Узнаем как оформить читательский дневник для школьников. Секрет пятерки по литературе. Как оформить читательский дневник учебно-методический материал на тему Как же оформить читательский дневник

Закончился учебный год и все школьники получили списки произведений для . Как правило, вручая списки произведений, учитель требует, чтобы все прочитанное летом было записано в . И это требование вести Читательский дневник часто вызывает возмущение родителей, а следовательно, и ребенок начинает негативно относится к этому и не выполняет требования учителя. Конечно, ни к чему хорошему это не приведет.

Давайте же разберемся, зачем и кому нужен

Некоторые родители с возмущением говорят: «Я против читательских дневников. Это тупое выписывание главных героев, сюжетных линий - я вообще иногда не помню, как кого зовут и на имя автора мне параллельно. Понравилось-прочитала-забыла.» Исходя из этого комментария, получается, что читаем для того, чтобы забыть?!

Дети читают произведения не для того, чтобы забыть, а для того, чтобы вынести из любого произведения какую-то мысль, узнать что-то новое для себя. Кроме этого, очень часто в школе проводятся различные конкурсы, викторины, интеллектуальные марафоны, в которых необходимо вспомнить все, что когда-то читал. Если ребенок прочитал и забыл, то, конечно, он ничего и не вспомнит. Т.е. книга была прочитана впустую, в голове ничего не осталось.

«Моей это не надо, и делает из-под палки. у нее это не прибавляет». Конечно, если ребенок делает из-под палки, то положительных эмоций это не вызовет. Да и не предназначен для развития любви к чтению. У него совершенно другая цель – научить ребенка делать выводы из прочитанного, помочь ребенку лучше запомнить и понять произведение.

Среди родителей немало есть и сторонников ведения Читательского дневника . «В началке ЧД - это хорошо. Это дисциплинирует. Это позволяет самой расставить точки над i в прочитанном, сделать выводы, хотя бы два-три предложения. А в конце концов, это помогает формулировать свои мысли письменно.» Совершенно верно подмечено, что ведение Читательского дневника дисциплинирует и учит делать выводы о прочитанном.

Эту же мысль продолжает другая мама: «Нет, у нас он точно не отбил ни желания читать, ни умения это делать. А вот новые навыки, можно сказать, появились. Четко было видно, как во 2 классе с анализом текста было вообще плохо, еле написали дневник. А в 3 - было уже просто»

Так зачем же все-таки нужен Читательский дневник?


В начальной школе ученикам очень трудно сформулировать свою мысль не то, что письменно, но и даже устно. Попросите ребенка сказать, о чем он прочитал. В лучшем случае, ребенок начнет очень подробно пересказывать текст и это затянется на долгое время. А сказать одним предложением, о чем написано в этой сказке, чему учит этот рассказ или главную мысль текста выразить ученики 1- 2 и часто даже и 3-4 классов не смогут. Они просто это не умеют делать.

При ведении Читательского дневника ребенку надо главную мысль записать в отдельной графе и выразить в 1-2 предложениях. Значит, ребенок учится делать вывод и выразить его очень короткой фразой.

Делая анализ произведения, формулируя вывод, ребенок лучше запоминает смысл произведения и при необходимости он легко вспомнит это произведение.

Записывая автора произведения, главных героев, ребенок запоминает эти данные. Если это произведение будет читаться на внеклассном чтении, при проведении конкурсов, викторин, ребенок, пролистав свой читательский дневник, легко вспомнит и героев произведения, и сюжет.

Читая различные произведения и записывая общее содержание в читательский дневник, ребенок тренирует не только , но и учится анализировать произведение, выделять основную мысль автора, понять, что же своим произведением автор хотел донести до читателя. Ребенок развивает читательские навыки, культуру читателя.

Родители, контролируя ведение читательского дневника, могут легко отследить интересы ребенка, понять какой жанр или направление больше интересуют ребенка и при необходимости, подкорректировать направление чтения, предложить ребенку книги другого жанра.

Как же оформить читательский дневник?

Единого требования к оформлению читательского дневника в школе нет. Поэтому каждый учитель вводит свои требования. Я покажу, как я требую вести Читательский дневник, а вы уже сами выберете форму ведения дневника.


Главная цель ведения Читательского дневника – не нагрузить ребенка и родителей дополнительной работой, а научить делать выводы и развивать культуру читателя. Следовательно, требования к Читательскому дневнику исходят из этой цели. Поэтому мои требования к о формлению минимальны. При ведении читательского дневника надо сразу после чтения произведения или главы, если произведение большое, записать свои выводы.

Для Читательского дневника мы берем самую обычную тетрадь, лучше не очень тонкую, чтобы хватило на весь год, а не только на лето. Расчерчиваем на несколько колонок:

♦ дата чтения,

название произведение,

♦ главные герои,

«О чем?» Здесь ребенок с помощью родителей записывает в 1-2 предложения основную мысль текста.

При регулярном заполнении это не занимает много времени, но хорошо закрепляет в памяти ребенка произведение. А затем, когда в учебном году, мы проводим викторины, внеклассное чтение, дети обращаются к своему Читательскому дневнику и вспоминают, какие рассказы Н.Носова они читали, какие герои есть в сказках, авторов произведений и другие данные.

Причем, если произведение большое, а ребенок читает медленно, то можно записывать не только главы, но и номера страниц, если глава очень большая и читается не один день.

Научите своего ребенка вести Читательский дневник с первого класса, помогите ему во втором, а дальше ребенок будет это делать сам. Затрачивая совсем немного времени на заполнение Читательского дневника, Вы научите ребенка анализировать прочитанное, лучше понимать и запоминать книги, сформируете культуру читателя.

Интересно узнать и Ваше мнение по вопросу ведения Читательского дневника. Как Вы его ведете?


Еще с сайта:

  • 25.12.2019. Отзывов нет
  • 27.10.2019. Отзывов нет
  • 13.09.2019. Отзывов нет
  • 19.02.2019. комментария 2

Ведение читательского дневника для учащихся 3 класса является обязательным. И многие дети воспринимают это задание как тяжкую повинность. Но если уделить немного времени оформлению этой шпаргалки, то ведение дневника будет любимым занятием ребёнка. К тому же подобная «шпаргалка» может стать предметом гордости школьника.

Зачем нужен читательский дневник

Основное предназначение читательского дневника — это напоминать учащемуся о прочитанных произведениях. Благодаря этой «шпаргалке» ребёнок всегда сможет вспомнить о сюжете и главных героях рассказа, а также о впечатлении от прочитанного.

Читательский дневник для 3 класса поможет ребёнку вспомнить обо всех произведениях, прочитанных за лето.

Кроме того, ведение читательского дневника отлично влияет на развитие школьника. Благодаря этой «шпаргалке» ребёнок:

  • анализирует и обдумывает прочитанное;
  • учится связано высказывать свои мысли;
  • тренирует память.

К тому же читательский дневник влияет на творческие способности ребёнка, ведь малышу необходимо придумать, как красиво оформлять эту «шпаргалку».

Как оформить дневник

Каких-либо жёстких правил по ведению читательского дневника не существует. Но все же яркую и красочную «книжку» дети заполняют с большим удовольствием. Поэтому стоит уделить немало внимания оформлению дневника. При желании обложку «шпаргалки» можно украсить разными аппликациями или картинками.

Для читательского дневника лучше выбрать общую тетрадь или большой блокнот. Маленькая тетрадочка быстро потеряет свой внешний вид, и ребёнку будет неинтересно её заполнять.

Особое внимание следует уделить титульному листу. На первой странице необходимо указать фамилию и имя читателя, а также номер школы и класса. Чтобы дневник стал более индивидуальным, придумайте для него своё название.

Образец готового читательского дневника нередко даёт учитель. Но многие педагоги рекомендуют детям самостоятельно придумать, как должна выглядеть эта тетрадь. Пример необходимых колонок:

  • Дата чтения.
  • Автор произведения.
  • Название.
  • Главные герои рассказа.
  • Краткое содержание произведений.

Красиво оформленный дневник вести намного приятней. Поэтому ребёнку следует хорошо поработать над дизайном страниц. К примеру, разрешается выделять заголовки цветными пастами, но заполнять дневник нужно обычной ручкой. Кроме того, допускается использование разных шрифтов и таблиц.

После краткого содержания произведения желательно написать отзыв о прочитанном.

Как заполнить дневник

Для того чтобы «шпаргалка» приносила пользу и удовольствие школьнику, необходимо её постоянно заполнять. Правила ведения дневника:

Ведение читательского дневника — весьма полезное и интересное занятие, которое положительно влияет на развитие ребёнка. Но чтобы это задание приносило максимум удовольствия, юному школьнику необходимо уделить достаточно внимания оформлению «шпаргалки». Тогда дневник станет любимой книжкой для ребёнка.

Начиная с первого класса, преподаватели дают детям конкретный перечень книг, которые они должны прочитать к началу учебного года. Дневниковые записи помогут школьнику вспомнить содержание книги. Кроме того, дневник читателя позволяет легко и быстро находить нужную информацию при подготовке к различным опросам, тестам и экзаменам. Зафиксированные впечатления от книги помогут вспомнить литературные образы даже спустя много лет после того, как вы прочитали последнюю страницу указанной книги.

Оформлять читательский дневник легко. Немного терпения - и у вас все получится.

Как оформить читательский дневник

Для начала определитесь с оформлением будущего помощника . Самым простым вариантом будет использование обычной тетради в клетку. На титульном листе напишите: «Читательский дневник», ниже укажите имя и фамилию его составителя, а также класс. После этого ваш ребенок может украсить тетрадку, как ему нравится.

Посмотрите, как можно оформить тетрадь.

Примерный образец оформления

Следующую и последнюю страницы тетради вы можете оставить для заметок. Либо на первой после титульной страницы укажите перечень прочитанных книг с указанием количества страниц.

Раскройте следующий разворот и расчертите таблицу , состоящую из 6 колонок:

  1. В первой колонке укажите фамилию, имя и отчество автора, название и год написания произведения. Желательно сразу приучать ребенка полностью писать имя и отчество писателя, чтобы ему или ей было проще готовиться к экзамену. Также попросите ребенка указать два-три значимых факта из жизни автора.
  2. Вторую колонку отведите под краткое описание. Объясните ребенку, что он должен записать все значимые факты произведения, выделить главных героев, определить все сюжетные линии таким образом, чтобы ему было проще сделать подробный пересказ.
  3. В третьем столбце укажите жанр, стилистические особенности и структуру книги.
  4. Четвертый столбец отведите полностью под персонажей. Можете предложить дочери или сыну начертить схему взаимоотношений главного героя с остальными действующими лицами, появляющимися в работе. Не забудьте особо подчеркнуть черты характера, внешность и прочие важные особенности героев. Также не забывайте описывать место и время действия, основной конфликт и способы решения его по ходу раскрытия сюжета.
  5. Попросите ваше чадо описать запомнившийся эпизод в пятой колонке. Интересные цитаты с указанием того, кто это сказал, можно фиксировать здесь же. Их можно впоследствии использовать для группового обсуждения в классе.
  6. В последней колонке напишите несколько строк о впечатлениях после прочтения. Затем через некоторое время снова вернитесь к этой колонке и напишите общее впечатление от книги. Если книга большая по объему, то впечатления можно записывать по ходу прочтения. Не забывайте просить ребенка делиться с вами мыслями о героях.

Электронный или бумажный

Иногда намного проще и полезнее вести электронный дневник . Благодаря ему, дети быстрее освоят пакет офисных программ компьютера. Вы можете подготовить шаблон читательского дневника в электронном виде и показать, как его заполнять. После чего вам останется только распечатать дневник.

Электронный дневник хорош еще и тем, что ребенок может постепенно начать осваивать поиск в Интернете, находить фотографии прочитанных им авторов. Вы можете придумывать и делать с малышом интерактивные задания. Например, найдите в Интернете несколько картинок, отражающих сюжет разных сказок, в том числе и той, которую вы читаете с ребенком. И попросите его или ее найти ту, которая соответствует смыслу прочитанного.

Или же вы можете найти раскраски с героями из сказок. Пусть малыш раскрасит героев, как пожелает, затем аккуратно вырежьте листки и вклейте их в дневник.

Еще один пример оформления - в этом видео.

Приучайте ребенка читать до того, как он пойдет в первый класс . Купите ему красочный букварь и кубики. Чтение развивает воображение, сострадание, помогает мыслить нестандартно. Вы можете под чутким руководством своего чада начать публиковать на страницах в социальных сетях его рисунки. Ведь дети так любят рисовать после того, как им прочитают какую-нибудь запоминающуюся сказку.

Как правило, дети, которым еще только предстоит пойти в первый класс, уже активно осваивают компьютерные игры. Предложите ребенку самостоятельно заняться оформлением электронного читательского дневника. Поищите шаблоны оформления, которые можно будет потом распечатать.

Вести электронный дневник будет намного проще и интереснее. Его основным преимуществом перед бумажным собратом является невозможность потерять его . Его ведение целиком и полностью зависит от детских идей и творческого подхода. Немаловажно также ставить для ребенка конкретные цели или задавать вопросы, связанные с содержанием произведения, например:

  • Прочитать такую-то книгу к такому-то числу.
  • Почему автор назвал своего главного героя так, а не иначе?
  • Как бы ты закончил произведение?

А затем отслеживать выполнение поставленной цели по мере заполнения дневника и ответов на поставленные вопросы.

Независимо от того, какой вариант ведения читательского дневника вы изберете со своим первоклашкой, это занятие само по себе принесет ощутимые плоды в ближайшем будущем .

Видео

Из этого видео вы узнаете о читательских дневниках для разных классов начальной школы.

Уроки литературы в школе относятся к числу наиболее интересных и увлекательных. Многие современные дети с удовольствием читают былины и сказки, высказывают свое мнение о сюжете и героях, не боятся задавать вопросы. Но нередко этого бывает недостаточно для того, чтобы получить отличную отметку по этому предмету. Предлагаем познакомиться с несколькими рекомендациями, которые помогут разобраться, как оформить читательский дневник.

Что это такое

Читательский дневник для школьника представляет собой толстую тетрадь, в которую ученики выписывают цитаты из изучаемого произведения, пересказывают его сюжет. Польза такой работы бесспорна: при необходимости подготовиться к контрольной или написанию сочинения не нужно перечитывать текст, достаточно открыть свой дневник и освежить в памяти события или героев.

Секреты оформления

Как правильно оформить читательский дневник, чтобы им было удобно пользоваться?

  • Прежде всего необходимо сделать нумерацию страниц и содержание - это поможет быстро найти необходимое произведение.
  • Обязательно указывать разделы - «Устное народное творчество», «Литература 18-го века», «Литература 19-го века» и т. д. Названия этих разделов следует написать крупным шрифтом, можно использовать печатные заглавные буквы и цветные ручки. Чтобы дневник смотрелся аккуратно, необходимо использовать один цвет для заголовков одного уровня.
  • Внутри каждого крупного раздела нужно выделять подразделы. Так, «Литература 19-го века» обязательно будет включать в себя части «Творчество Пушкина», «Поэзия Лермонтова», «Гоголь» и прочее, в зависимости от школьной программы. Название подраздела также необходимо выделить цветом, подчеркнуть.

Как правило, в школе учителя не выдвигают четких требований к тому, как оформить читательский дневник, ведь это прежде всего подсказка для ученика. Поэтому можно свободно проявить фантазию.

Особенности формы

Очень удобной формой является таблица, включающая в себя такие графы:

  • Ф. И. О. автора;
  • название произведения;
  • основные герои;
  • место и время действия;
  • ключевые события или цитаты.

Очень важно делать в таблице столбики различной ширины. Последний должен быть самым широким.

Как оформить читательский дневник без таблицы? Можно писать сплошным текстом, подчеркивая или выделяя цветом названия произведений, авторов и основные мысли. Некоторые ученики, обладающие богатой фантазией, сами придумывают схемы, в которых отображают взаимоотношения персонажей литературного произведения и произошедшие с ними события. Работа над таким изложением материала потребует некоторого времени, зато вспомнить текст впоследствии труда не составит.

Специфика содержания

Как оформить читательский дневник, чтобы по нему было легко подготовиться к написанию сочинения? Прежде всего при пересказе обязательно необходимо указывать страницы книги или учебника, где речь идет о том или ином событии. Это позволит быстро найти в тексте необходимое место и процитировать.

Обязательной частью дневника являются цитаты из произведения, помогающие дать характеристику герою, понять авторский замысел, идею текста. Их можно при необходимости сокращать, помечая места сокращения многоточием. Нелишним будет указание жанра и года написания текста, эти данные можно использовать во введении к сочинению. Обязательно записывать трудные для произнесения имена персонажей, особенно из древней или зарубежной литературы. Это позволит сэкономить массу времени, ведь искать их по книге не придется.

Младшие школьники могут украшать свои тетради иллюстрациями и картинками.

Обложка

Рассмотрим, как оформить обложку читательского дневника. Есть несколько способов:

  • Самый простой - купить подходящую тетрадь, на которой так и будет написано «Читательский дневник», достаточно лишь указать свои Ф. И. О. и класс.
  • Можно купить обычную тетрадь с одноцветной обложкой и проявить фантазию: наклеить на нее иллюстрацию из любимого произведения, написать несколько понравившихся цитат, красивыми буквами (например, в старославянском стиле) вывести слова «Читательский дневник». Тогда тетрадь станет настоящим сокровищем любого ученика.
  • При помощи обычной тесьмы можно сделать закладку: берется тесьма, длина которой примерно на 7 см длиннее тетради, один ее конец аккуратно на скотче приклеивается в верхнем левом углу задней обложки, а оставшаяся часть закладывается на необходимой странице. Тесьмой можно оклеить и обложку.

Мы рассмотрели, как красиво оформить читательский дневник, чтобы долгие годы он радовал своего владельца. Выбрасывать такие тетради не стоит, ведь при подготовке к выпускным и вступительным экзаменам по литературе потребуется вспомнить ранее изученные тексты. И владельцам дневников не придется идти в библиотеку.

Если вы регулярно читаете, но не можете вспомнить содержание книги уже через месяц, остановитесь. Задумайтесь: почему так происходит? А пока вы размышляете, я расскажу про свой читательский дневник, который помог мне получить от чтения максимум пользы.

Предыстория

Неудивительно, но я люблю читать. На журфаке у нас был предмет «История зарубежной литературы», благодаря которому в моей жизни появились гигантские списки книг. За семестр нужно было одолеть от 50 до 70 произведений. Сложных, глубоких, тяжёлых. «Доктор Фаустус», «Волшебная гора», «Улисс», «Сто лет одиночества», «Бильярд в половине десятого» - все эти книги надолго засели в моей голове, потому что мы часами разбирали их на парах.

Но время прошло, и содержание книг потихоньку стёрлось из памяти. Литературу я стала читать совершенно иначе. После прочтения в голове остаётся слишком мало: я осознаю это через месяц-два.

Кто был главным героем? Почему он конфликтовал с миром? А чем всё закончилось?! Что делать: читать заново?

Что делать

Решение родилось в беседе. Мы с подругой обсуждали эту проблему и вдруг поняли - нужно завести читательский дневник. Как в школе, но только интереснее. Не просто перечислять, что произошло, а давать подробный анализ прочитанного.


Автор фото: Анна. Источник @books.cards

Я загорелась идеей. Стала искать что-то подобное на нашем сайте. Нашла дневник для школьников - «Читательский дневник» Марты Райцес . В нём 4 графы: книга, автор, переводчик, цитаты и мои мысли. Есть странички с фактами из книги. Поля, где можно нарисовать интеллект-карту, написать фанфик или рецензию. Добавить рецепт, который вы прочитали в произведении. И даже составить по мотивам книги кроссворд.


Автор фото: Анна. Источник @annakrolly

Меня даже не беспокоило, что дневник детский. Ведь тех, кто решил читать и разбирать книги по кирпичикам, это не остановит. Но ждать, пока он придёт, не хотелось, и я оставила вариант на заметку.

Мой вариант дневника

Решила начать с чего-то попроще. И в итоге купила тетрадку, открыла первую страницу и разделила её на несколько граф:

  • название,
  • автор,
  • год издания,
  • главные герои,
  • действие происходит,
  • что случилось,
  • про что книга на самом деле,
  • цитаты.

Почти все строчки я заполнила махом. До графы «Про что книга на самом деле». Тут застопорилась. Последний раз я анализировала произведения при помощи фраз «Крутая книга! Я аж перечитать захотела сразу» или «Обязательно прочитай! Я не могла уснуть из-за неё до трёх ночи». Но для читательского дневника эта схема не годилась. И тогда я поняла, что мне нужна книга о том, как


Правила чтения

4. Не ищите всегда «основную мысль».

Этот совет относится к художественной литературе. Иногда нам хочется свести произведения к списку проблем, которые описаны в тексте. Но зачастую он создан вовсе не для этого. Художественная книга - это мир, в который нас зовёт писатель.

Не забывайте наслаждаться его красками - стилистическими приёмами, языком, харизматичными персонажами, манерой автора.

Американский писатель, поэт и критик Марк Ван Дорен пишет: «Читая пьесу Шекспира, мы находимся в ней. Нас затягивает туда быстро или плавно - чаще всего быстро, - и, оказавшись в этом мире, мы погружаемся в него полностью. В этом тайна власти Шекспира над нами - и она остается неразгаданной. Автор создает вокруг нас особый мир, о котором мы даже не подозревали. И этот мир поглощает нас без остатка».

5. Рисуйте сюжет.

Мой читательский дневник не ограничен текстом. Запомнить прочитанное помогают визуальные образы: я рисую обложку или сцену из книги, которая больше всех зацепила. Зачем? В книге «Визуальные заметки» написано, что наш мозг обрабатывает информацию вербально и визуально. А значит, скетчи - это не простые картинки, а способ воспроизвести в памяти важные моменты из произведения.


Автор фото: Источник @infopres18

В чём польза

Вести читательский дневник оказалось жутко интересно. Пока я делаю это «по старинке» - от руки, в тетрадке, заполняя каждую клеточку своим неидеальным почерком. Подумываю перейти на электронную версию: сделать большой гуглдок. Или адаптировать творческий блокнот: один из них как раз скоро придёт ко мне.

У дневника несколько важных плюсов.

  • Целостное ощущение от прочитанного. Книга не пропадает в пучине мыслей, а встаёт на полочку воспоминаний. С обложкой, объяснениями и закладкой на нужных страницах, где приглянулись цитаты. Появляется ощущение того, что ты «прожил» историю и понял автора. Разобрался во всём, что тебя волновало.
  • Как детектив. Текст о книге похож на расследование: пытаешься копнуть глубже, чем обычно. Кажется, что ты читал остросюжетный триллер, но на самом деле - психологическую драму. Или на первый взгляд была простая история о жизни хореографа. А с другой стороны - руководство для выживания в творческой профессии.
  • Память. Содержание и вправду запоминается в разы лучше. Особенно когда пишешь текст от руки, размышляешь о решении главного героя, выделяешь мысли, которые приглянулись.

Мой дневник потихоньку пополняется