Народы романской языковой группы. Страны Восточной Европы

- (от лат. названия г. Рим - Рома) - группа народов, связанная общим происхождением, близкими этногенетическими чертами, географическим ареалом своего проиживания, своеобразной культурной средой и языковой общностью, которые сформировавшимися в ходе становления Римской империи, а также схожими тенденциями политического и экономического развития уже после её падения и последующей колонизацией её романизированными потомками Нового Света. Несмотря на значительную внутреннюю неоднородность, романские народы по-прежнему чётко противопоставлены германским или славянским. В современном мире к романской культурно-языковой общности можно причислить до 1 миллиарда человек, в том числе порядка 2/3 из них (около 600 миллионов) к латиноамериканской подгруппе - то есть испаноязычные и португалоязычные народы.
Происхождение и этногенез
Этногенетическим ядром современных романских народов послужили небольшие италийские племена латинов индоевропейского происхождения, осевшие в нижнем течении р. Тибр к 10 в. до н. э., видимо, перекочевав туда с более северных регионов Европы. В ходе становления государственности и конфликтов с родственными (сабины, оски) и неродсвенными племенами (этруски), латины закрепили за собой территорию, на которй и возник их главный культурный центр - г. Рим. По мере расширения территории латинов, позднее перенявших название римлян, возобладал ассимиляривный подход к ведению колонизации земель. В частности, после военного захвата территории, её коренное население, как правило не уничтожалось физически (как, например, в ходе германских колонизации) а подевргалось ассимиляции. Так, покорённое мужское население, как правило, изгонялось за границы римских владений или же продавалось в рабство в города (где опять-таки романизировалось), а женщины и дети становились собственностью римских войнов. Расовые и культурные различия при этом не учитывались, а иногда наоборот были желанными из-за ассоциированной с ними экзотики, необычности, а потому римское население сначала приобрело многоэтничный, а затем и многорасовый характер.

Метисация (межрасовое смешение от. Лат. «mixtitius» - смешанный) римлян с афроазиатскими элементами достигла своего пика в период расцвета империи. Многие основоположники современного расизма выдвигали небезосновательные предположения что именно бесконтрольное расовое смежение римлян с африканскими и азиатскими народами привели к деградации системы европейских ценностей в империи. Так стабильность, порядок, законопослушание, аккуратность, стремление к научно-исследовательской деятельности сменились праздностью, развратом, засилием клик, нечистоплотностью, чревоугодием, идолизацией плотских утех - столь типичных пороков на поздних этапах существования империи. Гораздо боле очевидным продуктом смешения является существенное изменение антропологического облика позднероманского населения по сравнению с самими латинами: к началу нашей эры типичными стали ранее нехактерные низкий рост, тёмные (почти иссиня-чёрные) волосы, карие глаза, смуглые оттенки кожи.

Интенсивная метисация была на некоторое время приостановлена вторжениями германских племён, традиционно рьяных поклонников расовой чистоты, приостановивших приток населния из Африки и Азии с одной стороны, а с другой введя строгие расовые порядки в захваченных романских территориях. Так, в Испании вестготы ввели запрет на смешанные браки с иберо-романским населением, в Галии покорённое галло-романское население испытывало на себе явную дискриминацию в юридическом плане (жизнь даже простого германца была вдвое дороже чем галло-римлянина). Тогда же стали очевидны и другие различия между группами. В конечном счёте германские влияния определили «престижность» того или иного романского этноса: наиболее «германизированные» французы заняли самые привилегированные позиции в романском менталитете, за ними следовали итальянцы, каталонцы, затем уже «малопривлекательные» и «более африканские» испанцы, и наконец, совсем «непристижные» португальцы, румыны и сицилийцы. Внутри каждого романского этноса прочно укоренились подсознательные расовые иерархии, существовашие на бытовом уровне ещё во времена поздней империи: светловолосые, голубоглазые и светлокожые, высокорослые (в поражание германцам) индивидуумы пользовались большей поддержкой и занимали более высокие жизненные позиции в романском сообшестве. В эпоху поздней империи вошла мода на покупку светловолосых париков у германских женщин с целью замаскировать свою африканизирующуюся внешность.
Климат
Конечно, основополагающую роль в процессах становления бытовой романской культуры сыграл и южный средиземноморский климат - типичный для Лациума (совр. Лацио) с его жаркой, солнечной погодой, повлиявшей на смещение жизненного уклада римлян в стороны ночного времени суток. Не случайно так популярны стали сиесты, ночные гуляния, и теперь типичные для Средиземноморья, таверны, фиесты и прочие атрибуты социального уклада римлян, например, коррида.
Языковая общность
В ходе смешения ассимиляции народов, вошедших в состав Римской империи объединяюшую роль в этом процессе иглал латинский язык, в той или иной мере усвоенный жителями многих исторических регионов империи. И хотя языковые различия между ними уже в античную эпоху были значительными, а затем только усугубились германскимии, а для балкано-романской группы славянскими, венгерскими и тюркскими нашествиями. Однако, унификация и стандартизация норм литературной романской речи и письменности под влиянием книжной латинской лексики, и в меньшей степени грамматических оборотов вновь сблизила их между собой начиная с 15 века (для румынского с 19), после расхождений, накопившихся в 5-15 вв., а для румынского в 3-19 вв.
Романские народы Древней Романии
Древняя Романия - территории Европы, где романская речь сохраняется ещё со времён Римской империи. В эпоху раннего средневековья в результате германских расчленений и предшествовавшей романизации автохонного населения образовались следущие романские субэтносы. Галло-римляне из которых впоследсвии образовались современные французы и близкие к ним валлоны, франко-провансальцы, франко-швейцарцы, а впоследствии франко-канадцы, франко-акадцы, франко-креольские группы Нового Света, Африки И Океании.
Иберо-романское население, в том числе кастильцы и мосарабы из которые сформировались в первую очередь испанцы, португальцы, галисийцы, каталонцы, арагонцы, мирандийцы, а затем латиноамериканские и креолизированные группы Африки, Азии И Океании.
Балкано-романское население, в том числе кочевые валахи давшие начало современным румынам и молдаванам.
Итало-романское население и произошедшие от него группы итальянцев, сицилийцев, ретроманцев, провансальцев, санмаринцев, далматинцев и прочих.

Границы между ними были нечётки, кроме это боле «престижные» германизированные народы поглотили южан в ходе перекройки средневековых границ. К примеру французы практически полностью ассимилировали провансальцев и франко-провансальцев, гасконцев и валлонов (сохранивших самосознание но не свой диалект). Испанцы и каталонцы поглотили мосарабов, а итальянцы сицилийцев.
Современные Романские общности
Андорцы
Арагонцы
Аромуны практически исчезли вследствие албанизации, эллинизации или славянизации.
Ватиканцы
Каталонцы
Корсиканцы
Далматинцы славянизировались к концу 16 в.
Французы
Францо-швейцарцы
Галисийцы
Франко-провансальцы подверглись галлизации
Истрорумыны славянизировались
Итальянцы
Итало-швейцарцы
Мегленорумыны были отуречены
Монегаски
Провансальцы подверглись галлизации
Португальцы
Румыны
Ретроманцы
Санмаринцы
Сардинцы
Сефардские евреи
Сицилийцы итальянизированы
Испанцы
Валлоны

Екзоэтнонимы и эндоэтнонимы
Эндтоэтнонимически лишь незначительное количество романских народов сохранило своё исконное самоназвание, с 212 г. (по эдикту императора Каракалла Каракаллы принятое в империи - «Романус». Это, как ни удивител’но, румыны - (историческое самоназвание «румын»), а также боле мелкие группы романшей (ретроманцев), жителей иальянских городов Рим и провинции Эмилия-Романья. Основная масса романского населения воспользовалась либо автохонными наваниями (испанцы < лат. Хиспаниа <финик. “Гишпано” – что значит кролик), существовавшими ещё до образований империи, латинскими образованиями (итальянцы < Италиа <Виталиа <Витулус “телёнок” или иноязычными “Португал < лат. “портус” и греч. “калос” - хороший), или же аппроприировали навания других (неродственных народов) (германские франки > романоязычные французы или экзоэтнонимы (германский экзоэтноним кельтов «уэльски» стали употреблять в качестве самоназвания валлоны.
Народы Новой Романии
В ходе колонизации, развёрнутой романскими державами в средневековье уже за пределами исторической Старой Романии, в различных регионах мира образовались новые романские народы. Также как и в ходе римской колонизации, захваченные земли не заселялись семьями из метрополии, а раздавались молодым солдатам, бравшим в жёны женщин индейского, африканского и азиатского происхождения. Левантийцы - потомки западнороманского населения (в основном итало- франко-романского происхождения, осевшые на территории Восточного Средиземноморья а также северного Причерноморья в 11-13 вв. в результате крестовых походов или венецианско-генуэзской колонизации Эгейских островов, Крыма и т. д.
Молдаване - потомки полукочевого валашского населения, занявшего в XIV веке бывшие славянские земли тиверцев, разорённые тюркскими кочевниками в 11-13 веках.

В Новом Свете сформировались следующие романские группы:

С формообразующей испанской народностью: Аргентинцы
Боливийцы
Креолы Белиза
Венесуэльцы
Гватемальцы
Гондурасцы
Доминиканцы
Колумвийцы
Костариканцы
Кубинцы
Латиноамериканцы США - Техано, Креолы Луизианы
Мексиканцы
Никарагуанцы
Панамцы
Парагвайцы
Перуанцы
Пуэрториканцы
Сальвадорцы
Эквадорцы
Чилийцы
Уругвайцы

С плеобладанием французской народности: Франкоканадцы в том числе:
Франко-онтарцы
Францо-квебекцы
Франко-акадцы
Франко-албертцы
Франко-манитобцы
Франко-юконцы
Франко-колумбийцы
Франко-саскачеванцы
Франко-северяне
Франко-инуитцы
Франко-эдуардцы
Франко-ньюфаундлендцы

См. также
Латынь
Романские языки
Романская культура
Латинский союз

Романская языковая группа - это группа родственных языков, берущая свое начало от латыни и образующая подгруппу итальянского отделения индоевропейской языковой семьи. Основными языками семьи являются французский, итальянский, испанский, португальский, молдавский, румынский и другие.

Романская группа индоевропейской языковой семьи

Столь близкое сходство каждого из романских языков с латынью, как в настоящее время известно из богатой литературы и непрерывной религиозной и научной традиций, не вызывает сомнений в их родственных отношениях. Для неспециалиста свидетельство истории еще более убедительно, чем лингвистические свидетельства: римская оккупация Италии, Иберийского полуострова, Галлии и Балкан объясняет «римский» характер основных романских языков. Позднее были европейские колониальные и коммерческие контакты с частями Северной и Южной Америки, Африки и Азии с готовностью объясняют французский, испанский и португальский языки в этих регионах.

Из всех так называемых семейств языков романская группа, пожалуй, самая простая в определении и которую легче всего объяснить исторически. Мало того, что романские языки имеют значительную долю базового словарного запаса, которые все еще распознаются одинаково, несмотря на некоторые фонологические изменения, и ряд подобных грамматических форм, их можно проследить с небольшим перерывом в непрерывности до языка Римской империи.

Распространение романских языков в Европе

Название «романский» действительно указывает на конечную связь этих языков с Римом: английское слово происходит от французской формы латинского языка Romanicus, использовавшейся в средние века, чтобы обозначить язык латинской речи, а также литературу, написанную на народном языке. Тот факт, что языки, относящиеся к романской языковой группе, имеют общие черты, не найденные в современных латинских учебниках, предполагает, однако, что версия латинского языка не совпадает с версией классической латыни, известной из литературы.

Совершенно очевидно, что именно возможно, в популярной форме, является предшественником романских языков. К началу XXI века около 920 миллионов человек признают языки романской языковой группы в качестве родного языка, а 300 миллионов человек считают его вторым языком. К этому числу может быть добавлено незначительное число креольских диалектов. Это упрощенная форма языка, которая стала родной для многих языковых сообществ, рассеянных по всему миру.

В силу огромных территорий, на которых господствуют испанский и португальский языки, эти языки будут по-прежнему иметь первостепенное значение. Несмотря на то что территориально он имеет сравнительно небольшое распространение, итальянский язык, связанный с большим культурным наследием Италии, по-прежнему популярен среди студентов.

Народы романской языковой группы

Официальным языком Швейцарии является ретороманский. Провансальский или окситанский - это язык коренного населения Окситании, которая находится на юге Франции, а также в некоторых близлежащих районах Испании и Италии, а также в части Монако. На сардинском разговаривают люди с острова Сардиния (Италия). Помимо европейских Италии, Испании, Португалии, Франции, Румынии, страны романской языковой группы представляют собой довольно внушительный список.

Галисийский язык является родным для коренного населения исторической области Галисия, которая располагается на северо-западе Пиренейского полуострова. На каталонском или валенсийском языке разговаривают около 11 млн человек в Испании, Франции, Каталонии, Андорре и Италии. На французском креольском говорят миллионы людей в западной Индии, Северной Америке и островах Индийского океана (например, Маврикий, Реюньон, Остров Родригес, Сейшельские острова).

Португальские креолы есть в Кабо-Верде, Гвинее-Бисау, Сан-Томе и Принсипи, в Индии (особенно штат Гоа и союзная территория Дамана и Диу) и Малайзии. Испанские креолы - в восточной Индии и на Филиппинах. Многие ораторы используют креольский диалект для неофициальных целей и стандартный язык для официальных случаев. Португальский является официальным языком Анголы, Кабо-Верде, Гвинеи-Бисау, Мозамбика, Сан-Тома и Принсипи.

Французский язык

Романская языковая группа: какие языки сюда относятся? Французский язык по-прежнему широко используется сегодня как второй язык во многих частях мира. Богатство французской литературной традиции, ее четко сформулированная грамматика, завещанная грамматиками 17-18-го веков, и гордость французов за свой язык могут обеспечить его долговременное значение среди языков мира. Романские языки также формально используются в некоторых странах, где большинство говорящих применяют их для повседневных целей.

Например, французский язык используется наряду с арабским языком в Тунисе, Марокко и Алжире. Он является официальным языком 18 стран - Бенин, Буркина-Фасо, Бурунди, Камерун, Центрально-африканская Конго, Кот-д"Ивуар, Демократическая Республика Конго, Джибути, Экваториальная Гвинея, Габон, Гвинея, Мали, Нигер, Руанда, Сенегал, Мадагаскар и нескольких других островов у берегов Африки.

Методы и задачи классификации

Хотя совершенно ясно, какие языки можно классифицировать как романские, на основе преимущественно лексического и морфологического (структурного) сходства некоторые подгруппы языков в семье нельзя назвать совсем похожими. На основе нескольких разнородных фонетических особенностей одна теория утверждает, что разделение на диалекты началось рано, с восточного диалекта (включая центральную и южную Италию), развивая популярные черты и западные речевые области, поддерживая более литературные стандарты.

Помимо этого, коренные языки и наречия, позднее наложенные на латынь завоевателями, по-видимому, вызвали дальнейшие подразделения. Внутри такой схемы остаются проблемы. Разделяют ли диалектные группы? Хотя диалекты, найденные в Италии, ближе к итальянским, а швейцарские - ближе к французам. Сардинский диалект обычно рассматривается как лингвистически отдельный, его изоляция от остальной части Римской империи путем включения в царство вандалов в середине пятого века, предоставляет историческую поддержку тезиса. Точная позиция в любой классификации открыта для спора.

Классификация семейного древа обычно используется для романской языковой группы. Если, однако, историческое рассмотрение одной фонетической особенности берется как классификационный критерий для построения дерева, результаты различаются. Классифицированный в соответствии с историческим развитием подчеркнутых гласных, французский будет сгруппирован с северо-итальянским и далматинским, а центральный итальянский будет изолирован. Классификации, которые не основаны на генеалогических деревьях, обычно включают ранжирующие языки в зависимости от степени дифференциации, а не группировки.

Языки и диалекты

Что представляет собой язык, в отличие от диалекта? Многое зависит от того, сколько людей говорят на нем сегодня. Политическое определение языка, принятого в качестве стандарта нацией или людьми, является наименее двусмысленным. В соответствии с этим определением французский, испанский, португальский, итальянский и румынский, безусловно, являются языками. Сицилийский язык отличается от северных и центральных итальянских диалектов, но в Италии все соседние диалекты взаимно понятны, причем различия становятся более заметными с географическим расстоянием.

Многие диалекты также борются за статус «языка» на основе письменных традиций или активного продвижения их использования в письменной форме. Некоторые лингвисты считают, что креолы часто являются отличающимися от их столичных коллег. Многие романские диалекты буквально или практически перестали существовать в XX веке, например, далматинский, заметно отличающийся от других романских языков.

Характерные черты классической латыни

К романской языковой группе относятся многие языки в европейских странах. В прошлом латынь в той или иной форме была повседневным языком большинства слоев общества. Однако вопрос о том, продолжают ли романские языки грубые крестьянские диалекты латыни или используют более культурные городские общины, остается открытым.

Есть те, кто утверждает, что латынь, используемая в каждой области, дифференцировалась, как только местное население приняло язык завоевателя для любых целей. Согласно этому убеждению, диалекты латинского языка являются результатом разнонаправленного развития, либо через инновации в ограниченных областях, либо через географически ограниченное сохранение некоторых особенностей.

Очевидно, что латинское употребление должно было различаться на широкой территории, но различия могли быть просто фонетическими и лексическими вариациями. С другой стороны, они могли быть достаточно глубокими, чтобы сформировать основу для дальнейшей дифференциации, когда административное единство было потеряно. Последняя гипотеза предполагает длительный период двуязычия (возможно, до 500 лет), поскольку языковая интерференция между языками в контакте редко переживает двуязычную стадию.

Практически ничего не известно о статусе языков коренных народов в имперский период, и только смутные современные ссылки можно найти на языковые различия внутри империи. Кажется странным, что ни один из многочисленных латинских специалистов по грамматике не должен был ссылаться на известные лингвистические факты, но отсутствие доказательств не оправдывает утверждение о том, что в имперскую эпоху не было реальной диверсификации.

Несомненно то, что, даже если популярное использование в Римской империи показало большую диверсификацию, оно было наложено стандартным письменным языком, который сохранил хорошую степень единообразия до административного краха империи. Касаемо ораторов, то они, по-видимому, полагали, что используют латынь, хотя понимали, что их язык не совсем такой, каким должен быть. Классическая латынь была другим языком, а не просто более полированной, культурной версией их собственного.

Язык, религия и культура

С распространением христианства латынь проникла на новые земли, и, возможно, именно ее культивирование в чистом виде в Ирландии, откуда она была экспортирована в Англию, проложило путь к реформе языка Карла Великого в 8-м веке. Сознавая, что нынешнее латинское использование не соответствовало классическим латинским стандартам, Карл Великий пригласил Алькуина Йоркского, ученого и грамматика, к себе во двор в экс-Ла-Шапель (Ахен). Там Алькуин оставался с 782 по 796 год, вдохновляя и направляя интеллектуальное возрождение.

Возможно, в результате возрождения так называемой более чистой латыни стали появляться народные тексты. В 813 году, незадолго до смерти Карла Великого, Совет туров постановил, что проповеди должны быть произнесены на деревенском римском языке, чтобы сделать их понятными для прихожан. Латынь остается официальным языком Римско-католической церкви. Только в течение последней половины XX века церковные службы стали проводиться на народном наречии. Как язык науки, латынь господствовала до XVI века, когда под влиянием Реформации, зарождающегося национализма и изобретения печатного станка ее стали заменять современные языки.

Латинские заимствования

Тем не менее на Западе, наряду со знанием греческого, знание латыни оставалось знаком образованного человека на протяжении веков, хотя в середине XX века преподавание классических языков в школах значительно сократилось. Престиж Рима был таков, что латинские заимствования можно найти практически во всех европейских языках, а также в Берберских языках Северной Африки, которые сохраняют ряд слов, главным образом сельскохозяйственных терминов, потерянных в других местах.

В германских языках заимствованные латинские слова в основном связаны с торговлей и часто отражают архаичные формы. Очень большое количество латинских слов на албанском языке является частью основной лексики языка и охватывает такие сферы, как религия, хотя некоторые из них, возможно, позже были заимствованы из румынского языка. В некоторых случаях латинские слова, найденные на албанском языке, не сохранились ни в одной другой части бывшей Римской империи. Греческий и славянский языки имеют сравнительно мало латинских слов, многие из них административного или коммерческого характера.

Под нацией (от лат. natio- племя, народ) понимают историческую общность людей, складывающуюся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, языка, некоторых особенностей культуры и характера . Такой социальной общности не всегда соответствует общность расовая или биологическая: нации в значительной мере состоят из различных антропологических элементов. Определение этих элементов является важнейшей задачей, поскольку от них зависят общий физический и психический склад, здоровье, сила нации, ее основные качества .

В Европе живет около 70 народов, для которых этот регион является основным местом обитания . Центральную, Западную и Северную Европу населяют народы германской группы, делящейся на две подгруппы - западную и северную. К первой принадлежат немцы, австрийцы, люксембуржцы, эльзасцы, голландцы, фламандцы, фризы, англичане, шотландцы, ольстерцы (англо- и шотландо-ирландцы). К северной, или скандинавской, подгруппе - шведы, датчане, норвежцы, исландцы и фарерцы.

Народы романской группы живут на юго-западе и частично на юго-востоке Европы. К ним относятся итальянцы, сардинцы, корсиканцы, французы, валлоны, испанцы, каталонцы, галисийцы и португальцы. Географически обособлены от них восточнороманские народы, в частности румыны.

Восточную и юго-восточную часть Европы населяют славянские народы : поляки, лужичане, чехи и словаки, принадлежащие к западной подгруппе; болгары, македонцы, сербы, черногорцы, хорваты, муслимане, словенцы, составляющие южную подгруппу; русские, украинцы, белорусы, относящиеся к восточной подгруппе.

На обособленных языках индоевропейской семьи говорят живущие на Балканском полуострове греки и албанцы. На северо-востоке и востоке Европы живут финны, саами и венгры, относящиеся к финно-угорской группе уральской языковой семьи. В северной части Пиренейского полуострова, в Испании и частично во Франции обитают баски - древнейшее население Европы, говорящее на изолированном языке. Народы кельтской группы, проживающие на Британских островах и северо-западе Франции, в основном перешли на английский (ирландцы, уэльсцы, гэлы) или французский (бретонцы) язык .

Романские народы

Итальянцы. Древнейшей основой итальянского этноса были италийские племена (италики)2, составляющие большую часть населения Апеннинского полуострова в I тыс. до н. э. (одно из них - латины, основавшие Рим и покорившие остальные италийские племена, а также племена этрусков3, лигуров, кельтов, греков, карфагенян и др.) . С первых веков нашей эры романизированное население Италии постоянно смешивалось с рабами различного происхождения, а начиная с V в. - с германцами и другими завоевателями (византийцами, франками, арабами, норманнами).

Испанцы. Древнейшей основой испанского этноса были племена иберов1, частично смешавшиеся с кельтами, вторгшимися на Пиренейский полуостров в I тыс. до н. э. Римское господство (II в. до н.э. - V в. н. э.) привело к романизации жителей Испании. Германские племена, захватившие страну в V в., постепенно были ассимилированы. Определенную роль в этническом развитии местного населения сыграли мусульмане-мавры (арабы и берберы), подчинившие значительную часть Испании в VIII в., и евреи. Испанцы участвовали в формировании латиноамериканских народов .

Португальцы. Основой португальского этноса, как и испанского, стали древние иберийские племена. В I тыс. до н. э. на территорию Португалии начали переселяться кельты, оказавшие этническое влияние на португальцев. Вхождение территории Португалии в состав Римской империи (П-Г вв. до н. э. - V в. н. э.) обусловило культурную и языковую романизацию населения. Так же как и в Испании, германские племена, завоевавшие в V в. Португалию, были постепенно ассимилированы. Существенно повлияло на португальский язык и культуру арабо-берберское господство VIII-ХIII вв.).

Французы. Основным этническим компонентом в формировании французов были кельтские племена (римляне называли их галлами), заселившие в I тыс. до н. э. почти всю территорию современной Франции (Галлию). Завоевание Галлии римлянами (к середине I в. до н. э.) привело к романизации ее населения, вследствие чего возникла галло-римская этническая общность. Важной вехой в этнической истории французов было вторжение в Галлию германских племен вестготов, бургундов и франков. В начале VI в. франки вытеснили из Галлии вестготов, завоевали королевство бургундов. К середине VI в. вся территория современной Франции входила во Франкское государство, что положило начало слиянию франков с галло-римским населением .

НАРОДЫ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ. РОМАНСКАЯ ГРУППА.

На Балканском полуострове проживают народы нескольких романских подгрупп: балкано-романской, итало-романской и далматинской, которая была промежуточным звеном между ними. К итало-романской относятся только малочисленные истриоты - жители отдельных сел на полуострове Истрия. Далматинцы подверглись славянизации и к 20 веку стали этнической группой хорватов. Их язык в настоящее время является вымершим. К балкано-романской подгруппе относятся румыны (дако-румыны), молдаване, истро-румыны, меглено-румыны и арумыны . Три последних народа очень малочисленны, не имеют этносознания и литературной формы своих языков. Часто арумынский, истро-румынский и меглено-румынский считаются диалектами румынского языка, но этой гипотезы придерживаются только румынские ученые и, в основном, из политических соображений. Румынские ученые также исключают славянский субстрат балкано-румынских языков и относят славянское влияние ко времени вторжения славян в 6-7 вв. Но реально, романизировались не только фракийцы, но и соседние славянские племена, жившие в Карпатах и на Днестре. Балкано-романские языки резко противостоят другим романским и выделяются в восточно-романскую общность . Это связано с тем, что Дакия и другие дунайские земли довольно поздно подверглись романизации (106 г. н.э.) и раньше других (чем Галлия, Иберия) обособились от Рима (275 г. н.э.). В отличие от предков французов, испанцев и итальянцев, предки румын не контактировали с германцами в такой степени, как западно-романские народы, а испытывали сильное славянское, греческое и, впоследствии, венгерское адстратное влияние. Латинский язык, принесенный легионерами, имел уже черты разговорного народного языка Римской Империи, предшественника итальянских диалектов, поэтому между современными балкано-романскими (румыно-молдавский, мегленитский, истро-румынский, аромунский) и итало-романскими (итальянский, сицилийский, истрийский, далматинский, неаполитано-калабрийский) наблюдаются общие черты, отсутствующие в других подгруппах романских языков - ретороманской (руманиш, энгади, фриульский, ладинский) , тиррено-романской (сардинские и корсиканский), галло-романской (французский, валлонский, смешанный франко-провансальский) и иберо-романской (испанский, португальский, галисийский, провансальский <по последним исследованиям, этот "диалект" французского определен в эту подгруппу, некоторые ученые даже вычленяют каталанский и провансальский языки в пиренейско-романскую или лигурско-романскую подгруппу> , каталанский) , гасконской (гасконский язык близок иберо- и франко-романским, но возник на особом субстрате).
Ученые выделяют два этапа развития балкано-романских языков.
Первый длился с 1 по 7 вв. н.э., когда происходило развитие дунайской латыни (romana comuna, romana primitiva, staromana, protor omana) , образовавшейся в результате перехода местных фрако- и славяноязычных народов на латинский язык.
На
карте распространения языков в 6 в. видно, что территория, занятая романизированными даками, была ограниченной - между Южными и Восточными Карпатами, и постепенно сокращалась за счет славянской экспансии. Более распространенным был далмато-романский язык романизированных иллирийцев.
Предположительно в 8 веке нашей эры начался распад
romana comuna на две зоны: северную и южную. Хотя некоторые ученые полагают, что единой дунайской латыни не существовало: языки и диалекты развивались автономно и независимо, и имеют общие черты лишь потому, что сформировались на однородном этническом субстрате. Северная граница распространения romana comuna лежала у Западных Карпат, южная - у Стара-Планины (Балкан).
Второй период (7-9 вв.) - время сильного венгерского и славянского влияния. Причем славянское влияние, как правило, болгарское. Югославские языки сохранили древнеславянские звукосочетания /тж/ и /дж/, а в болгарском они перешли в /ст/ и /зд/ (т.н. линия Е. Петровича - изоглоссы /ст/ и /зд/ - проходящая по границе Сербии и Болгарии, и разделяющая эти два языка) . Многие славянские заимствования в балкано-румынских имеют именно болгарскую форму: "праща (рус.) - праста (болг.) - прача (сербскохорватское) - prastie (дако-рум.) - prast"e (истро-рум.)" . Линия Константина Жиречека разделяет балканские языки на зоны греческого и латинского влияния, она проходит по хребту Стара-Планина. Балкано-романские языки, албанский, сербскохорватский, словенский входят в сферу влияния латыни, а болгарский (и его диалект - македонский - в зону греческого влияния). Процент совпадения фонетических систем романских языков с латинской (в таблице указаны не все фонемы, а только присутствующие не во всех языках).

Фонема

Порт.

Исп.

Франц.

Итал.

Румын.

Латин.

/ш/

/дж/

/ч/

/х/

/ц/

/ж/

носовые

40 %

70 %

30 %

60 %

40 %


ИТАЛО-РОМАНСКАЯ ПОДГРУППА
==============================================================

ї Истриоты (истрийцы).
До недавнего времени истриоты считались потомками романизированных ретов и включались в ретороманскую группу, а иногда считались этнической группой итальянцев. Некоторые ученые считали их потомками северных далматинцев. Сейчас, основываясь на оригинальных чертах внутренней структуры истриотского языка, принято рассматривать истриотов как отдельный народ, говорящий на языке, принадлежащем к итало-романской подгруппе. Истриоты являются потомками романизированных племен, живших на полуострове Истрия и прилегающих районах. Этими племенами могли быть с равной долей вероятности, как иллирийцы или венеты, так и реты (3-1 вв. до н.э.), говорившие на языке, близком к этрусскому. Не исключено, что в этнос истриотов влились славянские племена хорутан в середине I тыс. н.э.
В 1950-ых годах язык фиксировался только в 4 селах из 8 исторически истриотских - Ровине, Водняне, Бале и Галижано. В 1980-ых остатки речи засвидетельствованы только в Ровине и Водняне. Отмечено несколько говоров:
своеобразный диньянский, ровинский, галлезанский, пиранский и пульский (имеет значительный венетский субстрат), говор села Валле, фезанский говор . Из них "живыми" являются только первые два.
Всего истриотами себя считают менее 1 тыс. чел. на ю.з. побережье п-ова Истрия. Часто отождествляются с истро-румынами. Католики. Антропологически их можно отнести к т.н.
адриатическому типу (смешанному динарско-средиземноморскому). (см. хорваты ).
Фрагмент текста на истриотском языке:
"Salve, o Regeina, mare de mi/aricuordia, veita, dulcisa e sparansa, salve: A Tei femo ricurso nui suspiremo, dulenduse, piurando in sta val da lagrame" .

==============================================================
ДАЛМАТО-РОМАНСКАЯ ПОДГРУППА
=============== ===============================================

ї Далматинцы.
Далмация - область на восточном побережье Адриатического моря, захватывающая горы Велебит и Динары. Название местности происходит от иллирийского "delm" - "овца" . До н.э. здесь жили иллирийцы, которые в начале н.э. подверглись романизации, а вскоре их основная часть была славянизирована. До 7 в. н.э. на далмато-романском языке говорили почти на всей территории запада Балканского полуострова. Отдельные островки носителей далматинского языка сохранялись до конца 19 века на всем побережье Адриатики и островах. Достоверно известно о далматинской речи в городах: Велья (Крк), Оссеро, Арбе, Задар, Трогир, Сплит, Дубровник (Рагуза), Котар.
Говорить о едином "далматинском языке" нельзя - таким термином называют совокупность говоров, которые являлись результатом независимого развития латыни на восточном побережье Адриатики. Термин был предложен М. Бартоли в 1906 году, до этого в ходу было понятие "вельотский язык". Нельзя таким образом говорить о "далматинском народе".
Далматинские говоры имеют много общих элементов с балкано-романскими, но грамматика - итало-романская. Ученый К. Тальявини классифицирует эти говоры, как смешанные (или переходные) и тяготеющие к итало-романской подгруппе.
По ряду критериев
(произношение латинских букв "с" и "g" перед "i", структурные отличия) говоры делятся на 3 зоны: северная (вельотская) - просуществовала до конца 19 века на острове Крк (Велья); центральная - имела место в городе Задар в 11-15 вв.; южная (рагузанская) - говоры этой зоны использовались в 13-15 вв. в городах Рагуза и Котар.
Фрагмент текста на далмато-романском языке:
" ?na krestom?tia da la langa neodalm?tika ku ?na deskripsi?n gramatik?l da la l?nga , ku ?na glos?ra , e ku des t?kstas , t?ti ku traduksi?nes in - a l a langa engl?za " .
В настоящее время входят в этнос хорватов и в большинстве своём славянизированы.
Антропологически -
адриатический расовый тип (см. хорваты ).

== ============================================================
БАЛКАНО-РОМАНСКАЯ ПОДГРУППА
==============================================================
Северная общность

ї Румыны (romana) и молдаване (moldova).
Потомки романизированных фракийских племен (даки, геты, трибалы, мезы, бессы и др.). Римское владычество было недолгим и выразилось лишь в замене фракийских диалектов дунайской латынью (romana comuna ). Фракийские племена (около 200 этнонимов) были очень многочисленны, хотя и жили на не очень большой территории: на Нижнем Дунае (мёзы и трибалы - к югу; даки и геты - к северу), Южных и Восточных Карпатах (бессы), юго-востоке Балканского полуострова (одрисы и фракийцы), незначительная часть вместе с родственными фригийцами - на с.з. Малой Азии (мисийцы). По некоторым версиям, причерноморские киммерийцы и тавры были смешанным адыго-фракийским народом. Основные упоминания о фракийцах относятся к 6-3 вв. до н.э. Существовала культурная разница между северными и южными фракийцами. Более продвинутыми были даки и геты. Раб Спартак был фракийцем. Фракийцем также был легендарный Гордий ("гордиев узел"). В 5 в. существовало мощное государство Одрисов. Во 2 в. до н.э. на Дунай проникли кельты. С дако-гетами контактировали язиги и роксоланы - иранские племена. В 1 в. до н.э. гет Буребиста объединил дако-гетские земли в государство, попутно завоевав часть альпийских земель. Притязания дако-гетов на Мёзию, принадлежащую Риму привели к разрушению Дакии в 106 году н.э. Тогда же был разрушен город Сармизегетуса (нынче Грэдиштя-Мунчелулуй) - столица Дакии. В первые века н.э. дако-геты подверглись романизации. Они жили на небольшой территории к северу от Дуная. В 275 Дакия была захвачена готами. С 4 в. н.э. в Добрудже обосновались скифы. В 6 веке на Дунай начали проникать славяне, а затем - новая волна кочевников (булгар). Но они занимали места на реке Тиса и горах Стара-Планина, минуя валашские земли. В этот же период началось валашское освоение рек Прут и Днестр (т.н. Бессарабии - по имени фракийского племени бессов), и ассимиляция местного славянского населения (уличей и тиверцев). Германский элемент выразился в присутствии готов, бастарнов, скиров, тайфалов. В 9 веке в Карпатах появились венгры, они осели в Паннонии, а часть из них захватила Трансильванию, где жили валахи. Тесное соседство с венграми привело к появлению в языке валахов многих венгерских заимствований. В 1500 году уже существовали княжества Валахия (в Южных Карпатах) и Молдавия (к западу и востоку от реки Прут) с населением, говорившем на дако-румынских диалектах. В Новое время, в Трансильванию стали проникать германские переселенцы, которые занимались горняцким делом.
Язык: румыны и молдаване используют одну и ту же литературную форму дако-румынского языка, который зовется в каждом конкретном случае по-разному (в Молдавии - молдавским, в Румынии - румынским, в научной литературе - дако-румынским).
Количество общей лексики у румынского с другими языками романской группы: с итальянским - 77 %, с с французским - 75 %, сардинским - 74 %, с каталонским - 73 %, с рето-романскими - 72 %, с португальским - 72 %, с испанским - 71 %.
Диалекты дако-румынского языка:
.
банатский диалект (ю.з. Румынии)
. кришанский диалект (с.з. Румынии) - имеет много говоров.
.
мунтянский (валашский) диалект - литературный (Южные Карпаты, Добруджа, юг Румынии по Дунаю, Болгария, автономия Воеводина в составе Сербии).
.
молдавский диалект (с.в. Румыния, Молдова, Буковина - Черновицкая область Украины, север Добруджи)
- буковинский вариант (граница Украины и Румынии)
- молдавский вариант (литературная форма близка литературной форме румынского языка, отличается лишь графическим отображением) - различают северо-западные, северо-восточные, центральные и юго-западные говоры. 40 % слов имеют славянские корни.
.
марамурешский диалект (север Румынии, Восточные Карпаты)
.
трансильванский диалект (группа говоров между Восточными и Западными Карпатами)
.
переходные диалекты: добруджанский, баяшский (на нем в основном говорят цыгане, проживающие в Румынии, этот диалект развился из банатского с сильным влиянием венгерского и цыганского), олтеншский (Нижняя Валахия)
Фонетические особенности румынского языка: различение латинских /?/ и /?/, переход "an > Нn" перед гласным и согласным, а также "am + согласный > Нm" (за исключением слов славянского происхождения), возникновение нового морфологического чередования гласных (tot - "весь", toat? - "вся"). Противопоставление палатализованных и непалатализованных согласных; специфичен переход интервокального "l > r"; наблюдается лабиализация "qu > р, qu > b". Особое развитие имеют сочетания согласных с последующим /i/, например "t + i > ? [ц]"; "d+ i > dz > z". Типологически румынский язык имеет много общего с другими языками Балканского полуострова : утрата инфинитива, описательная форма будущего времени, наличие постпозитивного артикля ; формы числа и рода существительных, прилагательных, местоимений, система спряжения сохраняют, в основном, морфологические черты народной латыни. Числительные от 11 до 19 образуются по славянской модели. В лексике много славянских и греческих заимствований. Письменные памятники на румынском языке известны с 16 в. (переводы старославянских церковных текстов и деловых документов). Формирование литературного румынского языка произошло в 19 в. Кириллическая графика в 19 в. была заменена латинским алфавитом. В молдавском языке-диалекте она сохранилась.
Религия: молдаване - православные, румыны - православные и католики.
Окончания фамилий: молдаване <Пеленягрэ, Ротару> (-рэ, -ру), румыны <Колонеску, Денусяну, Пушкариу, Тородан, Капидан> (-еску, -яну, -иу, -ан).
Антропология изучена недостаточно хорошо.
Известно, что молдаване Молдавии в большинстве своем относятся к т.н.
прутскому кластеру северо-понтийского типа , который часто называется нижнедунайским . Более подробная статья об этих типах -- в разделах про славян.
Буковинские молдаване вместе с гуцулами и большей частью румын (35 % - центр, север) относятся к
динарскому расовому типу . Это потомки даков, иллирийского народа, в какой-то исторический период времени перешедшего на язык фракийской группы.
Южные и восточные румыны (25 %) вместе с северными болгарами объединяются в
нижнедунайский расовый тип , который сочетает в себе черты динарского и понтийского, но при этом нижнедунайцы незначительно отличаются от представителей адриатического типа (динарско-средиземноморский микс) и византийского. По мнению Бунака, нижнедунайский тип - это особая ветвь европеоидной расы: форма черепа - средиземноморская (понтийская), черты лица и телосложение - динарские.
Альпийский
тип в Румынии встречается повсеместно в пропорции 10 % - потомки кельтских поселенцев.
В центральных районах Румынии не редки представители
нордического типа (3 % - в Трансильвании).
В северо-восточной части Румынии и в Молдавии представлены
восточно-европейские элементы (20 % общего числа румын).
В пограничных динарско-восточно-европейских и динарско-нордических областях встречаются представители
норикского типа (7 %).
Северные и западные румыны выше и брахикефальнее (указатель - 84-87 против 80) южных румын и молдаван. Размер головы варьируется не сильно: самая большая голова у западных румын, смешанных с венграми, и у молдаван в зоне контакта с гагаузами. Пигментация у нижнедунайцев очень темная, волосяной покров развитый.
Понтийский компонет нижнедунайского типа (основного расового типа фракийцев) можно вывести, как из контактов фракийцев с выходцами из Малой Азии или Северного Кавказа (в частности, ашуйской группы), так и из того, что фракийцы представляют собой смешение
древнего дунайского типа (к которому принадлежали индоевропейцы западной ветви) с динарцами . Антропологические характеристики древних дунайцев (официально - тип средиземноморской ветви) были следующими: низкий рост, высокое лицо, широкий нос, мезокефалия. ї Истро-румыны
Иногда отождествляются с истриотами. Ведут происхождение от романоязычных пастухов (мавровлахов, морлаков, чичей, ускоков), кочевавших с 10 по 14 вв. по Югославии и переселившихся в 15-16 вв. из Северной Далмации в Истрию, Словению, Каринтию. Они откололись от восточных дако-румын, романизированных гетов (Добруджа), до венгерского вторжения и их язык не имеет венгерских заимствований. В истро-румынском также сохранились сочетания / cl -/ и / gl -/, которые в дако-румынском они перешли в / k / и / g /. После закрепления на острове Истрия они адсорбировали новых переселенцев - арумын и банатцев. Многие были ассимилированы славянами, на что указывают многочисленные параллели между истро-румынским и сербскохорватским.
До 19 века они жили т.ж. в Триесте и на о. Крк.
Язык представляет собой совокупность говоров, не имеющих наддиалектной формы. 65 % слов заимствованы из латинского языка, морфология близка сербскохорватской, ранние славянские заимствования почти все из болгарского. Истро-румынский считается смешанным славяно-романским языком.
. ж
еянский (северный) говор - горы на с.в. Истрии
.
южные говоры (Носело, Сукодру, Бэрдо, Летай)
.
сушневицкий говор
Адриатический расовый тип
(высокий рост, относительно светлая пигментация волос и глаз, высокий выступающий нос, узкое лицо, суб- и брахикефалия, пропорциональное тело). (см. хорваты ). Около 1 млн. человек в нескольких селах восточной части полуострова Истрия в Словении. Католики.

Южно-дунайская общность

ї Аромуны (арумыны, куцовлахи, влехи, цинцары, каракачаны, македо-румыны).
Аромунами называют группу племен, говорящих на говорах, объединенных на основе структурных признаков и не имеющих наддиалектной формы. Упоминаются с 10 в. н.э. В 13-14 вв. в Эпире существовали арумынские государственные образования.
Существуют переходные мегленитско-арумынские говоры, что указывает на близкое происхождение этих народов.
. пиндцы (самые многочисленные) - Салоники, Пинд, Македония.
- субэтнос жителей горы Олимп
. грамостяне - граница Албании и Греции. После разрушения села Грамосте в 18 веке турками, они расселились в Македонии и на ю.з. Балкан.
. фаршероты - село Фрашери в Албании, откуда они расселились на восток и Эпир, Македонию и Салоники
- субэтнос мюзекеров на побережье Адриатики а Албании
. москопольцы - село Москополье было разрушено албанцами, в 18 веке они выехали в Македонию и Салоники
Ученые М. Караджиу и Мариоцяну делят аромунские говоры на
F -диалекты (фаршеротский и мюзекерский) и A -диалекты (все остальные).
По классификации Т. Папахаджи и Т. Купидаиу различают:
.
северные говоры: - фаршеротский и мюзекерский; - москопольский; - говоры, близкие меглено-румынскому языку (1. бяла-де-суе и бяла-де-жос, 2. гопеш и муловиште)
.
южные говоры: - пиндский, - грамостянский, - олимпский
Ученый Т. Капидан полагает, что пиндские арумыны - романизированные арумынами албанцы. По другой версии, пиндцы - потомки даков и бессов (Бессарабия), переселившихся, сначала под давлением восточных славян на реку Сава (приток Дуная) в Боснии, а потом - на юг, в Эпир и Македонию.
Численность: 1,5 млн. чел.; из них 60 тыс. - в Албании, 50 тыс. - в Пинде (Греция), остальные - в Болгарии, Сербии, Македонии. Слабое этническое самосознание, нет стремления к созданию автономий. Делятся на племенные ветви -
рамури и тульпии , которые не всегда совпадают с диалектным членением. По религии - православные.
Антропологически выделяются пиндцы - альпийский тип, остальные арумыны - нижнедунайского и византийского типов.
ї Меглено-румыны (меглениты).
Под термином меглениты подразумевают племена, говорящие на совокупности говоров, близких структурно. Название предложено Г. Вейгандом.
. северные говоры (Македония)
. центральные говоры (Греция: Люмницы, Купы, Ошини, Барислава, Лундзини). Лундзинский отличается переходом /ц/ в /с/.
. цернарекинский говор (близок нескольким говорам аромунского).
Были открыты довольно поздно ученым Вейгандом, который заметил, что говоры области Меглен в Македонии представляют собой отдельную ветвь балкано-романских языков. Он также предположил, что меглениты - потомки валахов, которые в 12 веке участвовали в создании Болгаро-Валашского государства. В качестве альтернативы лингвист предлагал версию, согласно которой меглениты - потоки романизированных печенегов (10 в.). О. Денусяну считал мегленитов потомками дако-румынских колонистов. Свою теорию он подкреплял лингвистическими исследованиями, которые показывали, что дако-румынский и мегленитский языки противостоят арумынскому. Очевидно, что меглениты испытали греческое влияние, но сохранили структуру числительных, как в латинском. В дако-румынском и арумынском числительные строятся по славянской модели.
Сходства мегленитского и дако-румынского, их различие с арумынским.
Двадцать:
daozots (меглен.) - douazeci (дако-рум.) - yingits (арум.) - (сравни франц. vingts ) и т.п.
меглен. дако-рум. арум . русс .
antsileg arzint drum floari friguri frik kriel lek mos nas pimint skimp timp trimet utsit vink inteleg argint drum floare friguri frig crier leac mos nas pami nt schimb timp trimet ucid inving (prindu, duk"escu) (asime) (kale) (lilitse) (hiavro) (coare) (moduo, minte) (yatrie) (aus) (nare) (loc) (aleksesku) (k"ero, an) (pitrek) (vatom) (nik"isesku) интеллект серебро дорога сливки лихорадка мороз голова (?) снадобье
нос
вахта время бить
Через некоторое время Денусяну изменил точку зрения и пришел к выводу, что меглениты - выходцы с запада Румынии, из Бихора, откуда были вытеснены венграми.
Параллельно существовала теория С. Пушкариу и Т. Капидана. Они считали мегленитов потомками романизированных мёзов и трибалов, живших южнее Дуная. И приводили свои лингвистические схождения и расхождения между дако-румынским, с одной стороны, и с другой - мегленитским и арумынским.
В настоящее время принято считать мегленитов потомками романизированных мёзов, живших к югу от Дуная, единым этномассивом с арумынами. Предки арумын покинули Дунай в 10-11 вв., а предки мегленитов ушли позже - в 13 веке. Меглениты восприняли ряд черт из болгарского языка, которых нет в арумынском. В частности, переход /
a , i / в / o / появился в болгарском с 12 века.
Численность - 20 тысяч человек в Греции к северо-востоку от Салоник и в Македонии. Религия - православные. Антропология -
византийский тип (см.

Индоевропейская языковая семья - самая распространенная в мире. На относящихся к ней языках говорят более 2,5 млрд человек. Она включает современные славянскую, романскую, германскую, кельтскую, балтийскую, индоарийскую, иранскую, армянскую, греческую и албанскую языковые группы.

Многие древние индоевропейцы (индо-иранцы, например) были кочевниками и могли пасти свои стада на огромных пространствах, передавая свой язык местным племенам. Ведь известно, что язык кочевников часто становится своеобразным койне в местах их кочевий.

Славянские народы

Крупнейшая в Европе этноязыковая общность индоевропейского происхождения - славяне. Археологические данные указывают на формирование ранних славян в области между Верхним Днестром и бассейном левых притоков Среднего Днепра. В этом регионе найдены самые ранние памятники (III–IV вв.), признанные достоверно славянскими. Первые упоминания славян встречаются в византийских источниках VI в. Ретроспективно эти источники упоминают о славянах в IV в. Когда праславянская народность выделилась из общеиндоевропейской (или промежуточной балтославянской), достоверно неизвестно. По разным данным, это могло произойти в очень широком временном диапазоне - от II тыс. до н.э. до первых веков н.э. В результате миграций, войн и другого рода взаимодействий с соседними народами и племенами славянская языковая общность распалась на восточную, западную и южную. В России представлены преимущественно восточные славяне: русские, белорусы, украинцы, русины. Русские при этом составляют абсолютное большинство населения Российской Федерации, украинцы являются третьим по численности народом страны.

Восточные славяне были основным населением средневековых Киевской Руси и Ладожско-Новгородской земли. На основе восточнославянской (древнерусской) народности к XVII в. сформировались русский и украинский народы. Формирование белорусского народа завершилось к началу XX в. Вопрос о статусе русинов как отдельного народа до сего дня является спорным. Некоторые исследователи (особенно на Украине) считают русинов этнической группой украинцев, а само слово «русины» - устаревшим названием украинцев, применявшимся в Австро-Венгрии.

Экономической основой, на которой исторически формировались и развивались в течение веков восточнославянские народы, были сельскохозяйственное производство и торговля. В доиндустриальный период у этих народов сложился хозяйственно-культурный тип, в котором преобладало пашенное земледелие с культивированием злаковых (ржи, ячменя, овса, пшеницы). Другие хозяйственные занятия (домашнее животноводство, пчеловодство, огородничество, садоводство, охота, рыбная ловля, сбор дикоросов) имели важное, но не первостепенное значение в обеспечении жизни. До XX в. почти все необходимое в крестьянском хозяйстве русских, украинцев и белорусов производилось самостоятельно - от домов до одежды и кухонных принадлежностей. Товарная ориентация в сельскохозяйственной отрасли накапливалась постепенно, и в первую очередь за счет помещичьих хозяйств. Ремесла существовали как в виде подсобных домашних промыслов, так и в виде специализированных производств (железоделательных, кузнечных, гончарных, солеваренных, бондарских, углежогских, прядильных, ткацких, кружевных и т.п.).

Очень важным элементом хозяйственной культуры восточнославянских народов традиционно было отходничество - заработки крестьян на чужбине, вдалеке от родной деревни: это могла быть работа в крупных помещичьих хозяйствах, в артелях мастеровых, в шахтах, на лесозаготовках, труд в качестве странствующих печников, лудильщиков, портных и т.п. Именно из отходников постепенно формировались людские ресурсы городского промышленного производства. С развитием капитализма в конце XIX - начале XX в. и далее, в процессе советской индустриализации, усиливался отток людей из деревни в город, росла роль промышленного производства, непроизводственных сфер деятельности, национальной интеллигенции.

Преобладающий тип традиционного жилища у восточных славян различался в зависимости от местности. Для русского, белорусского, североукраинского жилища основным материалом было дерево (бревна), а типом строения - срубная наземная пятистенная изба. На севере России часто встречались срубные дома: дворы, в которых под одной крышей были объединены разные жилые и хозяйственные постройки. Для южнорусского и украинского сельского жилища характерно сочетание дерева и глины. Распространенным типом строения была хата: мазанка - из плетня, обмазанного глиной и побеленного.

Семейный уклад восточнославянских народов до начала XX в. характеризовался распространением двух типов семьи - большой и малой, с частичным преобладанием той или иной в разных местностях в разные исторические эпохи. С 1930-х гг. наблюдается почти повсеместный распад большой семьи.

Важным элементом социального устройства русского, белорусского и украинского народов в период пребывания их в составе Российской империи было сословное деление. Сословия различались специализациями, привилегиями, обязанностями, имущественным положением.

И хотя в некоторые периоды наблюдалась определенная межсословная мобильность, в общем случае пребывание в сословии было наследственным и пожизненным. Некоторые сословия (например, казачество) стали основами для появления этнических групп, в среде которых сейчас только и сохраняется память о сословной принадлежности предков.

Духовная жизнь русских, украинцев, белорусов и русинов богата и разнообразна. Особую роль играет православие с элементами народной обрядности. Распространены также католицизм (в основном греческого обряда - среди украинцев и русин), протестантизм и др.

Южные славяне формировались в основном на Балканском полуострове, тесно взаимодействуя с византийцами-ромеями, потом с турками. Нынешние болгары - результат смешения славянских и тюркских племен. К современным южным славянам также относят македонцев, сербов, черногорцев, хорватов, боснийцев, словенцев, горанцев.

Религия большинства южных славян - православие. Хорваты преимущественно католики. Большая часть боснийцев (муслимы, босняки), горанцы, а также помаки (этническая группа) и торбеши Аллегория Руси (этническая группа) - мусульмане.

Район современного проживания южных славян отделен от основного славянского ареала неславянскими Венгрией, Румынией и Молдавией. В России в настоящее время (согласно переписи 2002 г.) из южных славян проживают болгары, сербы, хорваты, черногорцы.

Западные славяне - это кашубы, лужицкие сорбы, поляки, словаки и чехи. Их родина - в Польше, Чехии, Словакии, отдельных районах Германии. Некоторые языковеды относят также к западнославянским диалект паннонских русинов, живущих в сербском крае Воеводина.

Большинство верующих западных славян - католики. Встречаются также православные, протестанты.

В России из западных славян живут поляки, чехи, словаки. В Калининградской области, Санкт-Петербурге, Москве, Республике Коми, Краснодарском крае есть довольно большие польские общины.

Армяне и хемшилы

Особняком в индоевропейской семье языков стоит армянский язык: в армянскую языковую группу входят только он и несколько его диалектов. Формирование армянского языка и соответственно армянского народа, происходило в IX–VI вв. до н.э. в рамках государства Урарту.

На армянском языке в России говорят два народа: армяне и родственные им хемшилы (амшенцы). Последние происходят из армянского города Амшен (Хемшин) в Понтийских горах.

Хемшилов часто называют армянами-мусульманами, однако северные амшенцы, переселившиеся на территории нынешних Краснодарского края и Адыгеи еще до исламизации своих соплеменников, принадлежат, как и большинство армян, к христианской (дохалкидонской) Армянской Апостольской церкви. Остальные хемшилы - мусульмане-сунниты. Среди армян встречаются католики.

Германские народы

К народам германской языковой группы в России относят немцев, евреев (условно) и англичан. Внутри западногерманского ареала в I в. н.э. выделялись три группы племенных диалектов: ингвеонская, иствеонская и эрминонская. Переселение в V–VI вв. части ингвеонских племен на Британские острова предопределило развитие в дальнейшем английского языка.

На континенте продолжали формироваться немецкие диалекты. Формирование литературных языков завершилось в Англии в XVI–XVII вв., в Германии в XVIII в. Возникновение американской версии английского языка связано с колонизацией Северной Америки. Идиш возник как язык ашкеназских евреев в Центральной и Восточной Европе в X–XIV вв. на основе средненемецких диалектов с обширными заимствованиями из древнееврейского, арамейского, а также из романских и славянских языков.

В религиозном отношении среди российских немцев преобладают протестанты, католики. Евреи в большинстве - иудаисты.

Иранские народы

Иранская группа включает в себя не менее тридцати языков, на которых говорят десятки народов. В России представлены не менее одиннадцати иранских народов. Все языки иранской группы так или иначе восходят к древнеиранскому языку или группе диалектов, на которых говорили праиранские племена. Около 3–2,5 тыс. лет до н.э. диалекты иранской ветви начали отделяться от общего индоиранского корня. Праиранцы в эпоху общеиранского единства обитали на пространстве от современного Ирана до, вероятно, юга и юго-востока теперешней европейской части России. Так, на иранских языках Скифо-сарматской группы говорили скифы, сарматы и аланы. Сегодня на единственном живом языке скифской подгруппы говорят осетины. Этот язык сохранил отдельные черты древнеиранских наречий. Языки персов и таджиков относятся к собственно персидско-таджикской подгруппе. Курдский язык и курманджи (язык езидов) - к курдской подгруппе. Пушту - язык афганцев-пуштунов - более близок к индийским языкам. Язык татов и язык джугурди (диалект горских евреев) очень похожи друг на друга. В процессе формирования они подверглись существенному влиянию кумыкского и азербайджанского языков. Язык талышей тоже подвергся влиянию азербайджанского. Собственно талышский язык восходит к азери - иранскому языку, на котором говорили в Азербайджане до его захвата турками-сельджуками, после чего большая часть азербайджанцев перешла на тюркский язык, который сейчас и называют азербайджанским.

Говорить об общих чертах в традиционном хозяйственном комплексе, обычаях и духовной жизни разных иранских народов почти не приходится: слишком давно они живут вдалеке друг от друга, слишком много испытали на себе очень разных влияний.

Романские народы

Романские языки называются так, потому что восходят к латыни - языку Римской империи. Из романских в России наибольшее распространение имеет румынский, вернее - его молдавский диалект, считающийся самостоятельным языком. Румынский - язык жителей древней Дакии, на землях которой находятся современные Румыния и Молдавия. До романизации Дакии там жили племена гетов, даков, иллирийцев. Затем 175 лет эта область была под римским владычеством и подверглась интенсивной колонизации. Римляне ехали туда со всех концов империи: кто-то мечтал выйти в отставку и занять свободные земли, кого-то отправляли в Дакию как в ссылку - подальше от Рима. Вскоре почти вся Дакия говорила на местном варианте народной латыни. Но с VII в. большую часть Балканского полуострова занимают славяне, и для валахов, предков румын и молдаван, начинается период славяно-романского двуязычия. Под влиянием Болгарского царства валахи принимают в качестве основного письменного языка старославянский и пользуются им до XVI в., когда появляется наконец собственно румынская письменность на основе кириллицы. Румынский алфавит на основе латиницы был введен только в 1860 г.

Жители находившейся в составе Российской империи Бессарабии продолжили писать на кириллице. До конца XX в. молдавский язык находился под сильным влиянием русского.

Основные традиционные занятия молдаван и румын - до XIX в. скотоводство, потом пашенное земледелие (кукуруза, пшеница, ячмень), виноградарство и виноделие. Верующие молдаване и румыны в основном православные. Встречаются католики и протестанты.

Родина других романоязычных народов, представители которых встречаются в России, - дальнее зарубежье. На испанском (называемом также кастильским) языке говорят испанцы и кубинцы, на французском - французы, на итальянском - итальянцы. Испанский, французский и итальянский языки сформировались на базе народной латыни в Западной Европе. На Кубе (как в других странах Латинской Америки) испанский язык закрепился в процессе испанской колонизации. Большая часть верующих среди представителей этих народов - католики.

Индоарийские народы

Индоарийскими называют языки, восходящие к древнеиндийскому. В большинстве это языки народов Индостана. Так же к этой группе языков относят так называемый романы чиб - язык западных цыган. Цыгане (рома) - выходцы из Индии, но их язык развивался в изоляции от основного индоарийского ареала и сегодня существенно отличается от собственно индостанских языков. По жизненному укладу цыгане ближе не родственным им по языку индийцам, а скорее среднеазиатским цыганам. К последним относят этнические группы люли (джуги, мугат), согутарош, парья, чистони и кавол. Они говорят на диалектах таджикского пополам с «лавзи мугат» (особое арго на основе арабского и узбекского языков с вкраплениями индоарийской лексики). Группа парья, кроме того, сохраняет для внутреннего общения собственный индоарийский язык, существенно отличающийся как от индостанских языков, так и от цыганского. Исторические данные говорят о том, что, вероятно, люли попали в Среднюю Азию и Персию из Индии во времена Тамерлана или раньше. Непосредственно в Россию часть люли перебралась в 1990-е гг. Западные же цыгане из Индии попали в Египет, потом долго были подданными Византии и жили на Балканах, а на территорию России пришли в XVI в. через Молдавию, Румынию, Германию и Польшу. Рома, люли, согутарош, парья, чистони и кавол не считают друг друга родственными народами.

Греки

Отдельную группу внутри индоевропейской семьи составляет греческий язык, на нем говорят греки, но условно к греческой группе относят также греков-понтийцев, многие из которых русскоязычны, и приазовских и цалкских греков-урумов, говорящих на языках тюркской группы. Наследники великой античной цивилизации и Византийской империи, греки попадали в Российскую империю разными путями. Одни из них - потомки еще византийских колонистов, другие эмигрировали в Россию из Османской империи (эта эмиграция была почти непрерывной с XVII по XIX в.), третьи стали российскими подданными, когда к России отошли некоторые земли, принадлежавшие ранее Турции.

Балтийские народы

Балтийская (летто-литовская) группа индоевропейских языков родственна славянской и когда-то, вероятно, составляла с ней балто-славянское единство. Живых балтийских языков два: латышский (с латгальским диалектом) и литовский. Дифференциация между литовским и латышским языками началась в IX в., тем не менее они еще долго оставались диалектами одного языка. Переходные диалекты существовали как минимум до XIV–XV вв. Латыши долгое время мигрировали на русские земли, спасаясь от немецких феодалов. С 1722 г. Латвия находилась в составе Российской империи. С 1722 по 1915 г. в составе России находилась и Литва. С 1940 по 1991 г. обе эти территории пребывали в составе СССР.