Субсидии по регионам. Социальные субсидии. Кто имеет право

Минфин со следующего года вновь меняет методику, по которой предоставляет дотации регионам на бюджетную обеспеченность. Но пятерка крупнейших получателей, от Дагестана до Чечни, не изменится и заберет себе 30% всех таких дотаций

Глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров. ​Дотация региону составит 27 млрд руб. (Фото: Алексей Никольский / ТАСС)

Тринадцать российских регионов из 85 получат ровно половину дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, выделяемых Минфином на будущий год, следует из материалов к проекту федерального бюджета на 2018-2020 годы. В общей сложности на этот вид дотаций регионам федеральный центр выделит в 2018 году 645,1 млрд руб. — на 5% больше, чем в 2017-м.

В прошлом году Минфин объявил, что региональных бюджетов — было решено сократить выдачу бюджетных кредитов (а теперь от них и вовсе ) и увеличить объем средств на предоставление дотаций. В сентябре этого года министр финансов Антон Силуанов также пояснял, что дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности увеличатся в 2018 году на величину прироста того 1% налоговой базы по налогу на прибыль, который с 2017 года и распределяется между нуждающимися в поддержке субъектами.

Общий объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности растет последние шесть лет, говорит старший аналитик группы суверенных и региональных рейтингов АКРА Александр Шураков, увеличение на 5% — это незначительный рост (в 2017 году объем дотаций вырос на 20%, в 2015-м — на 10,9%). «Помимо роста дотаций произошло их перераспределение между регионами. Соответственно, для тех регионов, у которых [на 2018 год] выросли дотации, суммарный рост составил 48 млрд руб. Как за счет 30 млрд руб., на которые общая сумма увеличилась, так и за счет 17,4 млрд руб., на которые были уменьшены дотации другим регионам», — подсчитал Шураков.

Кому пойдут дотации

Самым крупным получателем дотаций на выравнивание третий год подряд станет Дагестан — из федерального бюджета республика получит более 59 млрд руб., на 6,6 млрд руб. больше, чем в текущем году. А наибольший прирост по объему дотаций в 2018 году продемонстрирует Якутия — в следующем году республика получит на выравнивание бюджетной обеспеченности на 7,3 млрд руб. больше и станет вторым по объему получателем этой дотации. Третья по величине дотация — более 39,3 млрд руб. — будет направлена в Камчатский край.


Эти регионы входят в число высокодотационных, у которых доля зависимости от федеральных трансфертов максимальна: доля федеральных дотаций в доходах их бюджетов превышает 40%, объясняет завкафедрой госрегулирования экономики Института общественных наук РАНХиГС Владимир Климанов. Также к высокодотационным относятся Алтайский край (в 2018 году дотация на выравнивание вырастет на 4,5 млрд руб., до 27,1 млрд), Чечня (дотация составит 27 млрд руб.), Крым (17,7 млрд руб.), Тыва (15,7 млрд руб.), Ингушетия (9,2 млрд руб.), Карачаево-Черкесия (9,1 млрд руб.). Доходы бюджета Чечни на 84% складываются из безвозмездных поступлений из федерального центра (дотации, субвенции, субсидии и прочие поступления), а доходы бюджета Крыма — на 67%, следует из уточненных законов о бюджетах на 2017 год двух республик.

В целом разрыв в бюджетной обеспеченности регионов таков, что первая пятерка самых дотируемых субъектов получит 30% всех дотаций на выравнивание в 2018 году.

Как считаются дотации

Объем дотации рассчитывается в зависимости от уровня финансовой обеспеченности на душу населения, объясняет Климанов, при этом учитываются два показателя — налоговый потенциал территории (сколько налогов генерируется, поступает в региональный бюджет) и удорожающий коэффициент, так называемый индекс бюджетных расходов. «На Камчатке и в Якутии — один из самых высоких удорожающих коэффициентов. Это происходит в силу того, что стандартный набор бюджетных услуг, который должен быть получен одним гражданином, в Якутии или на Камчатке будет стоить в разы дороже, чем в европейской части России», — говорит Климанов.

Объем дотаций Дагестану объясняется многочисленностью населения в республике, так как дотации рассчитываются по среднедушевому принципу и умножаются на число жителей. Еще одна причина — низкая бюджетная обеспеченность республики, добавляет Шураков. Это обусловлено низким уровнем налоговых и неналоговых доходов, которые способна генерировать экономика региона. «Порядка 72% поступлений по налогу на доходы физических лиц генерируются в бюджетных секторах экономики — госуправление, образование, здравоохранение. Существенную часть зарплат в данных секторах платит региональный бюджет», — говорит он.


Объем трансферта увеличится для 47 регионов, у 26 регионов объем дотаций сократится. Самое значительное сокращение дотации ждет Пермский край — на 2,6 млрд руб. Красноярский край получит меньше на 2,4 млрд, Челябинской области дотацию сократят на 1,4 млрд руб., Липецкой области — на 1,1 млрд. Снижение дотаций на 2018 год обусловлено улучшением состояния их экономик, считает Шураков, они в этом году получили больше доходов из-за роста цен на сырье. Все эти регионы в разное время бывали и регионами-донорами, то есть не получали дотации на выравнивание, указывает Климанов. «Это регионы с экономикой больших предприятий, они во многом могут зависеть от состояния отрасли и принципов учета доходов в этой отрасли для формирования налогового потенциала», — поясняет эксперт.

При этом 12 регионов в 2018 году не получат трансферт на выравнивание бюджетной обеспеченности вообще, как и в этом году. Это Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий и Ненецкий автономные округа, Тюменская, Самарская, Сахалинская, Свердловская, Московская и Ленинградская области, Татарстан, а также Москва и Санкт-Петербург. Все они являются регионами-донорами и не получают дотации на выравнивание.

Новая методика

В 2018 году изменится и методика расчета дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности. Методика меняется практически каждый год, указывает Шураков, нынешняя редакция станет уже 11-й. Но при этом состав регионов-лидеров по объему получаемых дотаций сильно не менялся уже лет пять, указывает он.

Во-первых, Минфин вводит 20-процентное ограничение на прирост дотаций каждому региону год к году. Во-вторых, согласно материалам Минфина, в формулу включается еще один элемент: объем дотации ставится в зависимость от коэффициента долговой нагрузки. В новой редакции методики значительно большее внимание уделяется долгу регионов и расходам на его обслуживание, указывает Шураков, Минфин таким образом пытается снизить долговую нагрузку на регионы. «Действительно, выплаты процентов для ряда регионов — существенная статья расходов регионального бюджета», — говорит он. Это же, по его мнению, является одной из причин роста дотаций отдельным регионам.

Нововведения, предложенные Минфином, дадут ведомству возможность более гибко подходить к расчетам объемов дотаций регионам, считает Климанов. «Это элемент некоего ручного управления. Минфин будет настаивать, что это тоже формула, но жесткая формула может привести к резким всплескам или падениям, ненужным для всей финансовой системы. Для этого введена третья составляющая, которая дает возможность гибче подойти к этой ситуации», — считает эксперт. Новая методика даст Минфину возможность маневра, чтобы избежать «проседаний» по дотациям из-за простого математического счета.

Другие дотации еще не распределены

Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности являются наиболее формализованными и прозрачными среди всех федеральных трансфертов регионам. В бюджете также предусмотрены дотации на частичную компенсацию расходов регионов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы по майским указам, дотации за достижение наивысших темпов роста налогового потенциала и дотации на сбалансированность бюджетов отдельных регионов.


Дотации на балансировку региональных бюджетов на 2018 год предусматриваются в сумме 48,7 млрд руб., сообщил РБК первый зампред комитета Госдумы по бюджету и налогам Александр Ремезков. Представленный в парламент проект бюджета не расшифровывает эти ассигнования, они будут распределены ко второму чтению бюджета. В действующей редакции бюджета на 2017 год такие дотации выделялись, в частности, Чечне, Крыму и Севастополю по отдельным, «именным» статьям расходов — эти регионы получили по ним дополнительно около 40 млрд руб. В проекте бюджета на 2018 год таких «именных» статей нет, говорит Ремезков, соответственно Чечне, Крыму и Севастополю отдельная от других регионов дотация на сбалансированность предоставляться не будет. Но, возможно, она будет включена в общую сумму дотаций на сбалансированность (48,7 млрд руб.). Пресс-служба Минфина не ответила на запрос РБК о распределении этих дотаций.

Сохранить

При участии: Екатерина Копалкина

В настоящее время в качестве государственной поддержки в приобретении жилья или улучшения качества жилищных условий предусмотрена денежная помощь, так называемая субсидия для отдельных категорий граждан.

Законодательная база

В самом Жилищном Кодексе только закреплено положение о том, что государство обязуется субсидировать определенные льготные категории физических лиц с целью улучшения жилищных условий.

Постановление Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2015 — 2020 годы», которым утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации на предоставление социальных выплат на приобретение или строительство жилья.

Вся остальная информации, включая перечень льготных категорий граждан, содержится в различных федеральных и муниципальных законодательных актах.

Принципы данного вида субсидирования

Субсидия на покупку и улучшение условия жилых помещений представляет собой финансовую помощь, которая выделяется безвозмездно.

Гражданину, получившему решение о предоставлении ему субсидии выдается сертификат, который можно потратить только на определенные нужды и в определенный срок.

Как правило, сумма сертификата не покрывает полностью стоимость жилья, поэтому от граждан часто требуется доказательство, того, что они смогут самостоятельно покрыть оставшуюся часть долга.

Кто имеет право

В большинстве случаев выплаты субсидий возложены на бюджеты субъектов федерации . Поэтому им предоставлено право сами утверждать перечень льготных категорий физических лиц, которые могут рассчитывать на получении субсидии. Но с определенными ограничениями – основной список льготников устанавливается на федеральном уровне и сокращению не подлежит его можно только расширять.

Безвозвратная материальная помощь, предназначенная для улучшения условий жилищных условий в 2018 году может быть предоставлена следующим категориям граждан:

Порядок оформления

Чтобы встать на очередь на рассмотрение вопроса о предоставлении субсидии необходимо предоставить следующие документы:

После постановки на учет, расчета и согласования размера материальной помощи будет оформлен сертификат на соответствующую сумму.

В одном из банков, участнике программы поддержки, человеку необходимо самостоятельно открыть ИБЦС. На него и будет перечислена выделенная сумма. Впоследствии этими средствами можно будет распорядиться для приобретения новой недвижимости или расширения существующей.

Важный нюанс – на прочие цели выделенная сумма потрачена быть не может – и потратить ее надо в течение полугода.

Если средства не будет потрачены, то деньги просто «сгорят». И вернуть их уже будет нельзя, т.к. участие в программе получения помощи возможно только один раз.

Сумма и порядок расчета

При расчете размера выделяемой субсидии учитывается множество факторов:

Все эти факторы учитываются в отношении всех членов семьи, независимо от места их регистрации и проживания.

Еще одним фактором, который берется в расчет при решении вопроса о выделении и размере субсидии это определение количества семей , проживающих на одной площади.

Определяется это по следующим признакам:

  • супруги и их несовершеннолетние дети, вне зависимости от места регистрации, считаются членами одной семьи;
  • граждане, которые живут в одном жилом помещении и объединены признаками родства, но имеющие свои источники дохода, отдельный бюджет и ведущие раздельное хозяйство, считаются разными семьями.

Сроки выплаты

Сроки выплаты субсидий для каждого случая разные, они прописаны в документе, регламентирующем выдачу той или иной субсидии.

Например, для военнослужащих установлены следующие сроки:

Таким образом, полностью срок перечисления денежной выплаты военнослужащему не превышает тридцати календарных дней, то есть одного месяца.

Особенности и нюансы предоставления данной субсидии

Размер денежной субсидии, а также возможность ее предоставления установленным категориям граждан предоставляется после рассмотрения следующих факторов :

  1. Общий доход семьи, претендующей на субсидию, имеется ли у них возможность самостоятельно внести первоначальный взнос по ипотеке;
  2. Состав семьи, общее количество членов семьи, количество иждивенцев и трудоспособных;
  3. Имеется ли в собственности жилое помещение у кого-либо из членов семьи;
  4. Средняя стоимость 1 кв. м. жилья в регионе, в котором предполагается получение субсидии;
  5. Сколько квадратных метров жилой площади приходится на каждого члена семьи.

Следует понимать, что денежная субсидия не является способом получения бесплатного жилья, ее целью является помощь гражданам для улучшения жилищных условий.

В настоящее время в нашей стране действует несколько программ субсидирования граждан:

  1. Субсидия, которая предоставляется семье, возраст супругов в которой не более 35 лет, иными словами субсидия на жилье для молодой семьи.
    В данном случае размер субсидии определяется также наличием или отсутствием детей. Для тех пар, у которых на момент подачи заявления есть ребенок, размер составляет 35% от стоимости жилья, для бездетных пар – 30%. Также семья должна иметь первоначальный взнос для получения ипотеки.
  2. Субсидии, выделяемые военным и некоторым категориям служащих бюджетных организаций. В данном случае размер субсидии составляет среднерыночную стоимость квартиры в данном регионе. Размер квартиры определяется согласно санитарным нормам исходя из количества членов семьи.
  3. Субсидия на жилье, предоставляемая жителям районов Крайнего Севера и приравненных к ним. Для того, что бы граждане могли претендовать на получение данного вида субсидии срок проживания в вышеуказанном регионе должен составлять не менее 15 лет. Размер этих выплат варьируется в зависимости от субъекта федерации, в котором он выдается.

Денежная субсидия для ветеранов и участников ВОВ. В данном случае размер субсидии покрывает полную стоимость приобретаемого жилья.

Прочие категории , которые могут претендовать на получении субсидии:

  • участники боевых действий;
  • ликвидаторы последствий взрыва Чернобыльской АЭС;
  • многодетные семьи;
  • малоимущие семьи.

Как правило, эти категории граждан получают возможность воспользоваться субсидией, в случае если состояние их жилья признается аварийным или непригодным для проживания, а также его площадь меньше установленной нормы квадратных метров на каждого проживающего.

Условия предоставления данной помощи от государства рассмотрены в следующем видеосюжете:

Социальная субсидия - это мера социальной поддержки государства, которая оказывается нуждающимся лицам.

Государственная субсидия характеризуется такими особенностями:

  • предоставляется безвозмездно, т. е. не требует возврата полученных средств;
  • выделяется строго на определенные цели и может использоваться на финансирование целей или удовлетворение нужд, установленных законодательно;
  • носит характер долевого финансирования, в формировании выплат кроме государства принимают участие бюджеты регионов.

Порядок выдачи средств регламентируется законодательством, основные моменты прописаны в Бюджетном кодексе РФ и в Федеральном законе «О государственной социальной помощи».

Формы предоставления субсидии

Данная мера социальной поддержки государства предоставляется в виде финансовых выплат на следующие цели:

  1. Создание своего дела официальными безработными.
  2. Оказание помощи инвалидам.
  3. Оплата дорогостоящего или длительного лечения и другие меры социальной поддержки государства.

Кто имеет право на получение бюджетных средств

В России субсидии от государства предусмотрены для следующих категорий лиц:

  1. (семьи).
  2. Семьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
  3. (для начала предпринимательской деятельности).
  4. Лица, имеющие знаки отличия или наделенные статусом льготника.
  5. Пострадавшие в результате стихийных или техногенных катастроф.

Помощь малообеспеченным гражданам

В основном государственная поддержка предусматривается для малообеспеченных или незащищенных граждан РФ.

К ним относятся:

  • инвалиды или семьи, на иждивении которых находится инвалид;
  • пенсионеры.

Все они имею право на получение государственной поддержки для определённых целей.

Малообеспеченным считается гражданин (или семья), чей средний общий доход, в расчете на каждого члена семьи, будет ниже минимального прожиточного уровня.

Порядок оформления и выдачи субсидий

Чтобы оформить право на получение бюджетных средств в 2019 году заявителю следует обратиться в управление соцзащиты согласно адресу прописки.

Кроме этого, чтобы ускорить процедуру оформления, можно обратиться в МФЦ или на Портал государственных слуг. В этом случае нужно подготовить к отправке качественные скан-копии всех необходимых бумаг.

В зависимости от целей, на которые выделяются средства, оформлением субсидий в каждом крае (области) занимаются органы социальной защиты, отделы Пенсионного фонда РФ, центры жилищных субсидий и т.д.

Условия получения

Для получения социальной помощи граждане должны соответствовать следующим требованиям:

  1. Наличие гражданства РФ.
  2. Иметь договор найма жилья или документ, подтверждающий право собственности на жилье.
  3. Наличие постоянной регистрации.
  4. Отсутствие непогашенной задолженности по коммунальным платежам.
В 2019 году субсидии от государства будут предоставляться только в том случае, если лицо (или семья) действительно нуждается в финансовой помощи от государства или не может самостоятельно обеспечить себя и семью.

Процедура оформления выплат

Оформление социальной помощи от государства имеет следующий порядок:

  1. Оценивается степень нуждаемости заявителя и необходимость выделения средств.
  2. Предоставление необходимых документов и заявления от граждан, претендующих на получение выплат.
  3. Рассмотрение документов и принятие решения о выдаче субсидии либо об отказе в получении средств.
Подать документы на получение выплат может любой член семьи. Оформление происходит только согласно адресу приписки заявителя.

Процедура оформления субсидии занимает до 10 рабочих дней. Решение может быть как положительное, так и отрицательное. Всё зависит от того, действительно ли нужна человеку поддержка, были ли предоставлены все необходимые документы, правильно ли составлено заявление и прочее.

При положительном решении заявитель в течение определенного периода будет получать денежную компенсацию. После чего большинству получателей придется повторить процедуру оформления субсидии. От повторного переоформления освобождены одинокие пенсионеры и семьи пенсионеров, у которых пенсия выступает единственным источником доходов.

Необходимые документы

Обязательными документами для получения любого вида субсидированных выплат являются:

  1. Документ, удостоверяющий личность и гражданство РФ.
  2. Заявление гражданина, желающего воспользоваться правом на субсидию.

В каждом конкретном случае для каждого вида государственных выплат необходим дополнительный перечень документы. Какие из них пригодятся, а какие нет, сказать трудно. Перечень отличается в зависимости от разных обстоятельств.

Для получения жилищной субсидии заявитель должен подтвердить, что он нуждается в . Если выплаты желает получить молодая пара, то им необходимо подготовить документы о браке, наличии детей, справки о доходах.

Если право на получение средств заявляет временно не работающий гражданин, желающий заняться предпринимательством, то потребуются документ о наличии образования.

Для получения помощи на оплату коммунальных услуг, необходимо подтвердить, что заявитель тратит на коммунальные платежи более 22% своего дохода. Подтвердить можно с помощью справки о наличии доходов за месяц.

С собой необходимо иметь оригиналы документов (даже если для подтверждения того или иного факта предоставляется ксерокопия).

Выплата средств

Для каждого вида субсидий установлены различные сроки перечисления средств. Выделенная сумма может быть зачислена на банковский счет получателя или на вклад «до востребования» (если таковой имеется или специально открыт получателем в банке).

Положенную выплату можно получить в местном почтовом отделении связи (если на территории проживания получателя отсутствуют отделения банков) или на дому.

На дом денежные средства доставляются наличными, если получатель в силу возрастных особенностей или по состоянию здоровья не может открывать счет и распоряжаться им. Такое право гарантируется , престарелым, которым нужен постоянный уход (при наличии справки лечебного учреждения), а также заявителям в возрасте более 80 лет.

Срок предоставления государственных выплат зависит от вида субсидии. Перечень документов, на основании которых принимается решение о выдаче субсидий, также обновляется. Кроме того, некоторые документы имеют ограниченный период действия.Поэтому при обращении за помощью обязательно уточняйте список необходимых документов и период их действительности.

Например, если обратиться за расчетом до 16 числа текущего месяца, деньги будут перечислены в этом же месяце. При обращении после 16 числа текущего месяца выплаты начнутся в следующем месяце.

Ответственность получателей субсидий

Все субсидии носят строго целевой характер, поэтому к предоставляемым документам и сведениям предъявляются особые требования.

  1. За достоверность предоставляемых документов и данных несет ответственность заявитель. Если обнаружится, то претендент подал неполную или недостоверную информацию, ему будет отказано в выдаче средств.
  2. Если наступило событие, в результате которого должен быть уменьшен размер установленной суммы или выплата прекращена полностью, получателю средств необходимо в месячный срок представить подтверждающие документы.

Когда прекращается предоставление субсидий

В 2019 году право на получение помощи может быть прекращено при наступлении следующих событий:

  1. Нет больше оснований для получения бюджетных средств. Это может произойти в следующих случаях:
    • если получатель бюджетных средств переедет жить в другое место;
    • при смене состава семьи, смене гражданства получателя средств (членов его семьи);
    • при увеличении доходов льготника.
  2. Если гражданин или члены его семьи не представили документы или подали недостоверную информацию:
    • влияющую на предоставление субсидии или установление ее размера;
    • на основании которых уменьшается размер субсидии или утрачивается право на получение помощи государства.
  3. При возникновении непогашенной задолженности (без уважительной причины) или отсутствии согласованного срока погашения такой задолженности.
Подать корректирующие сведений льготник обязан в течение месяца со дня возникновения вышеуказанных ситуаций. В противном случае перечисление средств будет прекращено.

Изменения в 2019 году

Главная новость в 2017 году - отмена . В последнее время ставки банков по ипотечному кредитованию сравнялись с размером государственного субсидирования. Поэтому предоставление субсидий государством нецелесообразно.

Есть хорошая новость. Программа предоставления жилищных субсидий продлевается до 2019 года.

В связи с актуальностью программы импортозамещения для сельхозпроизводителей в 2017 году также предусмотрены изменения. Государство планирует ввести «единую региональную субсидию», в результате чего количество выдаваемых субсидий уменьшится до 7 (вместо 54).

Смогут воспользоваться государственной поддержкой и оформить кредиты по более низким ставкам.

Ноя 20, 2019 14:27 сайт

Новости

  • 28 февраля 2019
  • 19 октября 2018
  • 30 июля 2018
  • 30 июля 2018
  • 24 апреля 2018
  • 17 апреля 2018
  • 23 февраля 2018
  • 15 ноября 2017
  • 19 октября 2017

Для многих россиян оплата жилищно-коммунальных услуг стала серьезной финансовой проблемой. Чтобы помочь таким слоям населения, существует отдельная компенсация от государства – субсидия на оплату ЖКХ – выплата денежных средств на безвозвратной основе. При условии оформления четкого перечня документов, вам предоставляется субсидия на оплату ЖКХ в 2018 году и вы сможете оплачивать коммунальные услуги вдвое дешевле.

Кто может получить субсидию на оплату ЖКХ

Чтобы получить компенсацию, нужно быть законопослушным гражданином и своевременно оплачивать коммунальные услуги. Если вы пришли оформлять субсидию, а за вами числится какая-либо задолженность, то денежной помощи не ждите до полного погашения долгов. К сожалению, денежную компенсацию могут получить не все. К категории граждан, которые могут претендовать на выплату относятся:

  • собственники квартир, жилых помещений;
  • граждане, которые снимают жилье (необходим договор аренды);
  • граждане, проживающие в помещениях, принадлежащих государственному жилищному фонду;
  • граждане, проживающие в жилищных кооперативах.

Какие показатели учитываются при расчете­

  • среднемесячный доход семьи;
  • находится ли жилище в собственности или нет;
  • площадь жилья;
  • общие расходы за содержание жилья.

Стандарт жилой площади на который начисляется компенсация в Москве

Субсидия на оплату ЖКХ в 2018 году начисляется исходя из региональных стандартов жилой площади. То есть, если вы проживаете один, а площадь вашего жилища превышает указанные стандарты (например, 53 кв. м), то субсидирование предоставляется только за положенные 33 кв. м на 1 человека. В Москве и Московской области установлены следующие стандарты площади жилья:

  • прописан и проживает 1 человек – 33 кв. м;
  • проживает 2 человека – 42 кв. м;
  • 3 и более человек – 18 кв. м каждому члену семьи.

При каком доходе положена субсидия на квартплату в 2018 году

Выплата гарантирована гражданам Российской Федерации, чьи расходы за коммунальные услуги превышают 22% от общей суммы дохода семьи. Например, вы проживаете с мужем вдвоем и ваш общий официальный месячный заработок составляет 30000 рублей, а за услуги ЖКХ вы платите 7000 рублей. В таком случае вашей семьей полагается ежемесячное субсидирование. Во всех регионах процент оплаты устанавливается индивидуально и процентный лимит снижается (например, в Москве он составляет 10%).

Нормативно-правовое регулирование

Выплаты производятся из бюджета государства определенному кругу лиц. Статья 159 Жилищного кодекса Российской Федерации описывает условия, при которых начисляется субсидия, когда она начисляется, а также кто и когда может получить компенсацию от государства. Официально правила предоставления субсидии закреплены с 14 декабря 2005 года Постановлением Правительства Российской Федерации № 761, где описаны:

  • условия, при которых начисляется жилищная компенсация;
  • состав семьи;
  • условия расчета ежемесячного дохода семьи;
  • размеры дотаций;
  • общие положения, с помощью которых рассчитывается размер выплат.

Условия получения в 2018 году

Получить субсидии могут только:

  • граждане России, Беларуси, Киргизии;
  • лица, имеющие все документы на право использовать занимаемую жилплощадь;
  • лица, которые постоянно проживают в заявляемой жилплощади;
  • если нет долгов по коммунальным платежам за последние полгода;
  • если размер оплаты ЖКУ превышает положенные проценты от общего дохода семьи.

Есть масса нюансов, при которых гражданин может получить отказ в выплате субсидии. Все они прописаны в ЖК и Постановлении Правительства РФ. Например, вам могут отказать, если вы не уложитесь в указанный срок подачи документов или допустите ошибку при заполнении документов. Объяснить все правила и порядок оформления документов вам помогут работники органов социальной защиты вашего района.

Как получить компенсацию на оплату коммунальных услуг

Чтобы оформить субсидию на коммунальные услуги вам потребуется:

  1. Обратиться к соответствующим органам власти, узнать о правилах подачи заявления;
  2. Заполнить заявление (форму вам предоставят), указать актуальные данные.
  3. Подготовить ряд документов (список приведен ниже).
  4. Подать заявление и документацию на оформление компенсации лично или через интернет.
  5. После получения заявления сотрудники органов рассматривают его максимум 10 дней.
  6. Если не хватает каких-либо документов, то рассмотрение приостанавливается на 30 дней. За это время вам необходимо предоставить недостающие бумаги, иначе в выдаче компенсации будет отказано.
  7. При положительном ответе выдача денежных средств возможна через банк или путем перевода на ваш личный счет.

Документы на субсидию ЖКХ в 2018 году

К обязательному списку документов, которые необходимы для оформления субсидии, относят:

  • Паспорта всех совершеннолетних членов семьи, свидетельства о рождении детей.
  • Документы, которые подтверждают право на жилье;
  • Копию трудовой книжки заявителя или подлинник трудовой книжки, если человек безработный.
  • Квитанции об оплате коммунальных услуг за последний месяц.
  • Справка о составе семьи.
  • Справки о доходах всех членов семьи за последние полгода. Учитываются все виды дохода: заработная плата, пенсия, алименты, стипендия, пособия для безработных, детские пособия. Если алиментов или стипендии нет, то предоставьте справку об их отсутствии.
  • Страховое свидетельство (СНИЛС).
  • Счет заявителя. Реквизиты из банка, куда нужно перечислять средства.

Где оформить

Вы можете обратиться в удобную для вас организацию:

  • Органы соцзащиты населения (собес).
  • МФЦ вашего района.
  • Центр жилищных субсидий.
  • Сайт Госуслуги.

Как рассчитать субсидию на квартиру

Размер высчитывается с помощью специальной формулы – калькулятора субсидии. Так как сумма на оплату ЖКУ меняется в зависимости от времени года, размер компенсации определяют каждый месяц. Если итоговая сумма выплаченной субсидии превышает фактические расходы ЖКУ, то вы обязаны вернуть часть денег обратно. При расчете субсидии учитываются следующие данные:

  • общий доход семьи за последние полгода;
  • семейный прожиточный минимум (определяется с помощью данных о минимальном прожиточном уровне в конкретном регионе);
  • информация о количестве людей;
  • сумма оплаты за ЖКУ;
  • информация о средней стоимости коммунальных услуг, общих стандартах потребления;
  • параметры квартиры, ее состояние, издержки на капитальный ремонт и т.д.

Формула расчета

Чтобы рассчитать субсидию на оплату ЖКХ в 2018 году, вы можете воспользоваться формулой: Субсидия = Установленный минимум на оплату услуг ЖКХ – Общий доход семьи х 0,22. Цифра 0,22 здесь не случайна – это максимальный процент, который семья платит за услуги ЖКУ ежемесячно. Чтобы рассчитать минимум, можно воспользоваться еще одной формулой: Установленный минимум = Cредняя сумма на коммунальные услуги за квадратный метр х Норма жилой площади.

Срок действия дотационных выплат

Субсидия на оплату ЖКХ в 2018 году выплачивается заявителю каждый месяц. При этом выплаты проводятся только в течение полугода. По окончании шести месяцев вам нужно подать новый пакет документов, и субсидирование продолжится. Возможно, у вас изменятся какие-то показатели и понадобятся дополнительные документы. Все бумаги должны быть поданы в течение 10 дней с тех пор, как закончился срок субсидирования.

До 1 февраля минфин и минэкономразвития должны представить предложения по изменению бюджетного законодательства, которые определят новые правила предоставления федеральных субсидий регионам, сказано в поручении правительства.

"Позиция минэкономразвития прорабатывается", - рассказали "Российской газете" в ведомстве и добавили, что сейчас правительство работает над "минимизацией распределения целевых трансфертов на конкурсной основе". Эта формулировка может означать, что больше денег (в виде грантов) будут получать регионы с наиболее высокими показателями развития экономики и социальной сферы. Это первый новый момент.

Второе важное новшество касается сроков распределения субсидий, на это обратили вниманием в минфине. По словам министра финансов Антона Силуанова, все субсидии должны распределяться до 1 февраля. После этого в течение месяца надо заключить соглашения с регионами. "Если министерства не распределят субсидии до 1 февраля и не заключат соглашения до 1 марта, деньги заберем и будем перераспределять эти ресурсы", - отмечал Силуанов.

Надо сосредоточиться не на контроле за использованием субсидий, а на реальном результате от них

"У нас действительно беда со сроками. Затягиваются процедуры согласований, подписаний соглашений с регионами, - рассказал в беседе с "Российской газетой" директор Центра исследований региональных реформ Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Александр Дерюгин. - И в итоге регионы получают деньги в конце года, не успевая их потратить. Соответственно в начале следующего года их надо возвращать. Сейчас сроки хотят сделать более жесткими, чтобы деньги успевали не просто доходить до людей, а чтобы это еще и было эффективным".

Кроме того, глава Минфина уточнял, что в 2017 году единые меры по предельному уровню софинансирования субсидий меняться не будут. "Сделаем более справедливый механизм (в зависимости от уровня финансовой обеспеченности региональных бюджетов - прим. Ред.) с 2018 года, чтобы такие регионы как республика Татарстан не потеряли в финансовой поддержке расходных полномочий, относящихся к субъектам", - пояснял Антон Силуанов.

Что касается того, что больше денег должны получать регионы с наилучшими показателями, это логичный тренд, отмечают эксперты. "В условиях дефицита мы должны сместить акценты - от контроля за использованием субсидий, который сейчас очень жесткий, в сторону получения реальных результатов. Если федерация дает субсидии на развитие сельского хозяйства, надо смотреть не на направления использования средств, а на то, что регион получает на выходе: сколько мяса, молока, риса, пшеницы", - говорит Александр Дерюгин. Хороший результат по итогам прошлого года должен быть основанием увеличения господдержки в следующие годы. Кроме того, нужно учитывать специфику региона. Например, есть смысл увеличить субсидии на то же сельское хозяйство на Кубани и бессмысленно делать это в северных регионах, там лучше сосредоточиться на развитии социальной сферы.

Субсидии, напоминают эксперты, - это деньги, которые выделяются из федерального бюджета на условиях софинансирования со стороны региона на конкретные проекты в экономике и социальной сферы. Например, на строительство агрокомплексов, больниц, школ, дорог. К зарплатам субсидии отношения не имеют, но некоторые субсидии могут идти на поддерживающие выплаты льготным категориям граждан. В последние годы наметилась тенденция как на объединение разных видов субсидий, так и на сокращение их общего объема. Сейчас доля федеральных субсидий составляет примерно 300-400 миллиардов рублей в общем консолидированном бюджете всех регионов в 9-10 триллионов рублей.

Как вам это?

Александр Карлин , губернатор Алтайского края:

Мы готовы и поддерживаем переход к новому алгоритму работы. И считаем правильным ужесточение условий получения федеральных субсидий. Это касается и строго целевого расходования средств в оговоренные сроки, и достижения предусмотренных индикативных показателей в результате их использования.

Мы также предложили, чтобы уплата налога с прибыли происходила в тех регионах, где реально ведется хозяйственная деятельность. Сейчас это предложение рассматривается в правительстве. Думаю, что предстоящий год будет годом выстраивания более справедливых, более гармоничных межбюджетных отношений. В нынешних экономических условиях регионы должны получать больше доходов в собственные бюджеты и желательно, чтобы они были ими заработаны. Но при этом доходы должны быть справедливо распределены между субъектами и федеральным центром, - отметил глава региона.

По данным алтайского минфина, доля собственных доходов в консолидированном бюджете Алтайского края в 2017 году составит 71 процент. С 2005 года поступления из федерального бюджета в регион выросли в 2,5 раза,а собственные доходы в 4,5 раза. Поэтому доля собственных доходов в региональной казне увеличилась с 47 процентов до 71 процента.

Виктор Толоконский , губернатор Красноярского края:

Это дискуссия, которая вряд ли может сразу трансформироваться в политику, управленческие решения. Считаю, что мы не можем развиваться тогда, когда нам что-то дадут. Мы должны сами зарабатывать, укреплять свой экономический потенциал. За счет этого наращивать доходы бюджета, реализовывать социальные программы, повышать качество жизни.

Я говорил о более эффективных межбюджетных отношениях, чтобы федеральные субсидии не дробились по десяткам, сотням направлений и требовали нашего софинансирования в самых разных, не всегда принципиально значимых, приоритетных сферах. У нас должно быть больше свободы и маневров в использовании этих средств.

Мы говорили о важности сделать так, чтобы можно было больше мотивировать субъекты Федерации, такие регионы, как Красноярский край, в развитии экономики. Может быть, в чем-то произведя размен с федеральным бюджетом - налога на прибыль на налог на добавленную стоимость. В каких-то небольших пропорциях. Чтобы у субъекта федерации был и налог на прибыль, и налог на добавленную стоимость. И чтобы это не нарушало тех пропорций, которые сейчас сложились между региональным и федеральным бюджетом.

Вениамин Кондратьев , губернатор Краснодарского края:

Если сравнивать со средними показателями по России и ЮФО, экономика Кубани выглядит вполне успешно. В прошлом году собственные налоговые и неналоговые доходы выросли больше, чем на 14 процентов. Мы не допустили рецессии, ВРП составил чуть меньше 1 процента. При этом в 2017 году мы рассчитываем на рост до 2 процентов.

Но при всем при этом нужно понимать, что и на Кубани есть проблемы - и их немало - которые регион самостоятельно, без помощи федерального центра решить не сможет. Так, без этой поддержки невозможно было бы в 2015 году закрыть очереди в детские сады для детей от 3 до 7 лет, сейчас невозможно будет решить вопрос о строительстве новых школ, чтобы все школьники могли учиться только в одну смену. Очень много вопросов сельских жителей мы смогли решить в последние годы именно с помощью федеральных субсидий.

Федерация пересматривает подход к предоставлению субсидий: сегодня у регионов появилось больше прав определять целевые и приоритетные направления, субсидии стали выделятся гораздо раньше по времени. Все это способствует тому, чтобы поддержка была максимально эффективной.

Но если говорить о принципах распределения субсидий, на мой взгляд, не совсем корректно делить, что лучше, а что хуже. Если мы говорим об обеспечении базовых стандартных социальных потребностей жителей, здесь нельзя руководствоваться принципом "деньги к деньгам". Все дети должны получать образование, у каждого должна быть возможность получить медицинскую помощь и так далее. Независимо от уровня софинансирования, потому что это - сама жизнь. Другой вопрос - если мы говорим о развитии территорий. В этом случае, вполне уместно, мне кажется, средства направлять тем регионам, у которых есть возможность "добавлять" и вкладываться, тем, кто демонстрирует и готов подтверждать рост.

Юнус-Бек Евкуров , глава Республики Ингушетия:

На мой взгляд, необходимо выстроить общую методику для экономического роста регионов. И выровнять их стартовые условия. В таких субъектах как Ингушетия, к примеру, экономика еще с советских времен отсталая. Нам надо дать равные возможности с другими.

Кроме того, регионы-доноры могут участвовать в госпрограммах и получать дополнительную финансовую помощь из федерального бюджета, так как в состоянии софинансировать проекты. А дотационные субъекты такой возможности не имеют. Так не должно быть. И при распределении грантов и субсидий необходимо, прежде всего, брать во внимание темпы экономического роста и сбора налоговых платежей в территориях, а не их "донорство" или дотационность.

Еще один момент - природные богатства. Считаю, что те субъекты, где их добывают, должны перечислять доходы от добычи ресурсов в бюджет страны, и уже потом эти деньги надо распределять по регионам.

Василий Голубев , губернатор Ростовской области:

Для Ростовской области это позитивные решения. Единый, прозрачный механизм распределения целевой федеральной поддержки регионов позволит сконцентрировать средства на решение наиболее важных направлений социально-экономического развития Ростовской области.

Учет уровня бюджетной обеспеченности регионов позволит исключить межотраслевые и межрегиональные перекосы при распределении средств из федерального бюджета.

Вадим Чеченко , министр финансов Омской области:

Принцип "деньги к деньгам" предполагает, что чем больше регион имеет возможностей для софинансирования, тем больше он получает федеральных средств. То же самое с показателями развития экономической и социальной сферы - у богатых регионов эти показатели обычно выше. Например, Омская область по объективным причинам никогда не достигнет тех показателей, которые есть у нефтяного тюменского севера.

Я считаю, что в распределении субсидий нельзя пользоваться логикой "деньги к деньгам" или основываться только на показателях развития экономической и социальной сферы. Субсидии должны распределяться исходя из потребностей регионов.

Любовь Финогеева , министр финансов Пензенской области:

Правила игры очень жесткие, и, к сожалению, часто меняются без предупреждения. Например, в начале года распределили субсидии на развитие сельского хозяйства, мы заложили на софинансирование свою часть. А в июле нам предлагают еще средства и немалые. Отказаться нельзя, это все понимают. Но средств на софинансирование брать тоже негде. Приходится изыскивать возможности, а тут в декабре снова спускают деньги. Радует, что в этом году до 1 марта обещали распределить все субсидии, чтобы мы могли объявлять торги и разрабатывать порядок предоставления средств для получателей. Тогда будет меньше неосвоенных средств.

Софинансирование при субсидировании обязательно необходимо оставить, но размер доли регионального бюджета должен зависеть от его реальных возможностей. В 2016 году по ряду программ мы субсидировали 30 процентов, остальное брал на себя федеральный бюджет. В конце прошлого года появился проект постановления правительства РФ, где доля субсидирования была разной по субъектам, и для Пензенской области она составляла 11 процентов к 89. Такой расклад нас бы устроил. Но это постановление так и не увидело свет. Вместо этого все чаще звучит предложение 50 на 50. Но тогда многие регионы просто не смогут участвовать в федеральных программах. Хотя мы не виноваты, что у нас нет природных ископаемых и нефти.

Я бы более взвешенно подошла к выбору индикативных показателей, по которым регион отчитывается за освоение субсидий. Есть такие, которые напрямую никак не связаны с освоением денег. Например, в Пензенской области установили модуль для станции переливания крови в прошлом году, и в прошлом же году мы должны отчитаться за увеличение объемов заготовленной крови, но модуль едва успел заработать. Или построили жилье для молодых семей, но появятся ли в них дети и в какое время, это уже не зависит напрямую от освоенных средств.

Субсидии должны складываться из потребностей региона и каждой отдельной отрасли. Например, в минсельхозе РФ уже пошли на то, чтобы регион сам решал, куда направить меры поддержки - на растениеводство или животноводство. Деньги должны идти туда, где эффективнее работают. Внутри региона я бы призвала ведомства консолидироваться и направить средства на решение общей задачи. Не хвататься одновременно за строительство технопарков, ФАПов и других объектов, а скажем, в этом году все средства направить на ремонт поликлиник. Население получит качественную услугу, и это в конечном счете отразится на индикативных показателях. Иначе в каждой отрасли мы сдадим по одному куцему объекту, и ничего не изменится.

Налоговый потенциал за какой период оценивается? В 2015 году у нас была низкая база, тогда мы исполнили бюджет по доходам всего на 91 процент. Поэтому в 2016 году прирост получился 125 процентов. В этом году заложили прирост в пять процентов, но если тенденция сохранится, то мы можем говорить о приросте в 8-10 процентов.

Доля федеральных субсидий в доходах консолидированного бюджета составляет 2,85 процента или 1,49 миллиарда рублей. Эти деньги идут на целевые программы. Есть еще дотации на выравнивание бюджета, впервые с этого года они тоже стали предоставляться по соглашению, где мы обязуемся выполнять индикативные показатели, иначе в 2018 году с нас снимут пять процентов от предусмотренной суммы.

Андрей Пшеницын , министр финансов Челябинской области:

Принцип, о котором говорится в поручении, мы поддерживаем. Он нас устраивает. Более того, для нас такой подход не нов - в Челябинской области аналогичный механизм распределения субсидий, когда муниципалитеты региона получают помощь исходя из реальной потребности, а не по принципу "деньги к деньгам", практикуется с 2010 года.

Исходя из нашего опыта, могу сказать, что главный вопрос в этом поручении - как сделать механизм определения потребности максимально прозрачным и публичным. Именно эту задачу должны решить федеральные ведомства, потому как определить реальную потребность крайне сложно. Нужны четкие критерии нуждаемости. На региональном уровне мы, например, вводим предельный уровень софинасирования для ряда субсидий, который будет напрямую зависеть от уровня дотационности муниципалитета. То есть, чем выше дотационность, тем выше уровень софинансирования, а, значит, больше объем финансовой помощи из областного бюджета. Но до конца этот механизм не решает проблему прозрачности и эффективности использования бюджетных средств, поэтому будем искать и другие решения этой проблемы.