Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звук Э и буква Э. Методическая копилка

Светлана Арсентьева
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звук Э и буква Э»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звук Э и буква Э»

­ Учить детей на слух определять звук Э в ряду гласных;

­ Знакомить с буквой Э э;

­ Работать с обобщенным значением слов;

­ Упражнять в образовании прилагательных от существительных (лисий хвост и т. п.);

­ Развивать пространственную ориентировку;

­ Упражнять в использовании пространственных предлогов.

Оборудование: набор демонстрационных картинок; маски диких животных; зеркала; погремушка, рисунок домика,магнитная доска, колокольчик, фонограмма музыки движения животных (лиса, заяц, белка, волк, медведь)

Ход занятия:

Звон колокольчика.

В. : Э-э-э! Проснитесь побыстрей!

Собирайтесь в путь скорей!

Чтобы было веселей,

Надо нам найти друзей!

Ребята, мне сегодня приснился странный сон. Какое-то непонятное существо нас всех пригласило в гости. Поедем? (ответы детей). Конечно же, мы поедем и поедем мы на лошади. Встаем друг за другом. Двигаемся с подскоками, прищёлкивая языком. Ну что ж,поехали.

В лес поеду на лошадке, теремочек отыщу. (ходим по группе вдоль столов)

­-Тр-р-р! Первая остановка Дождинкино. Как дождик капает? (кап-кап-кап, кап-кап-кап). Давайте все вместе отхлопаем ритм капелек. (///, ///)-3 раза. Поехали дальше с подскоками, прищёлкивая языком.

­-Тр-р-р!Вторая остановка Дорожкино. Отхлопываем ритм топота топ-топ/топ топ-топ/топ (//-/, //-/)

­-Тр-р-р!Третья остановка Болотное. Наши ноги засасывает трясина. Отхлопываем ритм: чап/чап-чап, чап/чап-чап. (/-//, /-//)

­-Тр-р-р!Вот и станция Громово.

Отхлопываем ритм: бах-бах/бах, бах-бах/бах. (//-/, //-/)

Подходим к магнитной доске с нарисованным домиком.

Шли мы, шли, к теремочку подошли. Пальчиковая игра:

Стоит в поле домок (ладони сложить уголком- «крыша»)

Из трубы идёт дымок, (скрестить пальцы)

Он не низок, не высок (не разъединяя пальцы,опустить руки вниз,ладони смотрят в пол, поднять руки вверх)

На дверях висит замок («замок»)

Пальчиковая игра «Замок»

Подули, подули, подули на замочек,

Покрутили, покрутили, покрутили замочек,

Постучали, постучали, постучали замочком,

Подергали, подергали, подергали

И открылся наш замочек.

Ну, вот и открыли мы замок. Проходите в домик, присаживайтесь. (дети рассаживаются)

В. : Странно, но дома никого нет. Ребята, давайте с хозяином поздороваемся, может он нам ответит.

В. : Ой! Кто же это нам отвечает? (Ответы детей).

Я вам загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать и узнаете, кто хозяин этого дома.

Я молчу – оно молчит.

Я кричу – оно кричит.

Ну потеха, ну потеха!

Дразнит нас с тобою… (Эхо). (Ответы детей)

В. : Конечно же ЭХО. Эхо к нам приготовило сюрприз. Видите письмо? Давайте посмотрим, что в конверте. А в конверте картинки. Мы с вами их рассмотрим. (Дети по очереди достают картинки из конверта)

На наборное полотно выставляются по одному картинки на звук Э.

Назови, что нарисовано на картине?

На какой звук начинается слово?

Где находится звук Э: впереди, в середине или в конце?

Есть ли в этом слове еще звук Э? где он находится?

В. : Ребята, вы догадались, про какой звук мы будем сегодня говорить?

Правильно, это звук Э.

Возьмите зеркала. Посмотрим, как у нас у всех получается звук Э.

Что делают губы?- Губы улыбаются.

Что делают зубы?- Зубы виднеются, между верхними и нижними зубами щелочка.

Где находится широкий кончик языка?- Широкий кончик языка упирается в нижние резцы.

Где находится спинка языка?- Спинка языка поднята и слегка напряжена.

Как выходит воздух при произношении звука Э?- Воздух выходит свободно и плавно. Нет препятствий на пути потока воздуха.

Звук Э поется. Значит звук Э какой: гласный или согласный звук? (ответы детей).

Игра на внимание.

В. : А давайте поиграем. Уберите зеркала и приготовьте ладошки. Я буду произносить гласные звуки, а вы, услышав звук Э, хлопаете один раз в ладоши.

В. : Ребята, я хочу вам открыть одну тайну… Звук Э обозначается знаком-буквой Э. А на что она похожа? (ответы детей)

В. : Ребята, кажется, ЭХО заскучало. А давайте мы его развеселим.

1,2,3,4,5- начинаю колдовать,

Начинаю колдовать, деток в зверя превращать. (детям раздаются маски диких животных).

Игра на внимание. Включается по очереди музыка движения животных. Дети под музыку определенного животного выполняют характерные этому животному движения. (Лиса, ежик, заяц, волк, белка, медведь).

Игра «Прятки»

1,2,3,4,5, будем в прятки мы играть. (звучит музыка, дети разбегаются и прячутся за стульчики). Воспитатель подходит к каждому ребенку задает вопрос, а ребенок отвечает.

­ это чье ухо торчит? – медвежье ухо торчит

­ Чей хвост виднеется? – лисий хвост виднеется

­ Чей нос я вижу? – вы видите беличий нос.

­ Чья лапа виднеется?- заячья лапа виднеется…

Игра «Где ты прятался и откуда вылез?»

Детям задаются вопросы:

Где ты прятался? Откуда вылез медведь? (В ответах используются пространственные предлоги – в, на, за, под, с, из-за, из-под)

Игра «Назови свое имя»

В. : Всех ли мы нашли, никого не потеряли? Я иду, иду, иду, погремушку я несу, погремушку ты возьми, свое имя назови. (Детям дается погремушка. Дети по очереди отстукивает по слогам свое «имя»животного: ли-са, за-яц, мед-ведь, лось, бел-ка)

Пальчиковая игра.

Из пальцев, дружок, сложи теремок. (ладони сложить уголком)

Вот это – ворота, вот это – «замок», ладони поставить перед собой-

Вот это – окошко, вот это- труба («очки», руки поднять вверх)

Все дикие звери скорее сюда. (руки вперед, хватательные движения)

Лось здесь рогатый, (ладони скрестить)

И мишка лохматый, (сжимать и разжимать пальцы)

И ёжик колючий, (переплести пальцы)

Бельчонок прыгучий (2 хлопка)

Здесь серенький зайчик (ушки из пальцев левой руки)

Здесь рыженький лис, («мордочка» из пальцев правой руки)

И серый волчонок («когти» из пальцев левой руки)

И серая мышка. («мордочка» из пальцев правой руки).

Всех мы нашли, никого не потеряли.

1,2,3,4,5 начинаю колдовать,

Начинаю колдовать, в деток превращать зверей

(Дети снимают маски диких животных).

С каким звуком мы сегодня познакомились?

Э- какой звук- гласный или согласный? Почему мы этот звук называем гласным?

Назовите предметы на звук Э.

Молодцы. Хорошо мы сегодня поработали, а теперь пора возвращаться в группу. Давайте попрощаемся с Эхом.

Дети: До свидания!

Эхо: До свидания-я-я!

Садимся на лошадку.

На лошадке, на лошадке покататься я хочу,

В сад любимый на лошадке возвращаемся опять.

(Движения с подскоками друг за другом, прищёлкивая языком).

ТЕМА НОД «ЗВУК [Э]»

Цели

Коррекционно-образовательные:

Знакомство со звуком и буквой Э;

Выделение звука [Э] из ряда гласных звуков и начала слова;

Анализ ряда гласных типа ЭУА;

Чтение ряда гласных;

Образование множественного числа существительных.

Коррекционно-развивающие:

Правильное произнесение звука [Э] в словах и предложениях;

Расширение словарного запаса по теме «Осень»;

Употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

Развитие памяти, внимания, логического мышления, мелкой моторики;

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать желание активно участвовать в образовательном процессе.

Оборудование: предметные картинки, картина «Осень в лесу», материал для анализа, доска, маркеры, буквы.

Ход НОД

1.Орг. момент

Сядет тот, кто назовет слово, которое начинается со звука [И] (А, У)

2. Повторение

Что такое звук?

Какие звуки мы знаем?

Какие это звуки? Почему?

д/игра «Какой звук я хочу сказать?» (беззвучная артикуляция)

Как догадались?

Сколько звуков я сказала? (АИ, ИАУ) – анализ

3. Знакомство со звуком [Э]

Сейчас я широко открою рот, широкий язык положу за нижние зубы и скажу Э-Э-Э.

Какой звук я сказала?

Произнесите этот звук хором, по одному.

Как вы думаете, звук [Э] какой? Почему?

Этот звук есть в словах:

Эмма Эхо Электрик Экскаватор Экскурсия

Элла Это Электричество Эскалатор Экскурсовод

Эдик Экран Этажерка Эскадрон Этажи

Д/игра «Эхо»

1-й ряд говорит [Э] громко, 2-й – тихо.

Д/игра «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [Э]»

А-у-и-э-и-у-а-о-э-а-и-э…

Д/игра «Найди и назови»

Дети получают задание найти среди окружающего предметы на заданный звук ([У]: утюг, утка, угол; [Э]: этажерка, экран, электричество, эстамп; [И]: игрушки, игры, инструменты; [А]: абажур, апельсин, автомобиль, алфавит.

4. Беседа по картине «Осень». Образование сущ-х мн. числа.

Дерево-деревья, ствол-стволы, пень-пни, белка-белки, лист-листья, трава-травы, гриб-грибы, берлога-берлоги, птица-птицы, заяц-зайцы, еж-ежи…

б) подобрать слова-действия:

ветер: дует, раскачивает, кружит, завывает…

деревья: растут, качаются, желтеют…

листья: желтеют, осыпаются, кружатся, шуршат…

в) д/игра «Назови ласково»

ветер-ветерок, дерево-деревце, лист-листок, белка-белочка, трава-травка…

5. Связная речь. Пересказ рассказа «Осень в лесу»

После знойного лета наступила осень. Стало холоднее. Птицы улетают в теплые края. Часто моросят дожди. Земля покрыта разноцветными листьями. Белки, ежи и мыши запасают себе корм на зиму. Медведь ищет место для берлоги.. Заяц меняет шубу. Люди собирают в лесу грибы и ягоды. Это время года называют грустным.

6. Буква Э.

Это – Э

С открытым ртом

И большущим языком.

7. чтение АУЭ, ЭИУ, УИА, УЭА…

8.Итог

Какой звук учили?

Какой это звук?

Назвать слова на этот звук.

Назвать имена на этот звук (Элла, Эдик, Эмма)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентации "Звук и буква Э,Ю,Я"

Презентации предназначены для работы воспитателям и логопедам ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста по обучению грамоте....

конспект логопедического занятия звук и буква Э. в подготовительной группе.

Развитие речевого дыхания, мелкой моторики. массаж лица, мимических мышц, артикуляционной моторики, фонематического слуха. Упражнение по развитию произношения и обучению грамоте....

Алёна Болохонцева
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква Э»

Организационный момент :

1. Красками пахнет наш юбиляр

Тысячный дом покрасил. маляр

2. Щуки,окуни,судак,

Наш улов принес. рыбак

3. Нет тельняшки без полос,

кто в тельняшке, тот. матрос

4. Мебель,хлеб и огурцы,

Продают. продавцы.

5. Струны гитары,терпенье,талант

Плюс вдохновенье равно. музыкант

6. Царь сегодня,завтра вор,

Роли все сыграл. актер

7. С книгой кто в руке-писатель

Книги пишет,кто?. писатель

8. Победит огонь коварный

Тот,кого зовут. пожарный

9. К телевизору запчасти

Подберет нам. телемастер

10. В поле комбайнов слышится хор

Хлебный корабль ведет. комбайнер

Основная часть :

Пантомима «Прогулка с лес» . Дети изображают ходьбу по высокой траве, бурелому и кочкам.

Мы зашли далеко в лес и заблудились. (Выразить состояние людей, заблудившихся в лесу.)

Заблудились мы в лесу. (грустно) Эхо! Эхо!

Закричали все «Ау!» (громко) Вот потеха.

Никто не отзывается. (печально) Это эхо каждый раз

Лишь эхо отзывается. Передразнивает нас.

Наше эхо возвращается к нам тихо «Ау! Ау!» Е. Благинина

Нашли тропинку, возвращаемся домой.

Какой первый звук вы услышали в слове ЭХО?

Сегодня мы будем слушать и произносить слова со звуком Э , познакомимся с буквой Э .

Произношение звука в словах .

Дети, сейчас мы отправимся с вами на экскурсию. Что такое экскурсия?

Ответы детей. При затруднении – объяснение педагога.

Вы будете экскурсантами, а я - экскурсоводом. Как называются похожие слова? (Родственные слова.)

Образование относительных прилагательных.

Выходим на улицу. Какие дома вы увидели на улице? (Одноэтажные, двухэтажные, …многоэтажные) – Дополняйте предложения : В доме много… (этажей) . Мы поднялись на пятый (этаж) . Спустились с пятого (этажа) .

Дальше мы поедем на метро. Как называется лестница, которая спускает и поднимает людей в подземную станцию метро? (эскалатор) . Поезда, которые перевозят людей с одной станции до другой называются (электрички) . Почему так называются эти поезда? (Они питаются электричеством) . Какие еще виды транспорта питаются электричеством? (Трамвай, троллейбус) .Давайте подумаем и назовем слова, родственные со словом электричество (электричка, электровоз, электропоезд, электрик)

Выделение звука из стихотворения

Электричество в домах.

Свет горит на этажах.

Экономить надо свет.

Ты запомнил или нет?

Назовите слова со звуком Э . Как вы понимаете слово экономить.

Дальше мы пойдем в магазин, где продаются электробытовые приборы. Показываю картинки, дети называют : (утюг – электроприбор, и т. д.) Почему их называют электроприборами? Можно ли электроприборами пользоваться детям? Почему?

Продолжим экскурсию. Снова поедем на электричке или, по-другому, на электропоезде, только уже не под землей а на земле. Нас приветствует человек, который управляет электропоездом, как его называют? (Машинист) . Есть ли звук Э в слове машинист ? Имя его начинается со звука Э – Эдуард . Он спрашивает, куда мы поехали.

(Мы поехали на экскурсию) Электричка нас привезла за город, чтобы мы посмотрели, как работает вот такая огромная, сильная машина. (Экскаватор) . Что делает экскаватор? Как зовут человека, который управляет экскаватором? (Экскаваторщик) .

Дети нам пришла телеграмма с севера Чукотки . Посмотреть Север нас приглашают северные жители эскимосы. Повторите это слово. В подарок им отвезем эскимо, Что это? (Мороженное – вкусное, сладкое, холодное) . На север полетим в аэробусе. (Аэробус - это огромный самолет. На его борту бывает очень много пассажиров).

Физкультминутка :

Вы устали? Давайте немного отдохнем!

Поскачите, попляшите

Поскачите, помолчите (тссс,

Сядьте тихо, полежите.

Поднимитесь, распрямитесь,

Потянитесь и согнитесь.

Отдохнуло ваше тело

Продолжает наше дело!

Игровое упражнение «Доскажи словечко»

1. На большие расстояния

Мчится он без опоздания

Пишется с конца два С

Называется. экспресс

2. К дальним селам,городам

Кто идет по проводам?

Светлое величество

Это. электричество

3. На лучинке,в бумажке

В шоколадной рубашке

В руки просится само,

Что же это?

4. Укукало,агакало,

Аукало и плакало.

И пассыпалось смехом,

Называется. эхо

Зрительная гимнастика

Раз – налево,

Два – направо,

Три – наверх,

Четыре – вниз,

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир. (Дети выполняют упражнения глазами) .

Знакомство с буквой Э

Воспитатель : Звук Э на письме обозначается буквой Э

С открытым ртом

И большущим языком

2. Над лугами в синеве

Пролетает буква Э

3. Буква Э на С дивится

Словно в зеркало дивится

Сходство есть наверняка,

Только нету языка.

Воспитатель :А теперь ребята попробуем написать букву Э (раздаю карточки с буквой Э )

Пальчиковая гимнастика.

Большой палец встал один,

Указательный - за ним,

Средний будит безымянный,

Тот поднял мизинчик малый.

Встали все - «Ура!» , «Ура!»

На работу им пора.

Заключительная часть :

Ребята, с каким новым звуком мы сегодня познакомились?

Какой это звук ?

Русских слов на букву Э

мало в нашем словаре :

эй, и эх, и эта.

А экватор, эстафета,

электричество, экран

к нам пришли из дальних стран.

Но язык наш к ним привык,

стал богаче наш язык.

Публикации по теме:

Тема: звук [ш] и буква Шш. Задачи: Образовательные: ознакомление со звуком [ш] и буквой Шш. Совершенствование навыков звукового анализа.

Образовательные задачи: 1. Закрепить навыки различения и произношения звука [Щ] в слогах, словах, фразах. 2. Упражнять детей в умении выделять.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Буква Е, звук [Е]» МКДОУ ЦРР ДС №37 с. Чугуевка Чугуевского района Приморского края. Конспект НОД По обучению грамоте в подготовительной группе Тема:.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква Г» Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе Тема: Звук и буква «Г» Цель: создание условий для обеспечения осознания и усвоения.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе «Звук [Ж] и буква Ж» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №9 комбинированного вида» Конспект занятия по обучению грамоте в.


МАДОУ "Детский сад № 148" г. Рязани

Конспект занятия по обучению грамоте детей подготовительной к школе группы

Подготовила учитель - логопед Шитова Н.П.

Тема: «Знакомство со звуком [э]. Буквой Э».

Цель : Закрепление понятий о гласных звуках, их отличительных признаках.

Задачи:

Образовательная задача. Знакомство со звуком [э], буквой Ээ. Формирование навыка чтения слогов и слов с новой буквой Э. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза. Совершенствование навыка печатания.

Развивающие задачи: Развитие фонематического восприятия, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движениями.

Воспитательные задачи. Воспитывать самостоятельность, инициативность, ответственность, доброжелательность.

Оборудование: Магнитная доска, наборное полотно «Алфавит», интерактивная доска, веры гласных букв, предметные картинки, карандаши и тетради по числу детей.

Предварительная работа: разучивание физкультминутки «Это легкая забава…».

Ход занятия:

  1. 1. Организационный момент. Дети стоят около стульчиков.

Логопед. Ребята, посмотрите на доске у нас уже первое задание. Это два желтых кружка, что они обозначают?

Дети. Нужно вспомнить и назвать слово, состоящее из двух слогов.

Логопед. Правильно.

Дети называют по очереди слова и садятся на свои места.

  1. 2. Основная часть.

Логопед. Ребята посмотрите на экран. У нас сегодня гость, но кто же он?

Дети. Это эльф.

Логопед. Совершенно верно, а зовут его Эм. Он хочет с вами поиграть и поэтому приготовил для вас много интересных заданий. Сначала послушайте стихотворение:

Это Элля, Эмма, Эдик

Едут на велосипеде.

На экране появляется картинка с изображением детей на велосипеде.

Логопед. Ребята какой чаще всего звук повторяется в этом стихотворении?

Дети. Звук [э].

Логопед. Правильно. Назовите слова в которых вы его услышали, но называйте их выделяя этот звук.

Дети перечисляют слова.

Логопед. Давайте произнесем этот звук вместе. Обратите внимание, когда мы произносим этот звук, у нас во рту нет преграды. Как вы думаете, звук [э] - гласный или согласный?

Дети. Гласный.

Логопед. Верно. Его можно петь. Давайте сейчас попробуем его пропеть.

Пропевают.

Логопед. Каким кружком мы будем обозначать этот звук?

Дети. Красным.

Логопед на доску помещает карточку с буквой Э, а под неё ставит красный кружок.

Упражнение «Светофор»

Логопед. Сейчас давайте поиграем. Я буду произносить разные звуки, потом слоги и слова, когда вы услышите звук [э], нужно поднять светофорчик.

Для упражнения используется следующий материал: э, п, с, э,а,э; эм, ас, эс, он; эхо, Эдик, Анна, Эмма.

Логопед. Молодцы! Вы справились с этим заданием.

Игра «Четвертый лишний»

Логопед. Эльф Эм приготовил нам следующее задание. Посмотрите на экран и найдите лишнюю картинку.

На слайде изображены: эскимо, арбуз, электричка, экскаватор. Дети вместе проговаривают название предметов и выбирают лишний.

Логопед. Правильно, лишний арбуз, потому что в нем нет звука [э].

Упражнение «Цепочка»

Дети читают слоги, слова по цепочке.

Логопед. Молодцы. Сейчас давайте немного разомнемся.

Физкультминутка:

«Это лёгкая забава»
Это лёгкая забава — Повороты туловища вправо и влево.
Повороты влево-вправо.
Нам известно всем давно —
Там стена, а там окно. Показывают рукой стену и окно.
Приседаем быстро, ловко.
Здесь видна уже сноровка.
Чтобы мышцы развивать,
Надо много приседать. Приседания.
А теперь ходьба на месте,
Это тоже интересно. Ходьба на месте.

Упражнение «Выложи букву»

Логопед. Ребята посмотрите на букву Э. Из каких элементов она состоит?

Дети. Из полукруга и горизонтальной палочки в середине.

Логопед. Верно. Посмотрите, как я пишу новую букву на доске. Сначала пишем полукруг, открытый влево, потом горизонтальную палочку в его середине. Сейчас пробуем выложить букву на бархатной бумаге.

Дети выполняют задание. На листе бархатной бумаги из ниток выкладывают букву Э.

Логопед. Все запомнили, как пишется буква? Сейчас берем в руки карандаши и делаем упражнения для пальцев рук. Раскатываем карандаш между двух ладоней -10 раз. Раскатываем карандаш между кончиками пальцев - 10 раз. Держим карандаш в правой руке большим и указательным пальцем, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем и обратно. Молодцы, а теперь приступаем к работе в тетрадях, пишем с вами букву Э .

После дети пишут букву в тетради.

Логопед. Давайте выполним с вами следующее задание.

Упражнение «Расшифруй слово»

Логопед. Посмотрите на экран. Эльф Эм зашифровал слово, его можно отгадать по первым звукам, каждого слова (слайд на экране с картинками: э кскаватор, с тол, к ит, и голка, м олоток, о бруч )

Дети. Здесь зашифровано слово эскимо.

Логопед. Верно. Давайте запишем это слово и сделаем к нему схему.

Дети. В слове эскимо: первый звук [э] - гласный, обозначаем красным кружком, звук [с] - согласный твердый, обозначаем синим кружком, звук [к’] - согласный мягкий, обозначаем зеленым, [и] - гласный, обозначаем красным кружком, звук [м] - согласный твердый, обозначаем синим кружком, [о] - гласный, обозначаем красным кружком.

Логопед. Молодцы. Справились и с этим заданием. Эльф Эм приготовил вам еще одно задание. У каждого на столе лежат картинки, нужно определить на какой звук начинается название предмета и положить эту картинку к нужной букве.

Дети подходят к столу, на котором разложены буквы. Логопед спрашивает каждого ребенка, чтобы он назвал, что нарисовано у него на картинке, выделив первый звук в названии и положил ее к нужной букве.

3.Заключительная часть .

Логопед. Молодцы, вы все справились с заданиями, который приготовил вам эльф. Ему пора лететь в свою волшебную страну.

Дети прощаются с эльфом.

Логопед. Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались (дети перечисляют ). Вы сегодня все хорошо и активно работали на занятии.

Вспомнить картинки, в названии которых есть звуки Г, К.

2. Разитие общей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания и голоса.

1. Общее расслабление. «Рыбка».

  1. Развитие общей моторики.
  1. Развитие мелкой моторики. «Акула».
  1. Массаж лица.

По общим правилам.

  1. Развитие мимических мышц:

Нахмурить брови;

Подмигнуть;

Втянуть щеки в рот.

6. Развитие артикуляционной моторики. Упражнение:

Для челюсти: резкое откидывание челюсти вниз:

Рассердился язычок,

Крепко стиснул кулачок.

Разбежался сильно он,

Дверь открыл и вышел вон!

Для губ: губы – «художники» (беззвучно произносить звуки а-о-э-и-у – ы).

Для языка: « язык лопаткой», «иголкой», «горбиком», «чашечкой»; выполнение действий по тексту

Посмотри направо,

Посмотри налево,

Посмотри вниз на дорожку – нет ли луж.

Ничего не нашел, домой пришел.

- «Ныряльщики». Дети «превращаются» в «ныряльщиков». Логопед «Сейчас мы спустимся под воду. Вдох через нос («нырнули»), выдох через рот («вынырнули») – 2 раза.

8. Упражнение по развитию произношения и обучению грамоте.

1. Объявление темы.

Сегодня мы с вами познакомимся со звуком Э.

2. Акустико – артикуляционный образ звука.

Изолированное произношение звука Э – хором, индивидуально, с подключением орального, тактильно – вибрационного и акустического контроля.

Характеристика звука.

Звук Э – гласный (воздух выходит свободно через рот, не встречая преграды), обозначается красным цветом.

3. Развитие фонематического слуха.

Поднимите красный флажок, когда услышите звук Э.

4. Связь звука и буквы.

Это – Э

С открытым ртом

И большущим языком.

Отыскивание буквы Э в разрезной азбуке.

  1. Автоматизация звука в слогах.

Звуковой анализ и синтез слогов типа ЭК, КЭ.

Составление их из букв разрезной азбуки, печатание в тетрадях.

  1. Автоматизация звука в слогах, словах, предложениях и текстах.

А) - Подберите имена детей, которые начинаются со звука Э.

(Эдик, Эмма, Эля.)

Б) Назовите картинки, которые выставлены на доске. Деление на слоги слов сложной слоговой структуры (Эскалатор, эскадрилья, экскаватор, эскадрон, электричество). Запись графической схемы.

В) Звуковой анализ слова Эдик, составление этого слова из букв разрезной азбуки.

Г) Составление предложения со словом Эдик по предложенной схеме:

__________ __________ _________ .

Эдик видит эскимо.

Д) Составление этого предложения из букв разрезной азбуки.

Выделение слов со звуком Э из стихотворения.

Электричество в домах,

Свет горит на этажах,

Экономить надо свет.

Ты запомнил или нет?

  1. Физкультминутка. Игра « Запретное движение».
  2. Упражнение по развитию лексико- грамматической стороны речи.

Рассматривание картины с изображением рыбы. Название частей тела рыбы: голова, жабры, туловище, хвост, плавники. Логопед говорит детям, что тело большинства рыб покрыто чешуей и что рыбы живут в воде.

Игра «Назови: чей плавник, чей хвост, чья голова, чье туловище» (образование притяжательных прилагательных).

У щуки: У акулы:

Голова – щучья голова – акулья

Хвост – щучий хвост - акулий

Туловище –щучье плавник - акулий

Плавник – щучий туловище – акулье

  1. Итог занятия и оценка деятельности детей.

С каким звуком мы сегодня познакомились?

Дайте характеристику этому звуку. Где живут рыбы?

Чем покрыто их тело?