Как научиться чревовещанию в домашних условиях. Феномен чревовещания

Легенды и правда о чревовещателях

Вы когда-нибудь наблюдали работу настоящих чревовещателей? При первом знакомстве с ними кажется, что вы встретились с чудом. А как же иначе воспринимать и интерпретировать происходящее? Непонятно откуда раздается тонкий голос, абсолютно непохожий на голос вашего собеседника. Причем артист сохраняет совершенно невозмутимый вид, на его лице не шевелится ни один мускул, губы плотно сжаты. Он будто бы сам удивлен, откуда доносится голос. Аттракцион этот хорошо известен среди эстрадных иллюзионистов и называется чревовещанием.

Чревовещание (научное название - вентрилоквия) - это способность говорить, не шевеля губами , вследствие чего произносимые слова кажутся исходящими от других лиц.

При чревовещании необычен механизм голосообразования: движения органов ротовой полости производятся так, что для посторонних они незаметны, а губы остаются совершенно неподвижными. Голос при чревовещании отличается меньшей внятностью, монотонностью и ослабленной силой. Такой голос характеризуется высокой тональностью с диапазоном, равным приблизительно одной октаве.

Итак, чревовещание - это просто цирковой фокус, эстрадный иллюзион. Голос при этом образуется теми же самыми голосовыми складками, только чрезвычайно сближенными. "Чрево" тут ни при чем - вовсе не оно является источником звука. А бывают ли другие источники голоса, кроме описанных нами голосовых складок?

Да, бывают, и за примерами далеко ходить не надо. Возьмем самый обычный шепот. Да-да, тот самый шепот, которому посвящено столько прекрасных строк русской поэзии: "Шепот, робкое дыханье, трели соловья." - у Афанасия Фета или "Где сладкий шепот."

Евгения Баратынского. А слова романса Николая Павлова:

Надуты губки для угрозы, А шепчут нежные слова. Скажи, откуда эти слезы - Ты так не плакала сперва?

Или в стихотворении Якова Полонского "Затворница": "Она, дрожа, шептала мне: "Послушай, убежим!" Или у Алексея Плещеева:

Шепчутся листья твои серебристые, Шепчутся с чистой волной. Не обо мне ли тот шепот таинственный Вы завели меж собой?

Пожалуй, цитат достаточно. Вы поняли, что означает шепот для поэта. А что такое шепот с точки зрения оториноларинголога? Некоторые авторы называют шепот шепотным голосом. Это не совсем правильный термин, так как, по существу, во время шепота голоса нет. Этим он и отличается от разговорной и певческой речи. Во время шепотной (безголосной) речи голосовые складки не колеблются. Они сближаются, оставляя между собой значительную щель, через которую свободно проходит воздух и благодаря движениям языка, губ, мягкого нёба формируется в гласные и согласные фонемы. Интересно, что шепотная речь может быть получена у детей только после трех лет.

В нашей клинике проходит обычная ежедневная утренняя конференция. Дежурный врач докладывает о состоянии больных и в конце своего сообщения говорит: "Звонил больной Б., поздравлял весь коллектив клиники с наступающим праздником". Все мы прекрасно помним этого больного - более трех месяцев он находился у нас на лечении по поводу злокачественной опухоли гортани, ему была полностью удалена гортань.

Стоп, стоп, стоп! Я вставил в свой рассказ этот обычный эпизод из жизни клиники далеко не случайно. Не заметили ли вы противоречий в описании событий? Больному полностью удалена гортань, и после этого он разговаривает по телефону. Если отсутствует гортань, а значит, и голосовые складки, то за счет чего может образовываться голос? Даже чревовещатели не могут обойтись без помощи голосовых связок. Мы подошли к очень важной проблеме - проблеме реабилитации голоса после удаления гортани.

Рак гортани, к сожалению, сравнительно частое заболевание среди злокачественных опухолей. Ранняя диагностика и своевременное комплексное лечение (лучевая терапия, хирургическое лечение, химиотерапия) позволяют улучшить прогноз жизни и трудоспособности больного. Хирургическое лечение рака гортани в большинстве случаев связано с удалением гортани. Впервые тотальное удаление гортани произвел в 1873 году известный немецкий хирург Теодор Бильрот. Всего через несколько месяцев после Бильрота, в том же 1873 году П.Я. Мультановский сделал первую в России операцию удаления гортани. С тех пор она прочно вошла в арсенал хирургов и стала надежным средством в борьбе со злокачественными опухолями.

Но, помимо чисто медицинских и хирургических проблем (радикальность удаления опухоли, диагностика возможных метастазов, техника оперативных вмешательств), врач сталкивается еще с одной важной психологической и социальной проблемой. Больные после этой операции полностью теряют функцию речи. Им очень трудно бывает адаптироваться к потере голоса, развиваются сложные психологические конфликтные ситуации, угнетенное состояние.

Вопрос о восстановлении голоса у лиц с удаленной гортанью обсуждался еще в конце XIX века, вскоре после первых операций. Тогда-то впервые и была высказана мысль о возможности развития псевдоголоса (ложного голоса или голоса-заместителя).

Какие же условия необходимы для формирования псевдоголоса ? В основе механизма образования псевдоголоса лежит создание псевдоголосовой щели в пищеводе и выработка ее произвольного смыкания. Поэтому псевдоголос называют еще пищеводным, и именно он и является самым настоящим чревовещателем.

Пищеводный голос был открыт в начале XIX века одним больным, у которого развился паралич голосовых связок. Именно это открытие и было использовано немецким фониатром Гутцманном для создания псевдоголоса у больных с удаленной гортанью. Методика Гутцманна, предложенная им в 1908 году, считается первым научно обоснованным руководством по обучению пищеводному голосу. Наибольшая заслуга в разработке проблемы пищеводного голоса принадлежит чешскому фониатру Зееману, давшему еще в 1919 году ее полное описание и предложившему свою методику обучения, применяющуюся и в настоящее время. В России первой работой, посвященной проблемам пищеводного голоса, была статья Александра Федоровича Иванова "Голос и речь без гортани" (1910).

Основной и наиболее трудной задачей при восстановлении голосовой функции путем перехода на пищеводный голос является доставка воздушной струи. Озвучивание ее совершается относительно несложно, путем колебаний складок верхнего отдела пищевода, имитирующих колебания настоящих голосовых связок. Главная трудность в преодолении привычной зависимости голосообразования от дыхания.

При новом способе продуцирования голоса обе функции нужно отделить друг от друга, освободить их от взаимной зависимости. При пищеводном голосе воздух, поступающий из легких, не только не участвует в голосообразовании, но даже мешает ему, заглушая своим шумом получаемый голос. Цель упражнений заключается в создании независимого функционирования двух этих механизмов - дыхания и голосообразования.

Другая трудность в решении проблемы попадания воздуха в пищевод. Для этого необходимо освоить прием, сводящийся к тому, чтобы воздух из полости рта попадал в пищевод, а затем мог немедленно извергаться наружу, продуцируя звук при прохождении между складками устья пищевода. Вначале пищевод удается заполнить очень небольшим количеством воздуха (всего около 5 миллиметров), поэтому фразы получаются очень короткими. Однако в дальнейшем при увеличении количества воздуха достигается и большая длительность фразы.

Формирование озвученной речи - это процесс, требующий большой настойчивости и терпения как больного, так и педагога-логопеда. Для усвоения отдельного звука требуется различное по продолжительности время - от нескольких минут до недели. Произнесением отдельных слов можно овладеть за несколько дней или недель, а произнесением фраз различной длительности - в период от 1 недели до 3 месяцев. Полной воспринимаемости окружающими речи больного без особых усилий с его стороны можно достичь за 3. 6 месяцев.

Однако некоторые больные с удаленной гортанью не могут овладеть пищеводным голосом или овладевают им в недостаточной степени. Других больных такой голос не устраивает или они не могут обучиться псевдоголосу вследствие глухоты или тугоухости. Иногда бывают и органические причины, препятствующие формированию пищеводного голоса - распространение опухоли на пищевод, хирургическое удаление верхней трети пищевода. В целом по всем перечисленным здесь причинам около 30 процентов больных не могут овладеть пищеводным голосом. Что делать в таких случаях? У таких больных можно использовать голосовой протез.

Голосовыми протезами или искусственной гортанью называют аппараты, производящие звук, заменяющий нормальный голос гортани при разговоре. Звук, издаваемый голосовым протезом, преобразуется в речь с помощью языка, губ, мягкого нёба, точно так же, как обычный или пищеводный голос. Вся разница в том, что там источником звука являются колебания голосовых связок или складок пищевода, а здесь - искусственная вибрация.

В электрических голосовых протезах звук продуцируется механическим вибратором, питающимся от батареи или аккумулятора, помещенных в самом аппарате. Продуцируемый звук обладает постоянной тональностью, но аппарат располагает возможностью настройки звука на более высокую или более низкую тональность. Речь больного хорошо понятна, но не громкая и не очень приятна на слух, вследствие монотонности и носового оттенка. В качестве примера такого электрического протеза можно назвать выпускаемый в СССР аппарат "Голос". Мембрана этого аппарата прижимается к боковой поверхности шеи, колебания, создающие звук, передаются в глотку и ротовую полость, где этот звук преобразуется в речь по нормальному механизму артикуляции.

В пневматических голосовых протезах звук производится мембраной (чаще всего резиновой), приводимой в действие струей воздуха, выходящего из легких во время выдоха. Вибрирующая пластинка вмонтирована в трахеостому (отверстие в трахее, через которое осуществляется дыхание после удаления гортани), и получаемый звук по трубке отводится в ротовую полость. Звук, продуцируемый этим прибором, достаточно приятен и более схож с естественным голосом благодаря возможности модулировать его по силе и до известной степени по тональности. Однако пневматические протезы в настоящее время применяются все реже, уступая более удобным - электрическим.

Мы рассказали о голосовых протезах, построенных по традиционному принципу - создание искусственного источника звука с дальнейшей его трансформацией в речь с помощью обычных механизмов артикуляции. Однако существуют и нетрадиционные взгляды на проблемы восстановления голоса. Так, американская фирма "Эйч-си электронике" в 1978 году разработала специальный портативный синтезатор речи. В основанной на микросхемах памяти прибора записано 45 звуков английского языка, 13 самых употребительных приставок и суффиксов, некоторое количество слов и даже 16 коротких фраз (типа "меня зовут."). Нажимая соответствующие клавиши, можно строить из этих блоков и полуфабрикатов нужные предложения, переводя их в кратковременную память синтезатора. После нажатия клавиши с надписью "говори" машина выдает набранную фразу. По утверждению фирмы, она способна произвести практически любое английское слово.

Таким образом, от рассказа о фокусах иллюзионистов-чревовещателей мы с вами подошли к очень важной медицинской и социальной проблеме - проблеме восстановления полностью утраченного голоса. И мы увидели, она решается совместным трудом оториноларингологов, педагогов-логопедов, инженеров-конструкторов, создателей новой техники. В целом проблема уже решена, но точку ставить рано. Может быть, в ближайшем будущем мы узнаем о новых, технически оригинальных методах создания искусственного голоса. А оттуда останется всего лишь шаг до создания "говорящих" машин.

Чревовещание – полезный прием, которым нужно овладеть, если вы планируете практиковаться в вентрологии или если желаете мгновенно разыграть своих друзей добродушным фокусом. Удачное чревовещание зависит от способности вашего голоса звучать на расстоянии, а также умения предотвращать движение губами и челюстями без надобности. Также, при этом нужно уметь использовать невербальные сигналы, чтобы перенаправлять внимание слушателя от вас к другому месту. Здесь описывается все, что нужно знать для овладения этой техникой.

Шаги

Часть 1

Тренировка эффекта отдаленности
  1. Вдохните. Сделайте глубокий вдох, вбирая в себя столько воздуха, сколько возможно.

    • Реальная практика чревовещания также известна как «эффект отдаленности», потому что она изменяет ваш голос так, будто он идет издалека.
    • Чтобы чревовещать своим голосом, вам нужно полагаться на давление, которое идет от выдавливания большого количества воздуха через узкие проходы. Таким образом, основной самый важный первый шаг – это набрать много воздуха в ваши легкие.
    • Потренируйтесь глубоко вдыхать, чтобы это было незаметно и беззвучно. Еще больше тихо вдохните через нос, чтобы избежать «задыхающегося» звука от глубокого вдоха через рот.
  2. Поднимите свой язык. Расположите заднюю часть языка так, чтобы он почти касался вашего мягкого неба.

    • Мягкое небо – это та мягкая его часть, что находится около горла.
    • Задействуйте заднюю часть языка, а не его кончик. Ваш язык должен находиться около мягкого неба, но на самом деле не касаться его.
    • Это действие перекрывает большую часть горла. Открывание вашего горла должно быть сужено так, чтобы воспроизводить приглушенный голос, который требуется для этого эффекта.
  3. Напрягите вашу диафрагму. Втяните ваш живот, чтобы сжать диафрагму, и сдавите его чуть ниже легких.

    • Диафрагма – это мышца, расположенная непосредственно под легкими. Она играет важную роль при вдохе и выдохе, самые глубокие вдохи вы делаете с помощью диафрагмы.
    • Т.к. диафрагма находится под легкими и вокруг верхнего отдела живота, напряжение или сжимание мышц в средней части также сожмет и диафрагму.
    • Оказание давления на область ниже ваших легких сужает проход из легких ко рту и носовой полости. Это сужение предоставляет возможность лучше контролировать свой голос и имеет важное значение для захвата его внутри вашего горла.
  4. Выпустите стон. Медленно выдохните, чтобы получился звук стона по мере того, как дыхание покидает горло.

    • Сжав свои дыхательные пути, вы поймаете свое дыхание вокруг гортани. Полученный стон будет заблокирован внутри горла и будет звучать как на расстоянии.
    • Тренируйтесь в стоне таким образом несколько раз, до тех пор, пока не будете чувствовать свободно то, как стонущие звуки заблокированы и звучат на расстоянии. Вдыхайте глубоко каждый раз и сжимайте также свои мышцы, отпуская свое горло, когда начинаете чувствовать боль и напряжение в нем.
  5. Произнесите звук «ах». Повторите приемы вдоха и сжимания, которые вы применяли при воспроизведении стона. Вместо низкого стона используйте простой открытый звук «ах».

    • Звук «ах» должен быть длинным. Начните произносить его, как только начали выдох, и продолжайте, пока не выдохнете весь воздух из легких.
    • Следует отметить, что звук, однако, не должен быть громким. Во всяком случае, вам следует ожидать, чтобы звук казался приглушенным, т.к. это часть того, что делает его звучащим издалека. Тренируясь, со временем вы постепенно будете работать над тем, что звук станет громче. Для начала, однако, сосредоточьтесь лишь на захвате звука в вашем горле.
    • Продолжайте тренироваться в технике произнесения звука «ах», пока не будете делать это свободно. Прекратите, если почувствуете боль или першение в горле.
  6. Замените «ах» на «помогите! » Когда вы научитесь свободно произносить «ах», повторите приемы дыхания и сжимания, при этом заменяя «ах» на выражение «помогите».

    • «Помогите» – распространенная фраза в вентрологии, т.к. чревовещание часто используется при создании иллюзии говорящей куклы схваченной за грудь или пойманной в коробке. Вы можете, впрочем, использовать и другие фразы, как «Выпустите меня» или «Сюда!» Выбранные слова зависят от вас, но лучше, если они будут простейшими, т.к. при чревовещании напрягаются ваши мышцы.
    • Повторяйте эту фразу так часто, как это необходимо, пока не будете довольны результатом в виде получающегося звука.
  7. Ограничьте время тренировок. Практика должна занимать самое большее 5 минут.

    • Остановитесь сразу, как только почувствуете боль или сильное напряжение в горле или легких.
    • Ваша гортань, голосовые связки и горло в целом работают в необычном порядке. Для предотвращения повреждений или сильного их напряжения ваши тренировки должны быть краткими и иметь целенаправленный характер.
    • По мере того, как вы набираете опыт, вы будете способны тренироваться и немного дольше, но все же ваши практические занятия всегда должны быть достаточно короткими.

    Часть 2

    Маскируйте свой рот
    1. Контролируйте ваши губы. При чревовещании используются три основных положения губ: расслабленное, улыбка и открытое положение.

      • Расслабленное положение получается путем размыкания ваших губ. Пусть челюсть свободно свисает так, чтобы верхний ряд зубов отделялся от нижнего, вместо того, чтобы быть сомкнутыми.
      • Положение улыбающихся губ является распространенным в вентрологии, но не так часто используется, как расслабленное и открытое положение для создания «эффекта дальности». Изобразите улыбку, удерживая челюсть и губы отдельно для расслабленного положения. Натяните мышцы в уголках ваших губ, растягивая губы в легкую улыбку. Ваша нижняя губа вытянется наружу чуть больше, чем для обычной улыбки.
      • Открытое положение отлично подходит для случая, когда вы пытаетесь шокировать или удивить, но при этом может быть замечено некоторое движение языка. Держите рот разинутым так, чтобы было заметно, что нижняя челюсть отделена от верхней. Уголки ваших губ при этом держите слегка поднятыми, по существу, создавая более открытую версию положения улыбки.
    2. Тренируйтесь на легких звуках. Легкие звуки могут быть воспроизведены при минимальном или абсолютном отсутствии движения челюстью. Практикуйтесь с каждым из этих звуков перед зеркалом, пока вы не будете уверенно воспроизводить их без лишних движений ртом.

      • Длинная и краткая версия пяти гласных А, Э, И, О и У относятся к легким звукам.
      • Твердая и мягкая С и твердая и мягкая Г тоже из разряда легких звуков.
      • Другие легкие звуки включают в себя Д, Х, Ж, К, Л, Н, Р,С, Т и З .
    3. Поработайте над сложными звуками, используя положение «переднее нажатие». Сложные звуки, также известные как губные звуки , воспроизводятся измененным положением языка, называемым «переднее нажатие» или «оттягивание».

      • Обычно, вы произносите такие звуки, как Б и М , смыканием на мгновение ваших губ, но это движение слишком заметно и будет сложно убедить других, что речь идет не от губ, а из другого источника.
      • Используя положение «переднее нажатие», ваш язык выступает заменителем одной губы.
      • Кратковременно коснитесь задней части зубов кончиком языка, применяя легкое давление. Делайте это движение каждый раз, когда ваши губы естественно смыкаются для воспроизведения звука.
      • Используйте этот прием для звуков Б, М, П, Ф и В . Заметьте, что они не будут звучать как обычно, но измененная их версия в результате применения этого приема будет наиболее приближенной, которой вы можете достичь без движения губами.
      • Не используйте сильное давление и не дотрагивайтесь языком до неба. Если вы это делаете, ваше Б будет звучать как Д , а ваше М будет звучать как Н .

Учимся возвращать дыхание носом во время речи

Ниже представлено несколько очень простых , позволяющих в очень короткие сроки овладеть носовым дыханием во время речи. Дышите так как Вы дышите обычно до начала выполнения упражнения, а затем строго следуйте инструкциям.

Упражнение 1

Проговаривайте вслух любое стихотворение или читайте любой текст — лучше короткими фразами. Например говорим обычным голосом:

Пауза. Рот закрывается, челюсти не сильно, но смыкаются. При этом двумя руками Вы держите свои губы, так, чтобы они не разомкнулись. Т.е. мешаете губам разойтись. Хотите Вы того или нет – Вам придется вдохнуть носом. После возврата дыхания носом – отпускаем губы и говорим далее:

Когда не в шутку занемог

Пауза. Рот закрывается, челюсти не сильно, но смыкаются. При этом опять двумя руками Вы держите свои губы, так, чтобы они не разомкнулись.

После возврата дыхания носом – отпускаем губы и говорим далее:

Он уважать себя заставил

Пауза. Рот закрывается, челюсти не сильно, но смыкаются. При этом опять двумя руками Вы держите свои губы, так, чтобы они не разомкнулись. После возврата дыхания носом – отпускаем губы и говорим далее…..

Вначале упражнение не должно занимать более 3-5 минут. Желательно выполнять это упражнение 5 – 6 раз в день. Если после проговаривания одной строчки стихотворения у Вас остается много воздуха – то говорите две строчки подряд. Если опять остается много воздуха – говорите подряд три строчки. Но ни в коем случае не старайтесь устанавливать рекорды проговаривания как можно большего числа строк на одном дыхании. Для этого есть далее специальные упражнения на специальных текстах. Здесь же Ваша задача – научиться возвращать дыхание носом во время речи.

Конечно держать губы руками не эстетично. Поэтому это упражнение следует выполнять дома или там где Вас никто не видит. Однако цель упражнения не в том, чтобы приучить Вас держать губы руками, а в том, чтобы у Вас сложилась модель (паттерн) того, как Вы возвращаете дыхание носом во время разговора. Именно эта поведенческая модель должна закрепиться.

Можно модифицировать упражнение так, что губы не держатся руками, а сильно поджимаются в щель слегка приоткрытых зубов. Эту модификацию упражнения можно применять и на людях. И говорить им о пользе возврата дыхания носом.

Упражнение 2

Это упражнение называется «чревовещание». Это очень важное, хорошее, нужное и полезное во всех отношениях упражнение. Автор этого упражнения Анатолий Иванович Попов. Позиция «чревовещания» в дальнейшем используется очень часто в разных упражнениях, в том числе и в пении.

Суть упражнения в том, что любой текст или стихотворение произносится с закрытым ртом. При этом зубы слегка прижаты друг к другу, а губы раскрываются и двигаются так, как они привыкли двигаться при произнесении той или иной буквы. Например: буквы «О» и «У» — губы бубликом сводятся к центру рта, а при произнесении буквы «И» — губы растягиваются в улыбку.

Запомните – и это один из основных принципов системы правильного дыхания – никогда дыхание не должно тратиться до конца. Иными словами – в легких всегда должен оставаться запас воздуха – примерно 1/3 от того, что было в начале речи или пения.

В этом упражнении не нужно следить за губами – они сами будут делать свое дело. Самое важно здесь – внимательно следить только за тем, чтобы челюсти оставались сомкнутыми все время. В таком случае – хотите Вы того или нет – вы вынуждены будете возвращать дыхание носом.

Встаньте так, чтобы спина была прямая. Не сильно распрямите плечи. Не сильно сожмите челюсти. Вдохните носом. Не разжимая челюстей говорите:

Мой дядя самых честных правил

Когда не в шутку занемог

Он уважать себя заставил

Правда у меня была одна ученица у которой были зубы – мягко говоря не очень красивой формы и она ухитрялась со сжатыми челюстями возвращать дыхание ртом прежде всего за счет дыр между зубами. Но этот случай очень и очень редкий. В таком случае надо включать интенсивное внимание или пользоваться упражнением номер 1.

Это упражнение лучше всего выполнять – 5-7 минут

по 5-6 раз в день. Можно чередовать первое и второе упражнения. В этом случае перерыв между упражнениями – полчаса – час.

Подчеркнем, что вначале это упражнение дается достаточно трудно, поскольку оно уж очень непривычно прежде всего по технике выполнения, да и звучание кажется несколько иным. Но на самом деле это легкое упражнение – как только преодолеется первоначальное ощущение неудобства, все дальнейшее пойдет на автомате. Более того, я рекомендую начать читателям начать говорить со своими близкими именно на чревовещании. Представьте себе диктора телевидения – который произнося текст ни разу не откроет рот. Все просто умрут от изумления. А зря. Я сейчас немножко забегу вперед и скажу, что позиция «чревовещания» это и есть основная позиция системы Анатолия Ивановича Попова – «физвокализ». Именно на этой позиции пел великий певец Георг Отс.

Упражнение 3

Это упражнение Ольги Георгиевны Лобановой. Мы дадим это упражнение еще раз ниже несколько в другой модификации. А пока модификация № 1 упражнения Лобановой.

Обычным образом, как Вы делаете это всегда читайте любой текст или стихотворение. Как только Вас потянет на вдох — после двух – трех строчек стихотворения, максимально откройте рот, но не в ширину (по горизонтали), а по вертикали, за счет интенсивного отвода нижней челюсти вниз и назад к шее. При этом язык постарайтесь поставить в такую позицию, как будто бы Вы зеваете. В такой позиции неба и гортани очень широко открываются носовые проходы и возврат дыхания естественно, легко и очень быстро осуществляется носом. Такой прием возврата дыхания используют большинство певцов.

Упражнение вначале кажется очень трудным. Поэтому делать его подряд более 3-4х раз не рекомендуется. Упражнение делать 2-4 раза в день. При выполнении всех упражнений всегда соблюдайте «золотое» правило йогов – последовательность и постепенность.

Подчеркнем, что максимальная эффективность от всех трех вышеприведенных упражнений будет только тогда, когда Вы ни на секунду в течении всех тех часов, когда Вы бодрствуете – будете помнить о том, что дыхание следует возвращать только через нос. В таком случае Вам будет достаточно двух – четырех дней, чтобы был выработан устойчивый навык правильного, профилактического дыхания. Подчеркнем, что такой способ дыхания можно и нужно рассматривать как медитацию. Именно с помощью подобной медитации на процессе правильного дыхания Будда достиг просветления под деревом Бодхи.

Итак – напомним еще раз. Цель всех трех упражнений одна – выработать устойчивый, сохраняющийся навсегда навык возврата дыхания носом во время разговора.

И на этом большинству читателей можно книжку закрыть. Почему? Во-первых – культура дыхания в общении обеспечена. Во-вторых – сделан первый и очень важный шаг на пути выработки основного навыка профилактического дыхания, а также оздоровления организма. УРА!

Успехов!

Источник : О.Ю.Ермолаев-Томин — Профилактическое исцеляющее дыхание

Это удивительное искусство - говорить не раскрывая рта - родилось в Древней Иудее. И хотя с тех пор минуло три тысячи лет, чревовещание (или вентрология) поражает нас не меньше, чем древних иудеев и египтян. Латино-греческое название «вентрология» произошло от слов «вентер» - живот и «логос» - слово. Но говорить животом на самом деле невозможно. Вентрологи, как и все люди, пользуются голосовыми связками.

В конце XIX-начале ХХ вв. среди прочих странных развлечений весьма популярными были выступления кукольников-чревовещателей . Они выходили на сцену с жуткими куклами, которые якобы разговаривали, а их хозяева молчали. У современных обывателей эти куклы не вызывают ничего, кроме страха и отвращения, в то время как 100 лет назад люди умирали от хохота, глядя на выступления «говорящих» фигур.

Однажды в одном берлинском ресторане разыгралась любопытнейшая сцена. Посетителей было мало. В глубине зала за столиком сидел человек средних лет, а у его ног лежала собака, не сводившая с хозяина глаз. Тот отправлял в рот кусок за куском. И вдруг собака ясно и громко спросила: «Что же ты ничего мне не даешь? Я ведь тоже проголодалась». «Можешь и подождать. Марш под стол!» - строго ответил хозяин.

Собака повиновалась, но из-под стола продолжала высказывать свое неудовольствие: «Ты мне всегда говоришь подожди, а потом бросишь голую кость, и все. Пользуешься тем, что я собака. Это просто бессовестно с твоей стороны», Сидевший невдалеке англичанин застыл от удивления. Еще бы! Собака говорила человеческим голосом! Англичанин попросил продать ему говорящую собаку. Хозяин запросил огромные деньги но англичанина это не смутило. Собака, почуяв неладное, стала визжать. А когда англичанин надел на нее ошейник и собрался увести, отчетливо произнесла: " «Ну, раз так, то с этой минуты я не скажу больше ни слова!». И только потом тайна раскрылась: собака была самой обыкновенной, а говорил за нее хозяин, известный немецкий артист-вентролог Шрейбер.

Англичанин Стивен, удивлявший своими выступлениями людей около двухсот лет назад, считается первым профессиональным вентрологом. Сначала Стивен? был. драматическим актером, но заметного, успеха на этом поприще добиться не смог. Слава пришла к нему, когда он стал чревовещателем. «Диалог с головами» - так назывался его номер.

На сцене устанавливались бюсты из папье-маше. Нижняя челюсть у всех была подвижной. Каждый бюст изображал человека, принадлежавшего к какому-нибудь сословию. Были тут придворные врачи, адвокаты, лавочники, крестьяне, рыбаки. Артист прогуливался между бюстами и разговаривал с ними. Бюсты тоже не молчали (за них, понятно, говорил Стивен): бросали реплики, спорили с артистом и друг с другом.

Выдающимся вентрологом был и французский артист Александр Ваттемар. Он приехал в Петербург в 1832 году, затем побывал в Москве и снискал своими необычайно яркими выступлениями широкую известность. Знаменитый знаток старины Михаил Пыляев писал о Ваттемаре: «Много чудесного в народе рассказывали про одного наезжавшего в Петербург иностранца - чревовещателя. Говорили, что раз он довел будочника, стоявшего на часах, до того, что тот стал ломать будку алебардой, полагая, что в углу скрывается нечистый. В другой раз довел бабу, несшую в охапке дрова, до полного отчаяния, разговаривая с ней из каждого полена».

Одним из самых известных чревовещателей был Великий Лестер (Гарри Лестер). Этот человек умел настолько виртуозно говорить с закрытым ртом, что в его практике было немало курьезных и не очень случаев. В то время как другие чревовещатели выступали, посадив куклу на колени, Великий Лестер вышагивал по сцене и пил воду, пока его кукла Фрэнк Байрон-младший «говорила». Однажды над Лестером решили подшутить и налили ему в стакан не воду, а виски. Ни один мускул не дрогнул на лице мастера, в то время как кукла кашляла и отплевывалась.

В другой раз куклу Лестера в 1924 году обвинили в убийстве. Во время представления три старушки умерли от смеха. Когда приехала полиция, то очевидцы утверждали, что это говорила кукла, а губы Великого Лестера не шевелились. Вину артиста не доказали, а вот его «напарнику» досталось больше. Куклу Фрэнка забрали в участок, завели дело, сфотографировали и… навсегда запретили выступать на сцене.

Снимок дочери чревовещателя Эдгара Бергена и его куклы.

Некоторые чревовещатели относились к своим куклам как членам семьи. Кукольник Эдгар Берген настолько был привязан к своему «напарнику», что усаживал его кушать со своей семьей и часто фотографировал с дочерью Кэндис.

Наверное, не было на свете вентролога, которому не задавали бы вопрос: можно ли любому человеку научиться вентрологии или для этого требуются какие-то особенные качества? Раньше считалось (да и теперь кое-кто считает), что вентрологом может стать всякий человек. Было бы желание. Но опыт свидетельствует об обратном. Для того, чтобы говорить не шевеля губами, надо, по меньшей мере, иметь особое строение голосового аппарата. Это - дар Божий. Подтверждением может служить тот факт, что в семьях профессиональных вентрологов дети далеко не всегда оказываются способными к чревовещанию.

По мнению врачей, гортань, голосовые связки одаренного вентролога имеют в своем устройстве какие-то отклонения от нормы, увы, не заметные человеческому глазу. Этого, однако, мало. Чревовещатель должен уметь правильно, экономно расходовать при разговоре набранный в легкие воздух. Дыхание для чревовещателя - настоящее искусство. И научиться ему тоже может не всякий человек.

У обыкновенных людей слова произносятся при участии языка и губ. Вентрологу пользоваться губами нельзя . Он может применить лишь так называемую «внутреннюю дикцию». Она формируется посредством усиленной работы гортани, мягкого неба, языка. И при этом настоящий чревовещатель должен владеть самыми разными голосами: ребенка, старика, мужчины, женщины, найти свой голос для того или иного «говорящего» предмета. Вентролог говорит не шевеля губами. Но это совсем не значит, что лицо его должно быть лишено мимики, выражения. Если лицо актера - застывшая маска, это не чревовещатель.

И еще одно, может быть, самое загадочное качество: способность придавать голосу, как говорят вентрологи, полётность . Опытный вентролог может заставить звук лететь в любом направлении, так, чтобы «заговорили» книжный шкаф, стол, стулья. И зрителям должно казаться, что звук исходит именно из этого предмета.

Смущаясь, Маккабей обращался к зрителям с просьбой не мешать ему, пока он будет разговаривать со своим приятелем Джоном, якобы сидящим на пятом ярусе. Глядя вверх, артист спрашивал: «Джон, ты там?». Не услышав ответа, спрашивал снова: «Джон, ты где?». И тут из партера кто-то выкрикивал густым басом: «Наверху никого нет!». Это, конечно, произносил сам вентролог, но звук слышался из партера.

Маккабей опять просил публику не мешать ему. Тогда из ближнего ряда слышался сердитый женский голос: «Да нас просто дурачат!». И в этот момент со всех концов зала раздавались возгласы возмущенных «зрителей», почем зря ругавших артиста. Понятно, что и эти возгласы тоже произносил разными голосами Маккабей, не раскрывая рта. Он вконец «смущался» и покидал сцену под гром аплодисментов.

Династия вентрологов

Первым русским профессиональным вентрологом был Григорий Михайлович Донской . Он родился в 1865 году, рос в нищете, без отца. Как и многие цирковые артисты того времени, убежал из дома, пристал к балагану и прошел все ступени нелегкого пути к мастерству. Увидев, еще мальчишкой, выступление заезжего вентролога, он решил во что бы то ни стало научиться чревовещанию. Но учиться было не у кого. До всего приходилось доходить самому. В конце концов Донской стал замечательным чревовещателем.

Григорий Михайлович обычно работал с двумя куклами: Джоном - комиком в рыжем парике и Паулиной - дамой в буклях, вечернем платье и в длинных перчатках. Куклы затевали спор, высмеивали друг друга. Донской вмешивался в перепалку.

Потом Донскому пришла мысль ввести в номер живую «говорящую» собаку. Он усаживал ее за стол и вел с ней разговор на пяти иностранных языках! Иллюзия, что собака говорит, раскрывая пасть, была полная. Со своей «чудо-собакой» Донской объехал чуть ли не всю Европу.

Григорий Михайлович прожил долгую жизнь. Умер он в 1956 году в возрасте 90 лет. Конечно, он мечтал, чтобы кто-то из его детей тоже стал артистом-вентрологом. Этот дар проявился лишь у одной из его дочерей - Марии. Она стала замечательной чревовещательницей. А ведь раньше вентрология считалась только уделом мужчин.

Источники с Интернета

Избранное