Карточки для проведения подвижной игры со схемами. Подвижные игры (25 игровых карт)

    Игровая карточка № 1
    Название игры: «Река и ров»
    Содержание: Занимающиеся построены на середине зала (площадки) в колонну по одному. Справа от колонны – ров, слева – река. Через реку надо переплыть (идти, имитируя руками движения пловца), через ров – перепрыгнуть. По сигналу учителя «Ров – справа!» дети поворачиваются направо и прыгают вперёд. Тот, кто прыгнул в другую сторону, считается упавшим в реку. Ему помогают выбраться, подавая руку. Все возвращаются и строятся посреди зала. По сигналу «Река – справа!» дети поворачиваются налево и «плывут на другой берег». Попавшему в ров подают руку, он возвращается к товарищам. Выигрывает игрок, совершивший меньше ошибок.

    Игровая карточка № 2
    Название игры: «Совушка»
    Содержание: Играющие располагаются на площадке произвольно. Выбирается «совушка». Её гнездо – в стороне от площадки. После слов учителя «День наступает – всё оживает» дети ходят, бегают, подражая полёту птиц. После слов «Ночь наступает – всё замирает» играющие останавливаются в той позе, в какой их застал сигнал. Совушка выходит охотиться: уводит шевельнувшихся в своё гнездо. Учитель произносит «День...». Совушка уходит в гнездо, играющие «оживают».

    Игровая карточка № 3
    Название игры: «Ловишка в кругу»
    Содержание: Посреди площадки чертят круг диаметром 4 – 5 м. Занимающиеся стоят по кругу. Выбирается водящий (ловишка). Он становится в центр круга. По сигналу «Раз, два, три – лови!» дети бегут, пересекая круг. Водящий должен дотронуться до них, не выходя из круга. Осаленный считается пойманным и временно выбывает из игры. Через 1 – 1,5 мин подаётся сигнал «Стой!». Подсчитываются пойманные. Из неосаленных выбирается новый водящий.
    Правило: Ловить можно только в кругу.

    Игровая карточка № 4
    Название игры: «Ловишка с лентами»
    Содержание: Играющие стоят по кругу. У каждого из них цветная ленточка, заложенная за пояс или ворот. В центре круга стоит ловишка. По сигналу «Беги!» дети разбегаются по площадке. Ловишка бежит за играющими, стремясь взять у кого-либо ленточку. Лишившийся её временно отходит в сторону. По сигналу учителя «В круг!» все бегут в круг. Ловишка подсчитывает взятые ленты и возвращает их детям.
    Варианты: «Ноги от земли». Нельзя ловить успевших встать на какой-нибудь возвышающийся предмет.
    «С мячом». Водящий должен осалить убегающих мячом.
    «С приседанием». Нельзя ловить присевшего игрока.

    Игровая карточка № 5
    Название игры: «Горелки»
    Содержание: Играющие становятся парами друг за другом, взявшись за руки. Впереди на расстоянии 3 – 4 м - водящий. Дети хором произносят:
    Гори, гори ясно, чтобы не погасло.
    Глянь на небо – птички летят,
    Колокольчики звенят,
    Раз, два, три – беги!
    После слова «Беги!» дети, стоящие в последней паре, опускают руки и бегут вперёд вдоль колонны: один слева, а другой – справа. Выбегают вперёд, стараются снова взяться за руки и стать впереди водящего. Он пытается поймать одного из пары раньше, чем дети успеют встретиться и взяться за руки. Если водящему удаётся это сделать, он с пойманным образует новую пару и становится впереди колонны. Оставшийся без пары – водящий. Игра заканчивается, когда все пары пробегут по одному разу.

Игр. Карта №1

"" Передай мяч""

Задача: развитие ловкости, силы

Инвентарь: мяч

Место проведения: игра проводится на ковре

После того, как один из водящих овладеет мячом, но него могут нападать остальные водящие и игрок из круга, потерявший мяч. Борьба длится до тех пор, пока мяч не будет передан одному из сидячих игроков. Сделавший эту передачу выходит из круга и занимает место игрока, потерявшего мяч.

Выбираются 2 водящих (их число по ходу игры может доведено до 4-х).

Интервалы между игроками – вытянутые руки.

    разрешается сидеть только ногами внутрь круга. Изменять это положение и включаться в борьбу за мяч может только игрок, потерявший мяч.

    не разрешается применять болевые и удушающие приемы.

    Если при передаче мяча он вышел за пределы круга, водить идет тот, кто неточно бросил мяч, а водящий занимает его место в кругу.

Игр. Карта №2

""Быстро шагай, смотри – не зевай!""

Задача: воспитание выдержки, развитие речи и памяти

Место проведения: площадка 20-40 м

Водящий поворачивается к играющим спиной и стоя так, говорит: ""Быстро шагай, Смотри – не зевай Раз, два, три""

На слова водящего все играющие шагают вперед, стремясь во всем приближаясь к водящему. После слова ""три"" они должны замереть, а водящий поворачивается лицом к ним и смотрит на игроков. Кто шевельнется, должен по указанию водящего вернуться за линию, с которой начинали ходьбу. Затем водящий опять поворачивается спиной к играющим и говорит те же слова.

Все играющие опять продвигаются вперед, стремясь во время остановиться и замереть на месте без движения. Водящий поворачивается к ним и опять указывается, кому вернуться назад за линию. И так игра продолжается до тех пор, пока кто-либо не дойдет до водящего и не коснется его руки. После этого все поворачиваются и убегают к себе за линию-домой. Водящий же после прикосновения к нему догоняет их, кого он поймает до линии дома, тот становится водящим, а игра начинается снова.

Выбирается 1 водящий – становится на одной стороне площадки.

На другой стороне на расстоянии 15-30 м чертится линия, за которой находятся остальные, выстроившись в шеренгу.

Выигрывает игрок который не разу не был пойман.

    продвигаться можно только шагом. Кто приближается к водящему бегом, тот отправляется за линию дома.

    На слова водящего ""раз, два, три"" каждый продвигается вперед с того самого места, где он остановился в предыдущий раз.

    Пошевельнувшийся, замеченный в движении водящим, должен обязательно вернуться за начальную линию независимо от того, где находится.

Игр. Карта №3

""Ловушка""

Задача: воспитание быстроты реакции

Место проведения:

Игроки

Водящие, образующие ворота

По сигналу руководителя все играющие должны пробежать на три счета через ""ворота"". На счет ""четыре"" ""ворота"" закрываются (водящие опускают руки вниз). Кто не успел пробежать, тот считается пойманным и заменяет одного из водящих. Если задержаны в воротах двое, то сменяют 2-х водящих и игра продолжается, только перебежка идет с другой стороны.

Из числа играющих выбираются 2 водящих (если играют более 15 человек, то выбирают 2-3 пары водящих).

Если играющих много и поставлены 2-4 ""ворот"", то и играющих можно разделить на 2-4 группы и каждая играет у своих ворот.

    во время перебежки через ворота не разрешается толкать друг друга.

    Оставшиеся в воротах после счета ""четыре"" не имеют права разрывать сцепленные руки водящих, пытаясь прорваться через ворота.

    Если не успели пробежать через ворота больше 2-х человек, то водящими становятся последние их них.

    При 2-4х воротах можно ввести правило, по которому все остальные играющие могут пробегать через любые ворота.

    Обежавшие ворота сбоку не считаются прошедшими через ворота и становятся водящими

    Счет руководителя должен быть медленным – примерно 1-1,5с на каждый счет.

Игр. Карта №4

""Группа смирно!""

Задача: развить внимание, воспитание честность

Место проведения: любое

Руководитель подает команды. Дети должны их выполнять лишь в том случае, если он предварительно перед командой скажет слово ""группа"". Если слово ""группа" он не произносит, то реагировать на команду не надо. Допустивший ошибку делает шаг вперед и продолжает играть.

В заключении отмечаются наиболее невнимательные игроки, которые отошли дальше других от исходного положения.

Выигрывают те игроки, которые были наиболее внимательны и благодаря этому остались в своем исходном положении.

    игрок, не выполнивший команды с предварительным словом ""группа"", делает шаг вперед.

    Игрок, пытавшийся выполнять команды без предварительного слова ""группа"", делает шаг вперед.

Игр. Карта №5

""Бой петухов""

Задача: развить прыгучесть, воспитать чувства равновесия

Место проведения:

Капитаны команд (или руководитель игры) посылают по одному игроку – ""петуху"" в круг. Каждый из них встает на одну ногу, другую подгибает назад, руки кладет за спину. По сигналу руководителя ""петухи"", прыгают на одной ноге, и начинают выталкивать плечом друг друга из круга или стремится заставить своего противника встать на обе ноги. Победитель выигрывает очко для своей команды. Затем идет в середину следующая пара игроков и т.д. Игра продолжается до тех пор пока все не побывают в роли петухов.

    На земле чертится круг диаметром 3-4м. ;

    Играющие делятся на две команды;

    В каждой команде выбирается капитан;

    Если много участников игры, бой можно проводить в 2-3 круга одновременно.

    петух ставший на обе ноги или выскочивший из круга считается побежденным, и оба игрока возвращаются к своим командам;

    если во время выталкивания оба петуха выйдут из круга, победа никому из них не присуждается, а на их место идет следующая пара;

    петухи вступают в бой только по сигналу. Если кто-либо из них начнет раньше, переигрывают. Если и второй раз – назначается проигравшим;

    капитаны тоже вступают в бой между собой;

    во время боя руки должны быть за спиной в противном случае опустивший их, проигрывает.

Игр. Карта №6

""Бой на корточках""

Задача: развитие равновесия, чувства дистанции

Место проведения: площадка с нарисованным кругом

По сигналу руководителя каждый в паре толкает ладонями в ладони соперника, заставляя его тем самым терять равновесие. Кто упал, тот проиграл.

(можно разрешить делать обманные движения – имитируя удар, убирать руки или отпрыгивать в сторону, не меняя положения).

Если играющих не много, играют просто парами. В этом случае по окончанию соревнований пар идет соревнование между победителями.

Каждый раз количество играющих сокращается в два раза. Играют до тех пор, пока не останется один игрок.

    играющие делятся на две команды;

    на земле чертится круг;

    играют подростки и старшие;

    победитель – игрок, который выиграл все поединки.

    начинать выталкивать можно только по сигналу. Игрок начавший раньше, считается проигравшим;

    выводить соперника из равновесия можно только ударами ладоней о ладони. Если игрок выведет соперника из равновесия столкнув его ладонью в корпус, то он считается проигравшим;

    игрок, потерявший равновесие или вытолкнутый из круга – считается проигравшим.

Игр. Карта №7

""Мяч по полу""

Задача: воспитание быстроты реакции, развитие внимания

Место проведения: любое

Двое играющих становятся в середину круга. Стоящие по кругу опускаются на одно или два колена. У них волейбольный мяч. Водящие поворачиваются лицом к мячу.


Игроки круга

По сигналу руководителя играющие начинают перекатывать мяч по полу, стараясь задеть им ноги водящих. Водящие бегают от мяча в кругу, подпрыгивают, спасаясь от него. Если кому-нибудь из играющих удастся попасть мячом в ноги водящего, он занимает его место, а бывший водящий становится в круг.

Выигрывают те, кто ни разу не были водящими. Первые водящие не считаются проигравшими;

Игра для младших классов (7-9лет).

    игра начинается по сигналу;

    осаленный по ногам водящий сразу же идет на место осалившего его;

    осаливать можно не выше колен;

    первый водящий не считается проигравшим.

Игр. Карта №8

""Передача мячей в колоннах""

Задача: воспитание быстроты реакции, внимания

Инвентарь: мяч

Место проведения: любая площадка

По сигналу стоящие впереди игроки передают мяч над головой стоящим сзади них. Те таким же способом передают мяч сзади стоящим. Каждый раз последний игрок в колонне, получив мяч, бежит справа от колонны к руководителю, а затем становится первым в своей колонне. Команда того, кто принесет мяч раньше других, получает выигрышное очко. Затем также по сигналу начинают передавать мяч в колоннах. И так играют до тех пор, пока все участники не побывают в конце колонн и не доставят мяч руководителю.

Варианты:

    мяч можно передавать под ногами, широко расставив ноги;

    можно через стороны;

    можно чередовать (передавая над головой и под ногами; с левой и правой стороны);

    игроки могут не бежать к руководителю, а сразу становиться первыми в своей колонне и продолжать тем же способом передавать мяч.

    игра начинается только по сигналу руководителя;

    передавать мяч можно над головой, а не другим способом;

    уронивший мяч должен его поднять, встать на место и продолжить игру.

    за каждое нарушение начисляются штрафные очки.

Игр. Карта №9

""Эстафета зверей""

Задача: воспитание быстроты реакции, внимания, развитие скорости

Инвентарь: булавы, стойки

Место проведения: площадка 30-40м


Играющие в командах принимают названия зверей. Каждый запоминает, какого зверя он изображает. Перед впереди стоящими играющими проводится стартовая черта. Впереди каждой колонны на расстоянии примерно 10-20 м ставится по булаве или по стойке. На расстоянии 2 м от старта чертится линия финиша.

Руководитель громко называет любого зверя. Игроки, взявшие название этого зверя, выбегают вперед, обегают стоящий напротив них предмет и возвращаются обратно. Тот, кто первым возвратится в свою команду, выигрывает для нее очко. Руководитель называет зверей вразбивку, по своему усмотрению. Некоторых может вызвать и по два раза. Каждый раз прибежавшие игроки встают на свои места в команде. Игра проводится 5-10 мин, после чего подсчитываются очки.

Побеждает команда, заработавшая большее количество очков;

Варианты:

Если помещение не позволяет, оббегать какие-либо предметы, можно что бы игроки оббегали свою колонну(команду) с определенной стороны.

    если оба игрока прибегут одновременно, очки не присуждаются ни одной команде;

    если игрок не добежит до конечного пункта, очко зарабатывает его партнер из другой команды.

Игр. Карта №10

""Вызов номеров""

Задача: воспитание внимания, быстроты реакции

Место проведения: любое

Руководитель вызывает игроков по номерам, чередуя их по своему усмотрению. Каждый раз прибежавший к финишу первым записывается выигрышное очко.

(см. карточку №9)

    Если позволяет помещение и играющих немного, можно построить их в две шеренги лицом в одну сторону на одной линии.

    Побеждает команда, набравшая большее количество победных очков.

    если играющие стоят в шеренгах, то их можно поставить в положение высокого или низкого старта, и из этого положения они должны выбегать по вызову руководителя;

    если игрок нарушает правила, у его команды вычитывается очко. Это правило рекомендуется применять начиная с 3 класса, когда учащиеся познакомятся с низким стартом.

Игр. Карта №11

""Шишки, желуди, орехи""

Задача: воспитание быстроты реакции

Место проведения: любое

По сигналу водящий громко произносит, например: "" Орехи"". Все играющие, названные ""орехами"", должны поменяться местами, а водящий стремится стать на любое освободившееся место. Если ему это удается, то игрок, оставшийся без места, становится водящим. Если водящий скажет ""желуди"", меняются местами стоящие в тройках вторыми, если ""шишки""- стоящие в тройках первыми. Когда игра освоена, водящему можно вызывать двух или даже трех игроков в тройках, например: ""шишки, орехи"". Вызванные также должны поменяться местами.

Побеждают игроки, которые ни разу не были водящими.

    вызванным запрещается оставаться на месте.

    игроки не могут перебегать в какую-либо другую тройку (в противном случае игрок становится водящим).

Игр. Карта №12

""Охотники и утки""

Задача: развитие ловкости

Инвентарь: волейбольный мяч

Место проведения: ровная площадка


играющие - ""утки""

Играющие – ""охотники""

По сигналу ""охотники"" начинают выбивать ""уток"" из круга. Каждый игрок может сам метать мяч или передать мяч для броска партнеру по команде. ""Утки"", бегая внутри круга, спасаются от мяча, увертываясь и подпрыгивая. Подбитая ""утка"" покидает круг. Игра заканчивается, когда в круге не останется ни одной ""утки"", после чего игроки меняются ролями.

Побеждает команда, сумевшая подстрелить ""уток"" за меньшее время.

Руководитель может установить время игры для метания мяча в ""уток"". Тогда итог подводится по количеству ""уток"", выбитых за это время.

    во время броска мяча запрещается заступать за черту.

    находящиеся в круге не имеют права ловить мяч руками.

    игроки не считаются выбитыми, если мяч попал в них после отскока.

    нельзя бросать в лицо.

Игр. Карта №13

""Эстафета с элементами равновесия""

Задача: развитие чувства равновесия

Место проведения: спорт. зал

Игроки команд

Скамейка

По сигналу головные игроки пробегают по рейке, добегают до стены и, коснувшись ее рукой, возвращаются обратно. Второй игрок выбегает вперед тогда, когда вернувшийся коснется его руки. Выполнивший задание встает в конец колонны.

Выигрывает команда, игроки которой быстрее закончат эстафету.

    бег начинается по сигналу.

    игроки обязаны пробегать по рейке скамейки.

    за каждое нарушение даются штрафные очки.

Игр. Карта №14

""Вызов""

Задача: воспитания быстроты реакции

Место проведения: площадка 25-30м

На двух противоположных сторонах площадки на расстоянии 18-20 м чертятся линии городов. Играющие делятся на две равные команды, в каждой из которых выбираются капитаны.

Капитаны команды, начинающей игру, посылает любого игрока в город другой команды. Ее участники вытягивают правые руки вперед ладонями вверх, согнув руки в локтях. Последний игрок вызывает помериться силами любого участника противоположной команды. Он трижды дотрагивается до ладоней играющих, громко считая при этом ""раз, два, три!"". Тот, кого он коснется в третий раз, должен осалить вызывающего. Каждый как можно быстрее убегать к себе домой. Если вызванному удалось поймать соперника до линии города, то последний идет в плен и становится за спиной осалившего. Если игрока не поймают, то, наоборот, вызванный игрок становиться пленником. Затем капитан другой команды посылает игрока на вызов. Тот действует так же, как и его предшественник.

Выигрывает команда, в которой по окончании установленного времени (8-15мин) будет больше пленных, или команда, забравшая всех игроков противника в плен.

    водящий, вызывая игроков, громко считает.

    он может каждый раз касаться любого из них.

    касаться можно только правой рукой и вытягивать вперед только правую руку (опускать ее в момент касания нельзя)

    если капитан сам попал в плен, его заменяет один из игроков команды.

    если вызван и попал в плен игрок, за спиной которого стоит один или несколько пленников, то он сам становиться пленником, а его пленные возвращаются в свою команду. Т.о., количество игроков в командах все время меняется.

Игр. Карта №15

""Наступление""

Задача: воспитание быстроты реакции

Место проведения: ровная площадка

Руководитель предлагает команде ""спартак"" взяться за руки и по его сигналу маршировать навстречу команде ""зенит"". Когда игроки будут на расстоянии трех- четырех шагов, преподаватель дает свисток, игроки наступавшей команды поворачиваются и стремительно убегают за черту своего дома, а игроки противоположной команды стараются догнать и осалить как можно больше противников. Пойманных подсчитывают, и они продолжают играть за свою команду. Затем по указанию руководителя наступают игроки ""зенита"", а стоящие напротив ловят их.

Игра повторяется несколько раз. В конце игры подсчитывают, сколько осаленных игроков на счету каждой команды. Отмечаются те, кто не был пойман и осалил больше остальных.

Побеждает та команда, которая за равное количество перебежек осалит больше игроков.

    убегать и догонять можно только по сигналу.

    каждая команда наступает одинаковое количество раз и ловит противника только до черты.

    можно предлагать игрокам принимать разные исходные положения: наступающие кладут руки друг другу на плечи, берутся за руки, соединяют руки скрестно и т.д.

    ожидающие, могут стоять спиной, боком, сидеть, принять положение низкого старта.

Игр. Карта №16

""Эстафета по кругу""

Задача: развитие скоростных качеств

Место проведения: ровная площадка

Игроки противоположных команд

По сигналу руководителя те игроки, у которых в руках эстафетная палочка, бегут по кругу (с внешней его стороны) мимо остальных ""спиц"" к свое спице и передают эстафету ожидающему с краю игроку, после чего встают на другой конец своей шеренги (ближе к центру). Все игроки делают полшага от центра. Получивший эстафету также обегает круг и передает ее третьему номеру и т.д. Когда начинавший игру окажется с края и ему принесут предмет, он поднимает его вверх, возвещая об окончании игры его командой.

Побеждает команда, закончившая эстафету раньше.

Эстафету можно проводить с ведением баскетбольного мяча.

    во время бега запрещается касаться стоящих игроков, а тем – мешать игрокам, совершающем перебежки.

    за нарушения правил начисляются штрафные очки.

Игр. Карта №17

""Ящерица""

Задача: развитие ловкости, внимания

Инвентарь: волейбольный мяч

Место проведения: любая площадка

Игроки круга

Игроки за кругом

По сигналу руководителя игроки, которые образуют круг, перебрасывают мяч друг другу, стараясь прямым попаданием выбить последнего игрока колонны. Выбитый игрок выбывает из игры.

    через 5-8мин команды меняются ролями.

    Побеждает команда, которая за установленное время выбьет больше игроков.

    не разрешается закручивать спираль (пряча последнего)

    попадание в голову не засчитывается

    попадание с отскока от пола не засчитывается

Игр. Карта №18

""Подвижная цель""

Задача: развитие быстроты реакции, ловкости

Инвентарь: волейбольный мяч

Место проведения: любая площадка


Игроки круга

Водящий

По сигналу руководителя дети стараются прямым попаданием попасть в водящего волейбольным мячом, от которого водящий, бегая внутри круга, увертывается.

    игру можно проводить в двух-трех кругах.

    в ходе игры бросающим мяч не разрешается заступать ногой за черту

    не засчитывается попадание в игрока после отскока мяча от земли

    если водящему удалось поймать мяч, он не выбывает из игры

    попадание в голову не засчитывается.

Игр. Карта №19

""Колесо""

Задача: развитие скоростных качеств, быстроты реакции

Место проведения: любая площадка

Каждая группа становится в колонну лицом к центру, все колонны располагаются наподобие спиц колеса. Водящий находится в центре.

По команде руководителя водящий бежит вокруг колеса, останавливается возле любой спицы и касается рукой плеча игрока, стоящего последним. Тот передает это касание стоящему впереди, он – дальше к центру и т.д. Стоящий в колонне первым, почувствовав прикосновение, громко говорит ""Хоп!"" и бежит вправо (или влево), обегая с наружной стороны все спицы колеса. Все игроки колонны, в том числе и водящий, бегут за ним, стараясь по пути обогнать друг друга. Важно не остаться последним, когда спица вернется на прежнее место. Тот, кто окажется последним, идет водить. Он может вызвать на соревнование в беге игроков другой колонны.

    игра продолжается 8-10- мин

    Побеждают те, кто ни разу не был водящими.

    обегающим спицы запрещается пробегать сквозь стоящих игроков.

    последним нельзя мешать перебежке.

    направляющий не может изменять направление бега на ходу.

    команда ""Хоп!"" выполняется обязательно.

Игр. Карта №20

""Кто быстрее?""

Задача: развитие скорости

Место проведения: площадка 50м

Игроки очередной пары становятся на лицевых линиях с разных сторон площадки (в 20 м от ее средней линии).

По сигналу руководителя ""Марш!"" они бегут навстречу друг другу, придерживаясь правой стороны, и стремятся как можно быстрее пересечь линию. Первый, кому удалось это сделать, приносит своей команде очко. Затем стартует следующая пара и т.д.

Выигрывает команда, набравшая больше очков.

    стартовать можно из разных положений.

    после перебежки игрок возвращается в свою команду.

Игр. Карта №21

""Эстафета с палками и прыжками""

Задача: развитие прыгучести, скоростных качеств

Место проведения: площадка 20-30 м

По сигналу руководителя первые номера бегут до установленной в 12-15 м булавы (набивного мяча), обегают ее и, вернувшись к своим колоннам, передают палку одним из концов вторым номерам. Держась за концы палки, оба игрока проводят ее под ногами играющих, двигаясь к концу колонны. Все перепрыгивают палку, толкаясь двумя ногами. Первый игрок остается в конце своей колонны, а второй бежит к стойке, огибает ее и проносит палку под ногами играющих с третьим номером и т.д. Игра заканчивается, как только все участники пробегут с палкой. Когда начинавший игрок вновь окажется в колонне первым и ему принесут палку, он поднимает ее вверх.

Побеждает команда, игроки которой раньше выполнили задание, не допустив ошибок.

    запрещается отпускать концы палки, когда ее проносят под ногами

    запрещается ронять палку

    все игроки обязаны перепрыгнуть через палку.

Игр. Карта №22

""Эстафета на полосе препятствий""

Задача: в зависимости от препятствий (развитие ловкости, прыгучести, равновесия)

Инвентарь: скамейки, барьеры, гимнастический конь(козел) и т.д.

Место проведения: спорт/гимнастический зал

По сигналу головные игроки обеих команд, выбегают вперед, преодолевают препятствие и возвращаются обратно, минуя эти препятствия. Прибежавший, дотронувшись до руки очередного игрока, встает в конец колонны.

Для эстафеты устанавливают скамейки, барьеры, конь, козел и др.

    Игра заканчивается, когда все члены команды выполнят задание. Головной игрок поднимает руку вверх

    выигрывает команда, игроки которой более ловко и четко преодолели все препятствия

Игр. Карта №23

""Обгони мяч""

Задача: развитие быстроты реакции, ловкости, скорости

Инвентарь: волейбольный мяч

Место проведения: любое

Игроки круга

Водящий

По сигналу нужно быстро передать мяч по кругу. Водящий бежит по кругу в ту же сторону, куда передается мяч, и старается обогнать его до того, как мяч попадет игроку, который начал передачу.

Игра продолжается 10-15 минут.

    мяч должен побывать в руках у каждого игрока

    если водящему удалось обогнать мяч, то назначается новый водящий, а если не удалось, то попытка повторяется.

Игр. Карта №24

""Салка и мяч""

Задача: развитие ловкости, быстроты реакции, воспитание чувства коллективизма

Инвентарь: баскетбольный мяч

Место проведения: любая ровная площадка

Игроки бегают по площадке и спасаясь от преследования водящего, передают друг другу баскетбольный мяч. Задача состоит в том, чтобы в конечном итоге послать мяч игроку, которого настигает водящий, так как игрока с мячом салить нельзя.

Игра продолжается 8-10 минут

1. водящему разрешается в ходе игры салить мяч на лету, перехватывая его. Если он сумел это сделать его сменяет игрок, виноватый в потере мяча.

Игр. Карта №25

""Борьба за мяч""

Задача: развитие ловкости, чувства коллективизма

Инвентарь: волейбольный/ баскетбольный мяч

Место проведения: любая площадка

Команда, владеющая мячом, старается умело маневрируя сделать между своими игроками десять передач подряд, не отдавая мяч противнику.

    Продолжительность игры 10-15

    Выигрывает команда, игроки которой за это время набрали большее количество очков.

    если мяч перехвачен соперником, то набранное количество передач аннулируется и ведется новый счет передач

    если мяч выбит за боковую линию соперником, мяч вводится из-за боковой линии с продолжение счета передач.

Игр. Карта №26

""Мяч соседу""

Задача:

Инвентарь: волейбольный мяч

Место проведения:

Правила

Игроки встают по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. Водящий находится за кругом. У одного из игроков волейбольный мяч.

Игроки круга

Водящий

По сигналу играющие передают мяч от одного к другому. Водящий бегая по кругу, старается коснуться мяча рукой. Если ему это удается, водящего сменяет тот, у кого в руках был мяч.

    продолжительность игры 8-10 мин

    выигрывают участники, которые не были водящими.

    игрок меняется с водящим в том случае, если допустит паление мяча.

    водящему запрещается бегая за кругом толкать остальных играющих.

Игр. Карта №27

""Ножной мяч в кругу ""

Задача: развитие быстроты реакции

Инвентарь: футбольный мяч

Место проведения: любое

Игроки круга

Водящий

Водящий ударяя ногой по мячу, стремится выбить его из круга. Игроки стоящие по кругу задерживают его ногами, передают друг другу, не давая мячу вылететь из круга.

Если водящему удалось отнять мяч и выбить его из круга, но его место идет игрок, пропустивший мяч с правой стороны от себя. Каждый игрок старается защищать промежуток между собой и соседом справа.

Игра продолжается 10-15 мин

    мяч считается вылетевшим только в том случае если он пролетел не выше колена играющих.

    руками мяч задерживать не разрешается

Игр. Карта №28

""Двумя мячами через сетку""

Задача: развитие скоростно-силовых качеств, быстроты реакции

Инвентарь: волейбольные мячи

Место проведения: волейбольная площадка


Игроки команды

Игроки команды

По свистку руководителя, команды перебрасывают мячи через сетку на сторону противника. Переброска мячей продолжается до тех пор, пока на одной стороне не окажутся одновременно два мяча. Дается свисток, игра останавливается, и команда, на стороне которой оказалось два мяча, проигрывает другой команде одно очко. Мячи возвращаются в команды и снова (по сигналу) начинается их переброска.

    игра проводится на волейбольной площадке

    вместо волейбольной сетки может быть натянута веревка с прикрепленными ленточками

    побеждает команда, которая первой наберет 10 очков.

Варианты:

Можно играть с большим количеством мячей

    мяч не должен пролетать под сеткой

    мяч не должен падать за границу площадки противника

    оба мяча не должны оказываться одновременно на стороне противника

    если мячи столкнулись в воздухе при подаче, игроки повторяют подачу мячей

    если игроки бросили мяч через сетку до свистка, его команда проигрывает очка

    за каждое нарушение правил команде засчитываются штрафные очки.

Игр. Карта №29

""Эстафета с ведением и броском мяча в корзину""

Задача:

Инвентарь: баскетбольные мячи

Место проведения: баскетбольная площадка


Игроки команды

По команде руководителя ""Внимание, марш!"" первый игроки бегут вперед, ведя мяч ударами о землю (пол), добегают до щитов, стоящих на противоположной стороне, ударяют мячам о щит или забрасывают мяч в корзину, возвращаются обратно, ведя мяч также ударами о землю до середины поля, откуда перебрасывают его очередному игроку. Следующие игроки в командах переходят на стартовую черту (у лицевой линии) и, поймав мяч, выполняют то же задание. Игра продолжается до тех пор, пока все игроки не выполнят установленного задания.

    игра проводится на баскетбольной площадке

    выигрывает команда, быстрее закончившая игру, допустившая меньше ошибок или не имеющая их совсем

    если команда закончила игру позже, но допустила значительно меньше ошибок, то она считается победительницей.

    первым игрокам не разрешается стартовать до сигнала, а последующим – до ловли мяча от предыдущего

    бежать с мячом нельзя, его следует вести ударами о землю

    если надо попасть мячом в корзину, то игрок не имеет права бежать обратно до тех пор, пока не выполнит это задание; может быть, ему придется сделать несколько бросков

    возвращаясь обратно, игрок может бросить мяч игроку своей команды только с установленного места

    за каждое нарушение правил команда получает штрафное очко

Игр. Карта №30

""Рывок за мячом""

Задача: развитие быстроту реакции, внимания

Инвентарь: набивной мяч весом 3-5 кг

Место проведения: любая ровная площадка


Называя любой номер, руководитель бросает мяч вперед как можно дальше. Игроки, имеющие этот номер, бегут к мячу. Кто раньше коснется мяча рукой, тот приносит команде очко. После этого мяч возвращается руководителю, который снова бросает его, вызывая новый номер, и т.д.

    игра длится 5-8 мин;

    команда, набравшая больше очков, считается победительницей.

    начинать бег можно с высокого или низкого старта (по договоренности

    если два игрока коснулись мяча одновременно, каждая команда получает по очку.

Игр. Карта №31

""Сумей догнать""

Задача:

Место проведения: стадион, манеж

По сигналу все игроки начинают бег. Задача каждого – не дать догнать себя тому, кто бежит сзади, и в то же время коснуться рукой бегущего впереди.

    играют до 20 человек

    если игра проводится в зале, то недалеко от его углов устанавливаются поворотные стойки, которые можно обегать только с внешней стороны. Число участников – до 10 человек

    Юноши и девушки соревнуются отдельно

    Для 10-11 классов

    осаленные выбывают из борьбы и идут в середину бегового круга. Остальные продолжают гонку

    игру можно закончить, когда на беговой дорожке останутся три самых выносливых спортсмена. Можно выявить и единоличного победителя

Игр. Карта №32

""Баскетбол с надувным мячом""

Задача: развить прыгучесть

Инвентарь: надувной мяч

Место проведения: баскетбольная площадка

Руководитель подбрасывает между капитанами надувной мяч, после чего он попадает к одной из команд. Ее игроки, подпрыгивая и подбивая мяч рукой, передают его друг другу. Когда мяч коснется баскетбольного щита, команда получает очко. После того как цель достигнута, мяч снова разыгрывается в центре площадки между капитанами или игроками, которых они выделяют.

    Если играют надувным шариком, то два-три таких же шарика надо иметь в запасе. Ими можно заменить лопнувший шарик.

    игра длится 10 мин со сменой сторон площадки после первых 5 мин игры.

    Побеждает команда, набравшая больше очков

    во время прыжков не разрешается отталкивать других игроков, а также бежать с мячом в руках

    за нарушение мяч передается другой команде, за вторичное нарушение игрок удаляется с площадки на 1 мин без прав замены

Игр. Карта №33

""Бег пингвинов""

Задача:

Инвентарь: волейбольные или набивные мячи, стойки или булавы

Место проведения: любое


По сигналу руководителя в положении мяч между ногами игроки должны обежать стойку (булаву, набивной мяч) и вернуться назад, передав мяч руками второму номеру своей команды. Участники, закончившие перебежку, встают в конец колонны.

Выигрывает команда, сумевшая быстрее и без ошибок закончить эстафету.

    обязательно надо коснуться ногой набивного мяча

Игр. Карта №34

""Наперегонки с мячом""

Задача: развитие быстроты реакции, внимания

Инвентарь: волейбольный/баскетбольный мяч

Место проведения: баскетбольная площадка


Руководитель бросает мяч в щит и называет любой номер. Оба игрока под этим номером выбегают вперед и пытаются завладеть мячом. Тот, кому это удалось, делает передачу последнему игроку своей команды, который передает его по шеренге дальше (из рук в руки или ударом о землю). Игрок, не сумевший завладеть мячом, обегает игроков своей шеренги с левой стороны, пытаясь обогнать мяч, который передают игроки другой команды. Если бегущий игрок финиширует в конце шеренги раньше мяча, то очко начисляется его команде. Другая команда тоже получает очка за то, что ее игрок овладел мячом после броска по щиту. Если же финиш первым пересек мяч, то команде засчитывается два очка. Затем руководитель вызывает другие номера. Игроки, принявшие участие в борьбе за мяч, снова становятся на свои места.

Побеждает команда, набравшая больше очков.

    игра начинается по сигналу руководителя

    игрок, потерявший мяч, должен вернуться на место и продолжать передачи

    передавать мяч игроку своей команды можно только указанным способом

Игр. Карта №35

""Волейбол с выбыванием""

Задача:

Инвентарь: волейбольный мяч

Место проведения: волейбольная площадка

По сигналу руководителя начинается игра в волейбол. Когда судья фиксирует в одной из команд третью по счету ошибку, игрок, допустивший ее, выбывает. Команда, оставшаяся в меньшинстве, подает мяч на сторону противника, возобновляя игру. Если в ходе игры команда снова ошибается (шестое по счету нарушение), то лишается еще одного игрока и т.д. Когда обе стороны понесли ""потери"", игра продолжается, но команда, совершившая очередную, третью ошибку, решает (исходя из тактических соображений), удалять ли ей с поля своего очередного игрока или остаться в прежнем составе, но разрешить вернуться на площадку игроку противоположной команды.

    Игра состоит из 3-5 партий каждая заканчивается, когда последний игрок одной из команд покинет площадку.

    Побеждает команда, которая выиграет большее число партий.

    Можно ограничить партии временем (12-15минут) и определять победителя в каждой из них по большему числу оставшихся игроков.

    ошибки фиксируются по волейбольным правилам

    после выхода участника из игры подает команда, допустившая ошибку

    участники возвращаются в игру в таком порядке, в каком выбывали

    игроки в командах подают по очереди, перемещаясь на площадке по часовой стрелке (как в волейболе).

Игр. Карта №36

""Ногой и головой через сетку""

Задача:

Инвентарь: футбольный мяч

Место проведения: волейбольная площадка

Побеждает команда, набравшая меньшее количество штрафных очков.

    счет в игре ведется по волейбольным правилам

    запрещается удар одним игроком мяча дважды, касание мяча руками, удар в стенку (за линию, ограничивающую площадку) или под сетку.

Игр. Карта №37

""У медведя во бору""

Задача: развитие речи, быстроты реакции, внимания

Инвентарь: -

Место проведения: большая площадка

По сигналу руководителя дети подходят к ""медвежьей берлоге"" и начинают делать движения, имитирующие сбор ягод, грибов, и в то же время все вместе приговаривают:

У медведя во бору

Грибы- ягоды беру,

А медведь сидит,

На меня рычит

Когда дети произнесут последнее слово – ""рычит"", ""медведь"" с рычанием выскакивает из берлоги и старается кого-нибудь поймать. Пойманного он отводит в берлогу.

Игра заканчивается, когда не пойманными останутся трое-четверо ребят, они и становятся победителями.

    игра начинается по сигналу руководителя

    водящий может выбегать из ""берлоги"", только когда будет произнесено последнее слово речитатива.

Игр. Карта №38

""Карусель""

Задача: развитие речи, быстроты реакции

Инвентарь: скакалка

Место проведения: любая ровная площадка

Ребята поднимают ее с земли и, держась за нее правой (или левой) рукой, ходят по кругу со словами:

Еле-еле, еле-еле

Завертелись карусели, а потом кругом,

А потом кругом-кругом,

Все бегом-бегом-бегом.

Дети двигаются сначала медленно, а после слов ""бегом"" бегут. По команде руководителя ""поворот"" они быстро берут веревку другой рукой и бегут в противоположную сторону:

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите.

Раз и два, раз и два,

Вот и кончилась игра!

Движение ""карусели"" постепенно замедляется и с последними словами прекращается. Играющие кладут веревку на землю и разбегаются по площадке. По сигналу они спешат вновь сесть на ""карусель"", т.е. взяться рукой за веревку, и игра возобновляется. Занимать места на ""карусели"" можно только до третьего звонка (хлопка). Опоздавший на ""карусели"" не катается и выбывает из игры.

Побеждают те ребята, которые в течение нескольких повторений игры останутся на ""карусели"".

    на веревке делаются метки числом на три меньше общего количества участников.

    при посадке в ""карусель"" дети должны схватиться за метку

    кому метки не достанется, тот выбывает из игры

Игр. Карта №39

""Три движения""

Задача: развить внимание

Инвентарь:

Место проведения: любое

Руководитель показывает три движения. Первое: руки сгибает в локтях, кисти на уровне плеч; второе: руки поднимает вперед на уровне плеч; третье: руки поднимает вверх. Показывает одно движение, он при этом называет номер другого. Играющие должны выполнять те движения, которые соответствуют названному номеру, а не те, которые показывает руководитель.

    Выигрывает тот, кто получит меньше штрафных очков.

    Можно придумать больше движений

Более старших детей можно удалять за каждую ошибку – выигрывает тот кто останется последним (самый внимательный).

    выполнять только те движения, которые соответствуют названному номеру

    за каждую ошибку игрок получает штрафное очко

Игр. Карта №40

""Успей занять место""

Задача:

Инвентарь:

Место проведения:

По команде руководителя водящий громко называет два каких-либо номера. Вызванные номера должны немедленно поменяться местами. Воспользовавшись этим, водящий старается опередить одного из них и занять его место. Оставшийся без места идет водить.

Победит тот, кто ни разу не был водящим

    игра начинается по сигналу руководителя

    номера, присвоенные участникам в начале игры, не должны меняться, когда тот или иной из них временно становится водящим

Игр. Карта №41

""У кого длинный хвост""

Задача: развитие внимания

Инвентарь:

Место проведения: любое

Руководитель называет животных, например: лошадь (длинный), коза (короткий), корова (длинный), лиса (длинный), заяц (короткий, овца (короткий), тигр (длинный), кот (длинный), медведь (короткий), свинья (короткий), осел (длинный), белка (длинный). Руководитель поднимает руку во всех случая. Тому, кто ошибается, начисляется штрафное очко.

Побеждает тот, кто за время игры набрал меньше штрафных очков.

    игра начинается по сигналу руководителя

    дети, которые ошибаются, не выбывают из игры

Игр. Карта №42

""Мяч среднему""

Задача: развить быстроту реакции, честность

Инвентарь: волейбольный мячи

Место проведения: любая площадка

По сигналу руководителя водящий бросает мяч одному из играющих и, получив его обратно, бросает другому участнику. Так водящие бросают мяч подряд всем детям и, получив его от последнего, поднимает мяч вверх.

    Побеждает команда, водящий которой сделает это раньше.

    Игра повторяется несколько раз, со сменой водящих.

    игра начинается по сигналу руководителя

    пропускать игроков нельзя

    мяч можно передавать только указанным выше способом

Игр. Карта №43

""Передал - садись""

Задача: развить быстроту реакции

Инвентарь: волейбольные мячи

Место проведения: любое

По сигналу каждый капитан передает мяч первому игроку своей колонны. Поймав мяч, этот игрок возвращает его капитану и приседает. Капитан бросает мяч второму, затем третьему и последующим игрокам. Каждый из них, вернув мяч капитану, приседает. Получив от последнего игрока своей колонны мяч, капитан поднимает его вверх, а все игроки его команды вскакиваю.

Выигрывает команды, игроки которой быстрее выполнят задание, а ее капитан поднимет мяч вверх.

    игра начинается по сигналу руководителя

    если во время игры игрок уронит мяч, он должен поднять его и бросить капитану, встав предварительно на свое место

Игр. Карта №44

""Падающая палка""

Задача: развитие быстроты реакции

Инвентарь: 1-2 гимнастические палки

Место проведения: любое

Водящий, держа палку за верхний конец, громко называет какой-нибудь номер и отпускает палку. Игрок с названным номером должен подскочить и схватить палку, пока она не упала на свое место, а водящий продолжает водить. Если же он не поймает палку, то становиться водящим, а бывший водящий идет в круг на свое место.

Выигрывает тот, кто ни разу не был водящим (за исключением первого водящего).

    водящий не имеет права отпускать конец палки до того, как назовет чей-либо номер. Если он допустит эту ошибку, то обязан переиграть

    играющие не должны мешать друг другу

    если кому-либо из игроков помешали выбежать к палке и из-за этого он не сумел ее схватить, пока она не коснулась пола, то игрок остается на месте, а водящий продолжает игру.

Игр. Карта №45

""Летучий мяч""

Задача: развить быстроту реакции

Инвентарь: 1-2 волейбольных мяча

Место проведения: любая площадка

Водящий, подбросив мяч, отбивает его любому игроку. Тот отбивает его кистями (как в волейболе) кому-либо из играющих или водящему, который, в свою очередь, таким же способом передает мяч другому игроку, цель игры – не дать мячу коснуться земли, как можно дольше продержав его в воздухе. Как только мяч коснется земли, на место водящего идет игрок, из-за которого мяч упал на землю. Прежний водящий занимает его место в кругу. На место водящего идет также игрок, коснувшийся мяча 2-3 раза подряд.

    игра продолжается установленное время

    лучшим считаются игроки, которые ни ращу не были водящими

Вариант2. В этой игре можно подсчитывать, сколько раз играющим удалось отбить мяч в воздухе, не дав ему коснуться замели.

Вариант3. Можно провести соревнования между играющими, разделив их на две группы. Побеждает та группа, которая дольше продержит мяч в воздухе. Играют 3 раза.

Вариант4. Можно установить время для игры и считать победительницей команду, в которой будет меньше падений мяча или других нарушений правил. Если такая ошибка допущена, то провинившийся идет водить; если считают очки за каждое отбивание мяча, то счет начинается сначала.

    игра начинается по сигналу руководителя.

    нельзя отбивать мяч больше одного раза подряд

    мяч, отбитый из круга, можно спасти, если отбить его у круг, не дав упасть на землю

    мяч разрешается отбивать кистью, головой, плечом.

Игр. Карта №46

""Кто обгонит?""

Задача: развитие прыгучести

Инвентарь: -

Место проведения: спорт. зал

Задача команд – по сигналу учителя, прыгая на одной ноге, достичь линии, нарисованной перед ними в десяти шагах. Затем команды поворачиваются и совершают прыжки в обратную сторону

Выигрывает команда, которая первой достигла границы. Игру можно усложнить,. Дав задание прыгать на одной ноге, а другую, согнув, держать за голеностопный сустав.

    нельзя вставать на обе ноги

    игроки не должны расцеплять руки

    при нарушении правил команде засчитывается поражение

Игр. Карта №47

""День и ночь""

Задача: развитие чувства дистанции

Инвентарь: -

Место проведения: большая площадка, спорт. зал

Учитель неожиданно произносит название одной из команд, например ""День!"" игроки этой команды быстро убегают в свой дом, а другой команды – догоняют и пятнают их. Осаленные игроки подсчитываются (записывается их число) и отпускаются в свою команду. Все становятся на прежние места, а учитель снова называет команду. Важно, чтобы не было строгого чередования, тогда играющие не знают, какая команда будет названа, а потому предельно внимательны. Перед сигналом руководитель, чтобы отвлечь внимание играющих, может предложить им выполнять различные упражнения (смена положений рук, прыжки или шаг на месте и.т.п.). Игра проводится несколько раз, после чего подсчитывается, сколько игроков поймано в каждой команде за одинаковое количество перебежек (за три или четыре).

Побеждает команда, осалившая больше игроков.

    игроков разрешается салить только до черты дома

    остальные продолжают участвовать в игре

    в ходе перебежки один участник может салить не только стоящего напротив, но и его соседей.

Игр. Карта №48

""Займи свободный мат""

Задача: развить быстроту реакции

Инвентарь: маты

Место проведения: спорт. зал

Задача игрока без мата состоит в том, чтобы после сигнала и началу игры занять свободный мат. Остальные игроки мешают этому, выполняя кувырок с мата на мат. Когда водящему удастся вбежать на свободный мат, его место занимает игрок, который не успел сделать кувырок и позволил водящему занять мат.

    Игра длится несколько минут.

    Отмечается самый внимательный и быстрый игрок, который ни разу не был водящим.

    игра начинается по сигналу руководителя

    запрещается толкаться

Игр. Карта №49

""Музыкальные салки""

Задача: воспитание честности, чувства ритма

Инвентарь: фортепиано

Место проведения: спорт. зал

По условию игры и убегающие и водящий должны подчиняться музыкальному ритму и темпу, растягивая или убыстряя шаги. Характер музыки в процессе игры изменяется. Если убегающий не подчиняется ритму музыки, руководитель может поменять играющих ролями.

Отмечаются наиболее честные дети. И те кого ни разу не осалили.

    водящий осаливший игрока не по правилам, продолжает водить

    если салка коснулась игрока, соблюдая правила, то новому водящему разрешается вступать в игру.

Игр. Карта №50

""Пустое место""

Задача: развитие скоростно-силовых качеств

Инвентарь: -

Место проведения: любое

По сигналу водящий бежит по кругу (с внешней стороны), дотрагивается до одного из игроков, после чего бежит в обратную сторону. Вызванный на соревнование устремляется в противоположную сторону. Встретившись, играющие приветствуют друг друга, пожимая руки. Продолжая бег, они стремятся занять свободное в круге место. Тот, что прибежит вторым продолжает водить.

    Игра продолжается 5-8 мин

    Побеждает игрок, который по истечению этого времени не побывал в роли водящего, т.е. занимает место первым

    игра начинается по сигналу руководителя

    игрокам запрещается срезать путь через круг

    нужно обязательно пожать друг другу руки

Елена Киселёва
Как правильно составить картотеку подвижных игр для дошкольников

Дошкольный возраст является одним из наиболее важных периодов в жизни человека.

В этом возрасте у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия и всесторонней двигательной подготовленности (Набатникова М. Я., 1982; Талер Л. Я., 1989; Гуськов С. И., Дягтерева Е. И., 1996; Немсровский В. М., 2000; Горская И. Ю., 2008 и др.).

Е. А. Покровский замечает: «Многие из народов, прославившихся совершенством своего физического и духовного развития, совсем не занимались систематической гимнастикой, а, наоборот, на первом плане у них были игры».

Воспитатели дошкольных учреждений всегда проводят в режиме детского сада подвижные игры. Однако чаще всего эти игры не совсем соответствуют возрастным возможностям детей и не способствуют их физическому развитию в полной мере.

Кроме того порой воспитатели не предполагают вариантов усложнения уже разученных

подвижных игр – это снижает интерес детей к самой игре и развитие функциональных возможностей детского организма.

Значительно облегчает работу воспитателя создание картотеки подвижных игр по каждой возрастной группе (в конце этих материалов приводится пример заполнения карточки

такой картотеки).

в соответствии с возрастными возможностями.

Предлагаю обратить внимание на программы, соответствующие ФГОС ДО:

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ под редакцией М. А.

Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, (М. Мозаика-Синтез 2015г. - раздел

Физическая культура в каждой возрастной группе);

Программа «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н. Е.

(2015г – Приложение №7)

Примеры игр

Подготовительная группа.

С бегом. Быстро возьми, быстро положи, Перемени предмет, Ловишка,

бери ленту, Совушка, Чье звено скорее соберется, Кто скорее докатит обруч до флажка, Жмурки, Два Мороза, Догони свою пару, Краски, Горелки, Коршун и наседка.

С прыжками. Лягушки и цапля, Не попадись, Волк во рву.

С метанием и ловлей. «Кого назвали, тот ловит мяч», «Стоп», «Кто самый

меткий?», «Охотники и звери», «Ловишки с мячом».

С ползанием и лазаньем. «Перелет птиц», «Ловля обезьян».

Эстафеты. «Веселые соревнования», «Дорожка препятствий».

С элементами соревнования . «Кто скорее добежит через препятствия к

флажку?», «Чья команда забросит в корзину больше мячей?».

Народные игры. «Гори, гори ясно!», Лапта.

Старшая группа

С бегом. «Ловишки», «Уголки», «Парный бег», «Мышеловка», «Мы веселые

ребята», «Гуси-лебеди», «Сделай фигуру», «Караси и щука», «Перебежки»,

«Хитрая лиса», «Встречные перебежки», «Пустое место», «Затейники»,

«Бездомный заяц».

С прыжками . «Не оставайся на полу», «Кто лучше прыгнет?», «Удочка», «С

кочки на кочку», «Кто сделает меньше прыжков?», «Классы».

С лазаньем и ползанием. «Кто скорее доберется до флажка?», «Медведь и пчелы»,

«Пожарные на ученье».

С метанием. «Охотники и зайцы», «Брось флажок», «Попади в обруч», «Сбей мяч»,

«Сбей кеглю», «Мяч водящему», «Школа мяча», «Серсо». Эстафеты. «Эстафета парами»,

«Пронеси мяч, не задев кеглю», «Забрось мяч в кольцо», «Дорожка препятствий».

С элементами соревнования. «Кто скорее пролезет через обруч к флажку?»,

«Кто быстрее?», «Кто выше?».

Народные игры. «Гори, гори ясно!» и др.

Средняя группа

С бегом. Самолеты, Цветные автомобили, У медведя во бору, Птичка и кошка,

Найди себе пару, Лошадки, Позвони в погремушку, Бездомный заяц, Ловишки.

С прыжками. Зайцы и волк, Лиса в курятнике, Зайка серый умывается.

С ползанием и лазаньем. Пастух и стадо, Перелет птиц, Котята и щенята.

С бросанием и ловлей. Подбрось - поймай, Сбей булаву, Мяч через сетку.

На ориентировку в пространстве, на внимание . Найди, где спрятано,

Найди и промолчи, Кто ушел, Прятки.

Народные игры . У медведя во бору и др.

Вторая младшая группа

С бегом . «Бегите ко мне!», «Птички и птенчики», «Мыши и кот», «Бегите

к флажку!», «Найди свой цвет», «Трамвай», «Поезд», «Лохматый пес»,

«Птички в гнездышках».

С прыжками. «По ровненькой дорожке», «Поймай комара», «Воробушки и

кот», «С кочки на кочку».

С подлезанием и лазаньем . «Наседка и цыплята», «Мыши в кладовой»,

«Кролики».

С бросанием и ловлей. «Кто бросит дальше мешочек», «Попади в круг»,

«Сбей кеглю», «Береги предмет».

На ориентировку в пространстве . «Найди свое место», «Угадай, кто и где

кричит», «Найди, что спрятано».

ПРИМЕР заполнения карточки подвижной игры

с прыжками для детей средней группы ДОУ, содержание которой соответствует рекомендациям программы «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н. Е. (2015г).

«ЛИСА В КУРЯТНИКЕ»

Задачи : Упражнять в прыжках в глубину на расстояние - 20-25 см. Развивать у детей ловкость и умение выполнять движение по сигналу, упражнять в беге с увертыванием.

Описание: На одной стороне площадки очерчивается курятник. В курятнике на насесте (на скамейках) располагаются куры, дети стоят на скамейках. На другой стороне площадки находится нора лисы. Все остальное место – двор. Один из играющих назначается лисой, остальные куры – они ходят и бегают по двору, клюют зерна, хлопают крыльями. По сигналу «Лиса» куры убегают в курятник, взбираются на насест, а лиса старается утащить курицу, не успевшую взобраться на насест. Отводит ее в свою нору. Куры спрыгивают с насеста и игра возобновляется.

Правила: Лиса может ловить кур, а куры могут взбираться на насест только по сигналу воспитателя «Лиса!».

Сигналы :КУРЫ ВО ДВОР -для выхода на игровую площадку; ЛИСА - для возвращения кур на насест.

Варианты: 1-Увеличить число ловишек – две лисы.

2-Курам взбираться выше на гимнастическую стенку.

Публикации по теме:

Буклет «Как составить родословное древо своей семьи» (для родителей) Счастлив тот, кто счастлив у себя дома. /Л. Н. Толстой/ Родословным или генеалогическим деревом (древом) называют графическую схему рода,.

Формирование безопасного поведения старших дошкольников посредством подвижных игр Формирование безопасного поведения старших дошкольников посредством подвижных игр «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье:.

Формирование навыков прыжков младших дошкольников средствами подвижных игр Аннотация: в статье раскрыты возможности подвижных игр в контексте формирования навыка прыжка дошкольников средствами подвижных игр. Ключевые.

Как правильно одеть ребенка осенью? Осень характерна перепадами температур, то подморозит, то дождик, то яркое солнце создает в воздухе такое тепло, что температура не отличается.

Конспект физического досуга в форме подвижных игр для детей младшей группы в конце года «Вечер подвижных игр» ЗАДАЧИ: продолжать отрабатывать двигательные навыки в играх. Упражнять в ходьбе, беге врассыпную, в умении по сигналу находить пару в игре.

Консультация для родителей «Как правильно выбрать игрушку для детей-дошкольников!» «КАК ПРАВИЛЬНО ВЫБИРАТЬ ИГРУШКУ ДЛЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» Сегодня, огромный выбор на рынке, приводит в заблуждение родителей при.

Организация подвижных игр на прогулке как средство физического воспитания дошкольников Физическое воспитание дошкольников является системой применения педагогических мер и средств физической культуры с целью гармоничного физического,.

Отчёт о работе объединения дошкольников по коррекции звукопроизношения «Говори правильно» Отчёт о работе объединения детей по коррекции звукопроизношения «Говори правильно» дополнительной образовательной деятельности по развитию.

Разработка системы дидактических подвижных игр в процессе математического образования дошкольников Актуальность использования математических игр в различных видах деятельности определяется ее значимостью в более прочном и осмысленном усвоении.

Эффективность влияния подвижных игр на повышение двигательной активности и укрепления здоровья старших дошкольников Слайд 1 «Эффективность влияния подвижных игр на повышение двигательной активности и укрепления здоровья старших дошкольников» МАДОУ «Центр.

Библиотека изображений:

Игровая карточка № 1

Название игры: «Река и ров»
Содержание: Занимающиеся построены на середине зала (площадки) в колонну по одному. Справа от колонны – ров, слева – река. Через реку надо переплыть (идти, имитируя руками движения пловца), через ров – перепрыгнуть. По сигналу учителя «Ров – справа!» дети поворачиваются направо и прыгают вперёд. Тот, кто прыгнул в другую сторону, считается упавшим в реку. Ему помогают выбраться, подавая руку. Все возвращаются и строятся посреди зала. По сигналу «Река – справа!» дети поворачиваются налево и «плывут на другой берег». Попавшему в ров подают руку, он возвращается к товарищам. Выигрывает игрок, совершивший меньше ошибок.

Игровая карточка № 2

Название игры: «Совушка»
Содержание: Играющие располагаются на площадке произвольно. Выбирается «совушка». Её гнездо – в стороне от площадки. После слов учителя «День наступает – всё оживает» дети ходят, бегают, подражая полёту птиц. После слов «Ночь наступает – всё замирает» играющие останавливаются в той позе, в какой их застал сигнал. Совушка выходит охотиться: уводит шевельнувшихся в своё гнездо. Учитель произносит «День...». Совушка уходит в гнездо, играющие «оживают».

Игровая карточка № 3

Название игры: «Ловишка в кругу»
Содержание: Посреди площадки чертят круг диаметром 4 – 5 м. Занимающиеся стоят по кругу. Выбирается водящий (ловишка). Он становится в центр круга. По сигналу «Раз, два, три – лови!» дети бегут, пересекая круг. Водящий должен дотронуться до них, не выходя из круга. Осаленный считается пойманным и временно выбывает из игры. Через 1 – 1,5 мин подаётся сигнал «Стой!». Подсчитываются пойманные. Из неосаленных выбирается новый водящий.
Правило: Ловить можно только в кругу.

Игровая карточка № 4

Название игры: «Ловишка с лентами»
Содержание: Играющие стоят по кругу. У каждого из них цветная ленточка, заложенная за пояс или ворот. В центре круга стоит ловишка. По сигналу «Беги!» дети разбегаются по площадке. Ловишка бежит за играющими, стремясь взять у кого-либо ленточку. Лишившийся её временно отходит в сторону. По сигналу учителя «В круг!» все бегут в круг. Ловишка подсчитывает взятые ленты и возвращает их детям.
Варианты: «Ноги от земли». Нельзя ловить успевших встать на какой-нибудь возвышающийся предмет.
«С мячом». Водящий должен осалить убегающих мячом.
«С приседанием». Нельзя ловить присевшего игрока.

Игровая карточка № 5

Название игры: «Горелки»
Содержание: Играющие становятся парами друг за другом, взявшись за руки. Впереди на расстоянии 3 – 4 м - водящий. Дети хором произносят:

Гори, гори ясно, чтобы не погасло.
Глянь на небо – птички летят,
Колокольчики звенят,
Раз, два, три – беги!

После слова «Беги!» дети, стоящие в последней паре, опускают руки и бегут вперёд вдоль колонны: один слева, а другой – справа. Выбегают вперёд, стараются снова взяться за руки и стать впереди водящего. Он пытается поймать одного из пары раньше, чем дети успеют встретиться и взяться за руки. Если водящему удаётся это сделать, он с пойманным образует новую пару и становится впереди колонны. Оставшийся без пары – водящий. Игра заканчивается, когда все пары пробегут по одному разу.


Игровая карточка № 6

Название игры: «К своим флажкам»
Содержание: Играющие делятся на 4 команды и становятся в кружки. В центре каждого – ребёнок с цветным флажком в поднятой руке. Все остальные по сигналу разбегаются по площадке, становятся лицом к стене и закрывают глаза. В это время игроки с флажками тихо и быстро меняются местами. Учитель даёт сигнал «Все к своим флажкам!», дети открывают глаза, ищут свои флажки, быстро бегут к ним и вновь образуют кружки. Побеждает команда, сделавшая это быстрее.

Игровая карточка № 7

Название игры: «Хитрая лиса»
Содержание: Играющие стоят по кругу с закрытыми глазами. Учитель обходит круг и дотрагивается до кого-либо из играющих, который становится лисой. По сигналу дети открывают глаза и трижды повторяют (тихо, громче, громко): «Хитрая лиса, где ты?» Лиса прыгает в центр круга и произносит: «Я здесь!» Дети разбегаются, а лиса ловит (пятнает) их. Запятнанный временно выбывает из игры. По сигналу дети вновь образуют круг. Выбирается новая лиса.
Правило: Лиса не должна выдавать себя.
Усложнение: Можно выбрать 2 – 3 лисы.

Игровая карточка № 8

Название игры: «Подкрадись к спящему»
Содержание: Играющие делятся на две команды и становятся в шеренги на противоположных концах зала. Одна команда садится на корточки и «засыпает». По сигналу вторая команда подкрадывается к первой как можно ближе. По второму сигналу, первая команда «внезапно просыпается» и догоняет вторую команду, пытаются осалить игроков. Осаленные игроки временно выбывают из игры. Догонять можно только до «дома» второй команды. Через 2 – 3 раза команды меняются местами. Отмечаются самые смелые игроки, которые «подкрадываются» ближе всех.

Игровая карточка № 9

Название игры: «Охотники и зайцы»
Содержание: На одной стороне площадки очерчивают место для охотников. На другой стороне обозначают домики для зайцев. В каждом домике находятся 2 – 3 игрока. Охотник обходит площадку, делая вид, что он разыскивает следы зайцев, а затем возвращается. По сигналу зайцы выбегают из своих домиков на поляну и прыгают на двух ногах, продвигаясь вперёд. Учитель произносит: «Охотник!» - игроки бегут в домики, водящий бросает в них мяч. Заяц, в которого попали мячом, считается подстреленным. Охотник уводит его к себе. Игра повторяется несколько раз, после чего выбирают другого охотника.
Правило: В руках у охотника может быть 2-3 мяча. Стрелять в зайцев, которые находятся в домиках, нельзя.

Игровая карточка № 10

Название игры: «Передал - садись»
Содержание: Занимающиеся построены в 2-4 колонны. Выбирается капитан, который становится в 3-4 шагах лицом к колонне. По сигналу каждый капитан передаёт мяч первому игроку своей команды, который возвращает его и приседает. Затем капитан передаёт мяч второму игроку, третьему и т.д. Получив мяч от последнего игрока своей команды, капитан поднимает его вверх. Выигрывает команда, которая первой закончит игру. Игра усложняется, если последний в колонне, получив мяч, бежит на место капитана, а тот встаёт в начале колонны.

Игровая карточка № 11

Название игры: «Медведи и пчёлы»
Содержание: Улей (гимнастическая стенка) находится на одной стороне площадки. На противоположной – луг. В стороне – берлога медведей. Играющие делятся на две команды. «Пчёлы» помещаются в улье (на стенке), медведи – в берлоге. По сигналу пчёлы вылетают из улья, летят на луг за мёдом. После этого медведи выбегают из берлоги, забираются в улей и лакомятся мёдом. Как только учитель подаст команду «Медведи!», пчёлы летят к ульям, а медведи убегают в берлогу. Не успевших спрятаться пчёлы жалят (осаливают). Ужаленные не участвуют в очередной игре. После двух повторений игроки меняются ролями.

Игровая карточка № 13

Название игры: «Лиса и куры»
Содержание: Из числа учащихся выделяются лиса, петух и охотник, остальные – куры. В зале, в 3 метрах одна от другой, расставляются гимнастические скамейки (насесты). Лиса уходит в свою нору. Охотник с двумя мячами находится в отведённом для него месте. Петух с курами гуляют по залу, собирают зёрна, хлопают крыльями. По сигналу учителя лиса подкрадывается к курам. Петух, заметив её, даёт сигнал «ку-ка-ре-ку» Все куры должны быстро взлететь на насесты. Петух прыгает последним. Лиса, ворвавшись в курятник, старается осалить и увести с собой какую-нибудь курицу, не успевшую взлететь на насест или соскочившую с него. За один набег лиса может утащить только одну курицу. В это же время охотник стреляет в лису – старается попасть мячом с 5-6 шагов. Если лиса подстрелена, выбирается другая лиса. Если сумела убежать, пойманная курица остаётся в доме лисы, которая продолжает охоту. После слов учителя «Лиса ушла» дети спрыгивают со скамеек и гуляют по залу. После 2-3 раз выбираются новые водящие.

Игровая карточка № 14

Название игры: «Запрещённое движение»
Содержание: Играющие вместе с учителем становятся в круг. Объяснив условия игры, учитель выполняет различные движения, указав, какое из них – запрещённое. Повторивший его делает шаг вперёд, затем продолжает играть. Запрещённое движение следует менять после 4-5 повторений.

Игровая карточка № 15

Название игры: «Цепочка»
Содержание: Двое из играющих, взявшись за руки, ловят детей. Пойманные присоединяются и образуют «цепочку», которая не должна разрываться во время ловли. Можно сделать 2-3 водящих и отметить, у кого длиннее получится цепочка.
Варианты: «Рыбаки и рыбка», «Невод».

Игровая карточка № 16

Название игры: «Свободное место»
Содержание: Играющие образуют круг. Водящий бежит за ним, дотрагивается до кого-либо и продолжает движение. Запятнанный бежит в обратную сторону, стремясь опередить водящего и занять своё место. Встречаясь, игроки здороваются: подают друг другу руки, приседают. Тот, кто не успел занять «свободное место», водит.

Игровая карточка №17

Название игры: «Третий лишний»
Содержание: Играющие становятся по два в затылок друг другу, по кругу, лицом к центру. Убегающий занимает место перед какой-либо парой. Стоящий сзади убегает, водящий устремляется за ним. Осаленный становится водящим.

Игровая карточка № 18

Название игры: «Медвежата на льдине»
Содержание: На площадке обозначается льдина. На ней два «медведя». Остальные играющие – «медвежата». По сигналу медведи, взявшись за руки, начинают ловить медвежат. Задержанного отводят на льдину. Когда на ней два медвежонка, они также берутся за руки и начинают ловить. Игра продолжается до тех пор, пока не будут пойманы все медвежата. Пары могут ловить играющих, только окружая их руками.

Игровая карточка № 19

Название игры: «Бездомный заяц»
Содержание: Играющие, кроме двух водящих, становятся в обручи, расположенные в разных местах площадки. Это – «дома». Один из водящих - «волк», другой - «бездомный заяц». Заяц, спасаясь от преследования, забегает в любой «дом». Игрок, к которому забежал бездомный заяц, лишается места и сам становится бездомным зайцем. Если волк запятнает зайца, они меняются ролями.


Игровая карточка № 20

Название игры: «Караси и щука»
Содержание: На одной стороне площадки находятся играющие (караси), посреди – водящий (щука). По сигналу караси перебегают на другую сторону, щука их ловит. Пойманные берутся за руки и образуют «невод». Теперь караси должны перебегать на другую строну через невод (под руками). Щука подстерегает их. Когда будет поймано 8-10 игроков, образуют «корзины» – круги, через которые нужно пробегать. Если пойманных будет больше, образуется «верша» - коридор, через который должны пробегать оставшиеся. Щука стоит у выхода из верши и ловит бегущих.

Игровая карточка № 21

Название игры: «Стой!»
Содержание: Все игроки, кроме водящего, образуют круг и рассчитываются по порядку номеров. По сигналу водящий ударяет мячом о пол и называет номер. Все разбегаются, а названный игрок становится новым водящим. Он бежит к мячу и старается побыстрее взять его, после чего говорит: «Стой!» Все останавливаются, водящий бросает мяч в кого-либо из играющих. При попадании игроки меняются ролями.

Игровая карточка № 22

Название игры: «Охотники и утки»
Содержание: Все играющие встают по кругу. После расчёта на первый-второй, вторые номера (утки) входят в круг, первые (охотники) остаются на местах. По сигналу учителя охотники стараются попасть мячом в уток. Выбитый выходит из круга. Игра продолжается до тех пор, пока все утки не будут осалены. После этого команды меняются местами.

Игровая карточка № 23

Название игры: "Собери флажки"
Содержание: На старте – восемь участников. По сигналу они начинают бег и стараются завладеть флажком, установленным на каждом этапе. Не успевшие это сделать игроки выбывают из игры. После второго этапа остаётся шесть участников, затем четыре и, наконец, соревнуются лишь двое сильнейших.
Правила: Игрок, уронивший флажок на землю, должен сначала поднять его и только затем продолжить бег. Победителем является игрок, овладевший последним флажком. Методические указания: Необходимо расставить через каждые 10-20 м группы флажков. В первом ряду флажков должно быть на два меньше, чем начинающих игру участников забега, во втором – ещё на два флажка меньше и т.д. Итак, если старт принимают 10 человек, то флажков должно быть 8, 6, 4, 2, 1.

Игровая карточка № 24

Название игры: "Убегай - догоняй"
Содержание: Две команды – «Догоняй» и «Убегай» - располагаются в шеренгах в 20-30 м одна от другой. Игроки рассчитываются по порядку номеров. Между командами чертят два круга, в которые ставят два флага. В ближайший от команды «Убегай» круг кладут мяч. Преподаватель называет любой номер. Игроки разных команд, имеющие этот номер, одновременно выбегают вперёд. Задача игрока из команды «Убегай» - взять мяч, обежать с ним сначала ближний, а затем дальний флаг и вернуться за линию своей команды. Игрок противоположной команды должен догнать убегающего, преследуя его по тому же пути (вокруг флагов) до линии.
Методические указания: Наблюдая за игроками, преподаватель должен называть номер, менее всего готовый к старту. После того как все игроки будут вызваны по одному разу, команды должны меняться ролями.

Игровая карточка № 25

Название игры: "В горку и с горки"
Содержание: Встречная или линейная эстафета проводится на склоне горки. Игроки команд, стоящие внизу, несут эстафету вверх, а получившие эстафетную палочку спускаются вниз и т.д.
Правила: Игра продолжается до тех пор, пока команды вновь не займут свои прежние позиции (сделав пробежку вниз и вверх).

Карточка игры «БЕЛЫЕ МЕДВЕДИ»

(игра для детей младшего школьного возраста, 1-4 классы)

Место проведения и инвентарь. Площадка на улице, спортивный зал.

Форма игры. Коллективная.

Минимальное количество игроков : 6-8 человек.

Описание игры. Подготовка к игре. Очерчивается площадка – «море» (10-12 см), в стороне лежит обруч – «льдина», на которой располагается водящий – белый медведь. Остальные игроки – медвежата, располагаются в «море» в произвольном порядке.


- «Льдина», на которой располагается белый медведь.

Медвежата

Руководитель игры

Игра начинается со слов медведя: «Выхожу на ловлю!». Медведь выбегает на площадку и начинает ловить медвежат (осаливать их, коснувшись плеча). Поймал одного – берет за руку и ведет на льдину, бежит за вторым медвежонком, осаливает его и ведет на льдину. Два пойманных игрока берутся за руки и начинают ловить играющих. Настигнув медвежонка, пара окружает его в кольцо и кричит: «Медведь, на помощь!». Белый медведь бежит в море, осаливает пойманного игрока и ведет его на льдину. Когда на льдине окажется еще пара игроков (медвежат), то они тоже идут в паре ловить остальных игроков. Таким образом, с каждым разом пар становится все больше. Игра продолжается до тех пор, пока в море не останется один медвежонок.

Правила игры: 1) пары ловят играющих только окружив их руками;

2) при ловле нельзя хватать игроков; 3) игрок, выбежавший за пределы площадки, считается пойманным; 4) медвежонок, пойманный парой может выскользнуть, пока его не осалил медведь; 5) как только медведь поймал 1-ую пару, остается на льдине и больше не ловит.

Определение победителей и подведение итогов. Игра продолжается до тех пор, пока в море не останется один медвежонок. Он побеждает и становится белым медведем.

Педагогическая цель – развивать быстроту, ловкость, выносливость.

Педагогические задачи игры:

1. Развивающая: развивать быстроту реакции, внимание на звуковой сигнал;

2. Воспитательная: воспитывать смелость, честность, дисциплинированность, уважение к установленным правилам, волю к победе;

3. Оздоровительная: укреплять опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную системы;

4. Образовательная: научить детей игре, правилам игры; обучить бегу парами, формировать умение ориентироваться в пространстве.