Где стоит датчик коленвала. Признаки неисправности датчика положения коленвала (дпкв) и как его проверить. Причины появления нарушений

При замене зимней резины на летнюю, когда снял переднее правое колесо, случайно заметил, что корпус ДПКВ треснул пополам. Часть датчика с разъемом и катушкой индуктивности на пару миллиметров вывалился из части прикрепленной к двигателю. Я в шоке! Как при этом двигатель работал и почему одна часть датчика не вывалилась при тряске совсем из второй? Очевидно, держалась на набившейся в трещину грязи. Закрепил обе части кое-как изолентой, завел двигатель-работает. Поскольку ДПКВ является единственным датчиком, без которого двигатель не заводится, было решено немедленно купить новый и поставить его вместо испорченного. Обзвонил несколько сервисов, нашел датчик в наличии в «Автоцентре Ford на Сигнальном».
Поехал, купил (1400 руб.). Решил ставить сам, что нам стоит отсоединить разъем и открутить два болта, а потом все поставить на место. И тут начался развод на деньги. Менеджер по запчастям любезно предупредил меня, что установка датчика не такая простая операция, как может показаться на первый взгляд. Ведь его нужно сориентировать относительно ВМТ, а для этого нужно специальный инструмент 303-507. И предлагает ознакомиться с инструкцией из коробочки. Да, действительно, сначала в блок вставляется этот 303-507, затем КВ проворачивается до упора в него, затем КВ через шкив фиксируется винтом М6х20, затем на новый датчик устанавливаешь приспособление «А» (идет в комплекте с датчиком) и только после этого торжественно ставишь новый ДПКВ на место.
303-507 у меня нет и я соглашаюсь на замену в автоцентре. Тем более, что есть свободный подъемник и мастер. Стоит эта операция 1200 руб. (700 руб. замена и 500 руб. снятие и установка нестандартной защиты картера). На мой вопрос: «Зачем снимать защиту, ведь все можно сделать, сняв переднее правое колесо», ответили: «Так надо!». Датчик заменили минут за сорок и я поехал домой, соображая какие косяки полезут после посещения сервиса. Ведь существует золотое правило всех наших сервисменов: «Устрани неисправность, с которой приехал клиент, а попутно сломай что нибудь. Обеспечь себя и коллегу работой!»
Через некоторое время стал понимать, что двигатель стал работать по-другому. Пуск стал каким-то грубым, сопровождается скачком оборотов почти до 2000 об/мин и дребезжанием. Когда проезжаешь с открытыми окнами мимо стен, заборов ясно слышна легкая детонация при разгоне. Заехал на яму и осмотрел машину снизу. Обнаружил, что на одном из пяти креплений защиты картера сорвана резьба. Отсюда дребезжание. Снял защиту. Пока изготавливали новый крепеж, осмотрел двигатель. Стало понятно, что ДПКВ снизу просто недоступен из-за правого привода колес. Менять его снизу это все равно, что поршневую через глушитель перебирать. Снял переднее правое колесо и осмотрел ДПКВ и все, что рядом с ним. Увидел, что болт, который глушит отверстие для 303-507 покрыт ровным слоем пыли, а значит, его не откручивали и 303-507 не применяли. То есть ДПКВ поставлен «на глазок». Если сравнить, как стоит датчик сейчас, и следы от крепежа на старом, то можно предположить, что новый поставлен на 1,5-2 мм ниже и как следствие этого зажигание стало раньше, чем было.
Может, от этого пуск стал грубым и детонация появилась. Не понятно, зачем вообще все эти сложности с установкой ДПКВ. На других двигателях он ставится жестко на свое место, без всяких регулировок. Хотелось бы, узнать ваши предположения на сей счет.

Если вы попали на эту страницу, то наверняка, вам нужна информация о том, что такое датчик коленвала двигателя . Если же вы пришли сюда за более подробной информацией, то начнем с самых азов и для начала расскажем, для чего нужен датчик коленвала ДВС и что собой представляет эта деталь.

Что такое датчик коленвала

В настоящий момент на двигателях внутреннего сгорания используются три вида датчиков:

  • Индукционные – датчик, который за счет своей конструкции (магнитный сердечник, обмотанный медным проводом) в момент прохождения металлического зуба коленвала вблизи создаваемого датчиком магнитного поля, индуцирует напряжение, что и является сигналом для ЭБУ о синхронизации.
  • Оптические – работают на основе взаимодействия светодиода и светочувствительного элемента. Изменение интервала фиксации светового луча светоприемником, который перерабатывая полученный световой поток в импульс напряжения, передаёт его в ЭБУ;
  • Датчик, работающий по принципу эффекта Холла – на шкиве коленчатого вала установлен магнит, который при попадании в непосредственную близость датчика способствует возникновению постоянного тока, после чего происходит считывание информации синхронизирующим диском.

Какие признаки неисправного датчика коленвала

Как сообщалось выше, датчик коленвала бывают разной модификации, но, не смотря на это признаки их неисправности в двигателях внутреннего сгорания всегда одинаковы. В том случае, если ДПКВ поврежден или вообще не исправен типичными симптомами для такой поломки будут являться:

  1. Плавающие или не стабильные обороты двигателя, как на холостом ходу так и в движении;
  2. Во время нагрузки возникает детонация;
  3. Существенно снижается динамика разгона;
  4. Отказ в запуске мотора, в случае полного выхода из строя датчика коленвала;
  5. Это, пожалуй, три основных признака неисправности ДПКВ. Есть еще ряд симптомов, но их мы рассматривать не станем, так как они могут быть вызваны неполадками других датчиков контролирующих различные системы управления двигателя.

Чтобы понять, почему возникают перебои в работе ДВС при неисправном, или вышедшем из строя ДПКВ, в первую очередь стоит узнать, как устроен датчик коленвала и какой у него принцип действия. В большинстве случаев в современных автомобилях устанавливаются индуктивные датчик положения коленчатого вала.

Рядовому водителю, думаю, не стоит углубляться в технические дебри конструкции индуктивных ДПКВ, достаточно будет знать, что эта деталь представляет собой металлический намагниченный стержень, на котором намотан медный провод, и который помещен в пластмассовый корпус.

Устанавливается ДПКВ в близости шкива коленчатого вала, на котором имеются 58 металлических зубьев, расположенных на одинаковом расстоянии друг от друга, при этом на определенном отрезке шкива есть небольшой промежуток, который соответствует положению коленвала относительно верхней мёртвой точки (ВМТ) в 1 и 4 цилиндрах двигателя.

В то время, когда чувствительная часть датчика попадает в этот сектор, происходит увеличение интервала импульсов, которые передаются на , что является сигналом для синхронизации подачи топливной смеси в камеры сгорания через форсунки и возникновения искры на электродах свечей зажигания (в бензиновых моторах).

Местоположение ДПКВ или где находится датчик коленвала

Как правило, устанавливается датчик коленвала вблизи самого шкива коленвала, что является не очень удобным расположением для его подключения к бортовой сети и соответственно диагностики. Поэтому разъем подключения находится на довольно большом по длине проводе (до 70 см.)

Как проверить датчик коленвала. Самостоятельная диагностика

Проверить исправность датчика положения коленвала можно несколькими способами. Для диагностики вам понадобятся определенные приборы, ну и конечно . Хочется отметить, что в некоторых случаях можно визуально определить исправность датчика. Если корпус, контактная колодка, а также сердечник имеет видимые повреждения, следовательно, такая деталь подлежит замене. Если нет повреждений, проводим диагностику с помощью омметра – хочется отметить, что это способ является самым простым.
Также диагностику можно выполнить и другим приборами – мегаомметром, цифровым вольтметром, измерителем индуктивности и сетевым трансформатором.

Проверка датчика коленвала с помощью омметра (мультиметра)

Для диагностики датчика коленвала с помощью омметра (мультиметра) необходимо измерить сопротивления обмотки ДПКВ. В большинстве случаев нормальная его величина варьируется от 550 до 750 Ом. Более конкретные показания необходимо уточнить в документации к вашему автомобилю. Для измерения переключите мультиметр в режим измерения сопротивления (омметр) и измеряем сопротивление катушки индуктивности. Сделать это можно, просто прикоснувшись щупами мультиметра попарно к выводам катушки. Полярность в данном случае не имеет значения. На приборе устанавливаем верхний предел - 2 кОм (предел может различаться у разных моделей мультиметров, главное, чтобы он был больше измеряемого и наиболее близок к нему).

Проверка датчика коленвала с помощью омметра и мегаомметра

Диагностика с помощью этих производится таким же образом, выполняем замер обмоток датчика коленвала.

Проверка датчика коленвала с помощью измерителем индуктивности

Во время замера показателей индуктивности, показания исправного датчика должны соответствовать от 200 до 400 мГц, что будет указывать на исправность детали. Для данного вида диагностики можно использовать все тот же мультиметр, у которого имеется функция измерения индуктивности.

Проверка датчика коленвала с помощью цифрового вольтметра и сетевого трансформатора

Во время проверки этим способом мы можем получить гарантированный ответ – исправен датчик коленвала или нет.

Как проверить датчик коленвала самостоятельно (ВИДЕО)


Заключение
Индукционный датчик коленвала , устройство не очень сложное, на по своей сути, очень важная деталь двигателя автомобиля. В случае возникновения симптомов неполадок двигателя характерных для неработающего датчика коленвала, рекомендуется проверить его работоспособность вышеперечисленными способами самостоятельно либо обратится за помощью на станцию технического обслуживания.

Видеоинформация по ДПКВ на различных марка авто

Еще видео

Как проверить датчик коленвала Газель, Волга 405 двс

Проверка датчика коленвала М21 BMW

BMW E39 M52 замена датчика коленвала и распредвала

Датчик коленвала ДПКВ оШИБКА 0335 признаки неисправности, устранение и проверка

Если нет ИСКРЫ/ Датчик положения коленвала ДПКВ проверка/ревизия/обзор на ВАЗ 2115!

Диагностика датчика коленвала. Диагностируем сами. BMW E34

Датчик положения коленчатого вала ДПКВ

Ремонт датчика положения коленчатого вала (ДПКВ)

Ещё редкий дефект датчика коленвала

Проводка. датчик коленвала. Проверьте у своей машинки.

Замена датчика положения коленвала на ВАЗ 2110, Калине, Гранте, Приоре, 2112 и 2114

Но карбюратор не мог точно рассчитывать необходимое количество топлива при определённом режиме работы и быстро подстраиваться при его изменении. Это приводило к чрезмерному расходу горючего.

В современных автомобилях карбюратор заменён электронным блоком управления. Так удалось существенно снизить расходы топлива. Но принцип работы инжекторной системы гораздо сложнее, она оснащена различными датчиками для контроля параметров. К одним из таких и относится датчик положения коленчатого вала.

Назначение и принцип работы датчика положения коленвала

Зачем нужен ДПКВ? Стоит отметить, что это единственное устройство, при неисправности которого машина попросту не заведётся. Оно выполняет две важные функции:

  1. Передача информации о положении, частоте и направлении вращения коленвала.
  2. Регистрация момента прохождения первым и последним поршнями ВМТ.

Именно на основе информации, которую передаёт датчик положения коленвала, центральный блок управления может изменять количество топлива, которое подаётся в двигатель, момент его подачи и зажигания и другие параметры.

Функционирование датчика зависит от марки автомобиля, года его выпуска и других факторов. Но принцип работы большинства таких устройств заключается в следующем:

  1. Коленчатый вал оснащается диском с зубьями, некоторые из которых сточены.
  2. Устройство устанавливается на элементы мотора.
  3. При прохождении металлических элементов через сточенные зубья возникает сигнал, который передаётся центральному блоку.

Устройство и составные части ДПКВ

Конструкция устройства состоит из следующих элементов:

  1. Корпус в форме цилиндра, который может быть изготовлен из алюминия или пластмассы. На каждом корпусе имеется чувствительный элемент, при прохождении через который подаётся сигнал в электронный блок управления.
  2. Кабель связи.
  3. Основание с фланцем для крепления к двигателю.

Типы приборов

Существует несколько основных типов датчиков:

  1. Магнитные. Для работы такого типа устройств не требуется дополнительный источник питания, они работают на напряжении, которое образуется при прохождении металлических частей через магнитное поле. Кроме того, магнитные датчики контролируют не только положение коленчатого вала, но и скорость.
  2. Оптические. При прохождении светодиода, который направляется передатчиком, через участок со сточенными зубьями, приёмник реагирует на импульс и осуществляет синхронизацию с центральным блоком.
  3. Датчик Холла. Они функционируют только при наличии отдельного источника питания. При прохождении участков со сточенными зубьями, контур изменяющегося магнитного поля размыкается, сигнал передаётся в блок управления.

Место нахождения датчика в автомобиле

Многие даже самые опытные автомобилисты задаются вопросом: где находится датчик коленвала? Это необходимо знать, если двигатель по каким-то причинам не заводится и необходимо снять и проверить устройство.

Датчик положения коленчатого вала располагается рядом с диском — на шкиве привода. Расположение не самое удобное, поэтому к устройству крепится довольно длинный провод.

Диагностика ДПКВ

Если машина не заводится, возможно, причиной этому является неисправность ДПКВ. Тогда устройство необходимо снять и провести диагностику.

Признаки неисправности

Основными признаками неисправности датчика положения коленчатого вала являются следующие пункты:

  1. Периодически возникает детонация двигателя, т. е. самостоятельное воспламенение топлива.
  2. Автомобиль просто не заводится.
  3. Существенно понижается динамика авто и мощность мотора.
  4. При переключении режимов наблюдается самопроизвольное изменение количества оборотов и т. д..

Таким образом, для определения неисправности датчика не нужно быть профессионалом. Достаточно обратить внимание на динамику, качество работы двигателя автомобиля и другие явные признаки.

Использование омметра

Итак, вы сняли ДПКВ, внешне определили наличие неисправностей. Но установить скрытые угрозы и внутренние нарушения в работе помогут только специальные приборы. К ним относится и омметр.

Омметр определяет сопротивление тока в цепи. По показателям прибора можно судить об исправности или поломке датчика. Оптимальными показателями сопротивления для таких устройств являются 550 — 750 Ом.

Использование осциллографа

С помощью осциллографа можно не только получить конечные значения, но и досконально изучить процесс их формирования и передачи центральному блоку. Так результаты диагностики таким прибором дают наиболее исчерпывающие результаты.

Процесс диагностики осциллографом состоит из нескольких простых шагов:

  1. Присоедините измерительный прибор к датчику. Полярность можно не соблюдать.
  2. Запустите на ПК программу, с помощью которой можно отследить значения прибора.
  3. Проведите несколько раз металлическим предметом перед датчиком.
  4. Проследите на экране ПК сигналы. Если на осциллограмме отражено перемещение металлического предмета, датчик исправен. В противном случае нужно проводить комплексную диагностику.

Комплексное обследование

Описанные выше методы дают лишь односторонние сведения о состоянии датчика. Для получения исчерпывающей информации необходимо провести комплексное обследование. В него входит использование следующих приборов:

  1. Мультиметр. Он включает в себя функции омметра, вольтметра и амперметра, измеряя сопротивление, напряжение и силу тока соответственно. В расширенных версиях мультиметра могут быть представлены и иные функции.
  2. Мегаомметр. Отличается от обычного омметра тем, что сопротивление в цепи измеряется при больших значениях напряжения, которые искусственно создаются прибором.
  3. Измеритель индуктивности.

Перед началом комплексного обследования датчик нужно снять с двигателя, тщательно промыть и просушить. После этого можно начать измерение. Оно проводится только при комнатной температуре, чтобы показатели были наиболее точными.

Сначала проводятся измерения мультиметром. Далее измеряется показатель индуктивности цепи. В последнюю очередь используется мегаомметр.

Нарушение нормальной работы датчика положения коленвала

Электронный блок управления регулярно регистрирует состояние датчиков, в том числе и датчика положения коленвала. Ошибки в работе различных устройств нумеруются. Их можно увидеть:

  • через специальную программу на ПК,
  • на экране бортового компьютера,
  • с помощью сканера,
  • на панели вспышкой «Check» (актуально только для моделей автомобилей класса Евро-2).

Ошибки в работе датчика положения коленвала регистрируются под номером 053.

Основные неисправности

К основным неисправностям можно отнести:

  • неправильный монтаж дисков;
  • механические повреждения (сколы, трещины, потёртости) зубьев;
  • неправильное расстояние между зубьями и самим устройством;
  • полная неисправность электронного блока управления;
  • чрезмерная влага;
  • отклонение показателей сопротивления в цепи от оптимальных;
  • потеря чувствительности прибора;
  • обрыв проводов и жгутов;
  • несоблюдение полярности проводов и т. д.

Это далеко не полный перечень возможных неисправностей. Он может изменяться в зависимости от модели автомобиля, типа устройства и других факторов.

Характер неисправности полностью определяет ремонтные работы. Именно поэтому важно проводить тщательную диагностику и выявлять причину сбоев в работе.

Причины появления нарушений

Причин появления нарушений в работе датчика множество. Основными и наиболее часто встречающимися из них являются:

  1. Повышенная температура двигателя при работе. Это происходит так: пока двигатель холодный, датчик успешно работает. Как только температура начинает превышать оптимальные показатели, работоспособность прибора значительно снижается. Это связано с тем, что при нагревании диаметр обмотки катушки индуктивности увеличивается, что может привести к обрыву тонких соединений.
  2. Замыкания обмотки. В качестве защитного покрытия используется лаковая изоляция, которой покрывается обмотка катушка индуктивности. Но с течением времени корпус прибора подвергается коррозии, механическим повреждениям, чрезмерному скоплению влаги. Всё это и приводит к повреждению лаковой изоляции и, следовательно, замыканию обмотки.
  3. Обрыв обмотки. В большинстве случаев эта причина так же вызвана коррозией корпуса прибора.

Последствия неправильной работы ДПКВ

Последствия неправильной работы ДПКВ тесно связаны с её признаками. В первую очередь, неисправности могут привести к повышенному расходу топлива. Кроме того, значительно снижается мощность двигателя, что сказывается на работе всего автомобиля. Обороты могут самостоятельно понижаться или набираться.

Но самым серьёзным последствием неправильной работы ДПКВ является то, что машина может попросту не заводиться.

Устранение неисправностей

Итак, определены характер неисправности устройства и причина её появления. Теперь можно переходить к устранению проблемы. Как правило, ремонтные работы довольно просты и не вызывают трудностей даже у неопытных автомобилистов. Но при возникновении вопросов лучше обратиться в сервисный центр.

Устранение мелких дефектов эксплуатации ДПКВ

Довольно часто для обеспечения нормального функционирования прибора достаточно устранить лишь мелкие дефекты. Такие работы устранят несерьёзные перебои:

  1. Обновление лаковой изоляции. Выше было описано, что довольно часто коррозия, неправильная установка, механические воздействия могут привести к повреждению защитного покрытия.
  2. Очищение от грязи и влаги. Это так же может привести к замыканию обмотки. Тщательно очистите и просушите прибор. Если внутри скапливается влага, промокните её с помощью ватной палочки.
  3. Изменение полярности сигнальных проводов.
  4. Замена синхродиска и других запчастей.
  5. Устранение конструктивных несоответствий. Как правило, они вызваны неправильной установкой запчастей.

Самостоятельная замена

Если ремонтные работы по устранению мелких дефектов не дали результата, датчик подлежит замене. Выполнить замену можно самостоятельно.

Подготовительный этап

Сначала необходимо подготовить само устройство и рабочее поле, необходимые инструменты. Для замены ДПКВ понадобятся:

  • набор плоских щупов,
  • новое устройство,
  • штангенциркуль,
  • гаечный ключ.

Очистите рабочую поверхность от грязи и масляных отложений.

Снятие датчика

Пространство подготовлено, теперь можно переходить к следующему этапу — снятию датчика. Обесточьте устройство. С помощью заранее подготовленного гаечного ключа снимите болт, на который крепится прибор. Снимите и сам датчик.

Тщательно промойте и просушите устройство. Лишнюю влагу можно удалить ватными палочками.

Температура при просушке не должна превышать 85 °С.

Далее измерьте расстояние между сердечником и диском синхронизации. Сверьте полученные результаты с данными, указанными в техническом паспорте устройства. Такое расстояние необходимо соблюсти при установке.

Установка

Подключите ДПКВ к сети. Проверьте его работоспособность.

Правильно осуществить самостоятельную установку помогут следующие советы:

  1. Довольно часто датчики коленвала и распредвала идентичны. При неисправности одного из них попробуйте произвести замену и проверить работоспособность снова.
  2. Покупку нового прибора лучше сделать в сервисном магазине, а не в интернете. Во-первых, так вы сможете проверить соответствие размеров нового и старого экземпляров. Во-вторых, в интернете можно наткнуться на китайские версии датчиков без электроники.
  3. Если вы отправляетесь в продолжительную поездку на машине, возьмите запасной датчик с собой. Это одно из тех устройств, от которого зависит, заведётся машина или нет. В случае форс-мажорных ситуаций датчик можно будет легко заменить.

Взаимозаменяемость ДПКВ

При самостоятельной замене ДПКВ необходимо учитывать несколько важных факторов:

  • убедитесь в правильности работы диска синхронизации. В противном случае корректная синхронизация с ЭБУ будет невозможна.
  • замените устройство вместе со жгутом.
  • довольно часто требуется заменить не только сам прибор, но и прошивку, которая может не подойти к новой модели.

Итак, датчик положения коленного вала — один из важнейших приборов в современных автомобилях. Именно благодаря ему расход топлива стал гораздо экономичнее. При наличии неисправностей ответственным моментом является именно диагностика. Её можно провести как внешне, так и с использованием специальных приборов. Только после проведения диагностики можно приступать к ремонтным работам.

(3 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Датчик положения коленвала - прибор, служащий для отслеживания и определения параметров коленчатого вала в реальном времени. Из получаемых характеристик водителю и системам автоматики доступна информация о частоте вращения устройства и его положении в пространстве. Эти данные важны для топливных систем, а также для зажигания и контроля объема впрыска топливо-воздушной смеси в двигатель. Существует несколько видов датчиков, следящих за характеристиками коленчатого вала.

Расположение датчика индукционного типа в автомобиле

Обычно практически все производители современной автомобильной техники устанавливают датчик коленвала возле самого двигателя и крепят напротив механической части - синхродиска, который обеспечивает подсчет оборотов. Этот элемент, как правило, имеет круглую форму. На его торце - 60 зубьев, между ними есть два пропуска. Сама система базируется на взаимодействии диска синхронизации и одного из цилиндров, мертвая точка которого совпадает с зубьями синхродиска. Если углубляться в характеристики процесса, стоит упомянуть о зазоре между зубцами и торцом, использующим датчик коленвала как основное крепление.

Так как датчик обеспечивается электрической составляющей, его обмотка имеет стандартное сопротивление. Обычно оно составляет 900 Ом. Кроме самой обмотки датчик коленвала располагает сердечником, заранее намагниченным. Это устройство работает за счет создания электрических синхроимпульсов, которые возникают при попадании зубца синхродиска на выемку в торце датчика. Считывает эту переменную осциллограф, который выдает электрический сигнал, отображающий в реальном времени положение коленчатого вала. Обычно показания осциллографа приблизительно равны электрической синусоиде. Все эти данные помогут ответить на вопросы о том, где находится датчик коленвала, какие характеристики он имеет.

Как проверить выходной электрический сигнал

Если возникает необходимость в установлении формы выходного напряжения, генерируемого датчиком, стоит воспользоваться специальным осциллографом. Далеко не каждый водитель знает, где находится датчик коленвала, но все же подключить осциллограф к современному автомобилю довольно просто. Питание устройства может производиться от нескольких источников, из которых самым удобным является USB.

Дальше нужно подключить массу к осциллографу, для чего используется кабель черного цвета с характерным наконечником. Его лучше всего закреплять на «массу» двигателя машины, а второй вывод устройства необходимо соединить с контактом вывода датчика. Такой метод обеспечит параллельное подключение осциллографа к датчику коленчатого вала. Вся операция поможет выяснить величину напряжения и его амплитуду.

Подключение к индукционному датчику коленчатого вала

Процедура несложная, состоит из двух этапов:

  1. Зацепка контакта осциллографа типа «крокодил» на «массу» двигателя.
  2. Нахождение и подключение пробного щупа прибора к точке контакта индукционного датчика.

Как работать с интерфейсом осциллографа

После всех механических подготовок переходим к работе с интерфейсом осциллографа. Запускаем управление датчиком вала, переключаемся в режим взаимодействия с USB-осциллографом, используем необходимый для работы режим, который включается через меню «Управление», дальше отмечаем пункт «Загрузить настройки пользователя», а в нем будет доступен выбор программы «Inductive_Crankshaft».

Когда закончите все подключения, найдете настройки программы в осциллографе, выберите нужный режим работы, после чего приступайте к самому тестированию. Для получения данных о датчике коленчатого вала необходимо запустить двигатель и прогнать его на холостом ходу. Если же по каким-то причинам автоматический запуск мотора невозможен, пробуйте прокрутить его при помощи стартера вручную. Вся эта процедура поможет как проверить датчик коленвала, так и уменьшить вероятность поломки данного устройства.

Как произвести запись данных осциллографа

Если возникает необходимость в записи осциллограммы, это можно произвести самостоятельно во время тестирования. Для старта достаточно в меню осциллографа зайти в «Управление», а затем нажать на «Запись». Устройство запишет на носитель все данные об осциллограмме. Чтобы закончить процесс, достаточно снова зайти в меню «Управление», как и в прошлый раз, и нажать на пункт «Запись». После проделанной диагностики вы можете в любое время изучить данные или же предоставить их ремонтным бригадам.

Распространенные неисправности

После проведенной диагностики вы можете оценить работу датчика и характеристики взаимодействия коленчатого вала с двигателем. При наличии сигнала сравните ваши данные с номинальными характеристиками. Если они отличаются от рекомендованных, это свидетельствует о неисправности одной из систем двигателя, что может привести к подергиваниям мотора во время работы, тяжелому и затрудненному запуску автомобиля, провалам в скорости и т.д. Если же проблемы касаются самого датчика, к примеру, он не способен показывать достоверные данные о работе контроля впрыска топлива, причиной всему может быть его поломка (механическая или электронная).

Важность своевременной проверки

Практически любой владелец транспортного средства, который хотя бы минимально осведомлен о его строении, понимает, насколько важным является исправность датчика коленчатого вала для хорошей работоспособности топливной системы. Данное устройство иногда называется датчиком синхронизации. Это связано с тем, что назначение прибора состоит в сборе данных, в их передаче электронному блоку управления системами машины, в синхронизации взаимодействия между электронными системами и механическим действием. Именно поэтому замена датчика коленвала, пришедшего в неисправность, особо важна для работы топливных систем автомобиля.

Признаки неисправности

Часто возникает вопрос о том, как проверить датчик коленвала. Первым признаком поломки устройства, следящего за работой коленчатого вала, является невозможность запуска двигателя автомобиля. Именно с данного датчика при таких проблемах начинают диагностику и проверку. Но кроме полной неработоспособности существует еще несколько признаков неисправности. Один из них - уменьшение номинальной мощности двигателя, а также сбои в количестве оборотов мотора. Кроме того, могут возникать проблемы с системой зажигания, так как датчик коленвала ответственен за подачу необходимого количества топливной жидкости в двигательную систему. Особенно это касается автомобилей отечественного производства, так как датчик коленвала ВАЗ не является эталоном качества и надежности.

Если наблюдается какой-либо из вышеперечисленных признаков, стоит запланировать диагностику. В противном случае со временем замена датчика коленвала может стать неизбежной. Своевременно обнаруженная неисправность упростит ремонт автомобиля и предотвратит неоправданные финансовые затраты.

Предназначен для синхронизации системы зажигания и работы топливных форсунок в бензиновой инжекторном двигателе. Соответственно, его поломка приведет к тому, что зажигание будет спешить или запаздывать. Это приведет к неполному сгоранию топливной смеси, нестабильной работе двигателя или полном его отказе.

В настоящее время существует три типа датчиков - индукционные, на основе эффекта Холла, а также оптические. Однако самыми распространенными являются датчики, относящиеся к первому типу (индукционные). Далее мы поговорим с вами о возможных неисправностях и методы их устранения.

Признаки неисправности датчика коленвала

Независимо от того, по какой технологии работает ДПКВ, признаки неисправностей в его работе всегда одинаковы. Если не работает датчик коленвала, то об этом вам скажут следующие признаки:

  • значительное снижение динамических характеристик машины (хотя этот фактор может следствием и других поломок, все же стоит провести диагностику ДПКВ);
  • произвольно меняются обороты двигателя в движении;
  • в холостом режиме обороты мотора «плавают»;
  • во время динамической нагрузки в двигателе возникает ;
  • при полном выходе из строя ДПКВ становится невозможно запустить двигатель.

Устройство датчика коленвала

Для того чтобы понять работу и ошибки датчика коленчатого вала, в первую очередь необходимо разобраться с принципом его работы. Он представляет собой конструкцию из стального сердечника, обмотанного медным проводом, помещенного в пластмассовый корпус. Все провода изолированы друг от друга компаундной смолой.

Датчик положения коленвала/распредвала. Устройство и назначение

Видео лекция об устройстве и назначению датчика положения коленвала/распредвала. Функциональные особенности и выход из строя датчиков положения коленчатого вала и распределительного вала (ДПКВ и ДПРВ).

Задача устройства - фиксировать прохождение возле датчика металлических зубьев шкива. На нем есть 60 зубьев, 2 из которых отсутствуют. Именно прохождение этого пустого промежутка должен зафиксировать датчик. Это дает возможность синхронизировать работу системы зажигания и системы питания с тем, чтобы обеспечить правильную последовательность подачи топлива через форсунки. Это необходимо для создания оптимальной топливной смеси.

Перед тем как перейти непосредственно к описанию принципа работы датчика коленвала необходимо указать, что всего существует три их разновидности. В частности:

  • Индукционный датчик . В его основе лежит использование намагниченного сердечника, вокруг которого намотана медная проволока (катушка), концы которой выведены для фиксации изменения напряжения. Именно такой тип датчика чаще всего устанавливается в современных машинах.
  • Оптический датчик работает на основе светодиода, который излучает световой луч и приемника, фиксирующего этот луч с другой стороны. При прохождении контрольного зуба луч прерывается, что фиксируется контрольным прибором. Информация о частоте вращения передается на ЭБУ.
  • Датчик Холла . Он основан на одноименном физическом эффекте. Так, на коленвале установлен магнит, который фиксируется датчиком, в котором в этот момент начинается движение постоянного тока, что фиксируется синхронизирующим диском. Подробнее об этом вы можете почитать в следующей .

Три способа как проверить датчик коленвала

Мы поговорим с вами о том, как сделать проверку индуктивного датчика, поскольку, как было указано выше, именно такой тип наиболее распространен на современных автомобилях. Перед тем как снять датчик с его посадочного места, не забудьте обозначить метками его положение на двигателе. Это избавит вас от проблем при повторном его монтаже. Итак, переходим к рассмотрению диагностики.

Проверка сопротивления омметром

Проверка ДПКВ с помощью омметра и осциллографа

Это наиболее простой метод, однако он не дает 100% гарантии того, что такая проверка выявит неисправность. Для этой процедуры вам понадобится мультиметр , который вы должны переключить в режим измерения сопротивления (омметр). С его помощью нужно измерить сопротивление катушки индуктивности. Сделать это можно, просто прикоснувшись щупами мультиметра попарно к выводам катушки. Полярность в данном случае не имеет значения.

Как правило, значение сопротивления большинства катушек находится в пределах 500...700 Ом. Однако точное значение лучше почитать в документации к датчику или найти в интернете. Соответственно, на мультиметре нужно устанавливать верхний предел - 2 кОм (предел может различаться у разных моделей мультиметров, главное, чтобы он был больше измеряемого и наиболее близок к нему). Если в результате замера вы получили значение, близкое к обозначенному выше, значит, с катушкой все в порядке. Однако успокаивать себя еще рано, ведь такая проверка не полная. Лучше продолжить проверку с помощью других методов.

Проверка значения индуктивности

Любая катушка в возбужденном состоянии имеет свою индуктивность. Это же касается и той, которая встроена в корпус ДПКВ. Метод проверки заключается в измерении этого значения. Для этого вам понадобится:

  • мегаомметр;
  • сетевой трансформатор;
  • измеритель индуктивности;
  • вольтметр (желательно цифровой).

Некоторые мультиметры имеют встроенную функцию измерения индуктивности. Если же у вашего прибора ее нет, то стоит воспользоваться дополнительным оборудованием. В любом случае измеренное значение индуктивности катушки ДПКВ должно находиться в пределах 200...400 мГн (в отдельных случаях может незначительно отличаться). Если вы получили значение, которое сильно отличается от указанного, то велика вероятность того, что датчик неисправен.

Далее нужно измерить сопротивление изоляции между провода катушки. Для этого используют мегаомметр, установив на нем выдаваемое напряжение, равное 500 В. Процедуру замера лучше проводить 2-3 раза для получения более точных данных. Измеренное значение сопротивления изоляции не должно быть ниже 0,5 МОм . В противном случае можно констатировать нарушение изоляции в катушке (в том числе возможность появления межвиткового короткого замыкания). Это указывает на неисправность прибора. Размагничивание катушки необходимо провести с помощью сетевого трансформатора. Однако самый совершенный метод диагностики ДПКВ заключается в использовании осциллографа.

Проверка с помощью осциллографа

Осциллограмма на работающем двигателе. Красным обозначено прохождение места без зубьев

С помощью этого метода можно не только узнать контролируемые значения, но и увидеть процесс формирования сигналов. Это дает исчерпывающую информацию о состоянии и работе ДПКВ. Лучше проводить его на работающем двигателе. Однако можно и снять датчик. Для работы вам понадобится электронный осциллограф и программное обеспечение для работы с ним. Проверка со снятым датчиком проходит по следующему алгоритму:

  1. Подсоединить щупы осциллографа к выводам катушки ДПКВ. Полярность не имеет значения.
  2. Запустить программу для работы с осциллографом.
  3. Взять любой металлический предмет и помахать им перед ДПКВ.
  4. Если датчик исправен, то одновременно с этим на экране будет воспроизводиться осциллограмма, которая будет строиться по данным от датчика.

Если датчик зафиксировал перемещения металлического предмета, значит, он, скорее всего исправен. Однако точный диагноз можно поставить лишь при подключении осциллографа к датчику с работающим двигателем . Это делается просто, подключив щупы параллельно к выводам датчика. Полученная таким образом осциллограмма даст вам информацию о формирующихся сигналах.

Итоги

Датчик положения коленвала индуктивного типа - несложное, однако очень важное устройство. При описанных выше признаках неисправности обязательно проведите его диагностику. Какой метод выбрать, зависит от наличия в вашем распоряжении необходимых приборов и инструментов. Советуем вам начать с простейшего метода по измерению сопротивления катушки. Если у вас нет описанных выше инструментов и приборов, то отгоните машину на СТО, где мастера проведут для вас полную диагностику.