Логико-математические игры для старших дошкольников и заинтересованных родителей. Консультация для педагогов "логико-математические игры"

) я заинтересовалась не спроста. Возможно, кто-то из постоянных читателей помнит мой конспект . В нём я писала, что уже в средневековье занятие на выкладывание рисунков и узоров считались очень полезными для развития детского творчества. Материал для выкладывания может быть самым различным: обычные кубики, пуговицы, лучинки, мозайки и т.п. Кубики Никитина, на мой взгляд, имеют преимущества по сравнению с другими материалами для выкладывания. При игре с ними требуется не просто положить кубик, а кроме того подобрать подходящую для рисунка грань, что усложняет задачу.

В наборе 16 одинаковых кубиков, и брошюрка со схемами. Игра заключается в выкладывании рисунков и симметричных узоров.

Каждая грань кубика имеет свою расцветку:

Таким образом из этого набора можно сложить просто невероятное количество рисунков и узоров. Мы пока практикуемся на самых простых:

В комплекте с кубиками идет содержательная брошюра. В ней очень много вариантов схем. Выкладывание рисунков по образцам всего лишь промежуточный этап занятий с этими кубиками. Основная цель — это, конечно же, заставить работать фантазию и начать придумывать собственные рисунки.


В дополнение к набору я приобрела альбом с заданиями (My-shop):





Кубики выполнены из пластика. Видно, что изначально они были синие. Красный, желтый и белые цвета приклеены сверху.

Свое знакомство с кубиками мы начали с выкладывания простейших рисунков и занятий по альбому. Сказать, что у нас случился ажиотаж с появлением кубиков Никитина, не могу. На данном этапе Яна больше любит играть в сюжетные игры, в том числе с этими кубиками. Они у неё играют роль грибов 😀 .

Палочки Кюизинера

Это многофункциональный счетный материал (My-shop). В набор входят 10 видов палочек. Каждый размер палочек выделен своим цветом. Чем больше размер палочек, тем меньше их количество. Больше всего самых маленьких палочек (белых — 25 штук), меньше всего самых больших палочек (оранжевых — 4 штуки).

Помимо обучению счета из этих палочек можно выкладывать различные узоры и рисунки. Надо отметить, что обычные счетные палочки имеют мало общего с палочками Кюизинера. Последние достаточно крупные. В поперечном сечении имеют форму квадрата, поэтому из них можно выкладывать даже объемные фигуры.

Особый интерес к этим палочкам у меня вызван изучением проверенных временем методик развития. В 19 веке педагог-новатор разработал ряд материалов для развития детей. Одним из элементов развития творчества являлось выкладывание изображений из лучинок. Когда я увидела впервые палочки Кюизинера, кубики Никитина и альбомы со схемами к ним я несказанно обрадовалась, что в настоящее время есть аналоги даров Фрёбеля. Нельзя не отметить, что современный вариант развивающих материалов более приятный и многофункциональный нежели средневековый. По палочкам Кюизинера можно изучать цвета, размеры, счет, сравнения, простейшие арифметические операции.

Кроме того, специально для палочек разработан ряд альбомов и комплектов со схемами, которые дополнительно увеличивают интерес. Мы приобрели комплект «На злотом крыльце…». Комплект замечательный, но на мой взгляд в нем мало схем для самых маленьких. Ниже несколько фото разворотов:



С палочками, как и с блоками Дьенеша, существует множество вариантов произвольных игр. Так как мы только начали своё знакомство с ними, то играем в самые простые варианты:

Вероятно, со временем у нас наберется копилка с играми для палочек. Сегодня приведу пример, как я учила Яну выкладывать домик. Обычное пошаговое повторение оказалось не интересным и в этом случае даже нельзя сказать, что домик у Яны не получался. Он у нее вообще не хотел строится, потому что все наши палочки — это «желе, которое надо кушать малышам (плюшевым игрушкам)»:oops:. Пришлось навязать свой сюжет. Для этого я использовала сказку про зайца и лису. Яне был выдан следующий реквизит: наклейка зайца, 4 синие палочки, 2 красные палочки и лист А4. Себе я взяла: 4 палочки оранжевого цвета, 2 красного цвета, наклейку с лисой и лист А4.

  1. Наклейки наклеили на центр листов. Я делала первая, Яна следом за мной.
  2. Сделали пол — каждый положил свою палочку под наклейкой.
  3. Сделали потолок — положили палочку над наклейкой.
  4. Построили стены — положили палочки по бокам.
  5. Затем построили крышку — две палочки сверху. В этот момент лицо Яны засияло от получившегося результата.

В интернете выложено большое количество игр с палочками Кюизинера рассчитанных на разные возраста. Их можно найти, введя в поисковик фразу «конспект занятий с палочками Кюизинера младшая/старшая группа «.

Математический планшет

Еще одна наша «развивашка» из разряда «все гениальное просто» — математический планшет (My-shop). Он предназначен для изучения элементарных понятий геометрии (симметрия и т.п.) и развития речи.

Игра-конструктор с молотком

Эта игра меня заинтересовала возможностью забивать «гвоздики» по-настоящему и своей творческой составляющей.
При заказе я не подумала, что такие «гвоздики» могут быть опасными для малышей, так как не видела что они из себя представляют. Когда я увидела, что «гвоздики» представляют собой силовые кнопки с круглой шляпкой, то была разочарована. Тем не менее, можно справедливо отметить, что существование безопасных гвоздиков, с возможностью забивать по-настоящему, перечит законам физики.

Поначалу игра вызвала большой интерес. Возможность забивать «гвоздики» была воспринята на «ура». Но ряд ограничений, сделанных из соображений безопасности, достаточно быстро остудил пыл к игре. Думаю, эта игра больше подходит для среднего или старшего дошкольного возраста.


В завершение

Читая посты о наших обильных «развивашках», мне часто задают вопросы об их необходимости для малышей. Хочу отметить, что наша с Яной особенность — обилие книг и «развивашек». У нас их количество растет потому, что я вижу в ней большую отдачу от наших развивающих игр. Мне доставляет большое удовольствие предлагать Яне очередное задание и наблюдать за её интересом и прогрессом. В то же время надо осознавать, что для гармоничного развития малыша содержание всех «развивашек» - дело вторичное . Первичным является эмоциональное, познавательное и разнообразное общение с мамой . Можно каждый день с малышом играть в разнообразные сюжетные игры или совершать различные прогулки с большим количеством качественных бесед и в раннем возрасте. Такое развитие в раннем возрасте будет не менее эффективно, чем большой набор «развивашек». Очень подробно на многочисленных примерах об организации правильного взаимодействия мамы с ребенком пишет .

В то же время, если речь идет о развитии дошкольника среднего и старшего детсадовского возраста , то знакомство с азами математики и развитие творчества посредством выкладывания рисунков и узоров является важными моментами. Для знакомства со многими понятиями потребуются наглядные примеры. Материалы, описанные выше, являются прекрасным вариантом для этих целей.

Всем приятного и эффективного процесса развития!

Если Вам понравился материал, напишите об этом на своем любимом форуме о малышах и добавьте в свой пост ссылку на эту страницу или сделайте репост этой записи в соцсети:

Также не забудьте подписаться на или присоединиться к группе

Конспект «Логико-математические игры в образовательной деятельности дошкольников»

Составитель: Сафронова Татьяна Александровна воспитатель старшей группы МАДОУ №90 г.Тюмени.

Цель: формирование у детей логического мышления, через логико-математические игры.

Задачи:

Познавательное развитие:

  • формировать элементарные математические навыки в счёте до 10, отсчитывать счётные палочки по заданному числу в игре «Головоломка»
  • развивать у детей геометрическую зоркость закрепить представление о четырёхугольнике, дать представление о многоугольнике через игру «Разложи фигуры»
  • совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги (справа-слева, вверху-внизу, в углу) , через игру «Муравей идёт в гости» , «Карандашик заблудился»
  • развивать глазомер, через игру

Речевое развитие:

  • учить употреблять при объяснении решения игровых упражнений пользоваться выражением
  • совершенствовать диалогическую речь.

Художественно-эстетическое развитие:

  • вырабатывать навыки рисования простым карандашом с лёгким нажимом, обогащать сенсорный опыт
  • закреплять знания об основных формах предметов.

Социально-коммуникативное развитие:

воспитывать эмоциональную отзывчивость и желание общаться.

Физическое развитие:

формировать потребности в двигательной активности, через физкультминутку.

Предварительная работа: решение математических загадок, головоломок, упражнения в преобразовании фигур (игры со счётными палочками) , задания на развитие логического мышления, внимания, игры на развитие смекалки.

Инвентарь: раздаточный набор геометрических фигур на каждого ребёнка, набор счётных палочек на каждого ребёнка, листы с головоломками на каждого ребёнка, листы с лабиринтами, простые и цветные карандаши на каждого ребёнка.

Ход деятельности:

Вводная часть:

От входной двери группы раздаётся стук и входит Почтальон Печкин.

Здравствуйте! Вам посылка от Дяди Фёдора!

Здравствуйте! - отвечают дети.

Здравствуйте, Почтальон Печкин! Проходите к нам в гости! - говорит воспитатель.

Нет, нет! До Нового года осталось очень мало времени, а у меня ещё много писем и посылок для ребят. Я тороплюсь! До свидания всем!

До свидания, Почтальон Печкин!

Ребята, посмотрим, что же нам прислал Дядя Фёдор? - говорит воспитатель.

Да! - отвечают дети.

Воспитатель открывает посылку и достаёт письмо от Дяди Фёдора.

-Ребята, а вот и письмо:

«Дорогие, ребята! Скоро зимние каникулы! А у меня не выполнены задания по математике! Если я не успею их решить, мама не отпустит меня на каникулы в деревню Простоквашино! А в деревне меня уже ждут Кот Матроскин и Пёс Шарик. Помогите мне, пожалуйста!»

Ребята, поможем дяде Фёдору! - спрашивает воспитатель.

Да! - отвечают дети.

Тогда не будем зря терять время, приступаем к выполнению заданий. А вот и первое задание.

Воспитатель поочерёдно достаёт из посылки задания для выполнения.

Основная часть: (самостоятельная деятельность детей в решении игровых занимательных задач)

Воспитатель зачитывает задания для игры №1

Игра 1. «Разложи фигуры»

Цель: развитие внимания и мышления.

Задание:

Найдите и покажите на рисунке треугольники, четырёхугольники, круги.

Найдите фигуру, у которой 6 углов, - это шестиугольник.

Разложите фигуры, как показано на образце.

Материал: раздаточный комплект геометрических фигур на каждого ребёнка. И образец выполнения на магнитной доске.

Воспитатель зачитывает задания для игры№2

Игра 2 «Головоломка»

Цель: развитие логического мышления

Задание:

Учить детей составлять треугольники из определённого количества счётных палочек, пользуясь приёмом пристроения к одной фигуре, взятой за основу. Видеть и показывать при этом новую фигуру, полученную в результате составления, пользуясь выражением «присоединил к одной фигуре другую» , обдумывать практические действия.

Материал: наборы счётных палочек на каждого ребёнка, доска, мел.

1. Воспитатель предлагает детям отсчитать по 5 палочек, проверить и положить их перед собой. Затем говорит: «Скажите, сколько палочек потребуется, чтобы составить треугольник, каждая сторона которого будет равна одной палочке? Сколько потребуется палочек для составления 2 таких треугольников? У вас только 5 палочек, но из них надо составить 2 равных треугольника. Подумайте, как это можно сделать, и составляйте»

После того как большинство детей выполняет задание, воспитатель просит детей рассказать, как надо составить 2 равных треугольника из 5 палочек. Обращает внимание ребят на то, что выполнять задание можно по- разному. Способы выполнения надо зарисовать. При объяснении пользоваться выражением «пристроил к одному треугольнику другой треугольник» (слева и т.д.)

Вопросы для анализа «Как составил 3 равных треугольника? Какой из треугольников составил первым? Какие фигуры получились в результате?»

  1. Составить 2 равных треугольника из 5 палочек.
  2. Составить 3 равных треугольника из 7 палочек.

Воспитатель зачитывает задания для игры №3

Игра №3 «Карандашик заблудился»

Цель: развитие логики через решение прохождения лабиринта.

Задание: Помоги карандашику найти путь к рисунку, который он нарисовал

Материал: картинки с лабиринтом на каждого ребёнка

Физкультминутка:

Мышь взобралась как-то раз, посмотреть который час,
Вдруг часы сказали: бом.
Мышь свалилась кувырком.
Мышь взобралась второй раз, посмотреть который час,
Вдруг часы сказали: бом-бом.
Мышь свалилась кувырком.
Мышь взобралась в третий раз, посмотреть который час,
Вдруг часы сказали: бом-бом-бом.
Мышь свалилась кувырком.

Воспитатель зачитывает задания для игры №4

Игра № 4 «Сколько животных за забором»

Задание: Сколько животных спряталось за забором.

Материал: картинки на каждого ребёнка

Воспитатель зачитывает задания для игры№5

Игра №5 «Муравей идёт в гости»

Цель: развитие логического мышления.

Задание: Отгадайте, в какой домик-гриб идет в гости муравей, если известно, что у этого домика не больше трёх этажей, но и не меньше двух, в нём не больше пяти окошек он без пристроек.

Материал: картинки с головоломкой на каждого ребёнка

Воспитатель зачитывает задания для игры№6

Игра № 6 «Кого не хватает»

Цель: умение находить закономерности.

Задание: Продолжи ряд. Какая рожица должна быть в пустой клетке. Нарисуй её.

Воспитатель зачитывает задания для игры№7

Игра №7 «Загадки»

1. Под кустами у реки жили майские жуки.

Доска, сын, отец и мать,

2. Посадила мама в печь, пироги с капустой печь.

Для Наташи, Коли, Вовы пироги уже готовы.

Да ещё один пирог

Кот под лавку уволок..

Сколько пирогов испекла мама (4)

3. В дом вошла Маринка,

За нею Иринка,

Потом вошёл Игнат.

Сколько всех ребят? (3)

Заключительная часть-рефлексия

Воспитатель обращается к детям

Ребята, вы такие молодцы! Вы отлично справились со всеми трудными заданиями и очень помогли Дяде Фёдору! Поаплодируйте себе! А я сегодня пойду на почту и отправлю посылку с вашими листочками – решениями для Дяди Фёдора и он поедет на зимние каникулы в Простоквашино.

02.06.2016 Viktoria Soldatova

Приветствую всех родителей, заботящихся о развитии своих детей в интерактивной форме. Сегодня мы с вами обсудим математические игры для дошкольников. При этом затронем разные их варианты. Уже не раз говорилось, что все дети индивидуальны, именно поэтому вам уважаемые родители, нужно подобрать вид игры, который заинтересует вашего дошкольника. Ведь только увлеченность занятием даст стимул к развитию математических способностей.

  1. Дидактические
  2. Подвижные
  3. Настольные

Давайте с вами вспомним что такое игра и почему она так важна нашим детям. В ней участвуют два или более игроков, которые применяют смекалку, выстраивают стратегии, соблюдая при этом правила. Конечный результат зависит от поведения и применения знаний всех игроков в данных направлениях. Помимо развлекательного характера подобные забавы несут очень серьезную обучающую функцию. Во взрослой жизни математические игры находят применение в таких профессиях как экономист, политик, юрист. Очень советую почитать о теории игр на Википедии .

Организуя жизнь детей в игре, родители развивают многогранную личность дошкольника. Таким путем дети узнают новое, учатся сосредотачивать внимание, развивают память, творческие способности, логическое мышление, воображение.

Дидактические математические игры для дошкольников

Развивать математическое мышление можно с раннего детства. Для этого существует множество игровых способов, одним из которых являются дидактические игры. Они содержат в себе: поставленную задачу, действие по правилам, результат. Задания усложняются в соответствии с возрастом. Если в 2 года ребенку показываете логическую цепочку из 2 предметов, то старшему дошкольнику в 5 лет можно ее выстраивать из 4-5 предметов. Условия подобных игр – выполнение учебной цели и их проведение в интерактивной обстановке.

Дидактическая игра – Геометрическая мозаика

У нас она живет уже очень давно, но не теряет своей актуальности. Подобный материал можно подготовить самостоятельно, вам нужно будет вырезать из цветной бумаги множество разных геометрических фигур. Затем подготовить карточки с узнаваемыми ребенком объектами. То и другое заламинировать.

Поначалу ребенок просто копирует то что видит на готовом рисунке, при этом учится сопоставлять детали по форме и цвету, тренирует внимательность. Затем сам начинает фантазировать и уже может создать свои изображения без опоры на образец. Теперь включается воображение, наглядно-образное мышление. В обоих случаях развивается мелкая моторика.


Источник фото maam.ru

Наша дидактическая геометрическая мозаика покупная. Она хранится в удобном чемоданчике, все детали деревянные с магнитом на обратной стороне. Таким образом мой дошкольник может собирать сюжеты не только на стенках чемоданчика, но и на магнитной доске висящей и нас на стене. Прилагаются карточки с 50 изображениями разного уровня. Вот такую простую чашку можно собрать на начальном уровне.

На сегодняшний день моему сыну 5 лет 7 месяцев, и порой он все еще хочет работать по образцу, используя более сложные модели. Но чаще его можно застать за сборкой собственного рисунка. Прелесть подобного приобретения не только в компактности хранения и уверенности, что детали не потеряются. Но также в возможности принести собранное родителям и показать что получилось.

Если мама принимает непосредственное участие в занятиях, то в процессе ненавязчивого называния фигур, ребенок обязательно их усвоит. Вместе можно составлять сказку из получившихся персонажей. Более подробно об можно прочесть в отдельной статье. Со временем попробуйте поиграть в “Угадай что это”. Дошкольник самостоятельно собирает рисунок, а родитель должен угадать что на нем изображено. Создавайте шедевры поочередно. Еще интересней если пришли маленькие гости, тогда развлечение обеспечено всем.

Наш набор я приобрела в Амазон, он выпущен компанией Imaginets . Это действительно качественный продукт. Но если вы не проживаете за пределами России, можно посмотреть подобные мозаики в Интернет-магазинах. Обращайте внимание на разнообразность геометрических фигур и наличие карточек с образцами.

Дидактическая игра – Что неправильно?

В нее можно играть как с предыдущими магнитными фигурами, также и с объемными. Дидактическим материалом могут быть любые игрушки в наборе, счетные мишки разных цветов, природный материал – шишки и желуди, например. Играть лучше с несколькими детьми, чтобы присутствовал соревновательный эффект, тогда действительно получается весело. Игроки отворачиваются, родитель быстро расставляет логическую цепочку в которой нарушен ход. Это может быть фигура другого типа, другого цвета, ее отсутствие в логической цепочке или наоборот излишнее присутствие. По команде игроки поворачиваются и быстро произносят увиденную ошибку. Выигрывает тот, кто больше раз определил ее.

Лучше договориться заранее до какого счета играть, мы обычно соревнуемся до 10, а потом хочется повтора . Александр соревнуется с папой, а я устанавливаю логические цепочки. Что развивает эта детская дидактическая игра:

  • Внимательность;
  • быструю реакцию;
  • словарный запас (нужно точно выразить свою мысль);
  • знание точных названий геометрических фигур или цветов (в зависимости от выбранного варианта).

На моем блоге уже были описаны интереснейшие математические игры с дидактическими материалами, которые я делала своими руками, в статье .

Подвижные математические игры для дошкольников

Движение важно всем детям, но именно средним и старших дошколятам оно жизненно необходимо. И если девочки могут спокойно сидеть и собирать мозаику в течении 15-30 минут, то мальчикам это просто не дано природой. Поэтому, планируя математические игры для дошкольников я не могла обойти такой важный их вид как подвижные. Наблюдая за детьми, могу сказать, что подобные занятия приносят удовольствие и мальчикам, и девочкам.

Мои постоянные читатели уже знакомы с Эстеллой, подружкой Александра, которая по понедельникам приходит к нам в гости. Я всегда стараюсь организовать досуг ребятам и предлагаю им мои игры, когда вижу перерыв в их собственных. Дети с удовольствием воспринимают предложения поиграть, я в этих развлечениях участвую только как комментатор и арбитр.

Подвижная игра – Собери правильный предмет

Нам понадобилось:

  • 4 стула;
  • несколько видов геометрических фигур;
  • 2 емкости куда складывать.

Эту математическую подвижную игру я проводила на террасе. Четыре стула поставила попарно друг от друга на приличном расстоянии. В одном конце выложила геометрические фигуры, в другом поставила емкости для принесенных трофеев. Объяснила детям правила игры:

У каждого на стуле есть геометрические фигуры по 8 штук каждой. Взяла их в руки и мы назвали виды – это нужно сделать, чтобы убедиться, что все игроки их знают. Дети становятся около стульев с корзинками, на счет 3 бегут к стулу с фигурами и берут только одну из заданных. Возвращаются, чтобы положить ее в емкость и так до тех пор пока не соберут все 8 штук. Выигрывает тот кто собрал первый.

Итак, мною были подготовлены: квадраты, круги, цилиндры, треугольники, прямоугольники, кубы. Все предметы я выбрала из имеющихся игрушек, стараясь, чтобы геометрическая фигура была сразу узнаваемой. Три вида фигур положила на стул каждому ребенку. В первом раунде предлагалось перенести в корзинку Александра – квадрат и Эстеллы – треугольник. Во втором, круг и прямоугольник, а в конце оставшиеся цилиндр и куб. В завершении игрокам уже не нужно выбирать правильную фигуру, но азарт подвижной соревновательности продолжает присутствовать.

Если вы уверены, что ваши дошкольники знакомы с объемными геометрическими фигурами, то игру можно усложнить выбрав только их. Также можно подобрать предметы похожие на определенную форму. Например лопатка или пластмассовое деревцо напоминающие треугольник, мячик – шар, колба для экспериментов – цилиндр. Оглядитесь вокруг и уверена, что вы найдете подходящие предметы.

Подвижная игра – Соедини точки с цифрой

По стилю проведения она похожа на предыдущую. Но в этом случае игрокам нужно положить карточку с цифрой на карточку с таким же количеством точек. У нас все еще остался набор “Математика с пеленок” от компании Умница, именно им я и воспользовалась. Подобные карточки легко сделать самим, так как вам понадобится небольшое их количество. Точки можно проставить от руки или наклеив липкие кружочки, как на товарах со скидкой.

Подобные подвижные математические игры для дошкольников развивают знание цифр, их сопоставление с количеством, внимательность, соревновательность и стремление к победе. Эстелле был подготовлен набор карточек от 0 до 10, Александру от 20 до 30. Сразу стало понятно, что у девочки ноль вызвал затруднение, а мальчик не смог в быстром темпе определить на глаз большое количество точек. Объяснить понятие нуля не составило труда, а вот Александру мне пришлось заменить карточки от 11 до 21. Дети играли 4 раза, счет 2:2 .

Чтобы разместить большие карточки с точками, мы перешли в квартиру. Сдвинув обеденный стол в сторону, удалось получить 4 метра разбега . Описанные мною две математические игры, дали детям возможность не только подвигаться, но также было видно, что они воспринимаются ими как развлечение.

Настольные математические игры для дошкольников

Я опишу только несколько математических настольных игр, которые у нас есть в наличии и заслуживают внимания. Чем они хороши? Во-первых, настольные игры увлекают всех членов семьи, что имеет большую вероятность совместного времяпрепровождения. Во-вторых, их не нужно подготавливать, как те о которых я написала выше. В-третьих, они направлены на развитие разных аспектов: знания состава числа, умение складывать числа, развивают логику.

Чтобы завершить рассказ об играх детей у нас дома, напишу сразу о напольной игре. Хотя если у вас есть длинный стол, то она может стать и настольной . Richard Scarry’s Busytoun – такого ее название и конечно же она будет любима детьми, которые знакомы с книгами этого автора: Город добрых дел, Книжка про машинки , Книжка о хорошем поведении. Возрастная категория игроков 3+, с этим я абсолютно соглашусь, но и ребята старшего дошкольного возраста тоже с удовольствием в нее играют. Я приобретала ее в Амазон, если вы введете в русский поисковик название, то увидите эту математическую игру для детей на русском рынке.

Я бы сказала, что это первый шаг в счете, так как здесь игрокам после прокручивания стрелки, нужно сделать определенное количество шагов на пути к цели. Ребята развивают умение играть по правилам, соблюдать очередность, внимательность – это здесь один из главных факторов, знакомятся с песочными часами. Суть заключается в следующем:

Игроки выбирают себе персонажи из любимых книжек, всего их 4. По очереди крутят стрелку и в зависимости от ее остановки, применяют действия: отсчитывают шаги принимая решения по выбору дороги, ищут указанный объект. Персонажи двигаются к острову на котором расположен пикник с едой. На острове сидят поросята, которые как известно, очень прожорливы. Если стрелка остановилась на поросенке, то одно из блюд “съедается” противниками. Цель – прибыть на остров до того как поросята всё съедят.

Необычность игры в том, что проигравшего игрока здесь нет, так как играют против поросят. Это командный выигрыш или проигрыш. Вы наверное заметили уважаемые родители, что дошкольникам сложно дается проигрыш. Многие дети плачут и даже отказываются от участия. В данном случае подобное не происходит. Отмечу еще один плюс: когда стрелка выпадает на Золотого жука с лупой, нужно взять одну карточку из колоды, на которой изображен объект поиска. Переворачиваются песочные часы и дети начинают искать указанные предметы в городе. Это отлично развивает внимательность, а если вы изучаете английский язык, то послужит отличной практикой, так как рисунки на карточках подписаны на английском.

Продолжая тему деток, которые не любят проигрывать, расскажу об этой замечательной настольной игре. Она была куплена мною, когда ребенку было 4,5 года. Рекомендация 6+ меня не смутила, так как Александр уже давно усвоил счет в пределах десятка. До этого мы играли в несколько настольных игр и ни с одной не было подобной ситуации. Но в этой развивается не только сложение в пределах десятка, если быть точной до 9, а также быстрая реакция и внимательность. Ребенок не мог считать так быстро как я, а поддаваться не имеет воспитательного смысла. После нескольких проигрышей, он плакал и начал отказываться от участия. Пришлось выдержать паузу, затем объяснить, что если что-то не получается так как хотелось бы, то это можно улучшить только путем практики.

Наш вариант коробки сверху на фотографии и он абсолютно идентичен с русским. В итоге, через 2-3 месяца Александр вышел на фантастический уровень сложения в пределах 9 и стал меня обыгрывать! Прилагающийся звонок производит на детей завораживающее впечатление, мы стали использовать его и в наборе Фрукто 10, который будет описан ниже. Однозначно, говоря про математические игры для дошкольников, Халли Гали стоит на ведущем месте в практике на сложение, доведение его до автоматизма.

Очень похожа на предыдущую, но воспринимаются они совершенно по разному. Игроков может быть от 2 до 5, смысл сводится к тому же: как можно быстрее найти число 10 путем сложения. Допускаются варианты игры по цветам и по типу изображенных фруктов. Во Фрукто 10 не получается работать так быстро как в Халли Галли. Напряженная работа ума в этой игре идет не только на поиск цифр и их сложение, но и на сортировку фруктов по типу, а их на каждой картинке по 4. Чему научился мой дошкольник играя в эту настольную игру – получать 10 складывая несколько чисел. Например: 2+2+6 или 3+4+3. Подобные вычисления нужно произвести быстрее соперника и мой сын меня обыгрывает!

Даный набор выпущен компанией “Банда умников”. Проанализировав обе математические игры на сложение, я посоветую начать с Халли Галли и через время вводить . Которая хотя и рекомендуется детям 7+, но имеет множество вариантов, поэтому идеально подойдет старшим дошкольникам.

Настольная игра Калах семейства Манкала

Признаюсь, что в нашей семье ее называют просто Манкала. Это логико математическая игра на двух игроков, которая прекрасно подойдет дошкольникам и школьникам. Покупала я ее из-за деревянной коробки, представляя какие развивающие занятия смогу с ней организовать. Но придя домой и разобравшись с правилами, поняла, что ее применение будет по назначению. Она развивает логику, выстраивание стратегии, просчитывание ходов наперед. В ней нет случайных победителей, если ошибся с расчетом, то проиграл. Папа с Александром увлекаются ею очень часто – понравилась обоим. Муж видит потенциал и глубокий смысл игры.

Мне она чем-то напоминает Нарды, только кубики здесь бросать не нужно. Обязательно прочитайте об истории возникновения Манкалы , люди не могли ошибаться веками . Не советую приобретать пародии типа 2 в 1, берите именно классический Калах. Если не найдете в деревянной коробке, то есть еще картонный вариант , он будет в разы дешевле.

Ну что же дорогие друзья, надеюсь что описанные мною математические игры для дошкольников пригодятся вам в развитии детей. А настольные помогут провести совместное время с семьей весело и полезно. Напомню, что у меня уже описаны наши и игры с . Если вам понравилась статья, поделитесь ею с друзьями в соц. сетях. Прошу вас не копировать текст целиком, лучше воспользоваться кнопочками ниже.

Чтобы не пропустить новинки блога, подпишитесь!

Вас также может заинтересовать:

Комментарии

    Татьяна

    Июнь 3, 2016 в 05:17

    Надя и Лука

    Июнь 3, 2016 в 05:21

    Людмила Власова

    Июнь 3, 2016 в 06:57

    Katrin

    Июнь 3, 2016 в 07:14

    Елена

Наталья Шульженко
Картотека игровых технологий, игр, упражнений, заданий по развитию логико-математического мышления у старших дошкольников

Картотека игровых технологий , игр, упражнений , заданий

по развитию логико-математического мышления .

Воспитатель Шульженко Н. В.

Игровая технология «Палочки Кюизенера»

Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизенер (1891-1976) разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. В 1952 году он опубликовал книгу «Числа и цвета» , посвященную своему пособию.

«Палочки Кюизенера» – это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете» , цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками.

Задачи :

1. Формировать понятие числовой последовательности, состава числа.

2. Подвести к осознанию отношений «больше – меньше» , «право – лево» , «между» , «длиннее» , «выше» и мн. др.

3. Научить делить целое на части и измерять объекты условными мерками, освоить в процессе этой практической деятельности некоторые простейшие виды функциональной зависимости.

4. Подойти вплотную к сложению, умножению, вычитанию и делению чисел.

5. Развивать психические процессы : восприятие, мышление (анализ, синтез, классификация, сравнение, логические действия , кодирование и декодирование, зрительную и слуховую память, внимание, воображение, речь.

6. Способствовать развитию детского творчества , развития фантазии и воображения, познавательной активности.

7. Развивать умение работать в коллективе.

Комплект состоит из пластмассовых призм 10 различных цветов и форм. Наименьшая призма имеет длину 10мм, является кубиком.

В состав комплекта входят :

белая - число 1 - 25 штук,

розовая - число 2 - 20 штук,

голубая – число 3 - 16 штук,

красная – число 4 - 12 штук,

жёлтая – число 5 - 10 штук,

фиолетовая – число 6 - 9 штук,

чёрная – число 7 - 8 штук,

бордовая – число 8 - 7 штук,

синяя – число 9 - 5 штук,

оранжевая – число 10 - 4 штук.

Палочки Кюизенера являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет «через руки» подвести к пониманию различных абстрактных понятий. С математической точки зрения палочки - это множество, на котором легко обнаруживаются отношения соответствия и порядка следования чисел : 1, 2, 3 … В этом множестве скрыты многочисленные математические ситуации. Цвет и размер палочек, моделируя число, подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий, естественно возникающих в мышлении ребенка . Кроме этого, дети осваивают пространственные отношения (слева, направо, левее, вдоль, выше, чем и др., понятия «между» , «каждый» , «одна из.» , «какой-нибудь» , «быть одного и того же цвета» и т. д. Палочки, как дидактическое средство, вполне соответствуют специфике и особенностям математических представлений дошкольников , уровню развития детского мышления . С накоплением детьми опыта игровых действий с палочками возрастает роль взрослого в развитии у них числовых представлений. Дети осваивают умение соотносить цвет и число, и наоборот, число и цвет

Выбор цвета преследует цель облегчить использование комплекта. Палочки 2, 4, 8 образуют "красную семью"; 3,6,9 "синюю семью". "Семейство желтых" составляют 5 и 10.

Подбор палочек в одно "семейство" (класс) происходит неслучайно, а связан с определенным соотношением их по величине. Например, в "семейство красных" входят числа кратные двум, "семейство синих" состоит из чисел, кратных трем; числа, кратные пяти, обозначены оттенками желтого цвета. Кубик белого цвета ("семейство белых") целое число, раз закладывается по длине любой палочки, а число 7 обозначено черным цветом, образуя отдельное "семейство".

В каждом из наборов действует правило : чем больше длина палочки, тем больше значение того числа, которое она выражает. Цвета, в которые окрашены палочки, зависят от числовых соотношений, определяемых простыми числами первого десятка натурального ряда чисел.

Каждая палочка - это число, выраженное цветом и величиной.

Этапы обучения

На первом этапе палочки используются просто как игровой материал . Дети играют с ними, как с обычными кубиками и палочками, создают различные конфигурации. Их привлекают конкретные образы, а также качественные характеристики материала - цвет, размер, форма

На втором этапе палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.

Игровая технология блоки Дьенеша .

«Блоки Дьенеша- это универсальный дидактический материал, позволяющий успешно реализовывать задачи познавательного развития детей . Дидактический материал основан на методе замещения предмета символами и знаками (методе моделирования, материал конечно же сложный для начала, но очень интересный, и нужный, т. к. работая с блоками необходимо думать, сравнивать, анализировать, делать выводы – развивать мыслительные навыки , логическое мышление .

Золтан Дьенеш - венгерский психолог и математик, теоретик и практик, создатель прогрессивной авторской методики – «новая математика» разработал «Логические блоки » .

Золтан Дьенеш создал простую, но в, то, же время уникальную игрушку. Работа с Блоками Дьенеша, строится по принципу - от простого к сложному.

Логические блоки представляет собой набор из 48 логических блоков , различающихся четырьмя свойствами :

Формой - круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные

Цветом - красные, желтые, синие

Размером - большие и маленькие

Толщиной - толстые и тонкие.

Цель : Развитие познавательных , умственных и творческих способностей у дошкольников

Задачи :

- Развивать мыслительные умения : сравнение, анализ, классификация, обобщение, абстрагирование, кодирование и декодирование информации (расшифровывать)

Ознакомление детей с геометрическими фигурами, формой и размером

- Развивать пространственные представления.

Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.

- Развивать познавательных процессов восприятия памяти, внимания, мышления

- Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.

Формы работы с блоками :

Организованная образовательная деятельность, дополнительная образовательная программа «Занимательная математика» )

Самостоятельная деятельность детей в математическом центре (развивающие игры , логико-математические игры , дидактические игры, логические упражнения )

Совместная и самостоятельная игровая деятельность детей : Сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, настольно-печатные игры;

В подвижных играх : (предметные ориентиры, обозначения домиков, дорожек, лабиринтов) ;

В сюжетно-ролевых играх : “Магазин” – деньги; “Почта” - адрес на доме; “Поезд” - билеты, места;

Методы и приемы работы с блоками :

Инструкции

Пояснения, разъяснения, указания

Вопросы

Словесные отчеты детей о выполнении задания

Контроль, оценка

Условия работы

Поощрять все усилия детей и стремление узнать новое

Избегать отрицательных оценок результатов деятельности

Сравнивать результаты работы ребёнка только с его же собственными достижениями

Играя с блоками Дьенеша дети учатся :

1. Выполняют мыслительные процессы (анализ, сравнение, классификация, обобщение)

2. Выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, обозначать словом их отсутствие

3. Абстрагировать и удерживать в памяти одно, одновременно два или три свойства

4. Обобщать объекты по одному, двум или трем свойствам с учетом наличия или отсутствия каждого.

Вывод : Игры и упражнения с блоками позволяют моделировать важные понятия не только математики, но и информатики.

Работа по карточкам :

На карточках условно обозначены свойства блоков :

Цвет - пятно

Форма – геометрическая фигура

Размер – силуэтом домика (большой, маленький)

Толщина - контурами фигур (круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный)

Подбирая карточки , которые "рассказывают" о цвете, форме, величине или толщине блоков, дети упражняются в замещении и кодировании свойств.

В процессе поиска блоков со свойствами, указанных на карточках , дети овладевают умением декодировать информацию о них. Выкладывая карточки , которые "рассказывают" о всех свойствах блока, малыши создают его своеобразную модель.

Вывод : Карточки - свойства помогают детям перейти от наглядно - образного мышления к наглядно - схематическому, а карточки с отрицанием свойств мостик - к словесно - логическому мышлению .

1 этап работы «Знакомство с блоками» :

Возраст : 3 – 4 года

Задачи :

Познакомить детей с геометрическими фигурами, формой предметов, размером, толщиной

Дети играют с блоками, конструируют различные постройки, создают изображения в альбомах, накладывая фигуры на модели

2 этап работы с блоками «Выявление и абстрагирование свойств» :

Возраст : 4 -5 лет

Задачи : - Развивать умение выявлять в предметах от одного до четырех различных свойств (цвет, форма, размер, толщина) и абстрагировать один из них от других

-Развивать устойчивую связь между образом свойств и словом, которое его обозначает

Самостоятельно составлять алгоритм простейших действий (линейный алгоритм)

Игры :

«Найди такую же фигуру»

«Найди не такую же фигуру»

«Наведи порядок»

«Кто быстрее соберет блоки»

«Волшебный мешочек»

«Собери бусы»

«Цепочка»

3 этап работы «Сравнение, классификация, обобщение»

Возраст 5 – 6 лет

Задачи :

- Развивать умения сравнивать , классифицировать и обобщать предметы по одному, двум и трем свойствам

- Развивать умение сравнивать предметы по заданным свойствам

Игры :

«Второй ряд»

«Построй дорожку»

«Что изменилось»

«Какая фигура лишняя?»

«Игры с обручами»

4 этап работы «Логические действия и операции »

Возраст : 6 – 7лет

Задачи :

-Развивать умение производить логические операции «не» , «и» , «или»

- Развивать умение расшифровывать (декодировать) информацию о наличии и отсутствии определенных свойств, о предметах по их знаково-символическим обозначениям

- Развивать логическое мышление , умение кодировать информацию о свойствах предметов с помощью знаков символов и декодировать ее

- Развивать способность к анализу, сравнению, обобщению

- Развивать умения разбивать множества по одному свойству на два подмножества производить логическую операцию «не»

Игры :

«Архитекторы»

«Логический поезд »

«Мозаика цифр»

Результаты работы :

Дети умеют использовать занимательный материал как в образовательной деятельности, так же в играх самостоятельного характера

Сформированы сенсорные эталоны; ориентировка в пространстве

Сформировано логическое мышление : умение анализировать, делать выводы, обобщать, сравнивать, классифицировать

Эти две игровые технологии воспринимаются детьми как отдельное занятие, так же хорошо друг друга дополняют. Поэтому рекомендуется их использовать в комплексе.

Игровая технология В . Воскобовича «Геоконт»

В народе её называют «дощечка с гвоздиками» . Действительно, на фанерном игровом поле закреплены гвоздики, на гвоздики натягиваются разноцветные резинки – паутинки и получаются контуры геометрических фигур, предметных силуэтов. Малыши создают силуэты по показу взрослого, собственному замыслу, старшие дошкольники – по схеме образцу и словесной модели. В результате игр с «Геоконтом» у детей развивается моторика кистей и пальцев, сенсорные способности (освоение цвета, формы, величины, мыслительные процессы (конструирование по словесной модели, построение симметричных и несимметричных фигур, поиск установление закономерностей, творчество.

На первых этапах игры, в первой младшей группе, мы с детьми учились просто натягивать резинки на гвоздики, я предлагала детям прогуляться пальчиками по красным, синим и т. д. дорожкам. Затем мы строили длинные и короткие дорожки, широкие и узкие, натягивали большой и маленький квадраты, строили дома. Во второй младшей группе я предложила детям простейшие схемы, на которых были изображены дорожки, квадрат, треугольник, прямоугольник, домик и т. д. Предлагалось детям самим придумать узор. Обязательным условием при игре является назвать форму и величину создаваемых предметов.

Игровая технология Б . П. Никитина «Сложи узор»

Игра состоит из 16 одинаковых кубиков, все 6 граней каждого кубика окрашены по-разному в 4-цвета. Это позволяет создавать узоры в громадном количестве вариантов. Эти узоры напоминают контуры различных предметов, картин , которым дети любят давать названия. Дети сначала учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков. Затем ставят обратную задачу : глядя на кубики, нарисовать узор, который они образуют. И, наконец, третье - придумывать новые узоры из кубиков. Используя разное число кубиков и разную не только по цвету, но и по форме (квадраты и треугольники) окраску кубиков, можно изменять сложность заданий в необыкновенно широком диапазоне. В этой игре хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу, этим важным мыслительным операциям, используемым почти во всякой интеллектуальной деятельности.

В первой младшей группе я принесла детям разноцветные кубики, мы с детьми рассмотрели их, назвали цвет каждой стороны, потом я предложила им построить длинную дорогу, башню, ворота, но со сторонами определённого цвета. Так же мы с детьми строили мебель с узором для кукол, дома с окошками и т. д. Далее я предлагаю детям простейшие схемы построения узоров, так же дети самостоятельно придумывают и создают узоры.

Игра-тренажёр со шнуровкой – для детей от 3 до 7 лет.

Цель игры : развитие у детей сенсомоторной координации, пространственного воображения, глазомера, внимания, памяти, наглядно-образного мышления , усидчивости, мелкой моторики рук, а также пополнение и обогащение словарного запаса.

Материал : в состав игры входят развивающие рамки , шнуровки, верёвочки, ленточки разного цвета, длины и толщины.

Содержание игры (краткая аннотация) : ребёнок выбирает понравившуюся развивающую рамку . Используя разные по цвету и толщине верёвочки, шнурки, ленточки, он завязывает их, развязывает , продевая шнурок в ушко кольца. Старшие дошкольники могут не только последовательно продевать шнурки через кольца, но и выполнять более сложные виды шнуровок (крест-накрест, косичкой, учиться завязывать бантики (например, игровое упражнение «Собери бабочку на праздник» ). Дополнительно можно сделать предметы или детали, которые малыш будет привязывать (например, яблоки ёжику) . По ходу игры можно закреплять счёт.

Забавные красочные персонажи, оформленные аппликацией (улитка, паук, божья коровка, бабочка, ёжик) без труда сделают обучение ребёнка радостным и увлекательным.

Во время игры старайтесь задавать ребёнку как можно больше вопросов, чтобы стимулировать его речевую деятельность. Можно сопровождать художественным словом (загадками, стихами) .

Загадки про божью коровку для маленьких детей начинаются с первого знакомства с ней со стишка : “Божья коровка лети на небо, там твои детки кушают конфетки”. Иногда ещё добавляют : “Всем по одной, а тебе ни одной”. А старшим дошкольникам можно загадать загадку или выучить стихотворение.

Игры, побуждающие ребёнка манипулировать тонкими верёвочками и шнурками : завязывать, развязывать , привязывать активно тренируют мелкую моторику рук, что является важнейшей составляющей его физического и интеллектуального развития .

Развивающая многофункциональная игра «Волшебный круг» .

Для детей от 3 до 7 лет.

Цель игры : Закрепление математических и сенсорных представлений (величина, форма, цвет, количество) и звукобуквенного анализа. Развитие внимания , зрительного восприятия, сообразительности, мыслительной операции, мелкой моторики рук.

Материал к игре : круг и вкладыши с набором карточек (в данном случае цифры и геометрические фигуры) .

Рекомендации : Наборы карточек можно использовать для игр «Найди лишнее» , «Соедини букву с картинкой » , «Соедини количество с числом» , «У какого предмета такой же цвет?» , «Найди предмет такой же формы» .

В зависимости от цели игры и возраста детей набор карточек может меняться .

Дидактическая игра «Математические цветочки» .

Игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста .

Цель игры : Совершенствование навыков количественного и порядкового счёта; закрепление состава числа в пределах 10; развитие сообразительности , логического мышление ; закрепление цветов спектра.

Материалы к игре : Много разноцветных лепестков, на которых наклеены цифры от 1 до 10, серединки цветов с цифрами, цветные кружочки с цифрами от 0 до 10 для добавления к лепесткам, чтобы получилась нужная сумма.

Игровые действия :

Нужно составить цветочек из отдельных лепестков так, чтобы их количество соответствовало цифре, написанной на кружочке (серединке) будущего цветка. Лепестки выложить вокруг серединки по порядку, начиная с цифры 1.

Цвет серединки и цифры на лепестках окрашены в один цвет для того, чтобы дети быстрее и правильнее справлялись с заданием . Затем нужно на каждый лепесток добавить недостающую цифру, чтобы сумма на лепестке составила число, написанное на серединке цветочка.

Во время игры дети закрепляют навыки счёта в пределах 10, учатся называть числа в прямом и обратном порядке, определять пропущенное число, раскладывать число на два меньших.

Игра «Математическая рыбалка» .

Игра предназначена для детей подготовительной группы.

Цель игры :

1. Закрепить у детей умение выполнять простые арифметические действия на сложение и вычитание. Развивать внимание и сосредоточенность.

2. Словарная работа : учить отвечать на вопросы ведущего точным ответом, используя личные местоимения.

Ход игры:

Детям раздаются макеты ведерок с цифрами. Ведущий достает из коробки рыбку с написанным на боку арифметическим действием и задает вопросы . Ответы должны быть построены соответственно заданному вопросу .

Например :

Вопрос : Это чья рыбка?

Ответ : Это моя рыбка.

Вопрос : Кому достанется эта рыбка?

Ответ : Эта рыбка достанется мне.

Вопрос : В чье ведро попадет эта рыбка?

Ответ : Эта рыбка попадет в мое ведро.

Вопрос : Эта рыбка из чьего ведра?

Ответ : Эта рыбка из моего ведра.

Дети должны мысленно составить ответ на арифметическое действие на боку рыбки с номером на ведерке. Побеждает тот, у кого к концу игры рыбок окажется больше. Аналогично можно сделать игру «Собери яблочки в корзинку» или «Раз, грибок, два, грибок, полезай-ка в кузовок» .

Дидактическая игра «Числовой ряд»

Цель : закрепить знание последовательности чисел в натуральном ряду.

Ход игры : двое детей, сидящих за одним столом, раскладывают перед собой лицевой стороной вниз карточки с цифрами до 10 . Некоторые из них встречаются в наборе дважды. Каждый играющий в порядке очередности берет карточку с цифрой , открывает ее и кладет перед собой. Затем, первый играющий открывает еще одну карточку . Если обозначенное на ней число меньше числа открытой им, то возвращает ее на место, а право хода передает соседу. Выигрывает тот, кто первым выложил свой числовой ряд.

Дидактическая игра «Сладкое чаепитие»

Цель : обучение счету до 10.

Воспитатель готовит из цветного картона чайные чашки разного цвета, формы и размера, на которых наклеены цифры, а также «кусочки сахара» размером 1х1 см из белого картона , лежащие на маленьких кукольных тарелочках.

Ребенок выбирает себе чашку, не видя цифры, называет цифру и кладет в нее соответственное количество «кусочков сахара» .

Каждый раз в данной игре меняем сюжет : напоим чаем кукол, чаепитие на лесной полянке, день рождения в детском саду и т. д.

ЗАГАДКИ – ШУТКИ

…Из какой посуды нельзя ничего съесть? (Из пустой)

Курица, стоящая на одной ноге, весит 2 кг. Сколько весит курица, стоящая на двух ногах? (2 кг)

Одно яйцо варят 4 минуты. Сколько минут надо варить 6 яиц? (4 мин)

На столе лежало 4 яблока. Одно из них разрезали пополам и положили на стол. Сколько яблок на столе? (4 яблока)

Весёлые задачи в стихах ,

1. На крыльце сидит щенок, Греет свой пушистый бок.

Прибежал еще один И уселся рядом с ним.

(Сколько стало щенят)

2. Сидит белка на тележке, Пальчики сжаты в кулачки, ударяем кулак о кулак

Продает она орешки : Лисичке-сестричке, Разгибаем большой пальчик

Воробью, синичке, Разгибаем указательный и средний пальчики

Мишке толстопятому Разгибаем безымянный пальчик

И заиньке усатому. Разгибаем мизинчик.

Дополни фразу :

Если песок мокрый, то.

Мальчик моет руки, потому что…

Если идет дождь…

Сегодня суббота, значит…

Наборы развивающих карточек «Умные карточки » «Учимся сравнивать» , «изучаем геометрические фигуры»

Как заниматься с ребенком по карточкам

В наборе 32 карточки : 10 карточек содержат изображения предметов с противоположными признаками и вопросы по изучаемому признаку, 20 карточек с изображениями предметов для сравнения и 2 карточки с инструкцией . Представленные в карточках противоположные признаки предметов доступны для понимания малышей и могут быть перенесены на реальные предметы.

Чтобы усвоение противоположных признаков шло эффективнее, обращайте внимание ребенка в повседневной жизни на свойства предметов. Например, говорите ему так : «Этот дом высокий, а тот низкий» , «Утром светло, а ночью темно» и т. д.

Игра «Сравни»

Возьмите карточку , на которой изображены два предмета с противоположными свойствами. Попросите ребенка сравнить эти предметы : найти, чем предметы похожи и чем различаются. Если ребенок затрудняется, помогите ему вопросами : «Это какой мяч?» , «Что произошло с этой машинкой» и т. д. Четко проговорите противоположные свойства.

Затем переверните карточку и задайте предложенные вопросы.

Попросите ребенка найти на других карточках точно такие же предметы, что и на вашей карточке , и рассказать, глядя на них, где какой предмет и чем эти предметы различаются.

На следующем этапе предложите найти карточки с другими предметами, но с тем же самым противоположным свойством.

Игра «Подбери пару»

Положите перед ребенком все карточки с одним предметом на каждой стороне. Возьмите карточку , спросите, что ребенок видит на ней. Прочитайте надпись на карточке . Попросите подобрать пару по противоположному признаку, рассматривая карточки с обеих сторон .

Обращайте внимание на речь ребенка. В случае затруднения помогайте собственными формулировками : «Это большой мяч, а это маленький мяч» , «Здесь тонкая кисточка, а тут - толстая» .

На следующем этапе предложите ребенку самому составлять пары и называть противоположные признаки.

Старайтесь , чтобы в речи ребенка были не только «большие» и «маленькие» предметы, но учите его сравнению по разным основаниям - по толщине, длине, высоте и т. д.

Лего-мозаика В. П. Новикова. Л. И. Тихонова игры на основе геометрической мозаики

С помощью геометрической мозаики дошкольники могут выкладывать различные предметы, объединяя их в сюжетную картинку . Способы выкладывания предметов могут быть самыми разнообразными, так как зависят от умственного развития ребенка , его творческой активности и, соответственно, интереса к деятельности.

Дети объясняют, какая фигура получилась, на что она похожа, из каких фигур составлена. Например, получился ромб белого цвета. Это может быть : «печенье» , «кусок пирога» , «фонарик» , «игрушка с елки» (если перевернуть фигуру) . Старшие дошкольники могут посчитать треугольники (6 шт., выделить большие и маленькие треугольники; могут подсчитать количество многоугольников (9 шт.) и четырехугольников.

Возможны разные варианты привлечения младших дошкольников к игре с геометрической мозаикой. Сама фигура -это готовый образ предмета. Следует только напрячь воображение и увидеть в квадрате, круге определенного цвета предмет или часть предмета. Например, для старших дошкольников треугольник - это ухо кошки, нос птицы или его часть, а для малышей красный треугольник - это язычок, крыша, юбка.

«Логико-математические игры на занятиях по ФЭМП и в свободное время»

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.

Игра — это огромное светлое окно, через которое
в духовный мир ребенка вливается живительный поток
представлений, понятий об окружающем мире.
Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и
любознательности».

В. А. Сухомлинский

Развивающие игры способствуют развитию:

Ø - Внимания

Ø - Мышления

Ø - Памяти

Ø - Логике

Ø - Мыслительным процессам:

· Сравнение

· Классификацию

· Обобщение

· Синтез.

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовывать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке.

Используются логико-математические игры и с целью формирования представлений, ознакомления с новыми сведениями. При этом непременным условием является применение системы игр и упражнений.

Дети очень активны в восприятии задач - шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что стимулирует мыслительную активность. Ребенку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, которая увлекает его.

Из всего многообразия математического материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры. Основное назначение игр - обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений, и т. д. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.

Логико-математические игры включаются непосредственно в содержание занятий как одной из средств реализации программных задач. Место этим играм в структуре занятия по ФЭМП определяется возрастом детей, целью, значением, содержанием занятия, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений. Логико - математические игры уместны и в конце занятия с целью воспроизведения, закрепления ранее изученного.

В формировании у детей математических представлений широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения. Они отличаются от типичных заданий и упражнений необычностью постановки задачи (найти, догадаться, неожиданностью преподнесения ее от имени, какого-либо литературного сказочного героя (Буратино, Чебурашки, Незнайки). Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение логико-математических игр, задач и упражнений в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. Воспитатель вооружает детей лишь схемой и направлением анализа занимательной задачи, приводящего в конечном результате к решению. Систематическое упражнение в решении задач таким способом развивает умственную активность, логическое мышление, самостоятельность мысли, творческое отношение к учебной задаче, инициативу.

В детском саду в утреннее и вечернее время можно проводить игры математического содержания (словесные и с использованием пособий, настольно - печатные, такие, как «Домино фигур», «Составь картинку», «Арифметическое домино», «Лото», «Найди пару», игры в шашки и шахматы. При правильной организации и руководстве со стороны воспитателей эти игры помогают развитию у детей познавательных способностей, формированию интереса к действиям с числами, и геометрическими фигурами, величинами, решению задач. Таким образом, математические представления детей совершенствуются. Но этого недостаточно для выявления и развития многообразных интересов и склонностей дошкольников. Дидактические игры организуются и направляются воспитателем. Дети редко играют в них по собственному желанию. В детском саду нужно создавать такие условия для математической деятельности ребенка, при которых он проявлял бы самостоятельность при выборе игрового материала, игры, исходя из развивающихся у него потребностей, интересов. В ходе игры, возникающей по инициативе самого ребенка, он приобщается к сложному интеллектуальному труду.

Уголок занимательной математики - это специально отведенное, математически оснащенное играми, пособиями и материалами и определенным образом художественно оформленное место. Организовать его можно, используя обычные предметы детской мебели: стол, шкаф, обеспечив свободный доступ детей к находящимся там материалам. Этим самым детям предоставляется возможность выбрать интересующую их игру, пособие математического содержания и играть индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой.

Организуя уголок занимательной математики, надо исходить из принципа доступности игр детям в данный момент и помещать в уголок такие игры и игровые материалы, освоения которых детьми возможны на разных уровнях. От усвоения заданных правил и игровых действий они переходят к придумыванию новых вариантов игр. Большие варианты для творчества имеются в играх «Танграм», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг», «Кубики и цвет», «Кубики для всех» и др. Дети могут придумывать новые более сложные силуэты не только из одного, но и из 2 - 3 наборов к игре; один и тот, же силуэт, например, лису, составлять из разных наборов. Для стимулирования коллективных игр и творческой деятельности дошкольников необходимо использовать магнитные доски, фланелеграф с наборами фигур, счетных палочек, альбомы для зарисовки придуманных ими задач, составления фигур. Из многообразия головоломок наиболее приемлемы в старшем дошкольном возрасте головоломки с палочками. Их называют задачами на смекалку геометрического характера, так как в ходе решения, как правило, идет трансфигурация, преобразование одних фигур в другие, а не только изменение их количества. В дошкольном возрасте используются самые простые головоломки. Необходимо иметь наборы обычных счетных палочек, чтобы составлять из них наглядные задачи - головоломки. Кроме этого потребуются таблицы с графически изображенными на них фигурами, которые подлежат преобразованию. На обратной стороне таблицы указывается, какое преобразование надо проделать и какая фигура должна получиться в результате.

Особое место среди математических развлечений занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей из специальных наборов геометрических фигур. Наборы фигур при этом подбираются не произвольно, а представляют собой части разрезанной определенным образом фигуры: квадрата, треугольника, круга, овала. Они интересны детям и взрослым. Детей увлекает результат составить увиденное на образце или задуманное, и они включаются в активную практическую деятельность по подбору способа расположения фигур с целью создания силуэта.

Из многообразия логико-математических игр и развлечений наиболее доступными и интересными в дошкольном возрасте являются загадки, задачи - шутки. В загадках математического содержания анализируется предмет с временной точки зрения, с количественной или пространственной, подмечены простейшие математические отношения: Два кольца, два конца, а посередине гвоздик (ножницы). Четыре братца под одной крышей живут (стол) .

Назначение загадок и задач - шуток, занимательных вопросов состоит в приобщении детей к активной умственной деятельности, выработки умения выделять главные свойства, математические отношения, замаскированные внешними несущественными данными. Они могут быть использованы воспитателем в процессе разговоров, бесед, наблюдений с детьми за какими либо явлениями, то есть в том случае, когда создается необходимая ситуация. С целью развития мышления детей используют различные виды логических задач и упражнений. Это задачи на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряда фигур, знаков, на поиск закономерностей, чисел, на поиск недостающей в ряду фигуры (нахождение закономерностей, лежащих в основе выбора этой фигуры) и др., например: Какая из фигур здесь лишняя и почему? Какое число надо поставить в пустую клетку? Игра - «Четвертый лишний». Назначение логических задач и упражнений состоит в активации умственной деятельности ребят, в оживлении процесса обучения.

Игры на смекалку, головоломки, занимательные игры вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. В таких занятиях формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться об ответе, проявляя при этом творчество.