Условия и принципы экономической свободы. Общие положения о правовом регулировании экономической деятельности в российской федерации Свобода экономической деятельности конституционные основы по конституции

После изучения данной главы студент должен знать:

  • понятие социально-экономических прав и свобод;
  • понятие свободы экономической деятельности;
  • право частной собственности;
  • трудовые права и свободы;
  • семейные права;

уметь:

владеть:

  • навыками исполнения и соблюдения социально- экономических прав и свобод;
  • навыками использования социально-экономических прав и свобод.

Свобода экономической деятельности

Отдельную группу конституционных прав и свобод составляют социально-экономические и культурные права и свободы человека и гражданина. Они касаются таких важных сфер жизни человека, как предпринимательская и иная экономическая деятельность, собственность, труд, отдых, здоровье, образование. Их задача состоит в обеспечении материальных, духовных и других социально значимых потребностей личности. Эти права направлены на расширение возможностей для каждого члена общества обладать и пользоваться материальными благами, чтобы обеспечить достойное существование. При этом следует отметить, что особенностью социальных прав является то, что они не подлежат безусловной судебной защите.

В основе социально-экономических прав лежит признание необходимости осуществления государством социальных функций по социальной защите отдельных категорий населения путем перераспределения национального дохода, «выравнивания» социальных неравенств.

В перечне социально-экономических прав, принятых в мировой практике конституционного законодательства, право на работу, на оплачиваемый труд, на минимальную заработную плату, на равную оплату равного объема работы, на благосостояние, жилище, одежду, образование, здравоохранение, отдых, а также на особое попечение о детях. Принято считать, что это не просто как определенные требования к правительству, а это требование от властей чего-то нового, того, что еще не существует, чаще всего использовать определенные денежные суммы или иные ресурсы на социальные нужды, а также переставлять акценты в выборе приоритетов. При этом наблюдается некоторое расхождение в разграничении социальных, экономических и социально-экономических прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации.

К числу экономических прав Конституция РФ относит право на экономическую деятельность, право частной собственности (ст.35 Конституции РФ), в том числе право частной собственности на землю. Трудовые права - свобода труда, право на труд и защиту от безработицы, право на забастовку, право на отдых (ст.37 Конституции РФ). В числе социальных прав Конституция РФ провозглашает охрану семьи, материнства и детства, право на социальное обеспечение, право на жилище, право на охрану здоровья и медицинскую помощь. К культурным правам Конституция РФ относит право на свободу творчества, на участие в культурной жизни, право на образование. Социально- экономические и культурные права и свободы закреплены в ст.ст.34^4 Конституции РФ.

Свобода экономической деятельности выступает в качестве одной из основ конституционного строя (ст.8 Конституции РФ). Право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, которое вытекает из свободы личности и права на частную собственность, является важным элементом рыночной экономики. Согласно ч.1 ст.34 Конституции РФ, каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. В сочетании с правом частной собственности такая свобода предпринимательства выступает как правовая база рыночной экономики.

Государственные органы гарантируют и поощряют развитие бизнеса, предпринимательства, защищают имущество граждан наравне с государственной собственностью. В то же время государство вправе ограничивать некоторые виды деятельности (например, производство оружия) или обусловливать ее разрешениями (лицензиями), регулировать экспорт-импорт, требовать финансовой отчетности, уплаты налогов. Все это необходимо в интересах развития экономики страны и опирается на законодательную базу, прежде всего на ГК РФ.

Конкретные вопросы, связанные с реализацией права на экономическую деятельность, регулируются большим числом законодательных актов: Гражданский кодекс РФ, ФЗ «О производственных кооперативах», ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», ФЗ «О специальных защитных антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров», ФЗ «О защите конкуренции» и др. Согласно ст.2 Гражданского кодекса РФ, предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Следует обратить внимание на то, что не все способности одобряются законодателем в отношении предпринимательства и иной экономической деятельности. Поощряются только такие способности, которые приносят общественную пользу и не запрещены законом. Конституция РФ выделяет форму экономической деятельности, подлежащей запрету. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ч.2 ст.34 Конституции РФ). Согласно ст.4 ФЗ «О защите конкуренции», монополистическая деятельность - злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью. Недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам- конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации. Такого рода конкуренция бьет по интересам как граждан, так и экономики, в результате ущемляются интересы потребителей.

«В Российской Федерации гарантируются единство

экономического пространства, свободное перемещение товаров,

услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода

экономической деятельности».

Конституция Российской Федерации, статья 8, часть 1.

Экономическая свобода - понятие весьма широкое и по этой причине мы не будем рассматривать его во всем объеме и полноте, а остановимся только на «свободе» коммерческих банков устанавливать процентную ставку по депозитам для физических лиц, ибо в настоящее время банковское сообщество испытывает определенное давление по этой части со стороны регулятора - Банка России.

Прежде всего, замечу, что автору прекрасно известно содержание части 4 статьи 4 федерального закона № 174-ФЗ от 13 октября 2008 года «О внесении изменений в статью 11 федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации», согласно которому со дня вступления в силу названного Федерального закона и до 31 декабря 2009 года включительно в случае неисполнения в установленный Банком России срок предписаний Банка России об устранении нарушений, выявленных в деятельности кредитной организации, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией банковские операции или сделки создали реальную угрозу интересам ее кредиторов (вкладчиков), Банк России вправе ввести ограничения на величину процентной ставки, которую кредитная организация определяет в договорах банковского вклада, заключаемых (пролонгируемых) в период действия ограничения, в виде максимального значения процентной ставки (но не ниже двух третей ставки рефинансирования Банка России по банковским вкладам в рублях и не ниже ставки ЛИБОР по банковским вкладам в иностранной валюте на дату введения ограничения), на срок до одного года. В целях настоящего положения в расчет процентной ставки наряду с процентами включаются любые непроцентные платежи, которые кредитная организация выплачивает вкладчикам - физическим лицам.

Мы сейчас не будем обсуждать возможность пролонгации до 31 декабря 2010 года права Банка России ограничивать величину процентной ставки в договорах банковского вклада - эта информация муссируется средствами массовой информации.

Интересно другое - уж если законодатель так заботится об интересах кредиторов (вкладчиков) банка, то почему он не предоставил Банку России право ограничивать процентную ставку по договорам банковского вклада навечно, а не только на срок до 31 декабря 2009 года включительно?

Складывается впечатление, что, если законодатель предусматривает данную меру как временную, то, по всей видимости, он и сам понимает, что указанная правовая норма отдает «волюнтаризмом» и носит далеко не рыночный характер.

К тому же, если вспомнить времена десятилетней давности - автор имеет в виду кризис 1998 года и последующие один-два года, - то мы увидим, что, например, в феврале 2000 года ставка рефинансирования, установленная Банком России, была 45%. Соответственно и проценты по банковским вкладам значительно превышали нынешние пресловутые 17-18%, на которые так ополчился Банк России. И ведь что удивительно - банковская система-то в целом выжила, (если не считать несколько «непотопляемых авианосцев» в виде олигархических банков, типа СБС-АГРО, Инкомбанка и иже с ними), несмотря на высокие ставки процентов по депозитам, которые существовали в начале века. И никто не говорил, что раз банки привлекают депозиты под такие проценты, значит, они не собираются возвращать их вкладчикам.

Интересную информацию для обсуждения данной проблемы мы находим в небезызвестном письме Центрального банка Российской Федерации (ЦБ РФ) от 29 июля 2009 года № 93-Т « О работе с банками, устанавливающими процентные ставки по депозитам физических лиц на уровне выше рыночных». В данном письме констатируется тот факт, что анализ информации об уровне процентных ставок по вкладам физических лиц свидетельствует о росте уровня указанных ставок, вызванном повышением интереса кредитных организаций к вкладам населения как к источнику ресурсов. В то же время руководство ЦБ РФ сетует на то, что территориальными учреждениями Банка России

Не изучаются причины, обусловившие их повышение,

Не анализируется динамика объемов привлеченных средств во вклады по отдельным продуктам,

Не устанавливаются реальные источники и достаточность процентной маржи для обеспечения доходности банков.

В связи с этим возникает вопрос, как можно, не изучив экономическую обоснованность привлечения банками денежных средств под повышенные процентные ставки, достаточность процентной маржи для обеспечения доходной деятельности банка, уровень ликвидности банка с точки зрения обеспечения выполнения обязательств, а также не оценив реальность формирования доходов банков в форме процентов по ссудам и иным активам, приносящим доход, устраивать гонения на повышенные процентные ставки по депозитам?

Скептическое отношение вызывает и методическая рекомендация по определению среднерыночной ставки, как превышающей на два процентных пункта среднюю по 10 крупнейшим банкам величину максимальных ставок в рублях, которые кредитные организации выплачивают вкладчикам - физическим лицам. Можно ли сравнивать десять крупнейших российских банков, имеющих доступ к средствам государственной поддержки, к более дешевым иностранным кредитам и рядовые российские банки, которые не имеют доступа к подобным источникам?

Озабоченность и законодателя, и Банка России интересами вкладчиков достаточно понятна, но почему проблему надо решать, попирая основные принципы и нормы гражданского оборота?

Для читателя, не искушенного в юридических вопросах, поясним, что в гражданском праве один из основных принципов - это принцип свободы договора, который провозглашается в статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ):

«Статья 421. Свобода договора

1. Граждане и юридические лица свободны в заключении договора.

Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

2. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами.

3. Стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.

4. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).

В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой.

5. Если условие договора не определено сторонами или диспозитивной нормой, соответствующие условия определяются обычаями делового оборота, применимыми к отношениям сторон.

Статья 422. Договор и закон

1. Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

2. Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров».

Обратите особое внимание на пункт 4 статьи 421 ГК РФ - условия договора (в частности, процентная ставка по договору банковского вклада) определяются по усмотрению сторон, а не по усмотрению Банка России (или его территориальных управлений).

Конечно же, Банк России в соответствии с законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» вправе по вопросам, отнесенным к его компетенции названным законом и другими федеральными законами издавать в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. Но в том-то и дело, что Банк России пока не издавал нормативного акта, прямо формулирующего содержание условия о процентной ставке для депозитных договоров с физическими лицами.

Упомянутое выше письмо Банка России № 93-Т, рекомендующее территориальным управлениям направлять письменные рекомендации по снижению нерыночной величины процентной ставки (величин процентных ставок), указывая при этом на возникновение реальной угрозы устойчивости банка и интересам его кредиторов (вкладчиков), и называть конкретные сроки, в течение которых процентные ставки должны быть снижены, не является нормативным актом, поскольку оно не является ни указанием, ни инструкцией, ни положением, а потому играет для коммерческих банков только роль «огородного пугала» - считается, что если Банк России «покажет зубы» коммерческим банкам, то этого будет достаточно. И это действительно так - вряд ли кто из коммерческих банков вступит с ЦБ РФ в открытую конфронтацию.

Смотрите, какая в связи с этим интересная ситуация получается: формально, то есть на уровне нормативного акта, Банк России ничем не ограничил свободу коммерческих банков по установлению процентной ставки по депозитам физических лиц, хотя и вправе был сформулировать ограничительное условие, касающееся процентной ставки по договору банковского вклада, в нормативном акте (именно этого требует пункт 4 статьи 421 ГК РФ). Другими словами, сложился забавный прецедент, когда гражданские отношения начинают регулироваться не собственно нормативными актами, а по сути дела «угрозами и запугиванием» участников гражданского оборота со стороны властных структур, в данном случае непосредственно со стороны регулятора.

Что же касается предписания территориальным управлениям Банка России безотлагательно применять ограничение, предусмотренное частью 4 статьи 4 Федерального закона № 174-ФЗ в случае, если коммерческим банком не предпринимаются действия по снижению уровня процентных ставок до уровня рыночных, то, думается, оно некорректно, - по крайней мере, с точки зрения статьи 421 ГК РФ, ибо содержание условия договора банковского вклада с физическим лицом, ограничивающее процентную ставку по вкладу, должно быть определено на уровне «закона или иного правового акта». А иной правовой акт может быть издан только самим Банком России, но никак не его территориальными органами.

Можно признать тот факт, что часть 4 статьи 4 Федерального закона № 174-ФЗ предоставляет Банку России право ввести ограничения на величину процентной ставки, которую кредитная организация определяет в договорах банковского вклада, заключаемых (пролонгируемых) в период действия ограничения, в виде максимального значения процентной ставки (но не ниже двух третей ставки рефинансирования Банка России по банковским вкладам в рублях и не ниже ставки ЛИБОР по банковским вкладам в иностранной валюте на дату введения ограничения), на срок до одного года.

Но значит ли это, что ограничение, в виде максимального значения процентной ставки, должно вводиться - вразрез с требованием статьи 421 ГК РФ - вне правового акта? Ведь сама часть 4 статьи 4 Федерального закона № 174-ФЗ максимального значения процентной ставки не устанавливает; единственное, о чем она говорит, что максимальное значение процентной ставки не может быть ниже двух третей ставки рефинансирования Банка России по банковским вкладам в рублях или ниже ставки ЛИБОР по банковским вкладам в иностранной валюте на дату введения ограничения.

Поэтому мы не можем признать, что часть 4 статьи 4 Федерального закона № 174-ФЗ формулирует содержание условия, ограничивающего максимальную величину процентной ставки для договора банковского вклада с физическим лицом; она только закрепляет за Банком России право на установление подобного ограничения.

В то же время несложно понять, что Банку России не очень-то хочется фиксировать содержание условия, ограничивающего максимальную процентную ставку по банковскому вкладу с физическим лицом в нормативном акте, ибо такую ограничительную меру он хотел бы применять исключительно избирательно - к наиболее «строптивым» банкам, которые не понимают намеков и рекомендаций. Однако, если строго придерживаться буквы закона, то, не приняв соответствующего нормативного акта, Банк России не может ограничивать максимальные процентные ставки коммерческих банков по депозитам физических лиц, не погрешив при этом против статьи 421 ГК РФ.

К тому же есть еще один деликатный момент. Вся эта катавасия вокруг процентных ставок по депозитам физических лиц не слишком красиво выглядит с точки зрения части 1 статьи 8 (она вынесена в эпиграф данного материала), а также статьи 74 Конституции Российской Федерации.

Статья 74 Конституции РФ устанавливает, что:

«1. На территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

2. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей».

Обратите внимание, что статья 74 допускает возможность ограничения перемещения только товаров и услуг, но не финансовых средств, тогда как возможность ограничения максимальной процентной ставки по договорам банковского вклада физических лиц можно расценивать как ограничение свободного перемещения финансовых средств в направлении коммерческих банков, которые предлагают более высокие процентные ставки.

Но даже ограничения перемещения товаров и услуг вводятся только в целях необходимости обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. Подводить под этот исчерпывающий перечень заботу об интересах вкладчиков было бы большой натяжкой, хотя у нас все возможно, в том числе и такое.

Вдобавок, если посмотреть на возникшую ситуацию через призму федерального закона «О защите конкуренции», - а в данном случае этот закон притягивается действительно «за уши», поскольку мы не можем констатировать, будто бы банки, устанавливающие процентные ставки по вкладам физических лиц в размере 17-18 процентов, занимают доминирующее положение, - то окажется, что методику определения необоснованно высокой и необоснованно низкой цены услуги кредитной организации утверждает, хотя и по согласованию с Центральным банком Российской Федерации, антимонопольный орган, а вовсе не сам Банк России. Поэтому гонения на высокие процентные ставки по вкладам физических лиц можно было бы ожидать не столько со стороны Банка России, сколько со стороны антимонопольного органа, который в свое время довольно активно вмешивался в деятельность кредитных организаций, оказывающих, например, услуги по потребительскому кредитованию граждан. (Напомню, что необоснованно высокая цена финансовой услуги или необоснованно низкая цена финансовой услуги - это цена финансовой услуги или финансовых услуг, которая установлена занимающей доминирующее положение финансовой организацией и которая существенно отличается от конкурентной цены финансовой услуги, и (или) затрудняет доступ на товарный рынок другим финансовым организациям, и (или) оказывает негативное влияние на конкуренцию).

В связи со всем вышеизложенным возникает вопрос, а не конструктивнее ли было бы решить проблему с высокими процентными ставками по депозитам физических лиц иным путем - например, изменив порядок исчисления и уплаты страховых взносов в федеральном законе «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»? Уж коль признается, что банк, устанавливающий более высокие процентные ставки по договорам банковского вклада с физическими лицами, принимает на себя более высокий риск по сравнению с остальным банковским сообществом, то, наверное, было бы справедливым поставить исчисление страховых взносов в зависимость не только от средней хронологической за расчетный период ежедневных балансовых остатков на счетах по учету вкладов, за исключением денежных средств во вкладах, которые не подлежат страхованию, но и от средневзвешенной процентной ставки, действующей в банке в последний расчетный период.

А то как-то некрасиво выглядят гонения на процентные ставки по банковским вкладам физических лиц на фоне того, что сам законодатель вносит определенные послабления в федеральный закон «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» по части соответствия банков требованиям к участию в системе страхования вкладов. Автор имеет в виду приостановление до 31 декабря 2010 года включительно действия пункта 2 части 3, пунктов 1 и 3 части 3.1 статьи 48 названного закона.

Для тех, кто не помнит, о чем говорится в названных пунктах, я напомню.

В пункте 2 части 3 статьи 48 закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» говорится о том, что банк не соответствует требованиям к участию в системе страхования вкладов в случаях, если он в течение шести месяцев подряд не выполняет один и тот же обязательный норматив из числа установленных Банком России. (Невыполнением обязательного норматива в отчетном месяце является его нарушение по совокупности за шесть и более операционных дней в течение данного месяца).

Что касается части 3.1. статьи 48 федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», то она устанавливает, что финансовая устойчивость банка должна быть признана Банком России недостаточной, в частности, в случаях, если банк:

Имеет оценку "неудовлетворительно" по одной и той же группе показателей: оценки капитала, включающей показатели оценки достаточности и качества капитала (а), оценки активов, включающей показатели качества задолженности по ссудам и иным активам, размера резервов на потери по ссудам и иным активам, степени концентрации рисков по активам, включая величину кредитных рисков на акционеров (участников) и инсайдеров (б), оценки ликвидности, включающей показатели ликвидности активов, ликвидности и структуры обязательств, общей ликвидности банка, риска на крупных кредиторов и вкладчиков (в) на шесть отчетных месячных дат подряд или на две отчетные квартальные даты подряд (это пункт 1) и

Имеет оценку "неудовлетворительно" по группе показателей оценки доходности, включающей показатели рентабельности активов и капитала, структуры доходов и расходов, доходности отдельных видов операций и банка в целом на две отчетные квартальные даты подряд (это пункт 3).

Уж если радеть об интересах вкладчиков - физических лиц, то разумно предположить, что радеть-то нужно последовательно, а не избирательно: в чем-то давая поблажки, а в чем-то «закручивая гайки». Иначе общественность может заподозрить, что под лозунгом заботы об интересах вкладчиков - физических лиц проводится кампания, преследующая совсем иные цели.

Экономическую основу конституционного строя России составляет находящееся в стадии завершения создания рыночное хозяйство, в рамках которого производство и распределение товаров и благ осуществляется посредством рыночных отношений.

Статьи 8 и 9 Конституции РФ посвящены экономическим основам конституционного строя России.

1. Они устанавливают и гарантируют единство экономического пространства России. Это понятие охватывает единство рынка, т.е. свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности, а также свободное перемещение рабочей силы.

Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; недопущения, ограничения, устранения конкуренции органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, а также государственными внебюджетными фондами, ЦБ РФ.

Конкуренция - эго соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству РФ, обычаям, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Монополистическая деятельность - злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.

и развитию новых самостоятельных предприятии, в частности в уже монополизированных секторах рынка.

Сказанному способствует принятие и введение в действие первых двух частей ГК РФ, других законодательных актов, например, Федеральных законов от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» и др.

  • 8. Экономическая роль демократического социального государства в условиях рыночной экономики сводится к осуществлению трех функций:
    • а) законодательное определение круга субъектов хозяйственной деятельности, а также ее объектов и взаимоотношений между ними;
    • б) поощрение, защита и охрана социально и экономически целесообразных форм этой деятельности, осуществляемые с помощью регулятивных мер экономического характера (повышение или понижение ставок налогов, банковского процента при кредите, предоставляемом государственными или полугосударственными банками, повышение или понижение цен на продукцию и услуги, производимые по государственному заказу, и т.п.), но в определенных пределах и мерами властными, внеэкономическими, особенно при решении трудовых, экологических, здравоохранительных и некоторых других социальных проблем народного хозяйства;
    • в) недопущение соединения в руках органов государственной власти или местного самоуправления двух направлений деятельности - осуществления властных полномочий и хозяйственной деятельности, направленной на получение прибыли, за исключением случаев, когда это прямо и обоснованно допускается законом.
  • 9. Конституция провозглашает признание и защиту различных форм собственности, приводя их не исчерпывающий, а примерный перечень; речь идет о частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности; он повторен в ч. 2 ст. 9 Конституции РФ применительно к собственности на землю и другие природные ресурсы. К иным формам собственности можно отнести церковную собственность.

Возможно и выделение форм собственности не по субъектам, а но объектам этого нрава. Так, ст. 9 и 36 Конституции РФ говорят о собственности на природные ресурсы, выделяя из нее собственность на землю и иные виды таких ресурсов. Упомянутые в ст. 72 жилищная, земельная, водная, лесная, горная (о недрах) отрасли законодательства органически связаны с соответствующими формами права собственности.

Важной, не всегда принимаемой во внимание особенностью этого перечня является вынесение частной собственности на первое место в ст. 8 и 9. Это тесно связано и с провозглашением человека, его прав и свобод высшей ценностью.

В Конституции РФ также устанавливается (ст. 9), что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Они используются и охраняются в России как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В Конституции РФ указывается (ст. 36), что иметь землю в частной собственности вправе граждане и их объединения. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

Конституция РФ устанавливает (ст. 35), что в России каждый вправе иметь имущество в собственности, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Отношения собственности, не предусмотренные Конституцией РФ, регулируются ГК РФ и иными законами.

10. Государство при управлении материальными отраслями производства для обеспечения социально-экономических потребностей населения, национальной безопасности, охраны правопорядка, реализации иных социально-значимых целей устанавливает различные экономические регуляторы: финансы, налоги, деньги, кредит и т.д.

Государство диктует свои правила банковской деятельности, взимания налогов, на валютном рынке, рынке ценных бумаг, создает условия для инвестиционной деятельности, организует денежное обращение и расчеты. Федеральные законы, регулирующие перечисленные сферы отношений, безусловно, затрагивают и гражданские правоотношения, по по большей части сформулированы императивно, так как затрагивают интересы неопределенного круга граждан, организаций и, конечно же, государства.

  • Конституция РФ устанавливает основы разграничения предметовведения и полномочий между Российской Федерацией, ее субъектамии местным самоуправлением в экономической области (ст. 11, 12, 71-73,130-133), а отчасти и компетенцию некоторых органов государственнойвласти в сфере экономики (ст. 114, 127), определяет ограничение свободыэкономической деятельности, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ст. 34).
  • Поскольку политика государства направлена на создание условий,обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7),свобода экономической деятельности не должна противоречить этому.
  • Экономическая деятельность, наносящая ущерб земле и другим природным ресурсам, недопустима (ч. 2 ст. 36).
  • Конституционные права и свободы человека в сфере экономическойдеятельности установлены в ст. 27 (свобода передвижения, выбора местапребывания и жительства), 34 (свободное использование каждым своихспособностей и имущества для такой деятельности), 35 (права частной собственности и наследования), 36 (право собственности на землю и свободувладения, пользования и распоряжения природными ресурсами), 37 (трудовые отношения), 42 (право на благоприятную окружающую среду) и др.Они могут быть ограничены в условиях чрезвычайного положения (ст. 56).
  • Определены некоторые виды экономической деятельности (выращивание растительного сырья для производства наркотиков, торговля содержащими наркотики медикаментами и др.) без разрешения и контроля состороны государства.
  • Единство экономического пространства России требует единствазаконодательства об экономической деятельности. Это законодательство должно предусматривать признание на всей территории РФ актов(документов) органов государственной власти и органов местного самоуправления всех уровней. Оно должно поддерживать конкуренцию, ограничивая монополизм, контролируя и регулируя его неизбежные тенденции(прежде всего в области естественных монополий), содействуя созданию

УДК 34 ББК 67

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СМЫСЛ СВОБОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЯНА ВИТАЛЬЕВНА ЛОБАНОВА,

адъюнкт кафедры конституционного и муниципального права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя E-mail: [email protected]

Научная специальность 12.00.02 - конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право

Научный руководитель: доктор юридических наук, профессор В.И. Червонюк Рецензент: доктор юридических наук, профессор Е.Н. Хазов

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. В статье исследуется понятие свободы в философском значении, конституционном смысле. Анализируется содержание свободы экономической деятельности через ее основные экономические права.

Ключевые слова: свобода в философском понимании, конституционный смысл экономической свободы, содержание свободы экономической деятельности.

Abstract. The article examines the concept of freedom in philosophical value, the constitutional meaning. Analyze the contents of the freedom of economic activity through its basic economic rights.

Keywords: freedom in the philosophical understanding of the constitutional meaning of economic freedom, the content of the freedom of economic activity.

В современном мире вопрос о понимании свободы является одним из ключевых и остается актуальным и по сей день, так как свобода тесно связана с стремлением человека к отстаиванию его прав и является неотъемлемым условием становления демократического государства, поэтому объектом анализа в статье является свобода как таковая в философском и экономическом ее понимании, а также определение границ такой свободы.

Вопрос о свободе рассматривался многими философами. Рассмотрим взгляды некоторых философов по этой проблеме. Первые воззрения о свободе зарождаются в древнегреческой философии. Употребление такого понятия встречается у софистов. Под свободой они понимают «внутреннюю свободу» отдельного индивидуума1. Так, например один из выдающихся представителей древнегреческой философии Аристотель, определял свободу исключительно как свободу человеческих действий или свободу спонтанности. Человеческое действие является свободным в том смысле, что оно исходит из

«собственного воздействия» или же является «sua sponte»2. Еще один древнегреческий философ - Эпиктет, определял свободу как желание собственных стремлений «свободным является тот, у которого все происходит по собственным свободным решениям»3. Свое внимание он акцентировал на внутренней свободе, призывая как можно меньше зависеть от внешнего мира.

Последующие философы трактуют о свободе уже в эпоху Средневековья. На данном этапе у мыслителей ключевым предметом внимания является свобода человеческой воли. Одним из таких был Аврелий Августин4. Следующий представитель данной эпохи - Фома Аквинский. Как и для Аврелия Августина, так и для Фомы Аквинского свобода рассматривается как уникальный феномен, обладающий самоценностью - это возможность выбора, основанного на разуме5.

Значительные перемены в соотношении личности и общества присуще эпохе Возрождения. В отличие от предыдущих мыслителей, феномен

свободы понимается на данном этапе уже несколько иначе. Такие перемены связаны с преобразованием в различных областях человеческой жизни: политико - экономической, социо - культурной, естественно - научной и религиозной, что привело к увеличению автономности индивида. На данном этапе свободная личность следует скорее не религиозным догмам, а разуму, который способен сообразно познавать мир. Соответственно встает вопрос и о свободном государстве, одной из функцией которого должно быть предоставление гражданам объективной возможности реализации свободы6. Из этого рождается новый подход к пониманию свободы через понимание общественного прогресса. Такой идеи придерживались Б. Спиноза7,

Ф. Бэкон., Т. Гоббс8. Основные идеи, созданные мыслителями эпохи Возрождения были реализованы в Декларации прав человека и гражданина Франции 1789 г., а затем в первой Конституции Французской республики 1793 г.9.

В России, идеи о необходимости гарантий свободы обществом, государством и правом находят свое отражение в произведениях таких философов, как П.И. Новгородцев, В.С. Соловьев, И.А. и др. Так, П.И. Новгородцев считает, что основной задачей государства является обеспечение личной свободы и создание материальных условий ее существования10. В.С. Соловьев утверждает безусловную ценность свободы, определяет право как «исторически - подвижное определение необходимого принудительного равновесия двух нравственных интересов - личной свободы и общего блага»11.

Таким образом, проблема свободы решалась на протяжении всех культурно-исторических эпох, а именно вопросы соотношения индивидуального и общего, свободы воли личности и интересы общества. Представители каждой эпохи определяли свободу по-новому, в соответствии с той действительностью, в которой они жили. Именно общефилософский подход предполагает взаимосвязь двух аспектов свободы - внешней и внутренней. Философское понимание категории свободы очень важно и на сегодняшний момент, так как без знаний философии, которые являются базовыми, невозможно раскрыть понятие, признаки и структуру свободы в конституционном праве.

Специальную группу основных прав и свобод в конституционном праве составляют экономические права и свободы. Конституция РФ 1993 года, по сравнению с законами советского времени, исходит из принципиально иной позиции при их закреплении. В прежнем аспекте проявлялась тенденция на главенствующую роль государства в предоставлении экономических благ человеку. Подобного рода интерпретация, нашедшая отражение в конституционных нормах, закономерно следовала из того, что государство, являлось фактическим и единственным собственником всех общественных богатств,

которые формально были объявлены общенародны-

В Конституции 1993 г. произошел отказ от глобального огосударствления экономики и теперь в соответствии с ч. 1 ст. 34 Конституции РФ: каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для не запрещенной законом экономической деятельности. Статья 8 Конституции РФ закрепляет свободу экономической деятельности и содержится в главе 1 Конституции РФ, закрепляющей основы конституционного строя, соответственно данное положение приобретает статус одной из основ конституционного строя. Экономическая свобода, по смыслу Конституции, предполагает, прежде всего свободу предпринимательства. Конституционный Суд РФ отметил, что «принципом экономической свободы предопределяются конституционно гарантируемые правомочия, составляющие основное содержание конституционного права на свободное использование способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности»13. В нормативное содержание свободы экономической деятельности как конституционного принципа входит, как свидетельствует практика Конституционного Суда РФ, прежде всего свободное от какого-либо воздействия принятие хозяйственных решений14. На конституционный принцип свободы экономической деятельности, основываются нормы гл. 2 Конституции, закрепляющие права, неотъемлемо присущие обществу, в котором действует экономика рыночного типа. Их можно обозначит как основные экономические права, которые, по сути и отражают конституционный смысл ст. 8, 34 Конституции РФ. К ним относятся15:

Во-первых, право выбирать род деятельности или занятий - означает свободу экономического выбора: быть либо предпринимателем-работодателем, либо работником (ст. 37 Конституции). Принцип свободы труда отражен в ст. 23 Всеобщей декларации прав человека16. Закрепленные в Конституции РФ нормы соотносятся с положениями Декларации МОТ «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда»17, которая акцентировала внимание на ликвидацию всех форм принудительного или обязательного труда, недопущению дискриминации в области труда и занятий. Запрет принудительного труда предусмотрен в ст. 8 Международного пакта о гражданских и политических правах. Термин «принудительный или обязательный труд» в соответствии со ст. 2 Конвенции МОТ о принудительном, или обязательном труде18 (с учетом Протокола 2014 г. и Рекомендации 2014 г.), означает всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания, для которой это лицо не предложило добровольно своих услуг. Данные нормы нашли свое закрепление и в иных международных правовых актах, таких как: Конвенция МОТ «Об упразднении принудительного труда»19; Конвенция МОТ «О дискриминации в области труда и занятий»20; Конвенция Совета Европы «О защите прав человека и основных свобод»21; Европейская социальная хартия22 и другие. Запрет принудительного труда впервые в России парирован на конституционном уровне, а конституционные положения получили свое закрепление в ст. 2 Трудового кодекса РФ23. Таким образом, свобода труда в Российской Федерации реализуется в следующих формах: заключение трудового договора (контракта), вступление в члены корпоративной организации, индивидуальная и частнопредпринимательская деятельность. Каждый может создать предприятие в установленном законом порядке или осуществлять предпринимательскую деятельность без образова-

ния юридического лица24;

Во-вторых, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства - означает свободу рынка труда. Свобода передвижения закреплена в ст. 13 Всеобщей декларации прав челове-ка25, в Протоколе № 4 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод26 и ст. 12 Международного пакта о гражданских и политиче-

ских правах27. Статья 27 Закона «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»28 предусматривает уведомительный регистрационный учет граждан по месту пребывания и жительства. Правила регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и жительства в пределах РФ утверждены Постановлением Правительства РФ № 71329. Данное право может быть ограничено только с учетом положений ч. 3 ст. 55 и ст. 56 Конституции РФ.

В-третьих, право на объединение - предполагает право для совместной экономической деятельности, а следовательно, свободу выбора организационно-правовых форм предпринимательской деятельности (ч. 1 ст. 30). Наиважнейшие международные акты в области прав и свобод человека закрепляют право каждого человека на объединение и запрет принуждения к вступлению в какое-либо объединение, к таким относятся: Всеобщая декларация прав человека (ст. 20)30, Международный пакт о гражданских и политических правах (ст. 22)31, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (ст. 11)32.

Согласно существующему законодательству в России существует несколько видов общественных объединений в зависимости от целей их деятельности. В зависимости от того, ставится ли перед объединением цель извлечения прибыли в качестве основной или нет, организации делятся на коммерческие и некоммерческие. Коммерческие организации в соответствии с ч. 1 и 2 ст. 50 ГК РФ33 могут создаваться в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятиях. Некоммерческие организации могут создаваться в таких организационно- правовых формах, как потребительский кооператив, казачьи общества, движения, фонды, некоммерческие партнерства, частные учреждения и т.д. Некоммерческие организации могу реализовывать предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы. Нормативными правовыми актами, регулирующими деятельность

соответствующих организаций, помимо выше перечисленных являются: ФЗ «О некоммерческих организациях»34, ФЗ «О саморегулируемых организациях»35, ФЗ «Об общественных объединениях»36 и другие. Необходимо отметить, что конституционное право на свободу объединений не является абсолютным и может быть лимитировано в соответствии с ч. 3 ст. 13 Конституции.

В-четвертых, право иметь имущество в собственности. Триада

полномочий: владение, распоряжение и пользование им как единолично, так и совместно с другими лицами (ч. 2 ст. 35), те же самые полномочия в отношении земли и природных ресурсов (ч. 2 ст. 36), использование имущества для целей предпринимательской деятельности (ч. 1 ст. 34) - означает свободу формирования имущественного фундамента предпринимательства, оборот имущества, свободу реализации на рынке произведенного товара, включая права на свободу договора37. Особо акцентирует внимание на связь свободы договора со свободой экономической деятельности Конституционный Суд РФ в Постановлении от 23.02.1999 г. № 4-П38.

Специфическим объектом различных форм собственности является земля и другие природные ресурсы. Земля является конструктивной основой любой недвижимости и в этом качестве ее роль как объекта частной собственности в условиях рыночной экономики высочайшая. Конституция закрепляет данное право только за гражданами и объедине-ниями39. Право частной собственности находится под охраной федерального закона, и никакие другие нормативные акты, включая законы субъектов РФ, не могут менять его статус40.

Таким образом, свобода экономической деятельности состоит в правовой охране интересов производителей и потребителей. Экономическая свобода тех и других наиболее продуктивным образом гарантируется институтом частной собственности, закономерным обрамлением защиты права собственности между хозяйствующими субъектами41;

В-пятых, право на защиту от монополизма и недобросовестной конкуренции (ст. 34) - предполагает свободу конкуренции42. Часть 2 статьи 34 отчасти воспроизводит положения ст. 8 Конституции РФ. Она предусматривает исключение из принципа

свободы экономической деятельности, поскольку запрещает осуществлять такую деятельность, которая направлена на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Недобросовестная конкуренция отличается от монополизации. Она характерна тем, что на рынке существует конкуренция и конкурентная борьба, однако, эта борьба ведется несоответствующими методами - с помощью популяризации астернальных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации; введения потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качеств и количества товара или в отношении его производителей и так далее.

Таким образом, включение положения о запрете монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции подчеркивает значимость этого принципа для сегодняшних экономических систем, поскольку монополизация до определенного времени не рассматривалась как явление, способное причинить вред экономики.

Основываясь на вышеизложенном, изучение категории свободы в философском ее понимании, конституционном аспекте, рассмотрение основных составляющих экономических прав такой свободы, позволяет на наш взгляд говорить о том, что свобода экономической деятельности важна для общего понимания в двух смыслах. Во-первых, экономическая свобода является частью свободы как таковой в целом. В этом значении, она представляет собой ценность саму по себе. Во-вторых, экономическая свобода является неотъемлемым условием свободы политической. Исторический опыт свидетельствует о том, что существует прямая связь между свободным рынком и политической свободой. Конечно же, основные философские постулаты учения о свободе легли в основу относительно новой российской конституции, и хотя Конституция РФ не раскрывает категорию свободы экономической деятельности, однако же, содержит и закрепляет этот принцип в статье 8 главы 1 Конституции РФ (Основы конституционного строя). В сущности, свобода экономической деятельности не исчерпывается формально-юридическим закреплением в статье 8 Конституции РФ. Взаимосвязанный анализ целого ряда поло-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

жений Основного закона позволяет обнаруживать конституционный смысл свободы экономической деятельности в статьях: 34, 35, 36, в ряде установлений главы 3 Конституции РФ, в том числе через содержание этой самой свободы.

1 См. Conze W. Freiheit // Brunner O. / Conze W. / Koselleck R. (Hgg.) Geschichtliche Grundbegriffe. Historisches Lexikon zur politisch-sozialen Sprache in Deutschland. Bd. 2 Stuttgart. 1998. S. 435 f. // Пархоменко Р.Н. Идея свободы в консервативной интеллектуальной традиции: Россия и Германия. М.: Ленанд, 2014. С. 30-31.

2 Cp.: Ibid. S. 16.

3 Epiktet, Diss I, 12, 9.

4 De corr. Et Gratia I, 2; Pl 44, 936.

5 Фома Аквинский. Сумма против язычников. М., 2000. С. 375-377.

6 Нудненко Л.А. Конституционные права и свободы личности в России // Учебное пособие / Отв. зед. заслуженный деятель науки, докт. юрид. наук, проф., судья Конституционного Суда Российской Федерации в отставке Н.В. Витрук, СПб.: Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2009. С. 30.

7 Спиноза Б. Богословско - политический трактат / Б. Спиноза // Избранные произведения: В 2 т. Т. 2. М.. 1957. С. 239.

8 Гоббс Т. Сочинения: в 2 т. М., 1991. С. 163. Т. 2.

9 Адо А.В. Документы истории Великой Французской Революции. В двух томах. Т. 1. М.: МГУ, 1990. С. 216-227.

10 Новгородцев П.И. Право на достойное человеческое существование / П.И. Новгородцев; под ред. М.А. Колерова и Н.С. Плотникова // Сочинения. М.: Раритет, 1995. С. 322.

11 Соловьев В.С. Оправдание лобра / В.С. Соловьев; под ред. А.Н. Ерыгина и С.П. Липова // Избранные произведения. Рост.н/Д: Феникс, 1998. С. 522.

12 Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России // Учебное пособие. М.: Проспект, 2014. С. 233.

13 См.: постановление Конституционного Суда РФ от 24 февраля 2004 г. // Российская газета. 2004. 2 марта. (№ 3418). С. 7.

14 Зорькин В.Д., Лазарев Л.В. Комментарий к Конституции РФ. М.: Норма; Инфра-М, 2011. С. 18.

15 Зорькин В.Д. Комментарий к Конституции РФ. М.: Норма; Инфра-М, 2011. С. 106.

16 Всеобщая декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 г. // Российская газета. Федеральный выпуск № 235. 1995 г.

17 Декларация МОТ «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда» (принята в г. Женеве 18.06.1998 г. на 86 сессии Генеральной конференции МОТ) // Российская газета. Федеральный выпуск № 98-238. 1998 г.

18 Конвенция МОТ № 29 «О принудительном или обязательном труде» (принята в г. Женеве 28.06.1930 г. на 14 сессии Генеральной конференции МОТ. Ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23.06.1956) // Ведомости ВС СССР. 1956. № 12. Ст. 253.

19 Конвенция МОТ № 105 «Об упразднении принудительного труда» (принята в г. Женеве 25.06.1957 г. на 40 сессии Генеральной конференции МОТ. Ратифицирована ФЗ РФ № 35-ФЗ от 23.03.1998) // СЗ РФ. 2001. № 50. Ст. 4649.

20 Конвенция МОТ № 111 «О дискриминации в области труда и занятий (принята в г. Женеве 25.06.1958 г. на 42 сессии Генеральной конференции МОТ. Ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31.01.1961) // Ведомости ВС СССР. 1961. № 6. Ст. 58.

21 Конвенция о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 04.11.1950) // СЗ РФ. 2001. № 2. Ст. 163.

22 Европейская социальная хартия (пересмотренная) (принята в г. Страсбурге 03.05.1996) // Бюллетень международных договоров, 2010 № 4. С. 17-67.

23 ТК РФ от 30. 12. 2001 № 197-ФЗ (в ред. от 05.10.2015 г.) // СЗ РФ. 2002. № 1. ч. 1. Ст. 3.

24 Садовникова Г.Д. Комментарий к Конституции РФ. М.: Юрайт, 2016. С. 56-57.

25 Всеобщая декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 г. // Российская газета. Федеральный выпуск № 235. 1995 г.

26 Конвенция о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 04.11.1950) // СЗ РФ. 2001. № 2. Ст. 163.

27 Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. Ратифицирован Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18.09.1973 г. № 4212^Ш // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. № 12.

28 Закон РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» (в ред. от 28.11.2015) // Российская газета. Федеральный выпуск № 152. 1993 г

29 Постановление Правительства РФ от 17 июля 1995 г № 713 « Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 30. Ст. 2939, СЗ РФ. 2002. № 34. Ст. 3294, СЗ РФ. 2008. № 14. Ст. 1412, СЗ РФ. 2010. № 46. Ст. 6024, СЗ РФ. 2011. № 44.Ст. 6282, СЗ РФ. 2012. № 17. Ст. 1986, СЗ РФ. 2014. № 34. Ст. 4667, СЗ РФ. 2015. № 11. Ст. 1601.

30 Всеобщая декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 г. // Российская газета. Федеральный выпуск № 235. 1995 г

31 Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. Ратифицирован Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18.09.1973 г. № 4212^Ш // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. № 12.

32 Конвенция о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 04.11.1950) // СЗ РФ. 2001. № 2. Ст. 163.

33 ГК РФ. Ч. 1 от 30 ноября 1994 г № 51-ФЗ (в ред. от 13.07.2015) // СЗ РФ. 1994. № 32. 3301; ГК РФ. Ч. 2 от 26 января 2006 г № 14-ФЗ (в ред. от 29.06.2015) // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410.

34 ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ (в ред. от 28.11.2015) // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 145.

35 ФЗ «О саморегулируемых организациях» от 01.12.2006 № 315-ФЗ (в ред. от 24.11.2014) // СЗ РФ. 2007. № 49. Ст. 6076.

36 ФЗ «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 № 82-ФЗ (в ред. от 08.03.2015) //СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1930.

37 Гаджиев Г.А. Экономическая Конституция. Конституционные гарантии свободы предпринимательской (экономической деятельности) // Конституционный вестник № 1 (19), 2008. С. 251.

38 См.: Вестник Конституционного суда Российской Федерации. 1999. № 3.

39 Нудненко Л.А. Конституционное право. М.: Юрайт, 2016. С. 229.

40 Баглай М.В. Конституционное право РФ. М.: Норма, Инфра-М, 2015. С. 285.

41 Нудненко Л.А. Конституционное права. М.: Юрайт, 2016. С. 126.

42 Садовникова Г.Д. Комментарий к Конституции РФ. М.: Юрайт, 2016. С. 56-57.