Основные направления политики президента медведева. Внутренняя и внешняя политика президента Д.А. Медведева Дмитрий анатольевич медведев реформы

May 04, 2012 1:06pm

Президентство Дмитрия Медведева началось с непростого решения о военной операции против атаковавшей Южную Осетию Грузии, а заканчивается масштабной политической реформой, включающей в себя упрощение регистрации политических партий и возвращение выборов губернаторов, указ о которых глава государства подписал накануне . Четыре года Медведева-президента также запомнятся переименованием милиции в полицию, сменой примерно половины губернаторского корпуса, образованием "большой Москвы" и отменой привычного для россиян сезонного перевода стрелок часов.

Медведев после назначенной на 7 мая инаугурации избранного президента Владимира Путина уходит с высшего государственного поста и, как ожидается, станет премьером. Его кандидатуру на пост главы правительства Госдума может рассмотреть 8 мая.

1. Модернизация

Модернизация экономики России стала главной программной "фишкой" нового президента Дмитрия Медведева, который фактически ввел это слово в современный российский лексикон. В послании федеральному собранию 2009 года он назвал модернизацию вопросом выживания страны и заявил, что медлить с этим больше нельзя. Модернизировать, по словам Медведева, необходимо экономику в целом, а также производственную сферу, армию, медицину, технологии, вплоть до космических, образование и воспитание человека. Большое значение в этой связи приобретает внедрение инноваций и энергоэффективности. Символом новой экономики призван стать инновационный центр "Сколково" , созданный по инициативе Медведева после того, как он посетил в США знаменитую Кремниевую долину. В перспективе "Сколково" должно стать крупнейшим в России испытательным полигоном новой экономической политики. На специально отведенной территории в ближнем Подмосковье будут созданы особые условия для исследований и разработок, в том числе для создания энергетических и энергоэффективных технологий, ядерных, космических, биомедицинских и компьютерных технологий. В 2012 году на программы в области модернизации, по словам Медведева, выделят около 1 триллиона рублей.

2. Изменения конституции

Зачитывая свое первое послание Федеральному Собранию спустя девять месяцев после вступления в должность, Медведев предложил внести в Конституцию РФ поправки об увеличении срока президентских полномочий с четырех до шести лет, депутатов Госдумы - с четырех до пяти лет, а также об обязанности правительства ежегодно отчитываться перед депутатами. Это стало первым изменением российской Конституции за всю ее пятнадцатилетнюю историю. В соответствии с этой нормой в декабре 2011 года в России прошли выборы в Госдуму, а в марте 2012 года - президента.

Нововведения коснулись и Совета Федерации. Теперь сенатором может стать только депутат, который избран в региональные органы власти и местного самоуправления. Госдума также приняла законы, запрещающие называть глав регионов президентами; регионы должны будут привести свои конституции или уставы в соответствие с принятым законом до 1 января 2015 года.

Последним и весьма существенным изменением основного закона страны стал возврат прямых выборов глав регионов , которые были отменены в 2004 году - накануне Медведев подписал соответствующий закон, который он ранее внес для обсуждения в парламент. Кроме того, был существенно упрощен порядок регистрации политических партий.

3. Удар по коррупции

Борьба с коррупцией также была одним из главных тезисов предвыборной кампании Медведева. О коррупции как основной беде России, тяжелой болезни, разъедающей национальную экономику и разлагающей российское общество, президент говорил и в инаугурационной речи, и в многочисленных интервью после вступления в должность.

Уже через две недели после инаугурации глава государства подписал указ о создании совета при президенте РФ по противодействию коррупции . В июле того же года он подписал антикоррупционный план, рассчитанный на несколько лет, а позднее парламент принял президентский пакет законопроектов, направленный на выполнение этого плана.

В рамках противодействия коррупции и повышения эффективности госуправления Медведев обязал госслужащих и членов их семей, а также руководителей госкорпораций и фондов предоставлять сведения о доходах и имуществе. В противном случае их ждало увольнение. Кроме того, в марте 2011 года глава государства потребовал вывода госчиновников из состава советов директоров крупных госкомпаний и госбанков, что было сделано к октябрю.

По оценке самого Медведева, несмотря на очевидные успехи в борьбе с коррупцией, в частности принятие первого в истории страны свода антикоррупционных правил, борьба с этим видом преступности далека от завершения, так как принимать участие в ней должно все общество, а не только государство.

4. Реформа силовиков

Задача противодействия коррупции напрямую оказалась связана с необходимостью проведения масштабной реформы правоохранительных органов , которая была начата в 2010 году. Ряд резонансных происшествий с участием правоохранителей, самым громким из которых стал расстрел посетителей супермаркета в Москве начальником ОВД "Царицыно"майором милиции Денисом Евсюковым , заставил власти вплотную заняться ситуацией в МВД. Реформа крупнейшего в стране министерства получила по инициативе президента знаковую окраску - милицию переименовали в полицию. Новый закон ужесточил требования к приему на работу в систему МВД, избавил министерство от ряда несвойственных ему функций и отменил так называемую "палочную" систему оценки работы органов внутренних дел. При этом значительно была увеличена зарплата сотрудников, которые смогли пройти переаттестацию.

В том же 2010 году был создан Следственный комитет РФ , который вышел из подчинения прокуратуры. Тогда президент назвал это первым шагом на пути создания единого и независимого следственного органа в стране, однако пока следственные структуры других ведомств (прокуратуры, МВД, ФСКН и ФСБ) остаются самостоятельными.

Не менее масштабной стала реформа вооруженных сил и новая госпрограмма вооружений и модернизации оборонно-промышленного комплекса. В соответствии с планом реформирования ВС, к 2012 году численность армии уменьшилась с 1,2 миллионов военнослужащих до миллиона, из которых 220 тысяч составляют офицеры. В структуре вооруженных сил появились войска военно-космической обороны. Кроме того, в рамках реформы шесть военных округов были преобразованы в четыре - Западный, Восточный, Центральный и Южный. Существенно было повышено денежное довольствие офицеров, реорганизованы военные учебные заведения, армия перешла на систему аутсорсинга (когда питание и другие несвойственные ВС функции берут на себя гражданские структуры). Кроме того, значительно ускорились темпы строительства жилья для военнослужащих и ветеранов военной службы.

Беспрецедентная программа вооружений общим объемом около 20 триллионов рублей и рассчитанная до 2020 года также называлась Медведевым одним из важнейших приоритетов в области обороноспособности. Программа была принята несмотря на возражения вице-премьера, министра финансов Алексея Кудрина, который из-за разногласий с президентом был отправлен в отставку.

5.Война и мир

Главным внешнеполитическим событием в деятельности Медведева на посту президента стала война в августе 2008 года с Грузией , которая начала боевые действия в Южной Осетии. В результате грузинской агрессии погибли мирные жители и российские миротворцы. Президент РФ отдал приказ ввести в Южную Осетию войска и провести операцию "по принуждению Грузии к миру". Итогом пятидневной операции стало уничтожение основных объектов военной инфраструктуры грузинской армии и кораблей боевого флота Грузии в порту Поти. 12 августа Медведев объявил о завершении операции, заявив, что ее цель достигнута - безопасность миротворческих сил и гражданского населения восстановлена, агрессор наказан и понес очень значительные потери. В тот же день в Москве президенты России и Франции согласовали план, получивший название "Медведев-Саркози" и предусматривавший отвод российских войск с территории Грузии и гарантии безопасности Южной Осетии и Абхазии.

Спустя две недели, 26 августа, после соответствующих просьб Цхинвали и Сухуми, президент России объявил, что Москва признает независимость Южной Осетии и Абхазии. Позднее на территории этих стран, так и непризнанных большинством государств мира, были развернуты российские военные базы. Грузия в ответ на это вышла из СНГ и продолжает настаивать на своей территориальной целостности и требовать вывода российских военных из Южной Осетии и Абхазии.

6. Договор о СНВ

Отношения России и США в области вооружений за минувшие четыре года складывались непросто, однако в апреле 2010 года главы двух стран в Праге подписали новый договор о СНВ , призванный стать одной из основ современной системы международной безопасности. Стороны намерены за семь лет сократить суммарное количество боезарядов на треть - до 1,55 тысячи - по сравнению с Московским договором 2002 года и более чем в два раза понизить предельный уровень для стратегических носителей. Для вступления в силу договор должен был быть одобрен обеими палатами российского парламента, а также сенатом конгресса США. Принципиальным являлось требование России о синхронной ратификации документа, и этого удалось достичь.

7. Замена губернаторов

Годы президентства Медведева в области внутренней политики ознаменовались сменой подавляющего числа губернаторов и глав регионов, среди которых было много политических долгожителей из эпохи 90-х. Так, только за 2010 год со своих постов "по собственному желанию" ушли президент Татарстана Минтимер Шаймиев , его "сосед" из Башкирии Муртаза Рахимов и глава Калмыкии Кирсан Илюмжинов . Еще один "тяжеловес" мэр Москвы Юрий Лужков был отправлен Медведевым в отставку с унизительной формулировкой "в связи с утратой доверия". Интенсивная замена губернаторов началась и после декабрьских выборов в Госдуму, по итогам которых правящая "Единая Россия" ослабила свои позиции. Так, за прошедшие месяцы в отставку ушли главы Приморского, Пермского, Ставропольского краев, Мурманской, Архангельской, Ярославской, Смоленской, Костромской, Саратовской и целого ряда других областей.

8. Большая Москва

С инициативой расширения границ столицы и создания московской агломерации Медведев выступил в июне 2011 года - возможности для развития столицы в старых границах, по мнению президента, исчерпаны. Изменение границ Москвы произойдет 1 июля 2012 года - до этого срока объявлен переходный период. В результате расширения на северо-запад столица выйдет на границу с Калужской областью. Всего к столице перейдет 21 муниципальное образование, в том числе два городских округа - Троицк и Щербинка, а также 19 городских и сельских поселений, входившие в Подольский, Ленинский и Нарофоминский районы Подмосковья. Также к Москве отходит часть территории Одинцовского и Красногорского районов.

В течение двух лет на территорию, присоединяемую к Москве, должны будут переехать госорганы - Совет Федерации и Госдума, федеральные органы исполнительной власти, а также их территориальные органы, администрация Кремля, аппарат правительства РФ, Генпрокуратура, Следственный комитет, Счетная палата, Высший арбитражный суд РФ, Федеральный арбитражный суд Московского округа, Девятый арбитражный апелляционный суд, Верховный суд РФ, судебный департамент при Верховном суде РФ, Московский городской суд, говорится в перечне поручений.

Решать задачу развития агломерации при помощи федерального центра предстоит мэру Москвы Сергею Собянину и недавно утвержденному губернатору Подмосковья Сергею Шойгу.

9. Кавказский вопрос

Для решения проблем Северного Кавказа в январе 2010 года Медведев принял решение создать восьмой федеральный округ , в который вошли все северокавказские регионы, и назначить туда полпредом президента губернатора Красноярского края Александра Хлопонина, который также получил пост вице-премьера. Хлопонин стал единственным полпредом и одновременно членом правительства, в руках которого сосредоточены как экономические полномочия, так и полномочия президентской вертикали. Центром нового округа стал Пятигорск.

Глава государства поставил перед своим новым полпредом задачу искоренить массовую безработицу, преступность на экономической почве, клановость, взяточничество. Одной из ключевых программ по развитию СКФО должна стать программа создания Северокавказского туристического кластера. По словам Хлопонина, правительство уже приняло решение о предоставлении госгарантий в объеме 100 миллиардов рублей инвесторам, которые вкладывают средства в развитие курортов Северного Кавказа.

10. Часовые пояса

Наиболее неоднозначной реформой Медведева на посту президента сталосокращение количества часовых поясов в России и изменение поясного времени в ряде регионов. В июне 2011 года президент подписал закон, в соответствии с которым отменялся сезонный перевод стрелок часов. Россияне в ночь на 27 марта 2011 года в последний раз перевели стрелки часов на час вперед и перешли на "летнее время". Однако прошедший год показал, что смена уже привычного режима весьма неоднозначно воспринимается гражданами России, что дало повод для новых дискуссий. На днях Медведев заявил, чтоготов вернуться к прежней модели перевода часов на зимнее и летнее время, если большинство поддержит это, например, электронным голосованием.

2 марта 2008 г. в России состоялись очередные выборы Президента, в которых победу одержал Д. А. Медведев.

8 августа 2008 г. Грузия начала крупномасштабную военную операцию против сепаратистской республики Южная Осетия, в которой проживает много граждан России. В тот же день в военные события вмешалась Россия. К 12 августа 2008 г. крупные военные действия прекратились, и республика была полностью защищена от грузинских войск. Совместно с президентом Франции Николя Саркози был разработан план мирного урегулирования (т. н. «План Медведева - Саркози»), целью которого было прекращение военных действий, отвод войск на позиции до 8 августа и гарантии безопасности для Абхазии и Южной Осетии. Так как вынести вопрос о статусе этих республик на международное обсуждение не удалось, 26 августа 2008 г. Россия по указу президента Д. Медведева признала их независимость в одностороннем порядке. Этот шаг вызвал резкую негативную реакцию на Западе и странами СНГ, но серьезных санкций против России не последовало. Война в Южной Осетии стала первым с 1979 г. случаем ввода войск России в иностранное государство.

1. Первенство основополагающих принципов международного права.

2. Неприятие однополярного мира и строительство многополярности.

3. Избежание изоляции и конфронтации с другими странами.

4. Защита жизни и достоинства российских граждан, «где бы они не находились».

5. Защита интересов России в «дружественных ей регионах».

2 октября 2008 г., во время форума «Петербургский диалог» прошла встреча с канцлером Германии А. Меркель, на которой Д. Медведев снова вновь высказался за создание «нового юридически обязывающего договора о европейской безопасности».

8 октября 2008 г. Дмитрий Медведев, выступая на Конференции по мировой политике в Эвиане (Франция), подвергнул критике глобальный внешнеполитический курс, проводимый правительством США после «после 11 сентября 2001 года» и после «свержения режима „Талибана в Афганистане».

Внутренняя политика при Д. Медведеве:

В сентябре 2008 года правительством Д. Медведева было принято решение о реформе Вооруженных сил России. Была спланирована корректировка трехлетнего бюджета, предусмотрено значительное увеличение военных расходов: рост финансирования расходов на оборону в 2009 г. стал самым значительным в новейшей истории России - почти 27%.

Одним из «параметров» формирования новых Вооруженных Сил РФ по концепции, утверждённой Президентом Дмитрием Медведевым 15 сентября 2008 г. на период до 2012 г., должно быть создание Сил быстрого реагирования.


На время правления Дмитрия Медведева пришлись финансовый кризис и рецессия 2008 - 2009 гг. в России. 18 ноября 2008 г. Президент Медведев и российская пресса констатировали приход кризиса в реальный сектор экономики РФ. Согласно данным, которые были обнародованы Росстатом 23 января 2009 г., в декабре 2008 г. падение промышленного производства в России достигло 10,3% по отношению к декабрю 2007г. (в ноябре - 8,7%), что стало самым глубоким спадом производства за последнее десятилетие. Также произошло стремительное снижение курса российской валюты.

Оценки правления Д. Медведева:

Почти все национальные проекты, куратором которых выступил президент Д. Медведев, подверглись критике. Им были инициированы поправки в Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», которые запрещали несовершеннолетним пребывать в общественных местах ночью. По мнению некоторых аналитиков и юристов, эта норма противоречит ст. 27 Конституции России, которая утверждает право гражданина России на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства.

Президент России Дмитрий Медведев стал самым молодым главой российского государства (включая советский период) после 1917 г.

Также Медведев стал первым главой Российской Федерации, который использовал новый формат для обращения к гражданам - видеоблог. Первое интернет-видеообращение Президента РФ Медведева было размещено на его сайте в Интернете 7 октября 2008 г. и было посвящено мировому финансовому кризису 2008 г.

На расширенном заседании Госсовета в конце своего правления на президентском посту справедливо перечислил свои достижения и недочеты, а также рассказал о целях, которых собирается придерживаться на посту премьер-министра.

В целом, стиль его правления оказался гораздо более либеральным, чем у Владимира Путина . Медведев получил престижное юридическое образование, защитил кандидатскую диссертацию в 1990 году и написал несколько научных трудов. В результате в 2008 году политик получил большую популярность среди студенчества, создав образ интеллектуала и либерала.

В свою очередь, Запад смотрел на Медведева двузначно: все понимали перевес влияния в сторону действующего премьера, но более приемлемой для менталитета иностранцев была риторика Медведева. Но, несмотря на иллюзию мягкости, президент, как гарант государственной стабильности, заявил о продолжении курса Путина «на стабильность».

Внешняя политика Медведева

Свою внешнюю политику юрист изначально решил строить на основе международного права. Главной задачей для президента Медведева было создание новых институтов безопасности на международной площадке, а также строительство многополярного мира. В результате Россия не стала полюсом, но влилась в ШОС, БРИКС и ОДКБ, став частью силы, которая альтернативно расширяет Североатлантический Альянс.

Безусловно, главным событием периода правления Медведева стал военный конфликт в 2008 году — «пятидневная война» с Грузией. Это стало первой интеграцией российских военных сил в другую страну с 1979 года. В то же время, с Абхазией и Южной Осетией были установлены дипломатические отношения после их одностороннего признания независимости.Запад отнесся к таким действиям негативно, но серьезных санкций не предпринял.

Однако внешняя политика Медведева была полна и недочетов. Выиграв горячую войну с Грузией , Россия уступила ей в информационном противостоянии. В отношениях с изначально «пророссийским» президентом Виктором Януковичем Кремль допустил конфликта из-за газа, повернув интерес Украины в сторону Европы. В отношении Востока Россия позволила себе мягкость и получила, как финансовые, так и политические потери (в Иране , Ливии и Сирии).

В свою очередь, за время правительства Медведева было достигнуто политического сближения с США. С Кубой и Венесуэлой также были налажены союзнические отношения. Вопрос о ПРО, став предметом диалога, приобрел более мягкий тон. В итоге скорость развертывания ПРО в Восточной Европе снизилась, что можно расценивать как несомненное достижение.

Внутренняя политика России

Неоднократно президент Медведев говорил о важности культуры для России с ее особенной «загадочной русской душой», славящейся на западе. Во время его правления был реставрирован Большой театр, а также проводилась программа «Культура России», широко рекламируемая Путиным. В рамках проекта планировалось построить более 2 млн. объектов культуры и просвещения, а также реставрировать исторические объекты по всей стране.

Образование России за 4 года пополнилось 9 федеральными вузами и 29 НИУ, но за последние 1,5 года лишилось 40 вузов, которые попали под слияние и реорганизацию.

Неоднократно выступал президент за десталинизацию и десоветизацию. Многие общественники и западные СМИ его поддержали.

Касаясь действительно важных реформ, Дмитрий Анатольевич достиг, к сожалению, не очень многих результатов. Несмотря на большинство лояльной к Медведеву «Единой России» в законодательной и исполнительной власти, масштабную форму приняла реформа МВД, но и она была далеко не удачной. Коррупция в итоге пробралась даже в Генеральную прокуратуру.

Экономика пережила два кризиса

Президентство Медведева прошло через целых два мировых экономических кризиса (2008 год и конец 2011 года). За это время внешний долг России увеличился на 14%. Но сравнительно с Европой, Японией и США, где долги достигли 90%, 226% и более 100% от ВВП соответственно, Россия может похвастаться размером кредита всего около 10% от ВВП, 2% из которого – внешний долг.

При Медведеве российский ВВП перешагнул через докризисный уровень. Несмотря на критическую ситуацию в США и Европе, РФ понесла наименьшие потери во время кризисов благодаря высоким ценам на нефть, Стабфонду и «курсу на стабильность».

Важным шагом было введение Единого Социального налога (ЕСН), который позволил поднять ставки до уровня 34% от фонда заработной платы.Но предприниматели приняли событие крайне негативно.

Министерства связи, обороны и сельского хозяйства, по мнению экспертов, действовали в этот период неэффективно. Российская промышленность также ощутила серьезные проблемы: промпроизводство в 2009 году снизилось на 9,3%, не удалось снять зависимость РФ от экспорта углеводородов.Многие эксперты говорят о периоде «государственного рейдерства» в банковской сфере, установлении «правил игры» олигархов и отсутствии необходимой модернизации энергетического комплекса.

Вконце 2008 года Медведев заявил о предоставлении государством субординированного кредита для банков на сумму до 950 млрд. рублей и срок более 5 лет. Это вызвало временный рост на фондовом рынке, предотвратило панику среди населения и серьезно укрепило финансовую систему.

Социальная сфера при президенте Медведеве

Что касается социальной сферы, то тут Дмитрий Анатольевич Медведев во многом достиг успеха.

В мае 2008 года президент подписал указ, призванный облегчающий предпринимателям жизнь: с бизнеса должны были снять некоторые ограничения, упростить порядок начала бизнеса и сократить количество разрешительных для его осуществления документов.

Главным достижением стал рост и стабилизация численности населения РФ. В 2008-2011 годах Россия достигла одного из наивысших показателей нескольких десятилетий. Семей, рождающих второго ребенка, увеличилось на 45%, третьего – на 62%. Население России в 2011 году превысило 143 млн. человек.

Реальные доходы граждан при Медведеве выросли в 2008г. на 2,4%, в 2009г. на 3,1%, в 2010г. – 5,1%, а в 2011-м поднялись только на 1%. Средняя заработная плата по экономике поднялась за 4 ода на 18% в реальном выражении и на 75% в номинальном. Государственные зарплаты в этот период тоже росли (только уровень жизни существенно не улучшился, также не изменилось особо и качество услуг).

Средний размер трудовой пенсии для россиян увеличился с 2008-го в 2,5 раза. С начала 2012 года военные пенсионеры получили повышение выплат в 1,6 раз.

Государственная программа прямой поддержки позволила около 1,5 млн. граждан получить жилье. Более 1 млн. семей улучшили свои жилищные условия,используя выделенные им средства материнского капитала.

Среди минусов можно выделить увеличение безработицы (4,6% в 2011 году), недостаточное инвестирование в реальный сектор отечественной экономики, проблему нехватки лекарств и увеличение коррупции в сфере образования (посредством ЕГЭ).

Был избран президентом Российской Федерации 2 марта 2008 г. Основными программными задачами, поставленными новым президентом, были следующие: повышение уровня и качества жизни населения, продолжение работы над приоритетными национальными проектами; принцип «свобода лучше, чем несвобода»; «… главное для нашей страны — это продолжение спокойного и стабильного развития»; следование идеям Концепции-2000 — развитие институтов, инфраструктуры, инноваций, инвестиций, сотрудничество и помощь бизнесу; возвращение России статуса мировой державы и ее дальнейшее развитие, интеграция в мировые отношения, собственная позиция по всем ключевым международным вопросам.

Внутренняя политика Начало президентства Д. А. Медведева совпало с финансовым кризисом 2008-2009 гг. Причины кризиса состояли в следующем.

1. Зависимость экономики России от Запада и США.

2. Военный конфликт с Грузией и его негативные последствия. Падение мировых цен на нефть нанесло ущерб российской экономике. Начался существенный отток капиталов за границуи «бегство инвесторов из страны». Специфическим фактором в развитии кризиса являлось наличие значительного внешнего долга российских компаний.

Как результат — усиление инфляции, падение уровня доходов населения, безработица вследствие «оптимизации производства» — массового закрытия предприятий, их реструктуризации и сокращения людей, усиление коррупции. 30 декабря 2008 г. Д. А. Медведев подписал закон о поправках к Конституции (закон РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы»). Теперь президент РФ избирается сроком на 6 лет (вместо 4, ст. 81), состав Государственной думы — на 5 лет (вместо 4, ст. 96). Изменились названия нескольких субъектов Федерации.

Против поправок резко выступили партии «Яблоко» и КПРФ, утверждая, что это приведет к снижению избирательной активности и к монополизации власти. 28 сентября 2010 г. был принят закон «Об инновационном центре „Сколково“». По замыслам создателей строящийся в Москве современный научно-технологический инновационный комплекс по разработке и коммерциализации новых технологий должен был занимать целый микрорайон и стать крупнейшим научным центром исследований и разработок («Российская Кремниевая доли? на»). Научный штат центра был рассчитан примерно в 50 тыс. человек.

Телекоммуникации и космос, биомедицинские технологии, энергическая эффективность, информационные технологии, ядерные технологии были обозначены приоритетными направлениями исследований «Сколкова». В качестве партнеров привлекались финские кампании Nokia Solutions and Networks, немецкие Siemens и SAP, итальянские вузы, токийский частный университет Васэда Типа и др. Однако у «Сколкова» появилось немало критиков, которые отмечают и устаревшие схемы инновационных технологий, и непомерные админрасходы, финансовые нарушения при строительстве, отсутствие реальной поддержки и начальных субсидий.

Следующим заметным событием в годы президентства Д. А. Медведева стал закон «О полиции», который вступил в силу 1 марта 2011 г. Полиция должна была заменить существующую милицию. Указ был призван повысить эффективность работы и улучшить имидж органов правоохранения, а также отдавалась дань историческим и европейским традициям. В июне 2011 г. вышел указ «Об исчислении времени», в котором определяется исчисление времени в России, часовые зоны и местное время. Указ отменил летнее и зимнее время, на зимнее время часы уже не переводили18. Д. А. Медведев продолжил борьбу с олигархическим капиталом.

Одно из громких дел, которое стало известно на всю страну, — смещение Ю. М. Лужкова с поста мэра Москвы (с 1992 г.). 28 сентября 2010 г. президент подписал указ «Отрешить… от должности мэра Москвы в связи с утратой доверия Президента Российской Федерации» 19. Большое внимание президент уделял борьбе с коррупцией. В 2008 г. он подписал несколько указов, в марте 2012 г. был издан национальный план противодействия коррупции на 2012-2013 гг. Внешняя политика 12 июля 2008 г. была принята так называемая «Доктрина Медведева».

Она включала 5 позиций: 1. Первенство основополагающих принципов международного права. 2. Неприятие однополярного мира и строительство многополярности. 3. Избежание изоляции и конфронтации с другими странами.

4. Защита жизни и достоинства российских граждан «где бы они ни находились». Защита интересов РФ «в дружественных ей регионах» 20. 17 июня 2008 г. Д. А. Медведев подписал указ о безвизовом режиме пересечения границы РФ негражданами Латвии и Эстонии, бывшими гражданами СССР21. 7-26 августа 2008 г. происходил военный конфликт в Южной Осетии, в котором непосредственно участвовала Россия.

Южная Осетия — это бывшая территория Грузинской ССР, которая в 1992 г. отделилась в самостоятельное непризнанное государство. Республика имела свое правительство, конституцию, вооруженные силы. Начиная с 1989 г. на ее территории неоднократно происходили кровопролитные этнические столкновения.

Грузинское правительство считало Южную Осетию своей территорией, однако не предпринимало активных действий по восстановлению контроля вплоть до 2008 г. Россия изначально поддерживали правительство Южной Осетии, ее стремление к полной независимости от Грузии. С приходом к власти М. Саакашвили грузинская национальная политика ужесточилась. В ночь с 7 на 8 августа грузинские войска начали интенсивный обстрел столицы Южной Осетии Цхинвал, затем последовал штурм города. В результате атаки более десяти российских военнослужащих миротворческих сил было убито, несколько десятков ранено.

Официальным поводом для атаки на Цхинвал, по заявлениям грузинской стороны, послужило нарушение режима прекращения огня со стороны Южной Осетии, которая, в свою очередь, утверждает, что первой огонь открыла Грузия. Утром 8 августа российская авиация приступила к бомбардировке целей на территории Грузии. 9 августа президент Д. А. Медведев, как Верховный Главнокомандующий, объявил о состоянии войны с Грузией. Глава МИД РФ С. В. Лавров заявил, что причинами ввода российских войск стали агрессия Грузии против неподконтрольных ей территорий Южной Осетии и последствия этой агрессии: гуманитарная катастрофа, исход из региона 30 тыс. беженцев, гибель российских миротворцев и многих жителей Южной Осетии.

Действия грузинской армии в отношении мирных жителей Лавров квалифицировал как геноцид 22. 11 августа российские войска перешли границы Абхазии и Южной Осетии и вторглись непосредственно на грузинскую территорию, заняли ряд важных городов. 12 августа в Москве с рабочим визитом находился Председатель Евросоюза, президент Франции Николя Саркози. Вместе с Д. А. Медведевым и В. В. Путиным они составили шесть принципов мирного урегулирования российско-грузино-осетинского конфликта. 1. Отказ от использования силы. 2. Окончательное прекращение всех военных действий. 3. Свободный доступ к гуманитарной помощи. 4. Возвращение Вооруженных сил Грузии в места их постоянной дислокации. 5. Вывод Вооруженных сил РФ на линию, предшествующую началу боевых действий. 6. Начало международного обсуждения будущего статуса Южной Осетии и Абхазии и путей обеспечения их прочной безопасности (план Медведева — Саркози23). 13 августа после личных переговоров Н. Саркози и М. Саакашвили президент Грузии утвердил предложенный план, за исключением шестого пункта. 16 августа документ подписали Россия, Южная Осетия и Абхазия. Военный конфликт был завершен.

Несмотря на соглашения, 26 августа 2008 г. президент России подписал указы «О признании Республики Абхазия» и «О признании Республики Южная Осетия». Россия признала республики «в качестве суверенного и независимого государства», обязалась установить с каждой из них дипломатические отношения и заключить договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Акт вызвал осуждение Запада и не встретил поддержки стран СНГ. Отношения с Украиной. В 2008 г. на Украине возник кризис власти. 18 января президент В. Ющенко, премьер-министр Ю. Тимошенко (2007-2010 гг.) и спикер Верховной Рады А. Яценюк составили письмо генеральному секретарю НАТО о стремлении присоединиться к плану действий относительно членства в НАТО на саммите в Бухаресте24. О письме случайно стало известно членам Верховной Рады. Депутаты компартии и «Партии регионов» потребовали отозвать «письмо трех» и на 2 месяца заблокировали работу парламента. Верховная Рада возобновила работу, только когда был принят документ: решение о вступлении Украины в НАТО ««принимается по результатам референдума, который может быть проведен по народной инициативе» 25. На Украине возникли противоречия между президентом и парламентом по поводу событий в Южной Осетии.

В. Ющенко выступал с резкой критикой России и в поддержку Грузии, Ю. Тимошенко и другие заняли взвешенную позицию, призывая к прекращению военных действий. Это привело к тому, что президент подписал указ о роспуске Верховной Рады 8 октября 2008 г. В период президентства Д. А. Медведева обострился газовый конфликт с Украиной. Это было вызвано наличием неурегулированной задолженности за поставки газа, а также разногласиями в отношении транзита газа через территорию Украины в 2009 г.

На Украину и в Западную Европу поставляла российский газ компания «РосУкрэнерго». Она имела долги перед РФ, которые требовали с Украины. Ю. Тимошенко потребовала убрать «РосУкрэнерго» с газового рынка и перейти на прямые контракты с РФ. Но это было невыгодно В. Ющенко, поскольку украинская часть компании принадлежала его другу, а также «Газпром у», который владел 50% ее акций. 2 октября 2008 г. Ю. Тимошенко подписала с В. В. Путиным контракт: получать газ без посредников и договориться о цене $ 235 за 1000 м³ при условии совместных экспортных операций с территории Украины. RosUkrEnergo тогда предложила покупать газ для Украины по цене $ 285. В. Ющенко сорвал этот договор.

Тогда Россия с 1 января 2009 г. полностью прекратила поставки газа на Украину и в ЕС. Возникла угроза остановки всего украинского ЖКХ. ЕС потребовал разрешить конфликт и немедленно восстановить поставки газа. 18 января 2009 г. в результате длительных переговоров премьер-министры В. В. Путин и Ю. Тимошенко договорились о возобновлении транспортировки газа на Украину и страны ЕС. Договоренности включали переход к прямым контрактным отношениям между «Газпромом» и «Нафтогазом Украины», введение формульного принципа формирования цены для Украины, характерного для других европейских стран (формула включала стоимость мазута на мировых рынках и т. п.)26. Россия сразу же возобновила поставки газа в Европу. В феврале 2010 г. к власти на Украине пришел В. Янукович.

Премьер-министр Ю. Тимошенко была отдана под суд за причинение ущерба компании «Нафтогаз Украины». Внешняя политика Украины стала направлена на евроинтеграцию и европеизацию параллельно с прагматичным, дружественным сотрудничеством с Россией. Но сближение могло происходить так, чтобы оно не затрагивало «суверенитет» Украины. Идти в будущее Украине и России предполагалось «отдельными путями», поскольку Украине тесно «в шаблоне „русского мира“». 21 апреля 2010 г. президенты двух стран подписали Харьковские соглашения по продлению срока аренды пунктов базирования Черноморского флота РФ в Крыму на 25 лет (после 2017 г.), с возможностью его продления еще на 5 лет (до 2042-2047 гг.).

Затем В. В. Путин объявил о снижении для Украины цены на газ и предоставлении Украине помощи в размере 15 млрд долларов. СНГ. 28 ноября 2009 г. президент России Д. А. Медведев, президент Белоруссии А. Г. Лукашенко и президент Казахстана Н. А. Назарбаев подписали договор о создании на территории России, Белоруссии и Казахстана единого таможенного пространства. Происходят изменения в отношениях с Польшей.

10 апреля 2010 г. потерпел крушение самолет президента Леха Качиньского, который летел в Смоленск на траурные мероприятия, посвященные 70-летию Катынской трагедии. Погибли 96 человек — известные польские политики, высшее командование ВС, общественные и религиозные деятели. Новый президент Бронислав Коморовский взял курс на улучшение отношений и налаживание сотрудничества с Россией. Было подписано соглашение об увеличении поставок российского газа в 1,5 раза по трубопроводу «Ямал». Арабский мир. В 2011-2012 гг. происходит так называемая «арабская весна» 27. Март 2011 г. — гражданская война в Ливии, где сформировалась сильная оппозиция лидеру страны Муаммару Кадаффи.

Началось вооруженное противостояние. Совет Безопасности ООН поддержал оппозицию, принял резолюции о введении эмбарго на торговлю оружием с Ливией, о замораживании счетов, запрете на зарубежные поездки М. Кадаффи и его приближенных, а также о введении бесполетной зоны над Ливией28. НАТО сразу же превысил мандат ООН и начал бомбардировку важнейших объектов Ливии. Затем началась военная интервенция против М. Кадаффи (19 марта — 31 октября), в которой участвовали Великобритания, Франция, США, Канада, Бельгия, Италия, Испания, Дания. Россия изначально осуждала конфликт, но соблюдала нейтралитет. События в Сирии.

В 2011 г. на фоне так называемой «арабской весны» возник крупномасштабный вооруженный конфликт между силами президента Башара Асада и оппозицией, к которой относятся Свободная сирийская армия, курдские регионалисты и различного рода исламистские террористические группировки (ИГ29, Фронт ан-Нусра — местной отделение Аль-Каиды и др.). С самого начала Россия поддержала сирийское правительство, помогая поставками оружия, обучением и военными советниками. С 2011 г. по настоящее время у берегов Сирии постоянно находится группировка российских боевых кораблей. Кроме того, Россия дважды — в октябре 2011 и в феврале 2012 г. — блокировала резолюции в Совете Безопасности ООН, поскольку они давали возможность санкций или даже военной интервенции против правительства Башара Асада. Отношения России с США и странами НАТО. 8 апреля 2010 г. в Праге Россия и США подписали новый договор о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-III). Стороны обязались за семь лет сократить суммарное количество боезарядов на треть по сравнению с Московским договором 2002 г. и более чем в два раза понизить предельный уровень для стратегических носителей.

В целом президентство Д. А. Медведева ассоциируется с изменением действующей Конституции, курсом на модернизацию российской науки и экономики, реформой правоохранительных органов, отменой зимнего и летнего времени, преодолением кризиса 2008-2009 гг., войной в Южной Осетии и признанием ее Россией наряду с Абхазией, газовыми проблемами с Украиной, временным улучшением отношений с Польшей, новым договором по СНВ-III с США.

Заец, Светлана Викторовна. История России. XXI век. Хроника основных событий: учебно-методическое пособие / С. В. Заец; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль: ЯрГУ, 2017. — 48 с.

Недавно президентом России был вновь избран В. Путин, но на протяжении четырех лет страной по крайней мере формально руководил Д. Медведев. Поэтому стоит вспомнить, каким было его президентство.

Многие эксперты считают, что Д. Медведеву так и не удалось выбраться из тени В. Путина, который, вероятно, выбрал его как наиболее слабого (без своей команды) и верного кандидата во временные приемники. В то же время, с приходом Д. Медведева в Кремль в российской политике родилась новая форма двоевластия (правящий тандем), и нельзя сказать, что его правление было совсем уж серым.

Вначале Запад и местные демократы надеялись на то, что Д. Медведев является последовательным либералом, но вскоре стало ясно, что это не так. М. Ходорковский остался в тюрьме, а из правительства был выдворен А. Кудрин, позволивший себе критику чрезмерных государственных расходов на оборону.

Начал Д. Медведев с увеличения срока президентских полномочий до шести лет, а думских - до пяти. В конце же его каденции появился новый (менее жесткий в плане требований к регистрации) закон о политических партиях, и было принято решение вернуться к выборности губернаторов. Однако есть сомнения, что эти меры окажут значительное положительное влияние на российскую политическую жизнь.

Что россияне действительно запомнят, так это решение Д. Медведева о переименовании милиции в полицию. Целью конечно была глубокая реформа системы МВД, однако заметных перемен к лучшему в этой области не наблюдается: в полицейских участках от пыток гибнут люди, а президент переназначает А. Ткачева губернатором Краснодарского края, где в станице Кущевской было совершено жесточайшее массовое убийство, и в криминальную деятельность по-видимому была вовлечена районная прокуратура. Правда доверие главы государства наконец утратил мэр Москвы Ю. Лужков, но великое множество других коррупционеров почему-то продолжают оставаться на своих теплых местах.

В памяти граждан России Д. Медведев останется и как президент из «Твиттера», чем по сути и закончилась провозглашенная им модернизация. Конечно есть еще его любимое детище под названием «Сколково», которое должно стать российским аналогом «Силиконовой долины». Однако перспективы развития данного проекта пока достаточно туманны.

При этом следует признать, что Д. Медведев принял Россию во времена мирового экономического кризиса, но с его последствиями в большей степени боролся премьер В. Путин, тратя накопленные во время своего правления средства. Фактически, Д. Медведев стал президентом конца эпохи стабилизации, который сам лично решил разве что больше не переводить часы.

Во внешней политике у него было несколько сравнительных успехов, граничащих с очевидными неудачами. Война с Грузией стала для Д. Медведева настоящим испытанием, которое он выдержал с честью, представ перед народом в образе «крутого» лидера (хотя злые языки болтают, что всем опять руководил В. Путин). Потом была Украины: ее президенту В. Ющенко Д. Медведев послал широко известное видео обращение, в котором обвинил первого во всех смертных грехах и таким образом «сжег мосты». С новым - якобы пророссийским - главой украинского государства В. Януковичем у Дмитрия Анатольевича поначалу сложились вроде бы хорошие отношения: были подписаны знаменитые Харьковские соглашения по газу и Черноморскому флоту. Но это была первая и последняя победа Д. Медведева на украинском направлении. Как Москва ни пыталась, заставить Украину присоединиться к Таможенному союзу ей пока так и не удалось. И опять начались проблемы с ценами на газ, что привело к очередному тупику в двухсторонних отношениях.

Большое возмущение в российских патриотических кругах вызвала позиция Д. Медведева по Ливии. Тогда Россия воздержалась в Совете Безопасности ООН, после чего даже обычно корректный в подобных случаях В. Путин позволил себе открыто не согласиться с таким шагом: ни сколько из-за потерянных военных и других контрактов, сколько из-за того, что Москва уступила Америке и Европе в принципиальном вопросе.

В случае с Сирией, Ираном и ПРО Д. Медведев (вероятно, под давлением того же В. Путина) уже исправился. Особенно ему понравилось пугать США размещением комплексов «Искандер» в Калининградской области. Сначала Вашингтон вроде бы принял во внимание обеспокоенность России и пересмотрел свои планы по дислокации элементов своей ПРО в Чехии и Польше. Но это, скорее всего, было лишь созданием благоприятного фона для подписания между странами нового договора по СНВ, а потом все началось сначала: американские амбиции и российские угрозы.

Обобщая, можно сказать, что для того, чтобы вспомнить, что же такого сделал Д. Медведев за время своего правления, нужно напрячься. Он старался быть настоящим президентом, но у него плохо получалось: или решения корректировал В. Путин, или он сам совершал ошибки. Однако было заметно, что Д. Медведев хотел остаться. Но В. Путин решил по-другому, а чтобы партнер по тандему не слишком расстраивался, предложил ему пост премьера.