в качестве налога. В некоторых зарубежных странах она регламентируется НК. Формы, в которых осуществляется отчисление в РФ, предусматриваются в ФЗ "Об охране окружающей среды" и ряде других правовых актов. Вместе с этим юридические документы устанавливают и виды отрицательного влияния на природу. Типы и порядок определения платы за загрязнение окружающей среды также регламентируются следующими правовыми документами:
- ФЗ "Об отходах".
- Постановлениями правительства.
- ФЗ "Об охране воздуха".
- Инструкции и методические рекомендации, утвержденные Минприроды.
Правовая природа
К ее определению существует несколько подходов. Они зависят от установления налогового либо неналогового содержания данного отчисления. Плата за негативное воздействие на окружающую среду рассматривается как фискальный сбор, административный штраф, компенсация и пр. При этом стоит сказать, что правовая природа отчисления не была установлена и высшими судебными инстанциями. В соответствии с НК конкретные суммы взимаются с хозяйствующих субъектов с целью исполнения ими возложенных на них обязательств. Они возникают из ведения ими конкретной деятельности, вследствие которой наносится вред природе. Такие отчисления представляют собой возмещение ущерба по тарифам, регламентируемым государством. По своей сути они обладают компенсационным характером. Расчет платы за окружающую среду, следовательно, должен производиться по принципу эквивалентности в соответствии с видом и объемом ущерба в пределах допустимых показателей. Субъекты, таким образом, получают право наносить вред природе.
Обязанные лица
Кто платит за загрязнение окружающей среды? Обязанность компенсировать вред природе вменяется только тем субъектам, чья деятельность непосредственно связана с его нанесением. Их дифференцируют и индивидуализируют в соответствии с типом и объемом ущерба, экономическими особенностями отдельных народно-хозяйственных отраслей, экологических факторов. Немаловажное значение при классификации будут иметь и расходы пользователей на мероприятия по предотвращению или снижению вреда природе. Они также засчитываются как плата за негативное воздействие на окружающую среду. В какой бюджет осуществляется отчисление? По общему правилу, в федеральный и региональный.
Выводы
Исходя из указанных выше характеристик можно сказать, что плата за загрязнение окружающей среды является необходимым условием для получения хозяйствующими субъектами права осуществлять деятельность, наносящую вред природе. Она определяется как индивидуально-возмездное отчисление, устанавливаемое в соответствии с дифференцированными показателями допустимого отрицательного влияния. Плата за загрязнение окружающей среды обеспечивает возмещение причиненного ущерба и расходов на ее восстановление и защиту. Все это указывает на то, что рассматриваемые отчисления лишены ряда признаков, по которым их можно отнести к налоговым сборам.
Типы вреда
Негативным воздействием на природу следует называть влияние хозяйственной либо прочей деятельности, результаты которой приводят к отрицательным изменениям качества среды. В частности, речь идет о физических, биологических, химических и других показателях. В ФЗ, регламентирующем охрану окружающей среды, установлены следующие типы такого влияния:
В постановлении правительства указанные виды дублируются, за исключением негативного влияния на почву и недра, и устанавливаются дополнительные типы:
- Выброс в воздух загрязняющих и иных соединений из передвижных и стационарных источников.
- Шум, вибрацию, радиационное и электромагнитное влияние.
Особенности начисления
В указанном выше ФЗ ранее закреплялось, что порядок, в соответствии с которым определяется и исчисляется плата за негативное влияние на окружающую среду, устанавливается законодательством РФ. С декабря 2008 г. этот вопрос отнесен к полномочиям правительства. В соответствии с этим в постановлении № 632 от 28.08.1992 г. предусматривается плата за выбросы в окружающую среду, размещение отходов и прочие виды отрицательного влияния на природу в пределах:
- Лимитов. Они представляют собой временно установленные нормативы. Начисление осуществляется путем умножения ставок на разницу лимитов и допустимых показателей. В качестве последних могут выступать объемы размещения отходов, веществ, уровни вредного влияния. Для определения общей суммы полученные при умножении результаты плюсуются в соответствии с типами вреда, которые наносятся хозяйствующим субъектом.
- Допустимых предельных показателей. В случае непревышения установленных нормативов плата за вредное воздействие на природу исчисляется умножением соответствующих ставок на величину загрязнений. Затем полученные результаты суммируются.
Выход за пределы допустимых показателей
Плата за загрязнение окружающей среды в таком случае исчисляется умножением соответствующих ставок в рамках лимитов на размер фактического превышения. Полученные показатели суммируются и умножаются на пятикратный повышающий тариф.
Нормативы платы за загрязнение окружающей среды
Они устанавливаются по каждому элементу вредного вещества, типу отрицательного влияния с учетом степени их опасности для природы и здоровья населения. Они утверждены правительством в постановлении № 344. Для некоторых регионов, а также бассейнов рек к базовым нормативам устанавливаются коэффициенты. Они учитывают экологические факторы (значимость социально-культурных и природных объектов, климатические особенности местности).
Коэффициенты
В их основе лежат показатели деградации и загрязнения среды в пределах территорий экономических районов страны, соответствующие выбросам в воздух и создающимся и размещаемым отходам. Для атмосферы устанавливаются следующие наивысшие коэффициенты:
- Для Уральского района – 2.
- Для Северо-Кавказского и Центрального – 1,9.
Для почв установлены следующие показатели:
Коэффициенты экологической значимости и ситуации на водных объектах по бассейнам крупных рек России рассчитываются на основании информации об объемах сброшенных стоков в разрезе краев, республик, областей и экономических районов. Например, для р. Кубани установлены коэффициенты: 2 – для Республики Адыгеи и 2,2 – для Краснодарского края. Дополнительный показатель 2 предусматривается для территорий, отнесенных к особо охраняемым зонам. К ним в том числе относят лечебно-оздоровительные местности и курорты, районы Крайнего Севера, приравненные к ним округа, Байкальский регион и участки экологического бедствия. Дифференцированные ставки исчисляются путем умножения базовых нормативов на коэффициенты учета факторов.
Дополнительно
Постановлением правительства, регламентирующим порядок, в соответствии с которым устанавливается плата и ее предельные размеры за загрязнение среды, создание и размещение отходов, а также прочие виды отрицательного влияния на природу, предусматривается снижение сумм обязательных отчислений. Исполнительные структуры краев, республик, областей, городов федерального значения, автономных образований при участии территориальных подразделений Минприроды и экологии формируют дифференцированные ставки. При их установлении учитываются утвержденные базовые нормативы и коэффициенты. Кроме этого указанные органы проводят корректировку размеров отчислений пользователей. При этом учитывается степень освоения ими средств на реализацию природоохранных мероприятий. Эти суммы зачисляются в счет обязательной платы.
Мероприятия
Их перечень устанавливается в инструктивно-методических документах, разъясняющих правила, по которым взимается плата за негативное воздействие на окружающую среду. К мероприятиям, направленным на предотвращение или снижение отрицательного влияния на природу, в частности, относят:
Спорный момент
В соответствии с подп. 6 п. 4 постановления, утверждающего порядок определения оплаты и ее предельной величины, исполнительные структуры регионов РФ, городов федерального значения по согласованию с территориальными подразделениями Минприроды и Федеральной инспекции по надзору в области потребительских прав могут снижать размеры платежей либо освобождать от них отдельные предприятия, финансируемые средствами госбюджета, организации социально-культурной сферы. Верховным судом Республики Татарстан данное положение было оспорено в КС РФ в части возможности снимать с некоторых субъектов установленные обязанности по отчислению экологических сборов. По постановлению Конституционного суда указанный нормативный акт, регламентирующий взаимоотношения природы и общества, среди принципов называет возмездность пользования. Это, в свою очередь, предполагает, что должна взиматься плата за негативное воздействие на окружающую среду. Внесение экологических сборов, ввиду того что оно необходимо для возмещения нанесенного ущерба природе хозяйствующими субъектами, является обязательным для установленной категории пользователей.
Однако в одиночку экологи не могут справиться с таким негативным положением дел, поэтому государство предусматривает штраф за загрязнение окружающей среды в 2019 году, чтобы хоть как-то наказывать недобросовестных производителей и справляться с их беспределом, предупреждая его на ранних стадиях.
- Классификация вреда природе
- Сферы окружающей среды:
атмосфера;
почва;
вода. - Штраф за незаконный сброс загрязняющих веществ
Классификация вреда природе
Экологи выделяют четыре классификации загрязнения природы на основании источников возникновения. Среди них:
1. Физическое – радиационное, тепловое, шумовое и т.п., что приводит к изменению определенных характеристик в окружающей среде.
2. Механическое – огромные кучи мусора по всему миру.
3. Биологическое – источником служат живые организмы, наносящие вред экологии в результате антропогенной деятельности или же по естественным причинам.
4.
Химическое – приводит к изменению базового состава ресурсов, в которых увеличивается содержание вредных химических веществ, проникающих в окружающую среду.
Сферы окружающей среды
Окружающая среда подразделяется на: почву, атмосферу и воду. Каждая из этих сфер подлежит загрязнению и не важно, о России идет речь или о другой стране – экологическая проблема есть везде, независимо от ее местоположения.
Атмосфера
Газообразная оболочка участвует в процессе определения климата и теплового фона планеты. Ее состав постоянно меняется и сегодня частично определяется факторами хозяйственной активности человека.
Основные источники вреда:
- транспорт;
- тепловые и электростанции;
- предприятия, занимающиеся химической промышленностью;
- лесные пожары, сжигание мусора и отходов.
Почва
Негативные факторы влияния человеческих рук наносят вред и тонкому слою литосферы, где происходит процесс обмена между неживой и живой системой. Как наносится вред:
- строительство дорог и различных сооружений;
- добыча полезных ископаемых;
- обильное применение удобрений и химических ядов для очищения от сорняков и вредителей;
- автомобильный выхлоп содержит свинец, отравляющий организмы, который обитают в почве;
- чрезмерное вспахивание;
- работа электростанции и радиоактивный осадок;
- слив жидких отходов с предприятий.
Вода
Сегодня водная оболочка сильно загрязнена. Бутылки, плавающие на поверхности воды, и нефтяные пятна – это лишь поверхностные проблемы, которые видны невооруженным взглядом, а сколько их на самом деле представить сложно.
Загрязнение может быть естественным, по причине паводков и селей, и неестественным, под влиянием человеческого фактора.
Пример воздействия:
- канализационными стоками;
- предприятиями химической промышленности;
- кислотными дождями;
- фермерскими хозяйствами;
- нефтяными платформами и рыбным промыслом;
- бытовыми отходами в населенных пунктах;
- тепловым (ТЭЦ используют воду для охлаждения турбин, сливая нагретую в водоем).
Информация для юридических лиц
Вред, наносимый окружающей среде, для предприятий не является безнаказанной деятельностью. Согласно ФЗ №7 (статья 16) «Об охране окружающей среды», плата за вредное воздействие взимается со всех организаций и ИП без исключения, которые трудятся в сферах, наносящих вред природе.
Виды вредного воздействия:
- сброс отходов от потребления и выпуска продукции;
- загрязнение воздуха от передвижных и стационарных источников;
- выброс загрязняющих веществ в подземные и поверхностные площади сбора воды и водные объекты;
- иные виды вреда природе: вибрация, шум, радиация, электромагнитные волны (за этот вид воздействия не нужно платить).
Чтобы обзавестись разрешением на вредный выброс, каждое предприятие должно иметь следующие документы:
Как правильно заплатить за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными объектами и за размещение отходов производства и потребления, по каким КБК за 2016 год, срок уплаты которых 01.03.2017г.?
Ответ
Отвечает Галина Нефедова, эксперт
Плату за загрязнение окружающей среды перечисляйте по коду видов расходов 853 «Уплата иных платежей».
В бухучете и отчетности плату за размещение отходов производства и потребления отражайте по статье КОСГУ 290 «Прочие расходы». Это следует из разделов III, V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 г. № 65н.
Статьей 16 Закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ предусмотрено, что плата должна взиматься за следующие виды негативного воздействия на окружающую среду:
атмосферные выбросы стационарными объектами;
сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
размещение отходов производства и потребления.
Плата за атмосферные выбросы передвижными объектами не взимается (письма Минприроды России от 23 июля 2015 № 02-12-44/17039, от 10 марта 2015 № 12-47/5413). Все организации, у которых на балансе есть автомобили (или другие транспортные средства), освобождены от платы за негативное воздействие на окружающую среду этими передвижными объектами.
К отходам производства и потребления относятся вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления и которые необходимо удалить. Это следует из статьи 1 Закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ. Таким образом, за размещение отходов производства и потребления с организаций взимается плата за загрязнение окружающей среды.
Олега Долматова,
Светланы Губановой, главного специалиста-эксперта отдела финансирования управления экономики и финансов Росприроднадзора
Кто должен перечислять плату за загрязнение окружающей среды
По общему правилу плату за загрязнение окружающей среды обязаны перечислять все организации, которые используют в своей деятельности объекты, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.
Это следует из, статьи 23 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ, статьи 28 Закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ, пункта 1 Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632, подпункта «б» пункта 4 постановления Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632, определения Конституционного суда РФ от 10 декабря 2002 г. № 284-О, постановления Конституционного суда РФ от 14 мая 2009 г. № 8-П.
Организации и предприниматели не перечисляют плату за загрязнение окружающей среды, если ведут деятельность только на объектах IV категории опасности. Это объекты, на которых:
- есть стационарные источники выбросов загрязняющих веществ, но количество выбросов не превышает 10 тонн в год;
- отсутствуют выбросы радиоактивных веществ;
- нет сбросов загрязняющих веществ, которые образуются при использовании воды для промышленных нужд, в канализацию и в окружающую среду (в поверхностные и подземные водные объекты, на земную поверхность).
Об этом - в пункте 1 статьи 16.1 Закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ, пункте 6 постановления Правительства РФ от 28 сентября 2015 № 1029 и в письме Росприроднадзора от 31 октября 2016 № АС-09-00-36/22354.
Совет: чтобы не платить за загрязнение окружающей среды, убедитесь, соответствуют ли объекты, которые эксплуатирует ваша организация, IV категории опасности.
Специалисты Росприроднадзора присваивают категории опасности при регистрации объектов в государственном реестре. Новый объект нужно поставить на учет в течение шести месяцев после ввода в эксплуатацию. Чтобы узнать категорию опасности по старым объектам, обратитесь в Росприроднадзор.
Не путайте плату за загрязнение окружающей среды с экологическим сбором - это совершенно разные платежи.
Важно: плата за загрязнение окружающей среды не является налогом. Поэтому на нее не распространяются требования, установленные налоговым законодательством. Это следует из определения Конституционного суда РФ от 10 декабря 2002 г. № 284-О. В связи с этим обязанность по перечислению платы распространяется на организации (предпринимателей), применяющих любую из предусмотренных Налоговым кодексом РФ систем налогообложения. Это следует из пункта 3 статьи 346.1, пунктов 2 и 3 статьи 346.11, пункта 4 статьи 346.26, пункта 7 статьи 346.35 Налогового кодекса РФ, письма Минфина России от 11 июля 2007 г. № 03-11-04/3/262.
Обязанность по внесению платы за загрязнение окружающей среды не зависит от права собственности на источник (объект) негативного воздействия. То есть плату должны перечислять те, кто фактически эксплуатирует такой объект. Например, арендаторы, организации, получившие объект в безвозмездное пользование, и т. п.
Правильность расчета платы и своевременность ее перечисления в бюджет контролирует Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор). Об этом сказано в постановлении Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. № 995.
Организация, которая эксплуатирует объекты негативного воздействия на окружающую среду, обязана зарегистрироваться в территориальном отделении Росприроднадзора. Для этого она должна подать туда заявку по форме, утвержденной приказом Минприроды России от 23 декабря 2015 № 554. Заявку составляйте отдельно по каждому «негативному» объекту (п. 17-19 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 июня 2016 № 572). Сформировать заявки можно на бумаге или в электронном виде на сайте Росприроднадзора. Методические рекомендации по заполнению заявок есть в приложении к приказу Росприроднадзора от 24 ноября 2016 № 756.
Срок подачи заявок - в течение шести месяцев с начала эксплуатации объекта (п. 2 ст. 69.2 Закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ). За нарушение этого срока Росприроднадзор выпишет штраф по статье 8.46 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Размер штрафа составит от 30 000 до 100 000 руб. - для организаций, от 5000 до 20 000 руб. - для руководителя.
О старых объектах негативного воздействия, которые вы эксплуатируете давно, сообщите в Росприроднадзор. Заявку подайте до 1 января 2017 года. Сделать это можно через личный кабинет.
В течение 10 рабочих дней на основании заявки отделение Росприроднадзора зарегистрирует объект негативного воздействия (п. 2 ст. 16.1 Закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ). Свидетельство о постановке на учет вам вышлют на бумаге или в электронном виде. Форма свидетельства установлена письмом Росприроднадзора от 1 сентября 2016 № АС-03-00-36/17836. Такой порядок следует из пункта 1.7 уведомления Росприроднадзора от 25 ноября 2016 и писем Минприроды России от 28 октября 2016 № 12-50/8692-ОГ, Росприроднадзора от 31 октября 2016 г. № АС-09-00-36/22354.
Виды негативного воздействия
Статьей 16 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ предусмотрено, что плата должна взиматься за следующие виды негативного воздействия на окружающую среду:
- атмосферные выбросы стационарными объектами;
- сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
- размещение отходов производства и потребления.
Ставки платы по видам негативного воздействия на окружающую среду установлены постановлением Правительства РФ от 13 сентября 2016 № 913.
Плата за атмосферные выбросы передвижными объектами не взимается (письма Минприроды России от 23 июля 2015 № 02-12-44/17039, от 10 марта 2015 № 12-47/5413). Все организации, у которых на балансе есть автомобили (или другие транспортные средства), освобождены от платы за негативное воздействие на окружающую среду этими передвижными объектами.*
Выбросы в атмосферу
Обязанность вносить плату за выбросы в атмосферный воздух возникает у организаций независимо от вида осуществляемой деятельности (производственная, непроизводственная или иная сфера). Определяющим является факт оказания негативного воздействия на окружающую среду в виде выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Об этом говорится в пункте 1 Порядка, утвержденного приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204.
Порядок установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также перечень таких веществ, подлежащих учету и нормированию, утверждены приказом Минприроды России от 31 декабря 2010 г. № 579. Если те или иные вредные вещества не поименованы в перечне, они подлежат нормированию в случаях, указанных в пункте 9 Порядка, утвержденного приказом Минприроды России от 31 декабря 2010 г. № 579.
Важно: начиная с отчетности за 2016 год в территориальные отделения Росприроднадзора нужно сдавать декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду. Об этом - в пункте 5 статьи 16.4 Закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ.
Размещение отходов
Обязанность вносить плату за размещение отходов возникает у организаций, чья деятельность приводит к образованию веществ или предметов, подлежащих удалению.
Ситуация: должна ли организация, заключившая договор на вывоз мусора (отходов), перечислять плату за загрязнение окружающей среды
Да, должна.
За размещение отходов производства и потребления с организаций взимается плата (п. 1 ст. 16 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ). Обязанность по внесению платы возникает у собственника отходов при их хранении и (или) захоронении.
К отходам производства и потребления относятся вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления и которые необходимо удалить.
Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (ст. 4 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ, ст. 136 ГК РФ).
Производя оплату по договору на вывоз мусора (отходов), организация оплачивает только затраты, связанные с вывозом мусора, но не производит оплату за загрязнение окружающей среды.
Таким образом, наличие договора со специализированной организацией на вывоз мусора (отходов) не освобождает организацию - собственника отходов от внесения платы за негативное воздействие на окружающуюсреду, размер которой зависит от количества и класса опасности отходов.
В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих данный вывод (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 31 октября 2008 г. № А56-1719/2008, от 24 июня 2008 г. № А21-6268/2007, Волго-Вятского округа от 14 августа 2007 г. № А29-6876/2006А).
Следует отметить, что организация может передать право собственности на свои отходы специализированной организации (например, полигону). Но это не обязывает специализированную организацию рассчитывать и вносить плату за загрязнение окружающей среды. Плательщиком сбора все равно будет именно организация, в результате деятельности которой образовались отходы (п. 1 ст. 16.1 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ). Аналогичные выводы содержит письмо Росприроднадзора от 29 марта 2016 г. № АА-06-01-36/5099.
Олега Долматова, заместителя руководителя Росприроднадзора
Александра Кузнецова, заместителя начальника управления экономики и финансов Росприроднадзора
По какому коду КОСГУ и виду расходов отразить плату за загрязнение окружающей среды
Плату за загрязнение окружающей среды перечисляйте по КВР 853 «Уплата иных платежей».
В бухучете и отчетности плату за загрязнение отражайте по статье КОСГУ 290 «Прочие расходы». То есть отражать ее нужно на счетах, которые увязаны с этим кодом: 401.20.290, 109.00.290.
Это следует из разделов III, V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н).*
Плата за загрязнение окружающей среды реализует принцип платности природопользования, а также принцип экономической ответственности за нарушение природоохранного законодательства и является одним из финансовых методов управления в сфере природопользования.
Плата за загрязнение окружающей среды была закреплена Законом РФ от 19 декабря 1991 г. № 2060-1 «Об охране окружающей природной среды», на базе которого в свое время было принято постановление Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природном среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия».
В начале 2002 г. был принят Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ с почти аналогичным названием «Об охране окружающей среды», в соответствии с которым Закон РФ № 2060-1 был признан утратившим силу. С июня 2002 г., когда Кассационная коллегия Верховного Суда РФ признала плату незаконной, а Постановление Правительства № 632 - недействительным, прекратила свое существование вся система экологических платежей. Следует отметить, что вышеуказанные платежи взимались в течение более 10 лет. Для крупнейших при- родопользователей (особенно это касается предприятий нефтяной и газовой промышленности, а также предприятий металлургических, химических производств) данные платежи составляли достаточно большие суммы.
Что же касается Федерального закона «Об охране окружающей среды», то им предусмотрено, что формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами. Однако, к сожалению, указанным Законом не был установлен конкретный механизм исчисления данной платы, а другие законодательные акты по этому вопросу не были приняты до июня 2003 г. Таким образом, только спустя один год вновь стала взиматься плата за загрязнение окружающей среды.
В настоящее время порядок определения платежной базы платы тесно связан с установлением для различных источников загрязнения окружающей среды специальных лимитов и нормативов негативного воздействия, которое осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзором).
Федеральный закон № 7-ФЗ (с поел. изм. от 31 декабря 2005 г.) определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Данный Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении
1 См.: постановление Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления» (с поел. изм. от 1 июля 2005 г.).
хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды в.пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Плательщиками платы за загрязнение окружающей среды, размещение отходов и другие виды вредного воздействия являются организации, а также иностранные юридические и физические лица, осуществляющие любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием (природопользователи).
К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:
Выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;
Сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
Загрязнение недр, почв;
Размещение отходов производства и потребления;
Загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
Иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Рассчитывая платежи за загрязнение окружающей природной среды, надо руководствоваться нормативами, приведенными в постановлении Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления».
Размер платы зависит от вида загрязняющих веществ и от того, куда производится их сброс - в атмосферный воздух либо в поверхностные и подземные воды (приложение 10, табл. 1-4).
При этом сумма платы зависит также и от объемов выбросов. Они могут быть в пределах допустимых нормативов или в пределах установленных лимитов. Во втором случае ставки за единицу объема выбросов в пять раз выше, чем в первом. Если же выбросы превышают установленные лимиты, плата за загрязнение увеличивается еще в пять раз.
Кроме того, к базовым нормативам устанавливается специальный коэффициент, который зависит от экологического состояния атмосферного воздуха и почвы экономических районов России (приложение 10, табл. 5), а также от состояния водных объектов по бассейнам морей и рек (приложение 10, табл. 6). Если загрязняющие вещества выбрасываются в атмосферный воздух на территории городов, применяется еще и дополнительный коэффициент 1,2. Кроме того, для особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов, а также для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, Байкальской природной территории и зон экологического бедствия применяется также дополнительный коэффициент 2.
Итак, чтобы рассчитать плату за загрязнение окружающей среды, надо объем выбросов (в тоннах) умножить на базовые нормативы, а затем еще на «экологический» и дополнительный коэффициенты (если речь идет о выбросах в атмосферу над городами).
Нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду, действовавшие в 2005 и 2007 гг. применяются с коэффициентом 1,15.
Общая величина платы за загрязнение окружающей природной среды складывается из платежей:
За предельно допустимые выбросы, сбросы загрязняющих веществ, другие виды вредного воздействия;
Выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов);
Сверхлимитные выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия.
Завод в процессе своей производственной деятельности выбрасывает в воздух 5 т диоксида азота в год, что находится в пределах установленных допустимых нормативов выбросов. Норматив платы в 2005 г., согласно постановлению № 344 составлял 52 руб. с 1 т диоксида азота. Завод находится на территории г. Волгограда (Поволжский экономический район РФ), для которого установлен коэффициент, учитывающий экологические факторы, в размере 1,9 с дополнительным коэффициентом 1,2 для городов.
Сумма платы = 5 (52 х 1,158) 1,9 х 1,2 = 681,72 руб.
Горно-обогатительный комбинат в процессе переработки руды сбрасывает в поверхностные воды 25 т хрома в год, из которых 20 т находится в пределах установленных допустимых нормативов сбросов, а остальное - в пределах установленных лимитов сбросов. Норматив платы в 2005 г. согласно постановлению № 344 составлял 13 774 руб. с 1 т в пределах установленных допустимых нормативов сбросов и 68 870 руб. с 1 т в пределах
установленных лимитов сбросов. Горно-обогатительный комбинат находится на территории Самарской области (бассейн реки Волги), для которого установлен коэффициент, учитывающий экологические факторы, в размере 1,36.
Плата за нормативные сбросы = 20 (13774 х 1,158) 1,36 = 430 850,72 руб.
Плата за лимитные сбросы = (25 - 20) (68 870 х 1,15) 1,36 =
535 563,40 руб.
Общая сумма платы = 430 850,72 + 538 563,40 = 969 414,12 руб.
Нефтебаза в процессе перегонки нефти сбрасывает в воздух 1000 т летучих низкомолекулярных водородов в год, из которых 600 т находится в пределах установленных допустимых нормативов выбросов, 200 т в пределах установленных лимитов выбросов, а 200 т - сверхлимитное загрязнение. Норматив платы в 2005 г. согласно постановлению № 344 составлял 5 руб. с 1 т в пределах установленных допустимых нормативов выбросов и 25 руб. с 1 т в пределах установленных лимитов выбросов. Нефтебаза находится на территории Рязанской области (Центральный экономический район РФ), для которого установлен коэффициент, учитывающий экологические факторы, в размере 1,9.
Плата за нормативные выбросы = 600 (5 х 1,15) 1,9 = 6555 руб.
Плата за лимитные выбросы = 200 (25 х 1,15) х 1,9 = 10 925 руб.
Плата за сверхлимитное загрязнение = 200 (25x5 х 1,15) 1,9= 54 625 руб.
Общая сумма платы = 6555 + 10 925 + 54 625 = 72 105 руб.
Предприятие размещает отходы 4-го класса (малоопасные) на территории своего производственного объединения. Поэтому при расчете платы за размещение отходов производства предприятие использует понижающий коэффициент 0,3. Для Центрально-Черноземного района, где расположен завод, коэффициент равен 2. Норматив платы заразмещение 1 т отходов в пределах установленных лимитов составляет 248,4 руб./т.
Дифференцированная ставка платы по малоопасным отходам в пределах установленных лимитов их размещения равна
248,4 х 0,3 х 2 = 149,04 руб./т.
Лимит размещения отходов установлен предприятию в размере 5 т, но фактически оно разместило 7 т.
Сумму платы в пределах установленных лимитов составляет:
149,04 х 5 = 745,2 руб.
Количество размещенных отходов, превышающее установленные лимиты, составляет 2 т (7 - 5). Таким образом, плата за сверхлимитное размещение отходов равна
(149,04 х 2) 5 = 1490,4 руб.
Общая сумма платежа за загрязнение окружающей среды составляет 745,2 + 1490,4 = 2235,6 руб.
Плата за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ относится на себестоимость продукции (работ, услуг), а плата за превышение предельно допустимых нормативов (в пределах лимита и сверх лимита) уплачивается за счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя.
Природопользователи до начала очередного финансового года определяют плановые показатели объема выбросов, сбросов или размещаемых отходов, на основе которых они рассчитывают на год плановые квартальные величины платы за загрязнение окружающей среды и согласовывают их с соответствующими территориальными органами Ростехнадзора.
По истечении квартала природопользователи определяют и согласовывают с территориальными органами Ростехнадзора фактические размеры платы за загрязнение окружающей среды.
В случаях, когда филиалы и иные подразделения предприятий расположены на территории других национально-государственных и административно-территориальных образований, величина платы за загрязнение окружающей среды, размещение отходов и другие виды вредного воздействия согласовывается с территориальным органом Ростехнадзора по месту нахождения этих филиалов и подразделений.
Плата за загрязнение окружающей среды осуществляется ежеквартально в следующие сроки:
Плановые платежи не позднее 20-го числа последнего месяца квартала;
Фактические платежи не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Не внесенные в срок платежи взыскиваются с предприятий в бесспорном порядке. Суммы платежей, излишне внесенных в бюджет, за- считываются предприятию в счет платы следующего квартала. Как уже отмечалось, с 2005 г. контроль за правильностью расчета платы за загрязнение, полнотой и своевременностью ее уплаты осуществляют территориальные органы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
В 2007 г. нормативы отчислений от поступлений платы за негативное воздействие на окружающую среду составляли 20% - в федеральный бюджет и 40% - в бюджеты субъектов Федерации. Остальные средства направлялись в бюджеты муниципальных районов и бюджеты городских округов, т.е. в местные бюджеты.
Внесение платы не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, обязаны планировать, разрабатывать и осуществлять мероприятия по охране окружающей среды в порядке, установленном законодательством.