Древнегреческий философ демокрит. Демокрит: биография, философия и основные идеи. Сочинения и доксография

Введение

По мнению, большинства философов, Демокрит родился в 460 г. до н.э., умер в 360/370 г. до н.э. Родом из Абдер, считавшихся в Греции не только глухой интеллектуальной провинцией, но дажепросто городом глупцов. Но нарицательное "абдерит" - простак, простофиля,глупец - стало собственным именем одного из величайших мыслителей. Демокрит происходил из знатной семьи и был богат, но богатство забросил, всю жизнь провел в бедноте, предаваясь исключительно любомудрию.

Попреданию, Демокрит был учеником каких-то магов и халдеев, которых царь Ксеркспредоставил его отцу в качестве учителей, когда гостил у него, у них-тоДемокритещё в детстве перенял науку о богах и звездах. У него были связи с современными учеными. Древние сообщают, что Демокрит был учеником своего предшественника и друга Левкиппа, общался с Анаксагором, был знаком с трудами ученых стран Востока.

Существуют сведения, что он совершил путешествие в Египет, Персию и даже Эфиопию и Индию. Вернувшись из путешествия, он вел скромный и уединенный образ жизни, занимаясь наукой и ценя её так высоко, что, как говорят, "сказал, что он предпочел бы одно приличное объяснение сану персидского царя". Завистники обвинили его в том, что он вопреки абдерским законам, растратил доставшееся ему наследство; в ответ он "прочитал народу свой "Большой Мирострой", лучшее из всех его сочинений, и получил за него в награду пятьсот талантов (много это или мало? Вспомним, что все имущество Сократа стоило 5 талантов); мало того, в честь его воздвигли медные статуи, а когда он умер, то погребли его на государственный счет, - а жил он более ста лет".

Многочисленные свидетельства и легенды говорят о Демокрите, как о "смеющемся философе", "настолько несерьезным казалось ему все, что делалось всерьез". Рассказы о нем свидетельствуют о глубокой житейской мудрости философа, о его наблюдательности, обширных познаниях. Диоген Лаэрций приводит список, состоящий из более чем 60 произведений Демокрита, главное место, среди которых занимают "Великий диакосмос", "Малый диакосмос", "О логике, или Мерило". От сочинений Абдерита сохранились лишь фрагменты, перемешанные с фрагментами и пересказами Левкиппа в почти неразличимое целое. Видимо, немалую роль сыграли в плачевной судьбе произведений философа мировоззренческие споры: "Аристоксен в своих "Исторических записках" сообщает, что Платон хотел сжечь все сочинения Демокрита, какие только мог собрать, но пифагорейцы Амикл и Клиний помешали ему, указав, что это бесполезно: книги его уже у многих на руках".

Демокрит первым в древнегреческой философии вводит в научный оборот понятие причины. Случайность он отрицает в смысле беспричинности.

Демокрит и его атомистическая теория

Трактовка бытия в философии Демокрита

Знаменитый греческий философ Демокрит принимает тезис о том, что бытие есть нечто простое, понимая под ним неделимое - атом ("атом" по-гречески означает "нерассекаемое", "неразрезаемое"). Он дает материалистическую трактовку этому понятию, мысля атом как наименьшую, далее не делимую физическую частицу. Таких атомов Демокрит допускает бесчисленное множество, тем самым отвергая утверждение, что бытие - одно. Атомы, по Демокриту, разделены пустотой; пустота - это небытие и, как таковое, непознаваема: отвергая утверждение Парменида о том, что бытие не множественно.

Демокрит, наряду с Левкиппом, считается одним из основателей древнегреческого атомизма. На первый взгляд учение атомизма предельно просто. Начало всего сущего – неделимые частицы-атомы и пустота. Ничто не возникает из несуществующего и не уничтожается в несуществующее, но возникновение вещей – есть соединение атомов, а уничтожение – распадение на части, в пределе на атомы. Все возникает на некотором основании и по необходимости; причина возникновения - вихрь, который и именуется необходимостью. Ощущаем мы потому, что в нас попадают "видики", отделяющиеся от вещей. Душа - совокупность особых атомов. Конечная цель человека - душевное благосостояние, при котором душа пребывает в спокойствии и равновесии, не смущаемая ни страхом, ни суеверием, ни какой бы то ни было другой страстью.

Все, что существует, - это атомы и пустота. В бесконечной пустоте-пространстве движутся, сочетаясь между собою, бесконечное по числу и формам тельца; последние отличаются друг от друга формой, порядком, поворотом. Возникает вопрос - что заставляет нас утверждать, что есть какие-то неделимые тельца, что материя не делима до бесконечности? Левкипп и Демокрит были внимательными слушателями Зенона и от них не ускользнули ни сильные ни слабые стороны его рассуждений, в частности, содержание апорий против множества: если разделить тело на бесконечное число частей, то или эти части не будут иметь величины - и тогда их сумма, т.е. исходное тело обратится в ничто, или они будут иметь величину - но тогда их сумма будет бесконечно велика. Но и то, и другое нелепо. Однако апория не возникает, если предположить существование предела делимости - неделимый далее атом. Атомы достаточно малы, но ведь простейшее наблюдение показывает, что материя действительно делима на весьма малые, даже не различимые глазом частицы. Таковы пылинки, видимые в луче света, падающем в темную комнату. " Демокрит не говорил, что эти видимые через окно, поднятые (ветром) пылинки (и есть те частицы), из которых состоит огонь или душа, или что вообще эти пылинки суть атомы, но он говорил: "Эти пылинки существуют в воздухе, но так как они не заметны из-за слишком малой величины, то и кажется, что они не существуют, и только лучи солнца, проникая через окно, обнаруживают, что они существуют. Подобным же образом существуют и неделимые тела, мелкие и неделимые из-за слишком малой величины" (Левкипп).

Таким образом разрешены сразу две проблемы. Множественность сущего не ведет больше к противоречиям: любое тело можно разделить на конечное множество частиц, имеющих величину, а затем снова из них составить. А "бытие" элеатов находит воплощение в атоме: он един, неделим, неизменен, неуничтожим, отвечая всем требованиям парменидова "бытия". Только атомов много. А для того, чтобы они могли существовать как множество, необходима пустота, которая отделяла бы один атом от другого и обусловливала возможность перемещения атомов - движения. Пустота - это уже не "несуществующее" элеатов, но существующее ничто.

Демокрит, однако, согласен с элеатами, что только бытие познаваемо. Характерно также, что и Демокрит различает мир атомов - как истинный и потому познаваемый лишь разумом - и мир чувственных вещей, представляющих собой лишь внешнюю видимость, сущность которой составляют атомы, их свойства и движения. Атомы нельзя видеть, их можно только мыслить. Здесь, как видим, тоже сохраняется противопоставление "знания" и "мнения". Атомы Демокрита различаются по форме и величине; двигаясь в пустоте, они соединяются ("сцепляются") между собой в силу различия по форме: у Демокрита есть атомы круглые, пирамидальные, кривые, заостренные, даже "с крючками". Так из них образуются тела, доступные нашему восприятию.

Демокрит предложил продуманный вариант механистического объяснения мира: целое у него представляет собой сумму частей, а беспорядочное движение атомов, их случайные столкновения оказываются причиной всего сущего. В атомизме отвергается положение элеатов о неподвижности бытия, поскольку это положение не дает возможности объяснить движение и изменение, происходящее в чувственном вире. Стремясь найти причину движения, Демокрит "раздробляет" единое бытие Парменида на множество отдельных "бытий" - атомов, которые трактует материалистически.

Доказательство существования пустоты у Демокрита и атомистов вообще сводится к тому, что, во первых, без пустоты не было бы возможно перемещение, так как наполненное не может восприять в себя еще что-то; во-вторых, о её существовании говорит наличие таких процессов, как уплотнение и сгущение, возможные только в том случае, если между телами и их частями существуют пустые промежутки. Пустота абсолютно однородна и может существовать как вмещая тела, так и без них. При этом она существует как вне тел, вмещая их в себя, отделяя их друг от друга, так и внутри сложных тел, отделяя друг от друга их части. Лишь атомы не содержат пустоты, чем объясняется их абсолютная плотность, - некуда вставить лезвие, чтобы разрезать атом, или расколоть его.

Что касается числа атомов в мире, то Демокрит признает его бесконечным. А следовательно, бесконечной должна быть и пустота, ибо конечное пространство не может вместить бесконечного числа атомов и бесконечного числа состоящих из них миров. Трудно сказать, что оказывается здесь первым допущением - бесконечность числа атомов или бесконечность пустоты. И то, и другое основывается на том аргументе, что как число атомов, так и величина пустоты "не более такое, чем иное". Распространяется этот аргумент и на число форм атомов, которое, по Демокриту, также бесконечно.

Бесконечность мира в пространстве влечет вечность во времени и бесконечность (безначальность) движения. Аристотель сообщает, что Демокрит утверждал: "вечное и бесконечное не имеет начала, а причина есть начало, вечное же безгранично, поэтому спрашивать, какова причина какой-либо из таких вещей, по мнению Демокрита, то же, что искать начало бесконечности". Таким образом, атомизм признает вечность мира во времени, бесконечность в пространстве, бесконечность числа атомов и сложенных из них миров.

Взгляды Демокрита на природу души человека

Последовательно материалистическую позицию Демокрит занимает и в вопросе о природе души и познания. Известно, что часто психическая деятельность человека объясняется наличием в его теле специфической субстанции или силы - "души".

В неорганической природе все совершается не по целям и в этом смысле случайно, а у ученика могут быть и цели, и средства. Таким образом, взгляд Демокрита на природу души является строго причинным, детерминистическим.

Атомизм (Atomic Theory)

Основоположником атомизма считается Левкипп, но о нем почти ничего не известно. Поэтому под древнегреческим атомизмом прежде всего имеется в виду учение Демокрита.

Демокрит (Demokritus)

Биографические сведения. Примерное время жизни – ок. 460–370 гг. до н.э. Родился Демокрит в г. Абдеры (Эллада). Он много путешествовал, был в Египте, Вавилоне, возможно, в Индии и Эфиопии. Долгое время жил в Афинах. Так как Демокрит постоянно смеялся над несовершенством человека, он носил прозвище Смеющийся.

Основные труды. Известно, что Демокрит написал около 70 сочинений по различным областям знаний, но ни одно из них до нас не дошло. Проблемы атомизма излагались в трудах "Большой домострой", "Малый домострой" и др.

Философские воззрения. Первоначало. Первоначалами бытия являются атомы и пустота, в которой находятся и движутся атомы. Атомы (букв/ "неделимые") – это мельчайшие, неделимые частицы вещества. Каждый атом вечен и неизменен, атомы не возникают и не исчезают. Количество атомов бесконечно. Они различаются величиной, формой (шарообразные, пирамидальные, крючкообразные и т.п.) и положением в пространстве. Атомы подвижны, парят и "пляшут" в пустоте, подобно пылинкам, видимым в солнечном луче.

Все существующие в мире вещи состоят из атомов и пустоты. Возникновение и уничтожение вещей – результат сцепления и разделения атомов. Все вещи со временем погибают, а составляющие их атомы продолжают существовать. Четыре традиционные стихии Демокрит считал "средними ступенями", из которых складывается все остальное. Воздух, вода и земля состоят из атомов различных форм, а огонь – только из шарообразных.

Учение о первичных и вторичных качествах. Сами по себе атомы лишены таких качеств, как цвет, запах, тепло и т.п. Все эти качества – результат восприятия атомов нашими органами чувств. Ведь то, говорит Демокрит, что один человек воспринимает как сладкое, другой может воспринимать как горькое. Отсюда необходимо проводить различие между первичными, т.е. объективно существующими, свойствами атомов (форма, величина, положение в пространстве) и вторичными – нашим субъективным восприятием этих первичных свойств.

Космология и космогония. Мир в целом – беспредельная пустота, в котором существует бесконечное количество миров, состоящих из атомов. Там, где в пустоте находится много атомов, они часто сталкиваются друг с другом, из-за чего образуется космический вихрь. В центре его концентрируются более тяжелые атомы, более легкие вытесняются на края. Так возникает земля и небо. Миры шарообразны, замкнуты и окружены оболочкой ("кожицей"). Центром нашего мира является Земля; Солнце, Луна, звезды относятся к небу. Число миров бесконечно; одни из них сейчас только возникают, другие достигли расцвета, третьи – погибают; наш мир находится в состоянии расцвета. Одни миры похожи друг на друга, другие различны.

Детерминизм. Демокрит был основоположником механистического детерминизма . Ничто, происходящее в мире, не возникает беспричинно, все появляется в силу необходимости (ведь все происходящее в мире это результат движения, столкновения, сцепления и т.п. атомов). Случайность придумали люди для оправдания собственного невежества.

Происхождение жизни и человека. Живое возникает из неживого без вмешательства богов и без какой-то цели. Из земли и влаги зародились сначала земноводные животные, а потом – сухопутные. Нежизнеспособные существа (слепые и глухие, безногие и безрукие) погибали, уцелели только жизнеспособные; они дали потомство; среди этих последних существ оказались и люди.

Источник движения для людей и животных – душа; она, как и все остальное, состоит из атомов (шарообразных, как обладающих наибольшей подвижностью). Со смертью тела душа распадается и погибает.

Гносеология. Различается познание чувственное ("темное") и рациональное (посредством логических рассуждений). При постижении мира сначала действуют наши чувства (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание). От вещей постоянно отделяются (истекают) их образы – это как бы оболочки, состоящие из разреженных атомов. Когда эти образы попадают в органы чувств человека, он их воспринимает. При этом подобное воспринимается подобным.

Но чувственное познание годится только до определенного предела, так как чувства не способны постигать слишком тонкие и малые сущности (такие, как атомы). Тогда начинает действовать разум, дающий нам истинное познание.

Происхождение религии и атеизм. Источник веры в богов – страх перед силами природы, которые человек не может объяснить. Все происходящее в мире – результат движения атомов.

Судьба атомизма. Учение Демокрита оказало значительное влияние на Эпикура (хотя сам Эпикур и отрицал это), а через него – и на римского философа Лукреция Кара. Однако в целом атомизм не пользовался особой популярностью в древности (так, стоицизм взял вверх над эпикуреизмом в первые века н.э.).

В эпоху Средневековья он практически был неизвестен в христианском мире, но некоторые его идеи получили своеобразное использование в мусульманской философии (калам и суфизм).

В Новое время атомизм оказался философской основой классической физики, деизма и материализма последующих эпох – вплоть до начала XX в.

  • Детерминизм это философское учение, в котором утверждается причинная обусловленность любых явлений. Противоположное учение, допускающее существование случайных, не обусловленных явлений, называется индетерминизм.

ДЕМОКРИТ из Абдеры во Фракии (ок. 470/60 – 360-е до н.э.) – греческий философ, основоположник атомистического учения. Был родом из богатой семьи и в юности учился у «каких-то магов и халдеев», подаренных персидским царем Ксерксом отцу Демокрита за то, что тот накормил проходившее через Фракию персидское войско обедом. По смерти отца истратил свою часть богатого наследства на путешествия, посетив Персию и Вавилон, Индию и Египет. Некоторое время жил в Афинах, где в то время мог слушать Сократа и Анаксагора . После возвращения на родину сограждане подали на философа в суд за растрату отцовского наследства, но Демокрит прочитал им две свои главные книги: Большой Мирострой и Малый Мирострой , и был полностью оправдан. Всего Демокриту приписывали авторство более 70 сочинений, сегодня известных по фрагментам.

Атомизм Демокрита стал суммирующим учением досократовской философии, в котором нашли свое отражение проблемы, поставленные в ионийской натурфилософии, элейской онтологии и пифагорейской числовой метафизике.

В основе философии Демокрита лежит учение об атомах и пустоте как двух принципах, порождающих многообразие космоса. Атом есть мельчайшее «неделимое» тело, не подверженное никаким изменениям. Неделимость атома аналогична неделимости «бытия» Парменида: деление предполагает наличие пустоты, но внутри атома по определению пустоты нет. Пустота в системе Демокрита выступает как принцип дискретности, множества и движения атомов, а также как их бесконечное «вместилище». Называя пустоту «небытием», Демокрит явно отказался от элейского постулата о несуществовании небытия, однако понятия бытия и небытия включены у него в более общее понятие «то, что на самом деле», благодаря которому реальность признавалась и за пустотой (равной не-бытию).

Всем атомам присуще свойство непрерывного движения, и даже внутри макротел, – которые образованы благодаря сцеплению атомов между собой, – они совершают колебательные движения. Первопричиной этого движения являются соударения атомов, начавшиеся во время спонтанного «Вихря», благодаря которому возник наш космос: в космогоническом Вихре произошла первичная сортировка атомов (подобное к подобному), более крупные атомы оказались в центре, и из них произошла Земля. Вокруг нее первоначально вращалась «влажная и грязеобразная» оболочка, которая постепенно высыхала и влажная материя уходила вниз, а сухая от трения воспламенялась и из нее формировались звезды.

Друг от друга атомы, число которых бесконечно, отличаются тремя свойствами: «фигурой», «размером» и «поворотом» (положением в пространстве). Например, «В» отличается от «в» размером, «В» от «Р» – фигурой, а «Р» от «Ь» – поворотом; четвертая отличительная характеристика – «порядок» – относится к способу соединения атомов друг с другом (ВРР в отличие от РВР и т.д.), вследствие чего составленные из атомов макротела обладают разнообразными качествами.

Демокрит одним из первых указал на зависимость качеств вещей от способа их познания. Все понятия, составляющие язык нашего описания внешнего мира, не соответствуют ничему «поистине», оттого все наше познание, по существу, имеет характер соглашения: «по обычаю сладость, по обычаю горечь, по обычаю холод, цвет, теплота, на самом же деле – атомы и пустота». По Демокриту, раз у атомов нет качеств (цвет, запах, вкус и т.д.), то этих качеств нет и у вещей, ибо «из ничего ничего не бывает». Все качества сводимы к формально-количественным различиям атомов: тело, состоящее из «круглых и умеренно больших» атомов, кажется сладким, а из «округленных, гладких, косых и малых по величине» – горьким, и т.д. Качества образуются в ходе акта восприятия, причина их возникновения – взаимодействие атомов души и так или иначе развернувшихся атомов предмета.

Душа, как и огонь, состоит из мельчайших атомов шарообразной формы, поэтому она придает телу тепло и движение (шар – наиболее подвижная из всех фигур). Демокрит не вводил специальных различий между душой и умом, и процесс мышления объяснял также через «отпечатывание образов». Чувственное восприятие Демокрит объяснял с помощью «истечений» от тел: от поверхности тел отлетает некая тонкая материальная пленка, имеющая форму воспринимаемого тела, она проникает через глаз в душу, в которой отпечатывается – так возникают наши представления.

Этика Демокрита является своеобразным продолжением его атомистической физики: как атом есть полное и самодостаточное бытие, так и человек есть самодостаточное бытие, тем более счастливое, чем более замкнутое на себе самом. Для выражения своего понимания счастья Демокрит придумал несколько терминов: «благодушие», «благосостояние», «бесстрашие», «атараксия» (невозмутимость). Центральное понятие его этики – благодушие (эвтюмия), которое «возникает благодаря умеренности в удовольствиях и размеренной жизни». Обладающий благодушием мудрец умеет радоваться тому, что имеет; не завидуя чужому богатству и славе, он стремится к справедливым и законным делам; он трудится в меру сил, однако остерегается быть «слишком деятельным в частных и в общественных делах».

Традиционно считается, что Демокрит был учителем Протагора и, соответственно, повлиял на формирование релятивистских учений софистов. Также он считается одним из источников формирования скептической традиции. Но более всего значимо сопоставление атомизма Демокрита с учением Эпикура.

Мария Солопова

Демокрит – примерно 460- 360

1. Жизнь и сочинения. Местом рождения Демокрита чаще всего называют город Абдеры, северо-восточную периферию Эллады, милетскую колонию на Фракийском побережье. Отец Демокрита, человек состоятельный, оставил трем сыновьям значительное наследство, из которого Демокрит выбрал меньшую долю, состоявшую в день­гах, что позволило ему отправиться в путешествие. Наставниками Демокрита были оставленные Ксерксом в Абдерах маги Вавилона, кроме того он значительное время учился у жрецов Египта. Некоторые говорят, что он общался и с гимнософистами (мудрецами) Индии. Многие годы из своей долгой жизни этот великий философ производил опыты и записывал их в книгу, которая трактовала о Природе. Он не только не отрицал чудеса, но, наоборот, утверждал, что те чудеса, которые удостовере­ны показаниями очевидцев, происходили и могли происходить, даже наиболее невероятные; ибо последние были произведены с по­мощью знания сокровенных законов природы. Лукиан говорил: «Демокрит не верил ни в какие чудеса. Он посвятил себя открытию метода, посредством которого теурги были в состоянии их производить, одним словом, философия привела его к заключению, что магия целиком заключалась в имитации законов и процессов природы».

Философ с гор­достью заявлял о себе: «Я провел на чужбине много лет, объездил больше земли, чем кто-либо из современных мне людей, подробнейшим образом исследуя ее; видел больше, чем все другие, мужей и беседовал с наи­большим числом ученых людей». Демокрит вернулся домой бедняком. По законам Абдер человек, растративший отцовское имущество, изгонялся и лишался права погребе­ния на родине. Однако философ вернул уважение сограждан то ли удач­ным предсказанием, то ли тем, что прочитал им одно из своих сочинений; ивосхищенные абдериты наградили Демокрита. В отличие от Гераклита,«плачущего философа» Демокрит был известен как «смеющийся фи­лософ». Сенека об этом пишет: «Каждый раз, как Гераклит выходил из дому и видел вокруг себя такое множество дурно живущих и дурно умирающих людей, он плакал, жалея всех. Демокрит же, как говорят, напротив, без смеха никогда не появлялся на людях: настолько несерьезным казалось ему все, что делалось всерьез».

Демокрит заявлял, что одно причинное объяснение какого-нибудь явления Природы он предпочитает обладанию персидским престолом. Ходила легенда о самоослеплении философа с помощью зажигательного зеркала. Цицерон объяснил этот факт так: «Демокрит сам лишил себя зрения, так как считал, что раздумья Разума при созерцании и осмысливании Природы будут более оживленными, когда освободятся от развлечения зрения и препятствий глаз». По ночам он имел привычку уединяться на кладбищах, где пытался обнаружить привидения. Решив, что Демокрит болен, жители Абдеры пригласили врача Гиппократа для его лечения. В письме к Гиппократу они писали: « Забыв обо всем, и прежде всего о самом себе, он проводит всю жизнь, бодрствуя и ночью, и днем, осмеивая все – и малое, и великое, и считая это за ничто. Этот человек и исследует даже то, что происходит в Аиде, и описывает это; утверждает, что воздух полон образов, слушает голоса птиц и часто, поднявшись ночью, наедине, похож на человека, тихо поющего песнопения. Иногда он говорит, что странствует в бесконечности и что Демокритов, подобных ему, существует неисчислимое множество» прибыв в Абдеру, Гиппократ побеседовал с Демокритом и заявил, что тот совершенно здоров и, более того, мудр».

Демокриту принадлежало около семидесяти сочи­нений на различные темы, что говорит об обширных интересах Демокрита и его энциклопедических знаниях. Моральным вопросам посвяще­ны: «Пифагор», «О душевном настроении мудреца», «О том, что в Аиде», «О мужестве, или О добродетели», «О ровном настрое­нии духа»; естественнонаучным - «Большой Мирострой», «Малый Мирострой», «Космогра­фия», «О планетах», «О природе», «О природе человека», «О ра­зуме», «О чувствах»; математическим - «О касании круга и шара», «О геометрии», «О числах»; мусическим - «О ритмах и гармонии», «О поэзии», «О красоте слов», «О благозвучных и не­благозвучных буквах»; техническим - «Прогноз», «О питании, или Диетические наставления», «Врачебная наука», «О земледелии, или Землемерие», «О живописи», «Тактика», «Военное дело». Ни одно из них до нас не дошло, мы знаем об учении Демокрита из сохранившихся отрывков. Источники сообщают, будто уже Платон хотел сжечь все те сочинения Демокрита, которые он смог собрать, но пифагорейцы Амикл и Клиний помешали ему, говоря, что это бесполезно: ведь книги уже на руках у многих. Сказав об этом, Аристоксен продолжает: «Платон упомянул почти всех древних философов, но не упоминает только одного Демокрита, даже в тех случаях, когда он должен был бы возражать ему. Ясно, он знает, что ему придется спорить с лучшим из философов».

2. Учение об атомах и Пустоте . Индусские и гре­ческие атомисты - Канада, Левкипп, Демокрит, Эпикур, Лукреций - нашли свое отражение в атомной теории наших дней, однако современная наука все еще не проникла в истинный смысл этих древних учений. Философы, которые трактуют древнее учение Демокрита об атомах, забывают, что он был магом и алхимиком, его ум был способен глубоко проникнуть в тайны Природы, но он не раскрывал их публично. Хотя не исключено, что кое-что все же доверил своим рукописям, не потому ли Платон, выступавший против раскрытия сокровенной Мудрости толпам, согласно легенде, приказал их сжечь.

В соответствии с наставлениями своего учителя ЛевкипаДемокрит учил, что первые Принципы всех вещей Вселенной - атомы и Пустота . Современные философы утверждают, что атомисты древности учили о пустом пространстве, но это не так, ведь это они утверждали, что «Природа не терпит пустоты.» Под Пустотой они понимали вечную и беспредельную Первореальность, Великий Хаос или Ничто, Полноту (Пленум), которая содержит в себе все сущее в потенции. Все окружающие нас объекты есть результат соединения атомов, возникновение и уничтожение вещей атомисты объясняли разделением и сложением атомов, изменение вещей - изме­нением их порядка.

У Демокрита мы находим двоякое описание атомов. С одной стороны, атомы вечны и неизменны, они неделимы, не превращаются друг в друга и друг в друга не проникают, ибо лишены частей и пустоты. С другой стороны , атомы обладают качественно-количественными характеристиками, они бывают шаробразными, угловатыми, крючкообразными, якореобразными, вог­нутыми и выпуклыми. Атомы различаются по величине, то есть бывают большими и маленькими, сознание они объясняли существованием особых огненных атомов души. Из сказанного следует, что атомы составные и делимые, составное и ограниченное, то есть имеющее форму, не может быть вечным, значит, атомы не вечны, когда-то возникли, подвержены изменению и умрут. Атомы Левкиппа и Де­мокрита лишены каких бы то ни было чувственных свойств - цвета, запаха, звука и т. п. Все эти качества возникают в субъекте вследствие взаимодействия атомов и органов чувств, а значит, атомы взаимодействуют не только друг с другом, образуя все окружающие нас объекты, но и с нашими органами чувств.

Как же понять такое противоречивое описание атомов у Демокрита? Философ, говоря о вечности и неделимости атомов имеет ввиду духовные атомы или монады. Являясь эманацией Абсолютного Духа, они единосущны с ним, вечны и беспредельны, не изменяются, но выявляют свои свойства, облекаясь плотью, материей различной степенью плотности. Говоря о качественных атомах и их неделимости, он, возможно, имел ввиду и атомы химической науки, сохраняемые при всех химических превращениях, или даже элементарные частицы науки физической, неделимые при ядерных превращениях. Но каждый атом химии или элементарная частица физики являются сложными соединениями, маленькими вселенными, каждая из которой имеет внутри себя духовную монаду, а значит, обладает определенным видом сознания. Атомы обладают самодвижением, а значит, они не мертвые частицы вещества, а проявления Единой Жизни, Духа. Их латентное сознание может развиться до человеческого самосознания, если монада, оживотворяющая атомы, пройдет долгий путь развития в более сложных формах, таких как минералы, растения и животные.

Для атомистов Мир в Целом - это беспредельная Пус­тота (Пленум), наполненная многими мирами, чье число беспредельно, ибо эти миры образованы беспредельным числом атомов самых раз­личных форм . Пустота заполнена атомами нерав­номерно, и когда в той или иной части пространства сходится много атомов, то они сталкива­ются друг с другом и постепенно образуют вихрь - кругообразное движение, в котором более крупные и, следовательно, более тяжелые атомы накапливаются в центре, а более малые и легкие, округлые и скользкие вытесняются к периферии. Так возникают Земля и Не­бо. «Этот закон спирального движения в первичной ма­терии есть наидревнейшее представление Греческой Философии, первые исторические мудрецы которой почти все были Посвященными в Мистерии. Греки восприняли это от египтян и последние от халдеев, которые были учениками браминов Эзотерической Школы. Левкипп и Демокрит из Абдеры, ученик Магов, учили, что это вращательное движение атомов и сфер существовало от Вечности. Гераклит, Экфант, Пифагор и его ученики учили вращению Земли; Арьябхата из Индии, Аристарх, Селевк и Архимед высчитывали ее так же научно, как это делают и нынешние астрономы; тогда как теория Начальных Вихревых Колец известна Анаксагору и поддерживалась им за 500 лет Р. Хр. или почти за 2000 лет, прежде чем она вновь принята Галилеем, Декартом, Сведенборгом и другими».

Подведем итог. «Современные физики, заимствовав от древних их Атомическую Теорию, забыли один пункт, наиболее важный во всей доктрине; следовательно, они получили лишь скор­лупу и никогда не будут в состоянии получить ядро. Приняв физические Атомы, они упустили многозначительный факт, что от Анаксагора до Эпикура, до римлянина Лукреция и, кончая Галилеем, все эти философы верили, более или в менее, в живоначальные (духовные) Атомы, а не в невидимые крупинки так называемой «грубой» материи. Согласно им, вращательное движение было порождено более значительными по величине (читайте, более божест­венными и чистыми) Атомами, увлекшими вниз другие Ато­мы; причем более легкие были, одновременно, отброшены вверх. В метафизическом смысле это вечно циклическая кри­вая дифференцированных Элементов, нисходящая и восходящая через определенные фазы существования, пока каждый не достигнет своей отправной точки или места рождения. Даже Эпикур, примерный атеист и материалист, знал настолько древнюю Мудрость и настоль­ко верил в нее, что учил, что Душа - совершенно отлична от бессмертного Духа, она составлена из тончайшей и нежнейшей субстанции, состоящей из самых гладких, самых круглых и тончайших атомов. И это доказывает, что все древние Посвященные, за которыми следовала, более или менее близко, вся мирская древность, подразумевали под термином Атома - Душу вечно-сокрытой Причины всех причин. Они утверждали, так же как и их преемники, существование Богов и Гениев, Ангелов или Демонов, не вне и независимых от Вселенского Пленума, но внутри его. Только этот Пленум в течение жизненных циклов беспределен. Они признавали и учили многому из того, чему учит сейчас современная наука - именно су­ществованию предвечного Мирового Вещества или Косми­ческой Субстанции, вечно однородной, за исключением вре­мени ее периодического существования; тогда она универ­сально разлита во всем бесконечном Пространстве и дифференцируется, постепенно формируя из себя пространствен­ные тела».

3. Происхождение жизни и Человек . Здесь Демокрит следует линии Анаксимандра и Эмпедокла. Один из древних комментаторов передает суть учения Демокрита о происхождении жизни так: «После того как произошло разделе­ние мрачного Хаоса, после того, как возник воздух, а под ним земля, грязеобразная и совсем (еще) мягкая, на ней вспучились пленки, имеющие вид гнойных нарывов или водяных пузырей. Днем их нагревало солнце, ночью их питала лунная влага. После того как они увеличились и лопнули, из них образовались люди и всевозможные виды животных, соответственно преобладанию того или иного элемента - именно огнеобразного, землеобразного и воздухообразного. Когда же земля высохла под лучами солнца и уже не могла больше рождать животные стали появляться на свет путем рождения одних другими». От других доксографов мы узнаем, что по­верхность земли вздулась от теплоты, образовав покрытые тонкой кожицей гнилостные пузыри. Эти пузыри стали нести в себе жи­вые плоды. Аналогично возникли и растения. Демокрит объяснял также и то, почему теперь не происходит такого возникновения животных из пузырей земли - уже и земля не та, и небо не то, «ведь и земля уже теперь не смешана с водой в такой степени, как тогда, и Светила образуют совсем другие созвездия». Теперь можно заметить лишь слабое отражение того времени, когда земля рождала живое - зарождение мелких существ в гниющей земле. Все живые существа, в том числе и растения, одушевлены, но в разной степени. Источник души - та самая теплота, которая произвела все живое из земли.

Человек – высшее создание Природы, ибо наделен не только сознанием, как все живое, но и самосознанием.Согласно атомистам, душа человека телесна, определенная совокупность атомов. Менее огненная, животная , неразум­ная часть души равномерно распределена по всему, телу; она - источник подвижности и жизненности. Другая – смертная - отвечает за психическую деятельность человека, его чувства и рассудок, высшая Огненная душа – за его Разум. Атомисты учили о смертности души, покинув тело атомы души рассеиваются в воздухе. Об этом имеются согласую­щиеся свидетельства доксографов. Например, «Демокрит и Эпи­кур считают, что душа смертна и гибнет вместе с телом»: Или: «Души, по утверждению Демокрита, погибают. Ибо то, что рождается вместе с телом, с необходимостью должно погибнуть вместе с ним». Нужно однако знать, что под словом «душа» ни Демокрит, ни другие философы древности не подразумевали божественную огненную душу, ноус или пневму , но подразумевали псюхе или тонкое тело, то, что Платон всегда именует второй смертной душой.

4. Закон причинности. Этот закон был сформулирован Левкиппом в его сочинении «О разуме» и утверждался Демокритом. Всеобщий закон мироздания гласит: «Ни одна вещь не про­исходит попусту, но все в силу причинной связи и необходимос­ти». Все, что про­исходит, имеет причину в другом, а другое - в третьем и т. д., ничто не происходит без причины, ни одна вещь не возникает, не рождается, не происходит напрасно, бесцельно, безуспешно, попусту, без пользы, но все возникает, рождается, происходит в силу причинной связи, необходимости, Закона или Логоса, разумного основания мира. Случайности как беспричинного явления не существует. Шел человек, и вдруг с неба ему на голову упала черепаха и убила его. Слу­чайно это или нет? Нет, отвечает Демокрит, орел, схватив черепаху, бросает ее с высоты, чтобы разбить панцирь черепахи, чело­век был лысым, его голова была ошибочно принята орлом за камень и результат известен. Это не случайно, ибо имеет свою причину. Но случайно ли то, что именно этот орел имен­но эту черепаху должен был с необходимостью бросить на голову именно этого человека!? Не случайно, но причину данного явления узнать сложно, ибо здесь мы вступаем в область причинно-следственных связей в жизни человека – Судьбы или Кармы.

Для атомистов случайность субъективна, случайно то, причину чего мы не знаем. Но раз эта причина существует, то случайность мнима. Демокрит говорил: «Люди сотворили себе кумир из случая как прикрытие, для присущего им недомыслия. Ведь случай по природе борется с рассудком и, как они утверждали, будучи крайне ему враждебным, властвует над ним. Вернее, даже они совсем не признают, и, устраняют разум, а на его место ставят случай, они прославляют не удачный ум, а умней­шую удачу». Здесь Демокрит, утверждает, что ссылка на случай - проявление лености мысли, отказ от поисков причины.

«И современная точная наука, как только она начала вы­ходить из детского возраста, познала великую Истину, что ничто, будь-то в духовном, психическом или физическом царстве Бытия, не могло произойти из ничего. Не существует причины в проявленной Вселенной без соответствующих ей следствий в Пространстве или же во Времени; также не может быть следствия без его первичной причины, которая сама обязана своим существованием еще более высокой причине. Конечная и абсолютная При­чина навсегда должна остаться для человека непостижимой и беспричинной Причиною. Но это абстракция, на пределе которой человеческий разум, как бы ни был он искушен в метафизических тонкостях, содрогается и изнемогает»

В то время, как христианина учат, что человеческая Душа есть дыхание Бога и что она сотворена Им для вечного существования, имея начало, но не имея конца - а потому никогда не может быть названа вечной - Философия говорит: Ничто не сотворено, все лишь преображается. Ничто не может проявить себя в этой Вселенной, начиная от небесного тела, кончая смутной мимолетной мыслью, что уже не существовало бы во Вселенной; всякая вещь на субъективном плане есть вечное есть ; так же, как всякая вещь на объективном плане есть вечно-становящееся, ибо все преходяще.

5. Гносеология. Демокрит различал два рода познания: темное (незаконнорожденное) и истинное (законнорож­денное), Секст-Эмпирик сообщает, что в «Канонах» Демокрит говорит: есть два вида познания - посредством чувств и посредством мысли. Познание посредством мысли он называет законно­рожденным и приписывает ему достоверность в суждениях об истине; познание же посредством чувств он называет незаконнорожденным и отрицает пригодность его для распознавания истины. Атомы и пустота как Первоначала мира лежат за пределами чувственного познания, открыть их можно лишь в результате напряженного размышления. Но такое размышление затем может быть подвержено эмпирическими наблюдениями. Постепенное и незаметное истирание золотой монеты и мраморных ступеней, распространение запахов, высыхание влажного и другие обыденные явления говорят о том, что тела состоят из мельчайших, не доступных чувственному восприятию частиц.

Чувственное познание основано на деятельности органов чувств и рассудочного мышления. Рассудок идет далее чувств, но он опирается на их показания, ибо главный довод истинности сконструированной теоретическим образом кар­тины мира - это соответствие ее чувственной картине мира. Все ощущения можно считать разновидностью осязания, ибо они возникают в результате непосредственного со­прикосновения самого тела с органами чувств, или порождаются атомами в явлениях вкуса и запахов, или возникают в результате воздействия на тело воздуха, порождая звук и слух.Особенно интересно учение Демокрита о зрении, воз­никающем в результате телесного воздействия на орган зрения. Образы исходят от всех вещей, от растений, но более всего от живых существ вследствие их энергичного движения и их теплоты. Образы - тончайшие оболочки тел, как бы их материальные копии. Они все время истекают от тел. При этом нет надобности в свете. Оторвавшись от тела, образ приобретает самостоятель­ность, существуя сам по себе. При этом образы не только запечат­левают в себе внешность существ, но и принимают также «отра­жения душевных движений и мыслей, свойственных каждому, и характеров, и переживаний».

Считать, что у Демокрита истинное познание совершенно отлично от чувственного как темного, было бы преувеличением - говорят некоторые историки философии. Но Демокрит, как каждый посвященный философ древности, отдавал себе отчет в сложности и трудности процесса достижения истины и субъективности познания, основанного на данных органов чувств. Эту мысль он выра­зил ярко и образно, сказав: «Действительность - в пучине» или: «Истина скрыта в глубине (лежит на дне морском»). Поэтому субъектом познания является все же не любой человек, а лишь мудрец. Демокрит сказал: «Мудрец - мера всех сущест­вующих вещей. При помощи чувств он - мера чувственно воспри­нимаемых вещей, а при помощи Разума - мера умопостигаемых вещей». А если Демокрит говорил о Разуме, то и признавал наличие бессмертной души, являющейся носителем этого Разума, но не распространялся о том в своих трудах.

6. Этика Демокрита . Отношение Демокрита к семье, женщине и детям следующее. С женщинами дела лучше не иметь, а если уж необходимо завес­ти семью, то надо выбрать женщину простую, маленькую и молча­ливую: «Женщина много искуснее мужчины в злословии», «Пусть женщина не рассуждает: это ужасно», «Украшение женщины - молчаливость». Наибольшее унижение для муж­чины - повиноваться женщине. Такой мужчина - раб своих стра­стей. Детей лучше не иметь, потому что удача в воспитании детей достигается ценой борьбы и забот, причем блага малы, слабы и незначительны, в случае же неудачи страдания ни с чем не срав­нимы. Также и «воспитание детей - ненадежное дело». Лучше взять ребенка на воспитание у друга. Здесь можно выбрать ребенка по сердцу, в противном же случае приходится довольство­ваться тем, кто родится.

Тот недостоин жить, у кого нет хорошего друга. Демо­крит высоко ценит дружбу, но не всякую, а лишь истинную и раз­умную, ведь «дружба одного разумного лучше дружбы всех нера­зумных». Самое трудное в дружбе - это отличить истин­ных друзей от мнимых, для чего нужна мудрость. Выбирая дру­зей, следует быть осторожным и осмотрительным. Многие «друзья» - любители имущества их владельцев, а не их самих. «Добрый друг должен появляться в дни радостных событий по приглашению, а в дни испытаний должен приходить по собствен­ному почину». Не имеющий друга недостоин жизни, ведь это значит, что он плохой человек, неспособный никого любить, поэтому и его никто не любит («ни один человек не любит того, кто сам никого не любит»). Демокрит говорит и о том, как сохранить дружбу. Здесь важны самокритичность, способность к раскаянию, к тому, чтобы больше порицать самого себя, чем другого, умение сочувствовать, а не зло­радствовать при виде несчастья другого, независтливый характер. Наиболее опасна для дружбы клевета: «Меч рубит, а клевета раз­деляет друзей».

Цель воспитания - достижение добро­детели - лучше совершать убеждением и доводами рассудка, чем принуждением. В основе воспитания - способность к стыду, т. е. совесть. Человека бесстыжего воспитать нельзя. Лучшее настав­ление для детей - пример отца. Нужно избегать общения с дурны­ми людьми, воспитанный даже не должен разговаривать с невоспитанным, ведь «прекрасное постигается путем изучения и ценой больших усилий, дурное усваивается само собой, без труда». Воспитание не всемогуще, поэтому «прекрасное узнают и стремятся к нему только люди, созданные для него». С воспитанием связано обучение . Сама способность стыдиться приходит к человеку в процессе обучения (когда его учат письму, музыке, гимнастике и т. п.). Обнаруживая свое неумение и незна­ние, человек стыдится, осознает свою ограниченность и утрачивает свою гордыню, если она у него была. Образование - украшение для счастливых, убежище для несчастных. Для образования нужны три вещи: природные способно­сти, упражнения и время.

Богатство и бедность для Демокрита это моральные, а не соци­альные проблемы. Богатые и бедные будут всегда. Следовательно, дело в том, как относиться к богатству и к бедности. Богатством надо пользоваться разумно, принося пользу народу. «Когда иму­щие решаются давать взаймы, помогать и оказывать благодеяния неимущим, то в этом уже заключено и сострадание, и преодоление одиночества, и возникновение дружбы, и взаимопомощь, и едино­мыслие среди граждан, и другие блага, которые никто не может исчислить». Бедным надо радоваться тем, что имеешь, и смотреть не на тех, кому лучше, а на тех, кому хуже. Богат не тот, кто владеет имуществом, а тот, кто беден желаниями, более того, бедняком быть лучше, чем богатым, ибо бедняки избегают злых козней, зависти и ненависти. Именно они счастливы.

Счастлив тот, кто довольствуется немногим. Счастье не в богатстве, оно не в стадах и золоте, не в рабах и не в деньгах. Счастье - в душе . Если у животных главное - их телесная природа, то у человека - душевный склад. Эвтюмия - «хороший дух» - определяется как «такое состоя­ние, при котором душа живет безмятежно и спокойно, не возму­щаемая ни боязнью демонов, ни какой-либо другой страстью» Поскольку здесь везде гово­рится о страхе как главном препятствии к эвтюмии, то эвтюмия есть также и атамбия - свобода от страха. Эвтюмия - это уравно­вешенность, гармония, размеренность, симметрия, безмятежность, невозмутимость, бесстрастие, благое состояние духа, не тождест­венное наслаждению. Средства достижения эвтюмии - мера во всем, умеренность, золотая середина, ведь «прекраснее во всем середина». Надо быть умеренным в наслаждении, не стремиться к преходя­щему, побеждать в себе страсти, а этому учит философия, она освобождает душу от страстей. «Желающий быть в хорошем расположении духа не дол­жен браться за много дел ни в своей частной жизни, ни в обще­ственной, и, что бы ни делал, он не должен стремиться делать свыше своих сил и своей природы. Но даже если счастье благо­приятствует и, по-видимому, возносит на большую высоту, должно предусмотрительно отстраниться и не касаться того, что сверх силы. Ибо надлежащий достаток надежнее, чем избыток».

Демокрит Абдерский (Δημόκριτος; ок. 460 до н. э., Абдеры - ок. 370 до н. э.). Великий древнегреческий философ, предположительно ученик Левкиппа, один из основателей атомистики и материалистической философии.

Родился в городе Абдеры во Фракии. За время своей жизни много путешествовал, изучая философские воззрения различных народов (Древний Египет, Вавилон, Персия, Индия, Эфиопия). Слушал в Афинах пифагорейца Филолая и Сократа, был знаком с Анаксагором.

На эти путешествия Демокрит потратил большие деньги, доставшиеся ему по наследству. Однако растрата наследства в Абдерах преследовалась в судебном порядке. На суде, вместо своей защиты, Демокрит зачитал отрывки из своего произведения, «Великий мирострой», и был оправдан: сограждане решили, что отцовские деньги потрачены не зря.

Образ жизни Демокрита, однако, казался абдеритам непонятным: он постоянно уходил из города, скрывался на кладбищах, где вдали от городской суеты предавался размышлениям; иногда Демокрит без видимой причины разражался смехом, настолько смешными казались ему людские дела на фоне великого мирового порядка (отсюда его прозвище «Смеющийся Философ»). Сограждане сочли Демокрита умалишенным, и даже пригласили для его освидетельствования знаменитого врача Гиппократа. Тот действительно встретился с философом, но постановил, что Демокрит абсолютно здоров как физически, так и психически, и помимо этого утвердил, что Демокрит один из умнейших людей, с которыми ему приходилось общаться. Из учеников Демокрита известен Бион из Абдеры.

Согласно Лукиану, Демокрит прожил 104 года.

В своих философских воззрениях выступал с оппозиционной Элеатам точкой зрения в отношении мыслимости множества и мыслимости движения, однако полностью соглашался с ними в том, что истинно сущее бытие не может ни возникать, ни исчезать. Материализм Демокрита, что характерно практически для всех ученых той поры, является созерцательным и метафизическим.

Главным достижением философии Демокрита считается развитие им учения Левкиппа об «атоме» - неделимой частице вещества, обладающей истинным бытием, не разрушающейся и не возникающей (атомистический материализм). Он описал мир как систему атомов в пустоте, отвергая бесконечную делимость материи, постулируя не только бесконечность числа атомов во Вселенной, но и бесконечность их форм (идей, είδος - «вид, облик», материалистическая категория, в противоположность идеалистическим идеям Сократа).

Атомы, согласно этой теории, движутся в пустом пространстве (Великой Пустоте, как говорил Демокрит) хаотично, сталкиваются и вследствие соответствия форм, размеров, положений и порядков либо сцепляются, либо разлетаются. Образовавшиеся соединения держатся вместе и таким образом производят возникновение сложных тел. Само же движение - свойство, естественно присущее атомам. Тела - это комбинации атомов. Разнообразие тел обусловлено как различием слагающих их атомов, так и различием порядка сборки, как из одних и тех же букв слагаются разные слова. Атомы не могут соприкасаться, поскольку все, что не имеет внутри себя пустоты, является неделимым, то есть единым атомом. Следовательно, между двумя атомами всегда есть хотя бы маленькие промежутки пустоты, так что даже в обычных телах есть пустота. Отсюда следует также, что при сближении атомов на очень маленькие расстояния между ними начинают действовать силы отталкивания. Вместе с тем, между атомами возможно и взаимное притяжение по принципу «подобное притягивается подобным».

Основным методологическим принципом атомистов был принцип изономии (буквальный перевод с греческого: равенство всех перед законом), который формулируется следующим образом: если то или иное явление возможно и не противоречит законам природы, то необходимо допустить, что в беспредельном времени и на беспредельном пространстве оно либо когда-то уже имело место, либо когда-нибудь наступит: в бесконечности нет границы между возможностью и существованием. Этот принцип ещё называют принципом отсутствия достаточного основания: нет никакого основания для того, чтобы какое-то тело или явление существовало скорее в такой, чем в какой-либо другой форме. Отсюда следует, в частности, что если какое-то явление в принципе может происходить в различных видах, то все эти виды существуют в действительности.

Демокрит делал несколько важных выводов из принципа изономии:
1) существуют атомы любых форм и размеров (в том числе размером с целый мир);
2) все направления и все точки в Великой Пустоте равноправны;
3) атомы двигаются в Великой Пустоте в любых направлениях с любыми скоростями. Последнее положение очень важно для теории Демокрита. По существу, из него следует, что движение само по себе не нуждается в объяснении, причину нужно искать только для изменения движения.

Демокрит был сторонником концепции множественности миров.

Множественность миров следует из принципа изономии: если процесс какого-то рода может происходить, то в бесконечном пространстве где-нибудь когда-нибудь он обязательно происходит; то, что происходит в данном месте в данный момент времени, должно происходить и в других местах в те или иные моменты времени. Таким образом, если в данном месте пространства возникло вихреобразное движение атомов, приведшее к формированию нашего мира, то схожий процесс должен происходить и в других местах, приведя к формированию других миров. Получающиеся миры не обязательно одинаковы: нет никакого основания, чтобы не существовали миры вовсе без солнца и луны или с тремя солнцами и десятью лунами; только земля является необходимым элементом каждого мира (вероятно, просто по определению этого понятия: если нет центральной земли, это уже не мир, а просто сгусток вещества). Более того, нет никаких оснований также и для того, чтобы где-нибудь в беспредельном пространстве не образовался в точности тот же мир, что и наш. Все миры движутся в разных направлениях, поскольку равноправны все направления и все состояния движения. При этом миры могут сталкиваться, разрушаясь. Аналогично, равноправны все моменты времени: если образование мира происходит сейчас, то где-то оно должно происходить и в прошлом, и в будущем; в настоящее время разные миры находятся на разных стадиях развития. В ходе своего движения мир, образование которого не закончилось, может случайно проникнуть в пределы полностью сформированного мира и оказаться захваченным им (так Демокрит объяснял происхождение небесных светил в нашем мире).

Поскольку Земля находится в центре мира, то все направления от центра равноправны, и у неё нет основания двигаться в каком-то направлении (такого же мнения о причине неподвижности Земли придерживался Анаксимандр). Но есть и свидетельство, что, по мнению Демокрита, изначально Земля перемещалась в пространстве, и только впоследствии остановилась.

Однако он не был сторонником теории шарообразной Земли. Демокрит приводил следующий довод: если бы Земля была шаром, то солнце, заходя и восходя, пересекалось бы горизонтом по дуге окружности, а не по прямой линии, как на самом деле. Конечно, этот довод несостоятелен с математической точки зрения: угловые диаметры Солнца и горизонта очень сильно различаются, а этот эффект можно было бы заметить только в том случае, если бы они были почти одинаковы (для этого, очевидно, пришлось бы удалиться на очень большое расстояние от Земли).

По мнению Демокрита, порядок расположения светил следующий: Луна, Венера, Солнце, другие планеты, звезды (по мере увеличения расстояния от Земли). При этом чем дальше от нас светило, тем медленнее (по отношению к звездам) оно движется. Следуя Эмпедоклу и Анаксагору, Демокрит считал, что падению небесных тел на Землю препятствует центробежная сила. Демокриту принадлежит гениальная догадка, что Млечный Путь является множеством звезд, расположенных на таком маленьком расстоянии друг от друга, что их изображения сливаются в единое слабое свечение.

Демокрит развивал общеэллинское понятие меры, отмечая, что мера - это соответствие поведения человека его природным возможностям и способностям. Через призму подобной меры удовольствие предстает уже объективным благом, а не только субъективным чувственным восприятием.

Основным принципом существования человека он считал нахождение в состоянии благостного, безмятежного расположения духа (эвтюмия), лишенном страстей и крайностей. Это не простое лишь чувственное удовольствие, а состояние «покоя, безмятежности и гармонии».

Демокрит считал, что всё зло и несчастья происходят с человеком из-за отсутствия необходимого знания. Отсюда он делал вывод, что устранение проблем лежит в приобретении знаний. Оптимистическая философия Демокрита не допускала абсолютности зла, выводя мудрость средством достижения счастья.

Демокрит отрицал существование богов и роль всего сверхъестественного в возникновении мира. По свидетельству Секста Эмпирика, он считал, что «мы пришли к мысли о богах от происходящих в мире необыкновенных явлений».

Демокрит составил один из первых древнегреческих календарей.

Демокрит первым установил, что объём пирамиды и конуса равен соответственно одной трети объёма призмы и цилиндра под той же высотой и с той же площадью основания.

В сочинениях античных авторов упоминается около 70 различных трудов Демокрита, из которых до настоящего времени не сохранился ни один. Исследования философии Демокрита опираются на цитаты и критику его идей в трудах более поздних философов, таких как Аристотель, Секст, Цицерон, Платон, Эпикур и других.

Наиболее значимой работой Демокрита следует полагать «Великий мирострой», космологическую работу, охватывавшую практически все доступные в то время области знания. Кроме того, на основе списков Диогена Лаэрция Демокриту приписывают авторство таких работ, как «О душевном расположении мудреца», «О добродетели», «О планетах», «О чувствах», «О разнице форм», «О вкусах», «О цветах», «Об уме», «О логике или канонах», «Причины небесных явлений», «Причины воздушных явлений», «Причины наземных явлений», «Причины огня и огненных явлений», «Причины звуков», «Причины семян, растений и плодов», «Причины живых существ», «О соприкосновении круга и шара», «О геометрии», «Об иррациональных линиях и телах», «Числа», «Проекции», «Большой год», «Описание неба», «Описание земли», «Описание полюсов», «Описание лучей», «О ритмах и гармонии», «О поэзии», «О красоте стихов», «О пении», «Врачебная наука», «О диете», «О живописи», «Земледелие», «О военном строе» и др.

Существует легенда о том, что велел скупить и уничтожить все труды Демокрита - своего философского антагониста. Достоверность этой легенды не является слишком высокой. Кроме того, известно, что в I в. н. э. Трасилл издал сочинения Демокрита и Платона, разбив их по тетралогиям.