Цифровая экономика российской федерации. Национальный проект «Цифровая экономика. Федеральные проекты национального проекта «Цифровая экономика»

Для меня термин цифровая экономика – собирательный образ ряда технологических трендов и технологий, которые сформировались в последние 10-12 лет и сегодня оказывают серьезное влияние на устоявшиеся бизнес-модели. Имею в виду тренды и технологии новой индустриализации, получившей название «Индустрия 4.0 ». Новые материалы, дополненная реальность, аддитивные технологии, беспилотные транспортные средства, передовая робототехника, облачные вычисления и хранение данных, биометрические и имплантируемые технологии, большие данные и машинное обучение, огромный пласт финансовых технологий и многое другое, – все эти явления имеют одну общую особенность: они эффективно используют всепроникающую силу информационных технологий. В связи с реализацией этих трендов я бы выделил ряд признаков цифровой экономики. Прежде всего, это экономика, основанная на больших данных.

По своему типу это прогностическая экономика, в которой прогноз, план и факт стремятся к равенству; её основной инструмент – прогностическая аналитика, а основной вид производства – персонифицированное производство под потребности клиента. В эпоху цифровой экономики меняется облик конкуренции: она идет не столько за передел существующих рынков, сколько за формирование новых, при этом конкурируют не товары и технологии, а системы управления, опирающиеся на цифровые платформы. В области организационных структур компаний мы будем наблюдать уход от иерархических структур к моделям, в большей степени основанным на сетевом взаимодействии. Одним из ключевых признаков является изменение модели потребления: использование превалирует над владением; ценность определяется реализацией в товаре индивидуальных потребностей; фокус смещается на общую стоимость владения, а не на первоначальную цену товара. В социальной сфере цифровую экономику мы «узнаем» по взрывному развитию общественных институтов, когда социальный авторитет начнет активно теснить социальный статус. При этом нужно учитывать, что основной показатель прогресса цифровой экономики – это мера принятия обществом технологических новшеств и инноваций.

Цифровая экономика, выраженная в технологиях и технологических трендах, – это и есть «земные» вопросы. Бизнес-модели, усиленные за счет данных, создадут новые источники дохода. Полагаю, что малые и средние предприятия получат преимущества скорости и маневренности, необходимые для управления новыми процессами и реализации инноваций. Большинство мировых лидеров цифровизации, нынешних гигантов, начинали как небольшие предприятия с мизерным стартовым капиталом, а затем, «оседлав» ту или иную прорывную технологию, росли экспоненциально. Считаю, что у нас в стране много креативных и предприимчивых людей, способных создавать инновационные бизнесы. И тому есть множество примеров, проявившихся в росте экспорта на внешние рынки продукции отрасли информационных технологий. Скажем, развитие сетей интернета вещей (IoT) приведет к взрывной потребности в датчиках и сенсорах, а традиционно это удел производства средних по размеру компаний. Развитие облачных технологий и повышение доступности различного рода облачных сервисов стимулируют рост числа индивидуальных предпринимателей, для которых основным преимуществом становится свобода выбора времени работы и высокая мобильность. Для нашей страны – это рост высокопроизводительных рабочих мест, увеличение занятости людей, живущих вдали от мегаполисов. Преимущества цифровой экономики для компаний, в особенности быстро растущих стартапов, более чем очевидны.

Конкурировать в сфере передовых технологий с иностранными коллегами мы можем. Правда, пока этих технологий не так много, но, учитывая высокий темп, взятый государством в вопросах цифровой экономики, думаю, перечень конкурентоспособных разработок будет нарастать. Если мне не изменяет память, в 2016 году экспорт продукции отечественных ИТ-компаний в денежном выражении приблизился к 7 млрд долларов. Наши ИТ-компании, безусловно, глобально конкурентоспособны. Следующее направление – новые материалы. Например, наноцеллюлоза и производство на ее основе широкой гаммы товаров, начиная от бактерицидных пластырей, биоразлагаемой упаковки и кончая прочными и легкими материалами для аэрокосмической и автомобильной индустрий. Далее – беспилотные летательные аппараты, разработки в области машинного обучения, средства противодействия киберугрозам.

Новейшие технологии и цифровая трансформация могут кардинально изменить окружающий мир и окажут огромное влияние на формирование структуры отраслей цифровой экономики. Мы не увидим привычного отраслевого деления, присущего текущему экономическому укладу, но станем свидетелями появления нескольких сотен новых отраслей, с отличным от текущих масштабом, жизненным циклом и отраслевым управлением. Эти изменения затронут не только сами отрасли, но и все системные показатели: ВВП, инвестиции, потребление, занятость, инфляцию и ряд прочих показателей, привычных для измерений и оценки в текущей экономике.

Когда посмотрим на предпосылки возникновения технологий интернета вещей и поймем «физический смысл» IoT, будет проще определиться с этим понятием. На мой взгляд, в истории интернета вещей ключевую роль сыграли два фактора. Первый – кардинальное изменение рынка сенсоров и датчиков: за последние годы он вырос в сотни раз и продолжает расти по экспоненте, при этом стоимость самих устройств снижается примерно с той же скоростью. Второй – широкое распространение подходов операционной аналитики, отраженных в концепции «Аналитика 3.0», разработанной Международным институтом аналитики. Ключевой тренд проявляется в том, что сегодня всё большее количество товаров создают данные в процессе своего жизненного цикла, и это свойство становится одним из главных их качеств. Для потребителя происходит смещение ценности продукта: в конкурентной борьбе преуспевает тот продукт, который может обеспечить наиболее ценные данные, а не только традиционные функции. Сыграв ключевую роль в эволюции «классического» интернета, эти факторы привели к появлению новых сетей, в которых вещи могут взаимодействовать друг с другом или с внешней средой без участия человека. Это и есть интернет вещей. Технологии интернета вещей являются ключевыми в формировании прогностического характера цифровой экономики.

В нашей стране технологии интернета вещей – одно из динамично развивающихся направлений новой индустриализации. Точнее, усиливается влияние технологий промышленного интернета вещей (IIoT). Это влияние обусловлено задачами, которые ставятся перед отечественными предприятиями: переход на контракты жизненного цикла во взаимодействии производителей и потребителей сложной техники; выпуск продукции с высоким уровнем программируемых параметров. На предприятиях сырьевых отраслей, металлургии и транспорте – переход к обслуживанию и ремонту производственного оборудования по состоянию и создание систем предикативной аналитики в отношении производственной инфраструктуры.

На развитие индустриального интернета вещей оказывают большое влияние крупные корпоративные и государственные инициативы. Скажем, цель проекта «Цифровая железная дорога» – обеспечение устойчивой конкурентоспособности РЖД на глобальном рынке транспортных и логистических услуг за счёт использования современных цифровых технологий. Создание российской сервисной информационно-телематической платформы и ее внедрение в серийные модели автомобильных производителей, реализующих легковые автомобили в нашей стране. Предполагается, что данная платформа будет аккумулировать информацию в транспортной сфере, включая оценку загруженности дорог, оптимизировать транспортные потоки, прогнозировать возникновение чрезвычайных и опасных ситуаций, следить за состоянием оборудования городской и транспортной инфраструктуры.

Недавно наша компания анонсировала выпуск программной платформы CoIIoT для разработки отраслевых решений в области промышленного интернета вещей. Платформа CoIIoT использует наиболее современные и перспективные технологии и компоненты с открытым исходным кодом, рассчитанные на применение в высоконагруженных системах, полностью соответствует актуальным российским условиям и служит основой для разработки отраслевых решений в области промышленного интернета вещей в интересах конкретных потребителей.

Источник финансирования: Смешанный

Бюджет: 1 794 658 000 руб.

Год начала: 2019

Год окончания: 2024

Цели проекта

  • увеличение внутренних затрат на развитие цифровой экономики за счет всех источников (по доле в валовом внутреннем продукте страны) не менее чем в три раза по сравнению с 2017 годом
  • создание устойчивой и безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры высокоскоростной передачи, обработки и хранения организаций больших объемов данных, доступной для всех домохозяйств
  • использование преимущественно отечественного программного обеспечения государственными органами, органами местного самоуправления и организациями

Задачи проекта

  1. Создание системы правового регулирования цифровой экономики, основанной на гибком подходе к каждой сфере, а также внедрение гражданского оборота на базе цифровых технологий
  2. Создание глобальной конкурентоспособной инфраструктуры передачи, обработки и хранения данных преимущественно на основе отечественных разработок
  3. Обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров для цифровой экономики
  4. Обеспечение информационной безопасности на основе отечественных разработок при передаче, обработке и хранении данных, гарантирующей защиту интересов личности, бизнеса и государства
  5. Создание «сквозных» цифровых технологий преимущественно на основе отечественных разработок
  6. Создание комплексной системы финансирования проектов по разработке и (или) внедрению цифровых технологий и платформенных решений, включающей в себя венчурное финансирование и иные институты развития
  7. Внедрение цифровых технологий и платформенных решений в сферах государственного управления и оказания государственных услуг, в том числе в интересах населения и субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей
  8. Разработка и внедрение национального механизма осуществления согласованной политики государств - членов Евразийского экономического союза при реализации планов в области развития цифровой экономики

Ответственные за реализацию проекта

  • Куратор национального проекта: М.А.Акимов , заместитель председателя Правительства Российской Федерации
  • Руководитель национального проекта: К.Ю.Носков , министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
  • Администратор национального проекта: Е.Ю.Кисляков , заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Показатели национального проекта

Внутренние затраты на развитие цифровой экономики за счет всех источников по доле в валовом внутреннем продукте страны (проценты)

  • 2018 год - 1,9
  • 2019 год - 2,2
  • 2020 год - 2,5
  • 2021 год - 3,0
  • 2022 год - 3,6
  • 2023 год - 4,3
  • 2024 год - 5,1

Доля домохозяйств, имеющих широкополосный доступ к сети «интернет» (проценты)

  • 2018 год - 75
  • 2019 год - 79
  • 2020 год - 84
  • 2021 год - 89
  • 2022 год - 92
  • 2023 год - 95
  • 2024 год - 97

Доля социально-значимых объектов инфраструктуры, имеющих возможность подключения к широкополосному доступу к сети «интернет» (проценты)

  • 2018 год - 34,1
  • 2019 год - 45,2
  • 2020 год - 56,3
  • 2021 год - 67,5
  • 2022 год - 83,7
  • 2023 год - 91,9
  • 2024 год - 100

Наличие опорных центров обработки данных в федеральных округах (количество)

  • 2018 год - 2
  • 2019 год - 3
  • 2020 год - 4
  • 2021 год - 5
  • 2022 год - 6
  • 2023 год - 7
  • 2024 год - 8

Доля Российской Федерации в мировом объеме оказания услуг по хранению и обработке данных (проценты)

  • 2020 год - 1,5
  • 2021 год - 2
  • 2022 год - 3
  • 2023 год - 4
  • 2024 год - 5

Стоимостная доля закупаемого и (или) арендуемого федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов и иными органами государственной власти отечественного программного обеспечения (проценты)

  • 2018 год - >50
  • 2019 год - >60
  • 2020 год - >70
  • 2021 год - >75
  • 2022 год - >80
  • 2023 год - >85
  • 2024 год - >90

Стоимостная доля закупаемого и (или) арендуемого государственными корпорациями, компаниями с государственным участием отечественного программного обеспечения (проценты)

  • 2018 год - >40
  • 2019 год - >45
  • 2020 год - >50
  • 2021 год - >55
  • 2022 год - >60
  • 2023 год - >65
  • 2024 год - >70

Финансовое обеспечение реализации национального проекта «Цифровая экономика»

  • федеральный проект «Информационная инфраструктура» - 772,4 млрд руб
  • федеральный проект «Цифровые технологии» - 451,8 млрд руб
  • федеральный проект «Цифровое государственное управление» - 235,7 млрд руб
  • федеральный проект «Кадры для цифровой экономики» - 143,1 млрд руб млрд руб
  • федеральный проект «Информационная безопасность» - 30,2 млрд руб
  • федеральный проект «Нормативное регулирование цифровой среды» - 1,7 млрд руб

Видео о национальном проекте «Цифровая экономика»

Встреча с президентом. ВЭБ.РФ. Цифровая экономика

Цифровая экономика России: программа развития

Главное с презентации нацпроекта «Цифровая экономика»

Спецпредставитель президента по вопросам цифрового и технологического развития: что такое «Цифровая экономика»

Законодательное регулирование нацпроекта «Цифровая экономика»

Федеральные проекты национального проекта «Цифровая экономика»

  • , сроки реализации: 01.11.2018 - 31.12.2021. Руководитель проекта С.В.Шипов, заместитель министра экономического развития Российской Федерации
  • , сроки реализации: 01.11.2018 - 31.12.2024. Руководитель проекта О.А.Иванов, заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
  • , сроки реализации: 01.11.2018 - 31.12.2024. Руководитель проекта И.Э.Торосов, заместитель министра экономического развития Российской Федерации
  • , сроки реализации: 01.11.2018 - 31.12.2024. Руководитель проекта А.В.Соколов, заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
  • , сроки реализации: 01.11.2018 - 31.12.2024. Руководитель проекта Е.Ю.Кисляков, заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Подпишись на новости:

В 2017 году в России была разработана и утверждена Президентом Российской Федерации В.В. Путиным судьбоносная программа перехода страны на цифровой формат в экономике. Этапы данной программы продлятся до 2030 года. «Цифровая экономика» — это обеспечение цифрового пространства для всех сфер жизнедеятельности страны.

Цифровая экономика в РФ в 2017-2030 годах

Основная задача программы — в «…создании правовых, технических, организационных и финансовых условий для развития цифровой экономики в России. И интеграции ее с цифровыми экономиками членов Евразийского экономического союза».

Развитие современного общества идет таким образом, что только цифровая среда позволит экономике России интегрироваться в мировое пространство.

Сфера бизнеса во взаимодействии с гражданами уже давно использует цифровые технологии, в том числе и цифровую валюту. Люди совершают многие экономические операции со своих смартфонов, компьютеров и планшетов. Сегодня это обычная ситуация. Одновременно с физическими деньгами в обороте присутствует цифровая валюта. Она в значительной степени увеличивает товарооборот и создает положительную динамику в развитии экономики в целом.

Значительный акцент в программе «Цифровая экономика» сделан на развитии российского компьютерного и телекоммуникационного оборудования, а также российского ПО. Сюда же разработчики включили установку антивирусных программ на все компьютеры, ввозимые в Россию. Целевые показатели к концу срока реализации программы по доле иностранного ПО и оборудования, закупаемого госорганами, составляют 10% и 50% соответственно.

План развития цифровой экономики в России

Фото: Firestock.

Цифровую экономику представляют 3 уровня, которые влияют на жизнь граждан и общества в целом:
● Рынки и отрасли экономики.
● Платформы и технологии.
● Базовые условия: среда, создающая условия для развития платформ и технологий, а также для эффективного взаимодействия субъектов рынков и отраслей экономики, которая охватывает нормативное регулирование, информационную инфраструктуру, кадры и информационную безопасность.

«Цифровая экономика» фокусируется на двух нижних уровнях.

Ярослав Дубовиков, исполнительный директор Объединенной телекоммуникационной корпорации (оператор связи ОТК): «Телеком сообществом факт появления программы цифрового развития экономики воспринимается крайне позитивно. Государство наконец-то обратило внимание на перспективность новых подходов к инновационной перестройке бизнеса».

Конкретные шаги по программе «Цифровая экономика»

Согласно программе, Россия должна укрепить свое положение на мировом рынке услуг по обработке и хранению данных. Сегодня доля таких услуг в мировом масштабе менее 1%. По плану — увеличение до 10% к 2024 году. Также в рамках программы к 2024 году — предоставить широкополосный доступ в интернет со скоростью не менее 100 МБит/с 97% российских домохозяйств. А города-миллионники покроют мобильными сетями связи .

«Цифровая экономика» уделяет большое внимание поддержке «национальных ИТ-лидеров». Так к 2024 году ими должны стать минимум десять высокотехнологичных предприятий в сфере высоких технологий.

Вопросу подготовки кадров в Программе уделяют особое внимание. В целевых показателях обозначили количество ИТ-специалистов, которые должны будут выпускать ВУЗы к 2024 году. Эта цифра составила по 120 тыс. специалистов ежегодно.

Мнение аналитиков РАЭК


Фото: Firestock.

По мнению аналитиков Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), такой подход к определению ключевых направлений деятельности государства является обоснованным.

РАЭК неоднократно подчеркивала, что сегодня интернет и цифровые технологии проникли во все сферы экономики и жизни граждан России. Рунет остается самым активным сегментом экономики страны, а мобильность — доминирующим трендом.

Ассоциация оценивает вклад цифровой экономики в ВВП России в 2,8%. Когда 19% от ВВП формируют интернет-зависимые рынки. Сегодня кадровая индустрия рунета насчитывает 2,5 млн. сотрудников. Инфраструктура и ПО оцениваются в 2 000 млрд рублей. Маркетинг и реклама – 171 млрд рублей, цифровой контент – 63 млрд рублей, электронная коммерция – 1238 млрд рублей. По прогнозам экспертов, в 2020 году проникновение интернета составит 80-90% населения России.

Семь акцентов программы Минкомсвязи

Минкомсвязи представила программу, где можно выделить семь акцентов развития цифровой экономики РФ:
● Подразумевает тотальную глобализацию.
● Сверхвысококонкурентная среда.
● Развивается стремительными темпами.
● Наличие квалифицированных кадров и качественного образования.
● Уничтожение многих традиционных сфер деятельности.
● Новое качество жизни, бизнеса и государственных услуг.
● Является виртуальной, неосязаемой, но в то же время невозможна без связи с материальным миром. Поэтому базой цифровой экономики является индустриальное развитие.

8 направлений развития цифровой экономики

1. .
Повсеместное применение интернета и IT в парадигме в ближайшем будущем. К 2020 году количество подключенных к Сети устройств превысит 50 млрд., каждое будет стоить менее $10. Проекты с их использованием создадут «умные» города, транспорт, здравоохранение, новое качество жизни в целом, высокий уровень безопасности и др.

2. Государственное управление.
Повышение качества государственных и муниципальных услуг и сокращение издержек государства при их предоставлении. Обеспечение эффективной работы органов власти. В том числе при реализации типовых функций и автоматизированном взаимодействии граждан и организаций с государством.

3. Здравоохранение.
Создание условий для обеспечения граждан РФ доступной медицинской помощью по месту требования, соответствующей критериям своевременности, персонализации, превентивности, технологичности и безопасности. Поддержка отечественных стартап-компаний в области медицины.

4. Нормативное регулирование.
Создание действующего механизма управления изменениями и компетенциями (знаниями) в области регулирования цифровой экономики. Вовлечение в процесс принятия решений, касающихся регулирования интернета, всех заинтересованных лиц — государства, бизнеса и представителей гражданского общества.

5. Цифровая инфраструктура.
Развертывание современной интернет-инфраструктуры как на территории городов, так и в загородных хозяйствах.

6. Технологические заделы.

7. Кадры и образование.
Повышение уровня цифровой грамотности населения и системное обучение IT-специалистов.

8. Информационная безопасность.
Развитие отечественных ПО, максимальное импортозамещение.

Программа определяет развитие цифровой экономики России до 2024 года. Каждые три года Правительство утверждает операционный план. Планы мероприятий подвергаются регулярной актуализации.

Роль государства, основные аспекты

По мнению разработчиков программы, государство должно:
● Гарантировать устойчивость и безопасность инфраструктуры.
● Обеспечить высокий уровень образования населения, включая цифровую грамотность.
● Создать условия, которые привлекают интеллектуальные ресурсы, а не отпугивают их.
● Связать цифровую экономику с банковской, почтовой, медийной, промышленной, индустриальной сферами.
● Интегрировать международную цифровую индустрию в национальную инфраструктуру.
● Дать индустрии нужные ориентиры путем перспективного прогнозирования.

Ключевые задачи для бизнеса

На предпринимателей России Правительство возлагает почетную миссию главного двигателя цифрового проекта:
1. Создание технопарков, научно-производственных кластеров, «умных городов» и других инновационных проектов.
2. Повсеместное и доступное обучение российских граждан финансовой, правовой и цифровой грамотности (совместно с государством).
3. Внедрение цифровых технологий в процессы здравоохранения.
4. Обеспечение территории РФ покрытием сети интернет от 5G и выше.
5. Все взаимоотношения управленческого аппарата и населения должны быть обеспечены простотой, доступностью и абсолютной прозрачностью.
6. Создание полноценного рынка удаленных специалистов для самых различных направлений работы.
7. Внедрение электронного документооборота. Полная замена бумажных носителей.

Конечно, все эти действия требуют колоссальных финансовых, производственных, интеллектуальных и человеческих усилий. Таким образом, программа «Цифровая экономика» — это не просто крупный локальный проект. Это важный судьбоносный выбор и вызов для России. Основная задача — не просто достичь высокого уровня благосостояния, а войти в пятерку самых развитых государств мира. Для России это возможность доказать свою независимость и суверенность.