Тема: общество и общественные отношения. Общественные отношения Общество и общественные отношения кратко

Понятие общества очень многогранно. Оно может быть отнесено к сравнительно небольшим группам людей, объединенных по какому-либо значимому для них основанию, например, обществам спортсменов, политиков, любителей животных.

Под обществом могут понимать отдельную страну, например, российское или американское общество. Для характеристики устойчивых межнациональных, межгосударственных образований используется понятие сообщества (европейское сообщество).

Под обществом понимается и все человечество как некая, относительно обособившаяся часть природы, как носитель разума, источник культуры, как всеобщая форма существования человека.

Когда требуется подчеркнуть некоторые существенные черты общества, говорят о его видах. По технологическому основанию различают доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные общества. По религиозному основанию: христианские, мусульманские, буддистские, конфуцианские. По национальному основанию: немецкое, французское и др. Каждое из них, хотя и отличается от других своими специфическими чертами, но подчиняется общим закономерностям.

В философии понимание общества связывается с представлением об исторически сложившейся совокупности людей, связанных общей жизнедеятельностью. Главная черта общества- его органичная целостность, системность, поскольку люди объединены в нем на основе необходимого для них общего способа существования. К основным признакам любого общества относятся: исторически сложившееся население; общность территории; определенный способ жизнедеятельности; упорядоченность отношений (экономических, социальных, политических); общность языка, духовной культуры и традиций; организация власти и управления.

Основными элементами любой общественной системы выступают ее субъекты. Ведущий субъект деятельности общества, разумеется, человек. Однако, в качестве субъектов общества могут выступать и различные группы, объединения людей:

o возрастные (молодежь, пенсионеры);

o профессиональные (врачи, учителя, шахтеры);

o этнические (народность, нация);

o религиозные (церковь, секта);

o политические (партии, народные фронты, государства).

Общество существует и развивается только благодаря наличию устойчивых взаимосвязей между его субъектами. Различные формы взаимодействия людей, связи, возникающие между социальными субъектами или внутри них, называются общественными отношениями.

Общественные отношения условно можно разделить на две большие группы: отношения материальные и отношения духовные. Материальные отношения возникают и складываются непосредственно в ходе практической деятельности человека, а закрепляются в вещественных формах материальной культуры (создание, распределение, потребление материальных ценностей). Духовные отношения связаны с идеальными ценностями: моральными, художественными, философскими, религиозными.

Наиболее часто общественные отношения разделяются по сферам общественной жизни. В любом обществе – независимо от языка, господствующей религии, истории, ориентации хозяйства – существуют четыре типа деятельности, которые должны воспроизводиться в целях его сохранения и продолжения. Они составляют основу формирования четырех основных сфер общественной жизни и, соответственно, четырех видов общественных отношений. Таким образом, выделяют

· экономические отношения (отношения в процессе материального производства);

· социальные отношения (системообразующие отношения между субъектами общественной жизни); политические отношения (по поводу функционирования власти в обществе);

· духовно – интеллектуальные отношения (по поводу моральных, религиозных, эстетических ценностей).

Общественные отношения испытывают на себе влияние регулирующей деятельности человека и общества в целом. В то же время от характера отношений, установившихся в данном обществе, зависят положение и благосостояние каждого человека, а также направленность и темпы общественного развития. Экономические, социальные, политические и духовные отношения людей в каждом исторически определенном обществе существуют объективно, в значительной степени независимо от желания отдельного человека. Но система общественных отношений развивается только на основе творческих усилий многих людей, практическая деятельность которых рождает новые общественные отношения.

Чтобы понять феномен общества, необходимо уяснить противоречия человека как социального «атома», а далее разобраться в характере закономерностей, объединяющих людей в некое единое целое, в общественный «организм». В принципе выделяются три основных подхода к объяснению этих связей и закономерностей.

Первый может быть обозначен как натуралистический. Суть его в том, что человеческое общество рассматривается как естественное продолжение закономерностей природы, мира животных и в конечном итоге – Космоса. С этих позиций тип общественного устройства и ход истории определяется ритмами солнечной активности и космических излучений, особенностями географической и природно-климатической среды, спецификой человека как природного существа, его генетическими, расовыми и половыми особенностями. Общество предстает как своеобразный эпифеномен природы, ее высшее, но далеко не самое «удачное» и устойчивое образование. Этот «эксперимент» природы ввиду явного несовершенства человека и тяжести несовершенных глобальных проблем может повести к самоубийству человечества. В рамках этого направления предполагается также, что общество может изменить форму своего бытия, «уйти» в Космос, и там начать новый виток своей эволюции.

Другой подход может быть назван «идеалистическим». Здесь сущность связей, объединяющих людей в единое целое, усматривается в комплексе тех или иных идей, верований, мифов. История знала немало примеров существования теократических государств, где единство обеспечивается одной верой, которая тем самым становится государственной религией. Многие тоталитарные режимы основывались на единой государственной идеологии, которая в этом смысле выполняла роль скелета общественного устройства. Рупором этих идей выступал обычно религиозный лидер или «вождь» нации и народа, а те или иные исторические действия (войны, реформы, и т.д.) зависели от воли этого человека, которая опиралась на данную идеологическую или религиозную систему.

Третий подход объяснения общественного устройства связан с философским анализом межчеловеческих связей и отношений, которые возникают в соответствующих природ­ных условиях и при наличии тех или иных верований, но имеют самодовлеющий, определяющий характер. Общество предстает как це­лое, определенная система, структурированная особым обра­зом на части, к которым оно полностью не сводится. При этом понимании человек реализует себя в зависимости от места, занимаемого им в обществе и участия в общем про­цессе. Отношения людей определяются не договором или контрактом, а согласием членов общества (консенсусом), в котором учитываются объективные закономерности истори­ческого развития.

На протяжении всей истории люди старались понять, объяснить причины возникновения общества, направленность его развития. Первоначально такие объяснения давались в мифологической форме, в сказаниях о богах и героях, пожелания и действия которых определяли человеческие судьбы(например, «Илиада» и «Одиссея» Гомера).

Философские учения об обществе зародились в Древнем мире, когда впервые были предприняты попытки обосновать взгляд на общество, как на специфическую форму бытия, имеющую свои законы. Например, Аристотель определял общество как совокупность человеческих индивидов, которые объединились для удовлетворения социальных инстинктов. В Средние века философские объяснения общественной жизни опирались на религиозные догматы. Аврелий Августин и Фома Аквинский понимали человеческое общество как бытие особого рода, как вид человеческой жизнедеятельности, смысл которой предопределен Богом, и которое развивается в соответствии с волей Бога.

В период Нового времени получили распространение идеи о том, что общество возникло и развивается естественным путем на основании соглашения между людьми. Представители договорной теории (Т.Гоббс, Д.Локк, Ж.-Ж.Руссо) обосновывали положение о «естественных правах» каждого человека, которые он получает от рождения.

Концепцию гражданского общества в наиболее полном виде разработал немецкий философ Г.Гегель, определивший его как связь, общение людей через согласование потребностей, разделение труда, взаимное поддержание порядка.

В XIX веке наряду с философией начала оформляться конкретная наука об обществе – социология. Это понятие было введено французским философом О.Контом. Предметом изучения этой науки стал общественный прогресс, решающим фактором которого, по О.Конту, выступает духовное и умственное развитие человечества.

Определенным этапом в разработке социальных проблем стала теория марксизма, согласно которой развитие общества предстает как естественно-исторический процесс. Человеческое общество, по Марксу, проходит в своем развитии пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Упреки в адрес марксизма связаны с тем, что в многообразии исторических процессов на первый план выведены экономические факторы, а влиянию человеческих, социально-духовных элементов отводится второстепенная роль.

В конце XIX века приобрела популярность «философия жизни». Ее представитель Ф.Ницше выступил с призывом к переоценке всех ценностей с позиций индивидуализма, интеллектуального и морального аристократизма. О.Шпенглер рассматривал историю не как единое целое, а как совокупность замкнутых циклов, каждый из которых представляет историю культуры отдельного народа. О.Шпенглер считал, что европейское общество вступило в полосу окончательного заката.

В начале XX века получили распространение труды крупнейшего философа М.Вебера, рассматривавшего проблемы социального действия. Анализу возможных типов социальной организации, противостоянию тоталитаризма и демократии, ответственности человека за выбор общества, в котором ему предстоит жить, посвящены работы К.Поппера.

Во второй половине XX века философское познание общественной жизни было дополнено концепциями технологического характера. Р.Арон, Д.Белл, У.Ростоу, З.Бжезинский, А.Тоффлер выдвинули ряд теорий, которые объясняли процессы, происходящие в обществе, изменениями техники и технологии. Они выделили три основные этапа развития общества:

· Доиндустриальное (аграрное),

· Индустриальное (промышленно развитое),

· Постиндустриальное (высокотехнологичное, нацеленное на индивидуальные потребности каждого человека).

С начала XX века предпринимались многочисленные попытки объяснить социальную реальность средствами естественных наук: географии, биологии, психологии, кибернетики, а в последнее время и синергетики (Г.Спенсер, М.Ковалевский, З.Фрейд, Ж.Пиаже, И.Пригожин). Сама эта тенденция очень показательна с позиций сближения естественнонаучных и социальных теорий.

Таким образом, история философской мысли показывает, с одной стороны, возрастающую мощь научного познания в сфере социальных отношений, а, с другой, - демонстрирует возрастающую сложность развивающихся общественных систем. Выход из такого противоречия возможен на пути познания общих закономерностей существования и развития общества.

Наличие устойчивых связей между всеми компонентами общества, их единство никогда не вызывало у философов сомнений. Тем не менее, существовали и существуют различные подходы к пониманию характера целостности общества. В истории философии известны «атомистическая» теория общества, теория «социальных групп», теория социальных институтов и организаций, теория «общество как организм». Сегодня же многие философы (П. Алексеев, В. Кохановский, А. Боголюбова, П. Гречко и др.) используют теорию общества как системы. Эта система обладает особыми качествами:

· интегральность (система как целое выше, чем ее отдельные элементы);

· функциональность (роль каждого элемента зависит от его места внутри системы);

· структурность (относительная устойчивость связей и отношений между элементами системы);

· взаимозависимость с внешней средой (каждая система является элементом более масштабной системы и, с одной стороны, зависит от импульсов этой большой системы, а с другой – сама влияет на внешнюю среду).

Всем этим признакам отвечает человеческое общество.

Общество – многоуровневая система. Основные уровни могут быть представлены следующим образом. Первый уровень – это социальные роли, определяющие структуру социальных взаимодействий. Второй уровень – различные социальные группы и институты, в которых распределены эти социальные роли. Третий уровень – культура, которая задает образцы человеческой деятельности, поддерживает и воспроизводит нормы, апробированные опытом многих поколений. Четвертый уровень – политическая система, которая правовыми актами регулирует и укрепляет связи внутри социальной системы.

Общество – самовоспроизводящаяся, самоорганизующаяся, саморегулирующаяся, динамичная система, находящаяся в процессе непрерывного изменения. Главным источником развития общества является творческая энергия, воплощенная в поведении людей, которое не всегда укладывается в рамки сложившихся предписаний. Такую энергию еще называют инновационной. Эта энергия вызывает изменения в культурной и институциональной системах общества, которые осуществляются благодаря механизмам внутренней саморегуляции и контроля.

Развитие общества, как правило, направлено на создание все более сложных системных элементов. Динамика развития общества связана с чередованием периодов ускорения жизненных процессов и их замедления, частичного распада общественных структур, с частичным возвратом к старому.

Конечно, каждый отдельный человек рождается в определенном обществе и в определенную историческую эпоху. Он застает сложившуюся систему общественных отношений, которую невозможно игнорировать. Но он должен определить свое место и роль в этой системе. Власть объективных закономерностей общества не является чем-то фатальным. Как замечают В. Кохановский, В. Яковлев, Л. Жаров и Т.Матяш «вся история – это движение человечества к свободе и гуманизму в общественных отношениях». Сегодня человечество переживает нравственно-культурный кризис, связанный с неумением установить гармоничные отношения между обществом и человеком, между народами, нациями, государствами.

Социальная структура общества предполагает рассмотрение общества как целостной системы, имеющей внутреннюю дифференциацию, причем различные части этой системы находятся в тесной взаимосвязи между собой. Различные социальные общности людей в реальной жизни постоянно взаимодействуют между собой, взаимопроникают друг в друга. Отношения классов, например, оказывают большое влияние на отношения наций, отношения наций в свою очередь оказывают определенное влияние на отношения классов.

Вся сложная совокупность социальных общностей, которая существует в современных условиях представляет собой не просто некое множество параллельно сосуществующих социальных сил, а органическую социальную систему, качественно определенную общественную целостность. В том и состоит сложность существования и функционирования социальной структуры общества, что в ней различные социальные общности, взаимопроникая, переплетаясь, взаимодействуя между собой, в то же время сохраняются как качественно устойчивые социальные образования.

Социальная структура рассматривается в широком и узком смысле слова. Социальная структура в широком смысле слова включает в себя различные виды структур и представляет собой объективное деление общества по различным, жизненно важным признакам. Наиболее важными разрезами этой структуры в широком смысле слова являются социально-классовая, социально-профессиональная, социально-демографическая, этническая, поселенческая и т. д.

Социальная структура в узком смысле слова - это социально-классовая структура, совокупность классов, социальных слоев и групп, которые находятся в единстве и взаимодействии. В историческом плане социальная структура общества в широком смысле слова появилась значительно раньше, чем социально-классовая. Так, в частности, этнические общности появились задолго до образования классов, в условиях первобытного общества. Социально-классовая структура начала развиваться с появлением классов и государства. Но так или иначе на всем протяжении истории существовала тесная взаимосвязь между различными элементами социальной структуры. Более того, в определенные эпохи различные социальные общности (классы, нации или другие общности людей) начинали играть ведущую роль в исторических событиях.

Социальная структура общества носит конкретно-исторический характер. Каждой общественно-экономической формации свойственна своя социальная структура, как в широком, так и в узком смысле слова, в каждой из них те или иные социальные общности играют определяющую роль. Так, хорошо известно, какую большую роль в развитии экономики, торговли, науки и культуры сыграла буржуазия в период Возрождения в странах Западной Европы. Не менее важной оказалась роль русской интеллигенции в развитии общественной жизни России в ХIХ веке.

В этой связи необходимо отдельно остановиться на роли социально-классовой структуры и роли классов, классовых отношений в социальной структуре общества. Известно достаточно много фактов истории, свидетельствующих о том, что именно классы и их отношения наложили большой отпечаток на социальную жизнь общества, потому что именно в классовой общности воплощаются наиболее важные экономические интересы людей. Поэтому социально-классовая структура общества играет ведущую роль в социальной жизни общества. Однако, не менее важное значение, особенно в современных условиях, принадлежит и другим социальным общностям людей (этническим, профессиональным, социально-демографическим и т. д.).

Говоря о структуре современного общества, следует сказать о его социально-классовом характере. Философия и социология (как наука об обществе) сегодня исходят из того, что социальные группы – это относительно устойчивые совокупности людей, имеющих общие ценности, интересы и нормы поведения. Большие социальные группы – это: общественные классы; социальные слои; профессиональные группы; этнические общности (нация, народность, племя); возрастные группы(молодежь, пенсионеры). Малые социальные группы, специфический признак которых – непосредственные контакты ее членов, - это: семья, производственная бригада, школьный класс, соседские общности, дружеские компании. Под общественным классом понимается большая социальная группа, отличающаяся отношением к средствам производства и собственности. Классовый характер структуры общества имеет объективные корни, т.к. связан с местом данного класса в производстве. Однако сегодня рассматривать классы и классовую борьбу как главный двигатель истории (как делали это основоположники марксизма-ленинизма), на мой взгляд, совершенно неправильно. Научно-техническая революция, общественный прогресс приводят человечество к постепенному стиранию различий между умственным и физическим трудом, а также людьми разных классов общества.

В наше время происходят очень важные изменения в социально-классовой структуре общества. Здесь играют большую роль два обстоятельства. Во-первых, более половины населения нашей планеты перешло к урбанистическому (городскому) образу жизни. Практически во всех странах мира образование считается сегодня важнейшей сферой развития общества. На первый план в жизни современного общества выходит человек, его сознание, мышление и творчество. Во-вторых, вот уже почти пятьдесят лет наблюдается поступательный переход к информационной модели развития человечества, где стирается грань между производством и потреблением, где деятельность человека связана прежде всего с информацией и знаниями как основным ресурсом развития.

Кроме социально-классовой структуры общества, каждый человек включен в профессиональную структуру. Профессиональная структура общества – это состав занятого в экономике населения по роду занятий(в той или иной отрасли) и профессий(с учетом квалификации и образования).

Любой индивид включен также в культурную среду, поселенческую структуру (город, село), семью и т.д. Таким образом, мы видим, что создается сложное переплетение социальной структуры общества. Здесь еще очень важно отметить, что человек в течение жизни может поменять свою классовую принадлежность и профессию. Только половые, этнические и культурные особенности являются устойчивыми элементами современной структуры общества.

Понимание сущности, содержания, закономерностей развития общества является наиболее важным, исходным во всей системе философских исследований жизни человека и человечества в целом. Это и естественно, поскольку формы существования людей, их материальное благосостояние, духовность, счастье или невзгоды в большой степени зависят от того, в каком обществе они появились на свет, сформировались как личность, проявили свои способности, обрели социальный статус, значимость для семьи, нации, государства, всего человечества, наконец.

Итак, общество – это совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; в более узком смысле общество – исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма социальных отношений.

Общественные отношения – это многообразные связи между социальными группами, нациями, религиозными общинами, а также внутри них, в процессе их экономической, социальной, политической и культурной деятельности.

Бытие людей в обществе характеризуется различными формами жизнедеятельности и общения. Все, что создано в обществе, представляет собой результат совокупной совместной деятельности многих поколений людей. Собственно, и само общество есть продукт взаимодействия людей, оно существует только там и тогда, где люди связаны друг с другом общими интересами.

В философской науке предлагается много определений понятия «общество». В узком смысле под обществом может пониматься как определенная группа людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности, так и конкретный этап в историческом развитии какого-либо народа или страны.

В широком смысле общество -- это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

В философской науке общество характеризуется как динамическая саморазвивающаяся система, т. е. такая система, которая способна, серьезно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определенность. При этом система понимается как комплекс взаимодействующих элементов. В свою очередь, элементом называется некоторый далее неразложимый компонент системы, принимающий непосредственное участие в ее создании.

Для анализа сложноорганизованных систем, подобных той, которую представляет собой общество, было выработано понятие «подсистема». Подсистемами именуются «промежуточные» комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система.

1) экономическая, элементами которой являются материальное производство и отношения, возникающие между людьми в процессе производства материальных благ, их обмена и распределения;

2) социальная, состоящая из таких структурных образований, как классы, социальные слои, нации, взятые в их взаимоотношении и взаимодействии друг с другом;

3) политическая, включающая в себя политику, государство, право, их соотношение и функционирование;

4) духовная, охватывающая различные формы и уровни общественного сознания, которые, будучи воплощены в реальном процессе жизни общества, образуют то, что принято называть духовной культурой.

Каждая из этих сфер, являясь элементом системы называемой «общество», в свою очередь, оказывается системой по отношению к элементам, ее составляющим. Все четыре сферы общественной жизни не только взаимосвязывают, но и взаимно обусловливают друг друга. Разделение общества на сферы несколько условно, но оно помогает вычленять и изучать отдельные области реально целостного общества, многообразную и сложную общественную жизнь.

Социологи предлагают несколько классификаций общества. Общества бывают:

а) дописьменные и письменные;

б) простые и сложные (в качестве критерия в данной типологии выступает число уровней управления обществом, а также степень его дифференциации: в простых обществах нет руководителей и подчиненных, богатых и бедных, а в сложных обществах существует несколько уровней управления и несколько социальных слоев населения, расположенных сверху вниз по мере убывания доходов);

в) общество первобытных охотников и собирателей, традиционное (аграрное) общество, индустриальное общество и постиндустриальное общество;

г) первобытное общество, рабовладельческое общество, феодальное общество, капиталистическое общество и коммунистическое общество.

В западной научной литературе в 1960-е гг. получило распространение деление всех обществ на традиционные и индустриальные.

В формирование этой концепции большой вклад внесли немецкий социолог Ф. Теннис, французский социолог Р. Арон, американский экономист У. Ростоу.

Традидионное (аграрное) общество представляло доиндустриальную стадию цивилизационного развития. Традиционными были все общества древности и средневековья. Их экономика характеризовалась господством сельского натурального хозяйства и примитивного ремесла. Преобладали экстенсивная технология и ручные орудия труда, вначале обеспечивавшие экономический прогресс. В своей производственной деятельности человек стремился максимально приспособиться к окружающей среде, подчинялся ритмам природы. Отношения собственности характеризовались господством общинной, корпоративной, условной, государственной форм собственности. Частная собственность не являлась ни священной, ни неприкосновенной. Распределение материальных благ, произведенного продукта зависело от положения человека в социальной иерархии. Социальная же структура традиционного общества сословно корпоративна, стабильна и неподвижна. Социальная мобильность фактически отсутствовала: человек рождался и умирал, оставаясь в одной и той же социальной группе. Основными социальными ячейками были община и семья. Поведение человека в обществе регулировалось корпоративными нормами и принципами, обычаями, верованиями, неписаными законами. В общественном сознании господствовал провиденциализм: социальная реальность, человеческая жизнь воспринимались как осуществление божественного промысла.

Духовный мир человека традиционного общества, его система ценностных ориентации, образ мышления -- особые и заметно отличные от современных. Индивидуальность, самостоятельность не поощрялись: социальная группа диктовала личности нормы поведения. Число образованных людей было крайне ограниченным («грамота для немногих») устная информация преобладала над письменной.

В политической сфере традиционного общества господствуют церковь и армия. Человек полностью отчужден от политики. Власть ему представляется большей ценностью, чем право и закон. В целом это общество чрезвычайно консервативно, стабильно, невосприимчиво к нововведениям и импульсам извне, являя собой «самоподдерживающуюся саморегулирующуюся неизменность».

Изменения в нем происходят спонтанно, медленно, без сознательного вмешательства людей. Духовная сфера человеческого бытия приоритетна перед экономической.

Традиционные общества сохранились и до наших дней в основном в странах так называемого «третьего мира» (Азия, Африка). С европоцентристской точки зрения традиционные общества -- это отсталые, примитивные, закрытые, несвободные социальные организмы, которым западная социология противопоставляет индустриальные и постиндустриальные цивилизации.

В результате модернизации, понимаемой как сложный, противоречивый, комплексный процесс перехода от традиционного общества к индустриальному, в странах Западной Европы были заложены основы новой цивилизации. Ее называют индустриальной, техногенной, научно-технической или экономической.

Экономической базой индустриального общества является промышленность, основанная на машинной технике. Увеличивается объем основного капитала, снижаются долговременные средние издержки на единицу продукции. В сельском хозяйстве резко повышается производительность труда, разрушается натуральная замкнутость. Экстенсивное хозяйство сменяется интенсивным, а простое воспроизводство -- расширенным. Все эти процессы происходят через реализацию принципов и структур рыночной экономики, на основе научно-технического прогресса. Человек освобождается от прямой зависимости от природы, частично подчиняет ее себе. Стабильный экономический рост сопровождается ростом реальных доходов на душу населения. В социальной сфере индустриального общества также рушатся традиционные структуры, социальные перегородки. Социальная мобильность значительна. В результате развития сельского хозяйства и промышленности удельный вес крестьянства в составе населения резко сокращается, происходит урбанизация. Появляются новые классы -- промышленный пролетариат и буржуазия, укрепляются средние слои. Аристократия приходит в упадок.

В духовной сфере наблюдается значительная трансформация системы ценностей. Человек нового общества автономен внутри социальной группы, руководствуется своими личными интересами. Индивидуализм, рационализм и утилитаризм (человек действует не во имя каких-то глобальных целей, а для определенной пользы) -- новые системы координат личности. Происходит секуляризация сознания (освобождение от непосредственной зависимости от религии). Человек в индустриальном обществе стремится к саморазвитию, самосовершенствованию. Глобальные изменения происходят и в политической сфере. Резко возрастает роль государства, постепенно складывается демократический режим. В обществе господствуют право и закон, а человек вовлекается во властные отношения в качестве активного субъекта.

Таким образом, индустриальная цивилизация противостоит традиционному обществу по всем направлениям. К числу индустриальных обществ относят большинство современных промышленно развитых стран (в том числе и Россию).

Но модернизация породила множество новых противоречий, которые со временем превратились в глобальные проблемы (экологический, энергетический и др. кризисы).

Разрешая их, поступательно развиваясь, некоторые современные общества приближаются к стадии постиндустриального общества, теоретические параметры которого были разработаны в 1970-е гг. американскими социологами Д. Беллом, Э. Тоффлером и др. Для этого общества характерно выдвижение на первый план сферы услуг, индивидуализация производства и потребления, увеличение удельного веса мелкосерийного производства при утере господствующих позиций массовым, ведущая роль науки, знаний и информации в обществе. В социальной структуре постиндустриального общества наблюдается стирание классовых различий, а сближение размера доходов различных групп населения ведет к ликвидации социальной поляризации и росту удельного веса среднего класса. Новая цивилизация может быть охарактеризована как антропогенная, в центре ее -- человек, его индивидуальность. Иногда ее также называют информационной, что отражает все более возрастающую зависимость повседневной жизни общества от информации. Переход к постиндустриальному обществу для большинства стран современного мира является весьма далекой перспективой.

В процессе своей деятельности человек вступает с другими людьми в разнообразные отношения. Подобные многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них), принято называть общественными отношениями.

Все общественные отношения могут быть условно разделены на две большие группы -- отношения материальные и отношения духовные (или идеальные). Принципиальное отличие их друг от друга заключается в том, что материальные отношения возникают и складываются непосредственно в ходе практической деятельности человека, вне сознания человека и независимо от него, а духовные отношения формируются, предварительно «проходя через сознание» людей, детерминируются их духовными ценностями. В свою очередь, материальные отношения подразделяют на производственные, экологические и отношения по делопроизводству; духовные на моральные, политические, правовые, художественные, философские и религиозные общественные отношения.

Особым видом общественных отношений являются межличностные отношения. Под межличностными отношениями понимают отношения между отдельными индивидами. При этом индивиды, как правило, принадлежат к разным социальным слоям, имеют неодинаковый культурный и образовательный уровень, но их объединяют общие потребности и интересы, лежащие в сфере досуга или быта. Известный социолог Питирим Сорокин выделял следующие типы межличностного взаимодействия:

а) между двумя индивидами (муж и жена, учитель и ученик, два товарища);

б) между тремя индивидами (отец, мать, ребенок)-

в) между четырьмя, пятью и более людьми (певец и его слушатели);

г) между многими и многими людьми (члены неорганизованной толпы).

Межличностные отношения возникают и реализуются в обществе и являются общественными отношениями даже в том случае, если они носят характер сугубо индивидуального общения. Они выступают персонифицированной формой общественных отношений.

1. Понятие «материальный мир». Структура материального мира.

Материальный мир – всё, существующее вне и помимо человеческого сознания. Природа и общество – две взаимосвязанных и взаимодействующих частей материального мира.

2. Понятие «общество» в широком и узком смыслах.

В узком смысле: общество - определенная группа людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности, взаимопомощи и поддержки друг друга («общество филателистов »).

В широком смысле: общество – а) конкретный этап исторического развития человечества («рабовладельческое общество»), б) какая-либо страна или народ («английское общество»), в) человечество в прошлом, настоящем и будущем, все население Земли («человеческое общество»).

Научное понимание общества: общество – самодостаточный человеческий коллектив , способный самостоятельно создавать и воссоздавать все необходимые условия своего существования. Но есть и более широкое понимание (исходит из противопоставления природе): общество – это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

3. Общество как система:

а) понятие «система», «подсистема», «элемент»

Система (в переводе с греческого означает «целое, составленное из частей», «совокупность») - совокупность элементов, определенным образом связанных между собой и образующих некую целостность, подсистемы - “промежуточные” комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система, элемент – неразложимое далее (в данной системе и при данном способе рассмотрения), первичная (начальная) часть системы,

б) общество как сложная, динамическая система

Общество характеризуется как: а) сложная система, так как состоит из четырех основных подсистем, которые охватывают комплексы различных элементов, б) динамическая система, т. е. такая система, которая способна, серьезно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определенность;

в) основные сферы общественной жизни, взаимосвязь основных сфер общественной жизни

По числу главных функций, которые приходится осуществлять любому обществу для поддержания своего существования, выделяют четыре сферы жизни общества:

Функции общества как системы

Основные подсистемы (сферы) общества

Основные институты

Группы отношений

Приспособление к окружающей среде и ее преобразование

Экономическая

Материальное производст-во, собственность, институ-ты рынка, финансовые инс-титуты

Отношения, которые воз-никают между людьми в процессе производства, ра-спределения, обмена и потребления материальных благ и услуг

Интеграция в систему различ-ных общностей и объединений

Социальная

Большие (страты, классы, этносы) и малые (семья) социальные группы

Отношения между различ-ными социальными группа-ми общества

Достижение целей системы пу-тем управления и политическо-го руководства

Политическая (политико-правовая)

Государство, субъекты по-литической деятельности (народные массы, полити-ческие элиты, лидеры, ор-ганизации)

Комплекс отношений меж-ду государствами, партия-ми, общественными орга-низациями, отдельными индивидами по поводу осуществления власти

Поддержание приверженности значимым ценностям

Духовная (культура)

Формы и уровни общест-венного сознания, наука, образование, религия

Отношения по поводу производства и потребле-ния духовных ценностей

Каждая из этих сфер, являясь подсистемой системы, называемой “общество”, в свою очередь, оказывается системой по отношению к элементам, ее составляющим.

Все четыре сферы общественной жизни взаимосвязаны и взаимообусловлены, что вытекает из целостности общества как системы. Ни одна из подсистем не является независимой, но и не является господствующей.

г) основные социальные институты

Важнейшими элементами общества являются социальные институты – устойчивые совокупности людей, групп, учреждений, деятельность которых направлена на выполнение тех или иных общественных функций и основывается на определенных нормах и стандартах поведения. К фундаментальным институтам общества относят семью, школу, церковь, государство.

4. Общество и природа:

а) понятие «природа»

В самом широком смысле природа – это вся окружающая и охватывающая нас реальность – Вселенная, частью которой оказывается и общество. В узком значении термина природой называют совокупность физико-химических и биологических процессов, появившихся задолго до человека и образующих среду его существования. Природа - совокупность естественных условий существования человечества, природная составляющая часть среды обитания и производственной деятельности человека.

б) общее у природы и общества

Являются частями материального мира,

Обладают способностью к самоорганизации,

Образуют среды обитания человека (природную и социальную),

Обладают признаками системы,

Находятся в процессе постоянного развития (изменения),

Их развитие подчиняется объективным законам (существуют общие законы развития природы и общества).

в) отличие общества от природы, понятие «культуры»

Общество представляет собой форму и результат совместной деятельности людей, природа сложилась в результате естественных процессов,

На эволюцию общества огромное влияние оказывают субъективные устремления людей, обладающих сознанием и волей и способных существенно корректировать ход и направленность социальных процессов, природа подчиняется естественным законам,

Общество в ходе своей деятельности создает культуру («вторую природу») под которой понимают совокупность всех видов преобразовательной деятельности человека и общества, а также результат этой деятельности.

Для мировоззрения древних людей было свойственно «очеловечивание» природы (антропоморфизм): камням, деревьям, природным стихиям (ветру, огню) люди приписывали способность мыслить, желать, творить, одушевляли их, (т. н. анимизм (лат. Anima - душа)), верили в кровное родство человека с природой (тотемизм). Антропоморфный взгляд на природу зародился в условиях присваивающего хозяйства, тотальной зависимости человека от природы. Только созидательная деятельность, творение иной реальности указали человеку на его отличность от природы и разрушили антропоморфное мышление.

г) влияние природы на общество

Природа была той основой, на которой возникло и развивалось общество, и сегодня оказывает огромное воздействие на общественное бытие , ускоряя или замедляя темп развития отдельных стран и народов.

д) влияние общества на природу, понятие «экология»

Общество воздействует на природу, преобразует ее, творя культуру, но зачастую это вмешательство приводит к пагубным последствиям (загрязнение среды обитания в результате человеческой деятельности).

Экология – деятельность общества, направленная на охрану окружающей среды .

е) понятие «ноосфера», учение о ноосфере

Ноосфера (сфера разума) - та часть планеты и околопланетного пространства, которая несет на себе печать разумной деятельности человека. Известный русский ученый создал учение о ноосфере, под которой он понимал такую стадию эволюции биосферы , когда разумная деятельность человека становится определяющим фактором ее дальнейшего развития.

5. Общественные отношения: понятие, виды

Общественные отношения - многообразные формы взаимодействия людей в процессе их совместной деятельности, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них) Они характеризуются относительной устойчивостью, повторяемостью, формальностью (зачастую безличны) и затрагивают важные стороны жизни людей.

Общественные отношения могут быть материальными и духовными. Материальные отношения возникают и складываются непосредственно в ходе практической деятельности человека, складываются вне сознания человека и независимо от него, а духовные отношения формируются предварительно “проходя через сознание” людей, детерминируются их духовными ценностями. Особый вид общественных отношений - межличностные отношения. Под межличностными отношениями понимают отношения между отдельными индивидами. Межличностные отношения возникают и реализуются в обществе и являются общественными отношениями даже в том случае, если они носят характер сугубо индивидуального общения. Они выступают персонифицированной формой общественных отношений.

6. Общественные науки, предмет их изучения

Общественные науки – система наук об обществе, о формах и законах его развития.

Философия – наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления (но она лежит в основе всех наук, не может быть названа только общественной).

Социология – наука об обществе как целостной системе и об отдельных социальных институтах, процессах, социальных группах и общностях, отношениях личности и общества.

Отдельные сферы общественной жизни изучают экономика, история (развитие общества), политология, юриспруденция (право), культурология, религиоведение, этика (мораль), эстетика (прекрасное).

Тема видеоурока «Общество и общественные отношения» вызывает множество вопросов у преподавателей. В самом начале урока вы сможете понять, какие знания получите из обществознания. Несколько сфер этой науки необходимы для понимания процессов, происходящих в современном мире. Вы узнаете, что такое общество, как оно взаимодействует с людьми.

Тема: Общество

Урок: Общество и общественные отношения

Здравствуйте. Сегодня мы начинаем изучение курса обществознания. Так принято называть комплекс наук, которые изучают общество в целом и общественные отношения.

Среди дисциплин, изучаемых сегодня в школе, именно обществознание вызывает больше всего вопросов. Это связано как с многозначностью термина, так и с давними спорами по поводу его необходимости.

Курс обществознания делится на несколько разделов – два базовых («Общество» и «Человек») и четыре раздела, охватывающих политику и право, экономику, социальную и духовную сферу (рис. 1).

Рис. 1. Структура курса «Обществознание»

Четыре последних раздела можно изучать в любом порядке. Но мы начнем разговор с раздела «Общество».

Термин «общество» не имеет единственно верного определения. Его можно рассматривать в узком и широком смысле.

Рис. 2. Общество и природа

В широком смысле общество – это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть мира, которая включает в себя формы и способы объединения и взаимодействия людей, отражающие их всестороннюю зависимость друг от друга (рис. 2). В курсе обществознания изучается в первую очередь общество в широком смысле слова.

С формальной точки зрения мы действительно можем разделить существующий мир на два компонента – природа и общество. Единственный объект, который относится одновременно и к природе, и к обществу, – это человек.

Есть и узкое понимание общества. Оно гласит: «общество – это устойчивая группа людей, занимающая определенную территорию, имеющая общую культуру, испытывающая чувство единства и рассматривающая себя как самостоятельное образование».

Если рассматривать общество в узком смысле слова, то можно назвать ряд признаков общества. Это общность территории, целостность и устойчивость, самообеспеченность и, наконец, выработка общих систем норм и ценностей, лежащих в основе социальных связей.

Такое понимание общества может быть применено к любой социальной группе – гражданам одного государства или членам одной семьи. Толпа не обладает целостностью и устойчивостью и поэтому обществом не является.

Но на этом определения общества не заканчиваются. В современной науке есть еще как минимум четыре варианта понимания этого термина. Итак, обществом мы называем:

1) исторический этап развития человечества («первобытное общество», «феодальное общество»);

2) жители конкретной страны, граждане определенного государства («французское общество»);

3) объединение людей с какой-либо целью («спортивное общество», «общество защиты природы»);

4) круг людей, объединенных общностью положения, происхождения, интересов («дворянское общество», «высшее общество»).

Как видите, число вариантов понимания термина «общество» весьма велико.

Общество изучают науки, называемые общественными. Одни изучают общество в статике, а другие – в динамике. Единственной наукой, рассматривающей общество в развитии, является история. Философия имеет статус метанауки.

Как бы мы ни рассматривали термин «общество», в любом случае оно является системой. Напомним, что система состоит из элементов и связей между ними. Точно так же и общество состоит не просто из отдельных людей, а из социальных статусов, социальных институтов и общественных отношений.

Именно общественные отношения делают общество системой. Решающим для общества является не число его членов, а их взаимосвязь, интегрированность.

Рассмотрим систему общества (рис. 3). В ней выделяются четыре сферы (подсистемы). Все они связаны между собой. Рассмотрим систему общества (рис. 3). В ней выделяются четыре сферы (подсистемы). Все они связаны между собой.


Рис. 3. Система общества

Карл Маркс рассматривает систему общества несколько по-другому. Его схема содержит три сферы жизни общества (рис. 4).

Рис. 4. Система общества по К. Марксу

Рассмотрим функции общества. Главными из них являются так называемые системные функции – самосохранение и самосовершенствование общества как системы.

Функции общества.

1. Производство материальных благ и услуг.

2. Воспроизводство (биологическое производство человека, а также ежедневное возобновление его сил и способностей) и социализация человека (усвоение человеком социальных ролей).

3. Духовное производство и регулирование активности людей (создание духовных ценностей – искусство, религия, философия, нормы нравственности).

4. Распределение продуктов труда (деятельности) в процессе обмена произведенными благами, людскими ресурсами и духовными ценностями.

5. Регламентация и управление деятельностью и поведением людей (установление правил и норм, а также принуждение к их исполнению).

За как минимум две с половиной тысячи лет, которые существует общественное знание (если считать его началом возникновение философии в Древней Греции и Древнем Китае), появилось множество теорий общества. Рассмотрим некоторые из них.

Механистические теории общества.

Биологические теории общества.

Психологические теории общества.

Функционализм.

Марксизм.

Такая разница в подходах к обществу в значительной степени вызвана тем, что общество все время меняется. В следующий раз мы поговорим о том, как появилось общество. А наш сегодняшний урок окончен. Спасибо за внимание.

Споры вокруг обществознания

В школьной программе, пожалуй, нет другого такого предмета, который вызывал бы столько споров, как обществознание. Это вызвано в первую очередь сложной судьбой этого предмета в нашей стране.

Впервые обществознание появилось в школьной программе в 1920-е годы. Тогда так называли странную синтезную дисциплину, которая включала в себя не политологию и социологию (их еще не было), а историю, географию, основы философии и большое количество пропаганды. Историю отдельно тогда не изучали.

В 1934 году решением руководства СССР в школьный курс вернулась история как отдельный предмет. Знания об обществе стали теперь изучаться именно в курсе истории. В середине 1960-х годов в школе снова появился отдельный предмет, теперь уже под названием «Обществоведение» (некоторые школьные учителя до сих пор называют обществознание именно так). Отдельной частью курса был специальный предмет «Конституция СССР», который изучался в 8-м классе.

В 1998 году предмет «Обществознание» снова появился в школьной программе.

Является ли Робинзон обществом?

Вопрос, является ли Робинзон обществом, кажется совсем несложным. Конечно же, нет. Сам по себе Робинзон, разумеется, обществом не является. Впрочем, существуют такие теории, которые называются робинзонадными.

Но можно ли сказать, что Робинзон совсем изолирован от общества? Он ведет календарь, читает Библию, носит одежду и даже в таких условиях остается англичанином.

Социал-дарвинизм

Среди биологических концепций XIX и XX века особенно популярен социал-дарвинизм, в рамках которого многие социальные процессы рассматриваются как аналог биологических.

Основоположником социал-дарвинизма считается английский философ и социолог Герберт Спенсер (рис. 5), который предложил термин «survival of the fittest» («выживание сильнейшего»).

Рис. 5. Герберт Спенсер

В 1883 году английский медик Фрэнсис Гальтон (рис. 6) ввел термин «евгеника» для обозначения учения об улучшении врожденных качеств расы.

Рис. 6. Фрэнсис Гальтон

Литература к уроку

1. Учебник: Обществознание. Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень. Под ред. Л. Н. Боголюбова. М.: ОАО «Московские учебники», 2008.

Тема: Общество и общественные отношения класс




Общество как совместная жизнедеятельность людей. странагосударствообщество Часть света или территории, которая имеет определенные границы и пользуется государственны м суверенитетом. Политическая организация страны, включающая определённый тип режима власти, органы и структуру управления. ???


ОБЩЕСТВО В УЗКОМ СМЫСЛЕ: Первобытное, буржуазное общество - 1. исторический этап развития человечества Французское, английское общество - 2. страна, государство Дворянское общество, высшее общество - 3. круг людей, объединенных общностью положения, происхождения Спортивное общество, общество рыболовов - 4. объединение людей с какой-либо целью


Сопоставим определения, которые дают науки в широком смысле. Социология Социальная философия Общество – исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающаяся на основе постоянного изменения форм и условий их деятельности в процессе взаимодействия с органической и неорганической природой. Общество… сумма связей, совокупность или система отношений, возникающих из совместной жизни людей, воспроизводимых и трансформируемых их деятельностью.


И


Признаки общества. Внешние: территория хронология, т. е. последовательность исторических событий определяющая временны рамки конкретного общества. Внутренние: динамическая (способная к развитию) стабильность способность к выполнению определенных функций (производство, распределение материальных благ, воспроизводство и социализация человека, духовное производство).


Понятие общества ОБЩЕСТВО: Исторический этап в развитии человечества (первобытное общество, феодальное общество).Исторический этап в развитии человечества (первобытное общество, феодальное общество). Круг людей, объединенных общностью целей, интересов, происхождения (дворянское общество, общество филателистов).Круг людей, объединенных общностью целей, интересов, происхождения (дворянское общество, общество филателистов). Страна, государство, регион (французское общество, советское общество).Страна, государство, регион (французское общество, советское общество). Человечество в целом.Человечество в целом. Совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей Совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей


Уровни социально-философского анализа общества уровеньсущностьконкретно-исторический На этом уровне анализируются конкретные события, народы, государства. Наряду с описанием единичных фактов присутствуют обобщающие понятия и суждения. историко-ти-пологический Обобщение, связанное с типологией общества. социально-философский Выделение, анализ всеобщих свойств общества.











Принято говорить о широком и узком смысле понятия «природа». Вселенная Биосфера



Понятие природа употребляется для обозначения не только естественных, но и созданных человеком материальных условий его существования - второй природы. В той ИЛИ ивой мере преобразованной и сформированной человеком. действуют люди, одарённые сознанием и имеющие цели действуют слепые, бессознательные силы гармоничнаягармоничная конфликтнаяконфликтная общество природа природа взаимосвязь взаимосвязь




Omвem: В качестве примеров, раскрывающих взаимосвязь природы и общества, могут быть приведены: Человек не только социальное, НО и биологическое существо, а следовательно, является частью живой природы. Из природной среды общество черпает необходимые вещественно энергетические ресурсы для своего развития. Человек не только социальное, НО и биологическое существо, а следовательно, является частью живой природы. Из природной среды общество черпает необходимые вещественно энергетические ресурсы для своего развития. Деградация природной среды (загрязнение воздуха, водоемов, вырубка леса и т. д.) ведет к ухудшению здоровья людей, к снижению качества их жизни и др. Деградация природной среды (загрязнение воздуха, водоемов, вырубка леса и т. д.) ведет к ухудшению здоровья людей, к снижению качества их жизни и др.


В чем проявляется обособление общества от природы? В центре общественного развития стоит человек, обладающий сознанием и волей. Природа же существует и развивается по объективным законам. В отличие от природы, общество имеет пространственно-временные границы и подчиняется в своем развитии, наряду с общими, особенным и специфическим законам. Общество является организованной системой: социальная структура, социальные и политические организации и институты. Общество выступает в качестве творца, преобразователя культуры, т.е. сотворённой человеком «второй», искусственной природы.


Что объединяет и что отличает общество и природу?Общество: имеет законы исторического развития; имеет законы исторического развития; занимается созидательной деятельностью; занимается созидательной деятельностью; преобразует мир, в том числе и природу. преобразует мир, в том числе и природу.Природа: имеет собственные законы; имеет собственные законы; постоянный и непрерывный эволюционный процесс; постоянный и непрерывный эволюционный процесс; влияет на формирование культуры, традиций, обычаев; влияет на формирование культуры, традиций, обычаев; может замедлять или ускорять развитие стран и народов; может замедлять или ускорять развитие стран и народов; стихийна; стихийна; долговечна. долговечна.




Жизнь общества есть не что иное, как процесс совместной деятельности людей. Общественные отношения – устойчивые связи между социальными группами, классами, нациями, а также внутри их в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности Социализация – процесс включения человека в определённую систему связей и отношений.


Общественные отношения. Схема это– многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями, а также внутри их в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности. Общественные отношения: Устойчиво повторяющиеся, во многом безличные (формальные), затрагивающие важные стороны людей Общественные отношения существуют во всех социальных институтах и подсистемах общества. Человек является связующим звеном всех элементов и подсистем общества


Многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями, а также внутри их в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности, называются общественными отношениями. В широком смысле общественные отношения - это вся система социальных связей и зависимостей деятельности и жизни людей в обществе. В узком смысле - опосредованные связи между людьми.




Социальные отношения подразделяются на Социальные отношения подразделяются на односторонние и взаимные. односторонние и взаимные. Односторонние характеризуются тем, что их участники вкладывают в них различный смысл: любовь со стороны индивида может наткнуться на полное безразличие со стороны другого. Односторонние характеризуются тем, что их участники вкладывают в них различный смысл: любовь со стороны индивида может наткнуться на полное безразличие со стороны другого. Взаимные общественные отношения подразумевают обоюдность своего проявления. Взаимные общественные отношения подразумевают обоюдность своего проявления.


Общественные отношения неоднородны, в их системе выделяются первичные и вторичные уровни. Общественные отношения неоднородны, в их системе выделяются первичные и вторичные уровни. К первичному уровню принадлежат материальные, т. е. складывающиеся независимо от сознания и воли и формирующиеся в сфере материального производства общественные отношения. Они обеспечивают обществу материальные возможности существования и развития. К их числу относятся производственные отношения, социально-бытовые и др. К первичному уровню принадлежат материальные, т. е. складывающиеся независимо от сознания и воли и формирующиеся в сфере материального производства общественные отношения. Они обеспечивают обществу материальные возможности существования и развития. К их числу относятся производственные отношения, социально-бытовые и др. Вторичный уровень образуют отношения, которые возникают лишь проходя через сознание, на базе определенных идей и взглядов. Эти отношения пронизывают духовную жизнь общества (идеологические, культурные, религиозные, нравственные и др.), они являются результатом и условием взаимодействия людей в процессе создания и распространения духовно- культурных ценностей. Вторичный уровень образуют отношения, которые возникают лишь проходя через сознание, на базе определенных идей и взглядов. Эти отношения пронизывают духовную жизнь общества (идеологические, культурные, религиозные, нравственные и др.), они являются результатом и условием взаимодействия людей в процессе создания и распространения духовно- культурных ценностей.


Общественные отношения Материальные отношения Духовные (идеальные) отношения Возникают и складываются непосредственно в ходе практической деятельности человека вне его сознания и независимо от него Формируются предварительно «проходя через сознание» людей, определяются их духовными ценностями п/о, экологические отношения, отношения по детопроизводству Моральные, политические, правовые, художественные, философские, религиозные отношения


Все общественные организации и предприятия обслуживают три вида общественных отношений социокультур- ные политические производст- венные семья СМИцерковь творческие союзы учреждения культуры партии движения лоббистские группы (группы давления на власть) частные предприятия акционерные общества профессио- нальные общества


Общество и культура Понятие «общество» Имеет отношение к системе взаимоотношений индивидов, принадлежащих к общей культуре Понятие «культура» Имеет отношение к образу жизни членов данного обществ: к их привычкам обычаям, материальным благам, которые они производят


«Вторая природа» Культура (возделывание, воспитание, образование) Это достижения человечества в духовной области (искусстве, науке и проч.) Узкий смысл Все виды преобразующей деятельности человека, направленные не только на внешнюю среду, но и на него самого. Широкий смысл Не может существовать вне общества Характеризуется историчностью Материальная Духовная Культура Характеризуется многообразием


По мнению философа 3. Фрейда, культура есть все то, в чем человеческая жизнь возвысилась над своими биологическими обстоятельствами и чем она отличается от жизни животных. Что же такое культура? Попробуем исследовать это понятие. - Прочитайте п. 3 § 9. - Почему культуру называют «второй природой»? - Что мы понимаем под культурой? - Раскройте смысл этого понятия в узком его смысле. - Охарактеризуйте широкое значение понятия «культура» - Какую роль играет культура в жизни общества? -Назовите главные черты культуры. -Охарактеризуйте условное деление культуры на отдельные составляющие. - Почему это деление условное? - Что такое «культурные универсалии»? Приведите примеры.


Понятия, содержащиеся в языке, при помощи которых люди систематизируют и обобщают опыт познания себя и мира;понятия, содержащиеся в языке, при помощи которых люди систематизируют и обобщают опыт познания себя и мира; взаимоотношения друг с другом в пространстве и времени, по значению, на основе причинной обусловленности; взаимоотношения друг с другом в пространстве и времени, по значению, на основе причинной обусловленности; ценности - общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться; ценности - общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться; правила и нормы, которые регулируют поведение людей в соответствии с ценностями определенной культуры. правила и нормы, которые регулируют поведение людей в соответствии с ценностями определенной культуры.


Последовательные действия людей, направленные на достижения определённой цели, называют деятельностью. Деятельность – это способ существования, который выделяет людей из природы.


Виды деятельности виды сфер деятельности Экономическая сфера – это хозяйственная деятельность общества, когда создаются материальные блага. Социальная сфера – это возникновение и взаимодействие людей друг с другом. Политическая сфера – это область взаимодействия людей по поводу власти и подчинения. Духовная сфера – это область создания и освоения духовных благ. Характеристика отрасли обществознания Экономика - система наук, изучающих экономические отношения, проблему использования ограниченных ресурсов с целью удовлетворения неограниченных потребностей общества. Философия - наука о наиболее общих законах развития общества, природы, сознания.


Характеристика отрасли обществознания Социология -наука об общности как целостной системе и об отдельных социальных институтах, процессах, социальных группах и общностях, отношениях личности и общества, закономерностях массового поведения людей. Политология - наука, изучающая политику, политические процессы и поведение субъектов политики, политические отношения, политическое сознание и культуру, способы решения политических проблем.


Характеристика отрасли обществознания Юридическая наука - общественная наука, изучающая право как особую систему социальных норм, отдельные отрасли права, историю государства и права. Культурология -единая социально- гуманитарная наука о духовной культуре народа.


Характеристика отрасли обществознания Историческая наука -комплекс общественных наук, изучающих прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии. Социальная психология - наука, изучающая закономерности формирования, функционирования и развития общественно- психологических явлений, процессов и состояний, субъектами которых являются индивиды и социальные общности. 43