История монеты на Руси. Старинные царские монеты. Первые деньги на руси Когда начали чеканить монеты на руси

Деньги из желтого драгоценного металла на Руси появились больше тысячи лет назад. Первые монеты «собственного производства», отчеканенные из золота, появились у нас в 10-11 веке, во время князя Владимира, известного нам, как «Красно Солнышко». На всех монетах этого периода заметно влияние византийского искусства. На лицевой стороне изображался обычно великий князь с трезубцем (таким был «коронный» символ киевских князей), на оборотной стороне красовалось изображение Христа Спасителя с Евангелием в руке.

Злотник князя Владимира.

В те времена был период расцвета Киевской Руси, и понятно, чтобы поднять престиж среди народа и сопредельных государств, чеканились золотые монеты. Но затем наступил тяжелый период - татарское нашествие, междоусобицы, смута. Все это закономерно привело к тому, что казна даже самых богатых князей опустела. Соответственно, до конца XV века золотая монета на Руси не чеканилась.

Изготовление собственной монеты путем перечеканки (преимущественно из венгерской) началось при московских великих князьях Михаиле Федоровиче, Иване III Васильевиче. Что интересно, чаще всего эти монеты были не в ходу, а выдавались как награда за воинские заслуги.

Михаил Федорович. Жалованный золотой в три четверти угорского .

Традиция чеканки золотых копеек и червонцев продолжилась при царях. На монетах Ивана IV Васильевича Грозного двуглавый орел помещался на обеих сторонах монеты. Сын Ивана IV, Федор Иванович, на одной стороне монет помещал надпись со своим титулом, на другой - двуглавого орла или всадника.

Федор Алексеевич (1676-1682 гг.). Наградной золотой в два угорских. Новодел.

Схожие типы монет чеканили Лжедмитрий, Василий Шуйский, Михаил Федорович Романов. Алексей Михайлович чеканил двойной червонец со своим поясным изображением.

Дореформенные монеты Петра I, Ивана и Софьи были как с изображениями соправителей, так и просто с двуглавыми орлами на обеих сторонах.

Иван, Петр, Софья. Наградной золотой в один угорский за Крымский поход 1687 г.

При Петре I все изменилось. Золотые монеты вошли в обиход, так как начали чеканиться в промышленных масштабах. Так, чеканились они по строгому образцу, и номинал их при Петре I был непривычным. С 1701 года первый российский император повелел чеканить 1 дукат и 2 дуката.

Дело в том, что первоначально большое количество этих монет делали перечеканом из западных золотых дукатов. Вес 1 дуката колебался, но, как правило, составлял 6-7 граммов. Отличием их от современных денег было то, что на монете не был указан ее номинал. Но русские люди нашли более привычное наименование таким «дукатам» и стали называть один дукат червонцем, а два дуката – двойным червонцем.

Дукат Петра I.

С 1718 года Петр I выпускал 2 золотых рубля. Его жена Екатерина I во времена своего правления также выпускала только двухрублевик из золота. Кстати, тираж был ограничен и достигал около 9 тысяч экземпляров. Поэтому сегодня за двухрублевую монету Екатерины I Алексеевны можно выручить от 90 до 900 тысяч рублей.

Два рубля золотом. Екатерина Алексеевна.

Во время правления Петра II золотые монеты чеканились без номинала, но по привычке назывались червонцами. То же самое было при Анне Иоанновне. За денежку с портретом этой самодержицы сегодня можно выручить от 35 тысяч до 2 миллионов рублей (в зависимости от года и изображения на монете).

Червонец Анны Иоанновны. 1730 г.

В краткое царствование младенца Иоанна IV золотых монет не чеканили: просто, наверное, не успели за несколько месяцев.

Далее, когда ко власти пришла Елизавета Петровна, изготовление золотых денег наконец-то оживилось. Кроме стандартного червонца с портретом императрицы, выпускался двойной червонец. Также были полтина, 1 рубль, 2 рубля. Потом, в 1755 году, к этим монетам добавились империал (10 рублей) и полуимпериал (5 рублей). На новых монетах вместо двуглавого орла на реверсе находится крест из четырех узорных щитов, соединенных пятым. На первых четырех - гербы и символы городов Российской Империи, а в центральном щите - двуглавый орел со скипетром и державой. Империалы чаще всего использовали для внешнеторговых операций.

Империал Елизаветы Петровны. 1756 г.

Петр III среди этого изобилия оставил лишь привычные червонцы, а также империал и полуимпериал. После истории со свержением мужа Екатерина II повелела перечеканить все монеты с портретом Петра III в монеты того же номинала, но со своим именем и портретом. Поэтому монеты времен Петра III очень редки и весьма высоко ценятся. Есть данные, что на аукционах они уходят за суммы, начинающихся от нескольких десятков тысяч долларов.

Павел I, сын Екатерины II, положил начало новой традиции. Деньги теперь чеканились без портрета императора. Он оставил империал, полуимпериал и золотой червонец. Выглядели они непривычно.

Червонец Павла. 1797 г.

При Александре I традиция продолжилась. Среди «золотых» остались лишь империал (10 рублей) и полуимпериал (5 рублей). После победы над Наполеоном в 1813 году Польша вошла в состав России. В связи с этим с 1816 года Александр I начинает чеканку монет (для Польши) на Варшавском монетном дворе. Из золота были 50 и 25 злотых.

50 злотых с портретом Александра I. 1818 г.

Николай I оставил империалы, но прославился тем, что начал чеканить монеты... из платины! Это были первые в мире монеты из платины, выпущенные для повседневного обращения. Выпускались они номиналом 3, 6 и 12 рублей. Тогда, кстати, платина дорогой не считалась и стоила в 2,5 раза дешевле золота. Ее только-только открыли в 1819 году, добыча ее обходилась очень дешево. В связи с этим, правительство, опасаясь массовых подделок, платиновые монеты из обращения изъяло. И больше денег из платины в России никогда не чеканили. А весь лом монет - 32 тонны - продали в Англию. И эта страна долгое время была монополистом по данному металлу. Сегодня на аукционах платиновые монеты Николая I можно продать за 3-5 миллионов рублей.

Платиновые 6 рублей Николая I. 1831 г.

Вернемся к золоту. Преемник Николая I – Александр II, самый демократичный царь и освободитель крестьянства, чеканил только полуимпериала и еще ввел 3 рубля золотом. В стране были реформы, особенных денег на чеканку золотых не было предусмотрено. Видимо, поэтому номиналы снизились.

3 рубля золотом. Александр II. 1877 г.

Александр III оставил монеты того же номинала, но вернул империал - 10 рублей. И повелел чеканить на нем свой портрет. Так традиция портретных червонцев возобновилась. Меняются технические характеристики золотой монеты - она становятся толще, но меньшего диаметра. Монеты из золота Александра III продаются на аукционах за суммы 7-20 тысяч долларов.

Империал Александра III. 1894 г.

Далее у нас остаются лишь золотые времен печально известного последнего царя Николая II. Монеты по 5 и 10 рублей все еще несут скупщикам старины старушки, неведомо где их доселе сохранившие. А поисковики мечтают увидеть в только что выкопанной ямке золотой блеск именно этого царского профиля.

Золотой червонец Николая II.

Вес золотой монеты номиналом 10 рублей до Николая 2 составлял 12,9 грамма. После николаевской денежной реформы вес золотой монеты номиналом 10 рублей был уменьшен в полтора раза и составлял 8,6 грамма. Поэтому золотые монеты стали доступнее и тираж их увеличился.

В новом облегченном «николаевском» весе были отчеканены золотые 15 рублей и 7 рублей 50 копеек. При этом стоимость их невелика, как и стоимость «николаевских» червонцев - около 20 тысяч рублей. Зато встречаются они почаще, чем все остальные монеты, вместе взятые, и шанс отыскать их на копе тоже повыше.

Есть еще «подарочные» монеты времен Николая II. Эти монеты были отчеканены для личного подарочного фонда Николая 2. Даты их чеканок позволяют предположить, что 25 рублей 1896 года чеканили специально к коронации, а 25 рублей 1908 года - к 40-летнему юбилею Николая 2. Цена таких золотых монет достигает 120-150 тысяч долларов.

Вслед за донативными (подарочными) монетами можно выделить совсем необычную, не имеющую аналогов, золотую монету номиналом 37 рублей 50 копеек – 100 франков 1902 года. Согласно некоторым предположениям, таким образом, Николай 2 хотел ознаменовать франко-русский союз, однако другая часть нумизматов более склонна считать, что 37 рублей 50 копеек – 100 франков предназначались для использования в системе казино. По цене такой «золотой» сегодня на аукционах можно найти за 40-120 тысяч долларов.

История последнего золотого царского червонца заслуживает отдельного рассказа.

О нем вы узнаете в следующей статье.

Какие первые монеты на Руси мы знаем? Какими они были? На эти вопросы мы постараемся ответить в данной статье. Практически нет информации в летописях и древних зарубежных источников письменности о существование на Руси монет. Благодаря археологическим раскопкам, мы имеем находки монет того далёкого и смутного времени, становления Российского государства, пока ещё раздробленного на отдельные княжества и племенные союзы, а так же находящиеся под вассальной зависимостью Золотой Орды.
Согласно археологическим находкам мы имеем русские древние монеты трёх регионов: Киевской Руси, княжества Тмутараканского (село Тамань, в Краснодарском крае) и Новгородские. Чеканили монету лишь суверенные государства, показывая свою независимость и власть. На монетах изображали герб государства, княжества, города и имя его правителя.


Первые металлические монеты найденные на Руси (9-12 век) считаются серебрянные монеты зарубежных государств - арабские дирхемы (Центральной и Передней Азии) и денарии Заподноевропейских стран. После принятия Русью христианства, князь Владимир начинает чеканку своих монет.


С одной стороны с изображением великого князя, себя (по своей структуре они подражали Византийским монетам). С другой стороны, герб государства и символ рода Рюриковичей - двузубец. Это были золотые монеты - златники и серебряные - серебряники. Часто в серебряные монеты для экономии металла добавляли медь и свинец. Известны монеты приёмного сына Владимира Святополка, специально для торговли с иностранными государствами его имя чеканили в христианской трактовке, как Петрос или Пётр. Монеты Тьмутараканского княжества подражали греческим (с одной стороны изображение князя, с другой стороны нечитаемая надпись в виде строчек букв на всю монету).


Во времена Татаро-монгольского ига монеты не чеканились, в ходу были слитки серебра - гривны. В форме продолговатого бруска в Великом Новгороде до 200 грамм и шестиугольные Киевские до 160 грамм. Слитки для торговли рубили на равные части, отсюда получилось название нашего рубля. Считается, что вместо мелких монет, в глубинках использовали пряслица, мех животных и даже раковины каури.

Лишь в 1370-80 годах Дмитрий Донской начинает чеканку русских монет и то с большой осторожностью. С одной стороны на монете напечатано имя князя. С другой стороны арабской вязью титул и имя хана Тохтамыша. Монеты стали называться денга, в подражании татаро-монгольским. В 15 веке на русских монетах уже не чеканят имена и титулы ханов. Но государство раздроблено на мелкие части, идут междоусобные войны и конфликты. Каждое княжество чеканит свою монету. Это маленькие серебряные монеты с ноготок, в простонародье чешуя. Измеряют её чаще всего на вес. Так же были и медные монеты - Пула, потому что серебра на Руси не хватало, но это сильно не нравилось простому народу и большой ценности они не имели.



Интересные материалы сайта

Монеты в Древней Руси известны с I в. н. э., это были разные монеты, как собственной чеканки, так и привозимые из-за рубежа. Славяне издревле торговали со многими инородцами и поэтому на Руси можно было встретить как русские рубли и гривны, так и немецкие талеры и арабские дирхемы. Современные историки говорят, что деньги на Руси появились в XIV веке, но в то же время, они сами себя опровергают, когда говорят что славяне торговали с иноземцами ещё до начала новой эры.

Первые упоминания о исконно русских славянских монетах встречаются в летописях Новгорода и Киева, где встречаются названия куны, ногаты, резаны и гривны. Предположительно 1 гривна кун = 20 ногатам = 25 кунам = 50 резанам = 150 вевериц. Векша (белка, веверица) — самая мелкая денежная единица Древней Руси, 1/3 грамма серебра. На Руси сложилась т.н. «кунная система мер, весов и денег». Куна - серебряная монета (2 г серебра), название которой произошло от шкурки куницы, ходового менового товара. Со временем куна уменьшилась вдвое и составляла 1/50 гривны-куна до начала XV века.

Торговля Руси с Римом началась в начале первого тысячелетия новой эры. На территории Украины и Белоруссии нередко находят клады серебряных монет с изображениями римских императоров и с латинскими надписями. Это римские денарии I—III вв. н. э. Так как торговля у славян в то время развита была очень сильно, римские денарии использовались повсеместно. Римские денарии — название римских серебряных монет времён Республики и первых двух веков Империи, одних из наиболее распространённых монет на территориях, находившихся под властью или влиянием Рима. Римский денарий соответствовал греческой драхме, поэтому греческие авторы обычно и в рассказах о римской истории заменяют денарий словом драхма. Само слово драхма происходит от ассирийского (русского) «дараг-мана», т.е. дорогая мена, обозначающая 10 грамм серебра. Скорее всего, римские денарий тоже происходил от этого слова, потому что он так же, как и драхма обозначал серебряную монету и созвучен по произношению. Поэтому, говорить от том, что названия римские денарии и греческие драхмы были иноземными монетами для славян, по крайней мере, глупо. Даже восточные дирхемы в VIII—IX вв. на Руси — крупные серебряные монеты с арабскими надписями, название которых также есть искаженное слово драхма. Дирхемы чеканились в арабском Халифате, а оттуда арабские купцы привозили их на территорию Киевской Руси. Здесь дирхем получил русское название: его стали называть куной или ногатой, половинку куны — резаной. 25 кун составляли гривну кун. В конце X в. в арабском Халифате сокращается чеканка серебряных дирхемов и приток их в Киевскую Русь ослабевает, а в XI в. прекращается совсем.

Впоследствии, на Русь начинают ввозить западноевропейские монеты, которые назывались так же, как когда-то римские,— динарами. На эти тоненькие серебряные монеты с примитивными изображениями правителей были перенесены русские названия монет — куны или резаны.

Широко распространены были русские монеты — златники и серебреники, которые поначалу чеканили в Киеве. Археологи находят серебреники I-VI вв. На монетах изображался великий князь киевский и своеобразный государственный герб в форме трезубца — так называемый знак Рюриковичей.
Надпись на монетах князя Владимира (980—1015) гласила: «Владимир на столе, а се его сребро», что значит: «Владимир на престоле, а это его деньги» (рис. 2). Долгое время на Руси слово «сребро» — «серебро» было равнозначно понятию денег.

В XIII в. на Московию обрушились казаки из Золотого Ордена, Сибирской Руси, или т.н. Великой Тартарии. Причиной их похода стало разложение элиты Московского и западных русских княжеств, зависимость их о западных соседей, Польши и Литвы, насильственной христианизации Правь славящих славян, живших в Московии. Многие стольные города западных княжеств были разрушены, торговля заглохла. В эти тяжелые годы в Московии все монеты привозили из Сибири. Были правда и гривны киевские, шестиугольные слитки весом около 160 г., и новгородские, в форме длинного бруска весом около 200 г. В XIV в. на западной окраине русских земель обращались «пражские гроши», чеканившиеся в Чехии, да на восточной окраине, в нынешних Рязанской, Горьковской, Владимирской областях, встречались восточные дирхемы — небольшие серебряные монеты без изображений, с арабскими надписями.

С XII века появляется основная русская денежная единица — рубль, название которой живо до сих пор. Рубли были частями гривны или кусками серебра с зарубками, означавшими их вес. Каждая гривна разделялась на четыре части; название же рубль произошло от слова «рубить», потому что прут серебра в гривну весом разрубался на четыре части, которые и назывались рублями. Рублем стали называть новгородский серебряный слиток, а половину серебряного слитка — полтиной. В XIV в. одним из первых начало чеканку Московское княжество при знаменитом князе Дмитрии Донском (1359—1389). На монетах этого князя мы видим изображение воина с боевым топором в руках, рядом помещено имя князя — Дмитрий. Надпись сделана русскими буквами. Но другая сторона монеты подражает сибирским деньгам, которые были в обращение в Сибири, Великой Тартарии. До сих пор в Средней Азии, остались наследники русских сибирских монет - тенге в Казахстане и тегрег в Монголии.

Монеты различных княжеств отличались друг от друга и весом, и внешним видом.
На новгородских монетах лаконичная надпись гласила: «Великого Новагорода». На монетах Пскова помещалась надпись: «Деньга псковская». На монетах Новгорода и Пскова мы не видим княжеских имён, так как высшая власть в этих городах принадлежала вечу. На монетах Рязанского княжества изображался своеобразный герб княжества, значение которого еще не разгадано, и имя правящего князя. На тверских монетах — сцены охоты.
Основной русской серебряной монетой XIV—XV вв. стала деньга; это слово, несколько измененное (деньги), получило в русском языке более широкое значение.

Кроме серебряных монет в некоторых больших городах чеканились монеты из меди — пулы. Существует медная монета с изображением птицы и надписью: «Поуло московское». Серебряные и медные монеты чеканились из проволоки, которая резалась на кусочки определенного веса (меньше 1 г).
Эти кусочки проволоки, предварительно расплющенные, чеканились чеканами, на которых были вырезаны изображения и надписи.

По мере объединения русских княжеств в единое государство пестрота в весе и внешнем виде русских монет стала затруднять торговлю. В 1534 г. в Русском централизованном государстве проводится денежная реформа. Были оставлены три денежных двора: Московский, Псковский, Новгородский, где чеканилась общегосударственная монета только одного типа.

Это были копейки, деньги (1/2 копейки) и полушки (1/4 копейки). На копейках изображался всадник с копьем (откуда и произошло название «копейка») и надпись: «Царь и князь великий Иван всея Руси», на деньгах — всадник с саблей и надпись: «Царь и князь великий Иван», на полушке — птичка и слово «государь». 100 копеек составляли рубль, 50 — полтину, 10 — гривну, 3 — алтын, однако все денежные единицы, кроме копейки, деньги и полушки, были только счетными понятиями.

С 1534 г. русские монеты оставались неизменными до конца XVII в. Менялись только имена царей в надписях.
С того времени до наших дней сохранилась система счета (100 копеек составляют рубль) и названия основных денежных единиц (наши рубль, полтинник — 50 копеек, пятиалтынный — 15 копеек, гривенник — 10 копеек, копейка).

В годы польско-шведской интервенции в начале XVII в. русская денежная система пережила тяжелое потрясение. Захватчики провозгласили русским царем польского королевича Владислава и начали чеканить в Москве монеты очень низкого веса с его именем.
В Ярославле правительство Ополчения под руководством Минина и Пожарского в противовес монетам интервентов чеканило монеты с именем царя Федора Ивановича, умершего еще в 1598 г., последнего законного царя династии Рюриковичей.

В 1613 г., после избрания на престол Михаила Романова, прежняя денежная система была восстановлена.

В 1654 г. началась чеканка крупных номиналов — рублей, полтин, полуполтин, алтынов, так как мелкие монеты были неудобны при крупных торговых расчетах. В России грош впервые чеканен в 1654 году, при Алексее Михайловиче, и приравнен к 2 копейкам. Рубли чеканились из серебра, похожие на них полтины — из меди, полуполтины — из серебра; затем появились так называемые ефимки с признаком — западноевропейские талеры с надчеканкой штемпеля и даты —1655. Ефимок - русское название западноевропейского серебряного талера. Название «ефимок» происходит от названия первых талеров, чеканившихся в городе Йоахимсталь в Богемии (сейчас — Яхимов в Чехии) — Йоахимсталер (Joachimsthaler). Эти монеты в большом количестве начали ввозиться в Россию начиная с XVI века и использовались как сырьё для чеканки собственных серебряных монет. Население неохотно пользовалось этими необычными для него деньгами, чеканить их было трудно.

Вскоре начали чеканить медные копейки, которые по внешнему виду ничем не отличались от серебряных. Медные копейки приказом правительства были приравнены к серебряным. Это было очень выгодно для казны и невыгодно для народа. В то время шла война с Польшей, народ страдал от общего хозяйственного разорения. Деньги обесценились, продукты сильно подорожали, в стране начался голод.
В 1662 г. в Москве вспыхнуло народное восстание, которое вошло в историю под названием «медный бунт».

Напуганное правительство в 1663 г. отменило новые деньги. Возобновилась чеканка серебряных копеек, денег и полушек.
Лишь в начале XVIII в., при Петре I, русские монеты были наконец изменены. С 1700—1704 гг. стали чеканить серебряные рубли, полтины (560 копеек), полуполтины (25 копеек), гривны (гривенники, 10 копеек), алтыны (3 копейки), медные копейки, полушки и полуполушки. Из золота чеканились червонцы, 10 рублей. Они чеканились не из проволоки, как в XIV—XVII вв., а на специальных монетных заготовках — кружках. В таком виде русская денежная система без особых изменений просуществовала до XX в.

Создание монет - одно из самых древних искусств. И как любой вид искусства, оно развивалось вместе с человеком. За долгие года менялись взгляды на прекрасное, совершенствовались технологии, менялась и обстановка и в мире. Все это отразилось и на истории чеканки монет.

Сейчас изготовление монет - это практически полностью автоматизированный процесс. Но как человек пришел к этому, и какие этапы прошло это древнее искусство? В этой статье мы « пройдемся » по истории чеканки монет. Расскажем, где появились первые монеты, чем прославились старые мастера-медальеры, и как делают монеты сегодня.

Древний мир

До создания монет люди в разных странах пользовались тем, что имело большую ценность. Где-то средством обмена был скот, где-то оружие, а в некоторых странах даже использовали сахар и слоновую кость. Чтобы упорядочить торговлю и обмен, нужно было государственное платежное средство. Им и стали монеты.

Медальерное искусство зародилось в конце VIII – начала VII века до нашей эры. Впервые монеты появились в Лидии и Древней Греции. Их делали путем чеканки из сплава золота с серебром и даже ставили пробу.

Стремительно развиваться медальерное искусство стало в Греции. До нас дошли многие произведения того времени, но немногие имена сохранились. Мы знаем только тех из них, что были указаны на монетах. Это такие мастера как Кимон и Эвайнет, работавшие при Дионисиях.

Профессия медальера стала уважаемой. В Риме медальеры были при каждом монетном дворе, имели свою корпорацию и руководителя. В Греции же созданием рисунков для монет занимались граверы. Они гравировали изображение прямо на драгоценных камнях.

Древние монеты, по сравнению с современными, отличались высоким горельефом и неправильной формой монетного кружка. При этом римские монеты серьёзно уступали греческим с точки зрения художественной красоты, но были ближе к современным из-за округлённости и барельефа.

Средние века

В средние века и до самой эпохи Возрождения медальерное искусство Европы было неразвитым: у монет был плоский рельеф, сама монета была тонкой и похожей на металлическую бляху. Правда, и в этом правиле есть исключение.

В германских государствах XII века монеты все же отличались высоким художественным качеством. А свой расцвет такие брактеаты получили во времена Фридриха I Барбароссы.

Штемпели для монет тогда делали профессиональные граверы. Монетам даже передался стиль той эпохи - их можно отнести к позднему романскому искусству. На монетах изображали фигуры правителей и святых в симметричном обрамлении архитектурных элементов. Хотя фигуры и были стилизованы, мелкие детали на них были тщательно проработаны - доспехи, одежда, атрибуты власти.

Киевская Русь

В Киевской Руси монеты князя Владимира, князя Святополка и Ярослава Мудрого гравировали византийские мастера. Но в начале IX века чеканить монеты на Руси прекратили.

На это было несколько причин: Русь распалась на отдельные княжества, и не было нужды в единой государственной монете. А позже, во времена ига, в стране и вовсе был экономический и политический упадок. В итоге медальерное искусство было забыто на время.

Откуда брались медальеры для монет XIII-XV веков, остается загадкой. Известно лишь то, что при Иване III из Италии выписали Аристотеля Фиораванти. Кроме создания архитектуры, мастер занимался и гравировкой монет.

Возрождение

В эпоху Ренессанса монетное искусство Европы возродилось. До нас дошли венецианские медали и имя живописца Антонио Пизано, который в этот период отливал медали для византийского императора.

Затем появились и другие великие мастера - Леоне Леони, Сперандио ди Мантова, Мария Помеделло, Жан Дюан, Аннибале Фонтана… Они изготавливали монеты из бронзы и опирались на стиль античных образцов.

В Германии того времени на монетах появились первые религиозные сцены, благодаря Альбрехту Дюреру, Генриху Рейцу, Фридриху Гагенацеру и другим великим мастерам.

Россия

Что касается русских монет, то в России не было изящно гравированных монет до Петра I. Только при нем в Россию начали выписывать медальеров и заказывать изготовление монет. Именно по заказу Петра I была создана первая серия памятных медалей, посвященных Великой Северной войне.

А во времена Екатерины II впервые обратили внимание на художественность изготовления монет. Тогда же и был основан медальерный класс в Императорской академии художеств. Руководил им француз Пьер-Луи Вернье.

Ведущим медальером России XVIII века стал Тимофей Иванов. Он изготовил множество медалей и памятных знаков, посвященных историческим событиям при Петре I и Екатерине II.

При Александре I и Николае I отмечали талант медальера графа Ф. П. Толстого. Он изготовил медальоны, посвященные событиям Отечественной войны 1812 года.

О технологии чеканки монет

Изготовление монеты всегда начиналось с создания рисунка-эскиза. Затем по эскизу создавали лепную модель из скульптурного пластилина. Эту модель лепили на доске с помощью специальных заостренных палочек разного размера. Вылепленная модель еще не совсем соответствовала будущему изделию - она была в 3-4 раза больше предполагаемой монеты.

Затем из модели отливали гипсовый слепок. А уже с гипсового слепка делали новую отливку из жесткого чугуна методом гальванопластики. Далее из выпуклой модели с помощью пантографа - гравировальной машины делали пуансон из стали. Его формат уже соответствовал проектируемой медали или монете.

Затем, если это было нужно, мастер корректировал изображение штихелем. Ведь только используя ручной труд, можно придать изделию живость. Затем пуансон закаляли и использовали для выдавливания матрицы или штемпеля, с помощью которого и чеканили монеты или медали.

Эта технология создания монет пришла к нам из прошлых столетий. Некоторые монетные дворы пользуются ей и сейчас, другие - полностью автоматизируют производство. Но в чеканке монет есть много других процессов, которые напрямую влияют на вид монеты и ее качество.

Качество чеканки монет - в чем отличие

Разделение монет по качеству чеканки пришло к нам из Англии. Эта классификация делит монеты на два основных вида: исполненные в обычном качестве и в улучшенном. Давайте разберемся, в чем же заключается эта разница.

Монеты обычного качества в классификации называют анциркулейтед . В таком качестве делают монеты, которыми мы пользуемся в денежном обращении, а также некоторые инвестиционные монеты.

Их делают на автоматизированном производстве большими тиражами и ручной труд используют в малой степени. Поэтому и требования к внешнему виду и дизайну монет анциркулейтед небольшие. Они должны быть одного веса, толщины и диаметра, с несложным рисунком. В общем то, что как раз подходит для больших тиражей с небольшими затратами.

Как правило, монеты качества анциркулейтед имеют металлический блеск по всей поверхности. У них нет зеркальных поверхностей, рельеф не выделяется, на рисунках нет мелких деталей. По классификации на таких монетах допускаются небольшие скосы на гранях канта, мелкие царапины или пятна. Эти повреждения появляются из-за чеканки большими тиражами.

Улучшенный вид монет анциркулейтед называется бриллиант-анциркулейтед . У них ровная и блестящая поверхность, рисунки более детальные и проработанные. На таких монетах уже не допускают сколы или царапины.

Следующий вид качества монет - наивысший, или пруф. Монеты в этом качестве изготавливают небольшими тиражами и с высокой долей ручного труда. Каждый штамп мастер тщательно прорабатывает, чтобы получить ровную зеркальную поверхность и контрастирующий на ней матированный рисунок.

Особенность качества пруф заключается и в самом процессе чеканки - чтобы рисунок был идеальным, штемпель обязательно ударяет по заготовке два раза. В итоге мы получаем изделие, на котором нет ни царапин, ни неровностей. Монеты в качестве пруф являются наиболее ценными: и за художественность исполнения и за само качество.

Другой вид качества монет - пруф-лайк , или подобный пруфу. Эти монеты внешне похожи на пруф, но технология их чеканки может отличаться. Например, удар по заготовке мог быть произведен один раз. Монеты пруф-лайк также являются ценными, и пользуются спросом у коллекционеров и нумизматов.

Старые мастера и новая школа

Федор Толстой считал, что истинное мастерство в изготовлении монет невозможно без свободного владения графикой.

Только после создания рисунка, по-мнению Толстого, стоило приступать к лепке модели. Этот метод создания монет требовал от мастера не только художественных знаний, но технического, профессионального мастерства настоящего гравера. Именно при таком методе работы можно было сохранить индивидуальный почерк мастера.

Эти основы знали и передавали знания следующему поколению. Например, в медальерном классе Императорской академии художеств ученики обучались не только рисунку и скульптуре, но и гравированию на стали, а также термической обработке штампов.

Среди выдающихся медальеров, которые владели технологиями работы со сталью, были Ф.П. Толстой, И.А. Шилов, К А. Леберехт, А.П. Лялин, П.С. Уткин, В.С. Баранов.

Уже позже, в XIX веке некоторые медальеры стали ограничиваться изготовлением только рисунков-эскизов. Выполнением штампов уже занимались граверы. Таким образом медали теряли свою индивидуальность, терялся почерк художника.

Прогресс не стоит на месте, и сейчас почти на любом производстве монет процесс автоматизирован. Вся граверная работа делается специальными гравировальными станками, а создание 3D модели передано дизайнерам. Но к сожалению, не все из них имеют опыт и образование гравера. Ведь даже после самого современного оборудования, после создания качественной 3D модели, необходимо, чтобы штампа коснулась рука мастера. Только так можно создать изделие, которое будет иметь художественную ценность.

Граверная работа требует очень большого количества знаний и умений, большого опыта, кропотливости, трудолюбия. Обязательно нужно художественное образование, чтобы создаваемые руками мастера сюжеты имели художественную ценность, изделия были живыми. Чтобы изображаемые гравером портреты и фигуры людей, имели стопроцентное сходство с оригиналом.

Современные технологии медальерного искусства диктуют жесткие требования к рельефу медали. Он должен быть таков, чтобы его наиболее высокие детали сосредоточивались в центре композиции, а затем снижались. При этом высота рельефа должна быть небольшой. Такое положение дел ограничило художественный порыв скульпторов и привело к утрате многих технологий скульптурирования медалей.

Наглядно отражает положение дел ситуация, произошедшая в 2000-х годах. Делегация НАТО приезжала в Россию с визитом и презентовала Генштабу РФ подарки. Российское правительство решило ответить достойными памятными подарками.

Сотрудники Генштаба обратились на лучшие монетные производства страны, чтобы изготовить памятные медали по собственном эскизу. Но им отказали, так как выполнить заказ не могли. Сложность работы заключалась как раз в рельефе. Его высота составляла 1,5 мм на сторону (обычно бывает в среднем 0,6-0,8), диаметр составлял 90 мм.

В итоге они обратились к нашему ювелирному дому. Его основатель Сергей Иванович Квашнин согласился и через месяц выполнил весь объем работ. Причем штамп делал вручную. Так и выяснилось, что именно Вятка - центр медальерного искусства России. Изготовленные Сергеем Ивановичем медали Генштаб вручил стратегическим партнерам, делегациям других стран.

Во все времена ювелиры, занятые в ювелирном производстве, считались особыми людьми. Ведь граверная работа - это высшее мастерство ювелирного искусства. Гравер знает все ювелирные приемы и техники, но ювелир, не знающий граверного дела, не сможет создать изделие такого уровня, как гравер.

В любом искусстве важно сохранять традиции и знать историю. Убедиться в преемственности качества вы можете, посетив наш А также не забывайте на обновления нашего блога, чтобы не пропустить новые интересные статьи.

На Руси монеты имели хождение уже с 1 века, однако основу денежной массы составляли изделия из других государств, привозимые купцами и воинами. Среди множества монет можно было легко обнаружить талеры из немецких земель, дирхемы из арабских стран.

Первые древнерусские монеты

В летописях Киева и Новгорода впервые встречаются упоминания именно о славянских металлических деньгах:

Куны

Ногаты

  • Резаны;
  • Веверицы.

Если говорить о их курсе, то историки предполагают следующую зависимость: гривна=20 ногатам=25 кунам=50 резанам. Самой мелкой единицей была веверица (векша, белка), в гривне было 150 вевериц или треть грамма серебра. В свою очередь куна весила уже 2 грамма серебра и давала название «кунная» всей денежной системе Древней Руси. Ее название произошло от зверька куницы, мех которого был широко распространенным товаром для обмена с иноземцами. В обороте эта монета была до 15 века, ее покупательская способность была 1/50 гривны.

Правление великого князя Владимира Святославовича (978-1015гг) ознаменовалось выходом первых русских монет из драгоценных металлов:

На аверсе металлических денег был изображен восседающий на престоле князь, а на реверсе - лик Иисуса Христа, скопированный с солидов Византийской Империи.

На следующих монетах, которые чеканил Святополк и Ярослав Мудрый в Новгороде был изображен княжеский двузубец или трезубец, как символ власти конкретного правителя. В 1019 году Ярослав Мудрый прекратил чеканить металлические деньги.

Редчайшие серебряники Михаила (Олега) Святославовича, правившего в Тмутаракани, чеканились в 1078 году. На аверсе монеты имели изображение архангела Михаила, а на реверсе высеченную надпись «Господи помоги Михаилу». Последние княжеские серебряники появились в 1094 году, после чего на Руси настал безмонетный период почти на два столетия.

Монеты Руси XII-XIV веков

Только в середине 12 века на территории Руси появляются вновь собственные серебряные деньги. Они получили общее название «гривны», хотя значительно отличались по массе и форме:

  • Гривны Киевского княжества представляли собой вытянутый по диагонали ромб массой 160 грамм;

  • Черниговские гривны весили 196 грамм, они были более симметричной формы, имели острые края и грани;

  • В Поволжье расплачивались «гривнами-сомами», их внешний вид напоминал ладью, а вес составлял почти 200 грамм;
  • Литовское княжество изготавливало собственные гривны в виде палочек с широкими вмятинами поперек;
  • весили 200 грам изготавливались в виде немного вытянутых брусков.

Первый рубль появляется на Руси в 12 веке. Делали его весьма незамысловато: серебряный прут весящий около гривны разрубался на 4 равных части. Отсюда и пошло название внутренней российской валюты, оставшееся с нами по сей день. На каждой части рубля помещались зарубки, по которым считался вес.

Приблизительно с конца 13 века рублями стали назвать и гривны из Новгорода. ½ от этой гривны получила название «полтина». На монетах того времени впервые появились имена мастеров, которые отливали слитки. А вот на полтинах 14-15 века уже ставили настоящие клейма, буквы имени князя и изображения, что позволяет сегодня нумизматам точнее вычислять возраст и место производства монет.

В отличии от рубля и гривны монеты мелкого достоинства все сплошь были привозными:

  • Драхмы;
  • Гульдены;
  • Пфенниги;
  • И др., в том числе осколки и обломки.

Обычно на западе страны в обороте были монеты европейского образца, тогда как на востоке - деньги Золотой Орды.

К середине 14 века в разрозненных русских землях запустили чеканку серебряных монет с простым названием «деньга». Из изготавливали как из слитков, так и путем перештамповки золотоордынских монет, в великом множестве водившихся в это время. На деньги ставили новые клейма и буквы греческого алфавита, подчеркивая их славянское происхождение. Из серебра делали и более мелкие монетки «четверцы», «полуденги», весившие соответственно четверть или половину от деньги. Некоторые князья чеканили собственную медную мелочь «пулы», служившую для расчетов внутри их земель.

На деньгах Новгорода красовалась двухфигурная композиция и надпись «Великого Новгорода». Такой внешний вид монеты сохранили почти на 50 лет, до 1478 года. Деньги чеканили и в Торжке, а так же в Пскове. На последних была выбита надпись «Денга псковская».

Единая денежная система на Руси была сформирована в конце 15 века. В ней были монеты двух видов: новгородские и московские. Один рубль равнялся ста «новгородкам» или двум ста «московкам» или четырем сотням «полушек». Одна гривна серебра массой 204,75 грамм служила для чеканки монет на сумму 2,6 рублей. В 1530 году один рубль был равен 100 копейкам, двум полтинам, 10 гривнам. За три копейки давали алтын, а за копейку - 2 деньги или 4 полушки.