Педагогические основы организации ученического коллектива. Требования к организации работы по развитию ученического самоуправления

Пути формирования коллектива следующие:

  1. Разносторонняя совместная деятельность учащихся
  2. Умелое предъявление требований .
  3. Работа с активом.

Состав ученического самоуправления и актива – это ученики, которые выполняют те или иные общественные поручения (староста, его заместитель, учком, физогр, библиотекарь, ответственные).Большое значение имеет расширение состава актива, его сменяемость и преемственность.

Воспитательная работа с членами ученического самоуправления и активистами:

1. Инструктирование, а также постановка и конкретизация тех задач, в решение которых активисты должны принимать участие (коллективные и индивидуальные беседы, семинары, повседневное общение).

2. Оказание им повседневной практической помощи в работе (в подготовке и проведении ученических собраний, школьных вечеров, организация обмена опытом работы и т.д.).

3. Контроль за ходом их работы, за исполнением даваемых поручений (отчёты активистов).

Если подобная работа приобретает характер системы и проводится содержательно, активисты деятельно поддерживают порядок и дисциплину в школе, оказывают положительное влияние на других учащихся, поднимая развитие коллектива на более высокую ступень.

  1. Организация перспектив.

Перспектива практическая цель, которая способна увлечь и сплотить воспитанников.

Перспективы стимулируют деятельность. Макаренко называл перспективы «завтрашней радостью». Он разделил перспективы на три группы:

Ø Близкие – не требуют от коллектива значительных усилий и времени для достижения.

Ø Средние – требуют больших усилий и времени, события несколько отодвинуты во времени.

Ø Дальние – сложные цели, достижение которых требует от всего коллектива много сил и времени.

Обязательное условие прогрессивного движения коллектива – непременная смена перспектив.

  1. Формирование общественного мнения.

Под общественным мнением понимают ту преобладающую оценку, которая даётся в среде учащихся разным явлениям коллективной жизни. Благодаря общественному мнению в коллективе реализуется принцип А.С.Макаренко «принцип параллельного воздействия»: коллектив выступает как субъект воспитания. В основе данного принципа – требование воздействовать на учащихся через первичный коллектив. Воздействие на отдельного ученика влияет на весь коллектив. На школьников оказывают воздействие, по крайней мере, три силы – непосредственно воспитатель, опосредованно актив и весь коллектив. Принцип применим уже на 2 стадии развития коллектива.

  1. Становление и развитие традиций.

Традиции это устойчивые формы коллективной жизни, которые эмоционально олицетворяют нормы, обычаи, желания учащихся.

Традиции бывают большие (яркие массовые события) и малые (скромные по масштабам).

В укреплении ученического коллектива немаловажное значение имеют такие яркие и содержательные традиции, как «День встречи первоклассников», «Последний звонок выпускникам школы», «Праздник за честь школы», праздник урожая, осени и т.д. Для воспитания коллектива нужны и будничные традиции - традиции шефства старших классов над младшими, посадка деревьев выпускниками и первоклассниками и др.

Формирование ученического коллектива - одна из ос­новных задач мастера производственного обучения и классного руково­дителя каждой учебно-производственной группы. От того, насколько быстро и успешно удастся им превратить группу в сплоченный коллек­тив, будут зависеть успешность всего обучения, работоспособность как группы, так и самого мастера, других педагогов. Поэтому организацией ученического коллектива группы надо заниматься еще до начала учеб­ного года, в период ее набора приемной комиссией.

Процесс становления ученического коллектива проходит три основ­ные стадии. На первой, начальной стадии, когда еще не определился актив группы, ей полностью руководит мастер, он предъявляет требова­ния, которые определяют жизнь, деятельность, поведение учащихся. Это период активного изучения мастером своих учеников. На второй стадии создается актив группы, поддерживающий требования мастера, который именно активу передает часть своих функций. Третья ста­дия - это сформированный коллектив, который уже сам предъявляет требования к членам коллектива, проверяет их выполнение.

Непросто бывает сформировать из таких разных и непохожих друг на друга учащихся, пришедших на первый курс, сплоченный друж­ный коллектив, где каждому было бы интересно, у каждого формиро­вались бы те отношения и нормы поведения, которые выпускник мог бы в последующем использовать в своем рабочем коллективе.

Еще до начала учебного года мастеру необходимо познакомиться с учащимися и поставить перед ними конкретные и четкие задачи, определить те требования, которые они должны соблюдать. В первую очередь, это правила поведения, распорядок дня. Здесь не может быть никаких отступлений. В результате проведения определенной работы у мастера складывается первое впечатление о составе учащихся, фор­мируется представление о возможном активе группы, о том, кто из ребят нуждается в особом внимании и подходе.

Учебно-производственная группа как коллектив представляет со­бой устойчивую самодеятельную организацию учащихся, объединен­ную единой целью и совместной общественно полезной деятельно­стью, обладающую органами коллектива и органически связанную с другими коллективами (учебными, производственными).

Ученический коллектив - не механическое объединение учащих­ся в учебную группу. Группа может проучиться в училище три года, но так и не стать коллективом. А может стать им уже в первом пол-


Угодий. Формирование ученического коллектива - процесс, требую­щий времени и определенных усилий со стороны мастера.

Важный и очень ответственный этап формирования коллектива - создание актива группы. Прежде всего подбор старосты, профорга, физорга. Актив - это опора мастера во всех делах по обучению и воспитанию учащихся группы, первый его помощник. Это ядро, осно­ва коллектива группы.


Староста группы (в некоторых училищах командир группы) - первый помощник мастера и классного руководителя в организации производственного обучения и воспитания учащихся, в обществен­ной жизни. В его обязанности входит поддержание учебной дисцип­лины в группе, контроль за сохранностью учебного инвентаря и обо­рудования, назначение дежурных по группе, контроль за их работой, извещение учащихся о распоряжениях администрации училища, из­менениях расписания, распределение учебников и учебных пособий, учет посещаемости занятий. Староста с мастером готовит и проводит групповые собрания.

Очень важно не ошибиться в определении кандидатур в состав акти­ва группы. Изучая личные дела учащихся, зачисленных в группу, зна­комясь с ними лично, мастер уже тогда делает для себя наметки о составе будущего актива. Однако они могут быть не совсем точными, первое впечатление может быть обманчивым. Поэтому опытный мастер обычно в начале рекомендует группе для выборов временного старосту, а затем, когда учащиеся лучше познакомятся друг с другом, решается вопрос об утверждении его в этой должности или выборе другого лица, которого признает и рекомендует группа. Одновременно могут быть проведены выборы и других членов актива (профорга, физорга), а также даны общественные поручения каждому члену группы. Возможны также вы­боры основного актива и через временные обязанности. Такой подход иногда называют «не от титула, а к титулу».

Формирование группы как коллектива во многом зависит от того, насколько удастся совместить в одном лице «фактических лидеров», пользующихся у учащихся авторитетом и уважением, которым они доверяют, и «формальных». Для правильной жизнедеятельности ученического коллектива очень важно, чтобы лидеры «формаль­ные», т.е. выборные, были лидерами фактическими.

Придавая большое значение фактическому лидерству, следует иметь в виду, что в ряде случаев такое лидерство основывается на превосходстве в физической силе, показной смелости и взрослости, умении сплотить вокруг себя неустойчивую часть группы личными притязаниями, модными увлечениями, волевым подавлением и т.п. Вряд ли такие «лидеры» будут помощниками мастеру. Безусловно, при умелом руководстве, определенной индивидуальной работе и они могут со временем стать вожаками коллектива.

Важно, чтобы учащиеся, входящие в актив, были, прежде всего, хорошими организаторами. Из качеств, характеризующих их как организаторов, можно выделить следующие:


Организаторское чутье, т.е. находчивость в различных ситуаци­ях, организаторская изобретательность, такт в отношениях с товари­щами, практический ум;

Умение, способность увлечь коллектив идеями и «заряжать» энергией, т.е. быть «заводилой»;

Склонность к организаторской деятельности, действенный и
устойчивый интерес к ней, способность брать ответственность на се­
бя, доводить начатое дело до конца, т.е. качества, характеризующие
прирожденного организатора.

Определить наиболее подходящие кандидатуры для работы в ак­тиве можно, используя социометрическую методику. Мастер может предложить учащимся группы ряд вопросов примерно следующего содержания: «Назови тех, кто не подведет в трудную минуту, на кого можно положиться. Требования кого из учащихся ты выполнил бы без возражения? Кому бы ты поручил организацию субботника, руко­водство работой в мастерской, на теоретических занятиях? С кем из товарищей ты хотел бы работать рядом? Кого из ребят ты мог бы предложить в судьи?»

Для формирования оптимального психологического климата в коллективе мастеру необходимо выявить микрообъединения среди учащихся, построенные на взаимных симпатиях. Этому могут спо­собствовать ответы на следующие вопросы: «С кем бы хотел жить в одной комнате? Кого ты хотел бы пригласить на день рождения? С кем хотел бы проводить свободное время?»

Отвечая на них, каждый учащийся должен назвать 3-4 человека. На основании полученных ответов составляется таблица, которая отра­жает структуру взаимоотношений, положение каждого в коллективе, лидерство в различных видах деятельности (вопросы формулируются в зависимости от того, на какую должность, для выполнения какого пору­чения необходимо подобрать нужную кандидатуру). Таблица составля­ется для каждой группы вопросов. Лидером в определенном виде дея­тельности будет учащийся, которого назвало наибольшее количество человек. Для принятия окончательного решения необходимо проанали­зировать полученные результаты и выяснить, чем объясняется то или иное положение каждого учащегося в коллективе. В этом мастеру помо­гут и собственные наблюдения за учащимися, и его беседы с ними, а также с инженерно-педагогическими работниками.

Выявив с помощью различных методов возможных кандидатов в актив и для выполнения тех или иных общественных поручений, можно приступить к выборам. Методика их следующая. Кандидатам даются задания, выполнение которых оценивается всем коллекти­вом. Форма оценки может быть различна, самая простая - голосова­ние. Набравшие наибольшее количество голосов считаются победите­лями конкурса.

Конкурс первый - «Выдумщик». Ведущий дает задание приду­мать наиболее интересное (полезное) дело. Каждый участник выби­рает то, за которое отдает свой голос.


Конкурс второй - «Агитатор». Ведущий дает задание сагитиро­вать ребят участвовать в деле, придуманном кандидатом. Оценивает­ся умение кандидатов агитировать за предложенное дело. Оценивает­ся конкурс аналогично предыдущему.

Конкурс третий - «Организатор». Кандидаты знакомят группу с планом организации предложенного ими дела. Оценивается умение составить план.

Конкурс четвертый - «Люди». Кандидатам предлагается подо­брать себе помощников и обосновать свой выбор. Оцениваются уме­ния находить нужных людей для выполнения предложенного дела.

Конкурс пятый - «Программа». Каждому кандидату предлага­ется продолжить фразу: «Если меня выберут, то я...» Оцениваются новизна, конструктивность и значимость для них программ, предла­гаемых кандидатами.

После подсчета набранных по результатам всех конкурсов голосов определяются два набравших наибольшее количество голосов канди­дата. На заключительном этапе каждому из них задается по несколь­ку вопросов, после чего учащиеся делают свой окончательный выбор.

Формируя актив, мастер, классный руководитель не должны пре­вращать их в своих любимчиков, особенно выделять и приближать к себе, делать поблажки, закрывать глаза на недостатки, позволять больше, чем другим. Все это может только повредить формированию коллектива. Учащиеся не любят «любимчиков», «выскочек», подха­лимов, быстро разбираются в настоящей сути таких «лидеров». К таким учащимся следует предъявлять высокие требования, направ­ленные на повышение их ответственности. Активисты должны быть «маяками» во всем, чтобы на них равнялись, к их уровню подтягива­лись все учащиеся.

Важную роль в создании ученического коллектива играет персо­нальное распределение общественных поручений. Определяются они в зависимости от наличия организаторских и коммуникативных спо­собностей учащихся, в результате сбора достаточной информации при условии получения предварительного согласия учащихся выпол­нять то или иное поручение. Лучше, если мастер согласует свои реше­ния совместно с группой. Надо стремиться к тому, чтобы каждый имел конкретные общественные поручения. Учащиеся быстро привы­кают к своим общественным обязанностям. Им нравится, что все они, а не 5-6 человек, как в школе, ведут общественную работу. Появля­ется чувство ответственности, усиливается сознательное отношение к порученному делу. Ученик понимает, что его общественное поруче­ние - почетный долг, обязанность. Опытные мастера рекомендуют активу группы вести учет общественной работы, который необходим при подведении итогов учебно-воспитательной работы в ней. Важно, чтобы учащиеся периодически отчитывались о выполнении поруче­ний перед собранием группы и получали оценку коллектива.

Назначение и выборы на руководящие должности, распределение общественных поручений - это только начало работы по формирова-


Нию группы как коллектива. Важно уделять индивидуальное внима­ние каждому учащемуся, вызвать у него интерес к общественной работе, дать добрый совет, помочь реализовать конкретное предложе­ние, подчеркнуть степень участия в каком-то мероприятии, приобод­рить, подсказать и т.п. Такой индивидуальный подход способствует в последующем активному участию всех в составлении планов воспи­тательной работы, в подготовке групповых мероприятий, в обсужде­нии хода и результатов производственного обучения группы, учебы и поведения учащихся.

Наличие работоспособного и деятельного актива - важное усло­вие формирования здорового ученического коллектива. Но актив группы - это еще не коллектив. Формируя именно коллектив группы в целом, мастер стремится выполнить три основные задачи.

Первая задача: добиваться, чтобы коллектив был дружным, тесно спаянным, сплоченным. Мастер внимательно следит, чтобы внутри коллектива не возникали различные группировки, не было отчужде­ния и разобщенности, тем более вражды и антагонизма. Такие отри­цательные проявления возможны в ситуациях, когда организуются ученические бригады и происходит соревнование между ними. Мас­тер не должен допустить такого состояния, когда интересы бригады преобладают над интересами коллектива в целом.

Вторая задача: добиваться, чтобы коллектив был не только спло­ченным, но и гуманистически направленным, со здоровым обще­ственным мнением, с такой атмосферой общения, когда возможны критика и самокритика, высокая требовательность к каждому его члену. Эти качества могут сложиться, если перед коллективом по­ставлена общественно полезная и в то же время увлекательная цель. Это и выполнение ответственного задания базового предприятия, и подготовка и проведение туристического похода, и шефская помощь общеобразовательной школе, и «поход за культуру труда», и органи­зация выставок лучших работ, и проведение технической конферен­ции, и организация дискотеки и т.п.

Важно, чтобы конкретная цель, которая ставится перед коллекти­вом, воспринималась учащимися не как изолированная и обособленная, а включалась в систему взаимосвязанных и подчиненных друг другу целей. Учащийся должен понимать (а наставник помочь ему в этом), чго за достигнутой ближайшей целью (например, освоить управление станком) стоит более общая задача (приобрести хорошую профессию), которая, в свою очередь, является условием решения еще более общей задачи (стать мастером своего дела). Важно также, чтобы и ближние, и средние, и дальние перспективные задачи принимались учащимися с интересом, который во многом определит успешность их выполнения.

И, наконец, третья задача: сформировать у коллектива умение применять правильные формы воздействия на членов коллектива, про­являть индивидуальный подход, такт, чувство меры, с одной стороны, и высокий уровень требовательности, с другой. В этом огромную роль играет наличие авторитетного для всех учащихся актива группы. Пси-


хологически развитым можно считать ученический коллектив со сло­жившейся системой отношений, для которых характерны такие каче­ства, как ответственность, коллективизм, сплоченность, контакт­ность, открытость, организованность, информированность.

Ответственность предусматривает единство слова и дела, требо­вательность к себе и другим, умение объективно оценивать успехи и неудачи группы и каждого учащегося, сознательно подчиняться дисцип­лине, обязательной для всех, ставить общественные интересы выше личных, направленность всех видов деятельности на достижение общей для группы цели, на решение поставленных группой задач.

Коллективизм включает постоянную заботу учащихся друг о дру­ге, об имидже своей группы, стремление постоянно отстаивать ее интересы, решать все вопросы жизнедеятельности группы - от пла­нирования до подведения итогов вместе, сообща: это умение противо­стоять тому, что разобщает учащихся группы.

О сплоченности коллектива можно судить по единству мнений учащихся при решении разнообразных вопросов жизнедеятельности.

Коллективные отношения немыслимы без контактивности уча­щихся группы, под которой имеются в виду хорошие личные, эмоци­онально благоприятные и дружеские, доверительные взаимоотноше­ния членов коллектива, внимательные, доброжелательные, уважи­тельные и тактичные отношения друг к другу, поддержка в трудные минуты жизни.

Под открытостью коллектива понимается способность устанав­ливать и поддерживать хорошие взаимоотношения с другими учени­ческими или иными группами или их представителями, оказывать им при необходимости посильную помощь и поддержку.

Организованность проявляется в умелом взаимодействии уча­щихся группы друг с другом, в бесконфликтном распределении обя­занностей между ними, во взаимодействии. Организованность - это также способность коллектива самостоятельно обнаруживать и уст­ранять недостатки, предупреждать, оперативно разрешать возмож­ные конфликты, умение в любой ситуации находить общий язык. Важный показатель организованности коллектива - готовность его членов при необходимости оперативно и слаженно принимать реше­ния, рационально распределять обязанности и действовать в сложных ситуациях.

Одним из условий успешного развития коллектива является его информированность - хорошее знание учащимися группы друг дру­га, тех целей, которые стоят перед группой, возможных трудностей на пути их достижения.

Показателем сформированности ученического коллектива явля­ется коллективная ответственность, коллективный самоконтроль. А.С. Макаренко подчеркивал важное значение создания в коллективе отношений «ответственной зависимости». Именно в них проявляется ответственность каждого за результаты работы коллектива и ответст­венность всех за результаты работы каждого. Показателем групповой


Ответственности является добросовестное выполнение учащимися своих обязанностей, своевременное и точное выполнение решений органов самоуправления, стремление выполнить поставленные зада­чи, готовность отвечать за свои поступки и поступки товарищей, желание представлять свой коллектив в других общностях.

Практика убедительно свидетельствует, что формирование уче­нического коллектива протекает более успешно, если основано на современных требованиях к организации воспитательного процесса, принципах сотрудничества педагогов и учащихся, деятельностном подходе к воспитанию, использовании коллективного планирования и коллективных творческих дел, методике коллективного творческо­го воспитания. Ее суть в том, что коллектив создается на основе практического стремления к привлекательным для подростков идеа­лам, организации их общественно и личностно значимой деятельно­сти, когда позиция педагога - быть старшим товарищем.

Каждое коллективное творческое дело представляет собой систе­му практических действий на общую пользу и радость, поэтому оно - дело. Каждое дело - коллективное, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается совместно педагогами и уча­щимися. Каждое коллективное дело - творческое, потому что без постоянного поиска оптимальных путей и средств решения задач, стоящих перед педагогами и учащимися, выполнение его невозможно (творчески - иначе зачем?). В этом процессе соединяется развитие трех сфер личности нового человека: познавательно-мировоззренче­ская (научныезнания, взгляды, убеждения, идеалы), эмоционально-волевая (высокие чувства, интересы, стремления, потребности), дей­ственная (общественно необходимые умения, навыки, привычки, творческие способности, общественно ценные черты характера).

Коллективные творческие дела предваряет подготовительный этап. На общем собрании учащихся избирается инициативная группа - совет интересных дел, ответственный за подготовку и проведение того или иного дела. На данном этапе проводится своеобразный «аукцион идей» - сбор предложений по организации жизнедеятельности группы на определенный период (учебный год, полугодие, месяц).

Каждое коллективное творческое дело состоит из пяти взаимосвя­занных этапов:

1. Коллективное планирование, во время которого педагоги и уча­щиеся вместе определяют конкретное дело, обосновывают его необ­ходимость, анализируют предложения по его проведению, проекти­руют участие каждого, избирают Совет дела.

2. Коллективная подготовка дела: здесь обсуждаются его проек­ты, форма проведения, распределяются обязанности между всеми учащимися группы.

3. Проведение коллективного творческого дела, т.е. практиче­ская реализация плана, разработанного при его подготовке.

4. Подведение итогов. На этом этапе учащиеся обмениваюся мне­ниями о том, что им удалось, а что нет, определяют, почему. Мастер


и классный руководитель отмечают отличившихся учащихся, луч­шие бригады.

5. Использование опыта учащихся в процессе учебной и внеучеб-ной деятельности при планировании, подготовке, проведении и об­суждении новых коллективных творческих дел.

Успех мастера в формировании ученического коллектива во многом зависит от его личных качеств, в первую очередь, от уме­ния устанавливать и поддерживать с учащимися правильные взаи­моотношения, строить свою работу на принципах сотрудничества, сотворчества.

Понятие «коллектив»

«Коллектив» (от лат. collectives - собирательный) рассмат­ривается как социальная общность людей, объединенных на основе общественно значимых целей, общих ценностных ори­ентации, совместной деятельности и общения» 1 .

"Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. - М., 1993. - Т. 1. - С. 450.

Коллектив как психолого-педагогическое явление в научней и методической литературе понимается различно. В одном слу­чае под коллективом понимают любое организованное объедк нение людей, в другом - высокую степень развития группы.

От того, как индивид становится элементом социальной орге яизации, включается в общество, зависит, с одной стороны, формирование способности социальной организации влиять го личность, с другой - формирование способности личности под даваться влиянию других.

Большую роль в социальном становлении учащихся призва кк сыграть отношения, складывающиеся у них со сверстника­ми. Именно в процессе развития групповых отношений фор­мируются условия, при которых более успешно протекает про­цесс социализации молодых людей. От того, какие отношения сложились у учащихся со своими товарищами, с педагогами, зависит возможность, с одной стороны, адаптации учащихся, с другой - раскрытие его потенциалов, сохранение его авто-псмности. Включение учащихся в различные социальные общ нести (класс, клубы, объединения; коллектив, сообщества, ор"."анизации, производственная бригада) создает условия для? реальных социальных проб учащихся, которые формируют го-тэвность к вхождению в различные социальные структуры, разнообразные типы социальных отношений.

Необходимо четко понимать, что различные отношения со­здают разные группы. Это могут быть группы как сплоченные так и несплоченные. Сплочение групп также происходит hp рапной основе. В результате интеграции могут возникнуть труп им социальной и асоциальной направленности, различного уровня деятельности опосредования.

Группы отличаются друг от друга и таким признаком, как доминирующий фактор сплочения. Факторами могут быть об-щх:е интересы членов группы, стремление приспособиться з специфических условиях, авторитет лидера, наличие соци альных норм, принимаемых всеми членами группы, и т. д. 3 зависимости от каждого фактора группа имеет свою траекто­рию развития и то качество, которое отличает одну сплочен кую группу от других.

В педагогической практике часто сплочение рассматрива­лось как единственный признак коллектива, Случается, что всякое сплочение, даже на основе антигуманных норм отноше з«й, рассматривается отдельными педагогическими работни ш .ми как позитивное явление. Это происходит из-за того, что

организаторские задачи они считают более значимыми, чем воспитательные, а манипулирование сплоченной группой осу­ществлять значительно легче.

Работа с группой может рассматриваться в двух плоскостях. С одной стороны, речь идет о том, что, оказывая воспитатель­ное влияние на учащихся, учитель, классный руководитель, администратор должен учитывать специфику класса, особен­ности его сплочения, а с другой стороны, стремиться к тому, чтобы сплочение группы происходило достаточно демократич­но, на основе гуманистических норм отношений, т.е. создавал­ся воспитательный коллектив.

Как считал Л.И.Уманский, самое существенное качество группы, уровень ее социально-психологической зрелости, пре­вращает ее в группу-коллектив. В своих работах он выделяет критерии развития группы.

Первый из них - групповая направленность, под которой понимается социальная ценность принятых группой целей, мотивов деятельности, групповых норм. Основой группового сознания, определяющего направленность группы, является гуманность принимаемых группой норм отношений. В случае наличия устойчивых антигуманных норм (жесткости, недобро­желательности, обмана и т.п.) группа становится асоциальным объединением. Особую роль в формировании социальных норм играет социальная позиция лидера группы.

Вторым критерием развития первичного коллектива являет­ся способность группы к самоуправлению (самоуправляемость).

К третьему критерию относится подготовленность группы к совместной деятельности. Необходимо подчеркнуть зависи­мость этой подготовленности от особенностей самой деятель­ности - ее сложности, профессионального характера, уровня творчества, вида, формы и т. д.

Необходимо сказать еще о трех взаимосвязанных показате­лях развития группы: интеллектуальной, эмоциональной и волевой коммуникативности. Интеллектуальная коммуника­тивность - это процесс межличностного восприятия и установ­ления взаимопонимания, нахождения общего языка, способ­ность членов группы понимать друг друга с «полуслова». Эмо­циональная коммуникативность - это межличностные связи эмоционального характера, которые в большей степени харак­теризует народная мудрость: «Разделенная радость - две ра­дости, разделенное горе - полгоря». Волевая коммуникатив­ность - это способность группы противостоять трудностям и

препятствиям, ее стрессоустойчивость, надежность в экстре­мальных ситуациях 1 .

Нельзя говорить о непрерывном прогрессивном развитии группы как коллектива, в ее развитии всегда имеются спады и подъемы, встречаются временные «болезни», ведущие к конф­ликтным ситуациям, к негативному развитию отношений.

Реализация воспитательных функций коллектива

Коллектив как социальный феномен характеризуется нали­чием единой общественно значимой цели, совместной деятель­ности по ее реализации, отношений взаимной зависимости и ответственности при равенстве членов в правах и обязанностях, связи со средой, другими коллективами. Концепция коллек­тива, разрабатываемая под руководством Л.И.Новиковой, рас­сматривает ученический коллектив в рамках целостной воспи­тательной системы как механизм, обеспечивающий педагогам переход управляемых сфер деятельности в сферу отношений.

Коллектив необходимо представлять как развивающийся социальный организм, развитие которого существенно зависит от характера отношений его членов в процессе организации деятельности и общения.

Воспитательная работа предполагает:

Рассмотрение коллектива в качестве педагогического средства, своеобразного инструмента, который надо со­здать, чтобы использовать в воспитании всех и развитии каждого в отдельности, при этом он выступает как объект и как субъект воспитания;

Выделение целеполагания как вида деятельности коллек­тива, детерминирующего развитие субъектности входя­щих в него детей;

Представление о взаимодействии ребенка и коллектива как о процессе двустороннем: идентификации ребенка в коллективе и обособлении его в коллективе («быть со все­ми» и «оставаться самим собой»),

В ученическом коллективе можно выделить формальную и неформальную структуры. Первая задается извне педагогами, вторая возникает стихийно. Формальная структура представ­ляет собой дифференцированное единство разнотипных первич­ных коллективов. Чаще всего типы коллективов выделяют в соответствии с теми функциями, которые они выполняют. Не-

1 См.: Уланский Л. И. Психология организаторской деятельности школьни­ков. - М., 1980.

формальную структуру образуют связи и отношения эмоцио­нально-психологического характера. По признаку симпатии, привязанности образуются малые контактные группы.

Каждый учащийся может входить в одну контактную груп­пу, в несколько контактных групп, не входить ни в одну. В по­следнем случае он не всегда оказывается «изгоем», так как, не являясь членом контактной группы в коллективе, ребенок мо­жет входить в контактные группы вне его.

Положение ученика в формальной и неформальной струк­турах может совпадать (лидер и хороший товарищ), находить­ся в противоречии (хороший организатор, но никто не хочет проводить с ним свободное время).

В связи с тем что функции разнотипных коллективов разно­образны и каждый из них как воспитательный феномен ока­зывает своеобразное педагогическое воздействие на личность, можно утверждать, что, чем в большее количество коллекти­вов включен учащийся, тем более значительный воспитатель­ный эффект следует ожидать (очевидно, при условии педаго­гически целесообразно организованной деятельности этих кол­лективов).

Наиболее значимой нам представляется задача развития первичных коллективов, которые должны являться объектом педагогического влияния. В школе наиболее устойчивой струк­турой, на которую возможно оказать такое влияние, является класс.

Для развития коллектива класса важна реализация комп­лекса однородных задач, решаемых классными руководителя­ми в своей педагогической деятельности, которые можно на­звать функциями управления коллективом. Среди них можно выделить целевые и процедурные функции, обеспечивающие реализацию поставленных педагогом целей.

Исходя из того, что перед педагогом стоит цель обеспечить благоприятное для каждого развитие отношений в коллекти­ве, в качестве целевых функций можно выделить следующие: формирование гуманистических норм отношений, организаци­онное сплочение коллектива, создание условий для адаптации и самореализации каждого учащегося в системе коллективных отношений, стимулирование лидерства, создание благоприят­ной эмоциональной атмосферы.

К процедурным функциям можно отнести следующие: ди­агностика уровня развития коллектива и отношений в коллек­тиве, организация деятельности, подготовка организаторов.

В соответствии с современными подходами к пониманию взаимоотношений коллектива и личности группа по отноше­нию к учащимся реализует следующие задачи:

Коррекция различных влияний на учащегося, которые он испытывает как в школе, так и вне ее;

Компенсация недостаточных возможностей самореализа­ции учащегося в других объединениях;

Социальная защита учащегося от неблагоприятных фак­торов окружающей социальной среды.

Считается, что реализация этих задач возможна при нали­чии в школе достаточно развитой воспитательной системы.

Коллектив школы имеет свою специфику и свои законы раз­вития. Можно рассматривать общешкольный коллектив как систему, состоящую из двух составляющих: ученического и педагогического коллективов. Если в первичном коллективе основными являются межличностные отношения, то в обще­школьном реализация воспитательных функций во многом за­висит от межгрупповых отношений, которые складываются как между формальными, так и неформальными группами. Развитие зависит от того, как обеспечивается взаимодействие этих групп.

Формирование общешкольного коллектива - сложный и, как правило, длительный процесс. В своем развитии коллек­тив проходит несколько стадий (этапов). Для выделения этапа надо определить критерии, по которым процесс развития кол­лектива можно разделить на стадии. Здесь существует несколь­ко подходов.

Развитие коллектива связано с преодолением ряда противо­речий:

1) между коллективом и отдельными школьниками или группами школьников, опережающими его в своем развитии или, наоборот, отстающими от его развития;

2) между перспективами коллектива и перспективами его членов;

3) между нормами поведения, принятыми в коллективе, и нормами, стихийно сложившимися в отдельных его группах;

4) между отдельными группами учащихся с различными ценностными ориентациями.

Для развития общешкольного коллектива наряду с преодо­лением перечисленных противоречий важно наличие интегри­рующих «импульсов», которыми могут быть совместные дей­ствия всего коллектива (программы, праздники, акции, пре­одоление возникших трудностей). Необходимо учитывать тот

факт, что интегрирующими являются не только общие цели, но и действия по их достижению. Еще А.С.Макаренко заметил необходимость наличия у коллектива близких, средних и даль­них перспектив.

Вторым условием является динамичность структуры кол­лектива, которая позволяет развивать не только межгруппо­вые, но и межличностные отношения. В этом плане большую роль могут сыграть разновозрастные объединения по инте­ресам, творческие группы, состоящие из учащихся разных классов.

Большое значение для развития общешкольного коллекш-ва имеет сотрудничество педагогов и учащихся. Отход от тра­диционной тоталитарной педагогики, от автократических ме­тодов управления ученическими коллективами требует суще­ственного пересмотра педагогических средств, форм и методов работы, которые прежде всего стимулируют активность школь­ников, обеспечивают самоорганизацию ученических коллекти­вов. Очень важно создать в коллективах учебных заведенкй обстановку взаимного доверия и взаимопомощи, взаимной от­ветственности.

Только при условии, что все члены коллектива хорошо зна­ют свои права и обязанности, полномочия и грани ответствен­ности, возможна оптимизация управленческих воздействий яа коллектив.

Будучи ориентированным на самостоятельную деятель­ность, наделенным соответствующими правами и гарантиями, каждый педагог или учащийся получает возможность реали­зовать себя в конкретной деятельности, что способствует его творческому и социальному росту. Оказанное доверие создает такую систему мотиваций, при которой в процессе реализации управленческих функций как субъект, так и объект управле­ния получают удовлетворение. Решение о делегировании пол­номочий и ответственности только тогда будет не формальным, а осознанным, воспринятым обеими сторонами, когда оно при­нимается не на основе волевого решения, а с согласия подчи­ненного путем коллективного обсуждения.

Основной зада"чей педагогического влияния на класс являет­ся обеспечение включенности учащихся в деятельность на осно­ве отношений «ответственной зависимости» (термин А.С.Макаренко). Такая включенность позволяет, с одной сторо­ны, обеспечить интеграционные процессы в группе, с другой - обеспечить сопричастность каждого учащегося к решению груп­повых проблем.

Особое значение для формирования коллективных отноше­ний имеет развитие самоуправления в ученическом коллек­тиве.

Развитие детского самоуправления

В школе должна быть создана обстановка, при которой каж­дый учащийся ощущает сопричастность к решению главных задач, стоящих перед педагогами и учащимися. В этом плане важную роль призвано сыграть участие детей в управлении сво­им коллективом. Развитие самоуправления помогает им почув­ствовать всю сложность социальных отношений, сформировать социальную позицию, определить свои возможности в реали­зации лидерских функций.

Задачи, которые традиционно ставили педагоги, развивая самоуправление, были самые разные. Авторитарная педагоги­ка основными из них считала: включение учащихся в решение педагогических задач, укрепление дисциплины силами уча­щихся, освобождение педагогов от ряда управленческих функ­ций. Основанием для этого было выполнение школой социаль­ного заказа на формирование послушной конформистской лич­ности.

Новый подход к пониманию сущности развития самоуправ­ления предполагает создание условий для социального станов­ления учащихся. Это обеспечивается включением их в реше­ние сложных проблем взаимоотношений, складывающихся в коллективе. Через свое участие в решении проблем школьни­ки вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоле­ния сложностей социальной жизни. От отношения детей к це­лям совместной деятельности зависит их позиция в решении управленческих проблем.

Ученическое самоуправление - форма организации жизне­деятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей.

Между целями и содержанием деятельности коллектива и отношением к ним каждого школьника возникает основное противоречие, которое можно разрешить, сформировав груп­повой мотив группового действия, когда учащиеся видят, что» удовлетворение потребностей зависит от достижения этой цели.

На схеме 2 представлена модель развития самоуправления в ученическом коллективе. Суть такого рйейития в циклично­сти этого процесса.

Педагог, поставив цель перед ученическим коллективом, как правило, стремится к тому, чтобы она обязательно была им принята. Добившись этого, он часто сам становится организа­тором ее реализации, выдвинув в качестве единственно возмож­ного свой вариант ее достижения.

Самоуправление развивается только тогда, когда учащиеся оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути ре­шения поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для формирования мотива группового дей­ствия.

Подведение итогов, групповая рефлексия позволяют подве­сти учащихся к новой цели совместной деятельности, при этом на последующих этапах с каждым циклом они все самостоя­тельнее определяют цель, реализуемую впоследствии детским коллективом, Эта цикличность отражена в модели развития самоуправления, изображенной на схеме 2.

Формирование ученического коллектива первоклассников

Приход ребенка в школу связан с определенными трудностями привыкания к школьной жизни, одной из причин которых являются психологические особенности ребенка 6-7 лет. Для первоклассников понятия «школа», «школьная жизнь» связаны с довольно узким кругом явлений: учитель, одноклассники, класс. Поэтому характер взаимоотношений ученика и учителя, особенности межличностных отношений первоклассников, способность ребенка проявлять индивидуальность, желание и умение сотрудничать на уроке и во внеурочное время - все это играет особую роль в формировании ученического коллектива.

Наиболее подробно и глубоко вопросы теории коллектива разработаны в трудах Н. К. Крупской, С. Т. Шацкого, А. С. Макаренко.

Н. К. Крупская дала педагогическое обоснование детского коллектива как могучего фактора коммунистического воспитания. Она призывала педагогов научить детей жить и работать в коллективе.

Приступая к сплочению коллектива, учитель прежде всего должен знать, каким путем он может решить эту задачу. Этот вопрос был разработан А. С. Макаренко и проверен практикой работы многих школ. Опыт учреждений, руководимых С. Т. Шацким, А. С. Макаренко и другими педагогами, рассматривается в современной педагогической литературе как эксперимент, намного опередивший в то время практику воспитания.

Многие 6-7-летние дети испытывают трудности при построении межличностных отношений с одноклассниками. Назовем их:

1.Ссоры с одноклассниками на переменах. Например, ребенок начинает громко кричать или толкаться, если кто-то из одноклассников, проходя мимо, случайно уронил его карандаш или книгу на пол.

2.Отсутствие друзей и приятелей в классе. Такой ребенок на вопрос, есть ли у него друзья, назовет ребят не из класса, или скажет: «Я дружу со всем классом», - или прямо ответит: «У меня в классе пока не нашлось друга (подружки)».

3.Негативное отношение к окружающим:

·к учителю (например, когда ребенок с хорошими способностями к учению упрямо не выполняет инструкции педагога, это может сопровождаться подчеркнутым игнорированием взрослого или плачем, истерикой);

·к одноклассникам (чаще всего - в виде физической агрессии на переменах).

4.Повышенная тревожность, неуверенность в своих силах проявляется в том, что ребенок долго присматривается к учителю, одноклассникам.

А между тем перед учениками и учителем стоят непростые задачи, от решения которых зависит не только успешность в общении с одноклассниками, но и эмоциональное отношение к школьной жизни, психологическое и физическое здоровье первоклассников.

Поскольку деятельность учения носит коллективный характер, для успешной работы в школе у первоклассника должны быть сформированы соответствующие качества и умения. Кратко обозначим их.

1.Эмоционально-положительное отношение к совместной деятельности:

¾желание участвовать в ней, позитивные переживания в процессе совместной деятельности;

¾уверенность в успехе;

¾ощущение положительных эмоций от удачной совместной работы;

¾адекватная эмоциональная реакция на ошибки и неуспех своей (товарища) деятельности;

¾желание предложить свою помощь, а также принимать ее от других.

2.Деловые отношения:

¾умение принимать цель совместной деятельности и сопроводительные указания к ней: понимать цель деятельности как ее результат, адекватно реагировать на

¾умение взаимодействовать: планировать совместно общую деятельность, договариваться о способах разделения обязанностей, соотносить свои действия с действиями партнера, принимать участие в сравнении цели и полученного результата.

3.Наличие новых социальных ролей, связанных с реализацией деловых межличностных отношений, проявляется в том, что у первоклассника формируется понимание важности коллективного познания для себя и других, желание быть соучастником общего дела на фоне высокой мотивации к совместным формам работы.

4.Умения «презентовать» себя: рассказывать о себе, о своих возможностях, объективно их оценивать, выслушивать чужое мнение и адекватно реагировать на критику своей работы, выражать мнение о полученном результате деятельности.

Становится очевидным, что вышеперечисленные качества и умения первоклассников являются показателями степени сформированности коллектива.

Как классный руководитель (учитель) может помочь детям благополучно пережить процесс вхождения в новую социальную ситуацию, принять нормы и требования школьной жизни, успешно сформировать качества, свойственные ученику?

Как преодолеть нежелание (неумение) некоторых детей общаться с одноклассниками?

Как решать возникающие трудности общения?

Как использовать потенциальные возможности учебных предметов для формирования межличностных отношений в учебном процессе?

Как классные руководители (учителя) могут повысить свой уровень компетентности в проблеме формирования ученического коллектива?

В данном проекте отражены некоторые эффективные пути решения этих вопросов.

Коллектив первоклассников, пути его формирования

ученический коллектив первоклассник индивидуальность

Коллектив - это группа людей (детей или взрослых), являющихся частью общества, объединенная общей целью совместной деятельности, подчиненной целям общества.

Формирование коллектива - это сложный и довольно длительный процесс. Условно его можно подразделить на три стадии. В основу деления процесса развития коллектива по стадиям берется отношение воспитанников к педагогическим требованиям.

На первой стадии классный руководитель (учитель) имеет дело с классом, который пока не может быть назван коллективом. Ростки коллективизма могут сложиться лишь в результате большой, напряженной работы воспитателя. На этой стадии дисциплина и порядок в классе или школе соблюдаются на основе требований классных руководителей.

Вторая стадия начинается тогда, когда создан актив класса, и он включается в работу, активно поддерживая требования классного руководителя (учителя).

На третьей стадии требования к личности предъявляет весь коллектив. Высшим этапом А. С. Макаренко считал умение каждого воспитанника предъявлять требования к себе.

Такое деление процесса формирования коллектива на отдельные стадии является условным, но оно помогает любому воспитателю с определенной меркой подойти к уровню развития коллектива и наметить правильную методику работы с ним в зависимости от стадии развития коллектива.

Классный руководитель (учитель) при всех обстоятельствах выступает в качестве организатора детского коллектива. Эта его функция особенно ярко проявляется в работе с младшими школьниками. Связи и отношения, возникающие в коллективах начальных классов, являются непрочными, младшие школьники имеют незначительный опыт коллективной жизни, у них слабо развиты организаторские умения. В то же время именно в начальных классах у детей наиболее интенсивно формируются отношения к людям, к коллективу. Этим объясняется особое значение учителя начальных классов как организатора коллектива детей.

В первые дни работы с классом классный руководитель (учитель) не может опереться ни на общественное мнение, ни на общественный долг детей. Каждый ученик стремится показать себя.

Главная особенность первоклассников - острое осознание своего «Я», развитие способности воспринимать себя как сторонний объект и оценивать этот объект - субъект в его связях с окружающим миром. Утвердить свое «Я», показать свое «Я», проверить свое «Я» - лейтмотив поведения первоклассника. Это стремление использую на первой стадии развития коллектива и ставлю следующие задачи:

1.Формирование образа- «я - школьник», «я - ученик», «я могу …».

2.Освоение норм поведения в школе.

.Приспособление к новым условиям умственного труда, режиму дня, незнакомым людям.

Приступая к формированию коллектива, классный руководитель (учитель) прежде всего должен знать, каким путем он может решить эту задачу. Этот вопрос был разработан А. С. Макаренко и проверен практикой работы многих школ.

Детский коллектив создастся в процессе общей деятельности, общего труда. Планируя работу коллектива, учителю приходится думать над тем, как увлечь общей деятельностью детей. А для этого очень важно учитывать их интересы. Существенный вклад следует ожидать от уроков окружающего мира. Одной из ведущих целей его изучения является социализация младшего школьника, то есть введение его в систему отношений с окружающей действительностью, раскрытие роли и места человека в природе и обществе. Что же я делаю?

  • Знакомлю ребят друг с другом: о каждом рассказываю что-то положительное, даю возможность каждому ученику рассказать о себе и своих друзьях.

Создаю атмосферу общей работы, сотрудничества, взаимопонимания. Использую групповые, парные, коллективные формы работы, которые способствуют развитию общения детей на уроке, установлению отношений взаимопомощи в группе, формируют групповую сплоченность, принятию сверстника вне зависимости от его учебных успехов.

Таким образом, благодаря организации совместной деятельности на уроке разрешается противоречие между желанием детей общаться, взаимодействовать со сверстниками и несформированностью этих умений в новой (учебной) деятельности.

Но наряду с учебой необходимо вовлечь детей в другие виды деятельности и добиться прочных коллективных связей между учащимися.

Вот некоторые из них:

·Ознакомление учащихся с правилами школьной жизни, с режимом дня первоклассника. Классный час «Наш класс - наш второй дом» (сентябрь)

·Организация межличностного знакомства учащихся в классе («Утренний круг», игры на переменах, экскурсии). Праздник «Посвящение в ученики» (сентябрь)

·Организация наблюдений за учащимися во время и вне учебных занятий (сентябрь-май)

·Родительское собрание: «Мой ребёнок-ученик». Анкетирование. Рекомендации по организации учебной деятельности дома (сентябрь)

·Праздник Урожая. Инсценирование сказки «Колобок и репа» (сентябрь)

·Конкурс поделок из овощей и фруктов (сентябрь)

Не менее важное значение имеет такая организация деятельности коллектива, при которой каждый ребенок становится ее активным участником. Участие каждого в общем деле усиливает принадлежность к коллективу и вызывает стремление активно действовать.

Очень многое в плане формирования межличностных отношений зависит от классного руководителя (учителя).

Какого классного руководителя (учителя) хотел бы видеть перед собой первоклассник?

На этой стадии характер требований классного руководителя (учителя) должен быть самым категорическим. Не следует заискивать перед детьми. Однако это не значит, что на первой стадии учитель только требует. Он использует все средства влияния на детей.

Отношение классного руководителя (учителя) к ребенку (замечания, оценка, отчитывание, похвала и пр.) - пример отношения к нему его одноклассников и в конечном счёте положение первоклассника в ученическом коллективе. От отношения учителя к ученикам на данном этапе во многом зависит то, как будут складываться взаимоотношения «учитель - ученик».

Систематическое наблюдение за детьми позволяет определить степень общительности или замкнутости каждого ребенка, выявить его умение согласовывать свои действия с действиями товарищей, степень инициативности или стереотипности, силу эгоистических или альтруистических проявлений и в соответствии с этим наметить приемы индивидуального подхода. Ребят, которые чаще других бывают инициаторами, организаторами игр, полезно натолкнуть на необходимость проявлять на нетерпимое отношение к нарушителям дисциплины. Дети замкнутые, молчаливые требуют особого внимания и заботы со стороны взрослых, так как они долгое время не могут вступить в контакт со сверстниками. Главное, в работе с таким детьми - теплый, ласковый тон воспитателя, его заботливое, внимательное отношение, крайне осторожное, постепенное сближение ребенка со сверстниками.

Встречаются дети вспыльчивые, неуравновешенные, для них характерна быстрая возбудимость, недисциплинированность, постоянные конфликты с товарищами. Как же у этих ребят воспитывать выдержку, умение подчинить свои желания интересам коллектива, чувство ответственности перед коллективом за порученное дело? Только в индивидуальном подходе, в поощрении со стороны взрослых. Но в каждом ребенке есть что-то свое, особенное и это надо выявить и дать ему развиться, опираясь на лучшие черты характера, интересы и способности. Выявление, развитие и совершенствование возможностей каждого ребенка способствует организации дружного коллектива, члены которого успешно овладевают нормами коллективных взаимоотношений. Дети учатся поступаться своими желаниями, подчиняться требованиям товарищей и в то же время отстаивать свою правоту, защищать свои справедливые интересы; учатся считаться с правами других, согласовывать свои действия с окружающими, радоваться общим успехам.

На этой же стадии наряду с требованием с большим эффектом может быть использовано и соревнование. Оно также пока что будет опираться на стремление детей показать классному руководителю (учителю) на что они способны. Важно постепенно на этой основе формировать у детей чувство чести коллектива, чувство ответственности перед коллективом и его органами.

Если педагогическое требование довольно ярко выступает на первой стадии формирования коллектива, то не менее важным является также педагогический контроль. Предъявил определенные требования - проверь, как они выполняются учащимися, доведи до их сведения свои решения по результатам проверки - таково общее правило в работе с коллективом на первой стадии его развития.

Но уже на первом этапе жизни коллектива важно сочетать педагогический контроль с общественным контролем, т. е. поручать проверку выполнения отдельных требований дежурным. Форма просьбы («Миша, ты поможешь мне следить за порядком в классе?») От общественного контроля можно постепенно идти к взаимоконтролю. Такова общая линия развития системы контроля в работе с коллективом.

Надо, чтобы уже на первой стадии формирования коллектива педагогические требования не оставались чисто внешними, а постепенно превращались во внутреннюю потребность ученика, в требования к самому себе, к собственному поведению.

На второй стадии огромное значение приобретает организация общей деятельности коллектива. Если педагог не находит учащимся дела по душе, они сами ищут его. Это стремление использую на второй стадии развития коллектива и ставлю следующие задачи:

1.Совместное планирование общей деятельности.

2.Выборы актива, создание ученических групп - звёздочек.

.Умение слышать и слушать друг друга.

Четко организованная, до деталей продуманная классным руководителем жизнь коллектива, его общая деятельность - это кузница характера нового человека, коллективиста, творца.

Важным путем сплочения коллектива является наличие у него общей цели. А. С. Макаренко подчеркивал, что если перед коллективом нет цели, то нельзя найти способ его организации. Постановка цели перед коллективом, организация завтрашней радости для детей не такое простое дело, как может показаться на первый взгляд.

Перспективы могут быть ближними, средними и дальними. Ближняя перспектива - завтрашняя радость. В работе с первоклассниками обычно использую ближние перспективы: увлекательную совместную прогулку, поход, коллективные игры. Такие перспективы воспринимаются как интересные события почти всеми первоклассниками и вызывают у них радостные переживания.

Однако это не значит, что ближняя перспектива должна быть обязательно развлекательной. Для ее осуществления надо предусмотреть пусть небольшую, но совместную деятельность. По мере развития коллектива характер перспектив меняется, они становятся более отдаленными по времени и богатыми по содержанию. Вот некоторые из них:

Классное собрание: «Выборы классного актива и организация самоуправления в классе» октябрь

Практикум «У кого в порядке сумки и тетрадки?» октябрь

Посещение кружка «Театр кукол» октябрь

Классный час «Вежливые слова» октябрь

День именинника ноябрь

Классное собрание «С дружбы всё начинается» ноябрь

Классный час «Будем делать хорошо и не будем плохо» ноябрь

Классное собрание «Мы и наши поручения»ежемесячно

При всех условиях необходимо воодушевить перспективой всех учащихся, заинтересовать их, добиться того, чтобы эта цель была обязательно достигнута. Только при этом условии работа по осуществлению перспектив приведет к росту коллектива и развитию личности. А перспективы могут быть осуществлены лишь в том случае, если классные руководители определят их с учетом зрелости коллектива.

Коллектив сплачивается при наличии хорошо организованного и подготовленного актива. Актив - ядро коллектива, верная опора педагога в руководстве коллективом. Так в октябре провожу классное собрание, где первоклассники сами выбирают актив класса.

Так у классного руководителя (учителя) появляются помощники, единомышленники, формируется ядро коллектива, его актив. В процессе разнообразных дел к активистам начинают присоединяться другие дети. Их увлекают общие интересные дела.

Важным путем сплочения коллектива является накопление положительных традиций. Интересные традиции сложились и у первоклассников: праздничные дни рождения, капустники, приглашение родителей на праздники, исполнение любимой песни класса на каждом классном часу и соблюдение ритуала класса.

В общей деятельности возникает новая система отношений между учениками. Если раньше все они отвечали только перед учителем, то теперь появляются такие признаки коллектива, как взаимная ответственность, формируются и новые качества, которые становятся руководящим началом в поведении детей: общественное мнение, общественный долг, честь коллектива. Идет развитие мотивов поведения от интереса, который был основным стимулом на первой стадии, к общественному долгу и чести коллектива.

Чтобы оценить поведение товарища, ученик должен проделать большую работу над собой. А для этого необходимы определенные условия и время. Поэтому с первоклассниками ежедневно провожу «капустники» в конце рабочего дня, где каждый ученик оценивает свою работу и поведение за учебный день. И выбирает то солнышко, которое он заслужил. Тут учитывается мнение товарищей и учителя.

старался, всё получилось, и слушался товарищей

Старался, чуть не получилось, и слушался товарищей


не старался и не слушался товарищей


Такая работа формирует следующие межличностные отношения в коллективе, а именно:

-обеспечивает развитие общения детей (умение слушать, договариваться о совместной деятельности, выражать свои мысли, чувства, эмоции, понимать другого и т.д.);

-создает условия для «презентации» своего «я» сверстникам, что в значительной степени способствует формированию адекватной самооценки и поиска своего места в коллективе сверстников;

имеет диагностико-коррекционную функцию, так как в ходе совместной деятельности детей отчетливо проявляется картина межличностных отношений;

дифференцирует процесс обучения с разными темпами обучаемости детей.

На третьей стадии развития коллектива позиция классного руководителя (учителя) претерпевает дальнейшие изменения. Она становится подвижной. Учитель меньше контролирует и чаще направляет деятельность коллектива. На этой стадии открываются большие возможности для нравственного просвещения учащихся.

Коллектив вырос, он стремится к дальнейшему совершенствованию, и ставятся следующие задачи:

1.Развитие умения детей взаимодействовать с одноклассниками и классным руководителем (учителем)

2.Воспитывать ответственность за свои действия и поступки.

.Формировать привычку оказывать помощь товарищам в учении, в труде,в повседневных делах.

На третьей стадии особенно большое значение приобретает налаживание дружеских отношений между воспитанниками. Во многом характер этих отношений зависит от отношения педагога к детям. Когда коллектив достигает высокого уровня развития, важно, чтобы отношение педагога к детям больше, чем ранее, было дружеским, сердечным. Тогда учитель будет знать, чем живут воспитанники, каково их душевное состояние. Вот он замечает, что один из его воспитанников стал очень обидчивым.

Оказалось, что у него дома неблагополучно. Как быть? Только ли предъявить требование или проявить по отношению к нему определенную заботу, внимание, чуткость? Видимо, в данном случае и коллектив должен позаботиться о своем товарище.

Коллективные связи возникают в ходе совместной деятельности при следующих условиях:

-когда дети вместе переживают какое-то событие, а не просто являются свидетелями его;

-складывается заинтересованность коллектива судьбой каждого его члена.

В формировании коллективных связей большое значение имеют чувства учащихся. Если коллективные связи базируются на чувствах взаимной симпатии, взаимной заинтересованности членов коллектива друг в друге, они ведут к расцвету личности. Наоборот, если в основе коллективных связей лежит чувство страха, круговой поруки, они приводят к подавлению личности.

Влияние коллектива на личность зависит также и от положения ученика в коллективе. Он по-разному вписывается в коллектив в зависимости от уровня знаний, умственного развития, характера, состояния здоровья и многих других причин. Одни дети без труда входят в жизнь, коллектива, другие долго не находят себе соответствующего места и глубоко переживают это. Воспитатель не может в данном случае занимать позицию стороннего наблюдателя. В зависимости от характера отношений ученика с коллективом он действует по-разному. Иногда бывает достаточно внести незначительный корректив в жизнь коллектива, и положение ученика нормализуется. В других случаях приходится проводить работу и с коллективом, и с учеником. Работая с коллективом, воспитатель не может забывать и упускать из виду каждого отдельного воспитанника.


Оценка сформированности ученического коллектива


Классный руководитель (учитель) играет особую роль и в формировании взаимоотношений между учащимися в коллективе. Его отношение к детям, к их родителям, к своим коллегам в значительной степени определяет характер отношений детей друг к другу.

Влияние на взаимоотношения детей в коллективе немыслимо без глубокого и постоянного изучения характера отношений, их динамики.

Оценка сформированности классного коллектива классным руководителем характеризуется

Сплоченность;

Организованность;

Сформированность общественного мнения;

Связь с общешкольным коллективом;

Участие в общественно полезном труде;

Участие в общественной деятельности;

Уровень сознательной дисциплины

Оценивается через:

Й этап - анализ анкет, опроса классных руководителей. Данные можно свести в одну таблицу.

Й этап - беседы с ученическим коллективом.

Примерный перечень вопросов:

Выяснение уровня сформированности классного коллектива по самооценке ребят.

Занятость учеников в кружках (творческих объединениях), секциях по интересам и т.д.

Система работы с общественными поручениями, сложившаяся в классе: кто имеет поручение, кто его дал, по желанию или нет, где и перед кем отчитывался последний раз, как коллектив оценил выполнение поручения и т.д

Самоуправление в классном коллективе, роль классного руководителя, оценка самостоятельности и т.д

Самооценка поведения.

Самооценка отношения к учебному труду.

Главная черта классного коллектива и т.д

Большой вклад в создание условий для развития интересов и талантов ребят призван внести классный руководитель, который имеет возможность хорошо изучить интересы ребят, найти путь индивидуальной поддержки каждого, преодолеть те проблемы, которые мешают ребенку в становлении личности.

Классный руководитель способствует включению школьников в различные творческие объединения по интересам (кружки, секции), действующие как в общеобразовательных учреждениях, так и в учреждениях дополнительного образования детей. Внеурочная (внеклассная) работа понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая с классом или группой обучающихся во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге (праздники, вечера, походы и т.д), их участие в самоуправлении и общественно полезной деятельности, детских общественных объединениях и организациях. Эта работа позволяет педагогам выявить у своих подопечных потенциальные возможности и интересы, помочь их реализовать.

Личные отношения, как показывают исследования, наблюдаются уже в коллективах первоклассников. В зависимости от характера личных отношений дети могут занимать различное место в коллективах, а от этого во многом зависит формирование личности школьника. На основе личного общения в коллективах возникают малые группы. Они могут быть неустойчивыми или, наоборот, очень прочными, устойчивыми и в зависимости от этого по-разному влиять на микроклимат коллектива.

Важное значение в коллективе имеют деловые взаимоотношения, или, как их называл А. С. Макаренко, отношения ответственной зависимости. Они возникают в процессе осуществления общих целей коллектива. Деловые отношения по-разному влияют на формирование коллектива и личности. Если отношения в малых группах основаны на взаимной симпатии и поэтому эмоционально привлекательны для детей, то деловое общение становится эмоционально привлекательным, если в коллективе обеспечивается активная творческая позиция каждому ученику и достигается равноправное положение всех учащихся в коллективе.

В установлении связей нельзя положиться на детскую общительность и пустить их формирование на самотек. Коллективные связи возникают в ходе совместной деятельности при следующих условиях:

-когда первоклассники вместе переживают какое-то событие, а не просто являются свидетелями его;

-когда они вместе действуют во имя желаемой для них цели;

когда обсуждают волнующие всех вопросы и с полным сознанием ответственности принимают решение.

Следует помнить известное высказывание К. Маркса о зависимости богатства личности от богатства ее отношений. Связи и отношения создают атмосферу жизни коллектива. Она будет благоприятной, если:

-все члены коллектива заинтересованы в решении общих задач;

-в коллективе господствуют отношения доброжелательности;

складывается заинтересованность коллектива судьбой каждого его члена.

При соблюдении этих условий коллектив будет оказывать сильное влияние на личность, так как она будет дорожить им, его отношением к ней, оценками со стороны коллектива ее поведения.

Итак, развитие коллектива - это процесс организации коллективной деятельности, процесс формирования изменения отношений, это процесс развития мотивов поведения.

Приложение №1


Права школьника


Право на учёбу

Право на каникулы

Право на занятиях в кружках и секциях

Право на общение друг с другом

Право на помощь в учёбе


Приложение №2


Школьник не имеет права:


·опаздывать без уважительной причины;

·не выполнять домашние задания;

·плохо учиться;

·пропускать уроки без уважительной причины;

·врать;

·обижать младших и своих сверстников;

·драться;

·молчать, если его обижают.

Приложение №3


Ритуалы класса


Справляться о здоровье и настроении друг друга, учителя.

Помогать в трудную минуту, поддерживать в беде и горе, во время болезни.

Делиться друг с другом печалями и радостями, самым необходимым.

Поздравлять друг друга с днем рождения.


Приложение №4

Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.