Церковь бориса и глеба в кидекше. Церковь Бориса и Глеба, Кидекша: описание, история, архитектура, интересные факты

Первыми русскими святыми, заслужившими народную любовь и почитание, стали князья-страстотерпцы Борис и Глеб. В их честь построены храмы, одним из них является выдающийся памятник архитектуры - церковь Бориса и Глеба в Зюзине.

Страстотерпцы Борис и Глеб

Родные братья Борис и Глеб были сыновьями князя Владимира . Пример отца, который из необузданного язычника превратился в кроткого раба Христова, отобразился в характере братьев. Они росли богобоязненными и послушными. Повзрослев, Борис и Глеб были отправлены князем Владимиром на княжение в Ростов и Муром.

Читайте о святом князе Владимире:

Будучи в преклонном возрасте, князю пришло известие, что на Русь надвигаются печенеги. Дать отпор врагу Владимир поручил сыну Борису. Во время пребывания святого Бориса в походе, его отец отошел ко Господу. Престол в Киеве занял старший брат Святополк занял и задумал погубить своих братьев. Убийство произошло в 1015 году.

Благоверные князья Борис и Глеб

Борис и Глеб стали первыми русскими святыми . Их канонизировали в лике мучеников-страстотерпцев, сделав заступниками русской земли и небесными помощниками русских князей.

История и архитектура храма

В 1688 году началось строительство церкви и окончилось в 1704 году. Таким образом храму более 300 лет. Усадебный храм, на свои сбережения построил сподвижник Петра І князь Борис Иванович Прозоровский, а до него усадьба принадлежала знаменитой боярыне Морозовой.

После известных событий старообрядческого раскола эти земли были конфискованы и пожертвованы уже царем Петром І за труды Б.И. Прозоровскому. И на этих землях, в Зюзине, князь решил построить каменный храм.

Для строительства был привлечен знаменитый архитектор Яков Бухвостов. С момента возведения церкви Бориса и Глеба в Москве появился архитектурный стиль, известный как нарышкинское или московское барокко. Храм является прототипом целого ряда других московских храмов.

Он имеет одну особенность устройства - алтарная апсида развернута на север. Почему именно так? Ответ прост - так пожелал Прозоровский Борис Иванович, чтобы алтарная апсида смотрела на центр Москвы, на север.

Церковь Бориса и Глеба в Зюзино

Храм двухэтажный: верхний храм в честь Бориса и Глеба - это летний храм; нижний храм - зимний, в честь великого князя Владимира.

В 1938 году храм был закрыт и разделил судьбу многих храмов, как города Москвы, так и всей страны. Перед закрытием храма были два замечательных настоятеля - Александр Харьюзов, который служил до 1937 года. Когда его арестовали и расстреляли, на его место пришел брат - отец Леонид. Над ним смеялись, что и ему недолго осталось служить. Но он совершил свой подвиг служения Богу. Вскоре он был арестован и расстрелян. И с 1938 года по 1989 год храм был закрыт.

В 1940-1941 годах в здании не было ни охраны, ни замков. Были выломаны все деревянные части, начиная с древнего резного иконостаса и заканчивая оконными и дверными рамами, разрушена колокольня. Чудесным образом сохранились Царские врата, несколько икон и резных колонн. Ныне они находятся в музее «Коломенское».

Храм использовали не по назначению. Он был и овощным складом, а в военные годы колокольня использовалась как наблюдательная вышка. Затем стал филиалом завода драгоценных металлов с гальванической ванной, расположенной в алтаре нижнего храма, и, конечно, получил огромные повреждения.

После долгого забвения 15 мая 1989 года состоялось первое богослужение в память святых мучеников и страстотерпцев Бориса и Глеба. Но в храм еще не пускали, поэтому молебен совершили напротив храма, на улице.

Иконостас нижнего храма

А вот первая литургия состоялась уже 28 июля 1989 года в день великого князя Владимира в нижнем храме.

Всё, что сейчас находится в храме - это заново восстановленный интерьер. Иконостас совершенно новый, но выполнен по старым эскизам, фактически один к одному.

Роспись на стенах совершенно новая. И более того, храм не был расписан до начала 19 века. Причиной оказалась инженерная проблема. Когда раскрыли кровлю колокольни, начались протечки, потому что Яков Бухвостов, каким бы он не был известным архитектором, не учел одного - русской зимы, погодных условий.

При росписи храма встал вопрос - храм в стиле нарышкинского барокко, значит, и роспись должна быть в соответствующем стиле. Но когда начали приглашать художников со своими эскизами, то стало понятно, что роспись середины XIX века не очень воспринимается современниками, не лежит на сердце. И только эскизы в византийском стиле подошли для росписи. Именно это стиль был во времена Бориса и Глеба.

Святыни храма

Настоятелями московских храмов в дар храму были преподнесены святыни. Так, подаренная икона великомученика и целителя Пантелеймона настолько чудотворна, что самоочистилась и обновилась.

Был подарен Голгофский крест - великолепный и неповторимый.

Многие прихожане подарили свои иконы. Другие иконы были заново написаны, но уже стали намоленными:

Некоторые иконы заказывали и писали по просьбе прихожан, учитывали их пожелания. Одна из прихожанок принесла икону «Знамение» , которая была в храме с 1938 года до закрытия. Она ее спасла, чудом сохранила.

Известная московская церковь свв. Бориса и Глеба стояла на Поварской улице близ одноименного Борисоглебского переулка. В советское время он носил имя А.Ф.Писемского, потому что писатель жил в одном из местных домов до самой кончины, последовавшей в 1881 году.

Святые Борис и Глеб были самыми первыми русскими святыми и самыми чтимыми на Руси - храмов им строилось великое множество и в Москве и в других русских городах. Оба брата были сыновьями св. равноапостольного великого князя Владимира, крестившего Русь в христианство в 988 году. После кончины их отца престол в Киеве захватил князь Святополк, которого в народе за великие и бесчисленные злодеяния потом прозвали "Окаянным". Князя Бориса в то время не было в стольном граде - он только возвращался домой после битвы с печенегами, на которую его послал отец. И Святополк тайно отправил к нему своих людей, чтобы они убили законного наследника престола. Святой князь Борис, узнав уже от своих приближенных о трагических событиях в Киеве, не захотел участвовать в тяжбе за власть и сеять в Отечестве раздор и смуту. Ожидая неминуемой скорой смерти, он горячо молился в своем походном шатре перед иконой Спасителя. Ворвавшиеся люди Святополка убили его мечами. Мученика похоронили при Васильевской церкви в Вышгороде.

Святополк же, замыслив убить и второго брата, князя Глеба, послал и к нему гонцов с ложной вестью о том, что его отец якобы находится при смерти и зовет сына проститься. Узнав о том, Глеб поспешил к родителю, но когда в пути переправлялся в лодке на другой берег реки, люди Святополка напали на него и убили. Тело его было брошено на пустыре, и все годы там совершались чудесные знамения - прохожие люди то видели горящую свечу, то слышали неземное пение. Так со временем было найдено нетленное тело св. Глеба и похоронено тогда рядом с братом в Вышгороде. С тех пор чудесные знамения совершались над могилами мучеников, и люди со страхом Божиим стали поклоняться им.

Однажды, когда на то святое место пришли иноземцы, прибывшие на Русь с посольством, и один из них наступил на могилу - поднялся огненный столб и опалил ноги нечестивца.

А потом один слепой человек пришел в церковь святого Георгия Победоносца молиться о прозрении. И было ему чудесное видение - св. Георгий явился ему ночью и велел молиться святым Борису и Глебу, молвив: "Ибо им дана Благодать от Бога в стране Российской прощать и исцелять всякие муки и недуги".

С тех пор почитание святых Бориса и Глеба на Руси крепло. В тяжелые для России времена не раз совершались чудесные видения этих святых покровителей Отечества и не раз они оказывали воинам помощь. В 1240 году накануне Невской битвы воевода князя Александра Ярославича на рассвете вдруг увидел плывущий по реке челн, в котором стояли святые Борис и Глеб. Пораженный воевода слышал, как один молвил: "Брат Глеб, пойдем скорее поможем сроднику нашему, князю Александру, против неистовых врагов".

А в 1380 году в ночь перед Куликовской битвой стражник, стоявший в ночном дозоре, увидел светлых юношей - в руках они держали свечи и обнаженные мечи. "Кто вам велел истреблять отечество наше, от Господа нам дарованное?" - молвили они монголо-татарским военачальникам на глазах у стражника и обрушили на них мечи. В тот день воинство Дмитрия Донского одержало победу над Мамаем.

В Москве чтимым святым Борису и Глебу строили много храмов и освящали во имя святых множество церковных приделов. Одна из таких церквей стояла на Поварской улице.

В старину эта местность от Белого Города до Земляного вала была продолжением района Большой Никитской и Кислошки, где размещались царские слободы и дворцовые хозяйства. Здесь жили царские повара и обслуживающие государев стол работники - хлебники, скатертники, и пр. Память о них сохранилась в местной топонимике, в названии Поварской улицы и переулков Хлебного, Скатертного, Ножового, Столового.

По легенде, Борисоглебская церковь была построена здесь еще Борисом Годуновым, освященная по Дню Ангела царя. Достоверно известно, что в начале XVII века она уже точно существовала и серьезно пострадала во время Смуты и польско-литовской интервенции. До самого конца того "бунташного" столетия церковь была деревянной. Лишь в 1691 году ее выстроили каменной, а здание, дожившее до времен Октябрьского переворота, было возведено на пожертвования прихожанина только в 1802 году, на месте прежнего храма. Там находился образ Спаса Нерукотворного письма Симона Ушакова 1685 года.

Именно эта скромная московская церковь была связана со многими выдающимися деятелями русской истории и культуры, бывшими ее прихожанами. В 1830 году в ней венчались друг Пушкина, статский советник С.Д.Киселев, живший в приходе на Поварской, и Елизавета Ушакова, за младшей сестрой которой, Екатериной, ухаживал сам поэт. Пушкин был свидетелем, или как тогда говорили, "поручителем" жениха на этой свадьбе. Однако родственных отношений между ними не сложилось - сватовство Пушкина к Екатерине Ушаковой так и не состоялось. По собственному признанию поэта, он в последнее время ежедневно ездил к Ушаковой, лишь для того, чтобы дважды в день проезжать мимо окон дома Натальи Гончаровой, жившей поблизости на Большой Никитской.

В той же первой половине XIX столетия у Борисоглебской церкви на Поварской был еще один знаменитый прихожанин - К.П.Победоносцев, одна из самый загадочных и противоречивых личностей в русской истории. Внук священника, он родился в Москве в 1827 году и провел свои ранние годы в этих арбатских краях. "Благочестивые родители с детства приучили меня к церкви", - вспоминал позднее обер-прокурор Синода в одном из писем к императору Александру III. Он посещал богослужения именно в Борисоглебской церкви и часто читал в ней "Апостола".

Оценки личности Победоносцева и его роли в русской истории были и остаются противоположными до крайностей - мало кто еще вызвал вокруг себя такие споры и современников, и потомков. И если Андрей Белый в гениальном романе "Петербург" изобразил Победоносцева в страшном персонаже сенатора Аблеухова, то монахиня Мария оставила о нем самые добрые и теплые воспоминания, в которых называла его Другом своего детства. А в наше время некоторые историки даже считают Победоносцева "белым революционером", так оценивая его попытки спасти положение в России и ее государственность в канун ХХ века.

Как известно, политическая деятельность Победоносцева имела очень широкий спектр - от утверждения истинности и законности монархического строя и предостережений от введения в России Конституции и парламента до борьбы с учением Льва Толстого. Он пережил только первую русскую революцию, в октябре 1905 года вышел в отставку и умер два года спустя, 23 марта 1907 года, в Петербурге.

А незадолго до Октябрьского переворота, в 1914 году, в изогнутом Борисоглебском переулке поселилась Марина Цветаева. Покинув любимый дом своего детства в Трехпрудном, поэтесса долго искала в Москве новое жилище, которое напоминало бы ее московскую родину. Таким домом оказался небольшой двухэтажный особняк в Борисоглебском, 6.

Два дерева: в пылу заката
Под дождем - еще под снегом -
Всегда, всегда: одно к другому,
Таков закон: одно к другому,
Закон один: одно к другому.

Борисоглебский монастырь

Храм с монастырем возник на предполагаемом месте палат Всеволода III. В 1389 г. в уставной грамоте Великого Князя Василия II Дмитриевича упоминается неизвестный Борисоглебский монастырь.

Храм Бориса и Глеба

Борисоглебская церковь

Город Владимир, ул. Большая Московская (парк «Липки»).


Храм Бориса и Глеба (слева) и (справа)

По дозору Григорья Житова 7128 (1620) г. «церковь в Владимире свв. Мученик Бориса и Глеба внутри (в) городе; дани с нея было 15 алтын с деньгою, да наместничьих и заезда гривна».
В 1626 г. есть упоминание о храме в описной книге Владимирского Кремля: «храм Бориса и Глеба древян-клецки с трапезою, а в нем двери царские и деисусы и образы и книги и свечи и сосуды церковные и колокола и всякое церковное строение мирское».
В 1672 г. Борисоглебская церковь, как видно из надписи на хранящемся в церкви напрестольном кресте, названа «ружною», т.е. бесприходной (а это название говорит о том, что прежде при ней был монастырь). «Лета … (1672) году сiи зделан крест града Владимера в ружноi церкви Бориса и Глеба». Вероятно, когда монастырь был упразднен, бывшие владения при нем поступили в ведение другого монастыря, как это нередко бывало, а церковь для содержания священно-церковно-служителей пользовалась от того монастыря «ругою». Руга – оклад денежный или хлебный, выдаваемый от Государя священно и церковно-служителям вместо жалованья годового за их службу. И церкви, в которых они служили, назывались «ружныя» для различия от приходских церквей, в которых причт состоит на содержании своих прихожан. Духовенство церкви свв. Бориса и Глеба пользовалось особенным благоволением патриархов, как видно из книг ружных церквей. Так по книге 7207 (1699) г. отмечено: «Троицкому, Вознесенскому и Борисоглебскому 3 попам по 25 алтын, на воск по 6 алтын по 4 деньги, попом же ржи по 2 чети с осминою и по пол 2 четверика, овса по тому ж человеку, да к тем же церквам на просфоры ржи пол чети и по пол. 2 четверика к церкви, итого 3 чети пол 5 четверика по 2 алт. четь, итого 32 алтына 1 деньга».
В 1699 г. по указу Петра Алексеевича руга для некоторых церквей города Москвы, как например, Космодамиановской на Покровке, Петроверигской, была отменена, а «кормитца причту повелено прихожаны», возможно, что около этого времени причт и Борисоглебской церкви был лишен Государева жалованья и пользовался только добровольными даяниями за требы и разные церковные священнодействия.
В нач. XVIII века Борисоглебская церковь значится уже приходской, а не ружной. В переписных книгах она значится: «В кремле было в то время 2 собора Успенский и Дмитриевский; один мужеский монастырь Рождественский и в кремле же 3 приходския церкви» (Троицкая, Никольская и Борисоглебская). При церкви св. благоверных князей Бориса и Глеба было в то время поповских, диаконских, дьячковских и пономарских дворов 3 и бобылей 1.
1 октября 1719 г. в 8 часов ночи во Владимире произошел пожар в «Царицыне слободе подле Земской избы и Гостина двора у вдовы Федосьи Тимофеевой дочери Леонтьевской жены Исаевской». Деревянная Борисоглебская церковь во время этого пожара сгорела вместе с другими церквями.
В 1720 г. церкви Бориса и Глеба прихожанин Феодор Герасимов писал в патриарший казенный приказ, что 1 октября 1719 года приходская церковь во имя Бориса и Глеба сгорела, а ныне «тоеж нашей приходской церкви прихожанин Григорий Мыльников обещает нам жилые свои горницы на теплую церковь во имя Апостолов Петра и Павла, а надлежит к тем жилым горницам прирубить алтарь», на что он и просит соответствующее разрешение. 16 июня 1729 г. по этой челобитной был выдан указ, и теплая церковь во имя Апостолов Петра и Павла была выстроена на погорелом месте.
По благословению была выдана благословенная грамота в 1743 г. на построение Борисоглебской гор. Владимира церкви. В 1743 г. 13 мая указом из Московской дух. дикастерии велено было «вместо сгоревшей в 1719 г. 1 окт. деревянной во имя благ. Князей Бориса и Глеба построить вновь каменную церковь во имя онаго же храма с приделом Благовещения Пресвятыя Богородицы».
В Топографическом описании провинциального города Владимира 1750 года указана церковь свв. великих князей Бориса и Глеба и при ней теплая церковь во имя свв. Апостолов Петра и Павла.


План г. Владимира, составленный в XVIII веке

К 1755 г. постройка храма была завершена и 24 сентября 1755 г., по благословению Еп. Владимирского и Ярополчского Платона, Борисоглебский храм был освящен Цареконстантиновским архимандритом Товиею. Старая деревянная Борисоглебская церковь, по освящении новой каменной, была продана и перевезена в , Владимирского уезда.
Опись св. предметов Борисоглебской церкви гор. Владимира 1755 г. :
«Вышеозначенная новопостроенная настоящая каменная церковь построена по подобию прочиих святых Божиих церквей, покрыта тесом; трех осмериковая глава обита черепицей зеленой; на ней крест железный четвероконечный позлащен.
Внутрь опой церкви.
Царские врата столярные во фламе резные, позолоченные. На них образ Богоматери и Архангела Гавриила и четыре Евангелиста; на них венцы серебряные чеканные, позолоченные; к оным царским вратам изготовлена завеса стамедная, алая, на ней крест ленты голубой.
Над царскими враты сень; на ней образ Господень Вечери Тайныя; вокруг образа резь позолочена.
По правую сторону царских врат в иконостасе резном образ Всемилостивого Спаса; венец и цата серебряные, чеканные позлащены.
Образ святых верховных апостолов Петра и Павла; на верх их Спасителев образ; венцы на них чеканные серебряные, золоченые.
Образ святых благоверных князей Бориса и Глеба и благоверного князя Владимира; на них венцы и цаты серебряные, чеканные позолочены; в тех венцах по три камешка; поля обложены басебным окладом - позлащены.
По левую сторону в иконостасех в начале образ Богоматери Иверской с Предвечным Младенцем; на них венцы чеканные, серебряные, золоченые; убрус низан жемчугом и камением; у Предвечного Младенца на ручках низано жемчугом же; у оного образа завеса тафтяная полосатая.
Образ Распятия Господня резной; вокруг его страсти Господни; писан краски на дске.
При вышеозначенных же святых образах в нижнем ярусе между ими столпы резные.
Пред оными образами имеются лампады медны.
На алтарных северных дверях образ Архангела Михаила.
Во втором ярусе на четырнадцати образах писаны страсти Господни на красках.
В третьем верхнем ярусе образ Спасителев и при нем предстоящие образы Богоматери, Иоанна Предтечи и архангелы и двунадесяти апостолов; на оных образах венцы медные золочены.
Над Спасителевым образом в резном малом кругу написано «отечество».
На правом клиросе образ Живоначальной Троицы; венцы на нем медные позолоченные.
На левом клиросе образ Воскресении Христова; на нем венец с сиянием серебряный, вызолоченный в иконостасе.
Хоругвь писана на полотне: на первой стране образа Благовещения Богородицы; на второй благоверных князей Бориса и Глеба.
Во алтаре на престоле изготовлена срачица полотняная белая; верхнее одеяние тафтяное желтое; в средине крест галуна канительнаго белого.
Покров тафтяный желтый; на нем крест капительный белый.
На жертвеннике одеяние стамедное красное на подкладке. Запрестольный крест Распятие Господне.
На престоле Ковчег оловянный, в котором святые запасные дары хранятся.
Сосуды оловянные, дискос, звезда, лжица, два блюдца, копие.
Евангелие напрестольное, на нем Распятие Господне, евангелие серебряное.
Крест животворящий серебряный, позолочен, со святыми мощами.
Кадило серебряное.
Укропник медный.
Ковшичек медный.
А прочему что чего в всякой церковной ризнице имеется, о том значит в прежде учиненной и в консисторию поданной описи».
Когда устроена колокольня, находившаяся при храме, неизвестно. По всей вероятности, одновременно с храмом.

Из «межевых книг и планов» конца XVII века видно, что Борисоглебская церковь с давних пор владела значительным количеством земли. По плану от 4 сентября 1769 г., числится за церковью «пожня в Ямских дачах на 4 дес. 1698 кв. саж.», а по другому плану от 8 июня 1770 г. значится «усадебная земля за рекою Лыбедью на 968 кв. саж.»; но этой землей церковь не пользовалась, так как ею издавна завладели горожане.

1. Староста (ктитор) храма Павел Алексеев сын Луковников, Владимирский мещанин (1783 г.).
В 1789 г., во время опустошительного июльского (28 числа) пожара во Владимире, церковь Борисоглебская во всех своих частях потерпела громадные повреждения. Повреждены были: крыша на храме, потолок пол окна, рамы, церковные двери; глава деревянная, опаянная белой жестью, все внутренние украшения и утварь. После пожара требовалось как сам храм, так и престолы с жертвенниками и иконостасами исправлять и освятить; взамен сгоревшей утвари – заводить новую. Но это было дело не легкое. Сами прихожане храма потерпели от пожара большое разорение.
В 1789-1790 гг. некоторые разрушения от пожара были исправлены, но для всего исправления средств было недостаточно. Староста церкви – владимирский мещанин Павел Алексеевич сын Луковников обратился с прошением «о зборе на позлащение в вышеписанной Борисоглебской церкви иконостаса и покрытие трапезной Благовещенской церкви, в Суздальской епархии, от доброхотнодателей подаяния», на это прошение разрешение из Суздальской духовной консистории последовало только 17 февраля 1798 года. В это время на сумму доброхотных дателей и благодаря редкой щедрости прихожан, был вызолочен в Борисоглебском храме трехъярусный столярной работы, с колоннами, иконостас, устроенный во вкусе времени Императрицы Екатерины II и имеющий весьма близкое сходство с иконостасом (в миниатюре) Владимирского Успенского собора.

2. Староста (ктитор) храма Андрей Луковников, мещанин (1810 г.).
Приход Борисоглебский с 1829 года состоял главным образом из служащих в духовном и гражданском ведомстве чинов и канцелярских служителей. В приходе не было приписанных церквей, часовен, а также никогда не бывало ни при церкви, ни в самом приходе училищ частных и школ иконописных.

В 1839 г. священно и церковнослужителями с приходскими людьми донесено, что по недостаточности средств, храм пришел в совершенную ветхость: в Благовещенском приделе свод растрескался и грозил падением. Вследствие этого , Архиепископ Владимирский и Суздальский, приняв во внимание ветхость церковного здания, «возымел было намерение церковь Борисоглебскую закрыть». Но явился , и воле Архипастыря не суждено было прийти в исполнение. Сделавшись прихожанином Борисоглебского храма и посвятив себя на служение ему в должности церковного старосты, пот. почт. гражданин и 1-й гильдии купец А.Н. Никитин был истинным благотворителем церкви и, не жалея своих достояний на украшение храма, он не желал объявлять о своих пожертвованиях, руководясь в своей обширной и разнообразной благотворительности словами Спасителя: «когда творишь милостыню, не труби перед собою как делают лицемеры, и пусть левая рука твоя не знает, что делает правая» (Матф. 6, 2-3).
Так, имея в распоряжении церковных денег только один 50-ти рублевый билет сохранной казны, который, на основании духовного завещания умершей в марте 1839 г. вдовы титул. сов. Екатерины Степановой, должен быть употреблен на устроение придельного в Борисоглебском храме иконостаса, староста А.Н. Никитин 7 июля 1841 года обратился к Архиеп. Парфению с прошением: «о дозволении в придельном Благовещенском той церкви храме по приложенному при прошении рисунку устроить, вместо ветхаго, новый иконостас и вызолотить оный на собственное его, Никитина, иждивение, с допущением к производству работ московскаго мещанина, Т. Ст. Воробьева». 9 марта 1844 г. Никитин снова обратился к Архиеп. Парфению с прошением: «о дозволении около той церкви выстроить кирпичную с железными решетками на собственное его иждивение ограду», а 4 апреля 1844 г. Никитину, вследствие его прошения, Парфением было дозволено в холодной Борисоглебской церкви «расписать стены живописью на собственное его иждивение с допущением к производству работы Ярославской губернии Норской слободы мещанина Михаила Иванова Швецова». 13 апреля 1844 г. его сын, обратился с прошением к Арх. Парфению «о дозволении в Борисоглебской церкви столярную и резную работу иконостаса возобновить и весь вызолотить; киоты за клиросами позолотить и устроить вновь над плащаницею балдахин также с позолотою на собственное его, Александра Никитина, иждивение с допущением к производству работ московскаго мещанина Тимофея Степанова Воробьева».
Таким образом А.Н. Никитин на собственные средства в период с 1839 г. по 1850 г. храм Борисоглебский восстановил и даже благолепно украсил.
3. А.Н. Никитин был старостой (ктитор) в церкви с 1839 г. по 1849 г.
4. В 1849 г. А.Н. Никитин оставил должность церковного старосты, вследствие принятия им на себя разных построек в Москве и Киеве; а на его место был избран старостой церкви пот. поч. гражданин, Владимирский 1-й гильдии купеческий сын, (состоял старостой церкви с 1850 г. по 1867 г., в котором 31 октября скончался). В феврале 1850 г. «снесена ветром глава с придельной Благовещенской церкви и изломан крест, обитый листвою медью», в том же году Алесандром Андреевичем, согласно резолюции , «устроена глава и водружен крест с соблюдением благолепия». 23 июня 1856 г. А.А. Никитин обратился к , с прошением «устроить помещение (под колокольней между двумя столбами с северной стороны, не изменяя её вида) для постояннаго жительства в оном церковнаго сторожка, в алтаре придельнаго храма оной церкви стены оштукатурить и выкрасить, в трапезе оной церкви живопись возобновить, равно и стены раскрасить, принимая устройство всего этого на собственное свое иждивение». В июне 1858 г. А.А. Никитин писал Епископу Иустину следующее: «Так как во многих местах Борисоглебской церкви внутри и снаружи ея обветшала штукатурка в особенности на шпильце колокольни; в теплом приделе оной церкви живопись и стены от давности времени и топки печей потеряли надлежащий вид; в проходе из онаго придела в холодную церковь арочная дверь пришла в ветхость; низ стен холодной церкви, покрытый масляною краскою, обветшал от сырости», то прошу «дозволить мне на собственное мое иждивение вышепрописанные недостатки исправить, не вводя церковь ни в какия издержки; свер сего прошу дозволить мне, если встретится необходимость, для прочности шпилец колокольни обить железом и оный окрасить под один цвет с церковию и колокольнею», на что последовало разрешение.

5. Александр Андреевич Никитин скончался 31 октября 1867 г. А.Н. Никити снова стал старостой (ктитор) в церкви с 1867 г. по 1887 г., в котором он скончался 28 ноября.
Михаил Леонтьевич Тихонравов – сын причетника, окончил курс во Владимирской дух. Семинарии с званием студента в 1858 году. По окончании семинарского курса, в продолжение почти 3-х лет трудился над образованием юношества, имея в различных семействах частные уроки за небольшое вознаграждение. 19 марта 1861 года рукоположен был во священника к Покровскому женскому монастырю в г. Суздале. Здесь в продолжение 4-х лет обучал в своем доме детей граждан грамоте и закону Божиему. С 1867 по 1870 год, по выбору духовенства, состоял членом правления Суздальского духовного училища. 4 мая 1872 года переведен в настоятели Борисоглебской церкви г. Владимира. Во Владимире, кроме должности члена совета епархиального женского училища, последовательно проходил должности члена ревизионного комитета и члена правления мужского духовного училища. В 1876 г. назначен был членом епархиального попечительства о бедных духовного звания. Скончался 27 мая 1888 г.

В 1867 году в октябре умер Владимирский Городской Голова и Андрей Никитич Никитин вступил в должность Городского Головы и снова посвятил себя на служение Борисоглебскому храму в должности церковного старосты.
12 декабря 1870 г. Владимирской Борисоглебской церкви протоиерей Михаил Виноградов, согласно его прошению, уволен от должности Члена Попечительства.
9 августа 1873 г. А.Н. Никитин обратился к Иакову, Епископу Муромскому, Викарию Владимирской епархии, с просьбой: «о дозволении переделать наружныя двери паперти; поправить штукатурку, обвалившуюся в некоторых местах, окрасить снаружи всю церковь и окрасить также на оной кровлю, не касаясь кошельковой церковной суммы», на что последовало разрешение, и всё означенное Никитиным было приведено в исполнение в том же году.
При наступлении новой реформы духовенства так же, как и в 1839 году, угрожала опасность закрытия Борисоглебского прихода; но благодаря посильной помощи Андрея Никитича, означенная реформа не коснулась этого прихода.

«Борисоглебская, рядом с Николо-Кремлевской, на парадной площади, маленькая русской архитектуры, темно-желтаго цвета, окружена садиком, внутри похожа на домовую; чистая, приходская » (Субботин А.П., 1877 г.).
Пожертвован был, в 1870 и 1878 гг. Государственный непрерывно-доходный билет на сумму 1000 р. прихожанином сей церкви купцом Семеном Федоровичем Сусловым, а в 1876 году пожертвованы были четыре билета Государственного Банка, но 100 р. каждый, на сей же предмет, другим прихожанином Владимирским мещанином Николаем Ивановичем Луковниковым.
В 1878 г. объявляется признательность Епархиального Начальства неизвестному благодетелю, за пожертвование в церковь 5% банкового билета в 100 руб., а также Владимирскому купцу Николаю Луковникову, за пожертвование в церковь серебро-позолоченного ковчега для хранения Св. даров в 165 руб.

Учреждение при церкви должности помощника церковного старосты . Поводом к открытию этой должности послужило устроение Андреем Никитичем, в 1881 году, в имении своем на фабрике (пос. Оргтруд), в 14 верстах от гор. Владимира, каменного храма во имя св. Андрея Стратилата, при котором Андрей Никитич был избран и учрежден старостой. Помощником церковного старосты в феврале 1888 г. был утвержден Николай Иванович Луковников, владимирский мещанин.

Во Владимире, при каждой приходской церкви в старину было кладбище, на котором почившие прихожане обыкновенно и погребались. И при Борисоглебской церкви было кладбище, которое вместе с другими приходскими кладбищами гор. Владимира было закрыто после того, как для погребения умерших было отведено за городом особое место, на котором в 1785 г. была построена небольшая с такой же колокольней. В 1887 г. при заложении нового придела во имя Св. великомученицы Зинаиды с правой стороны Борисоглебской церкви, а также при постройке двух флигелей по обеим сторонам папертей в 1891 г., было отрыто много костей и черепов человеческих. В 1901 г., при устройстве духовой печи землекопами было вырыто на глубине 2-2.5 м. много гробов, в которых оказались черепа и человеческие кости.

В 1887 г. 5 июля был заложен с правой стороны Борисоглебского храма придел во имя св. мученицы Зинаиды , на сумму, пожертвованную прихожанкой Зинаидой Васильевной Архангельской. В 1887 г., не дождавшись окончания постройки заложенного придела, скончались: 5 января жертвовательница на постройку придела – жена отставного капитана Зинаида Васильевна Архангельская, 28 ноября – ктитор Борисоглебского храма Андрей Никитич Никитин, в мае 1888 г. – их духовник, священник Борисоглебской церкви Михаил Леонтьевич Тихонравов.

6. В январе 1888 г. вступил в храм церковным старостой сын умершего Андрея Никитина, который не отстает от отца и брата своих и также достойно продолжает посвящать свои труды благоукрашению этого храма.
В феврале 1888 г. помощником церковного старосты избран и утвержден Епархиальным Начальством Николай Иванович Луковников.
8 июня 1888 г. был определен священником в Борисоглебский приход, преподаватель Владимирской духовной семинарии Василий Орлов с сохранением преподавательской должности. При самом начале служения о. Василия, его попечением, при содействии церковного старосты Никитина и весьма значительных пожертвованиях прихожанина отставного капитана Феодора Григорьевича Архангельского (завещал перед смертью свой капитал на постройку на Студеной горе), был построен и приведен в благолепный вид новый придел во имя св. мученицы Зинаиды, который 2 октября 1888 года был торжественно освящен . Благовещенский придел, бывший прежде тесным, значительно расширился и был внутри благолепно украшен. Ежегодные доходы, как церковные, так и причтовые, по всем отраслям, при стараниях и заботах о. Василия, получили весьма значительное приращение, как это можно видеть из приходо-расходных книг.
В 1892 г. церковный староста А.А. Никитин, проникнутый благодарностью к прихожанам почившим Феодору Григорьевичу († 22 октября 1890 г.) и Зинаиде Васильевне († 5 января 1887 г.) Архангельским, за сделанные с их стороны значительные в пользу церкви пожертвования, просил разрешить, не касаясь кошельковых церковных сумм, на обновление холодной Борисоглебской церкви. Разрешение последовало, и храм весь был обновлен изнутри, в 1895 г. на его средства был вызолочен иконостас в Благовещенском приделе, освящение которого было совершено накануне храмового праздника – 24 марта (эта работа стоила Андрею Андреевичу около 1000 руб.), а вовне устроены с обеих сторон паперти – два каменные флигеля, покрытые железом: один, с двумя окнами на парадную площадь, теплый с южной стороны для помещения церковного сторожа, а другой с одним окном – холодный с северной стороны для склада в нем дров и прочих деревянных материалов. Словом, храму, в который ведут два входа: западный со стороны Большой улицы и южной против южных алтарных дверей Борисоглебского престола, во всех отношениях, извне и внутри, придано высокое благолепие. Им пожертвованы в церковь в 1886 г. венцы, употребляемые при совершении бракосочетания, стоимостью 200 руб.
14-го ноября 1898 г. Н.И. Луковников умер. С 1899 г. помощником старосты был Сергей Семенович Суслов, владимирский мещанин. Представителями от прихожан, согласно Высочайше утвержденной инструкции, избраны и утверждены, в 1899 г., коллежские асессоры: Василий Иванович Клиентов († 10 авг. 1905 г.) и Алексей Иванович Критский.
Число прихожан небольшое. По исповедным книгам Борисоглебской церкви за 1899 год всех домов значится 62, жителей же обоего пола 488 человек.
По сословиям они разделяются: на духовных обоего пола - 32; на военных - 99; на статских - 172; на купцов, мещан, цеховых и проч. городских обывателей - 107; на крестьян - 78. Все православные живут в городе Владимире.
В 1901 г. на средства благотворителей в храме устроено было духовое отопление.

Борисоглебская церковь славилась своим хором, в котором пели воспитанницы (открыт в 1842 г.).

В храме было три престола. Первый главный во имя святых Благоверных Князей Бориса и Глеба. Церковь связана с трапезой, отделяясь от которой только аркой. Иконостас главного храма был трехъярусный, столярной работы, с колоннами; резьба, колонны, карнизы и рамы около икон позолочены на полимент червонным золотом. Второй престол придельный, с северной стороны, в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Третий престол придельный с южной стороны во имя св. мученицы Зинаиды. Иконостасы в обоих приделах одноярусные, деревянные, вызолоченные и с резьбой. В Борисоглебском храме по древности и драгоценности замечательны (в нач. ХХ века) следующие иконы: а) в главном храме позади правого клироса образ святых Благоверных Князей Бориса и Глеба; на одной доске среди свв. мучеников изображен св. равноапостольный Князь Владимир; б) в Благовещенском приделе храмовая икона Благовещения Пресвятой Богородицы; в) икона Тихвинской Божией Матери; г) в Зинаидском приделе икона Иверской Божией Матери; д) в Зинаидском приделе икона св. священномученика Власия, еп. Севастийского. Кроме этих древних и ценных икон на углах клиросов главной церкви находились две металлические хоругви с изображением: на одной – Восстание от гроба Иисуса Христа и Святителя Николая, на другой – Богоявление и Казанской Божией Матери.
Наружный вид церкви Бориса и Глеба не представляет каких-нибудь особенностей архитектурного свойства. Из внешних орнаментальных украшений, по изяществу рисунка, вполне достойны внимания наличники окон и особенно наличники входных дверей. Квадратный столб в два света завершен четырехсторонним куполом с четырьмя, так называемыми, волоковыми окошками, каменная шейка с просветами и грушевидная, крытая железом глава с прорезным крестом. Алтарь полукруглый, выступом, с тремя окнами. Притвор, в связи с церковью и колокольней, покрыт в два ската.
Колокольня – столпообразной формы с шатровым верхом, наподобие царской конусообразной шапки. В середине колокольни устроена комната для библиотеки с 2 небольшими окнами с южной и западной стороны. В ярусе у колоколов 8 пролетов. В старину внизу колокольни были проходные св. врата.
На колокольне в нач. ХХ века находились 7 колоколов. «В самом большем весу 208 п. 39 ф. Общий вес колоколов более 300 пудов.
В вышину холодная церковь с главою и крестом имеет 12 саж. 2 ар., а теплая 3 саж. 1 арш. 12 вер. Длина холодной церкви 6 саж. 2 арш. 8 верш., в том числе 2 саж. 2 аршина 8 верш. Длина алтаря. Теплая церковь имеет в длину 4 саж. 2 арш. 8 вер., паперть 3 саж. 12 верш. Длина же всей церкви 14 саж. 2 арш. 12 верш.
Вышина колокольни с главою и крестом 12 саж. 2 арш. 12 верш.
Храм окружен каменною с железной решеткой оградою, устроенною в 1844 г., пространством 55 саж. 2 саж. Х 35 саж. 2 арш.

Библиотека церковная не велика и состояла из книг святоотеческих, духовного содержания, духовных журналов и богослужебных. Книг старопечатных до никоновской печати здесь в ней не было; не было и рукописных документов – грамот, актов.
Прилегающая к Борисоглебской церкви улица носила от неё название Борисоглебской (Борисоглебский переулок).
Борисоглебский переулок (в 1899 г.) от Нижегородской ул. до Троицкой улицы (сейчас Музейная ул.).
Правая сторона: 2. Дом Боголюбовского монастыря, 4. Дом Призрения престарелых духовного сословия лиц, 6. Дом Благонравовой.
Левая сторона: 1. Уездная Земская Управа, 3. Земское арестное помещение, 5. Дом Перепелицына, 7. Дом Ладожинской.

Приход Борисоглебский с 1829 г. состоял главным образом из служащих в духовном и гражданском ведомстве чинов и канцелярских служителей. В приходе не было приписанных церквей, часовен, а также никогда не бывало ни при церкви, ни в самом приходе училищ частных и школ иконописных. Число прихожан небольшое. По исповедальным книгам Борисоглебской церкви за 1899 год всех домов значится 62, жителей обоего пола 488 человек: духовных обоего пола – 32, военных – 99, статских – 172, купцов, мещан, цеховых и проч. городских обывателей – 107, крестьян – 78.

Из исторических источников мы знаем, что причта при храме Бориса и Глеба положено было: священник, диакон, дьячок и пономарь. Потом причт состоял из: священника, диакона и пономаря. По увольнении дьячка в 1869 г. и по смерти диакона в 1875 г., согласно Высочайше утвержденной реформе, объявленной в июле 1876 года, и по следующей реформе 1885 года было два члена причта: священник и псаломщик. С конца 1887 г., вследствие ходатайства прихожан и согласия священника о. Тихонравова, открыт трехчленный штат причта: священник, диакон и псаломщик.
1. Первый священник каменной Борисоглебской церкви о. Евгений Михайлов (1755-1785 гг.). «В оной де Борисоглебской церкви имеется иконостас и в нем святые иконы некоторыя ветхи, да к тому ж оной (иконостас) в 1783 году июля 3 числа опалило молнией, повседневный же колокол расшибся». На этом прошении резолюция Преосвященного Виктора, Епископа Владимирского и Муромского: «27 июля 1784 г. дозволяется в Борисоглебской церкви иконостас и святыя иконы возобновить и расшибленный колокол променять». По ревизии значится: «Священник Евсевий Михайлов, 67 лет, в 1802 году умер».
2. Священник Андрей Васильев (1785-1798 гг.). В 1798 г. переведен к Благовещенской города Киржача церкви.
Хорошими иконописцами были два диакона - Борисоглебской церкви Ефим Михайлов и архиерейского дома Андрей Михайлов Назаретский; ими в 1810 году возобновлены старинные иконы в города Владимира церкви.
3. Священник Михаил Петров Роборовский (1798-1830 гг.). В 1798 г. переведен к Борисоглебской церкви от Благовещенской церкви города Киржача.
4. Священник Иоанн Петров Сиротинский (18 марта 1830-1837 гг.). Обучался во Владимирской дух. Семинарии, затем в Петербургской академии (магистр в 1828 г.). в 1825 г. назначен во Владимир на класс словесности и гражданской истории. В 1834 г. комиссия дух. Училищ уволила Сиротинского от занимаемого им при семинарии места «за болезнью», 29 июля 1837 г. умер.
5. Священник Александр Сергеев Миславский (1837-1840 гг.).
6. Протоиерей Михаил Петрович Виноградов (18 июня 1840-1872 гг.). Награжден был: «набедренником, фиолетовою скуфьею, камилавкою, наперсным крестом, от Св. Синода выдаваемым». В 1854 г. был законоучителем во Владимирском Александринском детском приюте. В 1866 г. возведен на степень протоиерея. В 1872 г. перемещен в Суздальский Покровский девич. монастырь.
7. Священник Михаил Леонтьевич Тихонравов (1872-1888 гг.), причетнический сын, родился в с. Иванове Шуйского уезда. По окончании Владимирской духовной семинарии в 1858 г. со степенью студента, 19 марта 1861 г. рукоположен во священника к Суздальскому Покровскому дев. м-рю. 4 мая 1872 г. переведен в Борисоглебскую церковь. Награжден: «набедренником, фиолетовою скуфьею и камилавкою». По утверждении в нач. 1874 г. штата церкви, настоятелем ее назначен о. Тихонравов. В 1887 г. при храме открыта штатная диаконская вакансия, произведена по совместному желанию прихожан с согласия своего настоятеля. Скончался в г. Владимире 28 мая 1888 г.
8. Протоиерей Василий Матвеевич Орлов (1888-1902 гг.), причетнический сын, родился в с. Полиносове Александровского уезда, обучался во Владимирской дух. семинарии и затем в Московской дух. Академии (окончил со степенью кандидата богословия и с правом на получение степени магистра без устных испытаний). 17 июля 1875 г. был определен преподавателем в Воронежскую дух. семинарию по греческому языку, 21 февраля 1877 г., по прошению, перемещен преподавателем в Владимирскую семинарию на класс греческого языка, на этой должности был до 18 сентября 1902 г. 8 июня 1888 г. определен на священническое место к Борисоглебской церкви, с оставлением за ним должности преподавателя семинарии. Был награжден: «набедренником, фиолетовою скуфьею, камилавкою и наперсным крестом, от Св. Синода выдаваемым». 20 мая 1901 г. возведен на степень протоиерея.
9. Священник , студент Владим. семинарии. 20 сентября 1902 г. определен священником Борисоглебской церкви. 18 декабря 1913 г. по болезни о. Димитрий Гиляревский был уволен от должности члена Совета Епархиального женского училища. На его место был избран священник Предтеченской церкви о. Иоанн Уваров.
Последним настоятелем храма был отец Дмитрий Борисовский.
Храм закрыли в кон. 20-х гг. ХХ века, а затем снесли.
На месте храма и кладбища при нем в сер. ХХ в. располагалась увеселительная детская площадка с каруселями в .


Большая Нижегородская улица. Кукушкин В.Г. 1876-1881 гг.
С левой стороны дом Дворянства, обращенный в госпиталь “Красного Креста”, для помещения раненых воинов. Справа вдоль Большой Нижегородской улицы Малый бульвар с деревянной оградой и лавками; часть плаца, в глубине Борисоглебская церковь с шатровой колокольней, без правого Зинаидского придела; ярусная колокольня Николо-Кремлевской церкви (1769); главка Рождественского собора (в перестройке 1868, снес. 1930). По сторонам улицы керосиновые фонари, чугунные столбики ограждения (слева).
Надписи: На паспарту наклейка: “…Вправо за аллеей, идущей от Владимирской часовни, виднеются церкви Борисоглебская, Никольская и Рождественская и часть Губернаторского дома, бывшего неоднократно дворцом во время Высочайших путешествий Государя Николая I и ныне благополучно царствующего Императора Александра Николаевича”.


По центру , правее церковь Бориса и Глеба.




Убрус происходит из Борисоглебской церкви Владимира. XIX в.
Фольга, золото, металл, серебро, камни, стёкла, жемчуг, перламутр, бисер, канитель, шнур золотной, бумага, шитьё.



Copyright © 2015 Любовь безусловная

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-142249-1", renderTo: "yandex_rtb_R-A-142249-1", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Продолжаю свой рассказ о посещении храмового ансамбля Кидекши, старинного небольшого села, в котором когда-то находилась княжеская резиденция Юрия Долгорукого.

На этот раз он всецело посвящён главному храму историко-архитектурного ансамбля – белокаменной церкви XII века.

Церковь Бориса и Глеба в Кидекше, XII век

Наверняка, многие слышали о и большинство (во всяком случае – те, кто хоть немного интересуется историей) прекрасно представляют себе, как она выглядит. А вот церковь Бориса и Глеба редко кто упоминает в числе шедевров Древней Руси. Хотя именно она является старейшей на земле Суздальской.

Экспозиция, посвящённая истории храмового комплекса Кидекши. Западный притвор храма

Борисоглебская церковь была построена по заказу Юрия Долгорукого, сына Владимира Мономаха, как заглавный храм его резиденции в 1152 году.

Основанием для выбора места возведения этой церкви послужило предание о встрече тут двух братьев, Бориса и Глеба, сыновей князя Владимира Красное Солнышко. Здесь, на берегу реки Нерль, находилось их становище.

Впоследствии братья были убиты своим же родным братом Святополком, прозванным Окаянным, и стали первыми русскими святыми мучениками.

Святые князья Владимир, Борис и Глеб с житием Бориса и Глеба. Рубеж XVII-XVIII — XX века

В честь братьев Бориса и Глеба и была возведена эта церковь. И стоит она тут уже почти девять столетий.

Борисоглебская церковь – древнейший белокаменный памятник Владимирской области. Считается, что она-то и положила начало белокаменным храмам Владимиро-Суздальского княжества. Ныне эта церковь является памятником истории и архитектуры и внесена в список ЮНЕСКО.

Апсиды церкви святых князей Бориса и Глеба

В различных источниках говорится, что первоначально Борисоглебская церковь была схожа внешним обликом с древнейшими белокаменными владимирскими храмами – Дмитриевским собором во Владимире и церковью Покрова на Нерли, поэтому несложно представить себе, как она выглядела когда-то.

Левая фреска в центральной апсиде

Но Борисоглебская церковь была украшена не так богато – и во внутреннем убранстве, и в наружной белокаменной резьбе. Фасад церкви в Кидекше украшает лишь аркатурный поясок, впоследствии ставший обязательным элементом резьбы храмов Владимиро-Суздальского княжества.

Фреска над окном в центральной апсиде

Правая фреска в центральной апсиде

Храм в Кидекше построен по той же технологии, что и другие белокаменные храмы того времени: из отёсанного белого камня прямоугольной формы, методом забутовки (это когда выкладывается две параллельные стенки, а пространство между ними заполняется камнями с известковым раствором). За счёт этого храмовые стены получались очень крепкими и толстыми.

Внутренняя кладка храма

Булыжный фундамент Борисоглебского храма уходит вглубь земли на полтора метра. Умели же строить в древние времена! И, может быть, благодаря искусству строителей, и стоят до сих пор белокаменные шедевры древних зодчих.

Экспозиция, посвящённая истории храма. Западный притвор

Храм сильно пострадал во время нашествия монголо-татар в 1238 году, но уже спустя год был приведён в порядок.

Затем Борисоглебскую церковь частично перестраивали на рубеже XVI-XVII веков после обрушения части сводов.

Росписи над хорами

До наших дней сохранились хоры и их своды, на которые поднимались по деревянной лестнице.

Лестница на хоры. Вид с южной стороны

Но главное – в храме уцелели фрески XII века: Всадники, Святые жёны, Христос Вседержитель и остатки цветочных орнаментов на сводах и в центральной апсиде, обнаруженные в ходе реставрации в 2004 году.

Фреска XII века Христос-Вседержитель в нише южной стены храма

В раскопе, оставшемся открытым взору туристов и огороженным лишь перилами, виден первоначальный уровень пола XII века с белокаменным местом для священнослужителя.

Фрагменты фресок и первоначального пола храма в центральной апсиде

Впоследствии церковь Бориса и Глеба стала княжеской усыпальницей. Здесь в 1159 году погребли сына Юрия Долгорукого, князя Бориса. Он был захоронен в правой, южной аркасоли храма.

Надгробная плита князя Бориса, сына Юрия Долгорукого

А через два года здесь же, напротив его погребения, в левой северной аркасоли была захоронена его жена Мария, а в 1202 году и их дочь Ефросиния. Останки княжеских захоронений в советские годы куда-то бесследно исчезли.

Фреска XII века над захоронением сына Юрия Долгорукого

Мне показалось, что храм сильно нуждается в бережной и высокопрофессиональной реставрации. Но даже и в таком виде восхищает безмерно.

Композиция «Сотворение мира» в Кидекше

На рубеже XIX-XX столетий к западному фасаду церкви был пристроен притвор. К 300-летию династии Романовых, в 1913 году, свод притвора был расписан на тематику Ветхого завета.

Церковь Бориса и Глеба в Кидекше. Композиция «Сотворение мира», 1913 год.

Композиция эта называется «Сотворение мира». Она состоит из девяти медальонов.

В экспозиции храма имеется схема расположения медальонов.

Медальон № 1. «Первый день творения».

«И сказал Бог: да будет свет…»

Медальон № 2. «Второй день творения».

«И сказал Бог: да будет твердь посреди воды…»

Медальон № 3. «Третий день творения».

«И сказал Бог: да соберётся вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша…»

Медальон № 4. «Четвёртый день творения».

«И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для освещения земли…»

Медальон № 5. «Пятый день творения».

«И сказал Бог: да произведёт вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землёю, по тверди небесной …»

Медальон № 6. «Шестой день творения».

«И сказал Бог: да произведёт земля душу живую по роду ея. Скотов и гадов, и зверей земных, вода пресмыкающихся… И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему…»

Медальон № 7. «Седьмой день творения» («Отечество»).

«И совершил Бог к седьмому дню дела Свои… и почил в день седьмой ото всех дел Своих…»

Медальон № 8 – «Грехопадение».

Нарушив заповедь Бога, Адам и Ева согрешили, отведав плод с запретного древа познания добра и зла.

Медальон № 9. «Изгнание из Рая»

Архангел Михаил с мечом в руках изгоняет плачущих Адама и Еву из Рая.

Такое вот краткое наглядное изложение библейских сюжетов.

По сторонам портала (входа в центральную часть храма) – изображения архангела Гавриила (слева) и Михаила (справа).

Архангел Гавриил. Роспись западного притвора. Левая сторона

Архангел Михаил. Роспись западного притвора. Правая сторона

Чудесное всё-таки место – Кидекша. Удивительное. Как ужились тут разные стили, разные эпохи на нескольких десятках квадратных метров и даже в одном храме? От XII до начала XX века – и всё в одном храмовом комплексе. И при этом ничто не режет глаз своим несоответствием. Простая, гармония, живая история, в которой важна всякая деталь…

Фреска в центральной апсиде

Очень хотелось бы снова побывать в Кидекше. И рассмотреть внимательнее то, что окинула только беглым взглядом, спеша на встречу с ярким красавцем Суздалем, городом-праздником, с которым так трудно соперничать скромной Кидекше.

Многие говорят, что на фоне Суздаля Кидекша меркнет. Большинство туристов и вовсе ленятся заглядывать сюда. Считая, что незачем, если рядом, всего в четырёх километрах – ещё одна живая история, к тому же куда более известная – бывшая столица княжества, .

А я очень стремилась сюда, именно в это село с таким странным именем. И мне повезло. Я видела эту тихую, неяркую, но такую величественную древность.

А Вы были в Кидекше? И что больше всего запомнилось?

——————

Схожие записи:

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-142249-2", renderTo: "yandex_rtb_R-A-142249-2", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Храм Бориса и Глеба в Дегунино, как и церкви во многих других местах России, посвящены детям великого князя Владимира. Знамениты они в первую очередь тем, что стали первыми русскими святыми. Канонизированы Борис и Глеб были и Русской, и Константинопольскими церквями.

Первые русские святые

Почему они мученики-страстотерпцы? Потому что были коварно убиты своим родным братом Святополком, прозванным народом из-за этого «Окаянным». Братья приняли смерть добровольно, зная о ней заранее. Борис и Глеб не подняли руки на старшего брата. Неотъемлемая часть христианской веры - непротивление злу насилием - была в диковинку для языческой Руси, которая только-только приняла православие. Братоубийца Святополк бежал в Польшу от войск Ярослава Мудрого, но, подобно Каину, нигде не мог найти себе места. По преданию, даже от его могилы исходил смрад. А Борис и Глеб после канонизации стали покровителями и хранителями Руси. Чтить их стали сразу после смерти.

«Намоленная» церковь

Храм Бориса и Глеба в Дегунино впервые упоминается как уничтоженный польско-ливонскими войсками. Произошло это в 1585 году. Само же село упоминается впервые в 1336 году в грамоте Ивана Калиты. Допустить мысль о том, что в селе не было храма, невозможно, тем более что в 1394 году населенный пункт на 400 лет отходит к церкви. Подмосковное село, при основании известное как Дегунинское, прекратило свое существование в 1960 году. Оно вошло в состав Москвы, постоянно расширяющей свои границы. Храм Бориса и Глеба в Дегунино известен тем, что разрушался неоднократно, подвергаясь огню. Но каждый раз на месте разрушенного храма вновь возводится культовое сооружение из дерева. Происходило это, может быть, из-за недостатка средств на строительство каменного здания. Например, в 1633 году церковь возводилась на деньги местного священника.

Возрождался из пепла всегда, как феникс

Вновь возведенный храм по документам (1676 год) значится как церковь Святых и Благонравных Бориса и Глеба с приделом евангелиста и апостола. При Петре I, в первые годы его правления, а именно в 1700 г., указом тогдашнего Патриарха Андриана село и церковь Бориса и Глеба в Дегунине передаются Алексеевскому монастырю, основанному в 1360 году митрополитом Алексием. До наших дней легендарный Стародевичий монастырь не сохранился, на его месте сейчас находится Храм Христа Спасителя. Во времена нашествия наполеоновских войск, когда горела вся Бориса и Глеба в Дегунино уцелел. Наверное, потому что в те времена село считалось отдаленным Подмосковьем. Надо отметить, что каменная в этом селе открыла свои двери для прихожан лишь в 1866 году.

Опять деревянная

А в 1762 году совсем старую ветхую церковь перестраивают. Однако новый храм возводят опять из дерева. Через два года Дегунино, что стоит на было выведено из церковного владения и передано в гражданское ведение, то есть секуляризировано. С 1843 по 1851 год в России осуществляется строительство железной дороги, соединившей Москву с Петербургом. Ветка прошла по землям, принадлежащим селу, за что общине была выплачена довольно крупная сумма компенсации за отчужденные земли. Это и подтолкнуло дегунинцев к мысли о новом каменном храме. Обращение прихожан и настоятеля храма священника Симеона Флоровича Страхова к митрополиту Филарету, Владыке Московскому, было отправлено в 1863 году. В соседнем селе Верхние Лихоборы был каменный завод, и его владелец, купец I-й гильдии Прорехов В. А., обеспечил необходимым количеством кирпича в количестве 360 000 штук будущее строительство. То был самый большой вклад в это благое дело.

Красавец из камня

Каменный храм свв. Бориса и Глеба в Дегунине вырос рядом со старой деревянной церковью, разобранной в 1884 году. Выполнен он был в псевдорусском или русско-византийском стиле. Трехпрестольный массивный храм получился красивым. Возведен он в форме параллелепипеда с единым внутренним пространством. Есть трапезная и колокольня с двумя большими колоколами. Украшает храм высокая полукруглая апсида, примыкающая к основному полукруглая, пониженная часть здания. Как правило, это алтарный выступ. В момент открытия стены и своды церкви были очень красиво расписаны, иконостас был богатым. 1887 год стал годом обновления трех иконостасов храма в Дегунино.

Храм-мученик

Дальнейшая судьба церкви традиционная. Наступила эра атеизма, но храм благоверных князей Бориса и Глеба в Дегунине действовал до 1930 года, когда службы прекратились из-за отсутствия священников. Официально церковь закрыли в 1941 году, а до этого времени Дегунинский приход как бы существовал. И надо отметить, что в 20-30 годы церковная жизнь в селе продолжалась. Так, община испрашивала разрешения на осуществление Крестных ходов по домам верующих. А в 1925 году был зарегистрирован Устав Борисоглебской православной общины. После официального закрытия церковь приспособили под нужды амбулатории. Артель инвалидов «Родина» вселилась в стены бывшего храма в 60-е годы прошлого века. Чтобы перестроить здание под необходимый для артели производственный цех, были снесены верхние ярусы колокольни, здание облепили пристройки и окружил железобетонный забор. Фабрика находилась здесь до 1985 года. Дальше - хуже. В церкви разместили гараж межотраслевого научно-технологического комплекса «Микрохирургия глаза».

Новая жизнь Борисоглебской церкви

Оживать храм стал после новой регистрации общины и передачи ей здания церкви в 1990 году. Первая божественная литургия совершена в церкви в 1991 году 14 июля. И началось постепенное восстановление Борисоглебского культового сооружения. С 1994 по 2005 год были два раза расписаны стены, восстановлены шатры колокольни и здания храма, обновлены кровля и внешний вид, восстановлен иконостас. Этот храм тоже можно назвать страстотерпцем, как тех святых, в честь которых он был первоначально возведен, Благонравных Бориса и Глеба. Находится эта по адресу: ул. Дегунинская, 18а.