Елагиноостровский дворец, Елагин остров, а кто такой этот Елагин? Елагин дворец Дворец с XX века


.
Елагин дворец в Санкт-Петербурге, расположенный на территории Елагина острова, является одним из красивейших памятников архитектуры и садово-паркового искусства в Северной столице. Сейчас это Центральный парк культуры и отдыха имени С.М. Кирова.Усадьба, а также служебные корпуса, парковые павильоны созданы русским зодчим К.И. Росси.


.

История создания Елагина дворца в Санкт-Петербурге.
.

Остров был назван Елагиным по фамилии обера-гофмейстера Ивана Перфильевича Елагина, государственного деятеля, историка, литератора, масона и мецената, которому он принадлежал в конце XVIII века. Позже земли были куплены в казну. Местность выделяется красивейшими пейзажами. Поэтому именно этот остров выбрала для проживания пожилая вдова императрица Мария Федоровна. . .

В свое время княжна София Шуазель-Гуфье так охарактеризовала дворец: «… изящные контуры, белизна этого здания, построенного среди цветущих полей и вод, делали его подобным лилии, выступающей в хрустальной вазе среди букета цветов».
.


.

Предполагают, что проект первого Елагина дворца был разработан Джакомо Кваренги, который был первым архитектором Екатерины Великой. В 1818-1822 годах для Марии Федоровны, матери царя, молодой архитектор Карл Росси перестраивает усадьбу. Он также курировал разбивку сада и создание внутренних интерьеров.
.

После смерти Марии Федоровны ансамбль стал запасной царской резиденцией, которую императоры посещали редко.
.

.
В 1920 — 1930-х годах здесь размещался Музей истории культуры и быта. Как и большинство из подобных музеев он был закрыт и в нем был организован Культурно-воспитательный центр, а позже — филиал Института растениеводства. Во время Великой Отечественной войны дворец сильно пострадал от пожара, возникшего от снарядов, попавших в дымоход. Фрагменты лепных украшений, куски мрамора были собраны и сразу же после победы началась подготовка дворца к реставрации. По фрагментам и эскизам был восстановлен внутренний интерьер помещений.
.

.
Строительство Елагина дворца в Санкт-Петербурге.
.

Здание Елагина дворца возводилось в восточной части острова на берегу Средней Невки. По проекту английского садового мастера Д. Буша одновременно со строительством на острове разбивался парк. В него входил широкий луг, названный Масляным, поскольку здесь во время масленицы устраивался праздник.

Строительство здания велось на основе старого дома. Архитектор сумел почти полностью сохранить старые стены и создал особняк, в котором сочетаются торжественность и строгость внешнего облика с изысканностью интерьеров.
.

Особняк представляет собой двухэтажное, прямоугольное в плане здание. Его главенствующая роль подчеркнута высоким стилобатом, на котором возвышается дом. Парадный фасад, оформленный в центре шестиколонным коринфским портиком, был обращен на луг.
.

Мы видим пологие пандусы и широкую лестницу, украшенную чугунными львами и шарами. Это были первые скульптуры львов Петербурга, впоследствии ставшие одним из символов города.

Парадно оформлен и противоположный фасад, выходящий на реку. Шесть коринфских колонн окружают полуротонду в центре. Колонны боковых портиков сдвоены. Полукруглая лестница оформлена мраморными декоративными вазами и чугунными цветочными корзинами.
.


.

Совсем рядом от дворца расположен Кухонный корпус, украшенный с обеих сторон дорическими шестиколонными портиками, а чуть дальше — Конюшенный. Пройдя по аллее, мы увидим Музыкальный павильон. Он расположен на береговой аллее парка, по которой часто гуляли хозяева и гости, и был предназначен для духового оркестра. Все служебные корпуса как бы прячутся среди зелени.
.

Внутренние интерьеры Елагина дворца в Санкт-Петербурге.
.

Самое красивое и эффектное помещение на первом этаже — Центральный Овальный зал с ионическими полуколоннами и кариатидами, которые поддерживают купол, украшенный орнаментальной росписью. Рядом с залом расположены столовая, спальня и кабинет, а также Малиновая и Голубая гостиные. В оформлении интерьеров приняли участие скульпторы С.С. Пименов и В.И. Демут-Малиновский, живописцы Д. Скотти и Б. Медичи и другие.
.


.

Стены в большинстве помещений облицованы искусственным мрамором (стюком). В одной из комнат был использован стюк чисто-белого цвета, очень похожий на фарфор. Поэтому комната была названа Фарфоровым кабинетом. Мраморные стены других помещений расписаны цветами, орнаментами и сценами из античной мифологии. На потолках мы видим группы резвящихся купидонов.
.
Интересно и оформление дверей. Каждая является настоящим произведением искусства: двери облицованы ценными породами дерева с тонкой позолоченной резьбой. А дверь кабинета Александра I (на втором этаже) была отделана украшениями из бронзы.
.

К сожалению, все интерьеры, созданные Росси, были уничтожены пожаром во время Великой Отечественной войны. Часть мебели и картин была продана еще до войны. И сейчас некоторые из них украшают другие музеи. Под руководством архитектора М.М. Плотникова в 1952-1960 годах была проведена реставрация интерьеров. Дворец вновь стал музеем, в котором разместились коллекции художественного стекла и фарфора, а также изделия прикладного искусства.
.


.

Когда был закрыт Музей ленинградского художественного стекла, его коллекция была передана Елагиноостровскому музею. Среди экспонатов музея — стеклянные фигуры, выполненные скульптором В. Мухиной и заслуженным художником РСФСР Е. Яновской.
.

Самыми известными экспонатами являются скульптурная композиция "Русь", ваза "Нептун" (работа заслуженного художника России А. Аствацатуряна), ваза "Ленинградская", созданная к 250-летнему юбилею Северной столицы заслуженным художником РСФСР Ю. Мунтяном.
.

.
Сегодня в музее проводятся различные развлекательные мероприятия в стиле петровской, елизаветинской или екатерининской эпох, а также временные выставки. На территории Центрального парка культуры и отдыха организуются пикники и фуршеты под открытым небом.
.

Елагиноостровский дворец-музей относится к категории молодых музеев декоративно-прикладного искусства и интерьера XVIII-XXI веков. Ему немногим более 20 лет. История музея только начинается.
.

Вместе с тем, ансамбль Елагина дворца в Санкт-Петербурге представляет собой подлинный шедевр русской архитектуры.
.

Текст подготовили: "Spb-guide".

02.05.2014

Елагин остров: история и достопримечательности.

02.05.2014

На весь мир знамениты символы Санкт-Петербурга: Зимний дворец, Петропавловская крепость, Дворцовый мост. Но северная столица России богата на шедевры не только в центре города. Окраины хранят великое множество прекрасных мест, богатых зелеными парками и архитектурными шедеврами. Одно из таких – Елагин остров. Здесь находится центральный парк культуры и отдыха им. С.М. Кирова, Елагин дворец и уникальный Музей художественного стекла...

Где находится

Среди других островов Санкт-Петербурга, Елагин – самый северный. Расположен он в дельте Невы, между реками Большая (на севере) и Средняя Невка (на юге). С западной стороны своей узкой частью остров выдвинут в Финский залив (Западная стрелка). Здесь находится мини-зоопарк, в котором живут северные олени, карликовая коза, лисенок, декоративные куры, разноцветные фазаны, цесарки. Большую часть площади Елагина острова (96,8 га) занимает великолепный пейзажный английский парк, разбитый здесь еще в 18 веке. До наших дней он сохранился в почти неизменном состоянии. С 1934 года он называется Центральный парк культуры и отдыха им. С.М.Кирова. С 2012 г остров вошел в число особо охраняемых территорий, как памятник природы. Это одно из самых зеленых мест города, уникальный садово-парковый ансамбль старины, сохранившийся до наших дней. Историю острова можно проследить с 1643 года, когда он впервые был нанесен на шведские карты. Финские жители прозвали остров «Мистула-саари», русские – «Мишин» или «Михайлин». Это название бытовало вплоть до 18 века. Частным владением эта земля становится в 1709 году, после того как Петр I, пожаловал ее барону, виднейшему дипломату эпохи, вице-канцлеру Петру Шафирову. Позднее остров часто менял владельцев, среди них был даже светлейший князь Григорий Потемкин.

История острова и дворца

Елагиным остров стал только после того, как его приобрел Иван Перфильевич Елагин в 1777 году. Он был пятым после Шафирова владельцем островного имения. Известный деятель екатерининского правления, поэт, переводчик с французского, историк, многие годы возглавлявший Российскую Академию наук, обер-гофмейстер двора славился своей щедростью и хлебосольством. Он владел островом до своей смерти в 1793 году. При нем здесь был построен дворец (не сохранился) и заложен парк. Для защиты острова от частых наводнений в нем прорыли каналы и пруды.

После кончины вельможи его наследники продали владение, затем последовала череда сделок купли-продажи. В 1817 году правительство Александра I выкупило остров за 350 тысяч рублей у графа Орлова – племянника знаменитого фаворита Екатерины II. На следующий год зодчий Карл Росси начал перестройку Елагиноостровского дворца в духе классицизма. По проекту архитектора также были построены пристани, летние павильоны, корпуса для хозяйственных нужд (кухонный и конюшенный корпуса). Устройством парка в английском стиле занялся Джозеф Буш – с 1775 года ведущий садовый мастер России (сейчас бы его назвали ландшафтным дизайнером). До этого он вместе со своим отцом долгое время жил в Царском Селе. Принимал участие в обустройстве царских парков ЦС и Павловска. Кроме уже имеющихся, по указанию Буша, рабочие прорыли на Елагином острове новые каналы и пруды. Выкопанной землей засыпали низинные болотистые места, поднимая уровень острова. Земляные работы под руководством Джозефа Буша приняли небывалый по тому времени масштаб. Результатом стало увеличение сухопутной площади острова и улучшенная безопасность его против наводнений Невы. Чтобы еще более усилить его противопаводковую защиту, вдоль берегов насыпали двухметровые валы. По этой насыпи проложили широкую дорогу для проезда карет и пешеходную тропинку для гуляющей публики. Всего на острове 9 прудов, которые занимают пятую часть всей его площади.

После того как основные работы по перестройке дворца и обустройству парка были закончены (1818 – 1822 гг) здесь поселилась вдовствующая императрица Мария Федоровна (жена Павла I, мать русских царей Александра I и Николая I).

Остров до и после революций

Парк Елагина острова – великолепный образец садово-паркового искусства. То, что его удалось сохранить почти без потерь, только придает ему экологическую и эстетическую ценность. В наши дни производится посадка молодых деревьев. Посаженные Бушем дубы, сибирские лиственницы, липы, серебристый ясень превратились почти за 200 лет в деревья - великаны. Флора острова – это 500 видов растений, в том числе, завезенных из Европы, Америки, Азии. После Джозефа Буша, елагиноостровским парком занимался Питер Брук. Дом для него построил Карл Росси. Стараниями Брука на острове появились оранжереи, сад плодовых деревьев, огород и обширные цветники. Елагиноостровские фрукты и овощи ели не только хозяева имения, их могли купить и другие петербуржцы. Кстати, вход в парк был доступен для горожан с 1826 года. Публика здесь гуляла даже в отсутствии хозяев дворца. Собственностью царской семьи Елагиноостровское имение оставалось до 1917 года. Правда, после смерти Марии Федоровны, венценосные особы не часто посещали это место, особенно семья Николая II. Последний российский царь предпочитал проводить лето в скромном Александровском дворце Царского Села. Интересно, что в годы Империалистической войны (1914-1918 гг) в Елагиноостровском особняке располагался госпиталь.

После Февральской революции 1917 года дворец и все постройки острова были национализированы. После Октябрьской революции назначение бывшей императорской резиденции часто менялось. Здесь работал Музей истории и быта (до 1929 г), филиал Института растениеводства Академии наук СССР, база отдыха. После разрушительного наводнения 1924 года, когда волна со стороны Финского залива накрыла остров и смела многие деревья парка, на Западной стрелке построили двухъярусную террасу со смотровой площадкой. Парапет ее облицован розовым гранитом. Украшают площадку мраморные львы. В 1932 году для общественного доступа снова был открыт островной парк (ЦПКиО), а с 1934 года ему присвоено имя Кирова. Многие ленинградцы стали называть это место отдыха «Ципочка». В годы Великой Отечественной войны в Елагином дворце случился пожар от попавшей в дымоход зажигательной бомбы. Огонь уничтожил большую часть интерьеров, уникальные двери и лепнину. Осколки были собраны и сохранены сотрудниками музея. На основании этих остатков, а также по изображениям на старинных фотографиях, с 1946 года началось восстановление дворца. Оно длилось до 1961 года.

Строительство и реставрация дворца

Карл Росси создавая свое первое творение в Санкт-Петербурге – Елагиноостровский дворец, проявил лучшие качества таланта: точность инженерного расчета и широту объемного видения, высочайшее знание композиции и законов античной архитектуры, тщательную проработку проекта до последней детали интерьера. От качества исполнения императорского заказа зависела его судьба в России, архитектор понимал это очень хорошо. Он работал в условиях заданного объема и площади. Александр I пожелал сохранить стены и форму прежнего дворца, построенного Иваном Елагиным. Росси надо было создать на старой основе что-то новое, достойное присутствия царской особы. Дворец должен был соединить торжественность и камерность. Стать местом, где будут проходить роскошные балы высшего света и семейные обеды императорской семьи. Результат усилий зодчего восхищает нас до сих пор. Построенный по его проекту дворец, одна из придворных дам сравнила с прекрасной белой лилией, выступающей из стремительных вод Невы. Двухэтажный особняк установлен на высокий цоколь. Парадный фасад венчает коринфский портик с шестью колоннами. Широкая лестница, украшенная чугунными львами, спускается к Масляному лугу. (Здесь проходили гуляния в период празднования Масленицы, отсюда и его название). Кстати, петербуржская мода на украшение дворцов, набережных, парков скульптурами львов, пошла от Елагиноостровской усадьбы. Полукруглая лестница с противоположной стороны, спускается к реке (Средняя Невка). Мраморные вазы и чугунные корзины придают ей парадный вид. От Масляного луга и реки дворец отделяет ажурная решетка. Для создания интерьеров дворца Росси привлек лучших декораторов, опытных и талантливых живописцев и скульпторов. Специалистам, которые приступили к восстановлению дворца после Великой Отечественной войны, предстояла невероятно сложная задача: создать шедевр заново, по возможности, не отступая от оригинала 19 века. Архитектор Савков сделал обмеры дворца, вместе с коллегами он собрал и сохранил мраморные фрагменты, куски лепнины и остатки росписи. Это дало уникальный материал в руки специалистов.

Автором проекта стал архитектор Плотников. Ленинградские реставраторы воссоздали парадные помещения дворца, расположенные на первом этаже. Сделали они это с большим мастерством и вниманием к стилистике ампира.

Но восстанавливать интерьеры дворца пришлось не только после Великой Отечественной войны, а также много позднее. Несколько десятилетий здесь размещалась база отдыха трудящихся, с комнатами отдыха, актовым, бильярдным и танцевальным залами. Естественно за годы интенсивного использования, дворец растерял свое великолепие. Последняя реставрация началась в 1987 году, когда творению России был присвоен статус музея.

Музей декоративно-прикладного искусства и интерьера

Научно-исследовательскую работу и трудное дело собирания исторических артефактов коллектив вновь созданного музея начал под руководством директора Мухина. Главной задачей стало восстановить утраченное внутреннее убранство дворца. Из многих источников музею стали передавать редкие антикварные предметы (органы МВД, таможня, гостиницы «Астория», «Европейская», ЦПКиО и др.) Сегодня посетители могут полюбоваться полностью восстановленными парадными покоями дворца. Восхититься великолепной росписью и отделкой Столовой залы, Голубой и Малиновой гостиных, Фарфорового кабинета. На втором этаже, где ранее располагались личные покои членов царской династии, сейчас проходят художественные и прикладные выставки. Сегодня коллекция музея насчитывает 12 тыс.предметов: живопись, графика, скульптура, народно-прикладное творчество. Собрание постоянно пополняется, в том числе и за счет частных дарений. На третьем этаже до сих пор продолжается восстановление домовой церкви Св.Николая Чудотворца.

Музей художественного стекла

Это уникальное собрание разместилось в Оранжерейном корпусе, построенном по проекту Карла Росси. Основа коллекции – фонды Ленинградского завода художественного стекла – ведущего стекольного предприятия Советского Союза (закрыт в 1986 году). Музей художественного стекла на Елагином острове открылся в 2010 году. Сегодня на 700 кв.м. площади представлены более 500-от изделий из стекла и хрусталя, всего фонды насчитывают 8 тыс.экспонатов. Постоянная экспозиция разместилась в Центральном и Черном залах, Белый – предназначен для проведения временных выставок и мастер -классов. Посещение музея – это увлекательное путешествие в историю развития стекольного дела в СССР. Блюда, вазы, сахарницы, статуэтки, подносы, фужеры и др.предметы, выполненные в различной технике декорирования («мороз», «кракле», многослойное стекло с гравировкой) поражают изяществом и тщательностью отделки. Слава ленинградских мастеров художественного стекла гремела по всему миру, начиная с 50-х годов прошлого века. Среди самых известных экспонатов музея: вазы «Ленинградская» - создана к 250-летию Санкт-Петербурга, «Нептун», композиция «Русь». Известный скульптор Вера Мухина много сделала для становления ЛЗХС, (фонды которого переданы музею художественного стекла). В экспозиции можно увидеть некоторые из ее стеклянных творений. Коллекция музея постоянно пополняется современными изделиями российских и зарубежных мастеров.

Чтобы открыть все богатства Елагина острова вам потребуется не один день. Но путешествие в этот зеленый уголок природы стоит того. Добраться до сюда можно, доехав на метро до станции «Крестовский остров» и пройдя пешком до 2-го Елагинского моста.

Главная -> Энциклопедия ->

Елагиноостровский дворец, Елагин остров, а кто такой этот Елагин?

ЕЛАГИН Иван Перфильевич (1725-1793) – тайный советник, сенатор, обер-гофмейстер, писатель, драматург, переводчик.

С 1766 г. Елагин – директор придворного театра и музыки. Его деятельность оставила заметные следы в истории русского театра. При нем было основано театральное училище, учрежден в Санкт-Петербурге публичный русский театр, введена практика командировок русских актеров за границу для усовершенствования в сценическом искусстве и приглашение на гастроли иностранных знаменитостей.

Масон с 1750 г. Долгое время играл ведущую роль в российском масонстве. В соответствии с дипломом, полученным из Англии, стал Провинциальным Великим Мастером масонов в России. Глава лож “первого елагинского” и “второго елагинского” союзов.

Первое наименование острова: на допетербургских, шведских картах он назывался Мистуласаари, что в переводе означает Медвежий остров. Надо полагать, что это название было дано финскими охотниками так же, как и другим островам невской дельты: Заячий, Лосиный (ныне Васильевский), Кошачий (ныне Канонерский), Вороний (ныне Аптекарский) и т.д. http://www.masons.ru/Publications/bio.ht...

Остров так и назывался - Мишиным, или Михайлиным - до того времени, пока в 1777 году остров не приобрел обер-гофмейстер императорского двора Иван Перфильевич Елагин. Имя прижилось - остров сохранял это название и при всех последующих хозяевах. Сам же дворец в том виде, в котором он дошел до нас, к самому Елагину имеет мало отношения - в начале 19 века он был выкуплен Александром I для своей матери императрицы Марии Федоровны, которой было уже тяжело ездить в загородные резиденции Павловска и Гатчины.

Елагин остров

К западу от Каменного острова расположен один из самых известных островов Петербурга - Елагин остров. Первоначально, в 1703 году, он назывался Мишиным, или Михайлиным. На старинных шведских и финских картах так и обозначено: Мистула-саари, что в буквальном переводе и означает «Медвежий остров». Возможно, так его называли финские охотники, по аналогии с названиями других островов дельты Невы: Заячий, Лосиный (ныне васильевский), Кошачий (ныне Канонерский), вороний (ныне Аптекарский) и так далее. Однако есть легенда, которая утверждает, что этимология названия острова имеет русское происхождение.

Вот как она звучит в пересказе Столпянского: «в одну из светлых майских ночей 1703 года маленький отряд преображенцев делал рекогносцировку на островах дельты Невы. Осторожно шли русские солдаты по небольшому крайнему ко взморью островку, пробираясь с трудом в болотистом лесу. Вдруг послышался какой-то треск. Солдаты остановились, взяли ружья на приклад и стали всматриваться в едва зеленеющие кусты, стараясь разглядеть, где же притаились шведы. И вдруг из-за большого повалившегося дерева, из кучи бурелома с ревом поднялась фигура большого серого медведя. «„Фу, ты, пропасть, - вырвалось у одного из русских, - думали шведа увидеть, а на мишку напоролись, значит, остров этот не шведский, а Мишкин“».

В начале XVIII века Петр I пожаловал остров канцлеру П.П. Шафирову. В середине этого века остров принадлежал А.П. Мельгунову. И тот, и другой отмечены в истории петербургской топонимики. Остров некоторое время назывался сначала Шафировым, а затем - Мельгуновым. Короткое время бытовало и название: Лисий нос, по сходству оконечности острова с мордой рыжего обитателя островных зарослей.

Свое современное название остров официально получил в 1790 году по имени одного из владельцев - обер-гофмейстера императорского двора ивана Перфильевича Елагина. Сначала его называли Елагинским, но через два года - Елагиным. О том времени сохранилась память в фольклоре. Два старинных дуба у Елагина дворца до сих пор в народе называют по-старому: «Елагинские».

Если верить городскому фольклору, с Елагиным островом связана одна из самых загадочных страниц отечественной истории - история русского масонства. Согласно питерским преданиям, первая масонская ложа была основана царем в Кронштадте, после его возвращения из заграничного путешествия 1717 года, хотя, надо признаться, первые документальные свидетельства о масонских ложах в россии относятся к 1731 году. Но в фольклоре считается, что именно Петр вывез тогда из Европы масонский статут. Может быть, поэтому у русских масонов в XVIII веке Петр I пользовался особенным уважением. На своих собраниях они даже распевали «Песнь Петру великому», сочиненную Державиным.

Между тем отношение власти к масонству в россии было неоднозначным. Его то разрешали, то запрещали. Не жаловали масонов и в простонародной среде. Молва утверждала, что на их собраниях творится что-то нечистое, тем более что масоны в России ассоциировались исключительно с французами, а Франция в глазах обывателей слыла источником всех смертных грехов человечества. Даже доморощенных, собственных масонов иначе как франкмасонами, то есть французскими масонами не называли. А производное от франкмасона - «фармазон» очень скоро превратилось в откровенное ругательство. Правда, это связано еще и с тем, что доступ в масонские ложи строго ограничивался и оговаривался многочисленными условиями, среди которых не на последнем месте были древность рода, высокое общественное положение и богатство.

Среди петербургских масонов встречаются имена видных общественных и государственных деятелей, крупных военных чиновников и даже членов царской фамилии. Известно, что император Александр I чуть ли не в течение десяти лет состоял членом одной из масонских лож. По преданию, император Павел I еще в бытность свою наследником престола был «келейно принят в масоны» сенатором И.П. Елагиным. Елагин считался одним из виднейших деятелей русского масонства. О нем говорили самые невероятные вещи. Даже после своей смерти Елагин оставался в центре внимания городского фольклора. Так, легенды утверждают, что при вскрытии его склепа в Александро-Невской лавре могила сенатора оказалась пустой.

С Иваном Перфильевичем Елагиным связано имя еще одного всемирно известного масона - Джузеппе Калиостро. Эта личность заслуживает того, чтобы сказать о ней несколько слов. Калиостро - далеко не единственное имя прославленного авантюриста XVIII века. В Европе сын бедных родителей Джузеппе Бальзамо известен под именами Тискио, Мелина, Бельмонте, Пеллегрини и некоторым другим. И хотя официальная церковь характеризовала его как мошенника, шарлатана и развратника, его популярность в Европе вознеслась невероятно высоко. Его бюсты украшали многие аристократические салоны, а его изображения в то время можно было увидеть на дамских веерах, табакерках, носовых платках, кофейных чашках и даже на перстнях. Однако, несмотря на такой явный общественный интерес, французский король изгнал его из Франции, Калиостро уехал в Лондон, откуда предсказал штурм Бастилии и гибель французской королевской семьи на гильотине.

Граф Д. Калиостро

Жизнь «великого мага», как называли его современники, овеяна самыми невероятными легендами. По одним из них, он жил еще во время всемирного потопа и спасся от гибели исключительно благодаря библейскому Ною, который взял его на свой ковчег. По другим, Калиостро был лично знаком с ветхозаветным Моисеем и античным Александром Македонским, беседовал с Иисусом Христом и даже присутствовал на Голгофе при его казни. Но сам он скромно утверждал, что родился от великого магистра Мальтийского ордена и трапезундской княгини.

В Россию Калиостро приехал в 1780 году, будто бы по совету другого знаменитого французского авантюриста графа Сен-Жермена. Здесь он скромно представился «гишпанским полковником», врачом, графом Фениксом. В высшем петербургском свете Калиостро появился в черном одеянии, расшитом золотыми иероглифами и в уборе древнеегипетского жреца.

Известно, что в то время, как Екатерина II была к нему исключительно холодна, ему покровительствовал ее фаворит всесильный князь Григорий Потемкин. Калиостро удалось снискать уважение и многих других петербургских сановников. Если верить легендам, Калиостро стал своим человеком у графа Строганова, во дворце которого занимался поисками философского камня. Затем долго жил в доме И.П. Елагина на Елагином острове. Там будто бы по его совету глубоко под павильоном Пристань устроили секретный зал, куда из Елагинского дворца вел подземный ход. Зал якобы предназначался для тайных масонских собраний. Говорят, прогуливаясь однажды вблизи этого павильона, Калиостро предсказал гибель Российской империи, «увидев однажды в Неве ее обреченный лик».

Общественная карьера Калиостро в России закончилась неожиданно. Однажды он взялся вылечить безнадежно больного ребенка, а когда тот, не выдержав методов лечения шарлатана, умер, долго скрывал его смерть от родителей, продолжая «опыты» по оживлению уже умершего мальчика. Екатерина II воспользовалась этим чудовищным случаем и приказала немедленно выслать Калиостро за пределы страны. Правда, согласно некоторым легендам, это произошло по другому поводу. Будто бы Екатерине стало известно о любовной связи супруги Калиостро «хорошенькой Лоренцо» с князем Григорием Потемкиным. Так или иначе, Калиостро вместе с женой погрузили в кибитку и тайно вывезли в Митаву. А в Петербурге распространились слухи, будто бы Калиостро проехал одновременно через все «пятнадцать» столичных застав, всюду оставив свою личную роспись.

Но и на этом приключения Калиостро в России не закончились. Многие мистики утверждают, что на рубеже XIX и XX веков Калиостро вновь появился в Петербурге под именем мага Сегира. Не обошли вниманием этого «мага и волшебника» и современные легенды. Они утверждают, что в зеркалах Елагина дворца и сегодня время от времени появляется тень графа Калиостро с масонскими символами в руках - молотком и треугольником каменщика. Если кому-то удается встретиться с ним глазами, то в зеркале можно увидеть, как Калиостро поднимает руки вверх, к небу, на миг застывает в этой загадочной позе, затем поворачивается и медленно исчезает.

Восточный фасад Елагинского дворца

Елагинский дворец - одно из самых прекрасных парковых сооружений архитектора Карла Росси строился по распоряжению императора Александра I в 1818–1822 годах для императрицы-матери Марии Федоровны. Это был первый опыт ансамблевого строительства в Петербурге, предпринятый тогда еще молодым архитектором. По окончании строительства в знак признания заслуг зодчего Академия художеств избирает его «вольным общником», а царь назначает ему дополнительный оклад.

Отмечен талант архитектора и в городском фольклоре. По Петербургу ходили восторженные стихи, приписанные молвой своему любимцу - искрометному поэту Пушкину:

Какая кисть, какой резец

Изобразит Елагинский дворец!

С окончанием строительства Елагинского дворца, на острове по проекту архитектора Росси и садовника Д. Буша разбивается обширный пейзажный парк с искусственными прудами и каналами, живописными островками, мостами и прогулочными аллеями.

Особенной популярностью у петербуржцев пользовалась западная оконечность Елагина острова, так называемая стрелка. История этой популярности восходит к середине XVIII века и связана с именем известной петербургской красавицы графини Юлии Павловны Самойловой.

В большом свете Петербурга Самойлову звали царицей салонов. Ей поклонялись и называли «Петербургская религия». Молодая красавица, обладательница незаурядного ума и значительного состояния была хозяйкой родовой загородной усадьбы под Петербургом, вблизи Царского Села, - Графской Славянки. Здесь до сих пор бытует легенда о романтическом подземном ходе, который вел из усадебного дома в местную церковь.

Главный фасад Елагинского дворца

С 1826 по 1839 год она жила в Италии. В ее роскошном загородном доме под Миланом собирались известные музыканты, художники, литераторы. Среди них: Ференц Лист, Джоакино Россини, Орест Кипренский, Александр Тургенев. Самойлова была многолетней музой художника Карла Брюллова. Достаточно сказать, что только на одном своем знаменитом полотне «Последний день Помпеи» он трижды запечатлел облик Юлии Павловны. Ее отличали любовь к искусству, демократический образ мышления и независимость в отношениях с сильными мира сего - качества, сложившиеся вдали от «всевидящего ока и всеслышащих ушей» и одинаково ценимые во все времена как в Италии, так и в России.

Графиня Ю.П. Самойлова

В мрачную последекабристскую пору николаевской реакции петербуржцы особенно дорожили примерами гордого достоинства и независимости. Свидетельства о них бережно сохранялись. Передаваемые из уст в уста, они становились прекрасными легендами, украшавшими историю города. Одна из таких легенд, героиней которой стала Юлия Павловна Самойлова, рассказывает о зарождении в Петербурге традиции вечерних гуляний на Стрелке Елагина острова.

На приемы, которые Самойлова во время своих приездов в Россию устраивала в Графской Славянке, съезжался буквально весь Петербург. В такие дни заметно пустело Царское Село, что, естественно, раздражало Николая I. Император решился пойти на хитрость. Он предложил Самойловой продать ему Графскую Славянку. Предложение царя выглядело приказанием, и Самойловой пришлось согласиться. Но при этом она дала понять Николаю, что до нее дошел смысл иезуитской хитрости царского предложения. Как передает легенда, она просила передать императору, «что ездили не в Славянку, а к графине Самойловой, и, где бы она ни была, будут продолжать ездить к ней».

Въезд в парк на Елагином острове. Открытка начала XX века

На следующий день, к вечеру, в сопровождении узкого круга поклонников Юлия Павловна поехала на стрелку безлюдного в то время Елагина острова. «вот сюда будут приезжать к графине Самойловой», - будто бы сказала она. И действительно, с тех пор на проводы заходящего солнца, на пустынную в прошлом западную оконечность Елагина острова стало съезжаться все больше и больше петербуржцев, пока эта стрелка не превратилась в одно из самых любимых мест вечерних гуляний столичной знати.

В XIX веке стрелку Елагина острова питерские умники прозвали «Пуант» - то ли по схожести оконечности стрелки с носочком балетной туфельки, то ли в воспоминание о нетерпеливом желании стать на цыпочки, вытянуться и замереть в ожидании момента полного захода солнца за горизонт Финского залива.

Так, во второй половине XIX века Елагин остров стал местом многолюдных великосветских гуляний петербургской знати.

Между тем дорога на остров шла мимо тянувшихся вдоль всего побережья Невской губы беднейших рабочих слободок пивоваренных и бумагопрядильных фабрик, мимо корпусов ситцевых и деревообделочных предприятий, мастерских судостроительных и металлообрабатывающих заводов. В этом смысле весь путь на Елагин остров являл собой резкий контраст между аристократической роскошью царственного Петербурга и беспросветной нищетой его окраин. Это породило известную формулу бедности, вошедшую пословицей в золотой фонд петербургской фразеологии: «Вошь да крыса до Елагина мыса».

Стрелка Елагина острова. Открытка начала ХХ века

В 1932 году на Елагином острове открыли один из первых советских центров воскресного отдыха и развлечений трудящихся - Центральный парк культуры и отдыха, или на языке аббревиатур - ЦПКиО. Парк украсили новой советской символикой. На высокие постаменты установили бронзовые и гипсовые изображения спортивных девушек с веслами и ракетками, мужественных юношей в армейской форме, пионеров с галстуками на шее. К работе по изготовлению скульптур привлекли лучшие творческие силы Ленинграда. Так, скульптору Елене Янсон-Манизер заказали скульптуру балерины. Едва бронзовая танцовщица появилась на одной из парковых аллей, как в городе родилась легенда о том, что при работе над статуей скульптору позировала ее подруга, выпускница Ленинградского хореографического училища Галина Уланова. В народе парковая скульптура получила прозвище «Танцовщица».

К 1980 году скульптура балерины пришла в катастрофическое состояние. Достаточно сказать, что к тому времени у нее не было руки и ноги. Танцовщицу демонтировали и убрали в один из подвалов Елагина дворца. Но едва наступили новые времена, как о скульптуре вспомнили. В 2004 году во дворе Академии русского балета им. А.Я. Вагановой, как теперь называется старинное Хореографическое училище, установили памятник выдающейся балерине Галине Сергеевне Улановой, которую театральные критики давно уже окрестили «великой немой». Времена были тяжелые, финансов на изготовление новых монументов недоставало, и инициаторы увековечения памяти великой балерины вспомнили о той самой парковой скульптуре. Ее решили отреставрировать и использовать в качестве памятника. Так обобщенный скульптурный образ танцующей девушки, переполненной радостью от счастливой жизни, столь любимый советскими ваятелями 1930-х годов, превратился в памятник конкретному человеку.

Между тем ЦПКиО стал одним из любимейших мест отдыха горожан. Среди населения его ласково называли «Цыпочка». И что здесь сыграло решающую роль при выборе фольклорного топонима - звуковые ассоциации, легко улавливаемые в знаменитой аббревиатуре, или генетическая память о давней ассоциативной связи Елагина мыса с балетными туфельками - «Пуантами», сказать трудно. Скорее всего, и то, и другое.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Татаро-монгольское иго. Кто кого завоевывал автора

Из книги Книга 2. Тайна русской истории [Новая хронология Руси. Татарский и арабский языки на Руси. Ярославль как Великий Новгород. Древняя английская истори автора Носовский Глеб Владимирович

автора Ерофеев Алексей Дмитриевич

Из книги Легендарные улицы Санкт-Петербурга автора Ерофеев Алексей Дмитриевич

Из книги Легендарные улицы Санкт-Петербурга автора Ерофеев Алексей Дмитриевич

Из книги Легендарные улицы Санкт-Петербурга автора Ерофеев Алексей Дмитриевич

Из книги Греция и Рим [Эволюция военного искусства на протяжении 12 веков] автора Коннолли Питер

2. Остров Когда нумидийцы Ганнибала наткнулись на конницу Сципиона, карфагенский полководец наверняка счел, что римские легионы уже близко. По этой причине он отказался от изначального плана идти по пути Геракла, а пошел вверх по течению, надеясь избавиться от Сципиона.

Из книги Греция и Рим, энциклопедия военной истории автора Коннолли Питер

2. Остров Когда нумидийцы Ганнибала наткнулись на конницу Сципиона, карфагенский полководец наверняка счел, что римские легионы уже близко. По этой причине он отказался от изначального плана идти по пути Геракла, а пошел вверх по течению, надеясь избавиться от Сципиона.

Из книги Книга Перемен. Судьбы петербургской топонимики в городском фольклоре. автора Синдаловский Наум Александрович

Елагин остров 1703… Это один из самых известных островов Петербурга. Первоначально, в 1703 году, он назывался Мишиным, или Михайлиным. На старинных шведских и финских картах так и обозначено: Мистула-саари, что в буквальном переводе означает Медвежий остров. Возможно, так его

автора Антонов Борис Иванович

3-й Елагин мост Мост соединяет Елагин остров со Старой Деревней. Длина моста 95,5 м, ширина - 11,44 м.На плане Шуберта 1828 г. здесь обозначен плашкоутный мост.В соответствии с архивными данными 1851 г. здесь уже существовал деревянный, балочно-подкосный мост, имевший девять

Из книги Мосты Санкт-Петербурга автора Антонов Борис Иванович

1-й Елагин мост Мост соединяет Елагин остров с Каменным островом. Длина моста 107,9 м, ширина - 11,53 м.На плане Шуберта 1828 г. здесь показан плашкоутный мост.Первый деревянный мост на этом месте построен в 1831 г. по проекту инженера А. И. Мальте. На проекте его перестройки,

Из книги Мосты Санкт-Петербурга автора Антонов Борис Иванович

2-й Елагин мост Мост соединяет Елагин и Крестовский острова в створе Белосельского проспекта. Длина моста 141,9 м, ширина - 14,5 м.На плане Шуберта 1828 г. здесь показан плашкоутный мост.В 1852 г. построен одиннадцатипролетный деревянный балочный мост с центральным разводным

Из книги Пятый ангел вострубил автора Воробьевский Юрий Юрьевич

И.П. Елагин. «Закулисная дипломатия Фридриха П, осуществляемая через Панина, – пишет О. Платонов, – вызвала резкое обострение русско-турецких отношений, вылившееся в 1768 году в войну. В этой войне Россия осталась без союзников. Этим воспользовался Фридрих II, чтобы привести

Из книги Тайны Петербурга автора Мацух Леонид

Глава 2. Елагин и его дворец Ах, где найдешь веселье беззаботней, Чем на Елагином зеленом острову? Я. Княжнин В самом центре Петербурга, в сквере напротив Александринского театра высится величественный памятник Екатерине II. «Северная Семирамида» снисходительно взирает

Из книги Атлантика без Атлантиды автора Кондратов Александр Михайлович

Остров Янтарный, остров Туле, Оловянные острова… Изделия из янтаря высоко ценились в древних странах Средиземноморья. Ведь привозился он издалека, с берегов далеких северных стран, лежащих где-то на краю земли. Сейчас мы знаем, что на самом деле страны эти были не такими

Из книги Как Париж стал Парижем. История создания самого притягательного города в мире автора Дежан Джоан

Глава 3. «Сказочный остров»: остров Сен-Луи В 1630-х годах квартал Маре подарил парижанам новый опыт: проживание в дорогом престижном районе, своего рода анклаве, закрытом для посторонних. Из квартала Маре было легко добраться до всего нужного и интересного в городе, а еще он

Петроградский раон отличное место для отдыха. Это один из старейших районов Санкт-Петербурга. Тут Вы найдете множество исторических памятников, шумных проспектами и тихих улочек, парков и скверов. Если Вы решили отдохнуть в Санкт-Петербурге, отличным решением будет снять апартаменты на Петроградской .

Сегодня мы расскажем Вам историю одного из самых живописных мест Санкт-Петербурга - Елагине острове.

XVIII век

Создавая новую столицу Российской Империи на берегах Невы, Петр I стремился обустроить и близлежащие территории, раздавая их своим соратникам. Первым хозяином острова в 1709 году стал вице-канцлер барон Петр Павлович Шафиров (1669–1739), известный дипломат и государственный деятель. На протяжении XVIII века у острова сменилось девять вельможных владельцев. За это время он несколько раз переименовывался. Изначальное его название звучало по фински «Мистула-саари». Тогда остров назывался Мишин или Михайлин. По легенде дозору русских солдат встретился здесь большой медведь. Свое текущее название остров получил в честь пятого владельца - Ивана Перфильевича Елагина, обер-гофмейстера императорского двора.

XIX век

К началу XIX века содержание большого имения, расположенного на Елагином острове, стало чересчур затратным, и последний владелец острова Григорий Владимирович Орлов продал его в 1817 году в казну за триста пятьдесят тысяч рублей.

С этого времени начинается новый этап в жизни Елагина острова. На следующие сто лет он переходит во владение русского императорского дома. В 1818 году по указу императора Александра I был образован «комитет для перестройки бывшего Елагина дворца, постройки кухонного и конюшенного корпусов, переделки большой каменной оранжереи и прочего на Елагином острове».

Главным архитектором строительства назначили К.Росси. Ему предстояло перестроить дворец, создать новые служебные корпуса и обустроить остров для летнего пребывания там вдовствующей императрицы Марии Федоровны. Архитектор не ограничился только перестройкой дворца и служебных помещений, а преобразил весь остров целиком.

Росси должен был выполнять строительные работы, а благоустройство острова и перепланировка парка были поручены опытному садовому мастеру Джозефу Бушу-младшему, прославившемуся созданием Павловского и Царскосельского парков. Генеральный план дворцового ансамбля на Елагином острове, в котором последовательно проведен принцип пейзажного парка с его асимметрией и живописностью, разрабатывался Росси и Бушем совместно. Их стараниями остров, «с огромным трудом вырванный из болотистой петербургской почвы, был превращен в Isola bella русского Севера - «прекрасный остров», а парк на нем - в один из красивейших парков Европы.

В течение двух строительных сезонов 1818 и 1819 годов дворец был перестроен. Датой завершения строительных и отделочных работ, а также внутреннего убранства считается 1822 год.

На протяжении ста лет остров оставался во владении Романовых и был излюбленным местом отдыха императорской семьи. За долгие годы в Елагиноостровском дворце сложилась уникальная коллекция, основу которой заложили произведения, изначально выполненные по замыслу великого архитектора, мастера интерьера и декоративно-прикладного искусства Карла Росси.

XX век

По решению ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 02.12.1931 г. на Елагином осторове был открыт парк ЦПКО. Открытие папка состоялось 05 августа 1932.

После гибели С. М. Кирова в 1934 году Крестовский, Елагин и Каменный острова переименовываются в Кировские, а Центральному парку культуры и отдыха присваивается имя С. М. Кирова. На острове создаются многочисленные спортивные площадки, аттракционы.