Элегия к морю анализ кратко. "К морю" (Пушкин): подробный анализ стихотворения. Лирический герой и образ моря

Центральным персонажем в рассказе Л. Н. Толстого является Иван Васильевич. В произведении «После бала» (краткое содержание рассказа) он рассказывает историю, которая оставила неизгладимый след в его жизни.

Иван Васильевич был красивым молодым человеком, да еще и при деньгах. Учился он в провинциальном университете, был веселым и бойким, любил кутить с товарищами. Кружков при университете не было, главным времяпровождением были вечера и балы. Танцевать он любил и это у него хорошо получалось.

В то время Иван Васильевич был влюблен в одну красивую девушку Варвару. Любовь его не знала границ, молодой человек не переставал любоваться и восхищаться этой девушкой.

Из рассказа можно сделать вывод, что по своей натуре он был добродушным человеком. Он трепетно относился к девушке, в которую был влюблен. Иван Васильевич любил жизнь и людей. Он видел в людях только хорошие черты.

Когда он рассказывал свою историю, во время описания бала, душа его была наполнена любовью, мечтами и грезами.

Однако картина, которую он увидел на следующее утро, заставила его переосмыслить жизнь и посмотреть на нее другими глазами.

Юноша стал случайным свидетелем того, как отец его возлюбленной Вари, к которому накануне вечером он проникся самыми хорошими чувствами и впечатлениями, устраивал расправу над беглым солдатом.

Иван Васильевич видел боль и ужас в глазах солдата, видел красные кровавые следы, оставшиеся на его спине после избиения. Молодого человека поразило, с каким равнодушием и жестокостью полковник, отец его любимой Вари, наказывал солдата.

У Ивана Васильевича не укладывалось в голове, как человек может так меняться. Как милый человек с открытой ласковой улыбкой может превратиться в жестокого начальника, у которого нет ни грамма милосердия.

После этого случая любовь Ивана Васильевича к прекрасной Варваре стала гаснуть, так как при виде ее, он вспоминал ее отца. Будучи человеком чувствительным, он не мог быть с ней, врать ей и притворяться.

Эта история полностью изменила его мировоззрение и заставила изменить свои планы на будущие. Он отказался от карьеры военного, о которой мечтал ранее. Его жизнь изменилась, также изменилось и отношение к окружающим людям.

В рассказе Иван Васильевич представлен в образе честного, чувственного, справедливого и впечатлительного человека. Он теряет многое, отказывается от желанной любви и карьеры, но при этом он сохраняет честь и достоинство.

Сочинение про Ивана Васильевича

При чтении работ знаменитого русского писателя Толстого удивляешься тому, какой талант и колоссальное чувство слова было скрыто в этом человеке. Его труды составляют ряд гениальных произведений русской литературы. Одним из таких творений является рассказ «После бала», основанный на событиях, происходящих в реальности в то время. Ведь все это происходило с братом писателя.

Главный персонаж - Иван Васильевич, который отрицает, что для того, чтобы совершенствоваться, необходимы совсем другие условия жизни. И рассказывает свою жизненную историю, которая полностью изменила его судьбу. Действие происходит в 40-е годы XIX века. Он в то время учился в университете и все свободное время проводил в веселье. И так как наш герой был приятной внешностью, то он с огромным удовольствием посещал торжества и балы. Вот как раз об одном из таких вечеров и повествует Иван Васильевич, который в то время был влюблен к Вареньке. Девушка была хороша собой, и поэтому он не мог налюбоваться на нее. В сторону остальных барышень он даже и не смотрел, и все время танцевал только с Варенькой.

Здесь мы видим, как счастлив человек, причем это счастье было настоящее. Иван Васильевич обнимал мир любовью и боялся, что все может рухнуть в один момент. На балу он даже не мог и думать о том, что существует зло и жестокость. Когда он пошел к дому Вареньки, наполненный светлим чувством, то вдруг увидел, как солдаты наказывали беглого татарина. Его потрясло, с какой силой и жестокостью сыпались удары на спину этого человека.

Но больше всего он был удивлен и не мог поверить, что этими солдатами руководил отец его любимой девушки, которым он похвалялся. Ивану Васильевичу было стыдно за то, что этот человек на самом деле оказался таким бессердечным. Вскоре после случившегося наш герой поменял планы о поступлении на военную службу. Он поменялся нравственно. Иван Васильевич совершенно по - другому начал смотреть на мир и окружающих людей. После этого все высокие чувства у него пропали. Таким образом, автор на образе данного героя показал, как в человеке может пробудиться совесть и чувство ответственности за ближнего.

Несколько интересных сочинений

Море всегда очаровывало всех, кто имел счастье его увидеть. Бескрайний простор, шум волн, красота заката – все это манило романтические души. И в плену необузданной стихии оказался и великий поэт Александр Сергеевич Пушкин.

Впервые поэт столкнулся с морской красотой в Одессе, где он находился в изгнании. В 1824 году Пушкин сумел вернуться в Москву. И накануне отъезда поэт сделал наброски будущего стиха, который он окончил спустя несколько месяцев.

Год написания стихотворения «К морю» ознаменовался для поэта, как переходной период от романтизма к реализму. Можно смело заявить, что эта работа стала заключительной для романтического периода А. С. Пушкина.

Создания стиха стала для поэта прощанием не только с морской стихией, но и с романтическими идеалами. Он словно прозревает, и последующее его творчество становится ближе к реализму.

Жанр стихотворения «К морю»

Данное произведение носит личностный характер для самого Пушкина. Это разговор с морем, в котором великий поэт восхищается непокорной стихией и проводит некую аналогию с собой. Он такой же непокорный, за что и расплачивается своей южной ссылкой.

Краткий анализ стихотворения А.С. Пушкина «К морю» сможет позволить нам понять, что жанр данного творения – это философическая элегия.

Прощальный монолог с морем открывает для нас душу великого поэта, его намерения и грусть. Пушкин не раз в своем творчестве пользовался данным приемом. В изгнании только в море он видит своего единственного друга.

Анализируя стихотворение, мы наблюдаем за прощанием А. С. Пушкина с морем. Грустью пропитана каждая строка элегии.

Расставание с морской стихией для поэта – это нелегкое дело. Он предается собственным переживаниям и воспоминаниям. Для нас открываются мысли, желания и чувства поэта: «по брегам твоим бродил я тихий и туманный».

Пушкин восхищается силой и непокорностью волн и находит в них сравнение с человеческой душой и ее порывами. Море может быть тихим, но в тоже время оно неподвластно человеку. Оно действует по желанию своих порывов и часто это губительно.

Пушкин находит общее с морем и в судьбе каждого человека. Вот так, как море играет кораблями на волнах, так и люди барахтаются в судьбе, пытаясь уловить направления ветра и настроение стихии:

«Судьба людей повсюду та же:

Где капля блага, там на страже

Уж просвещенье иль тиран.»

Создание стиха «К морю» было для поэта отдушиной, в которую он вложил все то, чего ему недоставало. Очевидно, что Пушкин не раз задумывался о побеге, который совершит водным путем: «Ты ждал, ты звал… я был окован ».

Поэт поднимает вопросы о свободе. Данную проблему Пушкин рассматривает, как с философской, так и с политической стороны. И это не удивительно, если вспомнить какова история создания этого творения. Свобода – это основная тема стихотворения. Само море выступает символом свободы: «ничем неукротим ».

Анализ стиха «К морю» помогает нам увидеть, что герои, образы и темы появляются для читателя совсем неожиданно.

К середине стиха поэт вспоминает двух выдающихся личностей Байрона и Наполеона. Смерть Байрона сильно опечалила великого поэта, и он придался большой тоске. Наполеон же был сильной личностью, которой восхищались многие. Но, как и Байрон, он не смог завершить свой жизненный путь так, как хотел. Пушкин видит свое бессилие перед судьбой и полностью заключает эту мысль между строк сего превосходного стихотворения.

Оканчивается прощание с морем обещанием поэта хранить воспоминания о нем «в вечерние часы ».

Художественные средства

Анализ лирического произведения Пушкина «К морю» позволяет нам заметить богатое использование выразительных средств. Они занимают читателя с первых строк и не отпускают до конца.

Он использует огромное количество эпитетов, метафор, сравнений, анафоры. Поэт в своем разговоре с морем применяет обращения и риторические вопросы. Это создает эффект реального разговора.

Пушкин легко играет со словами. В какой-то момент даже кажется, что мы слышим реальный шум волн. Это получается благодаря определенному сочетанию шипящих звуков.

Размер стиха «К морю» можно определить, как четырехстопный ямб.

В произведении есть женская, мужская и перекрестная рифма.

Пушкин, как всегда, продемонстрировал себя великим поэтом, который с легкостью управляется словами.

А. Пушкин восхищался морем, ведь в свободной, могущественной стихии чувствовал родную душу. Морю было посвящено стихотворение, разбор которого представлен в статье. В школе его изучают 10 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «К морю» по плану.

Краткий анализ

История создания – произведение было написано в 1824 г., поэт начал работать над ним накануне отъезда из Одессы, а дописал в Михайловском.

Тема стихотворения – восхищение морем, водной стихией.

Композиция – По смыслу в стихотворении можно выделить несколько частей: обращение к морю, в котором поэт выражает свое восхищение, рассказ о том, что было пережито у моря, рассказ об известных людях и событиях, связанных с морем. Произведение состоит из четырех- и пятистиший.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ, в некоторых пятистишиях - кольцевая АВВА.

Метафоры - «свободная стихия», «катишь волны», «бездны глас», «могучей страстью очарован», «угасал Наполеон», «оплаканный свободой».

Эпитеты «глухие звуки», «своенравные порывы», «смиренный парус», «скучный, неподвижный берег», «торжественная краса».

Сравнения - «Как друга ропот заунывный, как зов его в прощальный час, твой грустный шум», «как бури шум, другой от нас умчался гений».

История создания

С 1820 г. А. Пушкин пребывал в Южной ссылке. Сначала поэта отправили в Кишинев, но пыльная провинция угнетала его. Александр Сергеевич добился перевода в Одессу, где впервые увидел море. «Свободная стихия» сразу же пленила мужчину свободой и величием. Морское побережье стало любимым местом, куда поэт отправлялся, чтобы предаться сокровенным мыслям.

В 1824 г. Пушкин получил разрешение возвратиться в родные края. Перед отъездом он начал писать стихотворение, в котором прощался с морем. Он понимал, что из-за строгого режима вряд ли получит возможность еще раз побывать у моря. Анализируемое произведение было закончено в Михайловском.

Можно сделать несколько предположений, кому посвящено стихотворение: Байрону, Наполеону или Елизавете Воронцовой. Образы этих людей скрываются за метафорическими стихами.

Тема

Главная тема стихотворения - красота и могущество морской стихии. В контексте нее развиваются проблемы свободы, любви, поэтического творчества. Каждая из дополнительных проблем воплощается в образах реальных людей: Наполеона, Байрона, Воронцовой.

В центре произведения - лирический герой и море. В первой строфе наблюдаем за лирическим героем, который обращается к водной стихии с прощальными словами. Далее Пушкин создает пейзажные зарисовки, наполненные не только зрительные, но и слуховые образы. Морские картины сливаются с мыслями лирического героя. Он признается, что часто приходил на побережье, «заветным умыслом томим» . В такие минуты море превращалось в чуткого друга, отзывалось к мужчине. В водной стихии лирического героя привлекают свобода, своенравие и властность.

У моря лирический герой привык быть откровенным с самим собой. Он не утаивает, что пытался сбежать с берега, но не смог, так как был «могучей страстью очарован» . В этих строках автор намекает на нежные чувства к Елизавете Воронцовой. Берег в стихотворении противопоставляется морю, герою он кажется скучным и неподвижным.

Постепенно монолог лирического «я» наполняется образами людей, которые стали значимыми в истории, литературе и жизни Пушкина. Сначала душа героя поражается воспоминанием о скале, куда отправили Наполеона. Несколько строф посвящено Байрону. Его поэт называет гением, « властителем дум» , певцом моря. Лирический герой восхищается могуществом, неукротимостью Байрона, считая, что этого человека создало само море.

В последних строфах повторяются слова прощания. Лирический герой обещает, что никогда не забудет море, частичку его духа заберет с собой.

Композиция

Анализируемое произведение - монолог-обращение лирического героя. По смыслу в стихотворении можно выделить несколько частей: обращение к морю, в котором поэт выражает свое восхищение, откровения лирического героя о пережитом у моря, рассказ об известных людях и событиях, связанных с морем. В произведении чередуются четырех- и пятистиший.

Жанр

Жанр – элегия, так в рассказе лирический герой грустит из-за скорого расставания с морем. Есть в стихотворении и элементы послания: обращения к морским просторам. Стихотворный размер - четырехстопный ямб. В произведении представлены два вида рифмовки - перекрестная АВАВ и кольцевая АВВА.

Средства выразительности

Для передачи внутреннего состояния лирического героя и воспроизведения красоты морских просторов Александр Сергеевич использовал средства выразительности. В тексте есть метафоры - «свободная стихия», «катишь волны», «бездны глас», «могучей страстью очарован», «угасал Наполеон», «оплаканный свободой»; эпитеты - «глухие звуки», «своенравные порывы», «смиренный парус», «скучный, неподвижный берег», «торжественная краса»; сравнения - «Как друга ропот заунывный, как зов его в прощальный час, твой грустный шум», «как бури шум, другой от нас умчался гений» . При помощи метафор поэт создает оригинальные образы всемирно известных людей.

Шум морских волн передается посредством аллитерации «з», «с», «ш»: «Твой грустный шум, твой шум призывный услышал я в последний раз».

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.2 . Всего получено оценок: 133.

Сочинение — сравнительный анализ элегии Жуковского «Море» и стихотворения Пушкина «К морю». Для этого необходимо вспомнить план анализа лирического произведения, по которому мы и будем сопоставлять два стихотворения, отыскивая общие черты и выделяя различия.

1. Вступление.

Вступление к сочинению должно быть эмоциональным, оригинальным. Необходимо сказать и о своём первом впечатлении от прочтения сбое произведений, и об общности темы, и о схожести названий.

2. Литературное направление.

Оба произведения принадлежат к романтическому направлению: в обоих чувствуется неудовлетворённость действительностью, порыв к свободе, стремление к идеалу. Мир романтика — мир возвышенный, необычный, внебытовой.

3. Время написания.

Оба произведения написаны в одно и то же время: элегия Жуковского — в 1822 году, стихотворение Пушкина — в 1824. Это эпоха расцвета русского романтизма: эпоха после победы России в Отечественной войне 1812 года, накануне восстания декабристов — эпоха подъема национального самосознания, время надежд, ожидания перемен, связанное с неудовлетворенностью окружающей действительностью, порывом к свободе — личной, общественной.

4. Тематика произведений.

Изобразительные средства языка в создании образа моря.

Оба стихотворения объединены одним кругом тем: море и человек, его душа, любовь, порыв к свободе, стремление к идеалу. Поэтому оба произведения можно отнести и к пейзажно-философской, и к любовной лирике. В основе обоих лирических произведений морской пейзаж. Что общего в образе моря у Жуковского и Пушкина? Какие изобразительные средства используют поэты для создания этого образа?

Оба автора изображают море прекрасным, величественным. Оно зримо предстаёт перед нами благодаря изобразительным эпитетам. У Жуковского «лазурное море вечерним и утренним светом горит, ласкает облака золотые». У Пушкина оно «катит волны голубые и блещет гордою красой», мы видим «его скалы, его заливы, и блеск, и тень … », но в изображении морского пейзажа и у Жуковского, и у Пушкина преобладают психологические, эмоционально-оценочные эпитеты — так природный пейзаж становится под пером художников психологическим пейзажем, «пейзажем души» лирического героя.

В элегии Жуковского «безмолвное море», полное «таинственной, сладостной жизни», наполнено «смятенной любовью, тревожною думой»; его «напряженная грудь» дышит, его «необъятное лоно» хранит «глубокую тайну». В стихотворении Пушкина мы слышим «грустный», «призывный» шум моря, его «своенравные порывы», видим его «скучный, неподвижный брег». Но для Пушкина море — это прежде всего «свободная стихия». Удивительное сочетание слов! Ведь «стихия» и «свобода» — понятия одного семантического ряда — эпитет «свободная» тем самым удваивает значение слова «стихия». Море для поэта — это «свобода в квадрате»: неограниченная, абсолютная свобода, неподвластная никому!

И у Жуковского, и у Пушкина море непредсказуемо и своенравно. Эту противоречивость, присущую самой природе морской стихии, подчёркивает антитеза, лежащая в основе обоих произведений. Жуковский противопоставляет море спокойное, льющееся «светозарной лазурью», то есть светом зари, морю бурному, которое «рвёт и терзает враждебную мглу», что придаёт элегии напряжённость, динамику.

И Жуковский, и Пушкин одушевляют море. Показать его живым поэтам помогают не только эпитеты, но и другие языковые средства. Так, Жуковский использует олицетворение: « ты живо; ты дышишь; смятенной любовью, тревожною думой наполнено ты». При этом автор выстраивает понятия по мере усиления признаков, используя градацию как стилистическую фигуру. Поэтому море предстает перед нами как живое существо, способное не только дышать, но и страстно любить и даже глубоко мыслить.

Пушкин, используя метафору «бездны глас», олицетворение «ты ждал, ты звал», сравнение «призывного шума моря с зовом друга в «прощальный час», подчёркивает близость свободной морской стихии состоянию своей души, своему порыву к свободе.

И Жуковский, и Пушкин используют различные поэтические средства, придающие произведениям эмоциональность, экспрессивность, мелодичность.

А) Инверсия, усиливающая смысловое значение ключевых слов в стихе. У Жуковского: «над бездной твоей», «тайну твою», «облака золотые», «звездами его» и др.; у Пушкина: «волны голубые», «ропот заунывный», «шум призывный» и др.

Б) Словесные повторы, делающие стихотворную речь выразительной и музыкальной. У Жуковского: «безмолвное море, лазурное море», «сладостной жизни», «сладостный блеск»; у Пушкина — повтор слов: «прощай», «шум», «ты», «одна скала»; «долго, долго слышать буду … », «твои скалы, твои заливы … ».

В) Анафора, усиливающая выразительность, приподнятость стиха. У Жуковского — лексическая анафора — повтор одного и того же слова «ты», одной строки «безмолвное море, лазурное море … »; синтаксическая анафора — повторение одинаковых синтаксических конструкций: «Ты живо», «Ты чисто»; «Чем дышит »; «Ты льёшься … », «Ты бьёшься », «Ты рвёшь ». И у Пушкина — та же стилистическая фигура: «Как … ропот … », «Как … зов»; «Один предмет», «Одна скала»; «Там погружались», «Там угасал», «Там он почил»; «Как ты могуч».

Г) Эмоционально-психологические паузы, отмеченные многоточиями и тире, выражающие чувства лирического героя. Так, например, Жуковский после ряда вопросов, обращённых к морю, ставит многоточие, обозначающее бесконечность, неразрешимость этих вопросов и не возможность до конца постичь «глубокую тайну» «безмолвного моря».

В седьмой строфе пушкинского стихотворения читаем: «Ты ждал, ты звал … я был окован». Многоточие здесь свидетельствует о фигуре умолчания: автор предоставляет читателю самому догадаться, какую бурю чувств, какие порывы и мечты вызывало у него созерцание бескрайних морских просторов.

Эмоциональность, экспрессивность обоих лирических произведений выражается и множествам вопросительных и восклицательных знаков.

Д) Жуковский и Пушкин используют торжественную лексику, славянизмы, архаизмы, устаревшие формы слов, придающие произведениям торжественность, величавость (у Жуковского: «смятенной любовью», «блещешь звездами», «сбираются тучи», «волны подъемлешь»-, «испуганны волны»; у Пушкина: «блещешь … красой», «по брегам», «бездны глас», «смиренный парус рыбарей», «вотще» (напрасно), «ныне», «могущ», «воспоминанья величавы», «в пустыни молчаливы»). Все эти поэтические средства сближают произведения поэтов.

5. Образы лирических героев.

Образы лирических героев заставляют задуматься о различиях двух произведений. И здесь прежде всего необходимо обратить внимание на названия стихотворений. Как эти заголовки передают характеры лирических героев? Название элегии Жуковского «Море» свидетельствует о пассивно-созерцательной позиции героя, на его вопросы нет ответов, море хранит тайну своей любви, лишь частично приоткрывая её. Лирический герой стоит «очарован над бездной», прямо над морской пучиной, скорее всего на корабле: он будто качается на волнах, а вокруг лишь море и небо.

Название же стихотворения Пушкина «К морю» свидетельствует о том, что лирический герой активен, он стоит на берегу, вынашивает замыслы побега, но принимает решение остаться, очарованный «могучей страстью» любви. Море для него — друг, море ждёт, зовёт … Лирический герой слышит его призывный шум, признаётся ему в любви, прощается с ним, обещая не забыть.

6. Композиционное своеобразие, жанр, идейное содержание.

Композиция произведений тоже различна. Циклическая композиция характерна элегии Жуковского: сначала спокойное море — потом бурное — затем стихия вновь успокаивается — цикл завершён, круг замкнулся, но море «в бездне покойной скрывает смятение» — предвестье новой бури. О чем свидетельствует такая композиция, о каком понимании автором стихии моря? Как бы ни была свободна, безгранична, своенравна, противоречива эта стихия, она всё же подчиняется законам природы, вечному закону цикличности, как и смена времён года, как и жизнь всего живого.

Свобода, даже в природе, небезгранична, а значит, недосягаема. Так же как недосягаем и идеал, как недосягаемо и небо для моря. Настроения, преобладающие в произведении Жуковского, — это грусть, меланхолия, тоска. Поэтому жанр элегии неслучайно выбран автором: этот жанр подчёркивает основную идею поэта-романтика о недосягаемости идеала в жизни человека.

Какова же композиция стихотворения Пушкина? Какую роль она играет в произведении? Основной принцип композиции стихотворения «К морю» можно определить как свободный (ещё более подчёркивающий свободу), ассоциативный (утверждающий свободу человеческой мысли). Строфы сюжетно не связаны между собой, но это вовсе не мешает общему впечатлению единства целого. Композиция держится не на логических, а на ассоциативных связях.

Воспоминание о «свободной стихии » — о море — сменяется воспоминанием о сильном порыве к личной свободе, о желании вырваться на волю, о замыслах побега; это наводит на мысль о другом, ещё более сильном порыве, о другой стихии — любви, «могучей страсти», которая не позволила поэту вырваться из оков; образы моря — «свободной стихии» и любви — «плена» рождают в воображении поэта образ высокого пленника — Наполеона, заставляют задуматься о его судьбе, о призрачности славы. Финал стихотворения жизнеутверждающий, мажорный. Потому автор и не обозначает жанр своего стихотворения как элегия.

7. Заключение.

Сопоставляя стихотворения Жуковского и Пушкина с такими похожими названиями, мы выявляем их общие и различные черты, открыв для себя глубину и своеобразие характера, творческой манеры, системы нравственных ценностей поэтов-современников, поэтов – друзей.

Элегия (от лат. elegia — жалобный напев флейты) — жанр лирической поэзии, стихотворение грустного характера, основными признаками которого являются:

4.2 / 5. 6