Именины даниила. Именные иконы

В раннем детстве это спокойный, нежный и ласковый малыш. Он очень улыбчив и отлично ладит с детьми. Такому развитию характера во многом способствует и само имя, ведь Даниил даже звучит мягко и размеренно.

С раннего детства в мальчике остро проявляется неприятие лжи, что обычно не свойственно детям, которые часто ищут возможность схитрить или обмануть. Несмотря на мягкость и спокойствие, Даню ни в коем случае нельзя назвать тихим или замкнутым ребенком. Он обожает активные игры и нередко выбирает занятия такими видами порта, как теннис, футбол, гимнастика, восточные единоборства.

Носитель этого имени не стремится к высокой результативности. Для него игра – просто большое удовольствие. В Даниках скрыт большой творческий потенциал, они могут петь, танцевать, музицировать, так что родителям требуется хорошенько потрудиться, чтобы раскрыть и развить его невероятные способности.

В подростковом возрасте Даниил сохраняет своё спокойствие, мягкость и доброту. Он становится достаточно впечатлительным, поэтому первая любовь, какие-то неудачи или разочарования могут у него вызвать сильные переживания. Близким следует быть внимательными к мальчику в этот период.

Учеба дается Даниилу легко. Одна из его черт – любознательность. Поэтому, если повезет и ему встретится яркий талантливый педагог, то он сможет зажечь в мальчике настоящую любовь к своему предмету и даже в некоторой степени поможет определиться с занятием в будущем. Но отсутствие контакта с учителями может полностью убить интерес к обучению, и оно станет для подростка простой повинностью.

Он никогда не дает волю сильным эмоциям, и критическая ситуация только заставляет его сосредоточиться и мобилизоваться. Рассудительность и хорошо развитая интуиция помогают ему разрешать даже самые сложные жизненные ситуации.

Мужчина Даниил – это очень справедливый, спокойный, уравновешенный и сдержанный человек. Вряд ли вы когда-то увидите его кричащим, резким или агрессивным. За это его очень уважают окружающие.

Даже в самые ответственные и волнительные моменты он сохраняет хладнокровие, словно погружается в себя. Такое поведение неизменно вызывает уважение. В споре он не будет давить на собеседника. Его стиль – методично и аргументированно отстаивать свою точку зрения, пытаться донести свое мнение в простой, но убедительной форме.

Имя Даниил является редким и не менее редкими для современных мужчин чертами наделяет оно своего обладателя. Ему не свойственны чувство зависти, злопамятность, он не зацикливается на поиске негативных качеств в людях, открыт и добродушен.

Святой благоверный князь ДАНИИЛ МОСКОВСКИЙ (†1303)

Святой благоверный князь Даниил Московский является родоначальником московской линии Рюриковичей: московских князей и царей. Он жил в конце XIII века, в один из самых мрачных периодов русской истории, когда не столько Золотая Орда, сколько междоусобные войны за княжеские престолы опустошали родину и губили народ.

Князь Даниил Московский родился во Владимире в 1261 году. Он был четвертым и младшим сыном великого князя Александра Ярославича Невского и праведной княгини Вассы, дочери Брячислава, князя Полоцкого. В два года Даниил лишился отца (его отец отправился в далёкую орду, к татарскому хану, умилостивлять его; на обратном пути святой благоверный Великий Князь Александр Невский захворал и, не доехав до Владимира, скончался в Городце (Нижегородской губернии) 23 ноября 1262 года) . Вскоре скончалась и его мать (время преставления его матери в летописях не указано, известно только, что погребена она в соборе Владимирского Успенского (Княгинина) монастыря, и окрестные жители почитали ее праведной) . Так святой Даниил рано остался сиротой и долго не получал своей доли наследства; старшие братья его, завладевшие и великокняжескою властью, и всеми областями отца своего, долго не уделяли Даниилу ничего.

Мальчик рос кротким и незлобивым. В храм он всегда брал горсть монет и с щедростью раздавал их после службы нищим и страждущим на паперти. Подобно отцу своему, святому князю Александру Невскому, Даниил возлюбил Божий храм, молитву и церковное пение. Как будущий правитель Даниил был обучен светским наукам, воинскому искусству и делу управления подданными.

Когда Даниилу исполнилось 10 лет, в 1272 году, его братья выделили ему для княжения бедное и незначительное Московское княжество - худшее из наследий Александра Невского, сравнительно с Владимиром, Переяславлем, Суздалем и другими отчинами. Но отрок - князь и сим уделом оставался доволен, не домогаясь большего.

Уже в 1272 году он основал Крутицкий монастырь с храмом во имя апостолов Петра и Павла. Затем благоверный князь построил на берегу Москвы-реки храм во имя своего покровителя, преподобного Даниила Столпника и при нем монастырь. Московское княжество было в те времена маленьким и незавидным. Возмужавший благоверный князь Даниил укрепил и увеличил его, но не путем неправды и насилия, а милосердием и миролюбием. Из бедной деревушки на берегах реки Москвы выросла первопрестольная столица Москва; скудный московский удел угодника Божия Даниила ещё при жизни его сделался Великим княжеством Московским, а сам он стал первым Великим Князем Московским.


Неспокойно было на Руси. В те времена, когда разгромленная и порабощённая татарами Русь, раздираема ещё была и княжескими междоусобицами. И часто, благодаря благоверному князю Даниилу, его неустанному стремлению к единению и миру на Русской земле, удавалось предотвратить кровопролитие.

Великим миротворцем был Даниил, но по нужде, доблестно защищал своё княжество.

В 1283 году его старшие братья Андрей и Димитрий схватились за право княжения во Владимирской земле. Дело дошло до столкновения: войска братьев сошлись у города Дмитрова. Князь Даниил поспешил со своим войском в лагерь брата Андрея, и князь Димитрий, почувствовав силу, согласился на заключение мира.

К сожалению, Андрей забыл этот урок и в 1293 году предательски привёл орды татар, во главе с Дюденем ("Дюденева рать"), которые разграбили и опустошили множество русских городов: Муром, Суздаль, Коломну, Дмитров, Можайск, Тверь. Тогда святой князь решился впустить их в Москву, чтобы спасти народ от гибели. Сил для отпора не было. Даниил не покинул свой народ в это тяжёлое время. Вместе со своим народом князь переживал тяготы разорения и разбоя. А когда враги ушли из города, оставив после себя пепелище, Даниил раздал своё личное имущество пострадавшим горожанам.

Поддерживаемый татарами князь Андрей стал править во Владимире. Вскоре, ссоры вновь разгорелись между князьями. Князь Андрей пошёл с войском на Переяславль-Залесский. Отстаивая свои права, святой Даниил был вынужден в 1296 г. выступить сильной ратью в союзе со своим дядей, тверским князем Михаилом, против своего брата близ места, называемого Юрьево Толчище, но и здесь стремление к миру победило, и кровопролития удалось избежать. Брату же своему, столь злодейски предавшему христиан в 1293 году татарскому хану, не мстил за обиду - и благодушно простил ему его злой поступок. Столь неизменное человеколюбие и добродушие Даниила смягчило сердце тревожного брата его Андрея, так что он не только помирился с ним, но и передал ему в 1296 году власть свою и титул Великого Князя.

В 1301 году в городе Дмитрове собрался съезд всех князей русских. Внук Александра Невского, сын старшего брата Димитрия, племянник Даниила, князь Переяславский и Дмитровский Иван принял в Дмитрове могущественных соседей - князей Андрея Владимирского, Михаила Тверского и Даниила Московского. На этом собрании святой Даниил убедил всех помириться и прекратить все междоусобицы. А его племянник, князь Переяславля-Залесского, Иван Димитриевич так любил своего дядю Даниила, что не только не оспоривал у него титула Великого Князя, но и свою отчину - Переяславскую область - одно из сильнейших тогда княжеств - в 1302 году, умирая бездетным, завещал в собственность своему любимому дяде Даниилу Александровичу. Переяславская земля вместе с Дмитровом была после Ростова первой как по числу жителей, так и по крепости главного города. Переяславль-Залесский был хорошо защищен со всех сторон. Святой князь остался верен Москве и не стал переносить столицу княжества в более сильный и значительный по тому времени Переяславль. Это присоединение выдвинуло Московское княжество в число наиболее значительных. Так было положено начало объединению Русской земли в единую мощную державу.


В 1301 году, когда Рязанский князь Константин Романович, призвав на помощь татар, занимался тайными приготовлениями к внезапному нападению на земли Московского княжества, преподобный Даниил пошел с войском на Рязанского князя, разбил неприятеля, взял Константина в плен и истребил множество татар. Это была первая победа над татарами, победа негромкая, но замечательная - как первый порыв к свободе. Разбив Рязанского князя и рассеяв его союзников - татар, благоверный князь Даниил не воспользовался победою, чтобы отобрать чужие земли или взять богатую добычу, как это было принято в те времена, а показал пример истинного нестяжания, любви и братолюбия. Никогда не брался святой князь за оружие, чтобы захватить чужие земли, никогда не отнимал собственности у других князей ни насилием, ни коварством. Московский князь оказал милость своему пленнику: Константин жил в Москве, словно гость, ему присылались угощения с княжеского стола, воздавались почести согласно его титулу. Победа над рязанским князем ещё раз показала русским людям милосердие и бескорыстие Даниила Московского.

В 1303 году святой Даниил тяжело заболел. По примеру своего отца святого Александра Невского он принял великую схиму и заповедал похоронить себя в основанной им обители в честь преподобного Даниила Столпника, впоследствии получившей название Московского Данилова монастыря. По глубокому смирению он хотел быть погребенным не в церкви, а на братском монастырском кладбище.

Скончался благоверный князь 4 марта 1303 года , на 42 году от роду.

После кончины его преемниками великокняжеской власти и титула был не брат или племянник его, но сын Иоанн Даниилович, и после него сие достоинство переходило от одного к другому, от отца к сыну, по прямой линии, до кончины царя Феодора Иоанновича в 1598 году - в течение 300 лет. Царствующий благословенный Дом Романовых не совсем чужд роду Святого Даниила, имея роднёю супругу царя Ивана Васильевича Грозного, Анастасию Романовну; так в благословенном роду Святого и блаженного Даниила сохраняется царственное достоинство более 600 лет.

Святые мощи св. Даниила Московского

Честные мощи святого князя Даниила находи-лись под спудом почти 350 лет.

В 1652 году царь Алексий Михайлович (1645—1676) по повелению явившегося ему благоверного князя Даниила совершил торжественное открытие мощей святого. 30 августа патриарх Никон с собором епископов и царь Алексий Ми-хай-лович с придворными открыли могилу благоверного князя и обрели честные мощи нетленными. В то же время среди многочисленного народа произошло немало чудесных исцелений. Святые мощи были торжественно пе-ренесены в монастырский храм в честь святых отцов Семи Вселенских Соборов и положены в специально приготовленной деревянной гробнице напротив правого клироса. Тогда же благоверный князь Даниил был причислен к лику святых и ему было установлено общецерковное празднование 4/17 марта — в день блаженной кончины и 30 августа/12 сентября — в день обретения нетлен-ных мощей.

Святые мощи угодника Божия Даниила со времени перенесения их в церковь открыто почивают в особой раке. (В особом золотом ковчежце на груди св. Даниила почивает и частица святых мощей отца его, святого благоверного Великого Князя Александра Невского).

Ныне существующая рака устроена в 1817 году из серебра, весом более двух пудов и в клеймах правой стороны имеет тропарь и кондак святым. Прежняя же рака святых мощей была похищена в 1812 году французами, святые же мощи не были повреждены. В 1917 году мощи святого Даниила были перенесены в Троицкий собор Данилова монастыря и установлены под сенью у северно - восточного столпа, в 1929 году рака вернулась в храм святых Отцов семи Вселенских Соборов.

В 1930 году Данилов монастырь был закрыт и там вплоть до 1983 года размещалась колония для несовершеннолетних. 7 октября 1930 года во время всенощного бдения мощи святого Даниила были перенесены в действующую приходскую церковь Воскресения словущего, расположенную рядом с обителью. Судьба святых мощей после закрытия этого храма в 1932 году неизвестна.

Сохранились частицы мощей Даниила Александровича. Одна частица, принадлежавшая некогда архиепископу Феодору (Поздеевскому), 29 мая 1986 г. была передана в Данилов монастырь из США. Другую частицу вернул обители 17 марта 1995 г. живший в США протоирей И. Мейендорф, получивший ее от академика Д. С. Лихачёва, которому ковчежец со святыней передал на хранение профессор И. Е. Аничков с наказом вернуть Церкви в благоприятное время. Аничков получил частицу мощей Даниила Александровича в 1929 г. от неизвестного по имени архиерея в одном из северных городов России, где оба отбывали ссылку.

В настоящее время металлическая позолоченная рака с частицей мощей святого Даниила Александровича находится в храме святых Отцов семи Вселенских Соборов (под северной аркой, ведущей в придел во имя святого Даниила Александровича) , над ракой установлена резная деревянная сень. Ковчег с частицей мощей находится также в Троицком соборе монастыря. Кроме того, в обители имеется несколько икон с частицами мощей святого князя Даниила.


Особую славу и почитание принёс блаженному князю Даниилу основанный им Свято-Данилов монастырь . По Божию Промыслу именно Свято-Данилов монастырь стал первым монастырём, возрождённым после тяжких лет большевистских гонений на Церковь.



Во второй половине XVII века монастырь был окружен каменными стенами с восемью башнями.

В XIX-XX вв. при обители существовала богадельня для престарелых священнослужителей и вдов духовного сословия.

На территории обители располагалось одно из древнейших московских кладбищ, на котором обрели упокоение многие церковные иерархи, а также деятели культуры.

С 1917 по 1930 год настоятелем Данилова монастыря был епископ Феодор, вокруг которого группировались клирики и верующие, не принимавшие новой безбожной власти. Но официально монастырь был закрыт уже в 1918 году.

В 1931 году монастырь был окончательно закрыт, и там вплоть до 1983 года размещалась колония для несовершеннолетних.

В 1983 году монастырь в ужасном состоянии был возвращен Церкви.


Всего за 5 лет там были проведены колоссальные строительно-реставрационные работы, и к 1988 году, к празднованию тысячелетия Крещения Руси, Свято-Данилов монастырь вновь засиял во всей красе.


Сейчас монастырь является одним из крупнейших духовных центров России. Современный Данилов монастырь имеет статус ставропигии, его настоятелем является Патриарх Московский и всея Руси. На территории обители располагается резиденция Его Святейшества Патриарха Кирилла.

Святому благоверному князю Даниилу Московскому молятся о благостоянии града Москвы и о всей России, а также о благополучии в собственном доме, о благословении жилища, об улучшении жилищных условий.

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Ин тропарь благоверному князю Даниилу Московскому, глас 5
Благославная похвале и благосветлый венче/ царствующаго града Москвы,/ всеблаженне Данииле, отче наш./ Подвигом бо добрым подвизався,/ богоугодное течение совершил еси,/ всерадостныя некончаемыя жизни сподоблься,/ зриши Господа Бога,/ Емуже молися,/ благочествующим тя и лобызающим богохранимыя твоя и чудесоточныя мощи/ спасение и наследие Царства Небеснаго даровати.

Кондак благоверного князя Даниила Московского, глас 4
Избранный Богом от чресл родительских/ и воспитанный от младенчества в законе Господни в мужа совершенна/ и Промыслом Вышняго, именитаго града Москвы наследие княжества прием,/ верен строитель благочестивым людем твоим показался еси, Богоблаженне Данииле,/ ихже образом своим наставляя/ и поучая заповедем Господним выну,/ путем, ведущим в живот вечный, присно шествуя,/ Небеснаго Царства достигл еси,// идеже со ангельскими водворяяся лики, поеши Богу: Аллилуия.

Молитва святому князю Даниилу
О преподобне княже Данииле, к иконе твоей притекающе, усердно молим тя: призри на нас (имена), с верою под кров молитв твоих прибегающих.
Пролей теплое твое ходатайство ко Спасу всех, яко да утвердит миром приход сей и храм сей добре да сохранит, благочестие и любовь в людех православных насаждая, злобу же, междоусобие и нравов развращение искореняя; всем же нам вся благая ко временному животу и вечному спасению даруй молитвам твоими, яко да прославляем дивнаго во святых своих Христа Бога нашего вкупе со Отцем и Святым Духом во веки веков. А минь.

Молитва благоверному князю Даниилу Московскому
Церкве Христовы похвале высокая, града Москвы стено необоримая, державы Российския Божественное утверждение, преподобне княже Данииле. К раце мощей твоих притекающе, усердно молим тя: призри на нас, память твою воспевающих и с верою под кров молитв твоих прибегающих. Пролей теплое твое ходатайство ко Спасу всех, яко да утвердит миром страну нашу, грады и веси ея и обитель сию добре да сохранит, благочестие и любовь в людех твоих насаждая, злобу же, междоусобие и нравов развращение искореняя; всем же нам вся благая ко временному животу и вечному спасению даруй молитвами твоими, яко да прославляем дивнаго во святых Своих Христа Бога нашего во веки веков. А минь.

При копировании, просьба указывать ссылку на наш сайт

Программа студии "Неофит" "Тесные врата" о святом князе Данииле Московском (2002)

Место было выбрано живописное и удобное – на небольшом холме, у слияния тихой речки Худинец с широкой и полноводной рекой Москвой. В 1282 году князь поставил здесь деревянную церковь и велел освятить ее в честь своего небесного покровителя святого Даниила.

С одной стороны, храм находился на оживленной ордынской дороге, а с другой – на определенном удалении от города. Так что скоро вокруг него собралась первая на Москве монашеская община, которой князь помогал встать на ноги своими личными сбережениями. Теперь, испросив благословения, можно было приступать к укреплению хозяйства.

Князь принялся сам объезжать окрестные села, осматривать угодья, принимать отчеты старост. Во всем разбирался сам, отстранял списки, приказывал открывать житницы и амбары. В городе он сразу же взялся за расширение Кремля, придумав для удобства строителей рабочие столовые и полевые кухни. Работа закипела втрое быстрее. Возведением стен и оборонительных укреплений Даниил руководил сам.

По московским торговым рядам, которые на переяславский манер князь назвал Красной площадью, он всегда ходил тоже сам, оставляя коня с провожатыми далеко позади. Внимательно осматривал прилавки, трогал ткани, приценивался, беседовал с купцами. Обилие товаров не могло не радовать: если есть, что продать, значит, будет, на что жить.

Как-то раз по обыкновению князь прохаживался по торгу. Отовсюду неслось радостное «К нам, к нам, княже! Даниил Александрович, батюшка родимый, к нам!» Увидев солонку хитрой работы, князь остановился:

– Почем отдашь, хозяйка?

– Да хоть так прими, в подарок.

Да ведь и князь не беден. Развернул платок и подал заморскую диковину. От счастья женщина рухнула в ноги, запричитала, стала отказываться от подарка. Рассказала, что сын ее погиб на службе, но невестка досталась хорошая, и они вместе воспитывают внука, так что грех жаловаться.

Князь поднял ее, достал серебряную гривну и серьезно сказал:

– Нет, ты уж прими, хозяйка. Ведь это я твоего сына не сберег.

Об удивительной ответственности московского князя за своих людей и абсолютно несовременном 13-му веку миролюбии еще при жизни Даниила ходили легенды.

В 1282 году в ответ на несправедливые притязания старшего брата, великого князя Дмитрия, он собирает рать и выступает против него. Встретившись с обидчиками, москвичи уже готовы были броситься в атаку, как вдруг князь неожиданно приказывает трубить отбой. Этот конфликт он решил путем переговоров.

3 года спустя снова угроза, теперь уже от среднего брата Андрея Александровича. И опять мирная политика Даниила останавливает междоусобицу и не дает начаться кровопролитию.

В 1293 году на Москву обрушилось особо тяжкое испытание. Князь Андрей привел на Русь татар во главе с печально известным Дюденем. Дюденева рать уже сожгла Муром, Суздаль, Коломну, опустошила Дмитров и Можайск. Теперь эта банда безжалостных грабителей стояла у стен Москвы. Силы были слишком неравны, и сопротивляться было бесполезно.

По нравственному закону того времени князь имел полное право пережить нападение в одной из своих деревень. Но какой отец оставит своих детей? Для того чтобы избежать кровопролития, Даниил выносит врагу ключи от города и вместе со своим народом переживает ужасы варварского нападения.

Не успели насытившиеся грабители покинуть обворованный и изуродованный город, оставив москвичей на пепелище, а князь уже собирает к себе людей, ободряет и раздает свое имение пострадавшим. В это трудно поверить, но Москва встала на ноги и отстроилась после удара всего через один год.

А еще через год, в 1295, князь выступил в поход во главе большого объединенного войска против своего вероломного брата. На стороне москвичей была и сила, и правда. Победа могла наказать князя Андрея и принести Даниилу власть. Но заплатить за нее пришлось бы братской кровью и кровью своей дружины. И снова переговоры, и снова мир, скрепленный подписями всех князей земли Русской на их общем съезде в Дмитрове.

Впрочем, когда было нужно, сын Александра Невского умел держать меч. В 1300 году татары снова пришли на Русь. На этот раз их привел Рязанский князь Константин, собиравшийся захватить Москву. Даниил Александрович предупредил вторжение рязанцев и первым выступил в поход. Быстрым маневром захватив Коломну, москвичи атаковали саму Рязань. Татарские отряды были разбиты, Константин взят в плен.

Но и здесь московский хозяин остается верен себе. Он принимает плененного князя как гостя – со всеми положенными почестями. Такой прием трогает сердце пленника, и два русских княжества заключает между собой долгожданный мир.

Подвиги христианского миролюбия не могли не принести свои плоды. Именно о таких, как князь Даниил, сказано в Евангелии: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю».

В 1296 году великий князь Андрей Александрович совершает поступок, вряд ли имеющий аналоги в мировой истории. Побежденный смирением и кротостью Даниила, он отдает своему младшему брату власть и титул великого князя.

Отсутствие властолюбия, мудрость и нестяжательство князя Даниила привлекают к нему любовь и уважение и на великокняжеском престоле. Именно во время его правления происходит событие, очень важное для истории Москвы. Его племянник, Иван Дмитриевич, не имеющий наследников, завещает своему любимому дяде свое княжество, одно из самых богатых и сильных на Руси – Переславль-Залесский. Именно с этого момента начинает существование Московское государство.

В личной жизни основатель Москвы был крайне скромен, так что мы мало знаем о ней. Известно лишь, что жену князя звали Евдокией, что родила она ему четверых сыновей и что в свободное от воспитания детей время она помогала бедным и расшивала золотом богослужебные ткани для Данилова монастыря.

Подобно тому, как в свое время святая Васса привила сыну любовь к благочестию, жена Даниила научила младшего Ванечку творить милостыню. Она сшила ему особенный кошелек для бедных, который, даже повзрослев, Иван Данилович никогда и нигде не забывал носить с собой, за что и получил свое прозвище Калита.

У первого сына Даниила Александровича, Юрия, характер был не такой мягкий, как у Ивана. Князь это знал и поэтому, оставляя сыновьям Москву в нераздельное владение, завещал им слушаться старшего и не допускать ненавистной розни, несмотря ни на что.

Господь даровал святому князю скорую и безболезненную кончину. Буквально за день до смерти он почувствовал ее приближение, поспешил в любимый монастырь, где принял от рук настоятеля архимандрита Иоанна великую схиму. 17 марта 1303 года князь мирно отошел ко Господу.

Вся Москва оплакивала своего кормильца и защитника, ибо по свидетельству летописи не было в городе ни одного человека, который бы не переживал эту потерю как потерю родного отца. По смиренному завещанию его похоронили как простого монаха, без почестей, на братском кладбище основанной им обители.

Не прошло и 30 лет со времени преставления благоверного князя, как Данилов монастырь был переведен в Кремль, церковь превращена в приходскую, кладбище стало мирским, а могилу самого Даниила забыли.

Примерно через 200 лет некий благочестивый юноша из окружения Ивана Третьего, проезжая мимо этого опустевшего уголка, увидел необычного старца, невесть откуда взявшегося у него на пути. «Не бойся меня, – сказал странник. – Я христианин и хозяин сего места. Имя мое Даниил, князь Московский, по воле Божьей я положен здесь». С тех пор все московские князья стали почитать своего замечательного предка и обращаться за его молитвенной помощью во всех делах городского правления.

Во времена при гробе преподобного Даниила исцелился умирающий сын коломенского купца. Царь, пораженный чудом, возобновил и украсил древний Данилов монастырь. Ежегодно митрополит со Священным Собором стали совершать крестный ход к месту погребения благоверного князя, служить там панихиды и почитать великого князя Даниила Александровича, покровителя Москвы.

Программа подготовлена: Студия «Неофит» Московского Данилова монастыря по заказу телеканала «Культура», 2002 год.

Святой пророк Даниил и три святых отрока Анания, Азария и Мисаил . За 600 лет до Р. Х. Иерусалим был завоеван царем вавилонским; храм, воздвигнутый Соломоном, был разрушен, а множество народа израильского отведено в плен.

Среди пленников находились знатные юноши Даниил, Анания, Азария и Мисаил. Царь Вавилона Навуходоносор распорядился обучить их халдейской премудрости, воспитать в роскоши, при своем дворе. Но они, храня заповеди своей веры, отказывались от излишеств и вели строгий образ жизни; питались они только овощами и водой. Господь даровал им мудрость, а святому Даниилу - дар прозорливости и истолкования снов.

Святой пророк Даниил, свято храня веру в Единого Бога и уповая на Его всесильную помощь, мудростью своей превзошел всех халдейских звездочетов и волхвов и был приближен к царю Навуходоносору. Однажды Навуходоносор увидел странный сон, поразивший его, но, проснувшись, он забыл виденное. Вавилонские мудрецы оказались бессильны узнать, что приснилось царю. Тогда святой пророк Даниил прославил перед всеми силу истинного Бога, открывшего ему не только содержание сна, но и его пророческое значение. После этого Даниил был возведен царем в сан начальника Вавилона.

Вскоре царь Навуходоносор повелел воздвигнуть свое изображение - огромную статую, которой надлежало воздавать божеские почести. За отказ сделать это три отрока - Анания, Азария и Мисаил - были ввергнуты в пылающую печь. Пламя поднималось над печью на 49 локтей, опалят стоящих рядом халдеев, а святые отроки ходили посреди пламени, вознося молитву Господу и воспевая Его (). Ангел Господень, явившись, охладил пламя, и отроки остались невредимы. Царь, увидев это, повелел им выйти и обратился к Богу истинному.

При царе Валтасаре святой Даниил истолковал таинственную надпись ("Мене, Такел, Фарес"), появившуюся на стене дворца во время пира, предвещавшую падение Вавилонского царства.

При персидском царе Дарии святой Даниил, по наветам своих врагов, был брошен в ров с голодными львами, но они не тронули его, и он остался невредим. Царь Дарий возрадовался о Данииле и повелел во всем своем царстве поклоняться Богу Даниилову, "потому что Он есть Бог Живый и Присносущий, и царство Его несокрушимо, и владычество Его бесконечно".

Святой пророк Даниил глубоко скорбел о своем народе, претерпевающем справедливую кару за множество грехов и беззаконий, за преступление заповедей Божиих - тяжкий плен вавилонский и разорение Иерусалима: "Приклони, Боже мой, ухо Твое и услыши, открой очи Твои и воззри на опустошения наши и на город, на котором наречено Имя Твое; ибо мы повергаем моления наши пред Тобою, уповая не на праведность нашу, но на Твое великое милосердие" (). Святому пророку, праведной жизнью и молитвой искупавшему беззакония своего народа, была открыта судьба народа Израиля и судьбы всего мира.

При истолковании сна царя Навуходоносора пророк Даниил возвестил о сменяющих друг друга царствах и величии последнего Царства - Царства Господа нашего Иисуса Христа (). Пророческое видение о семидесяти седминах () поведало миру знамения Первого и Второго пришествий Господа Иисуса Христа и связанных с ними событий (). Святой Даниил ходатайствовал за свой народ перед преемником Дария - царем Киром, который весьма его ценил, и объявил пленникам свободу.

Сам же Даниил и друзья его Анания, Азария и Мисаил дожили до глубокой старости и скончались в плену. Согласно же свидетельству (память 9 июня) святые Анания, Азария и Мисаил были обезглавлены по повелению персидского царя Камбиза.

Иконописный подлинник

Русь. 1502.

Прор. Даниил (фрагмент иконы пророческого ряда). 1502 г. 62 х 101,5. Из пророческого ряда Ферапонтова монастыря. Кирилло-Белозерский музей (КБИАХМЗ).

Кириллов. 1497.

Прор. Даниил (фрагмент иконы пророческого ряда). 1497 г. 67 х 179. Из пророческого ряда Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. ГТГ. Москва.

Византия. 1300 - 1320.

Прор. Даниил. Икона. Византия. 1300 - 1320 годы. 41 х 19. Монастырь Ватопед (Афон).

Афон. XIV.

Пророк Даниил. Мануил Панселин. Фреска церкви Успения Богородицы в Протате. Афон. Начало XIV в.

Афон. XV.

Прор. Даниил и три отрока. Миниатюра. Афон (Иверский м-рь). Конец XV в. C 1913 года в Российской Публичной (ныне Национальной) библиотеке в Санкт-Петербурге.

Афон. 1546.

Прор. Даниил. Феофан Критский и Симеон. Фреска церкви свт. Николая. Монастырь Ставроникита. Афон. 1546 год.

Когда по церковному календарю именины Даниила : 5 апреля – Даниил Угличский, игумен, священномученик; 30 декабря – Даниил Египетский, преподобный, исповедник; 24 декабря – Даниил Столпник.

Характеристика именинника Даниила:

Из древнееврейского языка – «Бог – мой судья», божий суд Народная русская форма – Данила. В мифологии – легендарный еврейский праведник и пророк-мудрец, приключения и видения которого описаны в библейской книге, канонически носящей его имя («Книга пророка Даниила»). Даниил - человек добрый, никогда не повышает голоса. В толпе кажется незаметным, но его мощный ум, трудолюбие и неиссякаемое добродушие скоро выделяют его среди внешне эффектных соперников. Очень большое значение придает семейным, родственным связям. Это для него - святое. Обычно праздники проводит среди многочисленной родни. Общителен и гостеприимен. Очень бережно относится к своему жилью, вполне разделяя с женой хлопоты по его обустройству. Относится к мужчинам, выдерживающим бурю. Первопроходец. Неспешен в думах, но реши телен. Дом - полная чаша, кругом полно вещей сработанных предками. Не выносит лжи, может даже вспылить, но тут же быстро отходит. Он кажется иногда несколько робким - женщина не сразу разглядит в нем мужскую силу.

Поздравление с именинами Даниила:

Не забывайте отмечать именины Даниила и поздравлять Даниила с днем ангела.

Немало в жизни, Даниил, тебе дано.

Характер, интеллект и знание чувства меры.

Ты для друзей являешься давно

Во многих отношениях примером.

Ты дань любви со всей семьи собрал

И дань восторга - даже с сослуживцев!

И не случайно кто-то о тебе сказал:

"Он просто - Даниил Счастливцев!"

Что можно в этот день еще сказать о Дане?

Что должен подчеркнуть мой эпиграммный стих? -

Чем больше жизнь дает ему заданий,

Тем легче Даня выполняет их!

Так, как же нам бокалы не поднять,

За эту "ценность" - Даню, Даниила?!

Даня, Даня, Данечка!

Сегодня праздник твой!

Прими же поздравления,

Наш мальчик озорной!

Пусть радость и здоровье

Тебе приносит мир!

Друзей, любви и счастья,