А нужен ли репетитор вообще? (Мнение репетитора). Когда необходимо обратиться к преподавателю

Вне зависимости от школьных успехов ребенка, при подготовке вступления в вуз родителям часто советуют нанять репетитора, который смог бы подготовить абитуриента по основным вопросам и структурировать весь тот объем знаний, который годами давала ему школа.

К сожалению, особенность школьного обучения такова, что масса информации, ежедневно поступающая в голову ученика, поистине огромна и разнообразна. Сначала учишь то, что Париж – столица Франции, потом через 10 минут перескакиваешь на дифференциальные уравнения, а трамбуется это все на уроке физкультуры при километровой пробежке. Однако времени заботливо разложить ее по полочкам практически не остается. И вот с годами скапливается море хлама, и разобраться с ним – работа для специалиста.

И вот, прежде чем приглашать такого специалиста, будь он репетитор по географии или иностранному языку, по химии или пению, прежде всего, постарайтесь собрать отзывы о его работе. Не стоит доверять своего ребенка первому встречному, обещающему за небольшие деньги сногсшибательный результат к ближайшей пятнице. Причем отзывы лучше брать не из Интернета, их так легко подделывать, что всерьез их воспринимать не стоит. Лучше всего попросить о рекомендациях самого кандидата на ответственную роль репетитора. Если этот человек серьезно подходит к делу и заботится о своем портфолио, у него должен быть список телефонов семей, с которыми он работал и которые могут порекомендовать его как внимательного и знающего специалиста.

Также будьте осторожны и если при первом же телефонном разговоре репетитор, допустим, иностранного языка пообещает вам предоставить четкий результат в строго определенный срок и уже оговаривает количество занятий в неделю и их продолжительность, то лучше поищите кого-нибудь другого. Настоящий специалист только после первого занятия, на котором он познакомится с учеником, сможет говорить об организации работы, о нагрузках и предполагаемых датах достижения результата.

Кроме того, не стоит доверять обучение школьника преподавателям вузов – за исключением, конечно, случаев, в которых они могут составить протекцию при поступлении. Голова преподавателя вуза содержит очень много знаний о его предмете, которые далеко выходят за рамки школьной информации и могут запутать ученика.

Обратите внимание, спрашивает ли репетитор после первого занятия вас о физиологических и психологических особенностях ребенка, распорядке дня, работоспособности, привычках. Если да, то скорее всего перед вами настоящий профессионал, который сможет правильно выстроить тактику обучения ребенка.

И – самое главное – при выборе репетитора руководствуйтесь разумом, а не эмоциями. Не стоит приглашать первого попавшегося репетитора по географии только потому, что он опрятно выглядит, хорошо пахнет и красиво говорит. Поинтересуйтесь сначала его реальными достижениями. И, вместе с тем, не делайте скоропалительных выводов о результатах его работы. Даже если вам покажется, что успехи продвигаются слишком медленно, дайте немного времени – возможно, преподаватель с учеником только разрабатывают схема наилучшего усваивания материала в процессе занятий.

Современная российская система образования ставит учащегося школы в условия, в которых он вынужден заниматься так, как это задано учебником и его авторами, а это в свою очередь не всегда полностью раскрывает все его способности. Содержание и темы программ даются для ученика со средними способностями и достаточным для изложения материала уровнем развития. Одна из основных задач учителя в школе – адаптировать материал учебника для отдельно взятых учеников.

Учитель работает со всеми учениками сразу, а не с каждым по отдельности. Конечно, хороший учитель будет стараться донести материал до каждого отдельного ученика, но, к сожалению, не всегда это удается. И дело даже не в профессионализме того или иного учителя, так как существует ряд определенных требований, программа, от которой нельзя отставать. Ко всему прочему все школьные предметы усваиваются каждым ребенком с разной скоростью, и если он не понял важную тему сейчас, то дальше этому ученику будет все сложнее и сложнее, потому что одна тема напрямую зависит от предыдущей.

Те родители, кто задумываются о будущем своих детей, о том какого качества знания они приобретают и об уровне развития своего ребенка в целом, понимают, что сочетание школьной программы и индивидуальных занятий с преподавателем – лучшая альтернатива. Стоит подумать, и проанализируем все преимущества такого решения и попробовать разобраться, как определиться с преподавателем. Ведь известно, что всем ученикам средней школы полезны репетиторы по русскому языку или репетиторы по математике , истории, биологии или географии будет нужен для подготовки к сдаче экзаменов в специализированный вуз.

Репетитором называют частного преподавателя, который преподает какой-либо предмет или дисциплину индивидуально. Репетитор может приходить к вам на дом, или в ваш офис в удобное для вас время, и вам не приходится тратить время на дорогу в частную школу. Репетиторов нанимают не только для детей, но и для взрослых, к примеру с целью изучения иностранного языка или каких-либо компьютерных программ.

В настоящее время на российском рынке образовательных услуг представлено огромное разнообразие предложений по изучению иностранных языков на специальных курсах, с применением новейших технологий и методик преподавания, индивидуальные и групповые занятия, занятия в игровой форме для самых маленьких, а также существуют услуги частных преподавателей – репетиторов.

Преподаватель, который не имеет достаточного опыта общения с детьми школьного возраста, не разбирающийся в методических вопросах составления учебников, обычно объясняет материал так, как он его понимает, как учили его самого. Зачастую он оперирует лишь общими понятиями и терминами и составляет планы уроки без учета особенностей физиологии школьника, особенностей работы его памяти и внимания.

Таким образом, репетиторы по математике и русскому языку помогут всем без исключения школьникам, желающим сдать итоговые экзамены в школе. Репетитор по истории, обществознанию, химии, иностранным языкам подготовит вашего ребенка для поступления в желаемый вуз. Он отработает с учеником все нерешенные вопросы в школе, уделит ему максимум внимания и заботы.

Существуют такие ситуации, когда репетитор просто необходим, но он должен быть отличным репетитором, великолепным специалистом, мастером своего дела, способный обучить любого ученика. Такая помощь нужна, к примеру, для систематизации полученной информации. Кроме того, он может дать более глубокие знания по преподаваемому предмету, рассказать более четко и доходчиво о том, что на уроке в школе обычно проходят поверхностно, не вдаваясь в детали.

Вопрос, который интересует многих родителей. Составитель толкового «Словаря русского языка» С.И.Ожегов толкует слово «репетитор» как учитель, как правило, домашний, кого-нибудь репетирующий, то есть помогающий кому-либо в учении, в прохождении курса. В данной статье я постараюсь изложить свое видение роли репетиторства в получении современного и качественного образования.

В России репетиторство существовало, практически, всегда, то есть, появилось, по-видимому, с приходом в страну грамоты, письменности. Об этом свидетельствуют и упоминания о репетиторах во многих произведениях классической русской литературы. Среди литературных персонажей, занимавшихся репетиторством, – многочисленные наставники фонвизинского Митрофанушки, учителя, преподававшие в доме Фамусова (как сказал о них Чацкий — «числом поболее, ценою подешевле»). Тургеневский Базаров, скорее всего, давал частные уроки, чтобы оплачивать собственное обучение. Даже самый трагический персонаж русской литературы девятнадцатого века – Родион Раскольников также занимался репетиторством, а вся история, изложенная в романе «Преступление и наказание», возможно, никогда и не случилась, если бы у Раскольникова не износилась одежда, и ему уже не в чем стало ходить к своим ученикам.

В дореволюционной России абсолютно нормальным явлением считалось, когда студент преподавал гимназистам, подготавливая их к поступлению в университет. Такие уроки помогали студентам вовремя оплачивать собственное обучение, а иногда – и содержать свои семьи. Даже гимназисты, учившиеся в старших классах, подтягивали первоклашек и помогали детям подготовиться к поступлению в гимназию. К услугам репетиторов прибегали и в образованных, интеллигентных семьях, где мать хорошо знала родной язык, а также литературу, умела прекрасно музицировать и рисовать и учила этим премудростям своих детей. Причем мы не рассматриваем сейчас тот вариант, когда ученик отличался нерадивостью, поэтому нуждался в натаскивании. Разумеется, встречались и такие случаи, однако, конъюнктуру на рынке репетиторства они не определяли. Родители, приглашавшие к своим детям репетиторов, желали помочь сыновьям и дочкам усвоить материал, который в школе объяснялся учителем обычно всего лишь один раз, причем достаточно многочисленному классу. Главным же желанием родителей было расширение умственного потенциала их детей, желание обеспечить ребенка возможностью получить более глубокие и обширные знания, нежели те, которые давала им рядовая гимназия. Самым оптимальным был вариант развития событий, когда у учителя с учеником получалось найти общий язык, подружиться и превратить занятия в увлекательную игру (в случае, если ученик был маленький) либо в совместные серьезные штудии (если ученик был постарше). Таким образом, репетиторство в России никогда не считали позором для учителя либо ученика, либо же барством со стороны обеспеченных родителей.

Обратимся теперь к современности. После революции принято было считать, что советская школа обеспечивает учеников всеми необходимыми знаниями, поэтому какие-либо дополнительные занятия им не требуются. Лишь в 1960-х годах начали робко появляться отдельные полулегальные репетиторские занятия. Однако официальная пропаганда решительно осуждала репетиторство как явление, поощряющее лень учащегося, который не желал прилежно учиться и знания черпать у замечательных советских учителей. Постепенно эта проблема исчезла. Ученикам, а также их родителям ясно стало, что среднестатистическому школьному учителю зачастую бывает сложно дать всем детям обширные знания, поскольку в классах учится до четырех десятков учеников, отличающихся друг от друга по характеру, уровню своих знаний, темпераменту и способностям. Учителю приходится массу сил и времени затрачивать на объяснение необходимого. К тому же, в последнее время объем необходимой для получения аттестата знаний информации увеличивается в геометрической прогрессии, поэтому учителя иногда просто не состоянии усвоить и переработать все нужные знания, чтобы предоставить своим ученикам качественное образование.

В таких случаях и выручает репетитор, который, в соответствии с уровнем знаний, а также способностями ученика объясняет необходимый материал ему лично, разбирая каждую его ошибку. Особенно это важно при обучении физике и математике. Обучить этим объективно самым сложным школьным предметам одновременно несколько десятков учеников школьный учитель попросту не в состоянии. Сделать это возможно лишь на индивидуальных занятиях, где многократно прорабатывается и анализируется каждая возникающая ошибка ученика. Это помогает не допускать их при выполнении похожих заданий в будущем. Репетитор помогает формированию математического и физического мышления школьника, прививая ему умение мыслить логически, грамотно излагать свои мысли, видеть характерные общие черты и закономерности в окружающих предметах и явлениях.

Многие ученики делают нетипичные ошибки, поэтому нуждаются в индивидуальном подходе. Как правило, требуется систематизировать знания ученика и объяснить ему, что в каждом правиле и алгоритме имеется своя логика, поэтому их следует умело использовать, а не заучивать бессмысленно десятки примеров готовых решений. Задача репетитора – дать учащемуся знания, более глубокие, чем в школе и объяснить ему, что помимо кинофильмов и компьютера существуют еще и книги, в которых собраны все накопленные человечеством знания. Также профессиональный репетитор может коснуться и вузовского курса и подвести своего ученика к правильному выбору будущей профессии. Еще один важный момент. Часто подростки стесняются при всем классе задавать учителю интересующие их вопросы. С репетитором подобная проблема не возникает – ученик не боится выглядеть неспособным или непонятливым в глазах ровесников, поскольку его встречи с учителем происходят наедине.

Теперь несколько слов относительно подготовительных курсов. Безусловно, это полезная и нужная вещь, однако обучение на них сопровождается проблемами, которые аналогичны проблемам, возникающим при учебе в школе. Программа обучения на подготовительных курсах очень насыщенная и интенсивная, заключающаяся в повторении всего школьного курса, поэтому рассчитана, главным образом, на сильных учеников (подробнее о преимуществах индивидуального обучения перед занятиям на курсах читайте в ).

Что же касается оплаты труда репетиторов, сегодня всем стало ясно, что качество любого труда напрямую зависит как от морального, так и от материального стимула, поэтому репетитор вправе сам оценивать уровень своего преподавания и назначать оплату за свой труд.

В заключение заметим, что репетитор — это человек, который охотно делится своими знаниями, гордится успехами своих учеников, пробуждает в них тягу к знаниям и интерес к предмету, увлекает будущей профессией и в какой-то мере помогает определить жизненный путь.


Сергей Валерьевич

Марк Аврелий
«Размышления» («Наедине с собой»)
Книга первая

Деду Веру я обязан сердечностью и незлобивостью.

Славе родителя и оставленной им по себе памяти - скромностью и мужественностью.

Матери - благочестием, щедростью и воздержанием не только от дурных дел, но и от дурных помыслов. А также и простым образом жизни, далёким от всякого роскошества.

Прадеду - тем, что не посещал публичных школ, я пользовался услугами прекрасных учителей на дому и понял, что на это стоит потратиться .

Репетиторство — бесполезная трата денег или панацея от всего на свете? Вопрос, конечно, интересный. И крайне спорный. Те родители, которым посчастливилось растить деток, не имеющих пагубной привычки загружать своих предков учебными проблемами, скорее всего, выберут первую составляющую вопроса. В самом деле, к чему бросать деньги на ветер, если твоё драгоценное чадо и без дополнительных затрат вполне успешно справляется со школьной премудростью? Как правило, если ребёнок не буксует, а справляется со своими обязанностями самостоятельно, приглашать и впрямь ни к чему, по крайней мере, до поры до времени. Вот когда уж деточка окончательно подрастёт, и дело будет двигаться к финалу, к поступлению в вуз, тогда... может быть. А может, и не быть. Все будет зависеть от того, как пойдут дела.

С одной стороны, точка зрения очень достойная. В самом деле, зачем тратиться, если и так всё складывается недурно — само собой, без дополнительных усилий, нервов и финансовых вложений? К тому же, вспоминая свою ещё не совсем забытую школьную жизнь, на ум приходит железный аргумент: мы же как-то учились без репетиторов! И ничего, никто дураком не вырос. В вузы все поступили, и даже почти все их окончили. Точно. Окончили. Но только лет двадцать — тридцать назад, верно?

На самом деле, двадцать лет назад никто с репетиторами и не занимался. По разным причинам, не только по материальным. Например, в мою школьную бытность ни мне, ни моим родителям даже в голову не могло прийти пригласить ко мне учителя по какому-либо предмету, хотя кое-кто из сверстников с репетиторами всё же занимался. Но никто не афишировал свои дополнительные занятия с преподавателем. Ну, занимаешься ты и занимайся, только не кричи об этом на каждом углу.

Причин тому было несколько, и причин на тот момент весьма существенных. Платные занятия после школы наводили на определённые мысли. Какие? Да очень даже немудрёные. Если ты, или, вернее, твои родители оплачивают тебе репетитора, то одно из двух: либо ты глуп, как пробка, и не можешь справиться со школьными предметами сам, либо в семье денег куры не клюют, вот и бесятся люди с жиру, не зная, куда их деть.

Глупо? По сегодняшним меркам — да. Но тогда, в семидесятые — восьмидесятые, всё было иначе. И с этим нельзя было не считаться. Общественное мнение тогда было необычайно весомо. Тогда вся жизнь была как на ладошке: пионерия, комсомольская организация, партийная ячейка, профкомы... Поколению, ещё помнящему эти времена, думаю, моя мысль ясна: в содержании репетитора, а тем более, специалиста, приходящего к деточке на дом, было нечто такое, что тянуло, ну, скажем, на некую буржуазную изнеженность. И казалось если не постыдным, то уж, как минимум, неудобным.

И вообще, в далёкие семидесятые — восьмидесятые о репетиторстве мы, простые смертные, знали не так уж и много, а вернее, почти ничего не знали. В нашем тогдашнем сознании вполне легко и непринуждённо укладывалась мысли о том, что дополнительный педагог может быть. Может быть даже оплачиваемый педагог, но официальный — например, учитель в государственной музыкальной школе. Такого рода оплачиваемое дополнительное образование даже поощрялось, поступление в музыкальные школы выглядело очень даже престижным мероприятием, наглядно демонстрирующим способности одарённых чад. Как было замечательно открыть крышку домашнего фортепиано, усадить за инструмент ребёночка и продемонстрировать перед умилённо улыбающимися соседями, родственниками, гостями результаты своих финансовых вливаний!

Другое дело — частные занятия по школьным предметам. Вот тут дело выглядело несколько иначе. То, что учителя у моих одноклассников были, я знала ещё в школе, но в основном это были учителя — "иностранцы", в большинстве своём "англичане". Сказать, чтобы учитель по иностранному был тогда у каждого третьего или, например, пятого или десятого, не возьмусь, потому что просто не знаю. Возможно, так оно и было, но, поскольку вслух говорить о таких вещах было не принято, создавалось ощущение, что почти все постигали школьную программу самостоятельно. По крайней мере, внешне это выглядело именно так. О том, что ты ходил в бассейн или в музыкалку, ты мог говорить прямо и открыто, никого не стесняясь. Как и занятиями в любых секциях (вспомним — на тот момент абсолютно для детишек бесплатных). Но о том, что тебя "тащат за уши" по математике, русскому или, к примеру, по физике, лучше было молчать.

Между прочим, как сейчас, так и двадцать лет назад, репетиторством занимались в основном "иностранцы", "русаки" и "математики". Что же до "физиков", "химиков", "биологов" — у тех учеников всегда было в разы меньше. А уж что касается такой "экзотики", как география или, допустим, обществоведение, — этим предметникам практически ничего не перепадало. Нет, конечно, бывали исключения, когда вдруг для поступления в какой-нибудь "мед" или куда-нибудь на "геофак" срочно требовалось подтянуть будущего студента по этим предметам, но это было скорее исключение, нежели правило. И уж о том, что твоё чадо тянут по какой-нибудь географии, родители вообще предпочитали молчать как рыбы, дабы не позориться.

Да, двадцать-тридцать лет назад было всё иначе. Теперь эти времена канули в далёкое прошлое. А репетиторство осталось, и не просто осталось, а перешло на качественно иной уровень, прочно отвоёвывая себе место под солнцем. То, что сейчас почти у каждого современного школьника есть репетитор по какому-либо предмету — не секрет, и количеством учителей, приглашенных родителями для удобства ребёнка или собственного спокойствия, уже никого не удивить. Наоборот, перевернувшись с ног на голову, жизнь заставляет нас смотреть на многие вещи в зеркальном отображении, а потому сейчас гораздо удивительнее, если у ребёнка нет ни одного репетитора. Согласитесь, в наше время о гениальности сына или дочери это не говорит никоим образом, скорее, о материальной несостоятельности семьи или о легкомысленности родителей, не желающих загружать себя мыслями о будущем своего чада.

Поступить в престижный вуз на бюджетное место сейчас практически невозможно. Конечно, конкурсы на место в вузе были всегда но они ничто по сравнению с сегодняшними на бюджетные места.

И времена, когда учителя, не щадя живота своего, разбивали лоб даром, тоже прошли. И больше не вернутся. Это точно. Теперь спасение утопающего — дело рук самого утопающего. А что, естественный отбор в действии, разве не так существует всё живое? И разве не должны выживать только сильнейшие? Только вот беда в том, что утопающему от понимания того, что он — винтик (шпунтик) естественного отбора, не легче, и от того, что никто не суёт нос в его личные дела — к сожалению, тоже.

Поначалу, ведя ребёнка в первый класс, мы как-то не особенно задумываемся надо всеми этими проблемами: к чему ломать голову, если впереди, до поступления в институт, ещё целых одиннадцать лет? Вроде как мой не хуже всех остальных: ранец на плечах приличный, обут — одет как полагается. Действительно, к чему бить тревогу и волноваться раньше времени, если ещё ничего неизвестно? А вдруг именно мой станет лучшим, чем чёрт не шутит? А может, все неприятности как-то стороной обойдут, мимо? И действительно, а почему бы им мимо и не пройти?

Замечательный первый класс — праздник души... Весёлые рожицы — пятёрки, обиженные, с опущенными уголками губ — судя по всему, менее хороший балл. Красота! Все отличники. Все хорошисты. Какие вопросы? Какое беспокойство? Ну, подумаешь, тройка где-то выскочила — бывает, исправит. В году-то всё равно как надо — четыре. И что бы вот именно тогда нам, взрослым, не задуматься: а почему вылезла эта "совершенно случайная" "трёшка"? А может быть, это первый звоночек, и ребёнку уже требуется помощь? Может быть, пока не поздно, пока хвосты не сплелись в один неподъёмный ком, — самое время напрячься?

А зачем? Первый трояк — не система, лучше, не обращая внимания на неудачную четверть, и не смотреть на неё совсем, а гордо улыбаясь, созерцать результаты годовых итогов! В конце концов, зачем подчёркивать недостатки, огорчая лишний раз любимую деточку, или акцентировать на неуместной тройке внимание других родителей? Гораздо грамотнее "отчитаться" годовыми, не забыв особо подчеркнуть, что ребёночек — какая умница, надо же, мамина и папина радость — хорошист? Разве не важнее итог? Подумаешь, нарисовал учитель со зла трояк — мало ли что ему в голову стукнуло? Мог бы и спросить лишний раз, ведь ребёночек ещё совсем маленький, мог бы закрыть на что-то глаза. Так нет, обязательно испортить дневник требуется! Понятное дело, не просто так всё это: или вредность прёт изо всех щелей, или подарка ждёт подороже. Ну, пускай ждёт.

Не узнали никого? Неужели, совсем никого? Нет, ну, понятное дело, не себя — хотя бы кого-нибудь из окружающих? Нет? Ну, ладно, значит, мимо, значит, не в ваш огород. Хорошо бы, если так. Но чаще бывает по-другому. Именно тогда, когда учитель пытается дать нам впервые понять, что у наших детей намечаются проблемы, над решением которых в старшей школе мы, скорее всего, сломаем всю голову, мы воспринимаем эту информацию в штыки. Как же так: единственный, неповторимый, любимый и зацелованный роднёй — и вдруг "трояк"? Да разве такое может быть? Нет, конечно.

Как-то незаметно вместе со своими детьми мы переплываем из "началки" в пятый. Всё новое: учителя, предметы, требования — и лишний повод оправдать очередные неудачи наших человечков. А что же вы хотите? Мы же все разные, кому-то подо всё новое подстроиться легко, просто нечего делать, а кому-то сложнее. Вот подождите, втянутся, а уж в шестом будет видно, кто и что из себя представляет.

Возможно, эта точка зрения имеет право на существование. Мало того, возможно, для кого-то совершенно очевидно, что до шестого-седьмого класса нечего завязывать ребёнка в узел, перегружая его попусту. Но такая точка зрения верна не всегда. Представьте, что до шестого или седьмого класса вы усиленно зажмуривали глаза, не желая видеть надвигающуюся проблему и перекладывая на послезавтра то, что нужно было бы сделать завтра, и на завтра то, что явно просило решения сегодня. А если вы задвигали её ещё глубже, откладывая "неприятности" на десятый—одиннадцатый, то, скорее всего, вы собственными руками топили своё ненаглядное чадо. Не верите? Ну, что ж, дело ваше. И право тоже ваше. И как строить дальнейшую жизнь вашего ненаглядного дитятки, тоже решать вам. А расхлёбывать вашу безалаберность — нам, учителям. И ещё вашим детям. На пару.

"По-соседски", "по-дружески", "по-родственному" каждому преподавателю хотя бы раз в жизни, но приходилось заниматься репетиторской деятельностью, и, если кто-то, честно глядя в глаза, скажет, что лично он никогда не имел к этому никакого отношения, не верьте, потому что это неправда. Все мы, учителя, сейчас или в прошлом, но соприкасались с репетиторством, а потому, мне думается, я имею право высказать здесь кое-какие суждения по этому поводу.

Первая и главная ошибка родителей, с моей точки зрения, состоит в том, что к репетитору мы ведём ребёнка только тогда, когда наступает тупиковая ситуация, выхода из которой уже не может найти никто: ни преподаватель в школе, ни родитель, ни сам ребёнок. Перепуганный, забитый двойками по ненавистному предмету, бедный ребёночек, в большинстве случаев, идёт к репетитору как наказнь, уверенный на все сто, что ничего хорошего из занятий всё равно не получится. И единственное, о чём он мечтает, каждый раз видя репетитора, — поскорее сбежатьот него. Ни о желании позаниматься, ни уж тем более о какой-то любви к предмету речи в таком случае идти уже не может. Всё, что принёс бедному страдальцу школьный предмет за последнее время, — это "неуды" и ссоры с родными. И теперь ко всему этому кошмару должен добавиться ещё один.

Допустим, родители всё же исхитрились взять за руку своё ненаглядное сокровище и дотащить его до дверей репетитора. Уже хорошо. Но дальше в большинстве случаев начинается театр абсурда. Переложив свою головную боль на репетитора, родитель легко вздыхает: ещё бы, теперь голову должен ломать не он, а кто-то другой, кому за это, между прочим, платят, а его, родителя, дело как работодателя — спрашивать за полученные деньги результат. И желательно спрашивать построже, чтобы не расслаблялись ни репетитор, ни чадо.

И вот, в лучшем случае выждав недели две или месяц, не заметив особенных сдвигов в оценках, родитель с удивлением сдвигает брови и задаёт свой первый вопрос: "А почему, собственно?"

Действительно, как же так, ребёнка доставляют к порогу учительской квартиры регулярно, уроки оплачивают исправно, а сдвигов всё нет и нет? А откуда им, сдвигам, спрашивается, взяться через месяц — по большому счёту, через восемь — девять занятий, если предыдущие восемь-девять лет школьной жизни ребёнок постигал азы знаний вхолостую? Конечно, нам всем хочется всего и сразу, тем более, если мы отплачиваем чей-то труд, но милые родители, учителя, даже самые талантливые из них, не волшебники, и вытащить ваших детей на счёт "три" в отличники не способны. И чем позже вы решитесь обратиться в случае сложностей к репетитору, тем дольше ему придётся распутывать затянувшийся узел.

И еще. Задавшись целью вытянуть своего ребёночка за уши из болота, хорошенько подумайте, что конкретно вы хотите получить от репетитора. Например, умение безошибочно писать и сдать ЕГЭ с целью получения баллов — абсолютно разные вещи. "Натаскать" на приличный балл можно и абсолютно неграмотного человека, научив его обходить расставленные ловушки относительно безболезненно. Естественно, если ребёнок "идет" по русскому на прочный "неуд", "пятёрку" за ЕГЭ гарантировать не будет ни один здравомыслящий преподаватель, но на "четвёрку" даже такого горе-ученика вытянуть можно, причём в достаточно быстро.

А вот что касается грамотного, безошибочного письма, тут дело сложнее. Во-первых, на это потребуется больше времени, это однозначно, и нужно гораздо больше терпения и старания всех сторон.

Во-вторых, быстрых сдвигов, как в тестовой системе ЕГЭ, здесь ждать не приходится, потому что грамотное письмо — не освоение отдельных разделов, за которые начисляются баллы, а некий комплекс навыков, позволяющих научить применять ученика теоретические знания на практике. Ведь очень часто бывает так, что и правила ребёнок учит, и домашнюю работу делает, а диктанты пишет на "два". Такая проблема есть. И она довольно часто встречается.

И в третьих, щёлкать тестовые задачки можно научить каждого, а вот грамотному письму — нет. Существуют различные заболевания, в том числе связанные с фонетическими проблемами, то есть с произношением, которые выявляются у детей ещё в дошкольном возрасте. Если репетитор не аферист, он никогда не возьмётся тащить такого ребёнка, обещая, что через год-другой тот станет писать хотя бы на уверенную "тройку". До тех пор, пока такой ребёнок занимается с учителем и буквально "разжёвывает" слова в домашнем упражнении на пару с педагогом, за "троя"к он цепляться ещё хоть как-то будет, но стоит ему пуститься в самостоятельное плавание, и уже через пару недель он снова прочно сядет на "двойку".

Конечно, подводных камней в репетиторстве много, затрат (и материальных и временных, и психологических, и всяких—всяких) это стоит огромных, но время диктует свои условия, и, подчиняясь этим жёстким временным рамкам, приходится признать, что без дополнительной помощи нашим детям "борьбу за выживание" сейчас не выдержать. Это к вопросу о нужности или ненужности репетиторства. Что же касается вопроса о грамотном выборе предметника и о сложностях, которые могут возникнуть во время этого чрезвычайно важного процесса, то об этом разговор особый.