Почему люди не работают? Люди (не) должны работать

Вы приходите в магазин, а продавец вам хамит, нехотя и вольготно отпускает вам товар? Пытаетесь узнать сколько стоит абонемент в солярий у администратора салона красоты, а та, в свою очередь, «закатывает» глаза и бубнит что-то невнятное?

«Эти люди просто не хотят работать!» - скажете вы, и будете правы. Действительно, порой создается ощущение, что человек попросту находится не на своем месте. А его присутствие «здесь и сейчас» обусловлено лишь необходимостью заработка денег.

Почему так происходит? Почему человек не хочет работать? Как это отражается на собственниках бизнеса? Что правит людьми, которые так «забивают» на свою карьеру? Мнение психолога и обычного, рядового человека.

Первопричинность – почему человек не хочет работать

Если вы начали искать ответ на этот вопрос в интернете, то, скорее всего, вы имеете такого человека рядом с собой. Будь то: ваши сотрудники, муж, жена или просто друг. Для попыток что-то изменить – необходимо понять первопричинность нежелания трудиться.

Такой «обреченный» близкий – для многих тяжелый балласт. В случае руководителя – упадок доходности бизнеса, в семейном ручье – общая деградация и верный путь к распаду союза.

Перестанем констатировать факты и перейдем к ответам на вопросы. Итак, что может править человеком, который упорно не хочет работать.

  • Отсутствие мотивации

Это главная и единственная причина, порождающая клубок неприятностей. Отсутствие мотивации может быть кратковременным и постоянным явлением.

Разумеется, короткий период на то и короткий – быстро проходит, человек самостоятельно мотивирует себя, возбуждая желание к работе и достижению цели.

Гораздо хуже, когда отсутствие чего-либо мотивирующего сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Подобно снежному кому, эта проблема накапливается больше и больше, накладывая одно на другое.

В качестве примера можно рассказать про женщину Марию.

Еще в молодые годы она не знала кем хочет работать. Более того, ее не интересовали никакие занятия, отсутствовало хобби. Мария ничего не хотела делать для того, чтобы обрести какие-то интересы. Ее муж, который повстречался ей на пути – имел подобное отношение к жизни.

Годы шли, а Мария так и работала в ближайшем магазине ради денежной суммы, необходимой на пропитание. У нее не возникало желания отправиться в путешествие или преобразить дизайн своей квартиры. Все, что она делала – по сути, работала на желудок.

Такой образ жизни повлек другие изменения. Мария стала толстеть, плохо себя чувствовать, «запускать» отношения с мужем. Спустя время, изменения, возникшие при первостепенном отсутствии мотивации, стали еще больше тянуть Марию вниз. Ей ничего не хотелось. «Куда я поеду отдыхать, если я толстая?». «Зачем мне зарабатывать больше, если мне хватает денег?». К чему я буду стараться, если и так все устраивает?».

Улавливаете мысль? Отсутствие мотивации у вас или вашего близкого на протяжении долгого времени – провоцирует ряд проблем, которые сказываются и на его работе. Для чего человеку стараться и работать, если у него нет цели и глобального дела, ради которого он это «творит».

Как уже говорилось ранее, рассматривая вопрос: почему люди не хотят работать – есть главная причина и второстепенные.

Лень – менее глобальная причина отсутствия желания работать. Ее намного легче исправить, в отличие от первого пункта нашей статьи.

Тем не менее, этот психологический элемент, присутствующий в жизни человека, всегда будет его «стопорить», снижая качество работы, разумеется, уровень дохода.

  • Боязнь

Да-да, бывает и такое, что человек, который не хочет устраиваться на работу, попросту боится там опростоволоситься. Само собой, любой взрослый, вменяемый человек будет понимать, что, не начав заниматься чем-либо, можно «просидеть на попе» всю жизнь. Однако, эта причина вероятна и вполне возможна в современных реалиях.

К слову, отягчающими обстоятельствами становятся открытые данные, которые так актуальны на данный момент. Успехи других, предоставленные на показ в социальных сетях и на сайтах – могут лишь усугубить боязнь начинать что-то новое и как следствие, браться за любую работу.

  • Апатия, усталость

Возможной причиной, почему человек не хочет работать – может стать его физическое состояние. К сожалению, в большинстве регионов России – этот критерий может играть чуть ли не главную роль.

Плохая экология, малое количество солнечного света, отсутствие моря, малополезные продукты. Разумеется, появление апатии и усталости по физическим показателям может повлечь возникновение полного отсутствия мотивации.

Мнение психолога и статистика: в каком возрасте нежелание работать больше всего

По мнению специалистов в области психологии – отсутствие мотивации напрямую связано с трудовой деятельностью человека. Как уже говорилось ранее, чем меньше ощущение цели, тем хуже складывается карьера человека. Соответственно, тем меньше человек хочет работать.

Как утверждают специалисты, такое восприятие наиболее популярно среди молодых особей или напротив, людей, возрастом за 45 лет. В первом случае – сознание еще не сформировало образ, цель, мотивацию. Во втором – мозг диктует «все уже пропало, начинать поздно».

Как правило, в молодом возрасте еще многое подвластно исправлению. Во взрослом – все намного сложней. Действия «антимотивации» отлажены годами. Воспитать и привить что-то новое – практически невозможно.

Кстати, именно поэтому в возрасте 45+ очень сложно найти достойную работу. Кадровики понимают, что человека сложно «подладить» под шаг компании, его крайне сложно замотивировать.

Что делать, если мои близкие не хотят работать

Под словом «близкие» будем рассматривать и сотрудников компаний. Итак, что же сделать, чтобы муж устроился на работу? Как заставить сотрудников улыбаться клиентам, полностью выкладываться и не «забивать» на обязанности, как только вы вышли из кабинета.

Разумеется, из каждого положения есть выход. Просто злиться или опускать руки – не дело. Исправить можно все, что угодно. Главное – желание.

Понимание причины и путь исправления – воспитываем желание работать

Это правило работает во всем и этот момент – не исключение. Поняв корень и причину возникновения поведения отдельно взятого человека – можно начать действовать.

  • В случае с полным отсутствием мотивации

У сотрудников – сформировать план поощрений и мотивационную таблицу, в которой будут некие премии за какие-либо мелкие достижения. Разумеется, из мелких достижений необходимо «сложить» одну крупную, труднодосягаемую, долговременную цель, к которой они будут стремиться.

Если что-то подобное происходит в семье, в данном случае никакие мотивационные таблицы не помогут. Выход – теплые, душевные разговоры, направленные не на выделение неуспехов, а построение совместных планов.

Возможно, ваш муж мечтал о собственном загородном доме? Взбудоражьте его сознание, найдите объявления о продаже земли, начните разговор о построении дома.

Плавно подведите разговор к тому, что, имея стабильный доход или чуточку выше – у вас все получится.

  • В случае лени

Тут поможет одно золотое правило, которое просто необходимо донести до головы того человека, который не хочет работать. Посоветуйте ему делать то, что он не желает в течение всего одной минуты.

Те самые 60 секунд – заставят ленивого начать свое дело. Где начало, там и работа. Вот увидите. Главное – не отвлекаться.

  • Боязнь

В этом случае уж точно, поняв причину, вы вероятнее всего, сможете помочь человеку. Если «больной» признает то, что он боится устраиваться на работу или делать что-то для роста по карьерной лестнице, проблема будет решена на 90%.

Конечно, помогут разговоры по душам, о том, как многие начинают в страхе и добиваются успеха. Не обязательно судорожно вспоминать рассказы из жизни. Тут можно и немного пофантазировать.

  • В случае общей усталости

Опять же, поняв причину – сможете ее устранить. Разумеется, если представится возможность. Апатия и усталость возникает не по желанию «больного», может быть он и рад поработать, да тяжело.

Отпуск, море и солнце поможет кардинально исправить положение дел. Само собой, не бывает такого, что человек не хочет работать по какой-либо, одной причине. Совокупность факторов влияет на общее сознание и отношение человека к труду.

Вышеописанные советы – лишь очерки к размышлению, скромные идеи и намеки «в какую сторону думать». Разумеется, невозможно по щелчку пальцев заставить работать хорошо или просто заставить работать другого человека.

В случае с владельцами бизнеса и начальниками – простимулировать сотрудника к работе – это адский труд.

В семейной жизни, после нескольких лет брака – пожалуй, нет ничего сложнее. Но, как показывает практика, понимание, осознание и помощь близкому – поможет решить любую проблему.

А что вы думаете насчет этой темы? Почему, по вашему мнению, люди не хотят работать? Как сделать так, чтобы подобных ситуаций не возникало?

В обществе считается нормальным то положение, когда дети, становясь взрослыми, начинают самостоятельную жизнь. Однако не во всех случаях такое событие происходит само собой. Некоторых взрослых отпрысков приходится подталкивать к тому, чтобы они, наконец, сдвинулись с места и приняли на себя полную ответственность. Многие родители стремятся помогать своим детям и делают это очень долго. Случается, что взрослому «ребеночку» уже за тридцать, а он живет, точно беззаботный восемнадцатилетний студент, не задумываясь о дальнейшей жизни и построении собственной семьи. Отделение от отца с матерью может так и не произойти. Зачем что-то менять, если все и так его устраивает? Дома мама всегда приготовит вкусный обед и накормит свое «дитятко», постирает одежду, выгладит ее и аккуратно уложит на полочку.

К сожалению, проблема инфантилизма тех, кому уже за двадцать, нередка. Некоторые люди, став вполне взрослыми, не решаются быть самостоятельными. Когда сын не хочет работать, родители хватаются за голову и не знают, что предпринять. При этом, как выясняется, великовозрастный «ребенок» не желает получать образование, а иногда под видом того, что он «учится», продолжает наслаждаться жизнью, нисколько при этом не напрягаясь. Здесь не обойтись без мудрого совета психолога. Только грамотный специалист может помочь разобраться в ситуации и натолкнуть на важную мысль. Прежде чем приступать к активным действиям, нужно знать мотивы, по которым молодой человек или девушка отказываются трудоустраиваться. Тогда, вооружившись знаниями, можно уже что-то делать.

Причины

Что может служить достаточным основанием для того, чтобы взрослый сын или дочь праздно проводили время, точно находясь в детстве? Такой подход к жизни нельзя назвать серьезным, он скорее свидетельствует об эмоциональной и социальной незрелости. Инфантилизм у взрослых проявляется неспособностью принимать на себя ответственность за свои поступки и действия. Нередко можно увидеть, как взрослые мужчины под тридцать все еще живут с родителями и не торопятся обзаводиться собственными семьями. При этом они не желают вкладывать средства в семейный бюджет. Почему так происходит? Попробуем разобраться.

Низкие запросы

Одним людям хочется достичь высокого положения в обществе, другим достаточно самого минимума, который может предложить судьба. Не всякий чувствует в себе необходимость приобретать дорогие вещи, одежду, аксессуары. Кому-то хватает самого минимума, чтобы чувствовать себя счастливым и спокойным. Если у человека низкие запросы, то он и не станет стремиться к тому, чтобы хорошо зарабатывать. Личность способна развиваться только в ситуации ограничения, когда основные потребности не удовлетворены. Если родители всем обеспечивают молодого человека, то он не будет стремиться к самостоятельности до тех пор, пока не появится неудовлетворенной потребности. Вот почему крайне нежелательно сильно баловать ребенка, пока он растет, выполнять все его прихоти.

Советы психолога пригодятся тем, кто намерен активно действовать для того, чтобы в корне изменить ситуацию. Положение, когда сын или дочь, достигнув зрелых лет, сидят на родительской шее, не может радовать. Такая неустроенность собственного чада расстраивает, разочаровывает мать и отца, заставляет сомневаться в себе, искать совершенные когда-то ошибки.

Неуверенность в себе

Она проистекает из чувства беспомощности. Если человек, достигнув определенных лет, вовремя не повзрослеет, то никто не сможет заставить его это сделать. Он попросту не найдет в себе сил для дальнейших перемен, для того, чтобы решиться на глобальные и решительные шаги. Неуверенность в себе способна отравить жизнь кому угодно и помешать личностному развитию. Когда достигшая совершеннолетия дочь не хочет работать – это еще полбеды. В конце концов, девушка может удачно выйти замуж и жить на средства супруга. В том случае, если от всяческой занятости отказывается парень, то нужно бить тревогу. Молодой мужчина должен научиться ответственности, которую он впоследствии примет за свою собственную семью. Если он настолько несамостоятелен, что не может заставить себя встать с дивана и начать что-то делать, значит, на него нельзя будет надеяться в будущем. Неуверенность в себе, как правило, порождает другие многочисленные проблемы.

Чрезмерная стеснительность

Иногда молодому человеку бывает довольно сложно начать самостоятельную жизнь из-за тревожащих его страхов. Он может сильно страдать от того, что у него не получается организовать свою жизнь должным образом и достичь желаемой цели. В этом случае родителям необходимо помочь советом, направить сына. Если причина заключается в том, что у молодого человека нет желания бороться со сложностями, нужно заставить его преодолеть стеснительность. Такая скованность во взрослом возрасте только мешает. Инфантилизм необходимо предотвращать, а не давать ему расти. Если сын вовремя не справится с трудностями, то он не сумеет взять на себя ответственность за все происходящие события. Разговаривайте с выросшим ребенком, объясняйте, почему важно вовремя встать на ноги и быть самостоятельным, давайте дельные советы.

Затянувшийся поиск себя

Обычно юношеские искания заканчиваются к двадцати двум годам. В это время возникает потребность что-то делать для себя, молодые люди спешат отделиться от родителей. Если этого не происходит, появляется серьезный повод задуматься о благополучии и зрелости человека. Если сын или дочь не хочет работать, такому поведению обязательно есть своя причина. Позиция может быть продиктована потребностью найти себя в интересном и творческом занятии. Однако если поиск продолжается годами и ни к чему определенному не приводит, то это повод глубоко задуматься. Во многих случаях молодые люди просто не знают, в чем реализовать собственные интересы и способности, потому готовы продолжительное время оправдывать бездействие невезением или неудачами.

Боязнь потерять комфорт – это детская позиция, не свойственная взрослому человеку. Если имеет место быть крайняя несамостоятельность, значит одними советами ограничиться нельзя. Необходимо делать конкретные шаги вперед.

Неумение планировать

Иногда случается так, что взрослый мужчина не владеет элементарными навыками. Он не просто не хочет жить за собственный счет, но и делать что-нибудь полезное. Здесь даже самым строгим родителям вряд ли удастся заставить его взяться за ум. Неумение планировать, отсутствие привычки вести повседневные дела превращают молодого человека в безвольное и беспомощное в социальном отношении существо. Ни в коем случае нельзя потакать его слабости, иначе придется содержать такого «ребеночка» всю жизнь. К сожалению, очень часто отсутствие стремления налаживать свою жизнь сопряжены с рядом других проблем: алкоголь, курение, компьютерные игры и полное бездействие. Дурные привычки имеют свойство укрепляться со временем.

Что предпринять

Заставить взрослого человека работать, когда он того не хочет, очень сложно, почти невозможно. Дело в том, что сформировавшаяся личность желает распоряжаться своей жизнью самостоятельно. Скорее всего, выросший отпрыск станет всячески бунтовать и проявлять крайнюю степень негодования. Несмотря на все недовольства, родителям следует действовать максимально прямолинейно и твердо. Иначе вам так и не удастся снять со своей шеи великовозрастного детину, который живет в свое удовольствие и не желает ничего менять.

Мысли о будущем

Если не знаете, с чего начать разговор с сыном по поводу его занятости, то лучше всего навести на размышления о будущем. В ходе таких бесед выяснится, о чем он мечтает, какие планы имеет. Прежде чем предъявлять человеку серьезные обвинения, необходимо выслушать его, дать возможность объясниться. Кому как не родителям знать свое чадо? Когда человек пытается что-то скрыть или спровоцировать ссору, это довольно заметно и сразу бросается в глаза. Совместные мысли о будущем помогут молодому человеку определиться, а родителям лучше понять его.

Не давать денег

Если нет никакой возможности повлиять на взрослого сына, остается только ограничить его содержание. Что это значит? Просто не нужно давать ему денег на карманные расходы, питание, тогда он будет вынужден начать себя обеспечивать. Как правило, такой серьезный шаг заставляет взрослого мужчину шевелиться, что-то делать. Самостоятельность начинается с принятия правильного решения. Пусть сейчас сын негодует и обижается, зато потом он искренне поблагодарит за преподанный урок. Конечно, лучше, если осознание придет раньше. Нет ничего хуже войны с собственным ребенком. Взаимные упреки и обвинения способны испортить отношения надолго. К делу необходимо подойти ответственно, объяснять тактично, но твердо.

Вывод: взрослый человек, будь то мужчина или женщина, должны вовремя отделяться от родителей, приобретать финансовую независимость. Нельзя позволять, чтобы выросший ребенок пользовался добротой отца и матери.

Бизнес-журнал

Менеджер, который стремится ответить на вопросы мотивации работников и желает создать в коллективе продуктивную атмосферу, не может не интересоваться основами поведенческого анализа. Разбираясь в них, освоив механизмы, адаптируя их к отечественной культуре, он может гибко и эффективно использовать формы поощрения для повышения работоспособности своих сотрудников. Законы просты, но простота эта - кажущаяся. Только правильно применяя их, можно прийти к желаемому результату.

Задача любого руководства - организовать процесс так, чтобы люди работали, как говорится, на полную катушку. Каждый руководитель знает, сколько усилий нужно приложить для этого. В попытках повысить эффективность сотрудников он обращается к литературе (а ее сейчас великое множество) или привлекает консультантов (которые неимоверно дороги). Советы, предложенные в книжках или консультантами, иногда помогают, а в ряде случаев оказываются бесполезными. Как же настроить поведение людей так, чтобы они начали трудиться эффективно?

Почему люди не работают?: Продуктивность и климат взаимоотношений напрямую зависят от того, насколько сотрудники согласны со своим положениемВ настоящее время, несмотря на множество теорий и подходов, не существует однозначного понимания поведения другого человека. В середине ХХ века в США даже появилась наука под названием "поведенческий анализ ", но и там она до сих пор считается наукой новой. Поведенческий анализ можно применять в любых сферах: в экономической, образовательной, политической, медицинской… Существует отдельное направление поведенческого анализа для работы с бизнесом - Organizational Behavior Management (OBM).

Все методики и программы OBM изначально разрабатывались применительно к американским компаниям. Попытки использовать их в других странах показали, что успех достигается только при адаптации к местным культурным особенностям. Так, в 2002 году "Journal of Organizational Behavior" № 23 (3) опубликовал статью о применении универсальной программы в крупных компаниях в Марокко и Мексике (в Марокко - SGS-Thomson, в Мексике - Danone). Нововведения в менеджменте для Марокко были согласованы с принятыми в обществе исламскими нормами поведения. В Мексике, где на первом месте у человека обычно стоит семья в основном учитывались именно эти отношения.

Как распознать лентяя

В каждом коллективе встречаются один или несколько работников, которых и начальство, и окружающие называют понятным для всех словом - лентяи. Причем, как говорится, голова у них на месте, да и руки растут, откуда надо, вот только не работают. Причины у этих людей-лентяев могут быть разными, а механизм возникновения такого поведения всегда один. Поведенческий анализ дает свое объяснение: поощрение за работу когда еще будет, а полазить по Интернету приятно прямо сейчас, перекуры и болтовня поощряются сразу. Человек выбирает то поведение, которое точно и сразу принесет поощрение.

Все методики OBM основываются на базовых положениях поведенческого анализа . Основоположник поведенческого анализа - Беррес Скиннер (Burrhus Skinner) - дал определение понятию "поведение". Это то, что человек делает и что можно наблюдать: он сидит, идет, пишет, смотрит телевизор, думает, смеется и т. д. Скиннер описал и законы поведения, которые так же логичны и строги, как законы математики. Все они были подтверждены экспериментами.

Основной закон такого анализа : "поведение будет повторяться, если оно каким-то образом поощряется, и не будет повторяться, если не поощряется никак". Человек поднимает трубку телефона (поведение), когда слышит звонок, и начинает разговаривать с товарищем (поощрение). В следующий раз, когда телефон зазвонит, он снова поднимет трубку. Этот же человек здоровается со своим соседом (поведение), а сосед никак не отвечает (нет поощрения) раз, второй, третий. В определенный момент человек перестанет здороваться с соседом.

Закон уж очень прост и очевиден. Что же здесь анализировать? Проблема - в определении поощрения, в его количестве и умении использовать.

Исследования показали, что каждому человеку требуется собственный, индивидуальный вид поощрения. Одному нужно, чтобы его работу отметили другие, другому - чтобы заплатили побольше денег, третьему - чтобы дельно покритиковали, четвертому - закончить работу в срок, пятому важен сам процесс и т. д.

Определить тип поощрения можно только экспериментальным путем.

Сначала необходимо провести наблюдение и выяснить, что сотруднику нравится, что он чаще всего предпочитает делать, как реагирует на похвалу. Продумав тип поощрения, проверить его на практике. Закон поведенческого анализа : использовать поощрение непосредственно по окончании человеком работы, если, конечно, вы хотите, чтобы он делал ее и в будущем хорошо. Если после этого человек опять берется за дело, значит тип поощрения был выбран правильно, если же нет, надо подобрать другой. Случается, приходится перебирать много разных типов поощрений, но никогда не бывает, что установить его невозможно.

Самым действенным поощрением являются деньги, потому что человек может использовать их для приобретения множества приятных вещей - еды, питья, одежды, развлечений, то есть того, что ему хочется. Однако деньги здесь могут и не работать. Главных причин обычно две. Первая: человек получает денежное поощрение (зарплату, премию) по определенному графику, а не сразу после выполненной работы. Если работа требует длительного времени, объем ее велик, то выплачиваемые по графику деньги вообще теряют свойство поощрения. Ведь любая продолжительная работа состоит из множества мелких действий, а они выполняются без поощрения. В следующий раз человек без рвения возьмется за аналогичное дело. Вторая причина - количество денег. Для каждого типа усилий, потраченных на работу, существует определенная сумма, которая может поощрять эти усилия. Обычно количество денег пропорционально растет с увеличением усилий, но для каждого человека оно индивидуально. Выяснить это довольно просто, точно так же, как и эффективность любого другого типа поощрения: если человек продолжает работать с такими же усилиями, то сумма денег оптимальна для их поддержания.

Второй действенный тип поощрения - похвала. К ней у человека привыкания нет, поэтому использовать ее можно чаще, чем обычно, но применять надо правильно. Во-первых, хвалить надо только после выполнения работы, а не перед началом. И важно, конечно, учитывать качество . Эксперименты, проводившиеся в американской школе, показали очевидную разницу выполнения творческого задания двумя группами учащихся. Одну группу учитель хвалил, когда принимал работы, не проверяя их. Учеников второй хвалил выборочно - только тех, у кого работы были интересными. Вторая группа, выполнив следующие задания, показала значительно улучшенные показатели. Во-вторых, хвалить нужно сразу после завершения действий, которые желательно закрепить надолго. В-третьих, необходимо подобрать верный тип одобрения, учитывая индивидуальные особенности сотрудников. Кого-то надо похвалить наедине, кто-то любит выслушать похвалу в присутствии коллег, одного надо просто похлопать по плечу, а другой терпеть не может такого панибратства. Хорошо работает наглядное поощрение - отпечатанная благодарность, письмо от начальства, фотография лучшего работника недели при входе и т. п. Некоторые менеджеры могут интуитивно выбрать правильное поощрение. Таковых обычно считают талантливыми и мудрыми управляющими, под их началом люди работают с удовольствием.

В советский период поощрения в форме благодарностей, похвальных грамот, фотостендов "лучших производственников" и т. п. были распространены довольно широко. Однако главная ошибка заключалась в "забюрократизованности", порой, она сводила на нет сам результат. Человек испытывал неудобство оттого, что поощрение проходило различные этапы обсуждения: "выдвижение" в коллективе, утверждение различными инстанциями. Бюрократизация превращала поощрение работника в сущее наказание. Кроме того, с точки зрения поведенческого анализа нарушался базовый принцип незамедлительного поощрения при качественно выполненной (или выполняемой) работе. К тому же, строгое ранжирование вида поощрения в зависимости от должности работника нивелировало саму идею.

С другой стороны, исследования показывают, что и на Западе поощрение в виде похвалы - совершенно не освоенный прием. Именно в связи с этим консультанты, практикующие в ОВМ, учат менеджеров Америки хвалить подчиненных. Одно только это умение уже позитивно сказывается на мотивации труда.

Схожие результаты были получены и в России (журнал Organizational Behavior Management, 1993 год, № 13 (2). Руководство текстильного предприятия обратилось за консультацией о повышении производительности труда. Программа проводилась американскими исследователями при участии 33-х работников. Бригадиры были обучены принципам поощрения (похвалы) и последовательности применения поощрения. Бригадиров обучили и приемам обратной связи.

Как прекратить опоздания

Как сделать так, чтобы сотрудники приходили на работу вовремя, не применяя какого-либо давления, используя только формы поощрения? Ведь почти в любом коллективе несколько человек хронически опаздывают к началу рабочего дня, каждый раз находя для этого весомые аргументы.Менеджер, начиная программу, должен рассматривать весь коллектив как единый организм. Оформляется доска, на которую

наносятся: дни недели - по горизонтали, имена сотрудников - по вертикали. Доска в форме таблицы выставляется на видное место. Каждое утро менеджер, приходящий чуть раньше, отмечает (форма отметки произвольная) имена пришедших без опоздания. Отметка в таблице рассматривается как безотлагательное поощрение своевременного прихода на работу. Чаще всего такого поощрения бывает достаточно, чтобы люди старались приходить без опозданий. Если ситуация не изменяется в течение 1–2-х месяцев, вводится дополнительное поощрение. Например, менеджер информирует сотрудников (письменно или на текущем собрании): если в течение первых четырех дней недели у 80% сотрудников будут отметки своевременного прихода, то в пятницу все могут закончить работу на час раньше. Другой пример: менеджер следит за тем, как изменяется количество отметок в таблице в сравнении с показателями предыдущей недели. Как только их число увеличилось, менеджер организует утренний кофе с выпечкой для всех сотрудников вне зависимости от своевременного прихода. Во время совместного "кофепития" менеджер благодарит всех за улучшение показателей. Эти дополнительные поощрения могут быть изменены в зависимости от специфики коллектива.

Выходить из программы надо постепенно. Когда результаты устраивают менеджера, доска выставляется не каждый день, а 1–2 раза в неделю, потом - несколько раз в месяц. Дополнительное поощрение предоставляется или через нарастающий интервал времени, или поощрение уменьшается: вместо ухода с работы на час раньше - окончание рабочего дня раньше на 50 минут, вместо кофе с выпечкой - просто кофе. Если при уменьшении поощрения результаты ухудшились, значит, выход из программы для данного коллектива был слишком быстрый. В этом случае рекомендуется либо вернуться к началу программы, либо изменить тип поощрения.

Для уверенности, что изменения в производительности труда работников происходят в результате использования супервайзерами поощрений и обратной связи, исследование шло в четыре этапа. Сначала было измерено количество времени, которое работники проводят, выполняя свою работу, до каких-либо изменений. Потом начали программу и продолжали ее несколько недель. Следующим этапом была отмена программы на тот же период, и последним - возобновление программы. На всех этапах измеряли те же самые параметры, что и на первом. При отмене программы производительность опускалась до начального уровня, а при возобновлении показатели повышались.

Несомненно, нужны новые и более детальные исследования в области производственного поведения, учитывающие действия коллектива в целом и каждого отдельного сотрудника применительно к разнообразным типам и видам промышленных, научных, производственных, образовательных и других организаций. На сегодняшний день в России такие исследования не проводятся: в основном, из-за отсутствия специалистов, практикующих в области поведенческого анализа .

Исторически сложилось, что система контроля производительности труда основывается на наказании. Начальник контролирует результативность труда своих подчиненных посредством лишения премий, выговоров или угрозы увольнения. Поведенческий анализ не приветствует такую систему контроля, его второй закон гласит: "Наказание может остановить нежелательное поведение на какое-то время, но не учит новому поведению". В данном случае термин "наказание" трактуется в более емком контексте, чем в повседневном быту. Наказанием, с точки зрения поведенческого анализа , называется любое действие, которое приводит к остановке нежелательного поведения. Например, ухмылка собеседника может остановить говорящего, штраф за опоздание - предотвратить опоздания многих, критика начальства - заставить работника отказаться от привычного отчета о проделанной работе.

Наказание не только непродуктивный способ контролировать поведение, но еще и опасный. У наказанного человека повышается агрессия, которая может быть направлена как на себя, так и на окружающих. Оштрафованный за опоздание работник способен ни с того ни с сего накричать на коллегу, наэлектризовать рабочую атмосферу или же заняться самобичеванием. Ни одно из этих агрессивных поведений не способствуют продуктивной деятельности. Другая отрицательная сторона наказания: человек начинает избегать тех, кто его наказал, и места, где наказывают. В этом взрослый мало отличается от ребенка, который, боясь наказания родителей, начинает врать и изворачиваться. Для рабочей группы отрицательная сторона наказания - еще и создание нервозности в самом коллективе.

Практика показала, что менеджерам совершенно не обязательно начинать какие-то обширные программы для изучения и дальнейшего использования механизмов наказания. Довольно часто проблемы могут быть решены, если изменить базовые отношения в фирме, компании, на производстве. Например, продуктивность и климат взаимоотношений напрямую зависят от того, насколько подчиненные и начальники согласны со своим положением.

Рабочие отношения начальника-подчиненного - когда отчитываться, как преподать материал, как часто встречаться и т. п. - в идеале должны быть четко определены и зафиксированы в документах типа инструкций, предписаний. Если работник не имеет четких указаний, что и как ему делать, сразу появляются ошибки, обоюдное недовольство и раздражение.

Для правильного использования законов поведенческого анализа в форме поощрение-наказание важное значение приобретает четко определенная целевая установка для фирмы, компании, любого производства в целом и для конкретного работника, в частности. Цель, поставленная перед подчиненными, да и перед фирмой, должна исходить из реальности ее достижения. Что такое решенная задача или достигнутая цель, с точки зрения поведенческого анализа ? Это безотлагательное получение поощрения. Более того, когда задача решена, человек получает сразу несколько разных типов поощрений: не надо больше работать над ней, кто-то похвалит, заплатят деньги, отметят наградой, в дальнейшем, возможно, будут обращаться именно к нему с подобными задачами, а у него уже есть положительный опыт их выполнения и т. п.

Не можешь - научим, не хочешь - захочешь

Любая программа поощрения будет эффективной, если поведение, которое надо закрепить, уже существует. Если же поведения еще нет, то поощряй - не поощряй, ничего не произойдет. Поэтому сначала необходимо научить человека выполнять определенные действия и только потом уже начинать программу поощрения. Аналитики разработали множество методов эффективного обучения людей новому поведению. Однако базируются они все на следующих основных принципах:

    Процесс обучения нужно построить так, чтобы свести число возможных ошибок до минимума. Для этого, начиная обучение сложному поведению, необходимо разделить его на ряд простых последовательных шагов. Каждый шаг объясняется или демонстрируется человеком, который уже хорошо освоил данное поведение. Удачное повторение обучаемым - поощряется, неудачное - корректируется.

    Повторение - фундаментальная основа для обучения. Повторять необходимо для того, чтобы новые действия отнимали у человека мало энергии. Чем меньше усилий тратится для выполнения работы, тем больше удовольствия эта работа доставляет. Более того, наблюдения и эксперименты показывают, что если человек вынужден часто повторять какое-нибудь изначально даже не очень приятное ему поведение, то со временем такое поведение становится потребностью.

    Каждый человек индивидуален. Поэтому подход к обучению должен учитывать особенности личности. Для кого-то, чтобы повторить правильные действия, будет достаточно только наблюдения; кому-то потребуется выполнить их с преподавателем; а кому-то постоянно необходима под рукой пошаговая инструкция.

    В процессе обучения человек должен получать удовольствие.

Почему некоторые люди не хотят работать? Кем только этот вопрос не рассматривается. И философами, которые ищут в любой работе смысл и замысел. И менеджерами, которые разрабатывают разные способы стимуляции повышения работоспособности. И родителями, которые диву даются, почему взрослый сын не хочет работать. И женами, которые поражаются мужьям, месяцами сидящим на диване и совершенно не заботящимися ни о работе, ни о пропитании хотя бы для себя, не говоря уже о жене и детях. Да и нам самим иногда очень сильно не хочется работать, а что делать с этим совершенно неизвестно, потому, что деньги-то с потолка не падают и жизнь не может быть малиной просто так. Так почему же мы, люди, бывает, не хотим работать? И как искоренить нашу лень?

Почему люди не хотят работать? В чем причина нашей лени?
Каковы причины не желания работать?
Есть ли лекарство для увеличения работоспособности или хотя бы для появления элементарного желания работать?

Внешне все люди, которые не хотят работать, выглядят почти одинаково. Валяются на диване, играют в компьютерные игры, подолгу спят, находят множество важных мелких дел, лишь бы не работать.

При этом некоторые из них хотя бы придумывают себе оправдания, другие же - даже этого не делают. И именно эта внешняя схожесть создает для нас главную проблему - нам кажется, что все люди не хотят работать по одной и той же причине. На самом же деле причины для нежелания работать лежат в нашей психологии, и их может быть воз и маленькая тележка. Более того, все они кардинально разные, а мы зачастую пытаемся найти единое решение проблемы, которое должно помочь всем. Так не бывает.

Когда человек не хочет работать - это всего лишь симптом. Точно так же как сыпь на теле может быть много по какой причине. Нельзя искать средство от симптомов, необходимо разбираться в истинных причинах проблем. Только так мы найдем, что же делать с тем, если человек не хочет работать.

Почему люди не хотят работать? Истинная причина нашей лени

В принципе по самой своей сути взрослый человек - довольно ленивое создание. В этом нет ничего плохого. Это в детстве мы прыгаем и бегаем просто так, потому что энергия хлыщет через край и совершенно непонятно куда ее девать. Но постепенно она угасает и со временем нам приходится делать усилие над собой, чтобы развиваться, а не стоять на месте.

Проблема в том, что если мы не делаем такого усилия, то страдаем. Хуже всего приходится тем людям, которые еще в детстве и подростковом возрасте не были научены получать удовольствие от работы, чтобы развивать не только, через "кнут", но и через "пряник", который дает нам жизнь в виде радости и удовлетворения от собственных достижений.

Собственные низкие запросы, установка на то, что все должно и так доставаться бесплатно - не дают развиваться людям в полной мере. Медвежью услугу нам делают и родители, когда дают в детстве все-все и никогда от нас ничего не требуют, потом удивляясь, почему это, повзрослев, сын не хочет работать.

Но большинство из нас все же развиты и реализованы, в той мере, чтобы работать и получать от процесса работы не только зарплату, но и удовольствие. Что же останавливает нас, почему некоторые люди не хотят работать?

Неуверенность в себе - ступор по жизни

Приблизительно 20% людей обладают анальным вектором . Анальники могут реализоваться в жизни, как прекрасные профессионалы. Но бывает так, что неуверенность в собственных силах, а также боязнь новых дел становится для них ступором, который абсолютно не дает развиваться. Внешне такой человек выглядит, как наседка на диване - он день и ночь сидит на одном месте и делает одно и то же, совершенно ненужное, действие. Например, разгадывает кроссворды или раскладывает пасьянсы. При этом он якобы очень занят и если попросить его сделать что-либо, то всегда отложит это на потом.

"Петя, почини кран, пожалуйста!" - "Потом!"
"Петя, у нас сломался выключатель в кухне!" - "Ага, завтра сделаю"
"Петя, когда же ты уже найдешь работу?" - "С понедельника приступлю к поискам"

Звуковой вопрос - зачем работать, если все бессмысленно?

Конечно, жизнь - это вам не малина и понятное дело, что надо делать усилие, чтобы получать за это барыши. Скажем, жить в тепле, есть вкусно и одеваться прилично. Но есть проблема, для некоторых из нас - работа не неприятна нам, да и не боимся мы ее, но мы в ней не видим смысла.
Состояние, когда ни на что нет сил может быть свойственно обладателям звукового вектора в состоянии депрессии (не всегда осознаваемое ими самими). Тяжелейшее ощущение отсутствия смысла в своих действиях приводит к внешне выраженному состоянию, вроде бы человек просто не хочет работать. На самом деле это не так - он просто подавлен бессмысленностью жизни и поскольку это очень болезненное ощущение, то он старается убежать от него.

Не хочу работать вообще - так ощущает себя звуковик. Вместо работы он целыми днями играет в компьютерные игры, зациклен на фантастической литературе, и всяческими другими способами ухода в иные реальности.

Стеснительность и закомплексованность - не хочу работать, потому что боюсь

Как и где найти желание работать?

Необходимо понимать, что лень - это в принципе не плохое, а естественное состояние для взрослого человека. И, возможно, можно было бы прожить жизнь и ленясь, но только мир так устроен, что человеку все же надо развиваться. В этом его задача и для этого мы собственно и рождаемся. Поэтому если человек не развивается и ленится, то жизнь заставляет его - через страдания и нехватки.

То есть у каждого из нас есть всего два пути для жизни: либо самому подобру делать над собой усилие и работать, либо страдать. При правильном подходе, первый путь не такой уж и неприятный. Он принесет нам еще и выгоды: зарплату, социальное положение, удовлетворение и радость от сделанного. Такое возможно, если работа будет подобрана правильно в зависимости от векторального набора человека , а также будет устранена корневая причина его лени: анальная неуверенность, зрительный страх, звуковая депрессия или что-либо другое.

В идеале работа может и должна приносить наслаждение, которое сторицей перекрывается усталость от потраченных усилий. Но, не всегда это получается - и мы всего лишь идем на компромисс с собой - работаем настолько, насколько нам необходимо денег, чтобы удовлетворить наши запросы к жизни: на еду, квартиру и путешествия. Тогда работа не приносит ничего, кроме жалости к себе мысли "

Принято считать, что карьерных высот добиваются жизнерадостные экстраверты – люди, для которых активное общение только в радость. А как быть тем, кто по природе своей молчалив, замкнут и погружён в себя? В густонаселённых офисах c требовательными начальниками и шумными сотрудниками интровертам, предпочитающим тишину и одиночество, приходится несладко. Планёрки, дедлайны, цейтноты и обеды с коллегами не лучшим образом сказываются на производительности труда интровертов. Rjob выяснил, какую работу стоит выбрать интроверту, чтобы она приносила ему удовлетворение, а не стресс.

Профессии для одиночек

По мнению профессора Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС Елены Яхонтовой, оптимальной работой для интровертов является та, которая не предполагает интенсивного взаимодействия с людьми и постоянных оценочных суждений с их стороны. Более всего подходят профессии, связанные с интеллектуальной и креативной деятельностью, требующие сосредоточенности, вдумчивости и индивидуальной работы.

Практикующий психолог, экзистенциально-гуманистический психотерапевт «Частной психологической практики» Юлия Горожанкина считает, что интровертам комфортно лишь в спокойной обстановке, например, дома.

«Интроверты «заряжаются» в одиночестве, оно им просто необходимо для восполнения энергии. Чтобы находиться в чрезмерно социально-стимулирующей среде офиса, интроверт тратит очень много внутренних сил, которых не остаётся на то, чтобы выполнять свою работу эффективно. Возможно, что часть работы интроверт берёт с собой на дом после рабочего дня или на выходные. Не потому что не успевает её делать в офисе, а потому что в спокойной обстановке он более эффективен и работоспособен, – комментирует психотерапевт. - Лучшая форма работы для интроверты – это либо отдельный кабинет, либо , либо рабочий график, в котором можно только часть времени проводить на рабочем месте. Из интровертов получаются прекрасные финансисты, писатели, блогеры, трейдеры, специалисты в сфере информационных технологий, дизайнеры.»

Психолог Мария Ефимова советует интровертам обратить внимание на следующие сферы деятельности:

IT-индустрия: программист, веб-дизайнер, администратор сайта.

Они выполняют определённые и чёткие задачи, при этом общение с людьми сводится к минимуму. Контактировать с клиентами можно по электронной почте, а работу выполнять удалённо.

Финансы: бухгалтер, финансист, экономист, финансовый аналитик.

Эти профессии связаны с обработкой входящих данных по чётко заданным алгоритмам и правилам. От специалиста требуется усидчивость и исполнительность.

Также интроверты могут заниматься журналистикой (копирайтер, рерайтер), дизайном, маркетингом и наукой. В этих областях они используют свои сильные стороны: способность к творчеству, креативность, хорошую память, аналитический склад ума.

тоже подойдет для интроверта. Эта профессия гарантирует минимальный контакт с людьми, требует внимательности и сосредоточенности.

Ещё одну профессию – довольно нетрадиционную – предлагает интровертам Наталья Мигненко , специалист «Международной академии исследования лжи». Речь идёт о , которые могут определить ложь без вспомогательных средств.

«Верификаторы успешно трудятся в службах безопасности, HR-отделах. Их умения и навыки применяются во время переговоров на самом высшем уровне (как в сфере бизнеса, так и политики). Они – учёные, которые проводят исследование, а ещё - разведчики, психологи и актеры, – поясняет Наталья Мигненко. – «Человек-сканер» работает с определёнными данными: поза, жесты, вегетативные проявления, дыхание, мимика, речь или её отсутствие, положение человека в пространстве. Верификатор основывается на опыте психологии, физиологии, лингвистики, а также антропологии.»

Очевидно, что у интроверта есть масса вариантов, и данный тип характера не предполагает жёстких ограничений.

«В наше время, при таком количестве технических возможностей, интроверты могут работать практически в любой сфере и отрасли. Там, где они смогут обеспечить себе главное и необходимое условие – быть в комфортной среде и какое-то время в одиночестве, а подзарядившись, «выныривать» в социум и деловую активность до следующей подзарядки», - подчёркивает Юлия Горожанкина.

Прочь из центра внимания: куда интровертам лучше не соваться

Однако есть должности и сферы деятельности, которые не рекомендованы интровертам: шоу-бизнес, медицина, педагогика, ресепшн. Профессор Елена Яхонтова отмечает, что эти профессиональные направления трудны для интровертов, так как требуют интенсивного взаимодействия и глубокого эмоционального контакта с разными людьми.

«Интровертам не стоит работать там, где нужно активно «продавать себя», постоянно быть в центре внимания, «держать лицо», – советует Юлия Горожанкина.

Психолог Мария Ефимова уверена, что эмоционально выматывающими для интровертов могут быть следующие профессии: продавец-консультант, рекламный агент, общественный деятель или оратор. Большинство из этих профессий опустошают и ментально, и физически. Это доставляет дискомфорт интроверту.

Как повысить производительность труда интроверта

Многие интроверты жалуются на то, что не могут в полной мере реализовать свой потенциал – мешают условия, в которых приходится трудиться. Начальник постоянно стоит над душой, общая атмосфера в офисе напряженная. Что же делать?

«Интроверт чувствует себя комфортно, когда у него есть шанс сконцентрироваться на одной задаче, углубиться в неё. Такому человеку нужен автономный участок работы, желательно, чтобы он не зависел от коллег, подрядчиков и руководителя. Нужно, чтобы сотрудник-интроверт получал информацию заранее и имел возможность подумать, перед тем, как начать действовать. Если руководитель отлично знает своих подчинённых, то сможет правильно использовать ресурсы каждого», – комментирует психолог Мария Ефимова.

По мнению Елены Яхонтовой, эффективность работы сотрудника на рабочем месте, в первую очередь, зависит от его профессиональных и деловых компетенций, и в последнюю – от типа темперамента.

«Необщительные интроверты могут развить в себе коммуникативные навыки и работать гораздо лучше, чем общительные экстраверты. От руководителей требуется создать нормальные условия для работы и развивать компетенции как интровертов, так и экстравертов. Большее влияние тип темперамента оказывает на работу в команде. Для эффективной командной работы интровертов руководители должны предлагать им подходящие командные роли генератора идей, исследователя ресурсов, контролера», – советует эксперт.

Психотерапевт Юлия Горожанкина выступает за индивидуальные условия работы для интровертов.

«Не случайно они выбирают более тихие часы для работы. Например, раннее утро, когда ещё нет офисной суеты, или наоборот, вечер, когда большинство сотрудников расходятся по домам.

На совещаниях интровертам необходимо время, чтобы подумать. Они лучше генерируют идеи в одиночку. Им нужна тишина, ощущение личного пространства в офисе.
И большой вопрос – насколько реально соблюсти всё это в условиях офисных будней», – говорит Юлия Горожанкина.

Чтобы интроверт чувствовал себя комфортно в коллективе, он должен понимать свои особенности и уметь сообщать о них окружающим. Нет ничего хуже, чем интроверт, отрицающий свою интровертность и пытающийся мимикрировать. Во-первых, ему самому будет очень тяжело нести «социальную маску», а во-вторых, коллектив всегда будет чувствовать это несоответствие.

Большая часть интровертов – индивидуалисты, которым важно душевное спокойствие и которые очень чутко реагируют на давление. Но если интроверт найдёт свою стезю и комфортную форму работы, он приложит все силы для того, чтобы реализоваться. Его акцент на внутренних переживаниях будет играть только на руку – потому что нет необходимости мотивировать такого человека извне.

При использовании материалов сайта сайт указание автора и активная ссылка на сайт обязательны!