Что такое склонение? Что называется склонением в русском языке? Склонение существительных Как определить склонение имен существительных

Конспект урока русского языка в 4-м классе по теме "Что такое склонение? Три склонения имен существительных

Цели :

    Дать понятие о трех типах склонения имен существительных в ед. числе

    Познакомить с распознаванием типа склонения по окончанию и по роду.

    Стимулировать самостоятельную поисковую деятельность

    Учить учащихся обнаруживать и формулировать проблему, искать пути решения проблемы.

    Учить учащихся строить в устной речи логически обоснованные умозаключения.

    Воспитывать навыки самоконтроля, взаимоконтроля и взаимовыручку.

Ход урока

I. Организационный момент

1. Психологический настрой детей.

На доске три облачка: бледно-голубое, голубое, серо-голубое.

Ребята, посмотрите внимательно на облачка. Какое настроение вам больше нравится?

Учащиеся прикрепляют своих смайликов ниже облачков.

Я рада, что у большинства из вас хорошее настроение.

2. Мозговая гимнастика.

«Шапка для размышлений» (улучшает внимание, ясность восприятия, речь): «наденьте шапку», то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза.

«Палец двоится» (облегчает зрительную работу на близком расстоянии): вытянуть руку вперед, смотреть на кончик пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз, до тех пор, пока палец не начнет двоиться. Повторить 6-8 раз.

Сегодня на уроке я желаю вам быть мудрыми, внимательно слушать, думать и приобретать новые знания, о которых вы сумеете рассказать.

А сейчас я предлагаю поработать в парах.

II. Стадия вызова.

У вас на столах лежат листы, на которых начерчена таблица. Цифрами указан № вопроса. Я вам задаю вопросы, а вы обсуждаете в парах. Если согласны, то ставите «+», если не согласны «-», если у вас возникнет спор, то обведите этот номер в кружок.

    Верите ли Вы, что имя существительное отвечает на вопрос кто? Что?

    Верите ли Вы, что все имена существительные всегда стоят в форме единственного числа?

    Верите ли Вы, что род- это непостоянный признак?

    Верите ли Вы, что в русском языке пять падежей?

    Верите ли Вы, что дательный падеж имеет два предлога?

    Верите ли Вы, что предложный падеж без предлога не употребляется?

    Верите ли Вы, что в русском языке есть три типа склонения?

    Верите ли Вы, что склонение-это постоянный признак имени существительного?

Есть ли такие высказывания, которые вызвали спор? Почему?

Значит, мы с вами еще не все знаем об имени существительном.

К таблице и этому высказыванию мы вернемся позже.

    Значение, какого слова вам не совсем понятно? (склонение)

    Попробуйте подобрать однокоренные слова.

    Значит, имя существительное может склоняться. Что это значит?

Попробуем сегодня ответить на эти вопросы.

Сформулируйте тему урока.

2. Постановка проблемы

Прочитайте предложение, записанное на доске.

Книги учат нас смелост... и дружб... .

    Найдите существительные в этом предложении. Определите их род и падеж.

    Что можно сказать об окончаниях? Какие они?

Теперь прочитайте предложение без пропусков.

    Что заметили?

    Какие вопросы возникают?

(Почему в одном и том же падеже окончания разные? От чего зависит правописание гласной в окончании?)

III. Стадия осмысления.

1. Решение проблемы

Итак, перед вами встала проблема: «Почему разные окончания?» Свои предположения вы записали, а теперь попробуем подтвердить или опровергнуть их.

Каждая пара учащихся получает задание.

Это трудное заданье.
Проявите-ка старанье.
Вы особенность ищите
Ничего не проглядите.

Работаем по плану (на доске):

    Просклонять предложенные существительные.

    Сравнить окончания этих существительных и узнать, что общего и чем отличаются.

    Сделать вывод.

Сколько же всего в русском языке групп имен существительных, у которых однотипные окончания?

2. Чтение правила в учебнике.

Сравним наши выводы с выводами авторов учебника на стр. 51

Учащиеся читают правило, отвечают на вопросы.

    Что нужно сделать, чтобы определить к какому склонению относится существительное?

Вернемся к той проблеме, которая была поставлена в начале урока.

Книги учат нас смелости и дружбе.

    Почему в словах смелости и дружбе – разные окончания?

    С какой целью необходимо научиться определять склонение существительных?

4. Первичное закрепление.

а) Практическая работа № 135

Упражнение выполняется коллективно

Задание: определить склонение существительных и записать в з столбика.

б) Игра «Третье лишнее»

Идет работа в группах.

Каждая группа получает конверт с заданием.

Задание: определить склонение существительных и в каждом ряду убрать лишнее слово.

Весна, река, стекло.
Стена, сверло, озеро.
Скворец, гора, звонок.
Вьюга, ласточка,рысь.
Дочь, конь, ночь.

Проверка: учащиеся называют лишние слова и доказывают свою точку зрения.

в) Отгадывание загадок.

Самостоятельная работа в тетрадях.

Задание: отгадать загадки, записать отгадки и определить склонение.

    Семь одежек,
    Все без застежек. (Капуста)

    Белая вата
    Поплыла куда-то. (облако)

    Зимой спит,
    Летом ульи ворошит. (медведь)

    Что же это за девица –
    Не швея, не мастерица,
    Ничего сама не шьет,
    А в иголках круглый год. (ель)

    И железные рога,
    И железная нога,
    На цепи на дно пойдет-
    Остановит пароход. (Якорь)

    Стр. 52 упр. 137

Контроль: взаимопроверка. Учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют по образцу.

г) Разноуровневая самостоятельная работа.

Теперь проверим, на каком уровне каждый ученик усвоил материал. Прочитайте задания на карточках. Выберите карточку, с заданием которой вы справитесь.

Уровень 1.

Спиши существительные. Укажи склонение.

Герой, дупло, ночь, яблоко, море, метель, родник, погода, поляна, помощь.

Уровень 2.

Выпиши существительные 3 склонения.

Жизнь, печь, дочь, картофель, степь, автомобиль, морковь, тетрадь, лошадь, конь, день, лень, пень, боль, площадь.

Уровень 3.

Подберите и запишите к словам синонимы. Определите склонение всех имён существительных.

Отец, деревня, торжество, везение, чародей, зной.

IV. Стадия рефлексии.

1. Прием ТРКМ «Верные и неверные утверждения»

А сейчас давайте вернемся к нашему первому заданию «Верите ли вы...» и проверим, все ли верно.

Учитель читает вопросы, ученики проверяют ответы.

    В каких высказываниях у вас возник спор?

    Узнали ответы на этот вопросы?

    Что такое склонение?

    Сколько склонений у имен существительных?

    Склонение – это постоянный признак?

    Что больше всего понравилось на уроке?

    С какими трудностями столкнулись?

    Какие вопросы вы бы задали в связи с этим?

    Все ли имена существительные склоняются?

Значит, мы еще знаем не все об именах существительных. И на этот вопрос попытаемся ответить на следующих уроках.

2. Выставление оценок.

Наш урок подошел к концу
И умный вид вам всем к лицу,
Все вы милы и симпатичны
И отвечали на «отлично».

V. Домашняя работа. Стр.52 упр. 138

Склонение имён существительных - это изменение окончаний существительных по падежам. Имена существительные бывают 1, 2 и 3 склонения, на склонения они делятся по родам и окончаниям.

Падеж Вопросы Окончания
Единственное число Множ. число
1 скл. 2 скл. 3 скл.
Именительный Кто? Что? -а, -я -, -о, -е - -ы, -и, -а, -я
Родительный Кого? Чего? -ы, -и -а, -я -, -ов, -ев, -ей
Дательный Кому? Чему? -е, -и -у, -ю -ам, -ям
Винительный Кого? Что? -у, -ю -о, -е - -, -ы, -и, -а, -я, -ей
Творительный Кем? Чем? -ой (-ою), -ей (-ею) -ом, -ем -ами, -ями
Предложный О ком? О чем? -е, -и -е, -и -ах, -ях

Первое склонение

К первому склонению относятся имена существительные женского, мужского и общего рода с окончаниями -а, -я :

мама, кухня - женский род

папа, дядя - мужской род

задира, ябеда - общий род

Второе склонение

Ко второму склонению относятся имена существительные мужского рода без окончания и среднего рода с окончаниями -о, -е :

брат, грач - мужской род

лото, море - средний род

Третье склонение

К третьему склонению относятся имена существительные женского рода с ь на конце:

лошадь, степь, рожь - женский род

Как определить склонение существительного

Чтобы определить склонение имени существительного надо поставить его в начальную форму - в форму единственного числа именительного падежа. По окончанию существительного в единственном числе именительном падеже и его роду можно будет определить его принадлежность к одному из склонений.

Радуга (она) - существительное женского рода с окончанием радуга 1-го склонения.

Солнце (оно) - существительное среднего рода с окончанием в именительном падеже единственного числа. Следовательно, существительное солнце 2-го склонения.

Мышь (она) - существительное женского рода с на конце в именительном падеже единственного числа. Следовательно, существительное мышь 3-го склонения.

У существительных, имеющих только форму множественного числа, склонение не определяется:

ножницы, дрова, щипцы

Ох уж это склонение... При изучении имени существительного именно эта тема заставляет как следует поломать голову, чтобы запомнить все безударные окончания во всевозможных падежах и числах. Как определить склонение имен существительных? Таблица и примеры облегчат задачу! Попробуем разобраться и стать еще чуточку грамотнее!

Что такое склонение?

Склонение имени существительного (таблица примеров приведена в тексте) - это изменение падежа слова и его числа. Рассмотрим примеры в таблице.

Таблица склонений имен существительных по падежам показывает, что все имена существительные распределены на группы в зависимости от того, какие окончания они приобретают в форме того или иного падежа. Соответственно, все слова, относящиеся к одному слонению, будут иметь одинаковый набор окончаний. Умея определять склонение, можно избежать ошибок в написании окончаний существительных в слабой позиции, иными словами - не под ударением.

Сколько склонений может быть у существительного?

Таблица склонений имен существительных по падежам, приведенная в предыдущем разделе, показала, что у любых слов одного и того же склонения в форме одного и того же падежа будут одинаковые окончания. В ней представлены три самых распространенных типа склонения нашего языка. Но ведь он, как известно, очень богат, и простых правил в нем не существует. Помимо трех представленных есть и другие типы склонений.

Итак, какие же типы склонений существуют? Самые распространенные - это первое, второе и третье склонение.

Отдельную группу составляют слова, которые оканчиваются на -ие : намерение, преступление, согласование и т. д.

Следующая группа - слова, оканчивающиеся на -ия : мания, Наталия, талия, сессия, комиссия и др.

Есть немногочисленная группа слов, оканчивающихся на -мя , которые тоже склоняются определенным образом: время, племя и др. Такие слова называются разносклоняемыми существительными (им будет посвящен отдельный пункт статьи). Разносклоняемыми считаются также такие слова, как путь и дитя.

И наконец, есть и такие слова, которые не могут изменяться ни по падежам, ни по числам, и во всех формах "выглядят" одинаково. Это несклоняемые, или неизменяемые, имена существительные: кенгуру, киви и другие.

Для чего нужно уметь определять склонение?

Как определить склонение имени существительного, таблица расскажет нам чуть позже. Но очень часто звучит вопрос о том, для чего это делать? Зачем запоминать все эти падежи, окончания, множество "особенных" слов, которые нужно запомнить? А вот для чего. Возьмем для примера слово "тропинка": Я иду по тропинкИ, или я иду по тропинкЕ ? Как быть? Какую букву выбрать? А вот еще одно слово: "зима". Оно тоже женского рода с окончанием -а-. Ставим в тот же падеж: (кому? чему?) - зимЕ . А мы ведь уже знаем, что все слова одного склонения приобретают при изменении одинаковые окончание. Значит, нужно писать так: я иду по (кому? чему) тропинкЕ . Вопрос решен!

Как же определить склонение имени существительного? Таблица и примеры в следующих пунктах помогут не ошибиться в этом довольно простом вопросе!

Существительные 1 склонения

Это слова женского и мужского рода, у которых в начальной форме есть окончания или (напомним, что начальная форма для имени существительного - это именительный падеж и единственное число).

Слов женского рода с такими окончаниями в русском языке очень много: мама, Маша, пижама, квартира, работа, дочка и многие, многие другие. Слов мужского рода поменьше, но они есть и очень распространены: папа, дедушка, Вася, Петя и другие мужские имена.

Таблица имен существительных 1 склонения сравнит слова с ударным и безударным окончанием, чтобы показать, что у всех слов данного склонения падежные окончания будут аналогичными.

Существительные 2 склонения

Это слова мужского рода, имеющие (оно не выражено буквой в именительном падеже, но "появляется" в других формах) и среднего рода с окончаниями -о, -е: плот, конь, озеро, море, поле и др. Таблица имен существительных 2 склонения покажет, какие окончания приобретают слова при изменении по падежам.

Как видим, в винительном падеже имеют разные окончания. А затруднения может вызвать лишь форм предложного падежа с безударным окончанием, поэтому следует запомнить, что в этой форме нужно писать -е .

Существительные 3 склонения

Это слова женского рода, имеющие нулевое окончание. Все они оканчиваются на мягкий знак: мышь, брошь, область, страсть и так далее. Посмотрим, какие окончания приобретают эти слова в разных формах.

Очень легко запомнить: в формах родительного, дательного и предложного падежей такие слова приобретают окончание -и .

Существительные на -ие, -ия

Слово "стремление" - среднего рода, но нельзя относить его ко 2 склонению; слово "мантия" - женского рода, но не изменяется, как слова 1 склонения. Таблица склонений имен существительных по падежам покажет разницу в окончаниях.

Как видно из таблицы, слова на -ие отличаются от слов 2 склонения лишь в предложном падеже, а слова на -ия от слов 1 склонения - в дательном и предложном.

Следует запомнить, что слова, оканчивающиеся на -ья , во всех формах ведут себя как слова 1 склонения. Поэтому, например, формы одного имени Наталья и Наталия будут склоняться по-разному: (дать) Наталье, Наталии, (говорить) о Наталье, о Наталии.

Таблица окончаний склонений имен существительных

Обобщим сказанное таблицей падежных окончаний слов, относящихся к разным склонениям.

Падеж -1 скл- -2 скл- -3 скл- -ие -ия
И.п.

лапа, пуля

__ -о, -е

дом, блюдо

Р.п.

лапы, пули

дома, блюда

Д.п.

лапе, пуле

дому, блюду

В.п.

лапу, пулю

__ -о/-е

дом, блюдо

Т.п.

-ой/-ей

лапой, пулей

-ом/-ем

домом, блюдом

величием

П.п.

о лапе, о пуле

о доме, о блюде

о величии

Будем надеяться, что ни у кого не вызовет затруднения выбор нужного окончания и определение склонения имен существительных в русском языке. Таблица очень подробно все объяснила.

Следует отметить, что -ие и -ия нельзя выделять как отдельную морфему, окончание. В данном случае, это просто буквы, на которые слово оканчивается. таких слов - тема другой статьи.

Склонение имен существительных во множественном числе (таблица здесь, в общем-то, без надобности) очень редко вызывает затруднения, так как буквы в основном отчетливо слышны. В дательном, творительном и предложном падежах во множественном числе у всех трех склонений окончания будут одинаковыми. Предлагаем самостоятельно просклонять любые слова во множественном числе и убедиться в этом.

Разносклоняемые существительные

Разносклоняемых слов среди существительных русского языка немного. Почему они разносклоняемые? Потому что их нельзя отнести к какому-то одному склонению, в разных падежах они "ведут себя" по-разному. Это слова, оканчивающиеся на -мя (их всего около десяти), слова "путь" и "дитя". Посмотрим на особенности склонения имен сущетвительных в русском языке (таблица) - тех слов, которые считаются разносклоняемыми.

И.п. стремя путь дитя
Р.п. стрем-ен-и пут-и дит-ят-и
Д.п. стрем-ен-и пут-и дит-ят-и
В.п. стремя путь дитя
Т.п. стрем-ен-ем пут-ем дит-ят-ею
П.п. о стрем-ен-и о пут-и о дит-ят-и

Как видим, слово "дитя" склоняется совершенно особым образом. Слово "путь" в родительном, дательном и предложном падежах "ведет себя", как слово 3 склонения, а в творительном - как слово 2 склонения. Ну а слова, оканчивающиеся на -мя , в косвенных падежах приобретают суффикс -ен -.

Эти слова нужно запомнить, чтобы не ошибиться в выборе нужного окончания.

Несклоняемые слова

В основном это заимствованные слова - пришедшие из других языков. Они могут обозначать названия животных, растений, блюд, а также имена или фамилии людей, наименования предметов. Придя в наш язык, такие слова сохранили особенность не менять свою форму, попадая в предложение. В какой бы падеж или число ни нужно было ставить такое слово, звучать оно будет одинаково.

  • Налей мне кофе - восхищаюсь утренним кофе - говорим о кофе.
  • Это мой какаду - у меня нет какаду - дай корм какаду - помнишь о какаду.
  • Роман Дюма - посвящено Дюма - пишет о Дюма.

Склонять такие слова в предложении неправильно и безграмотно. Всем известна фраза-шутка "Сижу в кине на первом ряде с попироской в зубе". Не будем же уподобляться герою этой шутки! Склоняемые слова нужно употреблять правильно, а несклоняемые и вовсе изменять не нужно.

Подведем итоги

Определение склонения имен существительных (таблица выше) - совсем не сложный процесс, который поможет избежать ошибок при письме. Попробуем обобщить все вышесказанное.

Основных склонений в русском языке три, но есть еще особые слова, оканчивающиеся на -ия и -ие, и несколько разносклоняемых слов. Слова распределяются в три основные группы в зависимости от рода и окончания в именительном падеже.

Все слова одного склонения в имеют аналогичные окончания. Их можно выучить, чтобы не ошибаться. А можно поступать по-другому: вместо слова с безударным окончанием подставлять любое слово такого же склонения, но у которого ударение падает на окончание. Буква в окончании у этих слов будет одной и той же!

Слова на -ия и -ие не входят в три основные группы, потому что изменяются по падежам и числам особым образом, и их нужно запомнить.

Также следует запомнить и небольшую группу разносклоняемых слов. Их набор окончаний не совпадает ни с одним из вышеперечисленных склонений, поэтому они и требуют особого внимания.

Ну и наконец несклоняемые слова: они не изменяются, в каком бы контексте ни употреблялись. Склонять в предложении такие слова, как кино, пальто, кофе, портмоне, кенгуру, - признак низкой грамотности и общей культуры.

Надеемся, что статья оказалась полезной и помогла разобраться в такой непростой теме, как склонение имени существительного. Таблица и примеры были понятными, а потому выбор правильного окончания теперь не составит труда.

Будьте грамотными!

Склонение – это изменение слов по падежам. Существительные в русском языке делят на три склонения.

I склонение

К этому склонению относятся следующие типы имен существительных:

  • слова в женском роде, которые оканчиваются на – я (-а), при этом они должны иметь форму единственного числа, именительного падежа, например: глина, земля;
  • слова, относящиеся к мужскому роду, с теми же окончаниями, к примеру: юноша, дядя.

II склонение

К данному склонению относятся такие существительные как:

  • слова муж. рода, имеющие нулевое окончание, например: берег, полдень;
  • слова муж. рода, оканчивающиеся на -е, -о, например: домище, домишко;
  • слова сред. рода, оканчивающиеся на -е, -о, ед. числа, именительного падежа (олово, задание).

III склонение

Существительные, обозначающие жен. род в ед. числе и стоящие в именительном падеже, имеющие нулевое окончание.

Разносклоняемые существительные

К таким существительным относятся:

  • 10 слов сред. рода, оканчивающиеся на -мя (вымя, время, племя, бремя, имя, пламя, семя, знамя, темя и стремя);
  • слова муж. рода, имеющие в род., дат. и предложном падеже, ед. числе, окончания существительных 3 склонения (-и), а в творительном падеже они оканчиваются как существительные 2 склонения (-ем).

Несклоняемые существительные

Это слова, имеющие во всех падежах одинаковую форму. К таковым относятся:

  • имена нарицательные (кофе, кино, жюри, радио);
  • имена собственные (Сочи, Золя, Гёте).

Адъективное склонение

Существительные, склоняющиеся по адъективному типу - существительные, которые образовались от прилагательных и причастий с помощью перехода из одной части речи в другую (мостовая, мороженое, портной, прохожий, ванная, пирожное).

Помимо принятых к изучению трех типов склонения имен существительных, в грамматике русского языка насчитываются еще несколько категорий. Видоизменение слова по числу, роду и падежу и обозначается термином «склонение». Эта трансформация образовывает новые части слова или меняет их первоначальную форму. Склонению подлежат только именные части речи.

Принадлежность часть речи к определенным типам склонения выявляется по присущим им окончаниям, слово должно находиться в первоначальной форме (именительный падеж , единственное число).

Первое склонение имен существительных

К первому типу склонения существительных имеют отношение указанные части речи, находящиеся в мужском роде или женском, чья начальная форма (именительный падеж) отличается окончаниями -а или -я.

Примеры: линейк-а (ж.р.), берез-а (ж.р.), тарелк-а (ж.р.), магноли-я (ж.р.), дедушк-а (м.р.), пап-а (м.р.), планет-а (ж.р.), категори-я (ж.р.).

Также следует учитывать, что к данному склонению относится и существительные общего рода (слова, чья принадлежность роду определяется смысловой нагрузкой или контекстом, в котором они употреблены).

Примеры: растеряш-а , рев-а , растеряш-а , тихон-я , сирот-а , грязнул-я .

В зависимости от слова, с которым они употребляются, меняется их род: Растеряша Полина (ж.р.) — Растеряша Дима (м.р.). Тихоня девочка (ж.р.) — Тихоня мальчишка (м.р.).

Второе склонение имен существительных

Слова мужского рода с окончанием -о или -е также относятся ко второму склонению: домишк-о , голосищ-е , человечишк-о .

Существительные среднего рода, которые оканчиваются на -о или -е тоже являются частями речи второго склонения: гор-е , озер-о , полотенц-е , прощани-е , ремесл-о , колен-о , умени-е .

Третье склонение имен существительных

Примеры: полночь_ , дочь_ , кровать_ , помощь_ , площадь_ , молодость_ , любовь_ , мышь_.

Три склонения имен существительных (таблица)

Разносклоняемые существительные

В частных случаях правила склонения имен существительных нарушаются. Эти слова нужно запомнить:

  • существительные среднего рода, оканчивающиеся на —мя, всего их насчитывается 10: пла-мя, вре-мя, бре-мя, зна-мя, и-мя, пле-мя, вы-мя, стре-мя, се-мя, те-мя;
  • дитя (ср. род);
  • путь (м. род).

Такое название указанные слова обрели по причине соответствия их окончания в творительном падеже окончаниям второго склонения, в остальном же они обладают всеми признаками существительных 3-го склонения. Пример образования новых окончаний при преобразовании по падежным формам:

  • Именительный: путь_; стрем-я ; дит-я ; молодость_.
  • Родительный: пут-и ; стремен-и ; дитят-и ; молодост-и .
  • Дательный: пут-и ; стремен-и ; дитят-и ; молодост-и .
  • Винительный: путь_; стрем-я ; дит-я ; молодость_.
  • Творительный: пут-ем ; стремен-ем ; дитят-ей; молодость-ю .
  • Предложный: о пут-и ; о стремен-и ; о дитят-и; о молодост-и .

В особую группу выделяют существительные, образованные от других частей речи и сохранившие их признаки. К таким словам относятся существительные с признаками имен прилагательных, числительных и причастий (трудящийся, выходной, подлежащее, животное, рабочий, портной, душевая, второе, вычитаемое). Склонение же, которое включает такие части речи, называется адъективное. Согласно ему указанные существительные будут склоняться, как и часть речи, признаками которой оно обладает.

Существительные, которые не могут употребляться в единственном числе, затрудняют определение рода, поэтому его не имеют, также как и склонения: очки, отруби, дрожжи, каникулы, духи, Карпаты, сборы, шахматы, качели, тени, сливки.

К несклоняемым существительным относятся также заимствованные из других языков слова, не меняющие своего окончания ни в одном из падежей : маэстро, конферансье, киви, фламинго, какаду, леди, салями, кольраби, алоэ.

Определение склонения имени существительного

Видео