Похороненные масштабные проекты эпохи ссср (34 фото). Великие стройки

То, что жилые дома стали материалом для воплощения идеи города-ансамбля и включались в комплексную застройку реконструируемых магистралей, повлияло на самый тип жилищного строительства в Москве. Размещение новых домов прежде всего на фронтальных линиях улиц, подвергавшихся реконструкции, стало правилом уже в 1932-1933 гг. Парадность облика, которую стали требовать от жилых домов, повлияла и на их внутреннюю организацию - введенные в 1932 г. новые строительные правила для Москвы предусматривали решительное повышение качества жилищ. До 3,2 м увеличивалась высота жилых помещений, становилось обязательным устройство ванных во всех квартирах, выросла жилая площадь квартир и их подсобных помещений. Улучшилась и планировка типовых секций, по которым осуществлялось строительство,- впервые стало применяться функциональное зонирование квартир (спальни, группировавшиеся вместе с санитарным узлом, располагались в глубине квартиры). Однако при острой в то время нехватке жилищ увеличение площади квартир вело к расширению покомнатного заселения, что сводило на нет преимущества их новых типов. Объем жилищного строительства, составивший 2,2 млн. кв. м жилой площади за 1931-1934 гг., был значительным, но сохранялся и высокий темп роста населения (в 1939 г. число москвичей достигло 4137 тыс., вдвое превысив численность 1926 г.). Благодаря новостройкам Москва ощутимо подрастала - если в 1913 г. в городе было 107 домов в шесть этажей и выше, то в 1940 г число их превысило тысячу.


Успешный опыт комплексного строительства жилых домов на улице Горького получил развитие в поточно-скоростном методе их возведения, предложенном архитектором А. Мордвиновым и инженером П. Красильниковым. Наиболее концентрированно этот метод был использован на Большой Калужской улице (ныне Ленинский проспект), где в 1939- 1941 гг. построены на основе единой секции 11 домов в 7-9 этажей (дома № 12-28). Проектировали их А. Мордвинов, Д. Чечулин и Г. Гольц. Наиболее выразителен в этой группе корпусов с фасадами, отделанными кирпичом с заранее заготовленными керамическими и бетонными деталями, дом- № 22 (архитектор Г. Гольц). Стена со спокойной сеткой оконных проемов четко расчленена по горизонтали и вертикали, немногочисленные детали крупны и впечатляющи. Членения откровенно декоративны, они не маскируют многоквартирный дом под некое подобие дворца или особняка. Заметим, однако, что, концентрируя внимание на уличных фасадах, архитекторы оставляли унылыми и хаотичными дворовые фасады. Это происходило в 30-е годы на всех магистралях, но на Большой Калужской дало особенно неприятный эффект - дворовые фасады здесь обращены к Нескучному саду и видны издалека.

Подобные примеры, когда комплексность строительства становилась основой целостного замысла достаточно большой группы зданий, не были, однако, многочисленными. Чаще крупные дома на магистралях строились на отдельных свободных участках, задумывались и проектировались «штучно», даже если включались в крупномасштабную реконструкцию, как это было на 1-й Мещанской улице (ныне проспект Мира).

Самым впечатляющим примером такого единичного парадного сооружения стал дом на Моховой, построенный по проекту И. Жолтовского (ныне после переоборудования используется Управлением по иностранному туризму). Строительство этого дома с гигантским архитектурным ордером, воспроизводящим форму дворца Капитанио в Виченце, созданного великим итальянским зодчим XVI века Андреа Палладио, стало в то время своеобразной творческой декларацией направления в советской архитектуре, исходившего от представления о вечности законов красоты. «Стиль - явление преходящее,- говорил И. Жолтовский, - и каждый стиль - это только вариации на единственную тему, которой жива человеческая культура,- на тему гармонии». Отсюда и вневременная ценность наиболее гармоничных произведений классики, по мнению мастера. Стена современного крупного дома с семью одинаковыми этажами и равноценными помещениями образует как бы второй план композиции, фон, на котором выступает великолепная колоннада, декорация, неподвластная давлению утилитарного (ей подчинена и внутренняя организация дома - в части комнат окна опущены на уровень пола, чтобы обеспечить нужный рисунок фасада). Декорация прорисована с огромным мастерством, основа которого - глубокое знание архитектурной классики (ее изучению Жолтовский посвятил годы).

Прекрасно разработаны и интерьеры дома. Комнаты в квартирах были соединены в красивые анфилады и могли объединяться благодаря широким проемам. В то же время служебные помещения удобно сгруппированы вокруг шлюза. Внимательно и умело была проработана каждая деталь. Произведение Жолтовского произвело большое впечатление. Оно способствовала развитию увлечения традиционными формами, и вместе с тем его стилевая однородность противостояла эклектичным смешениям современного и традиционного, собственного и заимствованного (причем подчас из многих случайных источников).

Впечатление, произведенное домом на Моховой, привело к широкому распространению подражаний приемам зодчества Ренессанса. Девятиэтажные дома, выстроенные в 1935-1938 гг. по проекту архитектора И. Вайнштейна (улица Чкалова, 21 и 23), симметрично обрамляют проезд. Их Г-образные в плане корпуса производят впечатление гигантских монолитов. Внушительность основных масс подчеркнута хрупкой легкостью венчающих колоннад по всему периметру фасадов. Золотистый основной цвет стен красиво дополняет помпейская красная декоративных вставок, выполненных техникой сграффито (они образуют непрерывный пояс вместе с окнами пятого этажа). Здесь не удалось, как в доме на Моховой, достичь слитного единства формы - прозаическая грубоватость перфорированной окнами стены и изящество декора существуют сами по себе, не образуют они и организованного, выразительного контраста.

Изящная формальная игра декоративных форм столь же независима от прозаической основы на фасадах дома, который построил для Главсевморпути в 1936-1937 гг. архитектор Е. Иохелес (Суворовский бульвар, 9) Игру осложнила необходимость включить в состав дома как одно из его крыльев надстроенный особняк, имеющий иную высоту этажей, чем новые части. С этим архитектор справился умно и тонко. Энергичный взлет колоннад в центральной части дома подчеркивает театральность общего эффекта.

Выразительность дома № 31 на Кропоткинской улице, построенного в 1936 г. по проекту архитектора 3. Розенфельда, основывается на противопоставлении «цитат» из архитектуры Ренессанса - двухъярусного портика, поднятого на высокий цоколь и сильно вынесенного вперед карниза - с прозаическим фоном стены, перфорированной окнами. Контраст, однако, ослаблен тем, что окна, при очевидной равномерности их размещения на стене, различны по размерам и форме, что создало пестроту.

Построенный по проекту архитектора Л. Бумажного в 1940 г. дом № 87-89 на 1-й Мещанской отличается от цитатного красноречия многих неоренессансных построек сдержанностью декорации и ее органическим единством с подчеркнутой гладью массива стены. Здесь противопоставление стены и декора исчезло, декоративные детали ощущаются как модуляции самой стены. Сдержанность этой постройки выгодно отличает ее от разнохарактерной пестроты других домов, появившихся на этой магистрали в конце 30-х годов.

Иное прочтение ренессансного наследия, чем идущее от Жолтовского, предложили ученики и последователи архитектора И. Фомина, связанного своими корнями с Ленинградом, его архитектурой и культурными традициями. Характерный пример его - дом № 45 на Арбате, в 1933-1935 гг. построенный по проекту архитектора Л. Полякова. Сквозь сдержанность его архитектуры проступает усвоенное от «пролетарской классики» Фомина стремление к строгости, ясности, целостности решения. Здесь нет противопоставления декора и утилитарного массива - дорическая колоннада с арками несет рустованную стену четырех верхних этажей. Мотив этот идет от дворцов ренессансного Рима, но внесено в него и многое от петербургского классицизма (как, впрочем, и от петербургской неоклассики начала нашего века). Подобный прием для дома на углу Краснопрудной и Нижней Красносельской улиц (1935-1937) использовал архитектор И. Рожин. Однако если в доме на Арбате колонны высотой в два этажа гармонично соотносятся с четырехэтажным массивом над ними, то здесь над такой же колоннадой поднимаются уже семь этажей, образуя подавляюще огромную массу. Широкого распространения подобные приемы не получили.

Иную линию творческих поисков развивал в 30-е годы И. Голосов. Он полагал, что опора на принципы и приемы классической композиции способствует решению новых задач, но это отнюдь не означает необходимость копирования каких-то образцов, буквального повторения тех или иных деталей. По сути дела, Голосов вновь обратился к принципам романтического символизма и на его основе соединял, приводил к некоему синтезу начала классической композиции и современное архитектурное мышление. «Я решил встать на тот путь, который наметил себе в начале революции, - на путь создания современной формы на основе изучения классической формы», - говорил он. По проекту самого И. Голосова в 1934-1936 гг. на Яузском бульваре, 2/16, сооружен мощный монументальный жилой дом (вторая очередь дома вдоль Яузского бульвара завершена уже в 1941 г.). В своеобразном рисунке деталей, да и в системе членений, организующих композицию, Голосов не прибегает к «цитатам» или прямым ассоциациям. Он стремится художественно осмыслить свойства и возможности новых конструкций для развития пластики, монументальности и масштабности формы Среди домов, которые были построены в 30-е годы, чтобы сформировать новое лицо московских магистралей, этот, безусловно, один из самых впечатляющих.

Голосову много подражали. Нужны были, однако, его талант и опыт, чтобы достичь успеха на пути, подобном тому, которым он шел. В работах последователей свобода формообразования, присущая мастеру, нередко оборачивалась капризным произволом, дилетантизмом. Среди наиболее заметных произведений такого рода - дом № 5 на Колхозной площади. Постройка еще в начале 30-х годов была выполнена из монолитного теплого бетона по безрадостно утилитарному проекту германского архитектора Ремеля, а в 1936 г. завершена и реконструирована архитектором Д. Булгаковым. Преодолевая примитивность коробки, он использовал чисто живописные, «супрематические», как говорил он сам, не подчиненные композиционной логике приемы, чтобы расчленить монотонный объем, придать ему динамичность и пластику. Отсутствие конструктивной логики придает постройке характер картонного макета, огромный объем распадается на абстрактные, нематериальные плоскости.

Особую и весьма интересную страницу жилищной архитектуры Москвы 30-х годов составляют эксперименты с крупноблочными постройками, ставшие началом той мощной системы индустриального домостроения, без которой немыслим город сегодня. Мы уже упоминали о строительстве из крупных бетонных блоков в Москве 20-х годов. Тогда задача ставилась как чисто техническая, а безликость сооружений усугублялась тем, что блоки изготовлялись неофактуренными и их нужно было отделывать штукатуркой. В 30-е же годы энтузиасты крупноблочного строительства, архитекторы А. Буров, Б. Блохин и инженер Ю. Карманов, увидели в этой конструкции не только способ сделать более эффективным строительный процесс, но и новое средство художественной выразительности. Они поняли, что открывается путь от полутеатральной бутафории «домов на магистрали» к архитектуре подлинной, органичной.

В 1938-1939 гг. был построен дом на Велозаводской (№ 6), повторенный затем на Большой Полянке (№ 4/10). Этаж в этих домах делился по высоте на четыре части, определявшиеся размером блоков. Их обработка имитировала циклопические глыбы естественного камня - при сравнительно тонкой стене прием этот становился ложным. Крупный масштаб блоков не находил откликов в других элементах дома и не был соразмерен человеческим величинам. Преодолевая этот недостаток, на фасаде дома № 11 по Большой Полянке (1939) те же авторы как бы растворили границы блоков в рисунке, покрывающем всю поверхность фасадной стены. Плоский рисунок этот был выполнен в цветной штукатурке и создавал иллюзию граненого руста. Такой декоративный прием позволил заменить подлинные величины элементов конструкции произвольными; откровенность своеобразной игры забавна, дом наряден и легок. Подобный подход к индустриальной архитектуре сегодня может казаться наивным, но та энергия, с которой ее энтузиасты добивались эстетической выразительности, и сегодня остается хорошим примером.

В 1940-1941 гг. Буров и Блохин продолжили ряд своих экспериментов при строительстве дома № 25 на Ленинградском проспекте. Здесь было принято расчленение стены на простенки и перемычки, из которых складывался как бы ее каркас. Система оказалась технически целесообразной, она позволила сильно сократить число типов элементов, изготовлявшихся на заводе (благодаря этому принцип двухрядной разрезки использовался в массовом строительстве еще в 1960-е годы). В то же время стена расчленялась энергично и красиво. Перед кухнями, обращенными на уличные фасады, в этом доме созданы хозяйственные лоджии, где можно чистить платье, сушить белье и пр. Благодаря тому что лоджии прикрыты снаружи декоративными решетками, выполненными из бетона, они недоступны для всеобщего обозрения. Ажурные рельефы для лоджий выполнены по эскизам художника В. Фаворского. Чередование окон и лоджий обогатило жестковатый ритм фасада, придало ему декоративность (впрочем, и некоторую экзотичность тоже - за нее дом стали называть «аккордеоном»). Однако уже этот ранний пример показал многие присущие индустриальному домостроению возможности художественной выразительности, о которых, к сожалению, как-то забыли на последующем этапе его развития.

Дом на Ленинградском проспекте интересен и тем, что архитекторы попытались на новой основе вернуться к идее жилища в сочетании с системой общественного обслуживания. Внутренние коридоры связали квартиры шести верхних этажей с лестницами, а на первом проектировался комплекс общественных помещений, включавший кафе-ресторан, продовольственный магазин, детский сад-ясли и бюро обслуживания, которое должно было выполнять заказы на доставку продуктов или обедов, уборку квартир, стирку и пр. Начавшаяся война не позволила закончить общественную часть дома. Затем ее помещения были использованы для других целей, и замысел остался неосуществленным.

  • В 1930 г. на первой Всесоюзной конференции по бетону и железобетону был заслушан доклад о «теплых» бетонах и железобетонах. В Тбилиси (1932) и в Москве (1933) были построены здания с применение пемзобетона.

    При изготовлении бетонных (или «бетонитовых», как их тогда называли) блоков стали широко использовать шлаки, отходы металлургической и угольной промышленности. Применяли также шлакоблоки, сохранившие свое значение до сих пор. Шлакобетонные камни и блоки использовались в строительстве рабочих поселков в предвоенные годы. Из них строились также промышленные и общественные здания. В 1927 г. по инициативе Г. Б. Красина, Е. В. Костырко и А. Ф. Лолейта в СССР начали применять крупные офактуренные блоки для многоэтажных зданий. До войны из таких блоков в Москве, Ленинграде и в некоторых городах Украины были построены сотни жилых домов и общественных зданий высотой до 8 этажей. Наибольший интерес представляет 6-этажный жилой дом в Москве, построенный в 1941 г. по проекту архитекторов А. К.Бурова и Б. Н. Блохина. Здесь впервые была применена новая двухрядная разрезка стен на блоки и предложена эстетически осмысленная структура фасада, насыщенного декоративными деталями.

    В 1936-1937 гг. А. Н. Самойловым, М. 3. Симоновым, а также исследователями, работавшими в ЦНИПСе, были предложены и внедрены легкие конструкции на основе шлаков, керамзита и других пористых материалов. В 1958 г. при строительстве моста метро в Москве был широко применен керамзитобетон, из него же были впервые построены тогда четыре панельных дома.
    В военные годы и в особенности после войны в сложных условиях восстановления народного хозяйства крупноблочное строительство сыграло огромную роль. В Москве, Ленинграде, Жданове и других городах были построены крупные заводы по производству бетонных блоков. Вначале их изготовляли на основе шлака, а затем и других легких заполнителей (керамзита, аглопорита, перлита). Эффективность бетонных блоков обусловлена их индустриальностью, т. е. заводским изготовлением блоков с заданными габаритами и свойствами; возможностью использования местного сырья; применением малой механизации; сокращением сроков строительства.

    В то же время крупные блоки имели свой технический «потолок», что прекрасно понимали инженеры 20-х годов. «Потолок» этот определялся взглядом на блоки как на часть стены, а не здания в целом, и был обусловлен представлением о системе несущих стен. Другим фактором, ограничивавшим область применения крупных блоков, были свойства материала: бетон, как известно, хорошо работал только на сжатие.
    Взгляд на бетон, как на исключительно пластичный, скорее скульптурный, чем конструкционный материал, не нов, он сложился в конце прошлого века при возрождении римского бетона. Этот взгляд правомерен, ибо бетон действительно обладает пластикой форм и используется в современной скульптуре не менее активно, чем в архитектуре. Однако пластические возможности бетона в архитектуре следует рассматривать лишь в связи с той конструктивной системой и тектонической логикой, которые и составляют существенное отличие пространства архитектуры от пространства скульптуры.

    Тема: Экономика СССР в 1920-30 гг. Развитие строительных технологий.

  • Добавлено: 28.9.2012
  • Автор:
  • Великие стройки

    Партия, страна взялись за трудную работу по выполнению «пятилетки», как сокращенно стали называть план. Целое созвездие строительных площадок возникло как в старых промышленных областях, так и в новых многообещающих районах, где раньше не было или почти не было промышленности. Шла реконструкция старых заводов в Москве, Ленинграде, Нижнем Новгороде, в Донбассе: их расширяли и оснащали новым импортным оборудованием. Строились совершенно новые предприятия, они были задуманы масштабно и в расчете на самую современную технику; строительство велось зачастую по проектам, заказанным за границей: в Америке, Германии. План отдавал приоритет отраслям тяжелой индустрии: топливной, металлургической, химической, электроэнергетике, а также машиностроению в целом, то есть тому сектору, который призван будет сделать СССР технически независимым, иначе говоря, способным производить собственные машины. Для этих отраслей и создавались гигантские строительные площадки, возводились предприятия, с которыми навек будет связана память о первой пятилетке, о которых будет говорить вся страна, весь мир: Сталинградский и Челябинский, а потом и Харьковский тракторные заводы, огромные заводы тяжелого машиностроения в Свердловске и Краматорске, автомобильные заводы в Нижнем Новгороде и Москве, первый шарикоподшипниковый завод, химические комбинаты в Бобриках и Березниках.

    Самыми знаменитыми среди новостроек были два металлургических комбината: Магнитогорский – на Урале и Кузнецкий – в Западной Сибири. Решение об их сооружении было принято после долгих и острых споров между украинскими и сибирско-уральскими руководителями, начавшихся в 1926 г. и затянувшихся до конца 1929 г. Первые подчеркивали, что расширение уже существующих металлургических предприятий на юге страны потребует меньших расходов; вторые – перспективность индустриального преобразования советского Востока. Наконец, соображения военного порядка склонили чашу весов в пользу вторых. В 1930 г. решение получило развернутый крупномасштабный характер – создание в России наряду с южной «второй промышленной базы», «второго угольно-металлургического центра». Топливом должен был служить уголь Кузбасса, а руда – доставляться с Урала, из недр знаменитой горы Магнитной, давшей название городу Магнитогорску. Расстояние между двумя этими пунктами составляло 2 тыс. км. Длинные железнодорожные составы должны были совершать челночные рейсы от одного к другому, перевозя руду в одном направлении и уголь в обратном. Вопрос о расходах, связанных со всем этим, не принимался во внимание, раз речь шла о создании нового мощного индустриального района, удаленного от границ и, следовательно, защищенного от угрозы нападения извне.

    Многие предприятия, начиная с двух колоссов металлургии, сооружались в голой степи или, во всяком случае, в местах, где отсутствовала инфраструктура, за пределами или вообще вдали от населенных пунктов. Апатитовые рудники в Хибинах, призванные дать сырье для производства суперфосфата, размещались вообще в тундре на Кольском полуострове, за Полярным кругом.

    История великих строек необычна и драматична. Они вошли в историю как одно из самых потрясающих свершений XX в. России не хватало опыта, специалистов, техники для осуществления работ такого размаха. Десятки тысяч людей принимались строить, практически рассчитывая лишь на собственные руки. Лопатами они копали землю, нагружали ее на деревянные повозки – знаменитые грабарки, которые бесконечной вереницей тянулись взад и вперед с утра до ночи. Очевидец рассказывает: «Издали строительная площадка казалась муравейником… В тучах пыли работали тысячи людей, лошадей и даже… верблюды». Сначала строители ютились в палатках, потом – в деревянных бараках: по 80 человек в каждом, меньше 2 кв. м на душу.

    На сооружении Сталинградского тракторного завода впервые было решено продолжать стройку и зимой. Нужно было торопиться. Поэтому работали и при 20, 30, 40 градусах мороза. На глазах у иностранных консультантов, порой восхищенных, но чаще скептически относящихся к этой картине, которую они воспринимали прежде всего как зрелище грандиозного хаоса, устанавливалось дорогостоящее и самое современное оборудование, купленное за границей.

    Один из руководящих участников так вспоминает рождение первого Сталинградского тракторного завода: «Даже тем, кто видел это время своими глазами, нелегко бывает вспомнить сейчас, как все это выглядело. Людям помоложе и вовсе невозможно представить все то, что встает со страниц старой книги. Одна из глав ее называется так: «Да, мы ломали станки». Эту главу написал Л. Макарьянц – комсомолец, рабочий, приехавший в Сталинград с московского завода. Даже для него были дивом американские станки без ременных трансмиссий, с индивидуальным мотором. Он не умел с ними обращаться. А что говорить о крестьянах, пришедших из деревни? Были неграмотные – читать и писать было для них проблемой. Все было тогда проблемой. Не было ложек в столовой… Были проблемой клопы в бараке…». А вот что писал первый директор Сталинградского тракторного завода в книге, вышедшей в начале 30-х гг.: «В механосборочном цехе я подошел к парню, который стоял на шлифовке гильз. Я предложил ему: “Померь”. Он стал мерить пальцами… Инструмента, мерительного инструмента у нас не было». Одним словом, это был скорее массовый штурм, нежели планомерная работа. В этих условиях многочисленными были акты самоотверженности, личного мужества, бесстрашия, тем более героические, так как в большинстве своем им суждено было остаться безвестными. Были люди, которые ныряли в ледяную воду, чтобы заделать пробоину; которые даже с температурой, без сна и отдыха, по несколько суток не уходили с рабочего поста; которые не спускались с лесов, даже чтобы перекусить, лишь бы поскорее пустить в ход домну…

    Среди советских авторов, доверяющих сегодня бумаге свои размышления о том периоде и оценивающих его в соответствии с собственными идейными предпочтениями, одни склоняются к тому, чтобы приписать заслугу этого порыва необыкновенной стойкости русского народа в самых тяжелых испытаниях, другие, напротив, скрытой энергии, таившейся в народных массах и высвобожденной революцией. Как бы то ни было, из многих воспоминаний явствует, что мощным стимулом для множества людей служила мысль о том, что за короткий срок ценой изнурительно тяжелых усилий можно создать лучшее, то есть социалистическое, будущее. Об этом говорилось на митингах. На собраниях вспоминали о подвигах отцов в 1917–1920 гг. и призывали молодежь «преодолеть все трудности» ради закладки фундамента «светлого здания социализма». В то время когда во всем остальном мире свирепствовал кризис, «молодежь и рабочие в России, – как заметил один английский банкир, – жили надеждой, которой, к сожалению, так недостает сегодня в капиталистических странах». Подобные коллективные чувства не рождаются путем стихийного размножения. Несомненно, суметь вызвать и поддержать подобную волну энтузиазма и доверия само по себе немалая заслуга; и эта заслуга принадлежала партии и сталинскому течению, которое отныне полностью руководило ею. Нельзя отказать в обоснованности рассуждению Сталина, когда он в июне 1930 г. на XVI съезде ВКП(б) заявил, по сути дела выдавая свою сокровенную мысль, что, не будь идеи «социализма в одной стране», не был бы возможен и этот порыв. «Отнимите у него (рабочего класса. – Прим. ред.) уверенность в возможности построения социализма, и вы уничтожите всякую почву для соревнования, для трудового подъема, для ударничества».

    Из книги 100 знаменитых символов советской эпохи автора Хорошевский Андрей Юрьевич

    Из книги История Франции глазами Сан-Антонио, или Берюрье сквозь века автора Дар Фредерик

    Из книги Холодный мир. Сталин и завершение сталинской диктатуры автора Хлевнюк Олег Витальевич

    Бюджетный перегрев. Гонка вооружений и «стройки коммунизма» Характерной чертой сталинской модели было преимущественное развитие тяжелой промышленности и форсированное наращивание капитальных вложений, периодически выходящее за пределы экономической

    Из книги История России. XX век автора Боханов Александр Николаевич

    § 7. Снижение цен и «великие стройки коммунизма» Психологическое воздействие репрессий на общество, преследующее цель парализации коллективной способности к сопротивлению, основано тем не менее на принципе избирательности террора, каким бы масштабным тот ни был.

    Из книги 50 знаменитых загадок истории XX века автора Рудычева Ирина Анатольевна

    «Алгемба» и другие кровавые стройки века Строительство грандиозных сооружений всегда связано с огромными материальными затратами и человеческими потерями. Но многие великие стройки Советского Союза были кровавыми в полном смысле этого слова. И если о строительстве

    Из книги История Персидской империи автора Олмстед Альберт

    Стройки Артаксеркса Артаксеркс приближался к концу своего долгого и, несмотря на многочисленные восстания, довольно успешного правления. Большая часть его богатств пошла на строительство. В начале своего правления он восстановил дворец Дария I в Сузах, уничтоженный

    Из книги 50 знаменитых царственных династий автора Скляренко Валентина Марковна

    ВЕЛИКИЕ МОГОЛЫ Династия правителей государства, возникшего на территории северной Индии и Афганистана в XVI веке после завоевания правителем Кабула Делийского султаната. В XVIII веке империя Великих Моголов распалась на ряд государств, большинство из которых в конце XVIII -

    Из книги Ливонский поход Ивана Грозного. 1570–1582 автора Новодворский Витольд Вячеславович

    V. ВЕЛИКИЕ ЛУКИ Между тем король думал не о мирных переговорах, а о продолжении войны. Если он приостановил военные действия в конце 1579 года, то сделал это по необходимости и главным образом вследствие недостатка в финансовых средствах. Расходы на первую кампанию были

    Из книги Древние города и Библейская археология. Монография автора Опарин Алексей Анатольевич

    Из книги Империя тюрков. Великая цивилизация автора Рахманалиев Рустан

    Великие походы в IV в. К концу Ханьской династии южные хунны, оттесненные сяньби, пришли в большую излучину Хуанхэ, в Ордоские степи и в соседний Алашань, где и расселились. Южные хунны выполняли для Китайской империи функции федератов – примерно такие же, что осуществляли

    Из книги Прибалтийские дивизии Сталина автора Петренко Андрей Иванович

    6. Великие Луки 6.1.Корпусу предстояло принять участие в Великолукской наступательной операции Калининского фронта, проведенной с 24 ноября 1942 года по 20 января 1943 года силами 3-й ударной армии и 3-й воздушной армии. Фронту была поставлена задача - окружить и уничтожить

    Из книги Реликвии правителей мира автора Николаев Николай Николаевич

    III Великие камни Алмаз «Великий Могол» Великие Моголы обожали бриллианты, которые большей частью попадали к ним из Голконды - исторической области в центре Индостана. Марко Поло в 1298 г. писал об этой местности: «В этом царстве находят алмазы, и скажу вам, много тут гор,

    Из книги Два лица Востока [Впечатления и размышления от одиннадцати лет работы в Китае и семи лет в Японии] автора Овчинников Всеволод Владимирович

    Пять целей стройки века Полвека назад я, тогдашний корреспондент «Правды» в Китае, отправился из Пекина в захолустный городок Ичан. Там трудились мои земляки – специалисты из Ленинградского института «Гидропроект». В их распоряжении был катер. На нем мы проплыли по

    Из книги 100 знаменитых символов Украины автора Хорошевский Андрей Юрьевич

    Из книги История упадка. Почему у Прибалтики не получилось автора Носович Александр Александрович

    7. Великие стройки независимости: геополитика вместо экономики Для победы над «Великой депрессией» Рузвельт в США строил автомобильные дороги, трудоустраивая таким образом безработных и создавая своей стране транспортную инфраструктуру. Большие инфраструктурные

    Из книги Людовик XIV автора Блюш Франсуа

    Стройки Аполлона Когда король и двор прибывают в Версаль 6 мая 1682 года, прекрасный замок еще «заполнен каменщиками»{97}. Когда они сюда возвращаются 16 ноября, после пребывания сначала в Шамборе, а потом в Фонтенбло, то поселяются среди стройки. Несмотря на невозмутимо

    На вопрос какие крупные стройки 30-х годов xx века в россии?? заданный автором Второстепенный лучший ответ это Индустриализация - процесс создания крупной, технически развитой промышленности, прежде всего отраслей, которые производят орудия и средства производства. Курс на индустриализацию был принят на XIV съезде ВКП (б) в декабре 1925 года. Съезд поставил задачу превращения СССР из страны, ввозящей машины и оборудование, в страну, производящую их, и на этой основе добиться технико-экономической независимости Советского Союза от капиталистических стран.
    В 1927 году XV съезд ВКП (б) утвердил директивы по составлению первого пятилетнего плана.
    Важнейшими стройками первой пятилетки были Магнитогорский и Кузнецкий металлургические комбинаты, Сталинградский и Харьковский тракторные заводы, автомобильные заводы в Москве и Нижнем Новгороде.
    Вторая пятилетка (1933 - 1937) была утверждена в 1934 году на XVII съезде ВКП (б) .
    Важнейшие стройки второй пятилетки: завершение строительства Урало-Кузнецкого комбината - основной угольно-металлургической базы на востоке страны, Уральский и Краматорский заводы тяжелого машиностроения и др. В Москве в 1935 году была открыта первая линия метро. Создавались новые промышленные районы в Поволжье, на Северном Кавказе и в Закавказье, в Средней Азии и на Дальнем Востоке. Велось значительное школьное строительство. Всего за годы второй пятилетки было построено 4500 крупных промышленных предприятий.
    Третья пятилетка (1938 - 1942) была утверждена на XVIII съезде ВКП (б) в марте 1939 года. Она была прервана нападением Германии на СССР и, следовательно, не завершена.
    Всего за годы пятилеток было построено 9 тыс. крупных промышленных предприятий. Индустриализация привела к значительному росту рабочего класса (с 9 млн. в 1928 до 24 млн. в 1940 г.) и инженерно-технической интеллигенции. На карте страны появился ряд новых городов: Магнитогорск, Комсомольск-на-Амуре, Новокузнецк и др.
    Подробнее читайте

    Ответ от Осоловеть [новичек]
    Первые станции метрополитена.


    Ответ от Бульбозавр OOO [гуру]
    В 30-тые годы прошлого столения в стране формировалась мощная индустрия. Строились такие значительные по тем временам промышленные предприятия, как Уральский машиностроительный завод. Магнитогорский металлургический завод, Горьковский автомобильный завод.
    Выполнялся план ГОЭЛРО, а это строительство Днепровской гидроэлектростанции. Эта была самая крупная в то время в Европе стройку - мощность первой очереди ГЭС составляла 650 тысяч киловатт - возводила вся страна. В начале 30-х годов создавались промышленные предприятия во всех союзных республиках. Это и стройка Туркестано-Сибирской железной дороги" (1930 г.) , "Строительство плотины имени 1 Мая на реке Зеравшан в Узбекской ССР" (1930 г.) , Разработка нефтепромысла в Баку" (1935 г.). Создание современной индустрии во всех союзных республиках имело огромное значение для ликвидации фактической отсталости народов, обеспечения всестороннего прогресса в их развитии.
    За 1928 - 1941 годы в СССР было построено 9 тысяч промышленных предприятий.

    Наименование параметра Значение
    Тема статьи: В СССР В 30-Х ГОДАХ
    Рубрика (тематическая категория) Политика

    СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ

    КУРС НА СТРОИТЕЛЬСТВО СОЦИАЛИЗМА И

    Благодаря нэпу, к серединœе 1920-х гᴦ. сельское хозяйство, легкая и пищевая промышленность в основном достигли довоенного объёма производства. В 1925 г . руководство страны взяло курс на индустриализацию , т. е. создание крупного машинного производства во всœех отраслях промышленности. На фоне борьбы за власть проходили дискуссии о путях создания тяжелой промышленности . А. И. Рыков, Н.И. Бухарин видели путь развития экономики в сбалансированном развитии промышленности и сельского хозяйства, государственного и частного секторов, продолжении нэпа. Первоначально эту точку зрения поддерживал и Сталин. Но на рубеже 1929-1930 гᴦ. эта концепция была им отвергнута. Бухарина обвинили в ʼʼправом уклонеʼʼ. На вооружение была взята концепция преимущественного и форсированного развития промышленности , прежде всœего тяжелой. Это предполагало свертывание нэпа, преобладание государственной собственности, ужесточение режима в стране.

    Индустриализация происходила в годы довоенных пятилеток: первой – 1928-1932 гᴦ., второй – 1933-1937 гᴦ. Третья пятилетка – 1938-1942 гᴦ. - была прервана нападением Гитлера на СССР.

    За годы первых пятилеток были созданы новые отрасли промышленности : станкостроение, авиационная, тракторостроение, автомобилестроение, химическая и др.
    Размещено на реф.рф
    Было построено около 8900 новых предприятий . Наиболее крупные из них: Днепрогэс, Турксиб, Сталинградский и Харьковский тракторные заводы, Московский и Горьковский автомобильные заводы . Построены Московский метрополитен, города Магнитогорск, Комсомольск-на-Амуре и др.
    Размещено на реф.рф
    Предприятия крупной индустрии создавались не только в европейской части СССР, но и на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке. Шел процесс хозяйственного развития этих районов и создания мощной экономической базы в восточных регионах страны. Средства и рабочую силу для индустриализации правительство получало в основном за счёт сельского хозяйства, что привело к насильственной коллективизации и использованию бесплатной рабочей силы из системы ГУЛАГа , т. е. концентрационных лагерей.

    В Сталинграде индустриализация началась в 1926 г . с закладки первого в стране тракторного завода. В 1930 ᴦ. с конвейера сошел первый трактор.
    Размещено на реф.рф
    В 1930 ᴦ. вступила в строй Сталгрэс, в 1932 ᴦ. – завод Судоверфь. Завод ʼʼКрасный Октябрьʼʼ давал 40 % качественного металла стране. Всего в Сталинграде к концу 30-х гᴦ. было 227 промышленных предприятий.

    В 1927 ᴦ. возниккризис хлебозаготовок , поскольку крестьяне отказывались продавать хлеб по низким государственным ценам. Фактически это стало поводом к началу политики коллективизации , направленной на ликвидацию частнособственнических крестьянских хозяйств и создания крупных социалистических колхозных хозяйств. В январе 1928 ᴦ. Политбюро приняло решение о чрезвычайных мерах по выполнению плана хлебозаготовок. Решено было взять у крестьян хлеб силой, принудив их к этому с помощью специальных отрядов, которым приказывалось отбирать у крестьян излишки. В апрелœе 1929 ᴦ. было принято решение об организации ʼʼкрупного социалистического земледелияʼʼ – колхозов и совхозов. Против кулачества началась классовая борьба. В помощь селу из городов было направлено 25 тыс. рабочих , которые на местах должны были проводить политику партии и организовывать колхозы.

    В Нижнем Поволжье коллективизация началась раньше, чем в других районах страны. Хоперский округ стал первым округом страны по сплошной коллективизации . Характерной чертой сплошной коллективизации округа стали необычайно высокие темпы роста͵ превзошедшие даже завышенные планы по коллективизации. Официальный учет едва поспевал регистрировать колхозы, число которых ежемесячно удваивалось.

    Начиная с лета 1930 г . согласно ряду постановлений вновь происходит наращивание темпов коллективизации и раскулачивания в стране. Очередной этап раскулачивания вызвал новый рост крестьянского сопротивления. При этом крестьянство не могло уже противостоять этому, так как наиболее устойчивая часть их была уже репрессирована. Вместе с тем, Советской власти удалось добиться общественно-психологического перелома в бедняцкой среде и в своем большинстве беднячество поддержало мероприятия большевиков, особенно по конфискации имущества кулацких хозяйств.

    Накануне празднования двенадцатой годовщины Октябрьской революции в газете ʼʼПравдаʼʼ была опубликована статья ʼʼГод великого переломаʼʼ , в которой Сталин поставил задачу форсировать колхозное строительство, провести ʼʼсплошную коллективизациюʼʼ. Местные органы власти начали широко применять политику раскулачивания. Под нее попадали всœе, кто не желал вступать в колхозы. Точного определœения кулака не было. Каждый район получил норму коллективизации и норму раскулачивания. Сельское хозяйство было обескровлено: репрессиям подвергались десятки миллионов самых трудолюбивых слоев крестьянства. Около 7 млн человек было выслано в отдаленные районы – они стали главной рабочей силой на далеких стройках. В 1930 ᴦ. было организовано Главное управление лагерями (ГУЛАГ) .

    Крестьяне сопротивлялись массовому раскулачиванию. Лишь за зиму 1930 ᴦ. произошло около 2 тыс. крестьянских выступлений. Чтобы избежать оттока крестьян из городов, в 1932 ᴦ. их лишили паспортов . Уехать из деревни колхозник мог лишь добровольцем на ударные стройки пятилетки.

    В 1932-1933 гᴦ. урожай был крайне низким и в стране разразился тяжелœейший голод , унесший жизни нескольких миллионов человек.

    В 1934 ᴦ. было заявлено о том, что коллективизировано 85 % хозяйств, в 1935 г . III съезд колхозников вел речь уже о 98 % . Частнособственническое крестьянское хозяйство было уничтожено.

    В СССР В 30-Х ГОДАХ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "В СССР В 30-Х ГОДАХ" 2017, 2018.