Феодоровская икона божией матери значение. Феодоровская икона божией матери. Кому молиться перед иконой Божьей Матери «Феодоровская»

История иконы Пресвятой Богоматери Феодоровская связана со многими важными для страны событиями, она считалась заступницей рода Романовых и сегодня почитается как святыня. Много веков этот чудотворный образ спасает людей и помогает обрести семейное счастье.

Обретение образа

Существует несколько версий происхождения иконы. Первые упоминания образа встречаются еще в летописях XII века. Однако до XIII века его история точно неизвестна.

По одной из версий, икона была написана еще по приказу Андрея Боголюбского (XII век), когда тот пребывал близ Костромы. По другой версии, икона была обретена старшим братом Александра Невского Юрием. Князь случайно нашел ее в 1238 году в деревянной часовенке недалеко от Городца, позже на этом месте появился монастырь. Здесь и хранился святой образ.

После пожара 1239 года, который уничтожил многие строения города и сам храм, лик был утерян. Найден он намного позже младшим братом Александра Невского Василием Костромским. Во время охоты князь случайно увидел на дереве икону, а когда попытался ее снять, та поднялась в воздух. В это же время жители Костромы видели, как по улицам какой-то воин нес икону. По заверениям многих очевидцев, это был сам великомученик, христианский святой Феодор Стратилат. После возвращения в город князь Василий тут же рассказал о случившемся священникам, которые после проведенного молебна сняли икону с дерева и перенесли в костромской храм. А на месте второго обретения Феодоровской иконы был возведен Спасо-Запрудниковский мужской монастырь.

История образа в XIII веке

XIII век – время, когда икона Пресвятой Богородицы Феодоровская очень почиталась русским народом. Свое название она получила в честь князя Ярослава-Феодора (Феодор – имя в крещении, дань святому Феодору Стратилату), отца Александра Невского. По преданию, именно этим образом князь благословил в день венчания молодоженов, Александра и его супругу. Это событие породило еще одну версию возникновения иконы – некоторые историки считают, что Ярослав заказал ее написание как подарок к свадьбе сына.

После венчания Александр Невский не расставался с чудотворной иконой и везде возил ее с собой, она стала его мо­лен­ным об­ра­зом. Считается, что именно ее сила помогала князю в его правлении, поддерживала при битвах и уберегала от бед.

После смерти князя в 1263 го­ду (умер Невский при монастыре, возведенном его отцом) святыня перешла к младшему брату Василию. Именно с ним связано одно из знаменитых чудес, которые явила чудотворная икона. 1272 го­д стал особенно тяжелым – постоянные набеги татар опустошали русские земли. По примеру своего деда Ан­дрея Бо­го­люб­ско­го, который во все свои битвы брал чудотворный образ Вла­ди­мир­ской Бо­жи­ей Ма­те­ри, Василий выступил на защиту Костромы с Феодоровской иконой. Как только войска приблизились друг к другу, от образа начали исходить яркие сильные лучи. Они испепеляли и ослепляли врагов, так князь с Божьей помощью смог победить татар.

XIII век явил и другие чудеса святого образа. Дважды горел Костромской собор, и дважды икона оставалась невредимой. Не были обожжены даже края досок, а все краски не потеряли яркости. Более того, Феодоровская икона многие столетия оставалась чистым ликом, не подвластным времени. Потемнел образ намного позже, уже в нач. ХХ века, незадолго до отречения царя Николая II.

История иконы: XVII век – наши дни

После XIII века икона хранилась при Костромском соборе и на некоторое время была почти забыта. Вторая волна почитания образа пришлась на XVII век, когда на российский престол взошел первый представитель рода Романовых – Михаил Федорович Романов. Случилось это 14 марта 1613 года. Тогда в Ипатьевский костромской монастырь прибыли послы Земского Собора с извещением об избрании Михаила на престол.

Род Романовых был тесно связан с церковной жизнью – отцом Михаила был будущий на то время Патриарх Московский, а мать служила монастырю и прославилась как инокиня Марфа. Именно она благословила сына на достойное царствование Феодоровской иконой. С тех пор и до ХХ века образ считался фамильной святыней дома Романовых. С ее чудотворной силой также связывают окончание Смутного времени на Руси.

14 марта стало всероссийским праздником почитания образа Богоматери Феодоровской, слава об иконе снова пошла по всей стране. К XVII веку относятся и многочисленные списки образа, некоторые из них были сделаны самой инокиней Марфой.

Феодоровская Божья Матерь настолько почиталась, что даже существовал канон, по которому при венчании русских князей с немецкими принцессами принявшие православие невесты брали себе отчество Федоровна. Так известными на Руси стали Александра Федоровна (жена Николая I), Мария Федоровна (жена Александра III, мать Николая II), Александра Федоровна (жена Николая II) и другие представительницы царского рода.

С XVII века установилась традиция, по которой члены знатных семей обязательно посещали колыбель дома Романовых – Кострому. Нужно сказать, что Феодоровская икона никогда не покидала город, оригинал всегда оставался здесь. В Москве хранился один из наиболее почитаемых списков, написанный инокиней Марфой, пред которым и молились Романовы.

Вплоть до ХХ века икона была одним из самых почитаемых образов русского православия. Торжественные празднования в ее часть воспринимались как церковный канон и всегда проводились с большим размахом. С приходом советской власти и уничтожением царского рода Романовых о святом образе забыли. Однако в отличие от многих других православных святынь, которые были бесследно утеряны в эти годы, Феодоровская икона сохранилась. Сегодня оригинал образа находится при костромском Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе. Сюда он был перенесен 17 августа 1991 года.

Сейчас установлено два праздника в честь Феодоровской Божьей Матери – 29 августа отмечается Явление святого образа, а 27 марта является днем памяти об избрании Михаила Романова на царство.

Описание образа

Иконографический канон Феодоровской Богородицы считается одним из самых древних и распространенных. По преданию, его создал еще евангелист Лука. Умиление (или Елеуса, Милостивая) – тип изображения, на котором Богородица держит на руках Иисуса Христа, а он нежно прижимается лицом к ее щеке.

Характерная особенность именно Феодоровского образа, которая повторяется на всех его списках – Богомладенец изображается в полный рост, а на его левой ножке чуть приподнялась туника, поэтому колено обнажено.

Икона уникальная еще и тем, что это один из немногих двухсторонних образов. На обратной стороне оригинала изображена святая мученица Параскева (Пятница), являющаяся покровительницей свадеб и невест. По мнению историков, этот лик был дописан на иконе перед знаменательным событием – венчанием Александра Невского.

Сегодня оригинал существенно пострадал от времени. Православные верят, что потемнения красок и потертости начали проявляться лишь в ХХ веке, незадолго до окончания правления дома Романовых.

Икона находится в окладе, который сейчас снимают достаточно редко. Нужно сказать, что этот образ за время своего существования украшался очень богатыми ризами. Так, еще в нач. XIX века жители Костромы пожертвовали на ее создание золото и драгоценные камни. Общий вес ризы составлял тогда 10 кг. Сейчас он утерян – в 1922 году его изъяла новая власть.

Начиная с XVII века, когда появилось множество списков образа, иконографический канон написания Феодоровской иконы немного меняется. Вместе со святым ликом начали изображаться также сказания о чудесах, клейма – «история» чудотворного образа, размещенная по периметру иконы.

О чем молиться Феодоровской Богоматери

Феодоровская Пресвятая Богородица является чудотворной иконой, даже ее списки обладают большой силой. На протяжении многих веков она была защитницей Руси, помогала при сражениях и оберегала царский род. Однако во все времена она считалась, прежде всего, покровительницей семейной жизни. Недаром на обороте изображена заступница молодоженов Параскева.

Перед иконой молодые девушки молятся о счастье в браке, Феодоровская Божья Матерь помогает найти достойного спутника, сделать правильный выбор. Часто образ используется как венчальная икона – считается, что так Дева Мария поможет создать крепкую семью. Эта традиция восходит еще к XIII веку, когда иконой благословлялась пара Александра Невского и его невесты.

Прославилась сила святых ликов Богоматери и Младенца среди рожениц. Живший в XIX веке преподобный иеромонах Амвросий Оптинский советовал беременным женщинам молиться Феодоровской Божьей Матери об удачных легких родах и рождении здорового ребенка.

Есть множество свидетельств о том, что чудотворная икона помогает тем, кто просит у нее рождения первенца. Это один из образов Девы Марии, который прославился на Руси как избавляющий от бесплодия.

Свято почитается верующими Феодоровская икона Божией Матери — главная святыня , находящаяся в Богоявленско-Анастасиином женском монастыре. Образ Богородицы — эта древняя реликвия — является Помощницей и Заступницей всех обращающихся к ней с молитвой и помогает во многих жизненных обстоятельствах.

Появление иконы на Руси

По существующей старинной легенде, это изображение написал сам апостол Лука — первый иконописец, покровитель врачей и художников. Но о том, как образ оказался на русской земле, никаких точных сведений нет.

Достоверно известно только, что в 12 веке она уже находилась в небольшой деревянной часовенке возле поволжского города, который так и назывался — Городец. Чуть позже на этом месте построили монастырь, где и находилась икона.

Но при нашествии татар многие города древней Руси были уничтожены. Такая же участь постигла и Городец. Город был разрушен, а место, где хранилось изображение, полностью сожжено. Образ Богоматери пропал неведомо куда. Только через несколько лет произошло чудесное повторное обретение иконы.

Обретение иконы жителями Костромы

Однажды костромской князь, охотясь, увидел её на дереве. Когда он протянул к ней руки и хотел снять, икона поднялась вверх. Удивлённый этим чудом, князь позвал простых людей и служителей церкви. После торжественной молитвы образ осторожно сняли и поместили в один из храмов города Костромы.


Позже выяснилось, что очень многие городские жители видели воина в красивой, богатой одежде, который перед этим шёл по городу с образом в руках. По изображениям, находящимся в костромских церквях, в нём признали святого Феодора Стратилата.

Вот поэтому, в его честь и стали называть икону Феодоровской. А жители разграбленного ранее Городца, пришедшие помолиться новоявленному образу, признали в нем тот, что находился ранее в обители их города.

Современные варианты появления святого образа

Учёные нашего времени предполагают 3 версии происхождения этого изображения Богородицы:

  • она была написана в 1164 году специально для монастыря в Городце;
  • ещё по одной версии икону написали в 1218 году по заказу князя Ярослава Всеволодовича в честь того, что ему возвратили жену — Феодосию, которую из-за разногласий отнял у него свёкор. И в честь знаменательного для семьи события — появления на свет сына Феодора;
  • икону написали специально к свадьбе Александра Невского в 1239 году. Эта версия подтверждается тем, что с обратной стороны образа изображена святая Параскева, которая считается покровительницей невест.

Святыня династии Романовых

Образ Федоровской Божией Матери также связывают в России с окончанием Смутного времени — времени войн, разрухи и засилья чужеземцев. Она сыграла огромное значение в истории русских правителей. Именно этой, ставшей особо почитаемой в царском Доме Романовых иконой, благословили на царствование первого царя из династии Романовых — Михаила.


Шестнадцатилетний царь взял список иконы в Москву и торжественно поставил его храниться в придворной церкви. С тех самых пор, по традиции, все иностранные принцессы, выходившие замуж за русских князей и императоров, после крещения принимали отчество — Феодоровна.

Существует даже такой факт, что при заключении брака царя Ивана Алексеевича и Прасковьи Салтыковой, отца которой звали Александром, изменили не только отчество невесты, но и имя её отцу. Его стали звать Фёдором.

Чудесные животворящие силы костромской иконы

Чудотворной икона стала называться после того, как чудесным образом уцелела при двух страшных пожарах.


Следующим чудом иконы стала её помощь в победе русских войск над татарами в битве на Святом озере. Своим необычным сиянием Образ Богородицы ослепил татарского военачальника и обратил в бегство воинов-татар. На месте, где произошла битва, сначала поставили памятный крест, а позже возвели каменную часовню.

Говорят даже, что в годы Великой Отечественной войны, по приказу Сталина самолёт с образом Заступницы трижды облетел Москву своеобразным крестным ходом. После такой молитвы русских людей о помощи внезапно изменилась погода: сильно похолодало, что парализовало движение вражеских сил.

Молитва к Богородице

По традиции жители Костромы, каждый год 29 августа совершают крестный ход, неся перед собой чудотворный образ Богоматери.

Со всего мира приезжают в Кострому люди, чтобы посмотреть и помолиться чудотворной иконе. Почему это происходит? О чем молятся и в чем помогает Пресвятая Дева?

Особенно Феодоровская икона Божией Матери помогает обратившимся к ней за помощью о зачатии и семейном счастье. Для беременных важна молитва о рождении и воспитании детей.

Главной святыней Костромского края является чудотворная Феодоровская икона Пресвятой Богородицы. Чудотворная Феодоровская икона Пресвятой Богородицы известна с XII века, когда она находилась в часовне близ старинного поволжского города Городца. Впоследствии здесь был основан мужской монастырь,именовавшийся Богородице-Феодоровским; чудотворный образ являлся главной святыней обители до 1239 года – когда монголо-татарские захватчики разорили и сожгли Городец, а икона исчезла из города.

По преданию, подтверждаемому исследованиями современных историков, в описываемое время Феодоровская икона стала моленным образом святого благоверного великого князя Александра Невского, и именно этой иконой в 1239 году великий князь Ярослав Всеволодович благословил своего сына – святого князя Александра – на брак с полоцкой княжной Параскевой. Вместе с благоверным князем Феодоровская икона путешествовала в Орду, где святой Александр отстаивал интересы Русской земли; этот образ Пресвятой Богородицы он брал с собой в военные походы; перед ликом Феодоровской иконы Божией Матери благоверный князь, приняв монашество, завершил свой жизненный путь.

Чудесное явление Феодоровской иконы в Костроме князю Василию Ярославичу, младшему брату святого Александра Невского, совершилось в конце 50-х – начале 60-х годов XIII столетия. Накануне явления, в день праздника Успения Пресвятой Богородицы, многие жители Костромы видели на улицах города воина с иконой Божией Матери на руках. В воине костромичи узнали святого великомученика Феодора Стратилата – по его иконописному изображению в соборном храме Костромы. На следующий день, 16 августа, по старому стилю, князь Василий Ярославич во время охоты увидел эту икону на ветвях дерева вблизи речки Запрудни. Обретенная святыня была торжественно принесена крестным ходом в Кострому и поставлена в соборном храме во имя великомученика Феодора Стратилата, после чего и стала именоваться Феодоровской.

В память явления чудотворной Феодоровской иконы было установлено празднование, совершаемое 16/29 августа и традиционно сопровождаемое в Костроме общегородским крестным ходом из кафедрального собора к храму Спаса-на-Запрудне, воздвигнутому на месте явления святыни. Эта традиция, насильственно прерванная в ХХ веке, возрождена в 1990 году.

14 марта, по старому стилю, 1613 года в костромском Свято-Троицком Ипатьевском мужском монастыре Михаил Феодорович Романов перед ликом чудотворной Феодоровской иконы принял избрание его Земским собором на престол государства Российского. По летописным свидетельствам, посланцы собора, представлявшие все сословия земли Русской, много часов просили Михаила Феодоровича и его мать, великую инокиню Марфу Иоанновну, принять соборное определение; согласие было получено лишь после обращения возглавлявшего посольство архиепископа Рязанского и Муромского Феодорита, призвавшего юного Михаила и его родительницу преклониться перед волей Божией. У чудотворного Феодоровского образа Пресвятой Богородицы Михаил Феодорович Романов принес обеты верности Отечеству, Православной Церкви и русскому народу. Со времени этого события, явившегося началом преодоления Великой смуты, Феодоровский образ Божией Матери и Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь града Костромы стали особо чтимыми святынями царственного дома Романовых, а в память о призвании Михаила Феодоровича на царство было установлено еще одно празднование иконе – 27 марта, по новому стилю.

Со второй половины XVIII столетия многие члены царской семьи, в том числе все российские императоры, начиная с Николая I, считали своим долгом посетить Кострому – «колыбель дома Романовых» – и поклониться чудотворной Феодоровской иконе Пресвятой Богородицы. В 1913 году, в ходе общегосударственного празднования 300-летия дома Романовых, Кострому посетили святые царственные страстотерпцы – последний русский император Николай Александрович и его августейшая семья. Особое почитание чудотворного образа Божией Матери династией Романовых нашло свое выражение в постройке в Царском Селе Феодоровского городка с храмом во имя чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери, а также в том, что переходившие из инославия в православную веру невесты членов царской семьи брали себе отчество «Феодоровна».

В годы гонений на Церковь в ХХ столетии чудотворная Феодоровская икона Пресвятой Богородицы не покинула храмовых стен, сохранилась как церковная святыня. Учитывая духовно-культурную ценность и значимость иконы для Православия, этот случай является уникальным в новейшей истории Русской Православной Церкви. С 1991 года чудотворный образ хранится в Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе Костромы (). Также с 1991 года ведется летопись современных чудес, совершающихся по молитвам у Феодоровской иконы; к настоящему времени таких событий зафиксировано более 100.

Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери с давних времен почитается православным народом как покровительствующая семейному благополучию, рождению и воспитанию детей, помогающая в трудных родах.

По благословению Предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в 2001-2004 годах Феодоровская икона Пресвятой Богородицы приносилась для поклонения верующих в Москву и Санкт-Петербург, Екатеринбург и Архангельск, на Соловецкие острова, в Нижний Новгород и Казань, Тверь. Осенью 2004 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по приглашению Предстоятеля Украинской Православной Церкви Митрополита Киевского и всея Украины Владимира главная святыня Костромского края принимала участие в проведении Всеукраинского крестного хода, который прошел по 40 крупным и малым городам Украины и собрал несколько миллионов человек.

29 августа 2002 года Божественную литургию и общегородской крестный ход, в котором приняли участие более 40 тысяч костромичей, в день празднования явления чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери в ходе своего визита в Кострому впервые в истории возглавил Предстоятель Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

В 1891 году московскими мастерами на добровольные пожертвования костромичей и жителей других областей России, при личном участии императора Александра III, для Феодоровской иконы Божией Матери была изготовлена золотая риза, украшенная драгоценными камнями, которые были собраны со всех концов России. Высокая художественная ценность ризы позволяла считать ее одним из выдающихся произведений ювелирного искусства ХIХ века.

В марте 1922 года подкомиссией Губернской комиссии по изъятию церковных ценностей риза была снята с Феодоровский иконы и увезена в неизвестном направлении.

«Однажды, когда татары подошли к Костроме, русские ополчения вышли им навстречу, неся перед собой свою святую икону Божией Матери. Когда рати встали друг перед другом, между ними промчался неведомый всадник. Его багряная мантия развевалась по ветру, и ослепительно сиял позолоченный щит. Русские узнали в нем святого великомученика Феодора Стратилата. На татар же напал ужас, и они бежали с поля битвы. Так была спасена Кострома».

Икона Божьей Матери «Феодоровская». История

У каждой иконы Богородицы есть своя история, свое название. Удивительно, как многое пересекается в истории иконы «Феодоровская» — здесь и имя Феодора Стратилата, и Параскевы, и князя Александра Невского, с этой иконой связано и начало новой династии русских царей — Романовых.

Предание гласит, что икона эта была написана евангелистом Лукой, неизвестно, как она попала в маленький город Городец, куда восходят первые упоминания об иконе. Однако в 1239 году Городец был сожжен монголо-татарами, а образ исчез, но вскоре чудесным образом был найден младшим братом Александра Невского князем Василием Костромским. Преследуя на охоте зверя, князь случайно увидел на сосне икону. Он попытался снять ее, но она поднялась на воздух. В это же самое время в Костроме многие жители видели, как какой-то воин прошел по городу, пронося в руках икону. Этот воин был похож на изображение святого великомученика Феодора Стратилата, в честь которого был построен собор в Костроме.

Вернувшись в город, князь в волнении рассказал о случившемся духовенству. Придя на указанное князем место, священники и народ увидели образ Богоматери, пали на колени и долго молились. Сняв икону с дерева, ее поместили в соборный храм города Костромы, а икону назвали Феодоровской, памятуя о явлении Феодора Стратилата с иконой, который потом не раз являлся русским воинам на поле битвы. На месте обретения иконы была основана первая иноческая обитель на Костромской земле — Спасо-Запрудниковский мужской монастырь.

Известно, что в том же 1239 году великий князь Ярослав Всеволодович благословил своего сына — благоверного великого князя Александра Невского — на брак с Александрой, дочерью полоцкого царя князя Брячислава. И здесь раскрывается еще одна особенность Феодоровской иконы: на оборотной стороне находится изображение святой мученицы Параскевы (Пятницы), считавшейся на Руси покровительницей свадеб и невест.

За время пребывания Феодоровской иконы в Костроме было явлено много чудесных событий: дважды горел Костромской собор, и дважды икона оставалась невредимой в огне. В 1260 году к Костроме подступили татары, и городу угрожало полное разорение. Ополчение князя составляла лишь малая дружина, которую ему удалось наскоро собрать. Не надеясь на свои силы, князь велел нести перед собой образ Защитницы христиан. Во время битвы совершилось чудо: от лика Пресвятой Богородицы стали исходить ослепительные лучи света. Пораженные жгучими лучами татары обратились в бегство, битва окончилась победой костромичей. В память об этом чуде князь утвердил крест, как раз на месте, где во время битвы стояла икона, позднее там была выстроена каменная часовня, а близлежащее озеро было названо Святым.

Икона Божьей Матери «Феодоровская» — чудо

Одно из значимых в истории нашей страны событий также связано с именем Феодоровской иконы — избрание на царство в 1613 году Михаила Федоровича Романова. В Троицком соборе Ипатьевского монастыря посольство Земского собора долго уговаривало Михаила Федоровича и его мать, инокиню Марфу, принять избрание. На все мольбы они оставались непреклонны. Только речь Феодорита, архиепископа Рязанского, уповающего на помощь Пресвятой Богородицы, склонила Марфу к согласию благословить своего сына на царство. Она упала пред Феодоровской иконой и сказала: «Да будет воля Твоя, Владычице! В Твои руки предаю сына моего: наставь его на путь истинный, на благо Себе и Отечеству!» С этого времени образ Феодоровской Божьей Матери особенно почитался всеми представителями Царственного дома Романовых. Многие российские царицы и княгини иностранного происхождения получали отчество .

Существует несколько списков с иконы «Феодоровская», первый из них был сделан инокиней Марфой, который она привезла с собой в Москву.

Сегодня Феодоровская икона Божьей Матери находится в костромском Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе. В честь этой чудотворной иконы установлены два торжественных праздника: 29 августа по новому стилю — в память о чудесном явлении иконы в 1239 году и 27 марта — в память об избрании Михаила Романова на царство.

Кому молиться перед иконой Божьей Матери «Феодоровская»

Феодоровская икона Божьей Матери почитается как:

  • покровительница невест, семейного благополучия;
  • рождения детей у бездетных пар;
  • помогающая в трудных родах.

Феодоровская икона Божией Матери - почитаемая в Русской церкви чудотворной. Предание приписывает её авторство евангелисту Луке, иконография сходна с Владимирской иконой.

Происхождение образа

История иконы в XII-XIII веках

О появлении этой иконы на Руси достоверно ничего неизвестно, первые легендарные упоминания об образе схожей иконографии относятся к XII веку. Она находилась в деревянной часовне у города Городец, в начале XIII века на этом месте был построен монастырь во имя иконы Богоматери, которая стала его главной святыней. Позже он стал называться по имени иконы Богородичный, Богородице-Феодоровский, а сейчас - Феодоровский. В 1238 году при нашествии войск Батыя город был уничтожен, монастырь также сгорел.

Современные историки указывают на то, что существование монастыря в XII веке ещё не получило никаких прямых доказательств. Но вместе с тем нет исследований, опровергающих такое утверждение. Так или иначе то место, где находилась икона подверглось полному разграблению, уничтожению и сожжению. Современники событий считали, что икона также была утрачена, но по прошествии нескольких лет была обретена повторно.

Существует несколько преданий о повторном обретении иконы:

Предание первое

16 августа 1239 года костромской князь Василий Квашня близ реки Запрудни увидел икону Богородицы, висящую на дереве. При участии духовенства икона была перенесена в Кострому и поставлена в соборной церкви Успения Пресвятой Богородицы. Позднее на месте её обретения был построен Запрудненский Спасский монастырь.

Повесть о явлении чудотворной иконы Феодоровской сообщает, что:

видеша народи честную ону икону, и начаша поведати, глаголюще, мы вчера видехом сию икону, несому сквозе град наш воином неким, подобен той воин видением святому великомученику Феодору Стратилату, и тако свидетельствоваху народи.

От имени великомученика Феодора икона получила своё название - Феодоровская. Вскоре в Кострому пришёл человек из Городца, который опознал в иконе ту, что пропала из их города.

Предание второе

Оно повторяет сюжет вышеизложенного, но отличается в датах и имени князя. Согласно нему икону обрёл 16 августа 1263 года младший братАлександра Невского князь Василий Ярославич. Эта дата содержится в «Сказании о явлении и чудесах Феодоровской иконы Богоматери в Костроме», составленном в 1670 году иеродиаконом Костромского Ипатьевского монастыря Лонгином.

Предание третье

Икону нашёл князь Юрий Всеволодович (1188-1238) в ветхой деревянной часовне близ Городца (на этом месте позднее возник Городецкий Феодоровский монастырь). После его смерти икона перешла к Ярославу Всеволодовичу (младший брат Юрия), который благословил ею брак своего сына Александра Невского с полоцкой княжной Александрой Брячиславовной. После смерти князя Александра в 1263 году икона перешла к его младшему брату Василию (о нём же сообщает второе предание об обретении иконы), который перенёс её в Кострому.

Эта и другие события сложились в ряд событий, которые были потом легли в основу сказания об иконе. Так или иначе, икона была перенесена из разорённого Батыем Городца в Кострому, где была помещена в церкви великомученика Феодора Стратилата. Этот факт подтверждается «Сказанием о явлении и чудесах Феодоровской иконы Богоматери в Костроме». С этого момента за ней закрепилось название «Феодоровская».

Мнения исследователей

Исследователи, основываясь на тождестве иконографии Феодоровской иконы с Владимирской, считают её списком с прославленной древней святыни и выдвигают три версии её происхождения:

Икона была написана в 1164 году по заказу Андрея Боголюбского для Городецкого монастыря.

Икону написали по заказу князя Ярослава Всеволодовича в 1239 году как дар к свадьбе его сына Александра Невского. Свадебный характер иконы объясняют наличием на её обороте образа великомученицы Параскевы, почитавшейся на Руси как покровительница невест и свадеб, а также бывшей покровительницей Полоцкого княжеского дома, откуда происходила невеста Александра.

Икона написана по заказу Ярослава Всеволодовича в 1218-1220 годы в связи с возвращением ему его жены Феодосии, отнятой её отцом в 1216 году в ходе противостояния, и рождением у него от неё первенца Феодора.

Дальнейшая история иконы

К первым чудесам иконы относят истории о её чудесном спасении в огне при пожаре (сказания сообщают о двух пожарах: один уничтожил старую деревянную церковь, второй произошёл уже в новом каменном храме) и о чудесном спасении Костромы от татарских войск в 1260 году:

приидоша погании татарове на град Кострому, и князь великий Василий пойде противу них; икону же ту Богоматере повеле пред собою носити. И тогда видеша погании от иконы лучи огненыя, и видевше, смутишася, и на бежание устремишася.

Последнее чудо получило название «Чудо от иконы Феодоровской Богоматери в битве у Святого озера» и на месте где во время битвы стояла икона вначале поставили поклонный крест, а затем в конце XVII века возвели каменную Феодоровскую часовню.

ATTACH_BLOCK">

XX век

После Октябрьской революции икона не попала в музейные фонды, а продолжала находиться в церкви. В 1919 году в Костроме её, в целях раскрытия оригинального красочного слоя, исследовала комиссия музейного отдела Наркомпроса. В 1922 году Успенский собор и Феодоровская икона перешли к обновленцам, которые владели ею до 1944 года. В 1929 году костромская община привезла икону в Москву в Центральные государственные реставрационные мастерские. Во время реставрационных работ специалисты пришли к выводу, что в своей основной части живопись XIII века утрачена.

Икона была на реставрации недолго, работы выполнил В. О. Кириков. При этом из-за отсутствия более древних слои живописи Нового времени пришлось оставить на лике и руках, а также на одеждах.] В 1930-е годы Успенский собор где находилась икона был разрушен и образ перенесли в храм святителя Иоанна Златоуста. В 1947 году на икону надели простую медно-позолоченную ризу с одного из списков. В 1948 году патриархАлексий I посетил Кострому и пожелал украсить икону новой драгоценной ризой, отвечающей её статусу почитаемой святыни. Сбор средств занял несколько лет, и весной 1955 годамосковские мастера изготовили для иконы серебряно-позолоченный оклад.

С апреля 1964 года икона стала пребывать в церкви Воскресения Христова на Дебре, куда перенесли архиерейскую кафедру. С 1990 года была возобновлена традиция в день празднования иконе 16 (29) августа совершать крестный ход с ней на место её явления. 18 августа 1991 года Феодоровскую икону перенесли в возвращённый Русской православной церкви Богоявленско-Анастасиин кафедральный собор Костромы. Также с 1991 года ведется летопись современных чудес, совершающихся по молитвам у Феодоровской иконы; к настоящему времени таких событий зафиксировано более 100.

Просмотреть на карте большего размера

Иконография

Феодоровская икона относится к иконографическому типу Елеуса (Умиление). Её общая иконография очень близка к Владимирской иконе Божией Матери. По этой причине многие исследователи считают её списком-репликой.Отличием Феодоровской иконы от Владимирской является обнаженная до колена левая ножка Младенца Христа. По древнему описанию при перенесении иконы в Кострому она имела следующий вид.