Начальная форма глагола с шипящими на конце. Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих

Мягкий знак - одна из тех букв, которые нередко заставляют пишущего испытывать затруднения в выборе правильного варианта написания. Тем более что с ним связано несколько видов орфограмм. Попробуем разобраться с одной из них.

Зачем нужен мягкий знак?

Мягкий знак не обозначает никакого звука. Тем не менее он достаточно часто используется нами на письме.

Мягкий знак в русском языке никогда не используется после гласной, Й или в начале слова.

Мягкий знак выполняет три основные функции :

  • обозначает мягкость согласных в середине перед согласными и на конце слова (смягчающий знак ).
  • указывает на то, что Е, Ё, Ю, Я после согласного обозначают два звука; также «разделяет» согласный и следующий за ним И, иногда О (разделительный знак ).
  • помогает определить грамматические признаки слова (после шипящих на конце слова - грамматический знак ).

Именно о правописании мягкого знака после шипящих мы сейчас и поговорим.

Зачем нужен мягкий знак после шипящих?

Так зачем же мы пишем мягкий знак поле шипящих на конце слов? Ведь разделять он ничего не может (после него нет гласной).

Не может он выполнять и смягчающую функцию: все шипящие либо всегда мягкие (зачем им еще и мягкий знак?), либо всегда твердые (и мягкий знак изменить это положение не в силах).

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте понаблюдаем за словами.

Предположим, существуют такие слова: чучь, мяш и пинь . Это существительные. Можем ли мы определить их род и склонение?

Мы можем с уверенностью сказать, что слово «чучь» женского рода 3 склонения, а «мяш» – мужского рода 2 склонения. Про «пинь» же сказать ничего невозможно. Почему? Потому что мы знаем: только в существительных женского рода 3 склонения после шипящих на конце пишется мягкий знак. А после других букв - не шипящих - он может писаться и в 3-м склонении (степь), и во 2-м (конь). И это объяснимо: после других, парных по твердости - мягкости, согласных мягкий знак обозначает мягкость, а не грамматическую категорию.

Мягкий знак сам по себе не может являться окончанием слова, хотя и стоит на конце; он может входить в состав окончания (-ешь, -ишь) или корня (мышь, запечь, отрежь, настежь).

Правила

Правописание мягкого знака после шипящих на конце зависит от части речи. Поэтому прежде чем писать или не писать Ь, надо определить, какая часть речи перед нами. Часть правил, связанных с этим вопросом, изучается в начальной школе (мягкий знак на конце существительных и в глаголах 2 лица единственного числа), часть - в 5 классе (написание кратких прилагательных), часть - в 6 классе (глаголы повелительного наклонения) и, наконец, наречия и частицы рассматриваются в 7 классе.

Итак, мягкий знак на конце после шипящих пишется :

  • В существительных 3 склонения: дочь, сушь, пустошь, помощь.
  • В глаголах 2 лица единственного числа, в повелительном наклонении и в неопределенной форме - то есть везде, где мягкий знак может оказаться на конце слова после шипящей: прилечь, узнаешь, назначь.
  • В наречиях (исключения: Уж замуж невтерпёж): навзничь, наотмашь, прочь.
  • В некоторых частицах: лишь, вишь, бишь.

Мягкий знак в глаголах сохраняется перед -ся или -те: назначьте, испечься, расстанешься .

Мягкий знак не пишется :

  • В существительных 2 склонения: малыш, плащ, плач.
  • В существительных 1 и 2 склонения во множественном числе родительном падеже: туч, плеч, рощ.
  • В кратких прилагательных: могуч, живуч, линюч.
  • В наречиях, являющихся исключениями: уж замуж невтерпеж.

Буква ь пишется для обозначения мягкости парного согласного в конце слов, например: голубь, оставь, тетрадь, грязь, жаль, семь, конь, кухонь, яблонь, насыпь, зверь, раскрась, пить, верфь .

Буква ь , которой кончается первая часть сложного или сложносокращенного слова, пишется для обозначения мягкости согласного перед любой буквой, гласной или согласной, начинающей вторую часть, например: сельисполком, сельсовет, утильсырьё, костьутиль, грабьармия, четвертьвековой, четвертьфинал, Дальэнерго, Связьинвест, Тюмень?нефть .

Для обозначения мягкости парного согласного перед согласными буква "ь" пишется в следующих случаях

1. После буквы л перед любым согласным, кроме л , например: пальба, львиный, фольга, льдина, скользить, несколько, ни бельмеса, спальня, внимательно, скальпель, вальс, пальтишко, льстить, апрельский, альфа, ольха, зеркальце, мальчик, больше, польщённый .

Между двумя л мягкий знак не пишется, например: гулливый .

?ск? согласный л перед суффиксом – мягкий, поэтому после л пишется ь , напр.: сельский, уральский, барнаульский . Однако в некоторых прилагательных, образованных от нерусских собственных географических названий, сохраняется твердый л , и поэтому ь не пишется, например: кызылский, ямалский (наряду с вариантами кызыльский, ямальский ).

2. После других согласных букв:

а) перед буквами, передающими твердые согласные, например: резьба, возьму, раньше, нянька, письмо, просьба, весьма, науськать, ведьма, свадьба, тьма, молотьба, тьфу ;

В большинстве прилагательных с суффиксом ?ск? согласные н и р перед суффиксом – твердые, поэтому ь в них не пишется, например: конский, казанский, тюменский, рыцарский, январский, егерский . Однако в следующих прилагательных эти согласные перед суффиксом ?ск? мягкие, в них после н и р пишется ь : день?деньской, июньский, сентябрьский, октябрьский, ноябрьский, декабрьский , а также во многих прилагательных, образованных от нерусских собственных географических названий на нь, например: тянь?шаньский, тайваньский, пномпеньский, торуньский, сычуаньский, тяньцзиньский. Аналогично пишутся (и произносятся) существительные, образованные с суффиксом ?ц? от тех же географических названий: казанцы, тюменцы , но тайваньцы, пномпеньцы, торуньцы и т. п.

б) перед буквами, передающими мягкие согласные, ь пишется только в тех случаях, когда в других формах того же слова или в однокоренных словах второй мягкий согласный становится твердым, а первый согласный сохраняет мягкость, например: возьми (ср. возьму ), восьми (восьмой ), ведьме (ведьма ), во тьме (тьма ), резьбе (резьба ), косьбе (косьба ), свадьбе (свадьба ), молотьбе (молотьба ), серьги (серьгам ), коньки (конькам ), дядьке (дядька ).

3. В остальных случаях после буквы, передающей мягкий согласный, ь не пишется, например: разве, узник, грызть, кости, нести, синдикат, рецензия, ранний, пенсия, бантик, если, песня .

Буква ь не пишется в сочетаниях согласных нч, нщ , в частности перед суффиксами ?чик, ?щик, ?щин (а), например: нянчить, одуванчик, стаканчик, кончик, птенчик; каменщик, банщик, партизанщина, Рязанщина .

Буква "Ь" как показатель грамматической формы

Буква ь пишется (независимо от произношения) в следующих грамматических формах:

а) в сложных числительных перед ?десят и ?сот: пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят, пятьсот, шестьсот, семьсот, восемьсот, девятьсот ;

В числительных пятнадцать, шестнадцать, семнадцать, восемнадцать, девятнадцать перед ?надцать ь не пишется.

б) в неопределенной форме глагола (инфинитиве) перед?ся (так же, как в инфинитиве глаголов без ?ся ), например: купаться, иметься, литься, расколоться, обуться, мыться, смеяться ;

в) в формах повелительного наклонения глаголов перед ?ся и ?те (так же, как в формах без ?ся и ?те ), например: отправься, взвесься, пяться, сядьте, встаньте, бросьте, познакомьтесь, проверьте ;

г) в форме творительного падежа множественного числа существительных , например: людьми, лошадьми, дверьми, детьми , а также в форме творительного падежа числительного четырьмя .

После ж, ш, ч, щ буква ь пишется по традиции в следующих грамматических формах:

а) на конце форм именительного/винительного падежа единственного числа существительных женского рода 3?го склонения , например: рожь, блажь, мышь, фальшь, ночь, мелочь, вещь, помощь ;

б) в окончании 2?го лица единственного числа глаголов настоящего и будущего времени (после ш ), например: несёшь, смеёшься, видишь, дашь, мчишься ;

в) в формах повелительного наклонения глаголов , например: мажь, ешь, спрячь, режьте, утешься, спрячьтесь, не морщься ;

г) в неопределенной форме глаголов (после ч ), например: печь, стричь, толочь, увлечься, обжечься .

Буква ь после шипящих пишется также на конце наречий и частиц , например: настежь, сплошь, наотмашь, вскачь, навзничь, невмочь, прочь, напрочь, ишь, лишь, вишь, бишь . Исключения: буква ь не пишется в наречиях замуж, невтерпёж, уж , в частице аж , а также в предлоге меж .

Буква ь после шипящих не пишется на конце следующих грамматических форм:

а) именительного/винительного падежа единственного числа существительных мужского рода 2?го склонения , например: нож, мяч, ковш, плащ ;

б) родительно падежа множественного числа существительных женского рода 1?го склонения , например: луж (от лужа ), туч, галош, рощ ;

в) кратких форм мужского рода прилагательных , например: свеж, охоч, хорош, нищ .

Порой мы задумываемся, надо ли ставить мягкий знак после шипящих. Изложим вам правила, гласящие, когда этого делать не следует и когда делать это строго обязательно.

Эти правила отталкиваются от того, о какой части речи идёт речь, в каком склонении и в какой части слова.

Мягкий знак после шипящих — правило постановки

Ставим мягкий знак:

  • Мягкий знак после шипящих необходимо писать в существительных женского рода, если они находятся в единственном числе в именительном и винительном падеже.
  • Пример слов: ночь, брешь, дочь, ложь, вещь, плешь.

    Пример в предложении: Родила царица в ночь не то сына, не то дочь.

    2. В глаголах второго лица в единственном числе при условии настоящего или будущего времени на окончаниях после шипящих.

    Пример в слове: будешь, станешь, варишь, помнишь, веришь, сделаешь.

    Примеры в предложениях: Если ты знаешь, если ты веришь, то со мною ты будешь и не скоро разлюбишь.

    – ся , мягкий знак сохраняется. Пример: возвращаешься, напрягаешься, намереваешься.

    3. В глаголах единственного числа в повелительном наклонении в окончаниях после шипящих.

    Пример в слове: Режь! Съешь! Спрячь!

    Дополнение: Если к данным глаголам добавить окончание – ся , мягкий знак сохраняется. Спрячься! Не дурачься!

    Примеры в предложениях: Вадик, не дурачься и не прячься!

    4. В глаголах, находящихся во множественном числе и повелительном наклонении перед окончаниями – те, — тесь.

    Пример: намажь – намажьте – намажьтесь.

    Пример в предложении: Дети! Не плачьте!

    5. В глаголах неопределённого лица, в том числе и перед окончанием -ся .

    Пример слов: печь – печься, лечь – разлечься.

    Пример в предложении: Этим рекам долго течь.

    6. В наречиях положено вписывать мягкий знак после шипящих, находящихся в конце слова.

    Пример: Сплошь, вскачь, наотмашь, настежь.

    Пример в предложении: Он пустил лошадь вскачь, и наотмашь рубил воздух мечом.

    Исключения: Уж, невтерпёж, замуж.

    7. В частицах с шипящими окончаниями: бишь, вишь, ишь, лишь.

    Пример слов: то бишь, всего лишь.

    В предложении: Ишь какой хулиган!

    Почему иногда мягкий знак после шипящих не пишут?

    Пример: грач, калач, рогач, лещ, нож.

    Предложение: К нашему окну подлетел стриж.

    2. В существительных, находящихся во множественном числе и родительном падеже.

    Пример: туч, круч, плеч, Гриш, меж, луж .

    Пример предложений: К сожалению, к завтраку сегодня не подали груш.

    Пример: могуч, горяч, хорош, летуч, певуч, пригож.

    Предложение: Он был и душою хорош, и собою пригож…

    4. В местоимениях с шипящими на конце.

    Учитывая изложенное, правописание мягкого знака после шипящих различается в зависимости от многих факторов – части речи, склонения, числа, а также наличия исключений из правил.

    Учителя младших классов дают своим ученикам рифмованные варианты правил — для более лёгкого запоминания.

    Когда пишется «Ь» после шипящих в существительных, глаголах, наречиях и частицах

    В рус­ской орфо­гра­фии суще­ству­ет несколь­ко слу­ча­ев, когда пишет­ся мяг­кий знак после шипя­щих соглас­ных «ж», «ш», «ч», «щ» в суще­стви­тель­ных, гла­го­лах, наре­чи­ях и части­цах. Рассмотрим их подроб­но.

    Ь после шипящих в существительных

    После шипя­щих соглас­ных «ь» пишет­ся не для смяг­че­ния их. Ведь соглас­ные «щ», «ч» не нуж­да­ют­ся в этом, явля­ясь непар­ны­ми мяг­ки­ми соглас­ны­ми. А соглас­ные «ж», «ш» , напро­тив, все­гда твер­дые. Значит, мяг­кий знак, кото­рый пишет­ся после шипя­щих соглас­ных явля­ет­ся мор­фо­ло­ги­че­ским зна­ком, то есть мар­ке­ром для обо­зна­че­ния суще­стви­тель­ных жен­ско­го рода тре­тье­го скло­не­ния, напри­мер:


    Слова-исключения: уж, замуж, нев­тер­пёж.

    В конце частиц

    В кон­це частиц «ишь», «бишь», «вишь», «лишь» так­же напи­шем мяг­кий знак.

    Ишь ты какой умный!

    Лишь звез­ды смот­ре­ли в сон­ный пруд.


    russkiiyazyk.ru

    Ь после шипящих в глаголах, на конце существительных и наречий!

    В статье мы детально разберем, когда пишется ь после шипящих в глаголе, существительных и наречиях . Также на понятных примерах покажем типичные ошибки написания мягкого знака после шипящих .

    Шипящих букв в русском языке всего 4. Это буквы Щ, Ж, Ч и Ш. Основные случаи касающиеся написания Ь после шипящих – это написание мягкого знака после шипящих в глаголе, на конце существительных и наречий. Разберем каждый случай в отдельности.

    Когда пишется Ь после шипящих в глаголе?

    «Мягкий знак после шипящих в глаголах мы пишем ВСЕГДА!»

    В учебниках чаще всего перечисляют, что «ь» пишется, если глагол в инфинитиве (отвечает на вопрос, что делать? или что сделать?), во втором лице единственного числа (сочетается с местоимением ты) или в находиться в повелительном наклонении (идет указание на действие).
    Запоминать это всё не обязательно, поскольку во всех других формах шипящие на конце не встречаются.
    Рассмотрим на примерах.
    Инфинитивы: привлечь, жечь, лечь.
    Второе лицо, единственно число: напишешь, любишь, дышишь.
    Повелительная форма: отрежь, намажь, съешь!

    К слову сказать, мягкий знак может стоять не только на конце глаголов. При добавлении –ся и –те после шипящей буквы «Ь» сохраняется. Например: режьте, намажься, влюбишься.

    Самая популярная ошибка с мягким знаком в глаголах это написание его между –т и –ся в разных лицах. Если мы пишем «бриться » (что делать? с мягким знаком), то «бреется » (что делает?) мы напишем без Ь. Правило простое: “Если вопрос с «Ь» на конце, то и между –т и –ся мягкий знак мы тоже пишем. ” Помним, что буква Т к шипящим не относиться, поэтому данное правило не совсем по теме статьи.
    Глаголы мы рассмотрели. Перейдем к существительным!

    Мягкий знак после шипящих на конце существительных

    Правило довольно простое:

    «Ь после шипящих в конце существительных пишется ТОЛЬКО, если существительное женского рода единственного числа!»

    Во всех остальных случаях Ь после шипящих в конце существительных НЕ пишется.

    Рассмотрим на примерах.
    С мягким знаком после шипящих:
    Рожь, ночь, ложь, вещь, дочь.
    «Родила царица в ночь не то сына, не то дочь.» А.С.Пушкин.
    Женский род единственное число можно определить подстановкой местоимения «моя».
    Моя дочь, моя ложь, моя блажь.

    Без мягкого знака:
    Врач, нож, много туч, много груш, кирпич, калач, пугач, Александр Сергеевич.

    Как мы видим мягкий знак не пишется после существительных мужского рода единственного числа, в существительных множественного числа, в конце мужских отчеств.
    Проще запомнить, когда мягкий знак в существительных пишется, чем когда он не пишется 🙂 .

    Мягкий знак после шипящих на конце наречий

    Тут тоже всё довольно просто:

    «Ь после шипящих на конце наречий пишется ВСЕГДА, за исключением наречий: уж, замуж, невтерпеж.»

    Примеры: прочь, напрочь, наотмашь, лишь, вскачь, настежь, навзничь, точь-в-точь.

    Очень важно понимать, что такое наречие, поскольку частая ошибка: написание мягкого знака после шипящих в кратких прилагательных.
    Хорош, пригож, горяч, могуч, вонюч и т.д. пишутся без мягкого знака.

    Как отличать краткое прилагательное от наречия?
    Наречие отвечает на вопросы: Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? …и чаще всего: Как?
    Обозначает наречие признак действия, то есть относиться к глаголу. Ушел прочь. Отказался напрочь. Повторил точь-в-точь.

    Краткое прилагательное отвечает на вопрос: Каков? И обозначает признак предмета. То есть относиться к существительному. Дом хорош. Душ горяч. Ветер, ветер, ты могуч…

    Помимо глаголов, существительных, наречий и кратких прилагательных Ь после шипящих встречается в частицах и местоимениях. В них большинство людей мягкий знак пишут интуитивно правильно и запоминать данные случаи, на наш взгляд, не так важно.
    Однако, для справки:
    В частицах с шипящими окончаниями мягкий знак ПИШЕТСЯ всегда. Это частицы: ишь, лишь, бишь, вишь.
    Примеры употребления частиц в предложениях:
    То бишь это так. Ишь какой нашелся. Это всего лишь гром.

    Местоимения всего два: НАШ и ВАШ . В них МЯГКИЙ ЗНАК НЕ ПИШЕТСЯ.

    Вот, собственно, все основные случаи употребления Ь после шипящих.
    Для закрепления предлагаем также вашему вниманию схему, которая объединяет всё выше сказанное по написанию мягкого знака после шипящих.


    Если у вас появились вопросы по тому, когда пишется ь после шипящих в существительных, глаголах, наречиях или других частях речи, обязательно пишите их в комментариях.

    Азбучные истины

    Интерактивный диктант

    Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация

    Имена и названия. Интерактивный тренажер

    Полезные ссылки

    Летнее чтение

    Запоминалки

    Цитаты о языке

    Скороговорки

    Пословицы и поговорки

    Учебник ГРАМОТЫ: орфография

    Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».

    Правописание мягкого знака на конце слов после шипящих
    В русском языке в конце слов шипящие (Ж, Ш, Щ и Ч) возможны в шести частях речи:

    в существительных (НОЧЬ, СТОРОЖ, МНОГО ЗАДАЧ),
    в прилагательных (ГОРЯЧ),
    в глаголах (ПИШЕШЬ),
    в наречиях (НАСТЕЖЬ),
    местоимениях (НАШ),
    частицах (ЛИШЬ).

    Каждая из этих частей речи для употребления мягкого знака имеет свое, особенное правило.

    1. Если перед нами существительное, то мягкий знак после шипящих ставится лишь тогда, когда слово принадлежит III склонению (НОЧЬ). Существительные I и II склонения с шипящей на конце пишутся без мягкого знака (МНОГО ТУЧ, КИРПИЧ). Не забудьте, что отчества и фамилии, оканчивающиеся на –ИЧ, являются существительными II склонения и пишутся без мягкого знака. Например: СЕРГЕЕВИЧ, РЮРИКОВИЧ, ВОЙНОВИЧ.
    2. Если слово отвечает на вопрос КАКОВ? и является кратким прилагательным, то после шипящего на конце мягкий знак не нужен (ГОРЯЧ, МОГУЧ).
    3. Глаголы с шипящим на конце всегда пишутся с мягким знаком. Например: СМОТРИШЬ или ПОСМОТРИШЬ (в форме второго лица ед. числа настоящего или будущего времени), РЕЖЬ (в повелительном наклонении), ЖЕЧЬ (в неопределенной форме). Обратите внимание, что в глаголах мягкий знак может оказаться после шипящей и не на самом конце слова, а перед постфиксами –СЯ или -ТЕ, например: КУПАЕШЬСЯ, СПРЯЧЬТЕ.
    4. На конце наречий после шипящих мягкий знак пишется всегда (НАСТЕЖЬ, ВСКАЧЬ, ПРОЧЬ), кроме исключений: УЖ, ЗАМУЖ, НЕВТЕРПЕЖ.
    5. Местоимения с шипящими на конце пишутся без мягкого знака, например: НАШ, ВАШ.
    6. Всегда с мягким знаком пишутся частицы ИШЬ, ЛИШЬ, БИШЬ.
    Упражнение

    Мы уж_ это знали и не мешали ему хозяйничать по-своему; но между нами находился офицер, недавно к нам переведенный. («Выстрел», А. С. Пушкин)

    На шее у Петровича висел моток шелку и ниток, а на коленях была какая-то вето ш_ . («Шинель», Н. В. Гоголь)

    Это то ч_ -в-то ч_ как сначала они забрали и заподозрили этих, как би ш_ их. Коха да Пестрякова. («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)

    Наконец сделалось бедняге, в некотором роде, невтерпе ж_ , решился во что бы то ни стало пролезть штурмом, понимаете. («Мертвые души», Н. В. Гоголь)

    Выражение это говорило, что она решилась, не жалуясь, переносить свое несчастие, и что ее му ж_ есть крест, посланный ей от Бога. («Война и мир», Л. Н. Толстой)

    Солнце только начинало подниматься из-за ту ч_ ; в воздухе было свежо и росисто. («Война и мир», Л. Н. Толстой)

    И как подумае ш_ , что и кто – какое ничтожество может быть причиной несчастья людей! («Война и мир», Л. Н. Толстой)

    Он знал, что этот рассказ содействовал к прославлению нашего оружия, и потому надо было делать вид, что не сомневае ш_ся в нем. («Война и мир», Л. Н. Толстой)

    Как только он начинал говорить что-нибудь такое, что не удовлетворяло цели обвинения, так принимали желобок, и вода могла те ч_ , куда ей угодно. («Война и мир», Л. Н. Толстой)

    Говорят, что его мать была очень хороша собою, и мне странно кажется, почему она так неудачно вышла заму ж_ , за такого незначительного человека. («Бедные люди», Ф. М. Достоевский)

    Я ему говорил. Не пла ч_ обо мне: я постараюсь быть и мужественным, и честным, всю жизнь, хоть я и убийца. («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)

    Все сраженье состояло только в том, что сделали казаки Орлова-Денисова; остальные войска ли ш_ напрасно потеряли несколько сот людей. («Война и мир», Л. Н. Толстой)

    Оно само упадет, когда будет зрело, а сорве ш_ зелено, испорти ш_ яблоко и дерево, и сам оскомину набье ш_ . («Война и мир», Л. Н. Толстой)

    Николай в два слова купил за шесть тыся ч_ семнадцать жеребцов на подбор (как он говорил) для казового конца своего ремонта. («Война и мир», Л. Н. Толстой)

    На той стороне ограды старик строгал обру ч_ и не видал Левина. («Анна Каренина», Л. Н. Толстой)

    Кроме фальши и лжи, ничего не могло выйти теперь; а фаль ш_ и ло ж_ были противны его натуре. («Анна Каренина», Л. Н. Толстой)

    Никто не объявлял войны, а люди сочувствуют страданиям ближних и желают помо ч_ им, — сказал Сергей Иванович. («Анна Каренина», Л. Н. Толстой)

    И вот в Москве, где каждая встреча ей но ж_ в сердце, она живет шесть месяцев, с каждым днем ожидая решения. («Анна Каренина», Л. Н. Толстой)

    Наступила но ч_ — мать благословила до ч_ свою и пожелала ей кроткого сна, но на сей раз желание ее не исполнилось; Лиза спала очень худо. («Бедная Лиза», Н. М. Карамзин)

    Но иногда — хотя весьма редко — златой лу ч_ надежды, лу ч_ утешения освещал мрак ее скорби. («Бедная Лиза», Н. М. Карамзин)

    И там один клю ч_ есть всех больше, втрое, с зубчатою бородкой, конечно, не от комода. («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)

    Не беспокойтесь, не дам-с, — решительно сказал уса ч_ и отправился вслед за ними. («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)

    Но, уходя, осмелюсь заметить, что впредь надеюсь быть избавлен от подобных встре ч_ и, так сказать, компромиссов. («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)

    Пла ч_ бедной, чахоточной, сиротливой Катерины Ивановны произвел, казалось, сильный эффект на публику. («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)

    Бледно-желтое, иссохшее лицо ее закинулось навзни ч_ назад, рот раскрылся, ноги судорожно протянулись. («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)

    Ди ч_ ! — завопил взбешенный до ярости Лужин, — ди ч_ вы все мелете, сударь. («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)

    Марфа Терентьевна не унималась, а все больше и больше приставала к градоначальнику: вынь да поло ж_ Бонапарта, то под конец он изнемог. («История одного города», М. Е. Салтыков-Щедрин)

    Что ни выпалит из ружьеца, то сердце насквозь прострелит, что ни махнет сабелькой, то голова с пле ч_ долой. («История одного города», М. Е. Салтыков-Щедрин)

    Многократно делал походы против недоимщиков и столь был охо ч_ до зрели щ_ , что никому без себя се ч_
    не доверял. («История одного города», М. Е. Салтыков-Щедрин)

    «Довольно! — произнес он решительно и торжественно, — про ч_ миражи, про ч_ напускные страхи, про ч_ привидения. » («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)

    Думалось, что небо обрушится, земля разверзнется под ногами, что налетит откуда-то смер ч_ и все поглотит, все разом. («История одного города», М. Е. Салтыков-Щедрин)

    Долго он торговался с ними, просил за розыск алтын да деньгу, головотяпы же давали гро ш_ да животы свои в придачу. («История одного города», М. Е. Салтыков-Щедрин)

    Упражнение подготовили Н. Соловьева и Б. А. Панов («Лига Школ»).

    Мягкий знак на конце существительных после шипящих

    Этот видеоурок доступен по абонементу

    У вас уже есть абонемент? Войти

    На этом уроке вы узнаете правило правописания мягкого знака на конце имён существительных в начальной форме после букв шипящих. Вспомните, какую работу выполняет мягкий знак. Сможете потренироваться в применении мягкого знака

    В древности у одних имён существительных на конце после букв шипящих стоял Ъ, а другие имена существительные оканчивались на Ь. Затем Ъ исчез, а Ь остался.

    На уроке вам предстоит узнать, у каких имён существительных пишется мягкий знак на конце после букв шипящих.

    Наблюдаем над именами существительными с буквами шипящих на конце:

    У дедушки был замечательный карандаш. Он мог нарисовать лунную ночь и солнечный луч, золотую рожь и нежный белый ландыш. Чудесная вещь! (По М. Ильину)

    Имена существительные из этих предложений записали в два столбика. Что объединяет слова каждого столбика?

    Это имена существительные в начальной форме (форма И.п., ед.ч.), оканчивающиеся на буквы шипящих [ч’, ш, щ’].

    Что отличает их от слов другого столбика?

    В первом столбике слова женского рода, а во втором – мужского рода.

    Узнаём, какую работу выполняет Ь после букв шипящих согласных на конце имён существительных в начальной форме:

    В русском языке Ь нередко вовсе не обозначает мягкость согласных звуков. Иногда он лишь указывает на форму слова.

    Такую работу выполняет Ь на конце имён существительных в начальной форме после букв шипящих согласных. Он сообщает: это имя существительное женского рода.

    После букв шипящих на конце имён существительных ь пишется только в словах женского рода. В словах мужского рода Ь не пишется.

    [ч’ , щ’ , ш]

    В именах существительных в начальной форме с шипящими на конце всегда есть орфограмма, потому что мы выбираем, писать Ь или нет.

    Обсуждаем способ действия:

    Как нужно действовать?

    1. Услышав шипящий на конце слова, узнай часть речи.

    2. Если это имя существительное в начальной форме, определи род

    3. Если слово женского рода – Ь пишется, мужского рода – Ь не пишется.

    Не знаешь род имени существительного, обращайся к словарю.

    обруч? – он, м.р., Ь не пишется – обруч

    лещ? – он, м.р., Ь не пишется – ле

    помощ? – она, ж.р., на конце Ь – помо

    товарищ? – он, м.р., Ь не пишется – товари

    мелоч? – она, ж.р., на конце Ь – мело

    гореч? – она, ж.р., на конце Ь – горе

    Лещ – это пресноводная рыба с плоским телом.

    Определяем, какие слова записаны в виде транскрипции:

    Какие слова записаны в виде транскрипции?

    Какая знакомая вам орфограмма есть на конце слов?

    [дро ш] [стр’и ш] [бро ш] [пл’а ш] [рόскаш]

    Орфограмма парный по глухости-звонкости согласный.

    [дро ш] – дроть, дро, она, ж.р.

    [стр’и ш] – нет стри, стри, он, м.р.

    [бро ш] – брочка, бро, она, ж.р.

    [пл’а ш] – нет пля, пляж, он, м.р.

    [рόскаш] – (какой?) роскόшный, рόско – она, ж.р., на конце ь,

    о – буква безударного гласного, ш – буква парного согласного

    Находим слова с орфограммой в стихотворных строках:

    Определите, в каких словах есть орфограмма Ь после букв шипящих в именах существительных.

    Старый грач уснул в гнезде.

    Спит его грачиха…

    Ты послушай, как везде

    Хорошо и тихо. (Е. Серова)

    От кого деревьям вред?

    Точит ёлку короед.

    Услыхал деревьев плач

    Прилетел он на заре

    И постукал по коре. (А. Часовников)

    пла – он, м.р., Ь не пишется

    вра – он, м.р., Ь не пишется

    Мне опять приснились дебри,

    Глушь пустынь, заката тишь.

    Жёлтый лев крадётся к зебре

    Через травы и камыш. (В. Брюсов)

    Мне русская речь – как музыка:

    В ней слово звучит, поёт,

    В ней дышит душою русскою

    Создатель её, народ . (Н. Браун)

    глу – она, ж.р., на конце Ь

    ти – она, ж.р., на конце Ь

    камы – он, м.р., Ь не пишется

    ре – она, ж.р., на конце Ь

    В каких сказочных словах нужно поставить мягкий знак после буквы шипящего?

    В каких сказочных словах нужно (по правилам русской орфографии) поставить мягкий знак после буквы шипящего?

    Пяшлая куж… Бурявый пуполош…Мяувая дуч…

    Пяшлая (какая?) кужь (она, ж.р., на конце Ь).

    Бурявый (какой?) пуполош (он, м.р., Ь не пишется).

    Мяувая (какая?) дучь (она, ж.р., на конце Ь).

    Узнаём слова по толкованию их значений:

    1.Человек, играющий на скрипке, –…

    2. Незаселённый, невозделанный участок земли –…

    3. Влияние, уважение, которым пользуется кто-то или что-то – …

    4. Густая непрозрачная акварельная краска – …

    5. Количество выпущенных экземпляров книги, газеты или журнала – …

    6. Старинная медная монета в полкопейки – …

    1. скрипач (он, м.р.)

    2. пусто (она, ж.р.)

    3. прести (он, м.р.)

    4. гуа (она, ж.р.)

    5. тира (он, м.р.)

    6. гро (он, м.р.)

    Здоровяк – [крепы ш], крепы, буква парного согласного ш,

    крепыш, он, м.р., без Ь.

    Сила – [мо щ’], мо –она, ж.р., на конце Ь.

    Молодые люди – [молодё ш], нет молодё, буква парного согласного ж,

    молодё – она, ж.р., на конце Ь.

    Призыв – [кли ч’], он, м.р., кли, без Ь.

    Ерунда, глупость – [чу ш], нет чу, буква парного согласного ш,

    чу – она, ж.р., на конце Ь.

    Родник – [клю ч’], он, м.р., ключ, без Ь.

    Решаем орфографические задачи:

    Вспомните сказки А. Пушкина и допишите имена существительные с буквами шипящих согласных на конце.

    Ты,…, мой спаситель, мой могучий избавитель.

    И жених сыскался ей, … Елисей.

    Петушок мой золотой будет верный … твой.

    Сказка … , да в ней намёк!

    Ты, цареви [ч’], мой спаситель, мой могучий избавитель.

    И жених сыскался ей, королеви [ч’] Елисей.

    Петушок мой золотой будет верный сторо [ш] твой.

    Сказка ло [ш], да в ней намёк!

    цареви – он, м.р., Ь не пишется

    королеви – м.р., Ь не пишется

    сторо – м.р., Ь не пишется, нет сторо, буква парного согласного ж

    ло – она, ж.р., на конце Ь, нет л, буква парного согласного ж

    Отгадайте загадки и правильно запишите отгадки.

    Рада даже хлебной крошке,

    Потому что дотемна

    В норке прячется она.

    2. Зимой дрова ест, а летом спит.

    Мы – она, ж.р., на конце Ь

    Пе – она, ж.р., на конце Ь

    Интересная орфографическая задача, как писать слово, с Ь или без?

    Заглянем в словарь.

    Туш – короткое торжественное музыкальное приветствие .

    Ту – он, м.р., Ь не пишется.

    Тушь – устойчивая краска для черчения, рисования, письма, косметическая краска (тушь для ресниц).

    Ту – она, ж.р, на конце Ь.

    Вспоминаем, какую работу выполняет мягкий знак:

    Реши орфографические задачи. Слова с Ь запиши в три столбика:

    обозначает мягкость, помогает обозначить звук [й’], указывает на форму.

    За рекой начинается лес. В нём водится дич?

    Загляни в син? его озёр, пересеки топ?, обойди острые суч?я. Как поют солов?и!

    Построй шалаш?, разведи огон?, пожар? хлеб на прут?ях. Послушай, как поскрипывают сонные дерев?я, как летит на охоту сыч?

    Ди – она, ж.р., на конце Ь, указывает на форму слова.

    Син – ь обозначает мягкость согласного.

    Топь – ь обозначает мягкость согласного.

    Су – помогает обозначить звук [й’]. Соло – помогает обозначить звук [й’]. Шала – он, м.р., Ь не пишется.

    Огон – ь обозначает мягкость согласного.

    Пожар – ь обозначает мягкость согласного.

    На прух – помогает обозначить звук [й’]. Дере – помогает обозначить звук [й’]. Сы – он, м.р., Ь не пишется.

    Сыч – это ночная птица отряда сов.

    обозначает мягкость помогает обозначать звук [й’] указывает на форму

    синь сучья дичь

    огонь на прутьях

    Заключение:

    На уроке вы узнали, что в именах существительных в начальной форме с шипящими на конце всегда есть орфограмма, потому что мы выбираем, писать Ь или нет.

    После букв шипящих на конце имён существительных Ь пишется только в словах женского рода. В словах мужского рода Ь не пишется.

    Список литературы

  • М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
  • М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
  • Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
  • Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
  • Л.В. Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. – СПб.: КАРО, 2003.
  • Г.Т. Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3–4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
  • Домашнее задание

    Прочитай загадку. Запиши отгадку. Докажи правильность написания слов с буквами шипящих на конце.

    У реки растёт камыш.

    В камыше живёт малыш.

    Он с зелёной кожицей

    И с зелёной рожицей. (П. Синявский)

  • Прочитай слова и скажи, чем они все похожи. Устно раздели их на две группы. Указывай над словами их отличительный признак и решай орфографическую задачу.
    Полноч?, вещ?, плащ?, помощ?, нож?, этаж?, суш?, ёрш?
  • Реши орфографические задачи в именах существительных. Для этого укажи в скобках род. Подбери к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные, соедини слова и допиши окончания; решай и другие орфографические задачи.
  • Тема урока:

    « Мягкий знак после шипящих на конце слова»

    (тема урока показывается на слайде, после её формулировки учениками в процессе урока )

    ОТД: способствовать формированию стремления к грамотному написанию слов с мягким знаком после шипящих в конце слова, потребности развивать интеллектуальную культуру учащихся.

    Цели урока:

    1) познакомить учащихся со способами действия при выборе написания мягкого знака после шипящих на конце слов разных частей речи; способствовать закреплению умения выбирать орфограмму с шипящим на конце слова;

    2) способствовать развитию умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы;

    3) содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку (цель определяется учениками в процессе урока ).

    Тип урока : урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности.

    Оборудование: дифференцированные карточки-задания, тест, автоматизированное рабочее место учителя, презентация к уроку по теме: «Мягкий знак после шипящих на конце слова», карточки для рефлексии.

    Ход урока

    I . Оргмомент.

    II . Проверка выполнения домашнего задания.

    Для проверки домашнего задания ученикам раздаётся тест (приложение 1)

    III . Актуализация субъективного опыта учащихся. Подготовка учащихся к работе на основном этапе.

    Устно повторить вопросы, на которые отвечают имена существительные, имена прилагательные, в том числе и краткие, глаголы, наречия. Записать по 2 примера на каждую часть речи.

    Мобилизующий этап урока при освоении нового материала (Неожиданный вопрос)

    Ребята, знаете ли вы, кто такие археологи и чем они занимаются?

    (Предполагаемые ответы: археологи раскапывают старинные предметы, затем исследуют их.)

    А вы хотите попробовать себя в роли археологов, вернее, исследователей языка и разгадать тайну написания помещённых на доске слов? А результатом нашего исследования будет выведенное вами самостоятельно правило, без моей подсказки. Если согласны, тогда вперёд!

    IV . Изучение нового материала (поэтапное исследование)

    1 этап. Наблюдение над языковым явлением.

    Перед вами ряд слов: (1 слайд)

    Беречь, настежь, горяч, отвечаешь, плащ, вскачь,

    отрежь, пригож, наотмашь, (с) крыш, вещь, всемогущ.

    Посмотрите, на какие согласные оканчиваются эти слова? Назовите их. (Ч, Ж, Ш, Щ) Как называют в русском языке данные согласные? (ШИПЯЩИЕ)

    Для нас это важнейший опознавательный сигнал.

    (Записать на доске и в тетради: Ч, Ж, Ш, Щ НА КОНЦЕ СЛОВА!)

    А теперь посмотрите на абсолютный конец слов. Одинаков ли он?

    Что мы здесь наблюдаем? (В одних словах есть Ь знак, в других нет).

    2 этап. Самостоятельная формулировка темы и цели исследования.

    А теперь, учитывая наш опознавательный сигнал и последнее наблюдение, сформулируйте тему нашего занятия.

    А что мы должны выяснить? Какова цель нашего исследования?

    (Учитель четко проговаривает тему и цели урока). (Слайд 2)

    3 этап. Сопоставление, поиск сходных и отличительных признаков.

    Вернемся к словам на слайде (слайд 1). На первый взгляд все слова кажутся разными. Но посмотрите внимательно, есть ли между отдельными словами какое-нибудь сходство, не считая наличия или отсутствия ь знака? Какой-то общий признак? (Все эти слова относятся к одной части речи или к разным?)

    Какие же части речи здесь представлены? (Глагол, наречие, прилагательное, существительное).

    4 этап. Классификация, выделение групп однородных явлений (самостоятельно).

    Распределите слова по группам согласно их части речи – 4 колонки. (Последовательность назвать: глагол, наречие, прилагательное, существительное). Можно использовать опорный конспект (приложение№2)

    (По окончании работы учащиеся озвучивают группы слов. Учитель демонстрирует готовые группы слов) (Слайд 3)

    5 этап. Установление причинно-следственных связей.

    Рассмотрим каждую группу отдельно. Что мы наблюдаем у глаголов на конце? У наречий? У прилагательных? Можем ли признак принадлежности к определённой части речи положить в основу выбора – писать или нет ь знак?

    Сделаем выводы относительно 3-х первых групп.

    Осталась группа существительных. Что мы здесь наблюдаем? (В одних существительных ь знак пишется, в других нет). Значит, нам нужен ещё один отличительный признак. А чем отличаются первое и последнее слово? (мужской род – женский род) Чем отличается от них «(с) крыш»? (Это множественное число). Сделаем относительно них выводы.

    6 этап. Окончательные выводы, самостоятельная формулировка правила.

    Вот мы и закончили наше исследование. Давайте теперь подытожим: сформулируйте правило написания ь знака, начиная с опознавательного сигнала: после шипящих на конце слова ь знак пишется у глаголов и наречий и т. д.

    Осталось добавить:

    Запомните исключения у наречий: УЖ, ЗАМУЖ, НЕВТЕРПЁЖ (записать ).

    Для закрепления правила проговорите рифмовку: (Слайд 4)

    В глаголах и наречиях

    Знак пишется всегда.

    А в кратких прилагательных

    Не пишем никогда.

    Существительное – много ,

    Существительное – мой

    Знак не нужен никакой.

    А поставь она, одна

    Мягкий знак пиши всегда.

    Физкультминутка:

    Пять маленьких мышек забрались в кладовку,

    В бочонках и банках орудуют ловко.

    В сыр забирается первая мышка,

    В сметану ныряет вторая мышка,

    Третья с тарелки всё масло слизала,

    Четвёртая в миску с крупою попала,

    Пятая мышка медком угощается.

    Все сыты, довольны.

    Вдруг, кот просыпается.

    «Бежим!» - закричала подругам малышка.

    И спрятались в норку проказницы-мышки.

    V . Первичная проверка понимания изученного

    1. Орфографическое чтение .

    Прочитайте слова и объясните их написание. (Чтение по цепочке, первое комментирует учитель.) (Слайд 5)

    Ковш, видишь, мощь, умываешься, хорош, навзничь, туч, увлечься, колюч, встреч, упряжь, невтерпёж.

    2. Задание логического характера «Четвёртое лишнее». (Слайд 6)

    Спишите слова из каждого ряда, вставьте, где необходимо, мягкий знак, обозначьте орфограмму: «Мягкий знак после шипящих». Найдите и поместите в скобки лишнее слово. Задание выполняется по рядам.

    А) Привлеч(?), намаж(?), кумач(?), делиш(?).

    Б) Тягач(?), задач(?), хрящ(?), брош(?).

    В) Настеж(?), дремуч(?), могуч(?), линюч(?).

    Проверим это задание.

    VI . Закреплени новых знаний и способов деятельности.

    1 . Выполнение заданий на дифференцированных карточках. (Приложение 3)

    2. Комплексное задание. (Слайд 7)

    «Соберите» пословицы и поговорки из двух частей (одна из которых – в левом столбике, другая – в правом). Прокомментируйте орфограмму на месте пропусков.

    Что посееш_, и сутки проч_

    Под гору вскач_, неделей раньше пожнеш_

    День да ноч_ - то и пожнеш_

    Обожжёш_ся на молоке - а на гору хоть плач_

    Днем раньше посееш_ - дуеш_ на воду

    3.Задание игрового характера . (Коллективная устная работа)

    Отгадай загадки. (Слайд 8)

    1) Стоит дед над водой, трясёт бородой. (Камыш)

    2) Летом за пахарем ходит, а под зиму с криком уходит. (Грач)

    3) Драчун и забияка, живёт в воде, кости на спине, и щука не проглотит. (Ёрш)

    4) Махнула птица крылом, закрыла весь свет одним пером. (Ночь)

    4. Задание творческого характера . (Слайд 9)

    Напишите миниатюру (2-3 предложения) по опорным словам, не меняя их формы:

    полноч(?), камыш(?), мыш(?), чудовищ(?), ёрш(?), сыч(?), свеж(?), тиш(?), пахуч(?), слышиш(?), ощущаеш(?), проч(?).

    5. Повторить изученную орфограмму (несколько учеников)

    VII . Подведение итогов урока

    VIII . Домашнее задание: повторить п. 59, упр. 302. Подготовить 4-5 пословиц с ь на конце слова.

    IX . Рефлексия.

    Подумайте над такими вопросами:

      Все ли было понятно на уроке?

      Усвоил ли каждый из вас тему? Может быть, кто-то испытывал трудности?

      Если вы считаете, что сможете в любых словах самостоятельно решить орфографическую задачу: когда писать ь после шипящих в конце слова, то поднимите карточку со знаком +.

      Если вы считаете, что вы не совсем уверены и надо еще потренироваться, то покажите карточку?.

    Методическая разработка урока русского языка в 3-б классе по теме "Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих»

    Данный урок был разработан по новым стандартам ФГОС., по программе «Перспектива». В соответствии с ФГОС на уроке формируются 4 вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

    Тема урока: «Мягкий знак на конце существительных после шипящих»

    Цель урока: знакомство учащихся с правописанием мягкого знака на конце имён существительных после шипящих.

    Задачи:

    Познакомить с правилом написания мягкого знака на конце существительных после шипящих;

    Учить планировать и оценивать свою работу

    Развивать память, мышление, внимание.

    Воспитывать у учащихся толерантное отношение друг к другу, умение слушать мнение других и высказывать свою точку зрения;

    Воспитывать самостоятельность, творческую активность.

    Дидактические материалы: раздаточный материал (карточки)

    Ход урока.

    1. Мотивация к учебной деятельности.

    Добрый день, ребята! Сегодня наш урок я хотела бы начать с пословицы: «Каждый день прибавляет нам частицу мудрости»

    Как вы понимаете её?

    Наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаём эти знания и используем их.

    Давайте улыбнемся друг другу, подарим друг другу хорошее настроение. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения.

    Сегодня на уроке, ребята, вам предстоит выполнить много интересных заданий, сделать очень важное открытие, а помощниками вам в этом будут: внимание, находчивость, ваши знания.

    2. Актуализация опорных знаний и фиксирование затруднения

    1)Минутка чистописания

    Жж Шш Чч Щщ ьь

    Что вы можете сказать про эти буквы? Какая из них лишняя?

    Запишите эти буквы в тетрадь на первой строке, чередуя их.

    Вторая строка: камыш, печь, рожь, мяч, дочь, малыш, плач, молодёжь

    Что можете сказать про эти слова. (это сущ-е, ед.ч, оканчиваются на шипящие звуки)

    2)Фиксирование затруднения.

    Назовите одним словом данные определения:

    Футбольное соревнование (матч)

    Двенадцать часов ночи. (Полночь.)

    Маленький ребёнок (Малыш)

    Добыча охотника (дичь)

    Какие затруднения испытывали в написании слов? (Где писать ь, а где – нет.)

    Какой вопрос возникает? (Почему в одних словах пишется ь после шипящих, а в других словах не пишется).

    Кто догадался, какова тема сегодняшнего урока? (Правописание ь на конце существительных после шипящих).

    Какую цель поставим перед собой на уроке? (Выяснить когда ь пишется, а когда не пишется)

    3. Отработка способа действия. Построение алгоритма решения орфографической задачи

    матч, полночь, мякиш, дичь

    Запишите слова с мягким знаком на конце в один столбик, а без мягкого знака в другой.

    Что объединяет слова первой группы? (сущ, ед ч., ж.р) А второй? (сущ., ед.ч., м.р.) Чем отличаются слова первой группы от второй? В каком роде мягкий знак пишется, а в каком не пишется?

    Какой вывод можно сделать? (у существительных женского рода мягкий знак на конце пишется, у мужского рода - не пишется)

    Это ваша гипотеза, верна ли она? Ответить на этот вопрос помогут страницы учебника.

    Прочитайте правило, давайте сравним его с выводом, который мы сделали. Совпадают они? (да)

    Мягкий знак после шипящих пишется на конце существительных женского рода. Это орфограмма.

    А сейчас давайте поработаем в парах и попробуем составить алгоритм написания мягкого знака в слове ночь (дети работают в группах самостоятельно)

    Составляется следующий алгоритм:

    1. Определить часть речи.

    2. Определить род.

    3. Если существительное женского рода- мягкий знак пишется.

    4. Если существительное мужского рода- мягкий знак не пишется..

    (Проверяем и сравниваем)

    Вернёмся к словам, которые писали на минутке чистописания, проверьте правильность нашей гипотезы.

    – А дайте проверим, не попадётесь ли вы в ловушку, выполняя такое задание?

    Ноч.. – ноч..ка доч..- доч..ка

    В чём ловушка?

    (Это совсем другая орфограмма).

    4.Включение в систему знаний и повторение.

    1)- Сегодня мы составили алгоритм правильного написания мягкого знака на конце существительных женского и мужского рода. А для чего? Когда вам пригодится этот алгоритмом? (Когда будем писать диктант, выполнять задания, для того, чтобы грамотно писать).

    А для того, чтобы проверить, хорошо ли вы всё усвоили, поработаем самостоятельно.

    Задание для самостоятельной работы вы найдёте на карточках, которые лежат у вас на партах.

    В данных на карточках словах вы либо пишите мягкий знак, либо не пишите. Докажите правильность своего выбора.

    Ключ…, лещ…, печ…, вещ…, ноч…, мыш…, карандаш…, багаж…,карандаш…, мелоч…, глуш…, мяч…, тиш…

    Обменяйтесь карточками и проверьте правильно ли выполнил задание ваш сосед по парте (взаимопроверка).

    5.Физминутка

    Мы задания выполняли

    И немножечко устали.

    А теперь пришла пора

    Отдохнуть нам всем, друзья.

    Я буду называть существительные, а вы, если в слове мягкий знак пишется приседаете, если не пишется –хлопаете: ночь, клещ, вещь, дрожь, малыш, шалаш, кирпич, грош, мышь, товарищ, мяч, печь.

    6. Самостоятельная работа

    1)Спишите словосочетания, вставьте нужные слова с шипящей на конце.

    Перочинный …, холодный …, полярная …, душистый …, скорая …, звонкий…

    2)Игра «Четвёртый лишний»

    Карандаш… плащ… мыш… шалаш…

    Кирпич… мелоч… ноч… доч…

    Туш… ключ….вещ…. печ….

    Грач….помощ…. палач….калач….

    7.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

    Скажите, над какой темой мы работали сегодня на уроке? Какую цель ставили?

    Продолжите фразы:

    До этого урока я не знал(а)…

    Теперь я знаю….

    Могу…

    Результатом своей работы на уроке я …..

    На уроке я работал(а)…

    Моё настроение…

    Я очень рада, что этот урок был для вас интересным и полезным и вам легко на уроке работалось. Спасибо за работу!