Педагогические условия организации и проведения подвижных игр. Организация подвижных игр

Подвижные игры являются средством физического воспитания в системе среднего образования и внешкольного воспитания. Занятия подвижными играми, имеют оздоровительное, воспитательное и образовательное значение.

Подбор игр и методика их проведения зависит от конкретных задач, стоящих перед руководителем и формы организации занятия.

Формы организации подвижных игр:

  • 1. Игры на уроках в школе;
  • 2. Игры во внеурочное время в школе;
  • 3. Игры во внешкольной работе с детьми.

Методика проведения подвижных игр в дошкольных учреждениях

Подвижные игры создают благоприятные условия для развертывания активной двигательной деятельности. Хотя определенное содержание и правила чаще всего обуславливают вид движений играющих, тем не менее есть простор для самостоятельного, творческого выбора конкретных способов действий, их сочетания, чередования, изменения характера и интенсивности в зависимости от неожиданно возникающих новых игровых ситуаций. Это позволяет каждому ребенку действовать в меру своих возможностей в соответствии с индивидуальными особенностями физического и психического развития.

Выполнение действий в подвижной игре связано с восприятием окружающей среды, с ориентировкой в ней, а так же с яркими эмоциональными переживаниями в коллективе сверстников. Высокая педагогическая эффективность игры во многой мере обусловлена следующим: формирование положительных взаимоотношений у детей, усвоение ими норм и правил поведения, развитие мышления, моторики и других функций носят активный, деятельностный характер. Именно этим определяется многоплановость влияния подвижной игры, целесообразность ее использования для оптимизации повседневного двигательного режима ребенка, как в домашних условиях, так и в дошкольных учреждениях среди сверстников.

Подвижные игры являются наиболее доступным и благоприятным средством роста физических сил. Участие в разнообразных подвижных играх способствует активизации мыслительной деятельности, развитию творческой активности, воспитанию ловкости и быстроты движений, самостоятельности и настойчивости, сообразительности и инициативы.

Радостное, приподнятое настроение является важным условием повышения заинтересованности детей в выполнении различных двигательных заданий. Эмоциональные переживания в игре мобилизуют все силы при достижении поставленной цели. Это ведет к значительному усилению деятельности организма, повышению его функциональных возможностей, улучшению обмена веществ.

Подвижная игра, как любая дидактическая, направлена на достижение на определенных целей воспитания и обучения.

В подвижной игре дошкольник многократно самостоятельно повторяет движения, заданные темой и правилами, что чрезвычайно благоприятно влияет на их усвоение и является важной составной частью процесса обучения.

В младшем дошкольном возрасте дети только знакомятся с движениями и учатся выполнять их в общих чертах. На данном этапе игра выступает как важное средство обучения: активное участие в ней воспитателя стимулирует непринужденное, естественное выполнение ребенком двигательных действий. Однако даже в младшем дошкольном возрасте благоприятные условия, складывающиеся в игре, не могут обеспечить развития одновременно всех видов основных движений. Наиболее успешно происходит формирование навыков в беге и прыжках. Лазанье, метание, бросание и ловля слабо представлены в содержании игр младших дошкольников и поэтому не могут быть достаточно хорошо освоены. Поэтому необходимо сочетать прямое (физические упражнения) и опосредованное (игра) обучение движениям.

Начиная со среднего дошкольного возраста, характер движений детей становится все более произвольным, преднамеренным. У них появляется способность выделять направление движения, изменять его скорость. Перед детьми уже ставятся более серьезные задачи - овладеть определенными способами движений, их техникой, стремиться к достижению результатов.

В работе со старшими дошкольниками важно предусмотреть не только обучение движениям в обобщенном виде, но и разучивание составных элементов, отдельных поз и их сочетаний. Правильность выполнения упражнений и прочность их усвоения выдвигаются в качестве первоочередной образовательной задачи. Однако учебные мотивы все чаще переплетаются с игровыми. Этим объясняется многоплановое применение игры на разных этанах обучения старших дошкольников.

Возросшие возможности организма и требования к качеству движений накладывают отпечаток на содержание и характер игр 5-7 летних детей. Все чаще встречаются элементы единоборства и коллективного соревнования, требующие напряжения внимания и проявления физических и морально-волевых качеств. Дети начинают заботиться об общекомандном результате, проявлять доброжелательное отношение друг к другу.

Подвижные игры в дошкольном возрасте могут применяться не только при обучении основным движениям, но и при совершенствовании навыков спортивных упражнений. Так, предварительно разученные способы бега, ходьбы, плавания с интересом воспроизводятся детьми в специально подобранных играх и игровых заданиях. Повторение элементов спортивных упражнений в игровой форме способствуют быстрому и прочному их усвоению, а затем и использованию в самостоятельной двигательной деятельности.

Организуя игры, воспитатель должен учитывать возрастные особенности дошкольников. В этой возрастной группе особенно велико значение подвижных игр для закрепления и совершенствования у детей навыков в основных видах движений, развития физических качеств.

Проявлению высоких физических и морально-волевых качеств более всего способствует участие ребенка в играх, где общий результат зависит от взаимодействия участников («Горелки»). Особое место занимают игры-эстафеты. Такие игры требуют от каждого участника напряженного внимания. Чтобы детям не приходилось долго ожидать своей очереди в эстафете, команды должны состоять не более чем из5-6 человек.

Требование точного выполнения правил способствует воспитанию выдержки, дисциплинированности, чувства ответственности. Однако необходимость следовать правилам нисколько не ограничивает возможности проявления детьми активности, инициативы, сообразительности и находчивости. В старшем дошкольном возрасте организацию и проведение подвижных игр можно поручать самим детям.

Подготовку помещения, площадки для игры также можно поручить самим играющим, но под руководством воспитателя. Помещение должно быть проветренным, предварительно необходимо сделать влажную уборку. На улице площадка для игры должна быть ровной, без опасных предметов на ней и желательно ограниченной естественными или искусственными заграждениями.

Распределение ролей в игре должно проходить при активном участии самих детей. Для выбора водящего можно использовать считалки, выбор самих играющих и т.д. Существует большое разнообразие таких приемов, например, дети становятся в круг, а воспитатель в центре круга с обручем, на котором есть специальная метка; воспитатель раскручивает обруч и когда обруч падает, метка на нем указывает на водящего. Педагог должен уметь пользоваться всеми способами выделения водящих и распределения на команды.

Объясняя игру, педагог добивается, чтобы дети представляли себе весь ход, характер и способы действий персонажей, осознали правила. Первичное объяснение сложной игры сопровождается показом наиболее трудных ее моментов, предварительным проведением элементов игры. При повторном проведении игры воспитатель либо сам напоминает ее содержание, правила, либо поручает сделать это кому-нибудь из играющих.

По ходу игры руководитель должен делать указания: краткими замечаниями предупреждает нарушение правил, успокаивает чрезмерно активных детей, подбадривает отстающих, медлительных, приучает действовать с полной отдачей сил, проявляя сообразительность и ловкость. Он старается довести до сознания детей, что каждый может добиться больших результатов, если будет играть честно, проявляя волю и упорство, что от личных результатов будет зависеть успех всей команды. Чтобы предупредить возможные случаи недоброжелательного отношения детей к менее ловким сверстникам, необходима объективная оценка руководителем игры возможностей каждого ребенка.

Распределять детей нужно так, чтобы команды были равны по силам. Очередность в выполнении заданий дети могут устанавливать самостоятельно. Важное воспитательное значение имеет подведение итогов игры и определение победителей. Для этого необходимо строгое судейство и наказание за нарушение правил игры. Значительными нарушениями считаются такие, которые могут существенно повлиять на ход и итог игры, например, начало действий до сигнала, умышленная задержка действий соперника, грубость и т.п. За нарушение правил можно начислять штрафные очки и учитывать их при подведении итогов. При подведении итогов руководитель должен серьезно и обоснованно аргументировать свое отношение к тем или иным поступкам детей.

Примерные игры для дошкольников.

Галина Волкова
Организация и проведение подвижной игры в детском саду

Большое место в жизни ребенка - дошкольника занимают игры . (Н. К. Крупская отмечала, что «Игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания».

Подвижная игра - одно из важных средств, всестороннего развития детей. В ней осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое воспитание. Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме , улучшают работу всех органов , а также развивает физические качества (быстрота, ловкость, меткость, гибкость) . Игра способствует выработке взаимопомощи, коллективизма, честности, дисциплинированности, содействует воспитанию волевых качеств (выдержки, смелости, решительности, умение справляться с отрицательными эмоциями). В подвижных играх ребенку предоставляется право самому решать, как действовать в той или иной ситуации, делать свой выбор для достижения той или иной цели. Игры помогают расширять и углублять свои представления об окружающем мире, удовлетворять любопытство. Игра является способом выплескивания накопившейся энергии, получения новых ощущений, а так же способом самоутверждения и т. д.

Подвижные игры делятся на 2 группы :

Элементарные - сюжетные, бессюжетные, игры-забавы .

Сложные - футбол, городки, волейбол и т. д.

Сюжетные подвижные игры преимущественно проводятся коллективно . Действия детей в них тесно взаимосвязаны. Обычно основная группа изображает, например птичек, зайчиков, а один ребенок становиться исполнителем ответственной роли - волка, лисы, кота. Активность ребенка, исполняющего роль волка, побуждает всех участников игры двигаться быстрее , энергичнее. При проведении сюжетных подвижных игр с детьми можно использовать шапочки, элементы костюмов, сами костюмы, подчеркивающие особенности персонажей : кота, медведя, волка, петуха и др. Для остальных детей, принимающих участие в игре в качестве мышек, птичек, цыплят, шапочки не обязательны. Но если игра проводиться на праздничном утреннике или вечере досуга, то шапочки можно надеть всем детям, чтобы создать у них определенное праздничное настроение.

Бессюжетные подвижные игры основаны на простых движениях, в них нет образов, игровые действия связаны с выполнением конкретного двигательного задания.

Бессюжетные игры типа «ловишек» , перебежек очень близки к сюжетным - в них лишь нет образов, которым дети подражают; все остальные компоненты те же : наличие правил, ответственны ролей, взаимосвязанных игровых действий всех участников. Эти игры , так же как и сюжетные, основаны на простых движениях, чаще всего на беге в сочетании с ловлей и прятаньем.

Следует учесть, что бессюжетные игры требуют от детей большей, чем сюжетные, самостоятельности, быстроты и ловкости движений, лучшей ориентировки в пространстве. В бессюжетных играх " Кегли", " Кольцеброс ", "Школа мяча" дети выполняют сложные движения : метание, бросание-ловлю. Дети дошкольного возраста такими движениями хорошо владеют. Такие движения используют в игровых упражнениях " Попади в ворота", "Подбрось повыше" и др. Упражняясь в этих действиях, дети постепенно овладевают навыками и умениями действовать с различными предметами (мячи, шары, кольца) и др. У них развивается глазомер, координация движений, ловкость.

Игры -забавы и аттракционы можно использовать в праздниках, развлечениях или просто поиграть в течении дня. Цель этих игр - создание веселого, радостного настроения.

К сложным подвижным играм относятся разнообразные спортивные игры : футбол, баскетбол, хоккей и т. д. Большую роль во всестороннем физическом воспитании детей дошкольного возраста играют элементы спортивных игр. Они подбираются с учетом возраста, состояния здоровья, индивидуальной склонности и интересов ребенка. В них используются лишь некоторые элементы техники спортивных игр, доступные и полезные детям дошкольного возраста. На основе этих, разученных детьми, элементов, могут быть организованы и игры , которые проводятся по упрощенным правилам.

Спортивные игры укрепляют крупные группы мышц, развивают психофизические качества : силу, быстроту, ловкость, выносливость. В спортивных играх у ребенка повышается умственная активность, ориентировка в пространстве, развивается сообразительность, быстрота мышления, происходит осознание собственных действий. Ребенок учится согласовывать свои действия с действиями товарищей; у него воспитывается сдержанность, самообладание, ответственность, воля и решительность; обогащается его сенсомоторный опыт, развивается творчество. Подвижные игры с элементами спортивных игр требуют особой подготовки организма ребенка для их проведения . Для этого в детском саду необходимо применять только те игры , которые дадут детям возможность быстрее овладеть элементами спортивных игр. С этой целью самое большое внимание следует уделять играм с мячом. В этих играх дети овладеют навыками ловли, бросания, метания. Обучать детей играм с элементами спортивных игр следует постепенно, переходя от простого к сложному. Обучение нужно начинать с изучения общих, сходных для ряда игр, приемов. При разучивании элементарной техники спортивных игр наибольшей любовью (особенно у мальчиков) пользуется игра в городки, а также игры с мячом типа баскетбол, бадминтон,

Методика проведения подвижных игр :

1. Выбор игр. Игры отбираются в соответствии с задачами воспитания. От подбора игрового материала, который определяет многие факторы – это возрастные особенности детей, их развитие, физическая подготовленность, количество детей и условия проведения игры ; при выборе игры нужно учитывать форму занятий (занятие или праздник) . На занятии время ограничено, на праздниках проводятся массовые игры и аттракционы , в которых могут принимать участие дети разного возраста. Выбор игры непосредственно зависит от места ее проведения (зал, открытая площадка, зимние игры ) . При проведении игры на воздухе необходимо учитывать состояние погоды. Выбор игры зависит также от наличия пособий и инвентаря. Из-за отсутствия составляющего инвентаря и неудачной его замены игра может расстроиться. Инвентарь должен быть обязательно подготовлен. Инвентарь должен быть красочным, ярким, заметным в игре. Взрослый должен подготовить обстановку, предварительно продумать моменты в игре, которые вызовут у детей интерес.

2. Сбор детей на игру. Детей нужно завлечь :

Прежде всего, нужно создать у детей интерес к игре. Тогда они лучше усвоят ее правила, Более четко будут выполнять движения, испытывать эмоциональный подъем. Можно, например, прочитать стихи, спеть песню на соответствующую тему, показать детям предметы, игрушки, которые встретятся в игре. Подвести к игре нередко удается и путем вопросов, загадывания загадок. В частности, можно спросить : «Что вы сегодня рисовали?» Дети, например, ответят : «Весну, прилет птиц» . «Очень хорошо, говорит воспитатель. Сегодня мы будем играть в игру «Перелет птиц» . Детям младшей группы можно показать флажок, зайчика, мишку и тут же спросить : «Хотите поиграть с ними?» Хороший результат дает и короткий рассказ, прочитанный или рассказанный воспитателем непосредственно перед игрой.

3. Объяснение игры .

Должно быть кратким понятным, интересным и эмоциональным.

В младших группах педагог размещает детей по кругу. Объяснение делается в ходе самой игры . Сам педагог размещает и перемещает детей, рассказывает, как нужно действовать, сопровождается показом («как прыгает зайчик, «выезжает автомобиль» ). Разучивать текст специально не надо, дети его выучат в ходе игры . Педагог на себя берет исполнение главной роли, а потом когда малыши освоятся с игрой, поручает эту роль самим детям.

В старших группах дети размещаются в шеренгу, полукругом, стайкой и объяснение уже последовательное : название игры , содержание, подчеркнуть правила, распределить роли, раздать атрибуты, разместить играющих и начать игровые действия.

Если игра сложная не нужно давать подробное объяснение, а лучше поступить так : сначала разъяснить самое главное, а потом в процессе игры , дополнить основной рассказ конкретными деталями. При повторном проведении правила уточняются .

Если игра знакомая можно привлекать самих детей к объяснению или вспомнить отдельные важные моменты.

4. Распределение ролей

Успешное проведение игры во многом зависит от удачного распределения ролей, поэтому важно учитывать особенности детей : застенчивые, малоподвижные не всегда могут справиться с ответственной ролью, но подводить их постепенно к этому надо; с другой стороны, нельзя поручать ответственные роли всегда одним и тем же детям, желательно, чтобы все умели выполнять, эти роли.

В играх с детьми младшего возраста воспитатель сначала берет на себя исполнение главной роли (например, кота в игре «Воробышки и кот» ). И только потом, когда малыши освоятся с игрой, поручает эту роль самим детям.

В старшей группе сначала объясняют игру, затем распределяют роли и размещают детей. Если игра проводится впервые , то это делает воспитатель, а потом уже сами играющие.

5. Руководство в ходе игры .

Игровой деятельностью детей руководит воспитатель. Роль его зависит от характера самой игры , от численного и возрастного состава группы, от поведения участников : чем меньше возраст детей, тем активнее проявляет себя педагог. Играя с младшими детьми, он действует с ними, нередко выполняя главную роль. В средней и старшей группах воспитатель вначале тоже выполняет главную роль сам, а затем передает ее детям. Он участвует в игре и тогда, когда не хватает нары («Найди себе пару» ) Непосредственное участие воспитателя в игре поднимает интерес к ней, делает ее эмоциональнее.

Воспитатель делает указания, как в ходе игры , так и перед ее повторением, оценивает действия и поведение детей. Однако не следует злоупотреблять указаниями на неправильность выполнения движений : замечания могут снизить положительные эмоции, которые возникают в процессе игры . Указания лучше делать в положительной форме, поддерживая радостное настроение, поощряя решительность, ловкость, находчивость, инициативу все это вызывает у детей желание точно выполнять правила игры . Воспитатель следит за действиями детей и не допускает длительных статических поз (сидение на корточках, стояние на одной ноге, поднятие рук вперед, вверх, вызывающих сужение трудной клетки и нарушение кровообращения, наблюдает за общим состоянием и самочувствием каждого ребенка.

Воспитатель регулирует физическую нагрузку, которая должна увеличиваться постепенно. Нагрузку можно увеличить изменением темпа выполнения движений.

6. Окончание игры , подведение итогов .

Подведение итогов игры должно проходить в интересной форме, чтобы вызвать желание в следующий раз добиться еще лучших результатов.

Подвижные игры укрепляют здоровье, развивают двигательные качества и закрепляют двигательные навыки, совершенствуют ритмичность и точность движений. Они обогащают играющих новыми ощущениями, представлениями, понятиями, повышают активность, воспитывают волевые качества, дисциплину, коллективизм, честность, скромность. Эти виды физических упражнений хороши еще и тем, что, не требуя специальной технической подготовки от играющих, отчасти выравнивают у всех шансы на победу.

Кроме того, во время подвижных и спортивных игр на природе к благоприятному воздействию на организм физических упражнений добавляется закаливающее влияние естественных сил природы (солнца, воздуха и воды). А повышение эмоционального фона способствует эстетическому воздействию красоты природы.

Отметим также, что подвижные и упрощенные спортивные игры хороши тем, что не требуют дорогостоящего инвентаря и оборудования. Прежде чем приступить к описанию игр, хотелось бы дать несколько общих практических советов по их организации.

При объяснении новой игры следует расставить играющих в том порядке, при котором начинается игра. Если играющие встали в круг, то объясняющему следует встать в этот же круг или на 2-3 шага внутрь круга, но не на середину, чтобы не стоять ни к кому спиной. При построении в две шеренги объясняющий должен разместиться на фланге. Если игроки построились в колонны, то объясняющий стоит сбоку.

Нельзя ставить игроков против света. Объясняющий игру должен стоять боком или лицом к свету. Объяснять игру лучше в следующей последовательности: название игры, действия игроков и их места, ход игры (правила), цель игры, повторить основные правила. После объяснения игры ее один раз можно опробовать без выявления победителей.

Важнейший момент подготовки к игре - выбор водящего. Водящего может назначить организатор, но он должен объяснить играющим свой выбор. Водящий может определяться и по жребию. Детям очень нравится выбирать водящего с помощью считалки. При этом играющие становятся в круг, а один из будущих игроков начинает считалку. Произнося каждое слово считалки, он указывает по очереди на игроков. Тот, на кого придется последнее слово считалки, будет водящим. Приведем для примера несколько считалок.



«Раз, два, три, четыре, пять, Вышел зайчик погулять. Вдруг охотник выбегает, Прямо в зайчика стреляет: Пиф-паф, ой-ой-ой, Умирает зайчик мой!.. Принесли его домой, Оказался он живой». «Заяц белый, куда бегал? В лес, дубраву. Что там делал? Лыко драл, Под колоду убирал». А эту песенку-считалку сочинил С. Я. Маршак:

«Косой, косой, Не ходи босой, А ходи обутый, Лапочки закутай. Если будешь ты обут, Волки зайца не найдут. Не найдет тебя медведь, Выходи, тебе гореть!»

Другой старинный способ - выбор водящего с помощью палки (биты)- особенно хорош, если она в дальнейшем используется в игре. Выбирают водящего следующим образом. Палку держат вертикально. Любой из участников берет ее за нижний конец так, чтобы конец палки был вровень с нижним краем ладони. Затем за палку, вплотную к руке первого игрока, берется другой игрок, третий и т. д. Если все взялись за палку одной рукой, а есть еще место, то тот, чья рука была самой нижней, переносит ее наверх. И так до тех пор, пока палка не кончится. Кому по очереди не хватает места на палке, чтобы удержать ее верхний конец, тот и становится водящим.

В играх, где водить престижно, определить водящего можно с помощью метания. Кто дальше или точнее метнет предмет, тот и водит.

Можно водить по результатам предыдущей игры. В этом случае водящим становится наиболее (наименее) ловкий. Если вы хотите, чтобы все дети были в равных условиях и могли бы продемонстрировать свои способности, можно водить по очереди, тогда каждый побывает в роли водящего.

Другим важным моментом в, организации игры является разделение на команды. Равные по силам команды могут быть созданы по усмотрению организатора игры или делением играющих путем расчета, Для этого все играющие встают по росту в шеренгу и рассчитываются на «первый-второй», если требуется две команды, или на «первый-второй-третий» при необходимости трех команд и т. д. Способ «по сговору» очень нравится маленьким детям, так как сам по сути является игрой. Для этого способа выбирают двух капитанов. Остальные игроки разбиваются на равные по силам пары и придумывают себе новые «имена», договариваются друг с другом, кто как будет называться. Затем подходят к капитанам и называют придуманные «имена». Капитаны, не зная кто за этими «именами» скрывается, по очереди выбирают игроков. «Именами» могут быть названия различных предметов, цветов, деревьев, машин и т. п.

Способ выбора капитанов заключается в следующем. Выбирают двух-трех капитанов (в зависимости от того, сколько требуется команд), и те по очереди выбирают себе в команду по одному игроку. Этот способ часто используется в практике, но он не очень хорош из-за того, что слабых игроков капитаны выбирают неохотно и этим их слабость как бы умышленно подчеркивается, что, конечно, непедагогично.

Готовимся играть

При выборе подвижной игры учителю или тренеру следует отдавать предпочтение тем играм, которые воспитывают у учеников высокие морально-волевые качества, укрепляют здоровье, способствуют физическому развитию и формированию жизненно важных двигательных умений и навыков.

В процессе игры у детей формируются понятия о нормах общественного поведения, а также воспитываются культурные привычки. Однако игра приносит пользу только в том случае, если учитель хорошо понимает свои задачи – воспитательные, оздоровительные и образовательные, которые решаются во время игры, знает анатомо-физиологические и психические особенности учеников, владеет методикой проведения игр, заботится о создании и соблюдении соответствующих санитарных условий.

Выбор игры

Прежде чем выбрать игру, следует поставить конкретную педагогическую задачу, учитывая состав участников, их возрастные особенности, уровень их физического развития и подготовленности. При этом надо учитывать форму проведения занятий (урок, перерыв, праздник, тренировка), а также придерживаться известного в педагогике правила: от простого к сложному.

Для того чтобы определить степень сложности той или другой игры, учитывают множество элементов, входящих в нее: бег, прыжки, метания и т.п. Игры, состоящие из небольшого количества элементов, в которых не предусмотрено разделение на команды, считаются более легкими.

Выбор игры зависит и от места ее проведения. В небольшом, узком зале или коридоре можно проводить игры с выстраиванием в колонны и шеренги, а также такие, в которых игроки принимают участие поочередно; в большом зале или на площадке – игры большой подвижности с бегом врассыпную, метанием больших и малых мячей, с элементами спортивных игр и т.п.

При выборе игры следует помнить о наличии специального инвентаря. Если игроки долго стоят в очереди за ним, они теряют интерес к игре, а это, в свою очередь, приводит к нарушению дисциплины.

Эффективность проведения игры зависит от:

ñумения доходчиво и интересно объяснить игру;

ñрасположения игроков во время ее проведения;

ñопределения ведущих;

ñраспределения на команды;

ñопределения помощников и судей;

ñруководства процессом игры;

ñдозирования нагрузки;

ñокончания игры.

Объяснение правил

Ученики занимают исходное положение. Учитель сообщает название игры, ее цель и ход, рассказывает о роли каждого игрока и его месте. При этом учитель должен стоять в таком месте, из которого все игроки могли бы его хорошо видеть и слышать. Чтобы дети лучше поняли условия игры, учитель демонстрирует им, как выполняются отдельные сложные движения. Если игра проводится впервые, необходимо убедиться в том, что все игроки поняли ее правила.

Выбор ведущего

Существует несколько способов определения ведущего в зависимости от условий проведения занятий, характера игры и количества игроков. Учитель может назначить ведущим одного из игроков на свое усмотрение, коротко обосновав свой выбор. Ведущего также могут избрать сами игроки. Однако для этого необходимо, чтобы они хорошо знали друг друга, иначе их выбор не всегда будет удачным.

Можно назначить ведущего по результатам предшествующих игр. Этот выбор стимулирует учеников добиваться лучших результатов. Часто применяют жеребьевку в виде считалочки. Нужно помнить, что роль ведущего способствует формированию организаторских привычек и росту активности.

В командных играх и эстафетах, где соревнуются между собой несколько команд, распределение игроков можно провести одним из следующих способов:

ñс помощью расчетов;

ñфигурной маршировкой;

ñпо собственному усмотрению;

ñпо выбору капитанов, которые поочередно добирают себе игроков.

А судьи кто?

Разделение на команды нужно осуществлять в соответствии с характером и условиями проведения игры, а также составом игроков. В сложных играх с большим количеством участников необходимо привлекать судей-помощников, задача которых – считать очки, контролировать время, наблюдать за порядком и состоянием места для игры.

Судьи и их помощники назначаются из учеников, освобожденных по состоянию здоровья от выполнения физических упражнений средней и большой интенсивности. Если таких учеников нет, то назначение производится из числа игроков.

Руководство игрой

Это, бесспорно, тяжелейший и вместе с тем решающий момент в работе педагога, так как только оно может обеспечить достижение запланированного педагогического результата, – включающий несколько обязательных элементов:

ñнаблюдение за действиями игроков;

ñустранение ошибок;

ñпоказ правильных коллективных приемов;

ñнедопущение проявлений индивидуализма, грубого отношения к игрокам;

ñрегулирование нагрузок;

ñстимулирование необходимого уровня двигательной активности на протяжении всей игры.

Направляя игровую деятельность, учитель помогает выбрать способ решения игровой задачи, добиваясь активности, самостоятельности и проявления творческой инициативы игроков. В отдельных случаях он может включиться в игру сам, демонстрируя, как лучше действовать в том или другом случае. Важно своевременно исправлять ошибки. Лучше это делать во время специального перерыва. Игроки при этом остаются на своих местах. Объяснять ошибку нужно сжато, демонстрируя правильные действия. Если этих приемов недостаточно, можно применять специальные упражнения, по отдельности анализируя ту или другую ситуацию.

Регулирование нагрузки

Ответственным моментом в руководстве подвижными играми является дозирование физической нагрузки. Игровая деятельность своей эмоциональностью захватывает детей, и они не ощущают усталости. Во избежание переутомления учеников необходимо своевременно прекратить игру или изменить ее интенсивность и характер нагрузки. Регулируя физическую нагрузку в игре, учитель может использовать разнообразные приемы:

ñуменьшать или увеличивать время, отведенное на игру;

ñизменять количество повторений игры, размеры площадки и длину дистанции, которую пробегают игроки;

ñкорректировать вес и количество предметов;

ñусложнять или упрощать правила игры и препятствия;

ñвводить кратковременные паузы для отдыха, уточнения отдельных моментов игры и анализа ошибок.

Окончание игры

Окончание игры должно быть своевременным (если игроки получили достаточную физическую и эмоциональную нагрузку). Преждевременное или внезапное окончание игры вызовет у учеников недовольство. Во избежание этого педагог должен уложиться в отведенное время. По окончании игры необходимо подвести итоги. При сообщении результатов следует указать командам и отдельным игрокам на допущенные ошибки, положительные и отрицательные моменты в их поведении. Желательно отметить лучших ведущих, капитанов, судей.

Когда играть?

В зависимости от задач и характера игры, ее физической и эмоциональной нагрузки, состава учеников она может быть включена во все части урока (тренировки).

Подготовительная часть – игры небольшой подвижности и сложности, способствующие сосредоточенности внимания. Характерными видами движений для этих игр являются ходьба, бег с выполнением несложных дополнительных упражнений.

Основная часть – игры с бегом на скорость, с преодолением препятствий, метанием, прыжками и другими видами движений, требующие большой подвижности и способствующие на данном этапе изучению и совершенствованию техники выполнения тех или других движений.

Заключительная часть – игры незначительной и средней подвижности с простыми движениями, правилами и организацией, помогающие активному отдыху после интенсивной нагрузки в основной части игры и позволяющие завершить ее в хорошем расположении духа. Всестороннего воспитания и гармоничного развития учеников можно достичь только в процессе многолетнего, систематического и правильно организованного обучения подвижным играм.

Где играть?

Игры на местности относятся к подвижным, но вместе с тем отличаются от них как содержанием, так и задачами, а также условиями и методикой проведения: в необычных условиях, на площадке, в лесу и т.д. Почти все игры на местности предусматривают наличие у детей определенной подготовки и знаний. Игры на местности пользуются большой популярностью у учащихся, благотворно влияют на их общее развитие, формируя инициативу, умение ловко передвигаться, хорошо маскироваться, правильно ориентироваться в разнообразных игровых ситуациях, преодолевать определенные препятствия в зависимости от условий и задач игры. Игры на местности, как правило, командные. Дети активно участвуют в соревновании за овладение флагом или пакетом. Существуют и интеллектуальные игры: с ориентированием на местности, походами по определенному маршруту при помощи компаса и др.

Подготовка к игре

Каждую игру на местности надо готовить заранее, для чего детей необходимо ознакомить с местностью, показать запрещенные места в лесу, возле водохранилищ или в районе огородов, садов, пашни и т.п. С этой целью следует организовать несколько прогулок или походов. Накануне игры ее руководитель (тренер) должен подробно изучить местность, наметить пункты отправления групп (команд), предусмотреть места сбора. После этого надо наметить состав команд, проанализировать со всеми игроками правила и условия игры, т.е. способы передвижения, маскировку, ориентирования по карте, пользования компасом. Один или несколько тренеров должны подготовить судей-помощников, которые бы хорошо знали ход игры, ее задачи, умели всегда оценить ситуацию и найти выход из любого положения. Желательно, чтобы судьи-помощники сами не принимали участия в игре, а только следили за соблюдением правил и дисциплины игроками и вместе с тренером определяли победу той или другой команды. Судьи-помощники носят нарукавную повязку или другой знак, который будет выделять их среди игроков.

Каждая игра на местности начинается и заканчивается по заранее определенным сигналам. После окончания игры тренер вместе со всеми игроками должен проанализировать ее ход, определить победителей (группы или команды), отметить отдельных игроков, которые особенно успешно выполняли задания, и судей-помощников, которые успешно справились со своими обязанностями, а также сказать несколько слов о тех, кто получил замечания.

Классификация игр

Подвижные игры как средство физического воспитания имеют ряд особенностей. Наиболее характерные из них состоят в активности и самостоятельности играющих, коллективности действий. Правила облегчают выбор тактики действия и руководство игрой. Взаимоотношения между участниками определяются, прежде всего, содержанием игры. Выделяются две основные группы – некомандные и командные игры, которые дополняются небольшой группой переходных игр. Некомандные игры можно разделить на игры с ведущими и без ведущих. Командные игры делятся на два основных вида: игры с одновременным участием всех играющих; игры с поочередным участием (эстафеты); а также по форме поединка играющих: без вступления игроков в борьбу с соперником и, наоборот, предусматривающие активную борьбу с ним.

Более детальная классификация игр основана на выполнении двигательных действий:

ñимитационные (с выполнением подражательных действий);

ñс перебежками;

ñс преодолением препятствий;

ñс использованием мячей, палок и других предметов;

ñс сопротивлением;

ñс ориентированием по слуховым и зрительным сигналам.

Заключение

Что надо знать при подготовке и проведении подвижных игр:

1 этап.Подготовка к проведению игры.

ñвыбор игры. Это зависит от поставленной задачи; возраста, физических данных, количества детей, условия и места проведения.

ñподготовка места для игры. Для проведения игр на свежем воздухе необходимо подобрать ровную, с травяным покрытием площадку. Если игра проводится в помещении, то там не должно быть посторонних предметов, мешающих движениям играющих.

ñподготовка инвентаря к играм. Желательно, чтобы инвентарь был красочным, ярким, заметным в игре. По размеру и весу должен соответствовать силам играющих.

ñразметка площадки. Если разметка площадки требует много времени, то это делается до начала игры. Несложную разметку можно провести одновременно с рассказом содержания игры. В спортивном зале в качестве разметки для игры можно использовать линии разметок площадок для спортивных игр.

2 этап.Организация играющих.

ñразмещение играющих и место руководителя при объяснении игры. Пред объяснением игры необходимо так расставить участников, чтобы они хорошо видели и слышали руководителя. При этом играющие должны стоять спиной к источнику света.

ñобъяснение игры. Оно должно быть кратким и логичным:

а) название игры,

б) роль играющих и их места расположения,

в) ход игры,

д) правила.

ñвыделение водящих. Делать это можно разными способами:

а) по назначению руководителя,

б) по жребию,

в) по выбору играющих.

ñраспределение на команды, выбор капитанов команд.

ñвыделение помощников. Помощники, выбранные руководителем (это могут быть дети, по каким-либо причинам не участвующие в игре), наблюдают за соблюдением правил, учитывают результаты игры, а также раздают и расставляют инвентарь.

3 этап.Руководство процессом игры.

ñход игры и поведение играющих. Игра начинается по условному сигналу. Детям сложно сразу запомнить все правила игры (особенно если они играют в нее впервые), поэтому в процессе игры нужно напоминать им о них. Если большинство играющих допускает одинаковую ошибку, руководитель останавливает игру и вносит поправки.

ñсудейство. Судья должен найти удобное для наблюдения место, чтобы видеть всех играющих и не мешать им. Заметив нарушения правила, судья своевременно и отчетливо подает сигнал. Он делает замечания, не вступая в споры с играющими. Замечания и разъяснения, касающиеся судейства, надо делать по окончании игры.

ñдозировка нагрузки в процессе игры. Интенсивные нагрузки необходимо чередовать с отдыхом. Надо также учитывать, что с повышением эмоционального состояния нагрузка на играющих в игре возрастает. Для регулирования нагрузки можно применять кратковременные перерывы, увеличивать или уменьшать размеры площадки, удлинять дистанции пробежек, разделять играющих на большее количество подгрупп, увеличивать количество инвентаря в игре.

ñокончание игры. Руководителю необходимо закончить игру, когда дети еще не переутомились и проявляют к ней интерес. Он формирует группы детей и организует уборку инвентаря.

4 этап.Подведение итогов игры.

ñопределение результатов. При определении результатов игры учитывается не только быстрота, но и качество выполнения того или иного задания.

ñразбор игры. При разборе уточняются детали игры, улаживаются конфликты. Разбор помогает руководителю понять, насколько усвоена игра, что играющим понравилось и над чем надо еще работать в дальнейшем.

Список литературы

1.Гримоть А.А.и др. Педагогика летнего отдыха: Уч.-метод. Пособие. - Мн., 1998.

2.Демакова И.Д. Гуманизация пространства детства: теория и практика. – Казань: Изд-во ТГГИ, 2003. – 212 с.

3.Детский оздоровительный лагерь: воспитательное пространство. Сборник статей. – М.:ЦГЛ, 2006. – 152 с.

4.Календарь вожатого. Для тех, кто едет в лагерь первый раз, и не только…: учебно-практическое пособие по организации социально-педагогической деятельности в детском оздоровительном лагере / А.В. Щербаков, В.Г. Швеммер, Е.А.Киселева и др. – Челябинск: Изд-во ГОУ ВПО «ЧГПУ», 2004. – 69 с.

5.Куприянов Б.В., Рожков М.И., Фришман И.И Организация и методика проведения игр с подростками М.: Владос, 2001. - 215с

6.Панченко С.И. День за днем в жизни вожатого. В помощь всем, кто работает или будет работать с подростками в детском лагере. М: НИИ Школьных технологий, 2008. - 356 с.
7. Поляков, С.Д. Технологии воспитания / С.Д. Поляков. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 144 с.

Методика организации и проведения подвижной игры

Методика проведения подвижной игры включает неограниченные возможности комплексного использования разнообразных приемов, направленных на формирование личности ребенка, умелое педагогическое руководство ею. Особое значение имеет профессиональная подготовка воспитателя, педагогическая наблюдательность и предвидение

Организация игры включает в себя подготовку к ее проведению, т.е. выбор игры и места для нее, разметку площадки, подготовку инвентаря, предварительный анализ игры.

Методика проведения подвижной игры включает: сбор детей на игру, создание интереса, объяснение правил игры, распределение ролей, руководство ходом игры. Подведение итогов как методический этап - это объявление результатов, релаксация, подведение итогов игры и ее оценка.

При проведении подвижной игры следует помнить, что собирать детей необходимо в том месте на площадке, откуда будут начаты игровые действия, сбор должен проходить быстро и интересно. Объяснение игры – это инструкция, оно должно быть кратким, понятным, интересным и эмоциональным. Роли определяют поведение детей в игре, выбор на главную роль должен восприниматься как поощрение, как доверие.

Сбор детей на игру.

Старшие дошкольники любят и умеют играть. Для сбора детей на игру и создания интереса можно договориться о месте и о сигнале сбора задолго до начала игры. Собрать детей можно при помощи зазывалок («Раз, два, три, четыре, пять – всех зову я поиграть); поручить отдельным детям собрать остальных в установленный ограниченный срок (например, пока звучит мелодия); использовать звуковые и зрительные ориентиры; использовать сюрпризы-задания: например, играть будет тот, кто сумеет пробежать под вращающейся скакалкой.

Выбор игры.

Подбор и планирование подвижных игр зависят от условий работы каждой возрастной группы: общего уровня физического и умственного развития детей, их двигательных умений, состояния здоровья каждого ребенка, его индивидуальных типологических особенностей, времени года, особенностей режима, места проведения, интересов детей.

При подборе сюжетных игр принимаются во внимание сформированность у ребенка представлений об обыгрываемом сюжете. Для лучшего понимания игрового сюжета педагог проводит предварительную работу с ребенком: читает художественные произведения, организует наблюдения за природой, повадками животных, деятельностью людей различных профессий (пожарными, водителями, спортсменами и т.д.), просматривает видео-, кино- и диафильмы, проводит беседы. Значительное внимание педагог уделяет подготовке атрибутов игры. Педагог изготавливает их вместе с детьми или в их присутствии (в зависимости от возраста).

Каждая игра должна давать наибольший двигательный и эмоциональный эффект. Поэтому не следует подбирать игры с незнакомыми детям движениями, чтобы не тормозить игровые действия. Двигательное содержание игр должно согласовываться с условиями проведения. Игры с бегом на скорость, с метанием в подвижную цель или вдаль не имеют эффекта в помещении. Важно также учитывать время года и состояние погоды. Для зимней прогулки, например, логичны игры более динамичные. Но иногда скользкая площадка мешает бегу с увертыванием. Летом удобно соревноваться в быстром беге, но в очень жаркую погоду лучше такие соревнования не проводить.

Регламентирует выбор игры и ее место в режиме дня. Игры более динамичные целесообразны на первой прогулке, особенно если ей предшествовали занятия со значительным умственным напряжением и однообразным положением тела. На второй прогулке можно проводить разные по двигательной характеристике игры. Но, учитывая общую усталость детей к концу дня, не следует разучивать новые игры.

Создание интереса к игре.

На протяжении всей игры необходимо поддерживать интерес детей к ней, особенно важно создать его в начале игры, чтобы придать целенаправленность игровым действиям. Приемы создания интереса тесно примыкают к приемам сбора детей. Иногда это одно и то же. Например, интригующий вопрос к малышам: «Хотите быть летчиками? Бегите на аэродром!» Огромный эффект имеет обыгрывание атрибутов. Например, воспитательница надевает маску-шапочку: «Смотрите дети, какой большой косолапый мишка пришел к вам играть...», или: «Сейчас я кому-нибудь надену шапочку, и у нас будет зайчик... Ловите его!» Или: «Угадайте, кто прячется за моей спиной?» - говорит воспитательница, манипулируя звучащей игрушкой. В старших группах приемы создания интереса используются, главным образом, когда игра разучивается. Это чаще всего, стихи, песенки, загадки (в том числе и двигательные) на тему игры, рассматривание следов на снегу или значков на траве, по которым нужно найти спрятавшихся, переодевание и др.

Интерес детей к играм с элементами соревнования повышается, если на них надевается форма, выбираются капитаны команд, судья и его помощник. За правильное и быстрое выполнение заданий команды получают очки. Результат подсчета определяет оценку качества выполнения заданий и коллективных действий каждой команды. Проведение игр с элементами соревнований требует большого педагогического такта, объективности и справедливости оценки деятельности команд и их членов, способствующих дружелюбию и товариществу во взаимоотношениях детей.

Объяснение правил. Правила игры руководитель должен излагать кратко, поскольку дети стремятся как можно быстрее воспроизвести все изложенное в действиях. Все средства выразительности - интонация голоса, мимики, жесты, а в сюжетных играх и имитация, должны найти целесообразное применение в объяснениях для того, чтобы выделить главное, создать атмосферу радости и придать целенаправленность игровым действиям. Таким образом, объяснение игры - это и инструкция, и момент создания игровой ситуации.

Принципиально важной является последовательность объяснений: назвать игру и ее замысел, кратко изложить ее с содержание, подчеркнуть правила, напомнить движения (если нужно), распределить роли, раздать атрибуты, разместить играющих на площадке, начать игровые действия. Если игра знакома детям, то вместо объяснения нужно вспомнить вместе с детьми правила. Если игра сложная, то не рекомендуется сразу же давать подробное объяснение, а лучше сначала объяснить главное, а затем по ходу игры все детали.

Ознакомление детей с новой игрой проводится четко, лаконично, образно, эмоционально в течение 1,5-2 мин. Объяснение сюжетной подвижной игры дается после предварительной работы с ребенком по формированию представлений об игровых образах. Тематика сюжетных подвижных игр разнообразна: это могут быть эпизоды из жизни людей, явлений природы, подражание повадкам животных. В ходе объяснения игры перед детьми ставится игровая цель, способствующая активизации мысли, осознанию игровых правил, формированию и совершенствованию двигательных навыков.

Объясняя несюжетную игру, педагог раскрывает последовательность игровых действий, игровые правила и сигнал. Он указывает местоположения играющих и игровые атрибуты, используя пространственную терминологию. При объяснении игры воспитатель не должен отвлекаться на замечания детям. С помощью вопросов он проверяет, как дети поняли игру. Если правила игры им понятны, то она проходит весело и увлекательно.

Объясняя игры с элементами соревнования, педагог уточняет правила, игровые приемы, условия соревнования. Он выражает уверенность в том, что все дети постараются хорошо справиться с выполнением игровых заданий, которые предполагают не только скоростное, но и качественное его выполнение («Кто быстрее добежит до флажка», «Чья команда не уронит мяча»). Правильное выполнение движений доставляет детям удовольствие, чувство уверенности и стремление к совершенствованию.

Объединяя играющих в группы, команды, педагог учитывает физическое развитие и индивидуальные особенности детей. В команды воспитатель подбирает детей равных по силам; для активизации неуверенных, застенчивых детей соединяют со смелыми и активными.

Распределение ролей. Роли определяют поведение детей в игре. Дети 6 лет очень активны, и все в основном хотят быть водящими, поэтому руководитель должен сам назначать их в соответствии со способностями. Выбор на главную роль дети должны воспринимать как поощрение. Водящим можно также назначить игрока, победившего в предыдущей игре, поощряя его за то, что он остался не пойманным, выполнил задание лучше других, принял самую красивую позу в игре и т.п.

Существует несколько способов выбора водящего: назначает воспитатель, обязательно аргументируя свой выбор; с помощью считалки (предупреждают конфликты); при помощи «волшебной палочки»; с помощью жеребьевки; водящий может выбрать себе замену. Все названные приемы используются, как правило, в начале игры. Для назначения нового водящего основным критерием является качество выполнения движений и правил. Выбор водящего должен способствовать развитию у детей способности правильно оценивать свои силы и силы товарищей. Рекомендуется чаще сменять водящего, чтобы как можно больше детей побывало в этой роли.

Руководство игрой.

В целом, руководство воспитателя подвижной игрой состоит в контроле над ходом игры и направлено на выполнение ее программного содержания.

Руководя игрой, педагог воспитывает нравственность ребенка; формирует у него правильную самооценку, взаимоотношения детей друг с другом, дружбу и взаимовыручку, учит ребенка преодолевать трудности. Правильное педагогическое руководство игрой помогает ребенку понять себя, своих товарищей, обеспечивает развитие и реализацию его творческих сил, оказывает психокоррекционное, психотерапевтическое воздействие.

В ходе игры педагог обращает внимание на выполнение ребенком правил, тщательно анализирует причины их нарушения. Педагог следит за движениями, взаимоотношениями, нагрузкой, эмоциональным состоянием ребенка в игре.

Большинство старших дошкольников хорошо владеют основными движениями. Воспитатель обращает внимание на качество движений, следит за тем, что бы они были легкими, красивыми, уверенными. Дети должны быстро ориентироваться в пространстве, проявлять выдержку, смелость, находчивость, творчески решать двигательные задачи. В играх необходимо ставить перед детьми задачи для самостоятельного решения. Так, в игре «Цветные фигурки», дети делятся на звенья, и в каждом выбирается звеньевой. По сигналу воспитателя дети с флажками в руках разбегаются по залу. По команде «В круг!» они находят своего звеньевого и образуют круг. Затем задание усложняется: дети также разбегаются врассыпную по залу и по команде «В круг!» строятся вокруг звеньевого, а пока воспитатель считает до 5, выкладывают какую-нибудь фигуру из флажков. Такое усложнение задания требует от детей умения быстро переключаться от одной деятельности к другой - в данном случае от активного бега к выполнению коллективного творческого задания.

Осуществляя поиск решения тех или иных двигательных задач в подвижных играх, дети сами добывают знания. А знания, добытые собственными усилиями, усваиваются сознательно и прочнее запечатлеваются в памяти. Решение разнообразных задач рождает у детей веру в свои силы, вызывает радость от самостоятельных маленьких открытий. При умелом руководстве воспитателя подвижной игрой успешно формируется творческая активность детей: они придумывают варианты игры, новые сюжеты, более сложные игровые задания.

В ряде игр от детей требуется умение придумать варианты движений, различные комбинации их. Это игры типа «Сделай фигуру», «День и ночь», «Обезьяна и охотники» и др. Первоначально ведущую роль в составлении вариантов движений играет педагог. Постепенно он подключает к этому самих детей. Вхождению в роль, образной передаче характера движений способствует придумывание детьми упражнений на заданную тему. Например: придумать упражнение, имитирующее движения животных, птиц, зверей (цапля, лисичка, лягушка). Возможно так же придумать и назвать упражнение, а затем его выполнить («Рыбка», «Снегоочиститель» и др.).

Важную роль в развитие творческой деятельности детей играет привлечение их к усложнению правил. Вначале ведущая роль в варьировании игр принадлежит воспитателю, но постепенно детям предоставляется все больше и больше самостоятельности. Так, проводя с детьми игру «Два мороза», воспитатель предлагает вначале такой вариант: кого «морозы осалят», тот остается на месте, а дети, перебегая на противоположную сторону, не должны задевать «замороженных». Затем воспитатель усложняет задание: убегая от «морозов», дети должны дотронуться до «замороженных» товарищей и «отогреть» их. После этого воспитатель предлагает самим детям придумать варианты игр. Из предложенных вариантов выбираются наиболее интересные. Например, дети решили, что «морозам» будет труднее «заморозить» спортсменов, поэтому во время перебежек дети имитируют движения лыжников или конькобежцев.

Таким образом, показателем творчества детей в игре является не только быстрота реакции, умение войти в роль, передавая свое понимание образа, самостоятельность в решение двигательных задач в связи с изменением игровой ситуации, но и способность к созданию комбинаций движений, вариантов игр, усложнению правил. Высшим проявлением творчества у детей является придумывание ими подвижных игр и умение самостоятельно их организовывать. Вхождение в роль формирует у детей способность представить себя на месте другого, мысленно перевоплотиться в него, позволяет ему испытать чувства, которые в обыденных жизненных ситуациях могут быть недоступны. Так, в игре «Пожарные на учении» дети представляют себя смелыми, ловкими, отважными людьми, не боящимися трудностей, готовыми пожертвовать собой ради спасения других. Поскольку игра включает активные движения, а движение предполагает практическое освоение реального мира, игра обеспечивает непрерывное исследование, постоянный приток новых сведений.

Сигналы в играх для детей дошкольного возраста лучше подавать не свистком, а словесными командами, что способствует развитию второй сигнальной системы, еще очень несовершенной в этом возрасте. Хороши также речитативы. Произносимые хором рифмованные слова развивают у детей речь и вместе с тем позволяют им подготовиться к выполнению действия на последнем слове речитатива.

Оценивая игру, педагог отмечает положительные качества детей, называя тех, кто удачно выполнил свои роли, проявил смелость, выдержку, взаимопомощь, творчество, соблюдал правила, а затем анализирует причины нарушения правил. Воспитатель анализирует, как удалось достичь успеха в игре. Подведение итогов игры должно проходить в интересной и занимательной форме. К обсуждению проведенной игры надо привлекать всех детей, это приучает их к анализу своих поступков, вызывает более сознательное отношение к выполнению правил игры. Итог игры должен быть оптимистичным, коротким и конкретным. Малышей надо обязательно похвалить.

Заканчивается подвижная игра ходьбой, постепенно снижающей физическую нагрузку и приводящей пульс ребенка в норму. Следует отметить, что дети проявляют большую двигательную активность в играх, особенно в тех случаях, когда прыжки, бег и другие действия, требующие большой затраты сил и энергии, перемежаются хотя бы кратковременными перерывами, активным отдыхом. Однако они довольно быстро устают, особенно при выполнении однообразных действий. Учитывая вышесказанное, физическую нагрузку при занятиях подвижными играми необходимо строго регулировать и ограничивать. Игра не должна быть слишком продолжительной. Желательно предлагать короткие по времени подвижные игры, в которых большая подвижность чередуется с кратковременными передышками.

В подготовительной (заключительной) части можно включить игры с ритмичной ходьбой и дополнительными гимнастическими движениями. Они должны требовать от играющих организованности, внимания, согласованности движений, способствующие общему физическому развитию (например, игра «Кто подходил»);

В основной части, после выполнения основного движения, например бега, для развития быстроты и ловкости лучше проводить игры-перебежки («Два Мороза», «Волки во рву», «Гуси-лебеди»), в которых дети после быстрого бега с увертыванием, подскоками, прыжками могут отдохнуть. При разделении игроков на соревнующиеся группы руководитель должен учитывать соответствие характера игровых действий физической подготовленности детей, а результаты действий каждого игрока за свою команду выявлять немедленно. Преимущественное место занимают игры с короткими перебежками врассыпную, по прямой, по кругу, с изменением направлений, игры с бегом типа «догоняй – убегай» и с увертыванием; игры с подпрыгиванием на одной или двух ногах, с прыжками через условные препятствия (начерченный «ров») и через предметы (невысокую скамейку); игры с передачей, бросанием, ловлей и метанием на дальность и в цель мячей, шишек, камешков, игры с разнообразными движениями подражательного или творческого характера. Каждая игра состоит в основном из одного-двух вышеперечисленных видов движений, причем обычно они применяются обособленно или попеременно, и лишь изредка - в сочетаниях.

Проводить игры можно в любое время года, на открытом воздухе. Продолжительность игры зависит от ее интенсивности и сложности двигательных движений, особенностей физического развития ребенка, состояния его здоровья, и в среднем может составлять 10-20 минут. Нагрузка может дозироваться следующими приемами: уменьшением или увеличением числа играющих; продолжительностью игры по времени; размеров игровой площадки; количества повторений; тяжести предметов и наличия перерывов для отдыха. По окончанию игры необходимо поощрить малыша, отметив его ловкость, силу, инициативу.

Таким образом, подвижная игра - одно из комплексных средств воспитания: она направлена на всестороннюю физическую подготовленность (через непосредственное овладение основами движения и сложных действий в изменяющихся условиях коллективной деятельности), совершенствование функций организма, черт характера играющих.

Продуманная методика проведения подвижных игр способствует раскрытию индивидуальных способностей ребенка, помогает воспитать его здоровым, бодрым, жизнерадостным, активным, умеющим самостоятельно и творчески решать самые разнообразные задачи.


Татьяна Ковалева
Консультация для воспитателей «Организация подвижных игр с детьми дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей

Организация подвижных игр с детьми дошкольного возраста

Значение подвижных игр

Подвижные игры создают атмосферу радости и потому делают наиболее эффективным комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

Ситуации на игровой площадке, которые все время меняются, приучают детей целесообразно использовать двигательные умения и навыки, обеспечивая их совершенствование. Естественно проявляются физические качества – быстрота реакции, ловкость, глазомер, равновесие, навыки пространственной ориентировки и др.

Необходимость подчиняться правилам и соответствующим образом реагировать на сигнал, организует и дисциплинирует детей, приучает их контролировать свое поведение, развивает сообразительность, двигательную инициативу и самостоятельность.

Подвижные игры расширяют общий кругозор детей, стимулируют использование знаний об окружающем мире, человеческих поступках, поведении животных; пополняют словарный запас; совершенствую психические процессы.

Таким образом, подвижные игры – действенное средство разностороннего развития.

Классификация подвижных игр

Для удобства практического использования подвижные игры классифицируются. Отличают элементарные подвижные игры и спортивные игры – баскетбол, хоккей, футбол и др. Подвижные игры – игры с правилами. В детском саду используются преимущественно элементарные подвижные игры. Подвижные игры различают по двигательному содержанию, иначе говоря, по доминирующему в каждой игре основному виду движению (игры с бегом, игры с прыжками и т. д.)

По образному содержанию подвижные игры делятся на сюжетные и бессюжетные. Для сюжетных игр характерны роли с соответствующими для них двигательными действиями. Сюжет может быть образным («Медведь и пчелы», «Зайцы и волк», «Воробышки и кот») и условным («Ловишки», «Перебежки», «Пятнашки»).

В бессюжетных играх («Найди себе пару», «Чье звено быстрее построится», «Придумай фигуру») все дети выполняют одинаковые движения. Особую группу составляют хороводные игры. Они проходят под песню или стихотворение, что придает специфический оттенок движениям.

По характеру игровых действий отличаются игры соревновательного характера. Они стимулируют активное проявление физических качеств, чаще всего скоростных.

По динамическим характеристикам различают игры малой, средней и большой подвижности.

В программу детского сада вместе с подвижными играми включены игровые упражнения, например, «сбей кеглю», «Попади в круг», «Обгони обруч» и др. В них отсутствуют правила в общепринятом смысле. Интерес играющих вызывают привлекательные манипуляции предметами. Самых маленьких игровые упражнения подводят к играм.

Выбор игры

Подбирая игру, воспитатель обращается, прежде всего к программе по которой работе учреждение. Каждая игра должна давать наибольший двигательный и эмоциональный эффект. Поэтому не следует подбирать игры с незнакомыми детям движениями, чтобы не тормозить игровые действия.

Двигательное содержание игр должно согласовываться с условиями проведения. Игры с бегом на скорость, с метанием в подвижную цель или вдаль не имеют эффекта в помещении. Важно также учитывать время года и состояние погоды. Для зимней прогулки, например, логичны игры более динамичные. Но иногда скользкая площадка мешает бегу с увертыванием. Летом удобно соревноваться в быстром беге, но в жаркую погоду лучше такие соревнования не проводить.

Регламентирует выбор игры и ее место в режиме дня. Игры более динамичные целесообразны в первой половине дня, особенно если ей предшествовали занятия со значительным умственным напряжением и однообразным положением тела.

На прогулке во второй половине дня можно проводить разные по двигательной характеристике игры. Но, учитывая общую усталость детей к концу дня, не следует разучивать новые игры.

Методика проведения подвижных игр

Сбор детей на игру

Прежде всего нужно сделать разметку игровой площадки, подготовить и разместить необходимое игровое оборудование.

Собирать детей в том месте площадки, откуда будут начинаться игровые действия: в играх с перебежками – в «домик» у короткой стороны площадки, в играх с построением в круг – в центр площадки. Сбор детей должен проходить быстро и интересно. Поэтому важно придумать приемы сбора. Они бывают разными от возраста детей и их отношения к игре.

Старшие дети любят и умеют играть. С ними можно договариваться о месте и сигнале сбора задолго до начала прогулки. Дети младшего возраста не воспринимают таких методов. Непосредственно на игровой площадке старших детей можно собрать при помощи зазывалочек («Раз! Два» Три» Играть скорей беги!», «Раз, два, три, четыре, пять! Всех зову играть!»). Можно в отдельной форме поручить отдельным детям собрать остальных в установленный срок (пока вращается юла, звучит мелодия, размещаются атрибуты). Можно использовать нестандартные звуковые и зрительные сигналы (спортивный свисток, звонок – колокольчик, гроздь надувных шаров и т. д.) Эффективны и сюрпризные моменты: играть будут те, кто сумеет пробежать под вращающейся скакалкой, кто сумеет проскользить по ледяной дорожке и др.

Организация малышей требует от воспитателя большой находчивости, потому что их нужно еще учить играть, формировать интерес к подвижным играм.

Поэтому воспитатель, привлекая внимание малышей демонстративно играет мячом, сопровождая движение стихами: «Мой веселый звонкий мяч…», или кружится за руки с именинником или куклой напевая: «Каравай, каравай»; или подойдя к детям таинственным голосом предлагает посмотреть, чьи ушки торчат за кустиком, а начерченный на площадке домик, куда приглашает воспитатель похож на настоящий – с крышей и трубой…

Приемы сбора детей на игру нужно постоянно варьировать.

Создание интереса к игре

На протяжении всей игры необходимо поддерживать интерес детей к ней разными средствами во всех возрастных группах. Но особенно важно создать его вначале игры, чтобы придать целенаправленность игровым действиям. Приемы создания интереса к игре, тесно примыкают к приемам сбора детей. Иногда это одно и то же. Например, интригующий вопрос малышам: «Хотите быть летчиками? Бегите на аэродром.»

Огромный эффект имеет обыгрывание атрибутов. Например, воспитатель надевает маску – шапочку: «Смотрите какой большой косолапый мишка пришел к вам играть…», или «Сейчас я кому-нибудь надену шапочку, и у нас будет зайчик… Ловите его!» Или: «Угадайте, кто прячется за моей спиной?» - говорит воспитатель, манипулирую звучащей игрушкой.

В старших группах приемы создания интереса используются, главным образом, когда игра разучивается. Это чаще всего, стихи, песенки, загадки в том числе и двигательные) на тему игры, рассматривание следов на снегу или значков на траве, по которым нужно найти спрятавшихся, переодевание и др.

Объяснение игры

Объяснение игры должно быть кратким и понятным, интересным и эмоциональным. Все средства выразительности – интонация голоса, мимики, жесты, а в сюжетных играх и имитация, должны найти целесообразное применение в объяснениях для того, чтобы выделить главное, создать атмосферу радости и придать целенаправленность игровым действиям. Таким образом, объяснение игры – это инструкция, и момент создания игровой ситуации.

В младшей группе объяснение ведется поэтапно, т. е. в ходе игровых действий. Оно может иметь форму двигательного рассказа. Например, игра «Самолеты»: «Сидят на скамейке летчики, ждут команды, чтобы отправиться в полет. Вот приходит командир (воспитатель надевает фуражку): «Готовьтесь к полету,», или игра «Воробышки и кот»: «Лежит кот на лавочке, греется на солнышке (жест в сторону игрушки). Очень хочется ему поймать какую-нибудь птичку. А в это время воробышки расправили свои крылышки и полетели искать зернышки…»

Предварительное объяснение в средней и старшей группах происходит с учетом возросших психологических возможностей детей. Это учит их планировать свои действия. Принципиально важной является последовательность объяснения, аналогичная арифметической задаче: сначала – условие, потом – вопрос. В практике, к сожалению распространенная ошибка, когда объяснение начинается с назначения ребенка на главную роль, в результате чего внимание детей к инструкции падает, отсюда и сбой в игровых действиях. Аналогичный казус возникает, когда детям перед объяснением игры раздают атрибуты. Последовательность объяснения: назвать игру и ее замысел, предельно кратко изложить содержание, подчеркнуть правила, напомнить движение (если нужно, распределить роли, раздать атрибуты, разместить играющих на площадке, начать игровые действия.

Если есть слова, то специально разучивать их во время объяснения не следует, дети естественно запомнят их в ходе игры.

Если игра знакома детям, то вместо объяснения нужно вспомнить с ними отдельные важные моменты. в остальном схема действия воспитателем сохраняется.

Распределение ролей в игре

Роли определяют поведение детей в игре. Ведущая роль – всегда соблазн. Поэтому во время распределения ролей случаются разные конфликты.

распределение ролей следует использовать как удобный момент для воспитания поведения детей. выбор на главную роль должны воспринимать как поощрение, как доверие, как уверенность воспитателя в том, что ребенок выполнит важное поручение. Назначение на главную роль - наиболее распространенный прием. Выбор воспитателя должен быть обязательно мотивирован. Например: «Дети, пусть первым ловишкой будет Саша. У него сегодня день рождение. Это наш ему подарок. Согласны?» Или «Леночка загадала лучшую загадку про нашу игру. Пусть она назначит лису…» Или «Маша первая услышала зазывалочку и быстро прибежала. Она и будет затейница…»

Для назначения на ведущую роль часто используются считалочки. Они предупреждают конфликты: на кого выпало последнее слово, тот и будет водить. По – настоящему считалочки понятны старшим детям: за рукой считающего ревниво следят все. Поэтому делить слова на части нельзя. Считалочка должна быть безукоризненной в педагогическом смысле.

Распределить роли можно при помощи «волшебной палочки», всевозможных вертушек (юлы, обруча, кеглей и др.) и т. д.

Все названные приемы используются, как правило, в начале игры. Для назначения нового ведущего в ходе игры основным критерием является качество выполнения движений и правил. Например: «Быстрее всех прибежал скамейке Вова. Сейчас он будет ловить.» Или «Дети какая Света молодчина: она и от волка легко увернулась, и Валю выручила. Теперь она будет волком…»

Руководство ходом игры

В целом контроль за ходом игры направлен на выполнение ее программного содержания. Это обуславливает выбор конкретных методов и приемов.

Педагогу необходимо следить за движениями дошкольников: поощрять удачное исполнение, подсказывать лучший способ действий, помогать личным примером. Но большое количество замечаний о неправильном выполнении отрицательно сказывается на настроении детей. Поэтому делать замечания надо в доброжелательной форме.

То же самое касается правил. Охваченные радостным настроением или образом, особенно в сюжетных играх, дети нарушают правила. Не надо их у4прекать за это, тем более исключать из игры. Лучше похвалить того, кто действовал правильно. В доброжелательных реакциях воспитателя особенно нуждаются ослабленные дети. Некоторых из них иногда, придумав удобный повод, нужно исключить из игры на некоторое время (например, помочь воспитателю подержать второй конец веревочки, под которую подлезают «цыплятки»).

Повторение и продолжительность игры для каждого возраста регламентирована программой, но воспитатель должен уметь оценивать и фактическое положение. Если дети во время бега покашливают, значит они устали и не могут перевести дыхание. Необходимо переключиться на другую, более спокойную игру.

Важным моментом руководства является участие воспитателя в игре. В первой младшей группе обязательно непосредственное участие педагога в игре, который чаще всего сам выполняет главную роль. Во второй младшей группе в знакомых играх исполнение главной роли поручается детям. В средней и старшей группах руководство опосредованное. Но иногда воспитатель участвует в игре, если, например, по у4словиям игры требуется соответствующее число играющих.

Итог игры должен быть оптимистичным, коротким и конкретным. Малышей надо обязательно похвалить.

Варьирование и усложнение подвижных игр

Подвижные игры – школа движений. Поэтому по мере накопления детьми двигательного опыта, игры нужно усложнять. Кроме того, усложнение делает интересными хорошо знакомые игры.

Варьируя игру, нельзя менять замысел и композицию игры, но можно:

Увеличивать дозировку (повторность и общую продолжительность игры);

Усложнить двигательное содержание (воробышки из домика не выбегают, а выпрыгивают);

Изменить размещение играющих на площадке (ловишка не сбоку, а в середине площадки);

Сменить сигнал (вместо словесного звуковой или зрительный);

Провести игру в нестандартных условиях (по песку бежать труднее);

Усложнить правила (в старшей группе пойманных можно выручать; увеличить число ловишек) и т. д.

Место игры в педагогическом процессе

Подвижные игры проводятся ежедневно во всех возрастных группах, на прогулке и в помещении; игры составляют часть физкультурных занятий, используются между занятиями, как средство активного отдыха детей. Игры проводятся на детских утренниках, праздниках, в часы досуга.

В утренние часы, во время сбора, уместны игры средней подвижности, не возбуждающие детей (кегли, серсо). В часы прогулок проводятся игры более разнообразные по содержанию, с большей двигательной активностью.

Если до прогулки было относительно «спокойное» занятие прогулку можно начать с игры. Если дети увлеклись интересной творческой игрой, не нужно прерывать ее, а собрать детей для игры в конце прогулки. Бывает так, что трудовые процессы на участке детского сада и творческие игры быстро заканчиваются, дети затрудняются найти себе занятие, тогда стоит провести игру в середине прогулки.

Нельзя проводить подвижные игры непосредственно перед сном, так как они могут возбудить детей.

При выборе игр учитывается физическая подготовленность детей группы, время года, состояние погоды, место проведения. В групповой комнате дети играют на ограниченной площади («Угадай по голосу», «Найди где спрятано» и др.) В холодную погоду на улице игры должны быстро согревать детей, поэтому необходима большая двигательная активность, правда нельзя требовать от всех детей общего темпа движений.

Необходимо иметь в виду последовательность, чередование видов деятельности. Если в помещении дети сидели, игра должна дать физическую разрядку. Если с детьми проводилось физкультурное занятие, игры должны быть спокойные.

Следует исключать игры, связанные с чрезмерными мышечными напряжениями и однообразными медленными движениями. Очень важно подбирать игры, требующие разнохарактерной двигательной деятельности, так, чтобы их двигательное содержание не повторялось при выполнении других упражнений. Например, если на занятиях проводилось обучение прыжкам, то в игре не должно быть прыжков. Это объясняется тем, что, с одной стороны, дети не могут правильно передать прыжок, мешает увлеченность игрой, с другой стороны, подобное повторение создает предпосылки для одностороннего, ограниченного воздействия на организм.

Подвижные игры предъявляют особые требования к одежде и обуви детей. Одежда должна быть легкой, свободной, обувь – облегченной.

Примерная средняя продолжительность игры составляет в младшей группе – 5 – 6 минут, в средней – 6 – 8 минут, в старшей – 6 – 10 минут, в подготовительной к школе группе – 8 – 15 минут (общая продолжительность игры – это время с момента сбора детей на игру и до ее окончания).

Физическая нагрузка в играх регулируется чередованием бега, прыжков с ходьбой. Кроме того, регулировать физическую нагрузку можно сокращением общей длительности и количества повторений игры, увеличением или уменьшением игровой площадки, изменением веса или размера инвентаря, изменением правил игры, уменьшением или увеличением количества действий, введением перерывов, организацией места для отдыха, сменой ролей играющих и др.