Кибальчич николай иванович. © Изобретения и изобретатели России Смотреть что такое "Кибальчич" в других словарях

КИБАЛЬЧИЧ, НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ (1853–1881) – изобретатель, автор первого русского проекта реактивного двигателя и летательного аппарата для полетов людей, социалист-революционер, народоволец.

Родился 19 октября 1853 в г.Короп Черниговской губ. в семье священника, в 1864 поступил в Новгород-Северскую гимназию, но (по настоянию отца) был отправлен в духовное училище, затем в Черниговскую духовную семинарию, откуда в 1869 вновь вернулся в гимназию и окончил ее с серебряной медалью. Уже тогда отличался выдающимися способностями к математике и языкам и в то же время бунтарским характером; в 16 лет категорически порвал отношения с отцом, участвовал в создании тайной библиотеки запрещенных книг при гимназии.

В 1871 начал учиться в Петербургском институте инженеров путей сообщения, полагая, что «для России железные дороги – самый жизненный вопрос; покроется Россия непрерывной сетью железных дорог, и мы процветем…».

В 1873 потерял интерес к железнодорожному транспорту и поступил в Медико-хирургическую академию, бывшую тогда центром студенческого движения Петербурге, тогда же приобщился к движению народников. Участник «хождения в народ». В октябре 1875 попал в тюрьму, обвиненный в хранении нелегальной литературы; в 1878 выпущен под надзор полиции без права завершения образования (с «волчьим билетом»).

Перейдя в 1878 на нелегальное положение, вошел (по приглашению А.А.Михайлова и А.Д.Квятковского) в террористическую группу «Свобода или смерть», входившую в организацию «Земля и воля», в которой возглавил группу, ответственную за производство взрывчатых веществ (нитроглицерина, динамита), за что получил прозвище «главного техника», «агента-исполнителя решений» у товарищей-народовольцев. После раздела «Земли и Воли» на «Народную волю» и «Черный передел», остался в организации народовольцев. На протяжении 1879 изготовил несколько пудов динамита, рискуя взорваться сам во время опытов или быть арестованным на месте производства недозволенных веществ. Одновременно изучал возможности применения пороха для летательных аппаратов.

По словам своего товарища по организации народовольцев И.Ясинского, Кибальчич был «среднего роста, носил черный сюртучок, крахмальное белье, галстук и вообще имел вид европейский. Был не щеголеват, очень опрятен, вежлив и скромен, горделиво скромен… От него веяло холодком. Он располагал к себе, чем-то притягивал, но как будто и отталкивал. Большой лоб, бородка и зачесанные назад густые прямые волосы. Лицо крупное, очень бледное, а на бледном лице два черных бриллиантика – сверкающие, серьезные, спокойно глядящие перед собой глаза. Говорил мало…»

С 1879 Кибальчич – член исполкома «Народной воли». Руководил подпольной типографией, занимался публицистикой (псевдонимы: Самойлов, Дорошенко), став автором одной из программных статей народовольчества «Политическая революция и экономический вопрос» («Народное дело». 5 февраля 1881). Полагая террор лучшим средством борьбы за свои идеалы, весной 1879 вместе с товарищами готовил взрыв царского поезда в Одессе (изобретал запалы, нитроглицериновый «гремучий студень», доставлял взрывчатку в Одессу, рассчитывал последствия взрыва). После неудачи с покушением на царский поезд готовил динамит для взрыва в Зимнем дворце, который передавал А.А.Квятковскому и А.А.Желябову, а они, в свою очередь, строившемуся паркетчиком во дворец С.Н.Халтурину. Весной 1881 на пустыре за Невой, напротив Смольного института в Петербурге, обучал бомбистов обращению с разработанным им снарядом для нового покушения на Александра II. По его расчетам, взрыв, намеченный на 1 марта 1881, должен был уничтожить «все живое в радиусе 15–18 саженей».

На допросах он вел себя мужественно, стремясь превратить их в трибуну для прокламации народовольческих идей. Утверждал, что «террористическая деятельность – не только средство для наказания начальствующих лиц за их преследования социалистов, но и орудие борьбы для достижения политического и экономического освобождения народа». Заявлял: «даю слово, что все мое время, все мои силы я употреблю на служение революции посредством террора!». На вопрос о семейном положении ответил: «Женщины любят, чтобы за ними ухаживали, а я этого не умею, да и некогда мне».

Председатель суда Э.Я.Фукс записал о нем: «Кибальчич – замечательный ум, необыкновенная выдержка, адская энергия и поразительное спокойствие». Находясь в тюрьме, революционер до последней минуты оставался ученым, продолжая работу над проектом создания реактивного ракетного двигателя («проект воздухоплавательного прибора») с твердотопливным многозарядным двигателем импульсного горения. Он также продолжал создавать описание устройства порохового двигателя, рассчитывал габариты пороховых шашек и камеры сгорания ракетного двигателя. Он размышлял над проблемами управления полетом летательного аппарата и обеспечения его устойчивости с помощью крыльев-стабилизаторов, анализировал способы торможения аппарата в атмосфере при спуске.

Однако министр внутренних дел отказался отправить его научные расчеты и записи «рассмотрение ученых, поскольку это могло бы вызвать неуместные толки». Тем не менее, слухи об изобретателе достигли части русского генералитета, и военные (в частности, ген. Э.И.Тотлебен) предложили «засадить» конструктора «крепко-накрепко до конца его дней, но при этом предоставить ему полную возможность работать над своими техническими изобретениями». Это предложение не нашло понимания у властей, намеревавшихся казнить ученого. Накануне казни Кибальчич обратился с письмом к новому императору Александру III , пытаясь убедить его в необходимости изменения политической системы. Письмо до адресата не дошло. Перед самой казнью Кибальчич отказался от исповеди и причастия, вступил в диспут со священником, обосновывая атеистические взгляды.

«Цареубийца» был повешен вместе с другими «первомартовцами» спустя месяц после теракта, 3 апреля 1881 в Петербурге.

Материалы по разработке проекта его ракетного двигателя были опубликованы в 1918 («Былое». 1918. № 4–5). Тогда же стало ясно, насколько близки были его идеи взглядам К.Э.Циолковского . Задолго до Циолковского Кибальчич обосновал выбор рабочего тела и источника энергии космического летательного аппарата, высказал идею о возможности применения бронированных порохов для реактивного двигателя. Он также рассчитал способы обеспечения программированного режима горения пороха, разработал методы сжигания, топливоподающее и регулирующие устройства. Подачу пороховых шашек в камеру сгорания предполагал осуществлять с помощью автоматических часов.

Яркая судьба Кибальчича, романтизация террористов-народольцев как героев борьбы за народное счастье, необычная фамилия натолкнули А.П.Гайдара на создание образа Мальчиша-Кибальчиша. Спустя 15 лет после Великой Отечественной войны в доме, где родился Кибальчич, был открыт его мемориальный музей. В 1966 один из кратеров на обратной стороне Луны был назван его именем, поскольку в области космонавтики идеи Н.И.Кибальчича на много десятилетий опередили свое время.

Лев Пушкарев, Наталья Пушкарева

Николай Иванович Кибальчич был революционером, членом «Земли и воли», агентом Исполкома «Народной воли», участником покушений на Александра II. Будучи в заключении, Кибальчич разработал проект реактивного летательного аппарата.

Николай Иванович родился 31 (19) октября 1853 года в городе Короп Черниговской губернии в семье священника. Начальное образование он получил дома, мать была его первой учительницей.

Когда мальчику исполнилось 10 лет, он поступил в Новгород-Северскую гимназию. Но вскоре ему пришлось оставить ее, поступить в духовное училище, как требовал отец. Через некоторое время Николай был отправлен в Черниговскую духовную семинарию. Кибальчич совсем не хотел быть священнослужителем, он интересовался математикой и языками. Учеба в духовной семинарии не привлекала его. И в 1869 году юноша вернулся в гимназию, блестяще закончил получив серебряную медаль.

Николай Кибальчич стал прототипом литературного героя Мальчиша-Кибальчиша, созданного советским писателем А. П. Гайдаром.

Во время обучения Николай принимал участие в создании тайной библиотеки запрещенных книг при гимназии. У Николая были крайне напряженные отношения с отцом, и в возрасте 16 лет молодой человек совершенно прекратил с ним общаться.

В 1871 году юноша поступил в Петербургский институт инженеров путей сообщения. Он понимал важность железных дорог для России: «Покроется Россия частой и непрерывной сетью железных дорог, и мы процветем. Торговля, промышленность, техника обнаружат изумительный, еще небывалый у нас прогресс, а с ним вместе будут расти и развиваться просвещение и благосостояние народа. Цивилизация в России пойдет быстро вперед; и мы, хоть и не сразу, догоним передовые страны Западной Европы...».

Однако в самом скором времени его интерес к железным дорогам пропал. И поэтому в 1873 году он поступил в Медико-хирургическую академию. Молодой человек не оставался в стороне от общественной жизни и примкнул к народникам. Кибальчич размышлял над тем, как ему поступить: бросить академию и уйти в народ, занимаясь социалистической пропагандой, или же закончить учебу и в дальнейшем, став врачом, служить социалистическим идеалам. Но осенью 1875 года Николай Кибальчич был арестован за хранение запрещенной литературы. По приговору суда он должен был провести за решеткой 1 месяц. Однако ожидание приговора оказалось очень долгим. Молодой человек провел в тюрьмах Киева и Петербурга 2 года и 8 месяцев.

Именем Николая Ивановича Кибальчича в 1966 году был назван кратер на Луне.

В 1878 году Николая выпустили под надзор полиции. Но после освобождения молодой человек был лишен права завершить образование. К тому времени убеждения Кибальчича уже полностью сформировались. Он решил служить революции путем террора: «Даю слово, что все мое время, все мои силы я употреблю на служение революции посредством террора. Я займусь такой наукой, которая помогла бы мне и товарищам приложить свои силы самым выгодным для революции образом. Очень может быть, что целые годы придется работать над тем, чтобы добыть нужные знания, но я не брошу работы, пока не буду убежден в том, что достиг того, чего мне надо...».

В 1878 году Николай Иванович стал членом террористической группы «Свобода или смерть», входившей в организацию «Земля и воля». Он лично стал во главе группы, занимающейся производством взрывчатых веществ.

Народовольцы называли Кибальчича «главным техником», «агентом-исполнителем решений». Организация «Земля и воля» распалась на «Народную волю» и «Черный передел». Николай Кибальчич остался в рядах «Народной воли». Он лично изготовил несколько десятков килограммов динамита, занимался изучением возможностей использования пороха для летательных аппаратов, руководил подпольной типографией.

Николай Иванович считал, что именно террор — это лучший способ борьбы за идеалы. В 1879 году Кибальчич и его соратники занимались подготовкой взрыва царского поезда в Одессе, однако покушение оказалось неудачным. После этого Кибальчич готовил взрыв в Зимнем дворце. В 1881 году, весной, Николай Иванович лично занимался обучением бомбистов, объяснял им действие нового снаряда для покушения на Александра II. Он сам был уверен, что взрыв, который планировался на 1 марта 1881 года, уничтожит «все живое в радиусе 15—18 саженей».

Через несколько дней после убийства царя Николая Кибальчича арестовали как соучастника. На допросах он всячески пропагандировал народовольческие идеи. Кибальчич говорил, что террористическая деятельность является прекрасным средством как для наказания начальствующих лиц за их преследования социалистов, так и для достижения политического и экономического освобождения народа. Председатель суда Э. Я. Фукс писал о Николае Ивановиче: «Кибальчич — замечательный ум, необыкновенная выдержка, адская энергия и поразительное спокойствие».

Когда Николай Иванович был в тюрьме, он работал над проектом создания реактивного ракетного двигателя с твердотопливным многозарядным двигателем импульсного горения. Кибальчич сделал описание устройства порохового двигателя, расчет габаритов пороховых шашек и камеры сгорания ракетного двигателя. Он думал над тем, как можно осуществить управление полетом летательного аппарата, как обеспечить устойчивость аппарата, используя крылья-стабилизаторы. Кибальчич также размышлял над способами торможения трата в атмосфере при спуске.

Исследования Кибальчича были очень интересны. Но министр утренних дел был против того, чтобы отправить записи революционера на рассмотрение ученых. Однако о талантливом изобретателе все же узнал русский генералитет. Возникло предложение о том, чтобы изобретатель остался в тюрьме до конца своих дней, но при этом ему была бы предоставлена возможность заниматься техническими изобретениями. Тем не менее власти приняли решение казнить Кибальчича.

Перед казнью Николай Иванович написал письмо новому императору, Александру III. В письме он говорил о том, что настал необходимость реформ политической системы. Однако император не получил этого письма. 24 марта 1881 года Николай Иванович передал проект своему адвокату В. Н. Герарду с просьбой ознакомить с исследованием ученых-экспертов. Однако экспертиза проекта Кибальчича не проводилась. Проект отправили в секретный архив, там он находился долгие годы.

Много лет спустя, когда в 1918 году разбирали секретный архив царской охранки, был найден «Проект воздухоплавательного прибора Кибальчича. В том же году его опубликовали в журнале «Былое»: Николай Иванович предвидел возможность развития техники, высказал идею создания космического корабля, на котором человек сможет выйти в космос. Примечательно, что Кибальчич предложил эту идею за 22 года до появления работ К. Э. Циолковского. Изобретатель даже описал топливо, которое может быть использовано представил способ автоматической постоянной подачи топлива, исследовал варианты движения ракеты в пространстве. В документах было схематическое изображение летательного прибора и чертежу Создатель проекта считал, что медленно горящие взрывчатые вещества являются той самой силой, которая приведет в движений и поднимает воздухоплавательный аппарат в воздух.

Кибальчич предполагал, что таким веществом может быть прессованный порох. Также он высказывал предположение, что топливом для летательного аппарата могут быть такие взрывчатые вещества, в составе которых есть селитра, уголь, сера. И, по мнению изобретателя, какой-то из составов мог бы оказаться удобнее прессованного пороха. И действительно, много лет спустя появился бездымный порох. Он был более эффективен, чем обычный, к тому же сгорал без остатка.

Изобретатель так описывал принцип действия своего космическое корабля: в нижнем дне цилиндра А есть отверстие С. По оси ближе к верхнему дну цилиндра А устанавливается пороховая свеча К. Цилиндр А стойками прикрепляется к средней части платформы, на которой будет стоять воздухоплаватель. Если свеча К будет зажжена то через очень короткое время цилиндр А будет наполнен горючими газами. Часть этих газов начнет давить на верхнее дно цилиндра. Если давление превзойдет вес цилиндра, платформы и воздухоплавателя, то прибор должен будет подняться вверх.

Сам Николай Иванович писал: «Находясь в заключении за несколько дней до своей смерти, я пишу этот проект. Я верю в осуществимость моей идеи, и эта вера поддерживает меня в моем ужасном положении. Если же моя идея после тщательного обсуждения учеными специалистами будет признана исполнимой, то я буду счастлив тем, что окажу огромную услугу Родине и человечеству. Я спокойно тогда встречу смерть, зная, что моя идея не погибнет вместе со мной, а будет существовать среди человечества, для которого я готов пожертвовать своей жизнью». Изобретатель признавал: «Верна или не верна моя идея — может окончательно решить лишь опыт».

Открытия и изобретения России, Славянский Дом Книги

Изобретатель, автор первого в России проекта ракетного летательного аппарата для полёта человека

При разборке секретного архива царской охранки в 1918 году в деле казненного народовольца Николая Ивановича Кибальчича был найден «Проект воздухоплавательного прибора». В этом же году проект был напечатан в журнале «Былое». На пяти страницах текста в проекте, снабженном двумя рисунками, был изложен гениальный прогноз развития техники и обоснована идея космического корабля с реактивным двигателем, который поможет человечеству выйти в космос.

Идея была предложена за 22 года до публикации К.Э. Циолковским его первой работы «Исследование мировых пространств реактивными снарядами» и за 80 лет до первого полета человека в космос. Автором проекта был 27-летний уроженец маленького украинского городка Короп Черниговской области. На «Проекте» была дата 23 марта 1881 г.

Итак: «Проект воздухоплавательного прибора» бывшего студента Института инженеров путей сообщения Николая Ивановича Кибальчича, члена русской социал-революционной партии:

«Находясь в заключении за несколько дней до своей смерти, я пишу этот проект. Я верю в осуществимость моей идеи и эта вера поддерживает меня в моем ужасном положении. Если же моя идея после тщательного обсуждения учеными специалистами будет признана исполнимой, то я буду счастлив тем, что окажу огромную услугу Родине и человечеству. Я спокойно тогда встречу смерть, зная, что моя идея не погибнет вместе со мной, а будет существовать среди человечества, для которого я готов пожертвовать своей жизнью. Поэтому я умоляю тех ученых, которые будут рассматривать мой проект, отнестись к нему как можно серьезней и добросовестней и дать мне на него ответ как можно скорее.

Прежде всего считаю нужным заметить, что будучи на свободе, я не имел достаточного времени, чтобы разработать свой проект в подробностях, и доказать его осуществимость математическими вычислениями. В настоящее же время я, конечно, не имею возможности достать нужные для этого материалы. Следовательно, эта задача – подкрепление моего проекта математическими вычислениями – должна быть сделана теми экспертами, в руки которых попадет мой проект. Насколько мне известно, моя идея еще не была предложена никем».

Всего в «Проекте воздухоплавательного прибора» пять исторических страничек (и два рисунка) выполненных сухим и конкретным языком, но на этих пяти страничках будущее человечества. Здесь логически изложена система прибора: сам прибор, его схематическая конструкция, найдено топливо, которое дает требуемую энергию, способ его постоянной подачи (автоматически), рассмотрены варианты движения прибора (в том числе в воздухоплавательном варианте) в пространстве, при маневрировании и зависании над определенной неподвижной точкой.

На третьей странице «Проекта» - схематическое изображение «летательного прибора», на пятой – чертежи, которые подтверждают маневренность прибора в пространстве, его возможность двигаться горизонтально и вертикально. На вопрос, какая сила приведет в движение и поднимет вверх воздухоплавательный аппарат, автор «Проект» отвечает: «Такой силой, по моему мнению, являются медленно горящие взрывчатые вещества», и добавляет, что таким веществом может служить спрессованный порох. Это новая страничка в использовании пороха и высказана она впервые в истории техники и космонавтики. Но автор шире смотрит на прессованный порох. Говоря о топливе для летательного аппарата, он отмечает, что ими могут быть взрывчатые вещества, в состав которых входит тоже селитра, сера, уголь, как и порох, но только в другой пропорции или с примесью еще других веществ. «Может быть, какой-нибудь из этих составов окажется еще удобнее прессованного пороха». Предвидения автора оправдались, несколько лет спустя во Франции был изобретен бездымный порох, который был в несколько раз эффективней, так как сгорал без остатка.

В размышлениях автора мы четко видим другой гениальный шаг на пути к многоступенчатой ракете. Такая ракета, если создать условия долгого горения топлива, сможет двигаться не только в воздушном пространстве, но и перемещаться в разряженном и даже космическом пространстве.

«… в цилиндре А, имеющем в нижнем дне отверстие С, устанавливается по оси ближе к верхнему дну пороховая свеча К (так я буду называть цилиндрики из спрессованного пороха). Цилиндр А посредством стоек N прикреплен к средней части платформы R, на которой должен стоять воздухоплаватель… Представим теперь, что свеча К зажжена. Через очень короткий промежуток времени цилиндр А наполнится горючими газами; часть которых давит на верхнее дно цилиндра, и если это давление превосходит вес цилиндра, платформы и воздухоплавателя, то прибор должен подняться вверх».

Описанное выше – классическая схема космического корабля. В «Проекте» разработаны конкретные способы подачи топлива в цилиндр, далее автор обосновывает возможность зависания аппарата над конкретным, заранее выбранным местом, осуществлять движение как вертикально, так и горизонтально и осуществлять посадку. Рисунок на пятой странице поясняет эти рассуждения.

Заканчивая свой «Проект», автор пишет: «Верна или не верна моя идея – может окончательно решить лишь опыт. Из опыта же можно лишь определить необходимые соотношения между размерами цилиндра, толщиной пороховых свечей и весом поднимаемого аппарата. Первоначальные опыты могут быть удобно произведены с небольшими цилиндриками даже в комнате». И далее – цитированные уже строчки: «Я спокойно тогда встречу смерть, зная, что моя идея не пропадет…».

Но судьба «Проекта» была столь же трагичной, как и судьба ее автора. Под проектом обозначена и дата: 1881 год 23 марта. 24 марта Николай Кибальчич вручил «Проект» своему адвокату Владимиру Николаевичу Герарду.

Из выступления Н. Кибальчича на суде: «Я написал «Проект» воздухоплавательного аппарата. Я полагаю, что этот аппарат вполне осуществим. Я представил подробное изложение этого проекта с рисунком и вычислениями. Может случиться так, что я не буду иметь возможности выслушать взгляды экспертов на этот проект и вообще не буду иметь возможности следить за его судьбой. Вполне допустима такая случайность, что кто-нибудь воспользуется этим моим проектом. И поэтому теперь я публично заявляю: проект мой и эскиз его, составленный мною, я передал господину Герарду с просьбой через него ознакомить с проектом компетентных ученых – экспертов. Совесть моя перед Россией чиста».

Но экспертиза проекта не проводилась. Об этом говорит резолюция на сопроводительной записке к проекту: «Приобщить к делу. Давать это на рассмотрение ученых теперь едва ли будет своевременным и может вызвать только неуместные толки».

После казни народовольцев «Проект» был отправлен в секретный архив, где он пролежал 37 лет в «Деле цареубийцы – Николая Ивановича Кибальчича».

Мир не узнал о гениальном проекте, который опередил развитие техники, про великую трагедию и величие духа великого изобретателя, сына Украины Николая Ивановича Кибальчича. Так кто же он – Николай Кибальчич?

Николай Иванович Кибальчич родился в семье священника в небольшом районном городке Короп (ныне Черниговской области). Умный, добрый, чуткий, он уже в детстве выделялся из своих сверстников. Начальное образование он получил дома, его учила мать. Духовное же начало у Николая – от деда, Максима Петровича Иванитского, который в свое время был хорунжим в Запорожском войске и дружил с самим Иваном Петровичем Котляревским. Характер у деда был твердый. Николай Кибальчич, по желанию отца, поступает в Черниговскую духовную семинарию, но через два года оставляет ее не закончив и поступает в Новгород–Северскую гимназию, которую блестяще заканчивает и восемнадцатилетним юношей поступает в Петербургский Институт инженеров путей сообщения. Проучившись там два года, он переходит в Медико-хирургическую академию.

Дальнейшие события в биографии Кибальчича хорошо охарактеризовал и сделал им оценку его адвокат Герард на процессе: «Справедливый приговор, помимо оценки содеянного подсудимым, обязан оценить личность последнего. Я обращаю ваше внимание, господа сенаторы и сословные представители, что в лице подсудимого, а в моем подзащитном Кибальчиче вы имеете перед собой личность выдающуюся. Семнадцати лет Кибальчич заканчивает гимназию с медалью, что указывает на человека, который был одарен от природы прилежанием и способностями, выходящими из ряда. Затем мы видим его студентом института путей сообщений. В 1873 году он переходит в Медико–хирургическую академию, где отмечен блестящими успехами. Но в 1875 году следует арест за хранение нелегальной литературы. Сколь незначительной была вина моего подзащитного, говорит приговор суда – один месяц лишения свободы. Но, дожидаясь этого приговора, Кибальчич просидел в тюрьмах Киева и Петербурга два года и восемь месяцев.

Вот там-то он и встретился с социалистами. Семена их учения попали на благодатную почву – Кибальчич был ожесточен несправедливым заключением. Так само общество толкнуло его на путь борьбы с правительством. После суда Кибальчич не смог вернуться в Медико-хирургическую академию – двум его прошениям о возврате было отказано. И, наконец, третье роковое обстоятельство. В августе1878 года в Петербурге было совершено убийство генерал-адъютанта Мезенцева. В ответ поступила странная административная мера: высылка из Петербурга всех лиц, который года либо привлекались в качестве обвиняемых по политическим процессам, независимо от того, были ли они обвинены или оправданы. Я не буду говорить о несправедливости этой меры, полагая, что она уже осуждена. И вот эта мера толкнула Кибальчича на путь нелегального положения. А отсюда всего один шаг до всяких крайних теорий, даже до террора. Так внешние обстоятельства действительности толкнули моего подзащитного в объятия социал-революционной партии. Когда я явился к Кибальчичу как назначенный ему защитник, меня, прежде всего, поразило, что он был занят совершенно иными делами, ничуть не касающимися настоящего процесса. Он был погружен в изыскание, которое делал о воздухоплавательном аппарате, он жаждал, чтобы ему дали возможность написать свои математические изыскания об этом изобретении. Вот с каким человеком вы имеете дело».

Из последнего выступления Николая Кибальчича в судебном заседании на процессе: «Теперь, пользуясь правом голоса, мне предоставленным, я скажу о своем нравственном отношении к происходящему, о том логическом пути, по которому я шел к известным выводам. Я в числе других социалистов признаю право каждого человека на жизнь, свободу, благосостояние и развитие всех нравственных и умственных сил человеческой природы. С этой точки зрения лишение человека жизни, и не только с этой, но вообще с человеческой точки зрения, является вещью ужасной…».

Но не блестящая речь адвоката Герарда, не образцовое поведение арестованных, наконец, тот факт, что пятеро из них даже не присутствовали при террористическом акте в день покушения на царя, - ничто не спасло подсудимых. Все они вместе с предавшим их Рысаковым, все шестеро были приговорены к смертной казни через повешение.

Третьего апреля в Петербурге на Семеновском плацу были казнены шестеро народовольцев. Среди них и Николай Кибальчич – гениальный изобретатель, автор «Проекта воздухоплавательного прибора», впервые обосновавший идею космического корабля с реактивным двигателем.

Кибальчича улица

Улица Кибальчича проходит от бульвара Красных Зорь и Белевского проспекта (Его название присвоено 7 июля 1993 года и напоминает о существовавшем здесь ранее Белевском поле. Проспект идет от улицы Цимбалина до проспекта Александровской Фермы) до улицы Шелгунова на территории бывшего Белевского поля. Названа улица в январе 1964 года в честь революционера Н. И. Кибальчича.
Одним из специалистов, в начале XIX века работавших «по механической части» на Александровской мануфактуре был англичанин Давид Белль. Его потомки много лет арендовали Александровскую ферму и поля, принадлежащие бывшей Куракиной даче. С тех пор жители деревни Леснозаводской так и называли эти земли – Белевское поле. Сейчас здесь типовые жилые кварталы и несколько малоэтажных домов постройки 1940-х годов. Об историческом названии местности напоминают одноимённые проспект, переулок и карьер, из которого брали песок для железнодорожной насыпи.

Николай Иванович Кибальчич

Родился в 1854 году в городе Короп Черниговской губернии в семье священника. С 1871 года начал учиться в Петербургском институте инженеров путей сообщения, полагая, что «для России железные дороги – самый жизненный вопрос; покроется Россия непрерывной сетью железных дорог, и мы процветем…». В 1873 поступил в Медико-хирургическую академию, бывшую тогда центром студенческого движения Петербурге, тогда же приобщился к движению народников. С октября 1875 до июня 1878 содержался в тюрьме по обвинению в революционной пропаганде.
После освобождения вошёл в группу «Свобода или смерть», образовавшуюся внутри «Земли и воли». Затем стал агентом Исполнительного комитета «Народной воли». Являясь «главным техником» организации, участвовал в подготовке покушений на Александра II – именно он изобрел и изготовил метательные снаряды, которые были использованы И. И. Гриневицким и Н. И. Рысаковым во время покушения на Екатерининском канале. Кибальчичу принадлежит одна из важнейших теоретических статей в народовольческой публицистике – «Политическая революция и экономический вопрос» («Народная воля», 5 февраля 1881 г.), посвящённая соотношению экономики и политики в революционном движении. Она отмечена влиянием марксизма. 17 марта 1881 года арестован и по делу 1 марта 1881 года приговорён к смертной казни. Повешен 3 апреля 1881 года вместе с А. И. Желябовым, С. Л. Перовской и другими первомартовцами.
23 марта 1881 года, находясь в одиночной камере, Н.И. Кибальчич выдвинул идею ракетного летательного аппарата с качающейся камерой сгорания для управления вектором тяги. За несколько дней до казни он разработал оригинальный проект летательного аппарата, способного совершать космические перелёты. Он также рассчитал способы обеспечения программированного режима горения пороха, разработал методы сжигания, топливоподающее и регулирующие устройства. Подачу пороховых шашек в камеру сгорания предполагал осуществлять с помощью автоматических часов. Его просьба о передаче рукописи в Академию наук следственной комиссией удовлетворена не была, проект был впервые опубликован лишь в 1918 году в журнале «Былое», № 4–5. Впоследствии исследованиями в этой области было доказано, что принцип ракетного полета, положенный Кибальчичем в основу своего проекта, вполне применим и для осуществления полета в мировое пространство. Н.И. Кибальчич писал в 1881г.: "Если бы обстоятельства сложились иначе, то ни крови, ни бунта не было бы. ...Ту изобретательность, которую я проявил по отношению к метательным снарядам, я, конечно, употребил бы на изучение кустарного производства, на улучшение способа обработки земли, на улучшение сельскохозяйственных орудий и т.д." Именем Кибальчича назван кратер на Луне.
Тайно похоронен вместе с казненными товарищами на Преображенском кладбище (ныне – "Памяти жертв 9 января"). Братская могила не сохранилась.

ЛИТЕРАТУРА
Бражнин И. Я. Голубые листки. Л., 1957
Иващенко В. И., Кравец А. С. Николай Кибальчич: Ист.-биогр. док. повесть. М., 1995.
Ляшенко Л.M. Революционные народники. М., 1989
Поляков В.А., Кибальчич Ф.А. Николай Кибальчич. М., 1986
Черняк А. Я. Николай Кибальчич – революционер и учёный. М., 1960

Кибальчич

Николай Иванович , русский революционер, народоволец, изобретатель. Сын священника. С 1871 учился в Петербургском институте инженеров путей сообщения, с 1873 - в Медико-хирургической академии. С октября 1875 до июня 1878 находился в тюрьме по обвинению в революционной пропаганде. После освобождения в мае-июне 1879 входил в группу «Свобода или смерть», образовавшуюся внутри «Земли и воли» (См. Земля и воля), а затем стал (август 1879) агентом исполнителем комитета «Народной воли» (См. Народная воля). К. принадлежит одна из важнейших теоретических статей в народовольческой публицистике - «Политическая революция и экономический вопрос» («Народная воля», 5 февраля 1881). К. заведовал лабораторией взрывчатых веществ исполнительного комитета «Народной воли». Являясь «главным техником» организации, участвовал в подготовке покушений на царя Александра II. 17 марта 1881 арестован. По делу 1 марта 1881 приговорён к смертной казни. Повешен вместе с А. И. Желябов ым, С. Л. Перовской (См. Перовская) и др. первомартовцами. Находясь в тюрьме, за несколько дней до казни К. разработал оригинальный проект реактивного летательного аппарата, предназначенного для полёта человека (впервые опубликован в 1918, «Былое», № 4-5). В проекте К. рассмотрел устройство порохового двигателя, управление полётом путём изменения угла наклона двигателя, программный режим горения, обеспечение устойчивости аппарата и др. Именем К. назван кратер на обратной стороне Луны.

Лит.: Черняк А. Я., Кибальчич - революционер и ученый, М., 1960.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Кибальчич" в других словарях:

    Кибальчич, Виктор Львович Дата рождения: 30 декабря 1890 Виктор Львович Кибальчич, более изестный под псевдонимом Виктор Серж (30 декабря 1890, Брюссель 17 ноября 1947, Мехико) русский революционер, деятель коммунистической партии и Коминтерна … Википедия

    Николай Иванович (1853 81), народник, изобретатель. Член Земли и воли, агент Исполкома Народной воли, организатор нелегальных типографий и динамитной мастерской, участник покушений на императора Александра П. В 1881, в заключении, разработал… … Русская история

    Николай Иванович Кибальчич Народоволец, участник покушения на императора Александра II Дата рождения: 31 (19) октября 1853 … Википедия

    Николай Иванович (1853–1881), российский изобретатель, революционер народоволец. Член народнического общества «Земля и воля», агент исполкома «Народной воли». Организовал типографию и динамитную мастерскую. Активно участвовал в подготовке… … Энциклопедия техники

    Кибальчич фамилия. Известные носители: Кибальчич, Виктор Львович (Виктор Серж) русский революционер, деятель коммунистической партии и Коминтерна. Кибальчич, Николай Иванович русский революционер народоволец, изобретатель. См.… … Википедия

    Николай Иванович (19.X.1853 3.IV.1881) рус. революционер народоволец, изобретатель. Род. в Черниговской губ. в семье священника. С 1871 учился в Петерб. ин те инженеров путей сообщения, с 1873 в Медико хирургич. академии. С окт. 1875 до июня 1878 … Советская историческая энциклопедия

    Николай Иванович (19 окт. 1853 – 3 апр. 1881) – рус. революционер народник и ученый. Род. в семье священника в местечке Короп б. Черниговской губ. В 1871 поступил в петербургский Ин т инженеров путей сообщения, в 1873 – в Медико хирургич.… … Философская энциклопедия

    Свящ., дух. писат., сотр. "Чернигов. епарх. вед." 1880 гг. {Венгеров} … Большая биографическая энциклопедия

Книги

  • Пыльца в крови , Кибальчич Фима. К середине третьего тысячелетия человечество создало прекрасную и великую цивилизацию. Это мир парящих городов, домов-флоотиров, искусственных экзопланет, способных подобно межзвездным…