Егэ история 2 часть как решать. ЕГЭ по истории: разбираем задания с учителем

Практикум по истории России ориентирован на подготовку учащихся старших классов и выпускников к успешной сдаче Единого государственного экзамена. Пособие содержит подробный разбор всех типов заданий части 2, типичных ошибок при их выполнении и комментарии к ним. Пособие также предлагает задания для самостоятельной отработки каждого типа заданий, ответы и критерии оценивания. Книга предназначена преподавателям, родителям, репетиторам, а также учащимся старших классов для самостоятельной подготовки к ЕГЭ. Приказом № 699 Министерства образования и науки Российской Федерации учебные пособия издательства «Экзамен» допущены к использованию в общеобразовательных организациях.

Место и назначение заданий с развернутым ответом в экзаменационной работе.
Что нужно знать об этих заданиях? Дадим им краткую характеристику. Задания с открытым развернутым ответом являются обязательной составной частью контрольных измерительных материалов ЕГЭ по истории. Они включены в последнюю часть экзаменационной работы - часть 2. Эти задания носят комплексный характер и позволяют проверить наиболее широкий круг элементов подготовки по истории выпускников средней школы. Они играют важную роль в выявлении уровней индивидуальной подготовки экзаменуемых, степени их владения историческим материалом, умения применять знания для решения поставленных задач. Такого рода задания дают возможность увидеть сильные и слабые стороны подготовки выпускников, их умений анализировать и систематизировать историческую информацию, рассуждать, обосновывать свою точку зрения и т.д.

Место и назначение заданий с развернутым ответом в экзаменационной работе определяются на основе общего перечня требований к подготовке по истории выпускников средней школы (этот перечень является частью образовательного стандарта). Эти требования предполагают владение следующими знаниями, видами деятельности и связанными с ними умениями:
знание дат и периодизации отечественной истории
знание основных фактов, явлений, характеризующих целостность исторического процесса;
знание исторических понятий, терминов;
знание причин и следствий событий, понимание исторической обусловленности общественных явлений, процессов;
установление последовательности исторических событий, временных рамок изучаемых исторических явлений, процессов;
соотнесение единых фактов и общих исторических явлений, процессов; указание характерных черт событий, явлений, процессов;
группировка исторической информации.
систематизация исторического материала на основе представлений об общих тенденциях исторического процесса;
выявление общих черт и различий сравниваемых исторических событий, процессов.

Содержание
Предисловие
Раздел I. Место и назначение заданий с развернутым ответом в экзаменационной работе
Раздел II. Задания 20-22
Примеры выполнения заданий 20-22 и комментарии к ответам
Задания 20-22 для самостоятельной работы
Раздел III. Задание 23
Примеры выполнения задания 23 и комментарии к ответам
Задания 23 для самостоятельной работы
Раздел IV. Задание 24
Примеры выполнения задания 24 и комментарии к ответам
Задания 24 для самостоятельной работы
Раздел V. Задание 25
Пример задания 25
Примеры выполнения задания 25 и комментарии к ответам
Ответы к заданиям для самостоятельной работы
Задания 20-22
Задания 23
Задания 24.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу ЕГЭ, Практикум по истории, Подготовка к выполнению заданий части 2, Гевуркова Е.А., Соловьёв Я.В., 2017 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

Вариант № 1393464

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Ответами к заданиям 1-19 является последовательность цифр, цифра или слово (словосочетание). Имена российских государей следует писать только буквами.


Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.


Версия для печати и копирования в MS Word

Расположите в хро­но­ло­ги­че­ской по­сле­до­ва­тель­но­сти ис­то­ри­че­ские события. За­пи­ши­те цифры, ко­то­ры­ми обо­зна­че­ны ис­то­ри­че­ские события, в пра­виль­ной по­сле­до­ва­тель­но­сти в таблицу.

1) первый съезд рус­ских кня­зей в Любече

2) крещение кня­зем Вла­ди­ми­ром Свя­то­сла­во­ви­чем Руси

3) Грюнвальдская битва

Ответ:

Ниже приведён список терминов. Все они, за исключением двух, относятся к преобразовательной деятельности Петра I.

1) коллегия

2) семибоярщина

3) посессионная мануфактура

5) губерния

6) местничество

Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду.

Ответ:

Напишите пропущенное понятие (термин).

Установившаяся повсеместно на селе в СССР в результате «великого перелома» форма хозяйствования, при которой средства производства (земля, оборудование, скот, семена и т.д.) находились в совместной собственности и под общественным управлением его участников, называется ___________.

Ответ:

Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ) ФАКТЫ

A) развитие отношений между Древнерусским государством и Византией

Б) расширение территории в XVI в.

B) реформаторская деятельность Екатерины II

Г) экономические реформы А. Н. Косыгина

1) присоединение к России Астрахани

2) взятие Корсуни войском князя Вла-димира Святославича

3) присоединение к России Левобережной Украины

4) начало ваучерной приватизации

5) принятие Постановления «Об улучшении управления промышленностью, совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства»

6) созыв Уложенной комиссии

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г

Ответ:

Установите со­от­вет­ствие между фраг­мен­та­ми ис­то­ри­че­ских ис­точ­ни­ков и их крат­ки­ми характеристиками: к каж­до­му фрагменту, обо­зна­чен­но­му буквой, под­бе­ри­те по две со­от­вет­ству­ю­щие характеристики, обо­зна­чен­ные цифрами.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А) «В год 6390 (летоисчисление от Со­тво­ре­ния мира). Вы­сту­пил в поход Олег, взяв с собою много воинов: варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей, и при­шел к Смо­лен­ску с кривичами, и при­нял власть в городе, и по­са­дил в нем сво­е­го мужа. От­ту­да от­пра­вил­ся вниз, и взял Любеч, и также по­са­дил мужа своего. И при­шли к горам Киевским, и узнал Олег, что кня­жат тут Ас­кольд и Дир. Спря­тал он одних во­и­нов в ладьях, а дру­гих оста­вил поза-ди, и сам приступил, неся мла­ден­ца Игорь. И под­плыл к Угор­ской горе, спря­тав своих воинов, и по­слал к Ас­коль­ду и Диру, го­во­ря им, что-де "мы купцы, идем в Греки от Олега и кня­жи­ча Игоря. При­ди­те к нам, к ро­ди­чам своим". Когда же Ас­кольд и Дир пришли, вы­ско­чи­ли все осталь­ные из ладей, и ска­зал Олег Ас­коль­ду и Диру: "Не кня­зья вы и не кня­же­ско­го рода, но я кня­же­ско­го рода", и по­ка­зал Игоря: "А это сын Рюрика". И убили Ас­коль­да и Дира, от­нес­ли на гору и по­греб­ли Ас­коль­да на горе, ко­то­рая на­зы­ва­ет­ся ныне Угорской, где те­перь Оль­мин двор; на той мо­ги­ле Ольма по­ста­вил цер­ковь свя­то­го Николы; а Ди­ро­ва мо­ги­ла - за цер­ко­вью свя­той Ирины. И сел Олег, княжа, в Киеве, и ска­зал Олег: "Да будет это мать го­ро­дам русским". И были у него варяги, и славяне, и прочие, про­звав­ши­е­ся русью. Тот Олег начал ста­вить го­ро­да и уста­но­вил дани словенам, и кривичам, и мери, и уста­но­вил ва­ря­гам да­вать дань от Нов­го­ро­да по 300 гри­вен еже­год­но ради со­хра­не­ния мира, что и да­ва­лось ва­ря­гам до самой смер­ти Ярослава».

Б) «И стал Вла­ди­мир кня­жить в Киеве один, и по­ста­вил ку­ми­ры на холме за те­рем­ным двором: де­ре­вян­но­го Пе­ру­на с се­реб­ря­ной го­ло­вой и зо­ло­ты­ми усами, и Хорса, Дажьбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь. И при­но­си­ли им жертвы, на­зы­вая их богами, и при­во­ди­ли своих сы­но­вей и дочерей, и при­но­си­ли жерт­вы бесам, и осквер­ня­ли землю жерт­во­при­но­ше­ни­я­ми своими. И осквер­ни­лась кро­вью земля Рус­ская и холм тот. Но пре­бла­гой Бог не за­хо­тел ги­бе­ли грешников, и на том холме стоит ныне цер­ковь свя­то­го Василия, как рас­ска­жем об этом после. Те­перь же воз­вра­тим­ся к прежнему.

Владимир по­са­дил Добрыню, сво­е­го дядю, в Новгороде. И, придя в Новгород, Доб­ры­ня по­ста­вил ку­ми­ра над рекою Волховом, и при­но­си­ли ему жерт­вы нов­го­род­цы как богу».

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) после Олега пра­вил Русью князь Святослав

2) Олег пер­вым из кня­зей под­пи­сал вы­год­ный для Руси до­го­вор с Византией

3) ука­зан­ные со­бы­тия от­но­сят­ся к концу IX в.

4) князь Вла­ди­мир взошёл на ве­ли­ко­кня­же­ский пре­стол в Киеве, со­глас­но за­ве­ща­нию сво­е­го отца Свя­то­сла­ва

5) в ле­то­пи­си го­во­рит­ся о «языческой реформе» князя Вла­ди­ми­ра

6) «Языческая реформа» по­тер­пе­ла неудачу, но не оста­но­ви­ла по­пы­ток князя ре­фор­ми­ро­вать сферу ре­ли­гии

Фрагмент А Фрагмент Б

Ответ:

Какие три из названных мер были осуществлены в ходе перестройки? Соответствующие цифры и запишите их в ответ.

1) созыв Съезда народных депутатов

2) введение госприёмки

3) ликвидация центральных отраслевых министерств и их замена совнархозами

4) либерализация цен

5) принятие закона об индивидуальной трудовой деятельности

6) ликвидация КГБ

Ответ:

Заполните про­пус­ки в дан­ных предложениях, ис­поль­зуя приведённый ниже спи­сок про­пу­щен­ных элементов: для каж­до­го предложения, обо­зна­чен­но­го бук­вой и со­дер­жа­ще­го пропуск, вы­бе­ри­те номер нуж­но­го элемента.

A) ______________ на­сту­па­тель­ная опе­ра­ция со­вет­ских войск от­но­сит­ся к зиме 1941/42 гг.

Б) ______________ битва за­кон­чи­лась уни­что­же­ни­ем окру­жен­ной груп­пи­ров­ки про­тив­ни­ка 2 фев­ра­ля 1943 г.

B) ______________ битва за­кон­чи­лась осво­бож­де­ни­ем Харькова.

Пропущенные элементы:

1) Ржевская

2) Ленинградская

3) Ясско-Кишинёвская

4) Московская

5) Сталинградская

6) Курская

А Б В

Ответ:

Установите со­от­вет­ствие между де­я­те­ля­ми культуры вто­рой половины XIX в. и их произведениями.

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

A Б В Г

Ответ:

Прочтите от­ры­вок из вос­по­ми­на­ний и на­пи­ши­те про­пу­щен­ную в нём фамилию.

«В ночь на 18 но­яб­ря три члена Ди­рек­то­рии - Авксентьев, Зен­зи­нов и Аргунов... были груп­пой офицеров... не­ожи­дан­но арестованы... Тот­час же, по по­лу­че­нию све­де­ний о совершившемся, со­брал­ся Совет Ми­ни­стров и, ввиду со­здав­ше­го­ся остро­го положения., решил, взяв всю пол­но­ту власти, пе­ре­дать её затем в руки военного, ко­то­рый толь­ко один мог под­дер­жи­вать порядок. На­ме­чен­ных кан­ди­да­тов ока­за­лось двое: ге­не­рал Бол­ды­рев и вице-адмирал ____________. Пер­вый получил, однако, лишь один голос, по­че­му ____________ была вру­че­на вер­хов­ная власть...

Арестованных чинов Ди­рек­то­рии ____________ хотел тут же вы­пу­стить на свободу, взяв лишь обя­за­тель­ство с них о не­мед­лен­ном вы­ез­де за пре­де­лы Сибири, на что, однако, аре­сто­ван­ные не согласились. Через не­сколь­ко дней аре­сто­ван­ные под ино­стран­ной охра­ной были вы­ве­зе­ны в Китай.

Верховным пра­ви­те­лем ____________ был при­знан не сразу. Ата­ман Дутов, ко­ман­ду­ю­щий При­амур­ским кор­пу­сом на Даль­нем Востоке, ге­не­рал Иванов-Ринов, ата­ман Ан­нен­ков ему подчинились. Но ата­ман Семёнов и Кал­мы­ков долго бо­ро­лись про­тив его власти, не желая при­зна­вать его, и лишь к лету 1919 года этот во­прос уладился.»

Ответ:

Заполните пу­стые ячейки таблицы, ис­поль­зуя представленные в приведённом ниже спис­ке данные. Для каж­дой ячейки, обо­зна­чен­ной буквами, вы­бе­ри­те номер нуж­но­го элемента.

Пропущенные элементы:

2) Висло-Одерская операция

5) И. В. Сталин, Ф. Д. Рузвельт, У. Черчилль

8) И. С. Конев

9) Ясско-Кишинёвская операция

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г Д Е

Ответ:

Прочтите от­ры­вок из вос­по­ми­на­ний участ­ни­ка событий.

«Подойдя к крепости, япон­цы ре­ши­ли взять её от­кры­той силой, но ряд атак на наши по­зи­ции цен­тра был неудачен. 3-го ав­гу­ста ге­не­рал Ноги при­слал парламентёра с пред­ло­же­ни­ем сдать крепость, но со­бран­ный ге­не­ра­лом Стес­се­лем совет от­кло­нил это предложение, а 6-го ав­гу­ста япон­цы на­ча­ли ар­тил­ле­рий­скую под­го­тов­ку штур­ма и в тот же день пе­ре­шли в наступление, на­пра­вив после ряда де­мон­стра­тив­ных атак на­ше­го за­пад­но­го фрон­та глав­ный свой удар в центр наших позиций, про­тив Ор­ли­но­го Гнезда. На­чал­ся пер­вый штурм Порт-Артура.

Первые дни япон­цы на­сту­па­ли гу­сты­ми колоннами, думая мас­сой за­да­вить за­щит­ни­ков крепости.

Строгая дисциплина, су­ро­вый во­ен­ный закон, фа­на­тизм и лич­ная доб­лесть япон­цев при­во­ди­ли к тому, что япон­ские батальоны, неся не­ве­ро­ят­ные потери, всё же до­хо­ди­ли до цели своих атак, хотя бы в со­ста­ве не­сколь­ких че­ло­век и схва­ты­ва­лись с на­ши­ми в штыки. В моём крат­ком об­зо­ре не­воз­мож­но опи­сать всё то, что тво­ри­лось под Ор­ли­ным Гнез­дом в дни с 6 по 11 ав­гу­ста включительно, дни сплошного, бес­пре­рыв­но­го боя. Скажу одно, что доб­лесть была про­яв­ле­на как с одной, так и с дру­гой стороны. Два редута, №№ 1 и 2, на ко­то­рых в то время со­сре­до­то­чи­вал­ся бой, много раз пе­ре­хо­ди­ли из рук в руки, и в ре­зуль­та­те этого се­ми­днев­но­го по­бо­и­ща япон­цы толь­ко овла­де­ли раз­ру­шен­ным фасом этих редутов, а внут­рен­ний остал­ся в наших руках».

Используя отрывок, вы­бе­ри­те в приведённом спис­ке три вер­ных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

1) Опи­сан­ные со­бы­тия про­изо­шли в 1905 г.

4) Рус­ский генерал, упо­мя­ну­тый в отрывке, погиб в ходе обо­ро­ны крепости, о ко­то­рой идёт речь.

5) По ито­гам войны, в ходе ко­то­рой про­изо­шли опи­сан­ные события, был под­пи­сан мир­ный до­го­вор в го­ро­де Портсмуте.

6) В ре­зуль­та­те войны, в ходе ко­то­рой про­изо­шли опи­сан­ные события, Рос­сия ли­ши­лась части ост­ро­ва Сахалин.

Ответ:

Укажите век, в ко­то­ром происходили события, обо­зна­чен­ные на схеме. Ответ за­пи­ши­те словом.

Ответ:

Напишите на­зва­ние реки, обо­зна­чен­ной буквой «А», после за­вер­ше­ния изображённых на схеме событий.

Ответ:

Напишите на­зва­ние города, обо­зна­чен­но­го на схеме циф­рой «1», у ко­то­ро­го войска, чьи дей­ствия обозначены бе­лы­ми стрелками, одер­жа­ли победу.

Ответ:

Какие суждения, от­но­ся­щи­е­ся к дан­ной схеме, яв­ля­ют­ся верными? Вы­бе­ри­те три суж­де­ния из шести предложенных. За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) На схеме изображён ход круп­ней­ше­го народного восстания.

2) Участ­ни­ком событий, изображённых на схеме, был ка­за­чий атаман Ва­си­лий Ус.

3) Вооружённые отряды, дей­ствия которых обо­зна­че­ны чёрными стрелками, со­сто­я­ли только из ка­за­ков и го­су­дар­ствен­ных крестьян.

4) У города, обо­зна­чен­но­го на схеме циф­рой «2», войска, дей­ствия которых обо­зна­че­ны чёрными стрелками, одер­жа­ли крупную победу.

5) Циф­рой «3» на схеме обо­зна­че­но место пле­не­ния предводителя вооружённых отрядов, дей­ствия которых обо­зна­че­ны чёрными стрелками.

6) После за­вер­ше­ния событий, обо­зна­чен­ных на схеме, в Рос­сий­ской империи была про­ве­де­на губернская реформа.

Ответ:

Установите со­от­вет­ствие между па­мят­ни­ка­ми куль­ту­ры и их крат­ки­ми характеристиками: к каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ ХАРАКТЕРИСТИКИ

А) Лет­ний дво­рец в с. Коломенском

Б) «Капитанская дочка»

В) «Чапаев»

Г) «Домострой»

2) Этот со­вет­ский ки­но­фильм по­свя­щен со­бы­ти­ям Граж­дан­ской войны.

3) Данное тво­ре­ние со­зда­но в XV в.

4) Данное про­из­ве­де­ние по­свя­ще­но со­бы­ти­ям Кре­стьян­ской войны под ру­ко­вод­ством Еме­лья­на Пугачева.

6) Этот па­мят­ник был со­здан в прав­ле­ние Алек­сея Михайловича.

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г

Ответ:

Какие суждения о данной почтовой марке являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Действие картины, изображённой на марке, происходит на X съезде РКП(б).

2) Марка выпущена в период «оттепели» в СССР.

3) Политический деятель, выступление которого изображено на картине, был первым Председателем Совета Народных Комиссаров.

4) На съезде, события которого изображены на картине, был принят Декрет о земле.

5) События, изображённые на картине, произошли в Москве.

Ответ:

Укажите монеты, выпущенные в годы руководства СССР того же политического деятеля, при котором была выпущена данная почтовая марка. В ответе запишите две цифры, под которыми указаны эти монеты.

1) 2)
3) 4)

Ответ:

Укажите год, когда была произнесена речь, фрагмент которой приведён в задании. Назовите автора данной речи. Укажите название явления в отношениях СССР с бывшими союзниками по участию во Второй мировой войне, о предпосылках которого говорится в отрывке.

Из выступления политического деятеля

«На картину мира, столь недавно озарённую победой союзников, пала тень. Никто не знает, что Советская Россия и её международная коммунистическая организация намереваются сделать в будущем и каковы пределы, если таковые существуют, их экспансионистским и верообратительным тенденциям. Я глубоко восхищаюсь и чту доблестный русский народ и моего товарища военного времени маршала Сталина. В Англии - я не сомневаюсь, что и здесь тоже, питают глубокое сочувствие и добрую волю ко всем народам России и решимость преодолеть многочисленные разногласия и срывы во имя установления прочной дружбы. Мы понимаем, что России необходимо обеспечить безопасность своих западных границ от возможного возобновления германской агрессии. Мы рады видеть её на своём законном месте среди ведущих мировых держав. Мы приветствуем её флаг на морях. И прежде всего мы приветствуем постоянные, частые и крепнущие связи между русским и нашими народами по обе стороны Атлантики. Однако я считаю своим долгом изложить вам некоторые факты - уверен, что вы желаете, чтобы я изложил вам факты такими, какими они мне представляются, - о нынешнем положении в Европе.

От Штеттина на Балтике до Триеста на Адриатике на континент опустился железный занавес. По ту сторону занавеса все столицы древних государств Центральной и Восточной Европы - Варшава, Берлин, Прага, Вена, Будапешт, Белград, Бухарест, София. Все эти знаменитые города и население в их районах оказались в пределах того, что я называю советской сферой, все они в той или иной форме подчиняются не только советскому влиянию, но и значительному и всё возрастающему контролю Москвы... Коммунистические партии, которые были весьма малочисленны во всех этих государствах Восточной Европы, достигли исключительной силы... и всюду стремятся установить тоталитарный контроль...

Я не верю, что Россия хочет войны. Чего она хочет, так это плодов войны и безграничного распространения своей мощи и доктрин. Но о чём мы должны подумать здесь сегодня, пока ещё есть время, так это о предотвращении войн навечно и создании условий для свободы и демократии как можно скорее во всех странах».

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Укажите не менее трёх событий (явлений), непосредственно связанных с полным прекращением явления в отношениях между СССР и Западом, о начале которого идёт речь в тексте.

Из выступления политического деятеля

«На картину мира, столь недавно озарённую победой союзников, пала тень. Никто не знает, что Советская Россия и её международная коммунистическая организация намереваются сделать в будущем и каковы пределы, если таковые существуют, их экспансионистским и верообратительным тенденциям. Я глубоко восхищаюсь и чту доблестный русский народ и моего товарища военного времени маршала Сталина. В Англии - я не сомневаюсь, что и здесь тоже, питают глубокое сочувствие и добрую волю ко всем народам России и решимость преодолеть многочисленные разногласия и срывы во имя установления прочной дружбы. Мы понимаем, что России необходимо обеспечить безопасность своих западных границ от возможного возобновления германской агрессии. Мы рады видеть её на своём законном месте среди ведущих мировых держав. Мы приветствуем её флаг на морях. И прежде всего мы приветствуем постоянные, частые и крепнущие связи между русским и нашими народами по обе стороны Атлантики. Однако я считаю своим долгом изложить вам некоторые факты - уверен, что вы желаете, чтобы я изложил вам факты такими, какими они мне представляются, - о нынешнем положении в Европе.

От Штеттина на Балтике до Триеста на Адриатике на континент опустился железный занавес. По ту сторону занавеса все столицы древних государств Центральной и Восточной Европы - Варшава, Берлин, Прага, Вена, Будапешт, Белград, Бухарест, София. Все эти знаменитые города и население в их районах оказались в пределах того, что я называю советской сферой, все они в той или иной форме подчиняются не только советскому влиянию, но и значительному и всё возрастающему контролю Москвы... Коммунистические партии, которые были весьма малочисленны во всех этих государствах Восточной Европы, достигли исключительной силы... и всюду стремятся установить тоталитарный контроль...

Я не верю, что Россия хочет войны. Чего она хочет, так это плодов войны и безграничного распространения своей мощи и доктрин. Но о чём мы должны подумать здесь сегодня, пока ещё есть время, так это о предотвращении войн навечно и создании условий для свободы и демократии как можно скорее во всех странах».

В ис­то­ри­че­ской науке су­ще­ству­ют дис­кус­си­он­ные проблемы, по ко­то­рым вы­ска­зы­ва­ют­ся различные, часто про­ти­во­ре­чи­вые точки зрения. Ниже при­ве­де­на одна из спор­ных точек зрения, су­ще­ству­ю­щих в исторической

Вам не­об­хо­ди­мо на­пи­сать ис­то­ри­че­ское со­чи­не­ние об ОДНОМ из пе­ри­о­дов ис­то­рии России:

1) 1425-1505 гг.;

2) 1762-1796 гг.;

3) 1941-1943 гг.

В со­чи­не­нии необходимо:

Ука­зать не менее двух со­бы­тий (явлений, процессов), от­но­ся­щих­ся к дан­но­му пе­ри­о­ду истории;

Назвать две ис­то­ри­че­ские личности, де­я­тель­ность ко­то­рых свя­за­на с ука­зан­ны­ми со­бы­ти­я­ми (явлениям, процессами), и, ис­поль­зуя зна­ние ис­то­ри­че­ских фактов, оха­рак­те­ри­зо­вать роль этих лич­но­стей в со­бы­ти­ях (явлениях, процессах) дан­но­го пе­ри­о­да ис­то­рии России;

Указать не менее двух причинно-следственных связей, су­ще­ство­вав­ших между со­бы­ти­я­ми (явлениями, процессами) в рам­ках дан­но­го пе­ри­о­да истории.

Используя зна­ние ис­то­ри­че­ских фак­тов и (или) мне­ний историков, дайте одну ис­то­ри­че­скую оцен­ку зна­чи­мо­сти дан­но­го пе­ри­о­да для ис­то­рии России. В ходе из­ло­же­ния не­об­хо­ди­мо ис­поль­зо­вать ис­то­ри­че­ские термины, понятия, от­но­ся­щи­е­ся к дан­но­му периоду.

Анализ сложных заданий ЕГЭ по истории

Ковалевский Станислав Александрович

Задания части 2 ЕГЭ по истории традиционно считаются самыми сложными для выпускников, получивших среднее общее образование. Почему? Здесь стоит выявить несколько причин:

    Предъявление определенного уровня требований к индивидуальной подготовке учащегося, степени владения историческим материалом.

    Повышенная сложность заданий, требующих не только применения знаний для решения практических задач, но и понимания требований, предъявляемых к отдельным заданиям.

Ответы на задания части 2 оцениваются экспертами. Полное правильное выполнение заданий 20, 21, 22 оценивается 2 баллами; задания 23 – 3 баллами, задания 24 – 4 баллами; задания 25 – 11 баллами.

Задания 20 – 22 требуют от выпускника провести комплексный анализ исторического источника.

Задание № 20 требует от выпускника, как правило, либо установить принадлежность отрывка к ее автору, либо установить личность (правителя) с кем органически связан данный исторический источник. Задание № 21 предполагает непосредственный анализ источника, выявление позиции автора. Задание № 22 связывает представленный текст с историческими событиями и персоналиями.

Наш пример:

Из записок иностранца

«____________ был так удачлив, что победил новгородцев при реке Шелони и, заставив побеждённых признать себя их господином и государем, повелел им выплатить большую сумму денег; удалился он оттуда не раньше, чем поставил там своего наместника. Наконец, по истечении семи лет он вернулся туда и, вступив в город при помощи архиепископа Феофила, обратил жителей в самое жалкое рабство. Он захватил золото и серебро, отнял даже всё имущество граждан, так что вывез оттуда свыше трёхсот полностью нагруженных телег. Сам он лично только раз присутствовал на войне, именно когда завоёвывал княжества Новгородское и Тверское;

в другое время он, как правило, никогда не бывал в сражениях и всё же всегда одерживал победы, так что Стефан, знаменитый воевода Молдавии, часто поминал его на пиpax, говоря, что тот, сидя дома, умножает свою державу, а сам он, ежедневно сражаясь, едва в состоянии защитить свои границы.

Ставил также по своей воле царей в Казани, иногда брал их в плен, хотя под старость и потерпел от них весьма сильное поражение. Он также… построил [новые] стены московской крепости, своей резиденции, каковые можно видеть доселе. Для бедных, угнетённых более могущественными и ими обижаемых, доступ к нему был преграждён.

Впрочем, как он ни был могуществен, а всё же вынужден был повиноваться Орде. Когда прибывали послы Орды, он выходил к ним за город навстречу и, стоя, выслушивал их сидящих. Его гречанка-супруга так негодовала на это, что повторяла ежедневно, что вышла замуж за раба ордынцев, а потому, чтобы оставить когда-нибудь этот рабский обычай, она уговорила мужа притворяться при прибытии ордынцев больным».

20. Назовите правителя, имя которого дважды пропущено в тексте. Укажите век, на который приходится бóльшая часть его правления. Назовите его «гречанку-супругу», упоминаемую в тексте.

Ответ:

Для построения предложений на задания части 2 ЕГЭ по истории стоит использовать для конструирования ответа непосредственно вопросы, содержащиеся в заданиях. Выстраивая ответ таким образом вы всегда сможете верно указать на какую часть вопроса вы отвечаете.

- В тексте дважды пропущено имя Ивана III Васильевича.

- Большая часть его правления приходится на XV век.

- Упоминаемая в тексте «гречанка-супруга» - Софья Палеолог.

Стоит учитывать тот факт, что отвечая только на часть вопроса, вы сможете рассчитывать на 1 балл из 2 возможных, только если правильно укажите два его элемента.

21. Какие успехи, связанные с деятельностью данного правителя, называет автор? Приведите любые три примера его успешной деятельности.

Ответ:

Стоит учитывать, что выпускнику не предъявляется требование точного переписывания соответствующих фрагментов текста.

Победа московского войска в битве при р. Шелони

Признание со стороны новгородцев Ивана III Васильевича как господина и государя, в результате чего Новгородская республика вошла в состав Московского княжества

Строительство (ремонт) новых укреплений в Москве, возведение построек на территории Москвы

Внешнеполитическое влияние на политику, проводимую Казанским ханством (установление правителей Казани, угодных Ивану III Васильевичу).

22. Следствием какого события стало освобождение Московского государства от зависимости, упоминаемой в третьем абзаце текста? Укажите год, когда произошло это событие. Назовите правителя, который в ходе данного события противостоял Московскому государству.

Ответ:

Освобождение Московского государства от зависимости стало следствием победы над ханом Большой Орды Ахматом в результате событий, известных нам как «Стояние на р. Угре».

Это событие относится к 1480 г.

В ходе данного события Московскому государству противостоял хан Большой Орды Ахмат.

Задание № 23 предполагает анализ выпускником представленной исторической проблемы, установление причинно-следственных связей событий, оказавших значительное влияние на историческое развитие отечественной истории.

Наш пример:

23. В первые годы царствования Александра II большинство помещиков-дворян и высшей бюрократии выступали против отмены крепостного права
и проведения других реформ, впоследствии названных «великими». Однако император был твёрдо убеждён в необходимости масштабных преобразований. Какие объективные основания были для этого у Александра II? Приведите любые три основания.

Ответ:

Крепостное право, как форма феодальной зависимости крестьян, тормозило экономическое развитие России. Потребность промышленности в рабочих, стало сдерживающим фактором ее развития, что и стало одной из причин отставания Росси на пути промышленного переворота от передовых стран Европы.

Значительное влияние на проведение «великих реформ» Александром II оказала и внешнеполитическая ситуация, в которой оказалась Россия в связи с поражением в Крымской войне (1853 – 1856 гг.). Рассчитывать на пересмотр итогов Крымской войны могла только сильная Россия, обладающая дееспособной, технически перевооруженной армией и флотом.

Ухудшение экономического положения крестьян, увеличение крестьянских бунтов и революционных настроений в обществе.

При решении заданий стоит учитывать, что 3 первичных балла вы сможете получить только при условии правильного ответа на каждый оцениваемый элемент ответа. При частичном решении задания – 1 балл за каждый правильный ответ.

Задание № 24

Задание № 24 предполагает аргументацию собственного мнения в рамках исторической проблемы. Дискуссионная проблема требует от выпускника представить полярные точки зрения, как подтверждающие, так и отрицающие представленное в задании высказывание. Обозначенная выпускником позиция должна содержать не только оценочное суждение, но и доказательства в виде факта (фактов). Причем, и это касается всех заданий части 2 ЕГЭ по истории, выпускником может быть приведено более двух (требуемых) позиций, что не является недостатком ответа и создает определенную возможность получить максимальный балл, даже если один из аргументов не будет зачтен как верный. Стоит учитывать, что, приводя аргументы только в подтверждение или опровержение позиции, вы можете рассчитывать только на 1 первичный балл из 4 возможных.

Наш пример:

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

«Советско-финляндская война имела благоприятные для СССР последствия».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

Ответ запишите в следующем виде.

Ответ:

Аргументы в подтверждение:

1) СССР получил опыт боевых действий в зимнее время, опыт прорыва глубокоэшелонированных укреплений, находящихся на лесисто-болотистой местности. Эффективность использования финскими войсками пистолетов-пулеметов в условиях боевых действий привела к возвращению данного типа вооружений в ВС СССР.

2) СССР в рамках советско-финской войны 1939 – 1940 гг. смог приобрести ряд территорий, сыгравших немаловажное значение в ходе Великой Отечественной войны. Так, контроль над акваторией Ладожского озера смог обезопасить Мурманск, находившийся вблизи советско-финской границы; установление контроля над Калерией и рядом островов Финского залива обезопасили Ленинград, являвшийся крупным промышленным центром СССР.

Аргументы в опровержение:

1) Одним из результатов советско-финской войны стало ухудшение международного положения СССР, его исключение из Лиги Наций в 1939 г. как агрессора, уменьшение внешнеторговых связей с капиталистическими странами мира (США).

2) Огромные потери советских войск в ходе советско-финской войны стало одной из причин формирования представлений о слабости советской армии, ее неспособности эффективно вести боевые действия, преодолевать линии укреплений противника, что стало следствием укрепления мнений сторонников войны с СССР в Германии (22.06.1941 – 09.05.1945 гг.).

3) Советско-финская война и ее итоги стали причиной сближения Германии и Финляндии, ее участие в ВОВ на стороне стран оси, с возвращением в 1941 году территорий, потерянных в ходе войны 1939 – 1940 гг. (до 1944 года). Карельский вопрос и на сегодняшний день является камнем преткновения во взаимоотношениях России и Финляндии.

Задание № 25

Задание № 25 – историческое сочинение. Не выполняя задание, выпускник теряет возможность получить 11 первичных баллов. Написание исторического сочинения предполагает вариативность выбора со стороны выпускника. Для успешного написания исторического сочинения обязательно стоит учитывать критерии оценивания задания:

    Указание событий (два события, явления, процесса). Это могут быть как важнейшие события данного исторического периода, так и даты текущего исторического процесса. Но, даже владея историческим материалом, не стоит перенасыщать историческое сочинение датами, т.к. в условиях экзамена (сильного волнения) вы можете совершить ошибку и лишить себя 2 первичных баллов по критерию К6 (наличие фактических событий). Т.е., указывать стоит только те даты, в которых вы не сомневаетесь.

    Исторические личности и их роль в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории (требуется привести две исторические личности, раскрыть их роль в указанном историческом периоде на конкретных фактах). Вместо указания в историческом сочинении десятка имен, стоит сосредоточится на подробной характеристике двух-трех ключевых персоналий, занимающих центральное место в рамках выбранного исторического периода, с указанием конкретных действий личности.

    Причинно-следственные связи (стоит указать две причинно-следственные связи, характеризующие причины возникновения событий). Здесь вы можете указать причины событий, их влияние на дальнейшее развитие исторического процесса.

    Оценка влияния событий (оценка событий на дальнейшее историческое развитие России выпускником опирается на конкретные факты и (или) мнения историков). Например, по мнению доктора исторических наук, члена-корреспондента РАН А.Н. Сахарова данный период …

    Использование терминологии (корректное применение понятийного аппарата со стороны выпускника).

    Наличие/ отсутствие фактических ошибок

    Форма изложения (последовательное изложение выбранного исторического периода, отдельные части сочинения логически связаны между собой).

Наш пример:

Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:

1) 862–– 945 гг.; 2) июнь 1762 г. –– ноябрь 1796 г.; 3) июнь 1945 г. –– март 1953 г.

В сочинении необходимо:

–– указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;

–– назвать две исторические личности, деятельность которых связана
с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей
в этих событиях (явлениях, процессах);

В н и м а н и е!

При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений).

–– указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших
в данный период;

–– используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оценить влияние событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России.

В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.

Ответ:

862 – 945 гг.

В исторической науке существует несколько точек зрения о дате возникновения Древнерусского государства.

Часть ученых придерживается точки зрения, что датой возникновения Древнерусского государства является 862 год – год призвания варягов на Русь.

Это событие положено в основание Норманской теории возникновения государственности у восточных славян (основатели – Миллер, Байер). Историки считают, что только призвание варягов-руси (Рюрика, Синеуса и Трувора), т.е. внешний фактор, содействовали объединению славян. В противовес им антинорманнисты (основатель теории – М.В. Ломоносов) придерживаются мнения, что без формирования внутренних предпосылок (культурное и экономическое единство региона, социальное расслоение древнерусского общества и выделение власти) формирование государства не представляется возможным.

Часть ученых считает, что единое государство у Восточных славян возникло в 882 году в результате похода новгородского князя Олега Вещего на Киев. Причем ему пришлось убить правителей Киева – Аскольда и Дира. (Аскольд и Дир являлись дружинниками князя Рюрика, покинувшими его в 864 году, в надежде пойти на службу к Византийскому императору, но утвердившимися в Киеве в качестве князей. В истории Аскольд и Дир – первые князья, принявшие христианство после неудачного похода на Царьград в 866 году ). Будет неверным не отметить участие в походе 882 года Игоря Рюриковича. Ведь именно на Игоря и его право на власть в силу принадлежности к княжескому роду опирался Олег Вещий в споре с Аскольдом и Диром.

Создание ядра государственности привело впоследствии к тому, что и иные территории восточнославянских племен были включены в состав Киевской Руси. Так, в 843 году к Древнерусскому государству были присоединены земли древлян, в 844 г. – северян, в 845 г. – радимичей.

Кроме того, создание объединенного восточнославянского союза повлекло к усилению его международного авторитета. В 907 г. Олег Вещий смог осуществить успешный поход на Царьград, что привело Русь к заключению выгодного торгового и военного договора с одной из крупнейших империй Средневековья – Византией.

Однако не стоит и идеализировать историю Киевской Руси. При смене правителей отдельные территории в данный исторический период осуществляли попытки возвращения к независимости. Так, при переходе власти к Игорю Рюриковичу, относится попытка обособления древлян. Напряженные отношения, а также требования большей дани стали причиной гибели князя в 945 году в древлянских землях.

Объединение восточнославянских племен в единый союз позволило противостоять и внешней угрозе со стороны кочевых племен (в 965 – 967 гг. Святослав Игоревич разгромил хазар, в 1037 г. Ярослав Мудрый разгромил под стенами Киева печенегов).

В противовес объединенной Руси раздробленные княжества не смогли противостоять угрозе со стороны степи в 1237 – 1242 гг., оказавшись на долгое время порабощенными монгольскими завоевателями.

Дискуссии о времени (дате) возникновения государства у восточных славян в исторической науке не утихают и сегодня. Но, на мой взгляд, более правдивой является точка зрения члена-корреспондента АН РАН А.Н. Сахарова о том, что возникновению Восточнославянского государства способствовали как внешние (призвание варягов), так и внутренние факторы (социальное расслоение, выделение знати, развитие экономических связей в рамках торговых путей («из варяг в гречи», волжского пути).

К 1 – 2 балла - Правильно указаны два события (явления, процесса)

К2 – 2 балла - Правильно названы две исторические личности, правильно охарактеризована роль каждой из этих личностей

К3 – 2 балла - Правильно указаны две причинно-следственные связи, характеризующие причины возникновения событий

К4 – 2 балла - Дана оценка влияния событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России

К5 – 1 балл - При изложении корректно использована историческая терминология

К6 – 2 балла - В историческом сочинении отсутствуют фактические ошибки

К7 – 1 балл - Ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное, связное изложение материала)

Http://85.142.162.119/os11/xmodules/qprint/index.php?proj_guid=068A227D253BA6C04D0C832387FD0D89&theme_guid=aa61729c7341e311a91f001fc68344c9&groupno=103&groupno=102

Http://85.142.162.119/os11/xmodules/qprint/index.php?proj_guid=068A227D253BA6C04D0C832387FD0D89&theme_guid=d06ff6d27541e311b6f4001fc68344c9&groupno=154&groupno=155

Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ

Среднее общее образование

Линия УМК И. Л. Андреева, О. В. Волобуева. История (6-10)

Всеобщая история

История России

ЕГЭ по истории: разбираем задания с учителем

Сергей Агафонов, соавтор учебников по истории , методист корпорации «Российский учебник»*, учитель высшей категории: «На мой взгляд, половина успеха (если не больше) на экзамене по истории и обществознанию, зависит от количества досконально разобранных типовых заданий. Именно разобранных заданий, а не только выполненных. При этом важно вписывать события, процессы, явления отечественной истории в контекст всеобщей истории, устанавливая связи между различными социальными явлениями и процессами».

Евгений Михайлович Полушин, учитель истории и обществознания I категории, стаж работы учителем 5 лет, выпускник исторического факультета МПГУ им. В.И. Ленина, к.и.н.: «Единый государственный экзамен по истории состоит из 25 заданий. Ответами на задания 1-19 являются последовательность цифр или слова, задания 20-25 предполагают развернутые ответы. Давайте разберем выполнение этих заданий. Кажущаяся простота первых 19 заданий нивелируется отсутствием вариантов ответа, поэтому требуются прочные знания, а на удачу рассчитывать не приходится».

1. В первом задании предполагается расположить в хронологическом порядке события, относящиеся к отечественной и всемирной истории:

1) Созыв первого Земского собора

2) Провозглашение Карла Великого императором

3) Присоединение Крыма к Российской империи

Здесь хорошо было бы твердо знать даты: 1) - 1549 г.; 2) - 800 г.; 3) - 1783 г. и проблема решена, но такие яркие события в истории неплохо запоминаются хотя бы в хронологическом порядке.

2. Во втором задании нужно установить соответствие между событиями и годами. И опять необходимо знать даты, хотя бы представлять - об эпохе правления какого политического деятеля идет речь. События нашей истории зачастую соотносят с правителями страны, почему бы это не использовать на экзамене? Задание осложняется тем, что дат больше событий, то есть метод исключения здесь не сработает.

Дату крещения Руси твердо знает любой школьник, сдающий ЕГЭ по истории - 988 г. Указ «о вольных хлебопашцах» тоже хрестоматиен - 1803 г., отмена местничества четко ассоциируется с XVII веком - 1682 г., ну и XIX конференция КПСС - это Горбачев, следовательно - 1988 г.

3. Третье задание предполагает исключение двух аббревиатур, не относящихся к периоду 1945-1953 гг.:

1) КПСС; 2) НАТО; 3) СЭВ; 4) СНГ; 5) СНК; 6) ООН.

В данном случае от нас потребуется знание того, что СНК (совет народных комиссаров) - первое советское правительство. Его существование относится к более раннему периоду, а СНГ (содружество независимых государств) на слуху в настоящее время, что также не соотносится с указанным периоду.

4. Напишите термин, о котором идет речь:

Высшая государственная должность в Новгородской республике в XII-XV вв. избирался на вече на один-два года и руководил деятельностью всех должностных лиц, вместе с князем ведал вопросами управления и суда, командовал войском, руководил вечевым собранием и боярским советом.

По первым словам, «Высшая государственная должность в Новгородской республике…» понятно, что речь идет о посаднике. Кроме посадника в Новгороде избирали тысяцкого, помощник посадника он руководил городским ополчением. Архиепископ был главой церкви, а князь обладал лишь военными функциями.

5. Установите соответствие между событиями и фактами:

Пара Первая мировая война - Брусиловский прорыв очевидна. Битва при Аустерлице и Антифранцузские коалиции тоже. Князь Игорь и его знаменитый неудачный поход на половцев в школе изучается кроме истории еще и на уроках музыки и литературы. Сражение при Клушино - это неудачная попытка Василия Шуйского остановить польское войско, после которой его свергла Семибоярщина, а поляки заняли Москву.

6. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их крат­кими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами:

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А) «Жалуем сим именным указом с монаршим и отеческим нашим милосердием всех, Находившихся прежде в крестьянстве и в подданстве помещиков, быть верноподданными рабами собственной нашей короне, и награждаем древним крестом и молитвою, головами и бородами, вольностью и свободою и вечно казаками, не требуя рекрутских наборов, подушных и прочих денежных податей, владением землями, лесными, сенокосными угодьями и рыбными ловлями, и соляными озерами без покупки и без оброку и освобождаем всех прежде чинимых от злодеев дворян и градских мздоимцев­ судей крестьянам и всему народу- налагаемых податей и отягощений».

Б) «Если кто из помещиков пожелает отпустить благоприобретённых или родовых крестьян своих поодиночке или и целым селением на волю и вместе с тем утвердить им участок земли·или целую дачу, то сделав с ними условия, какие по обоюдному согласию признаются лучшими, имеет представить их при прошении своем через губернского дворянского предводителя к министру внутренних дел для рассмотрения и представления нам; и если последует от нас решение желанию его согласное: тогда предъявятся сии условия в Гражданской палате и запишутся у крепостных дел со взносом узаконенных пошлин. ...Крестьяне и селения, от помещиков по таковым условиям с землею отпускаемые, если не пожелают войти в другие состояния, могут оставаться на собственных их землях земледельцами и сами по себе составляют особенное состояние свободных хлебопашцев».

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) Данный документ издан Александром 11
2) Исполнение данного документа поставлено в зависимость от воли помещиков
3) Современником издания данного документа был А.Д. Меншиков
4) Данный документ издан Александром 1
5) По данному документу упраздняются некоторые повинности, введённые Петром 1
6) Данный документ издан предводителем народного восстания.

РАССУЖДЕНИЕ

Первый фрагмент относится к манифестам Емельяна Пугачева. Это становится очевидным, если обратить внимание на стиль - он похож на императорские манифесты XVIII века, а также содержание - обещание отмены рекрутских наборов и возвращение старого креста и бород. Именно рекрутские наборы и подушная подать - нововведения Петра I.

Второй фрагмент - это отрывок из указа «О вольных хлебопашцах» 1803 г., который, как известно, позволял отпускать помещикам на волю крестьян с землей с согласия императора.

Таким образом, ответ: А - 5,6; Б - 2,4

7. Какие три из перечисленных событий относятся к XVIII в.:

1) Бородинекое сражение
2) Гангутское морское сражение
3) оборона Шипки
4) сражение при Гросс-Егерсдорфе
5) Синопское морское сражение
6) сражение при Рымнике

Здесь представлены довольно известные сражения, давайте их вспомним. Бородинское сражение - это война 1812 г., Гангутское морское сражение относится к Северной войне 1700-1721 гг., Оборона Шипки - эпизод русско-турецкой войны 1877-1878 гг., Сражение при Гросс-Егерсдорфе относится к Семилетней войне 1756-1763 гг., Синопское морское сражение - Крымская война, 1853 г., Сражение при Рымнике произошло во время русско-турецкой войны 1787-1791 гг.

Соответственно к XVIII веку относятся: Гангутское морское сражение, Сражение при Гросс-Егерсдорфе и сражение при Рымнике.

8. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведенный ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содер­жащего пропуск, выберите номер нужного элемента:

А) Командующий 62-й армией, особо отличившейся в Сталинградской битве___
Б) Полное освобождение Ленинграда от вражеской блокады произошло в январе___
В) 30 сентября 1941 г. началась___

Пропущенные элементы:
1) оборона Брестской крепости
2) 1943 г.
3) 1944 г.
4) В.И. Чуйков
5) Н.Ф. Ватутин
6) битва за Москву

Великой Отечественной войне в курсе истории России XX в. уделяется большое внимание, а особенно выделяются значимые сражения, оказавшие существенное влияние на ход Второй мировой войны. Одно из них Сталинградская битва, в которой особо отличилась 62-я армия под командованием В.И. Чуйкова.

Ленинградская блокада была снята в ходе одной из 10 операций 1944 г., а именно Ленинградско-Новгородской, в то время как прорвана блокада была еще в 1943 г.

30 сентября 1941 г. началась, конечно, Московская битва, то есть ее оборонительный этап, а контрнаступление под Москвой 5-6 декабря 1941 г. стало первой крупной успешной наступательной операцией Красной армии в ВОВ.

9. Установите соответствие между событиями (процессами, явлениями) и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую пози­цию второго столбца:

СОБЫТИЯ (ПРОЦЕССЫ, ЯВЛЕНИЯ)
А) освоение Россией Сибири и Дальнего Востока
Б) междоусобная война в Московском княжестве
В) Северная война
Г) экономические реформы 1960-х гг. в СССР

УЧАСТНИКИ
1) Дмитрий Шемяка
2) Иван 111
3) Е.П. Хабаров княжестве во второй половине XV в.
4) А.Н. Косыгин
5) Г.А. Потёмкин
6) Б.П. Шереметев

Освоение Россией Сибири и Дальнего Востока связано с именем Е.П. Хабарова. Междоусобная война в Московском княжестве велась между Василием Темным и его братьями Василием Косым и Дмитрием Шемякой. Б.П. Шереметев - полководец Северной войны. А.Н. Косыгин - председатель Совета министров СССР.

10. Прочтите отрывок из Постановления президиума правления Союза писателей СССР и укажите фамилию, трижды пропущенную в тексте:

«Присуждение___ Нобелевской премии, по существу, за роман «Доктор Живаго», наспех прикрытое высокопарными фразами о его лирике и прозе в действительности подчеркивает политическую сторону нечистоплотной игры реакционных кругов... Учитывая политическое и моральное падение___,его предательство по отношению к советскому народу, к делу социализма, мира, про­гресса, оплаченное Нобелевской премией в интересах разжигания холодной войны, - Президиум правления СП СССР, бюро Оргкомитета СП РСФСР и Президиум правления Московского отделения СП РСФСР лишают___ звания советского писателя, исключают его из числа членов СП СССР».

В данном задании название романа подскажет имя автора. Конечно, это Пастернак.

11. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущен­ных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нуж­ного элемента:

Пропущенные элементы:
1) образование Священной Римской империи
2) первый созыв Генеральных штатов во Франции
3) XIII в.
4) Куликовская битва
5) XVII в.
6) возникновение государства франков
7) X в.
8) опричнина
9) начало составления Русской Правды

Сложность этого задания в том, что необходимо синхронизировать события отечественной и зарубежной истории, что дается детям непросто.

XI в. в истории России - это создание «Русской правды».

Ледовое побоище или битва на Чудском озере - 1242 г., а значит XIII в., крещение Руси - 988 г., т.е. X в., а образование Священной Римской империи 962 г. - также X в.

Получается, что в XIV в. произошла Куликовская битва (1380 г.) и первый созыв Генеральных штатов во Франции (1302 г.).

12. Прочтите отрывок из Конституции СССР:

«Статья 1. Союз Советских Социалистических Республик есть социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян и интел­лигенции, трудящихся всех наций и народностей страны. Статья 2. Вся власть в СССР принадлежит народу. Народ осуществляет государствен­ную власть через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу СССР. Все другие государственные органы подконтрольны и подотчетны Советам народных депутатов. Статья 3. Организация и деятельность Советского государства строятся в соответствии с принципом демократического централизма: выборностью всех органов государствен­ной власти снизу доверху, подотчетностью их народу, обязательностью решений выше­стоящих органов для нижестоящих. Демократический централизм сочетает единое руководство с инициативой и творческой активностью на местах, с ответственностью каждого государственного органа и должностного лица за порученное дело. Статья 4. Советское государство, все его органы действуют на основе социалистиче­ской законности, обеспечивают охрану правопорядка, интересов общества, прав и свобод граждан. Государственные и общественные организации, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию СССР и советские законы. Статья 5. Наиболее важные вопросы государственной жизни выносятся на всенарод­ное обсуждение, а также ставятся на всенародное голосование (референдум). Статья б. Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его поли­тической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза. КПСС существует для народа и служит народу... ».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения:

1) Данная Конституция СССР была принята в период руководства СССР И.В. Сталина
2) Принцип демократического централизма предполагает обязательность решений вышестоящих органов для нижестоящих
3) Статья 5 данной Конституции СССР в период всей истории Советского Союза никогда не была реализована
4) Согласно данному отрывку в СССР существует советская власть
5) Данная Конституция СССР была принята XXV съездом КПСС
6) Одна из представленных в отрывке статей Конституции СССР была отменена до распада СССР

В этом отрывке из Конституции СССР есть несколько «маяков», на которые нужно обратить внимание:

1) упоминание в ст. 6 о КПСС как о «руководящей и направляющей силе» советского общества. Это сразу говорит о том, что перед нами - «Брежневская» Конституция 1977 г.
2) упоминание референдума.

Нам нужно выбрать верные суждения. 1) - отметаем сразу, т.к. руководил Брежнев. 2) - подходит, т.к. в ст. 3 достаточно понятно про это написано. 3) - не подходит, т.к. референдум о сохранении СССР проводился в 1991 г. 4) - подходит однозначно. 5) - не годится, т.к. съезды партии не принимали Конституции, а только Съезды советов. 6) - подходит, т.к. 6 ст. была отменена в 1990 г., до распада СССР, который произошел в 1991 г.

Рассмотрите схему и выполните задания 13-16:



13. Назовите страну-противницу России в войне, которой посвящена схема:

Задания по исторической карте часто вызывают затруднения. В данном случае представлена карта русско-японской войны 1904-1905 гг. это понятно по географическим названиям.

14. Назовите фамилию командующего русскими войсками в сражении, обозначенном на схеме цифрой «1»:

Цифрой «1» обозначено Мукденское сражение в Маньчжурии. Командовал русскими войсками генерал Куропаткин.

15. Укажите название сражения, район которого заштрихован и обозначен на схеме циф­рой «2»:

Цифрой «2» обозначено Цусимкое морское сражение.

16. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верны­ми? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны:

1) Город, обозначенный на схеме цифрой «3», не был сдан врагу
2) Русской эскадрой в сражении, обозначенном на схеме цифрой «2», командовал З.П. Рожественский
3) Мирный договор по итогам войны, события которой обозначены на схеме, был под­писан в американском городе Портсмуте
4) Одним из защитников города, обозначенного на схеме цифрой «3», был Р.И. Кондратенко
5) В результате войны, события которой обозначены на схеме, Россия потеряла г. Владивосток
6) В сражении, обозначенном на схеме цифрой « 1 », русские войска одержали победу.

Здесь снова выбираем верные суждения. Цифрой 3 обозначен город-крепость Порт-Артур, он был сдан врагу генералом Стесселем в 1904 г. Соответственно, 1) - не подходит. 2) - подходит, т.к. русской эскадрой командовал Рожественский. 3) - подходит, т.к. мирный договор был действительно подписан в американском Портсмуте. 4) - подходит, т.к. Кондратенко - герой обороны Порт-Артура. 5) - не подходит, Владивосток Россия не теряла. 6) - не подходит, под Мукденом русская армия, скорее, потерпела поражение, а Мукден был захвачен японцами.

17. Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характери­стиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца:

ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ
А) «Повесть временных лет»
Б) Царь-пушка
В) картина «Боярыня Морозова»
Г) скульптура «Рабочий и колхозница»

ХАРАКТЕРИСТИКИ
1) памятник культуры создан в XVI в.
2) памятник культуры создан в XVII в. автор - И.Е. Репин
4) автор - В.И. Мухина
5) автор-монах Киево-Печерского монастыря Нестор
6) автор - В.И. Суриков

«Повесть временных лет» по общепринятой версии принадлежит перу монаха Нестора. Царь-пушка отлита мастером Чоховым в XVI в. Картину «Боярыня Морозова» написал В.И. Суриков. Скульптура «Рабочий и колхозница» создана В.И. Мухиной.


18. Какие суждения о данной монете являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных:

1) Данная монета выпущена после Карибского кризиса
2) Монумент, изображённый на монете, установлен в память о Сталинградской бит­ве
3) К моменту распада СССР количество ленточек на гербе СССР, изображённом на монете, сократилось
4) Война, юбилею победы в которой посвящена монета, началась в первой декаде июня
5) Монумент, изображённый на монете, создан по проекту скульптора В.И. Мухиной.

На юбилейной монете изображена скульптура «Родина-мать зовет». Она создана к 1967 г. по проекту скульптора Вучетича. Снова выбираем верные суждения. 1) - верно, Карибский кризис был в 1962 г. 2) - верно, в память о Сталинградской битве и установлена в Волгограде. Здесь можно и остановиться, в условии требовалось выбрать два верных суждения. 3) - не верно, количество лент с 1956 г. не менялось. 4) - не верно, ВОВ началась 22 июня, а это третья декада. 5) - не верно, Вучетича.

19. Укажите фотографии, где изображены здания, строительство которых завершилось в тот же период, когда была выпущена данная монета (в период руководства СССР того же государственного деятеля):


Для начала нам нужно вспомнить, кто руководил СССР в 1967 г., к моменту открытия памятника «Родина-мать зовет!» в Волгограде. Это Л.И. Брежнев (1964-1982 гг.). Значит подходит здание под цифрой 2) - дом Советов, построенный в конце 1970-х, а 3) - это дом-книжка на Новом Арбате, построенный при Брежневе.

ЗАДАНИЯ 20-25

Из манифеста императора

«Бессмертной славы, премудрый Монарх, Любезный Государь, Дед Наш, Петр Великий, Император Всероссийский, какую тягость и коликие труды принужден был сносить един­ственно для благополучия и пользы отечества Своего, возводя Россию к совершенному познанию, как военных, гражданских, так и политических дел, тому не только вся Европа; но и большая часть света неложный свидетель. Но как к восстановлению сего нужно было, в наипервых... благородное дворянство приучить и показать, сколь есть велики преиму­щества проевещенных держав в благоденствии рода человеческого против бесчисленных народов, погруженных в глубине невежеств; то по сему в тогдашнее ж время самакрай­ ность настояла Российскому дворянству, оказывая отличные свои к ним знаки милости, повелел вступить в военные и гражданские службы, и сверх того обучать благородное юношество, не только разным свободным наукам, но и многим полезным художествам...
Упомянутому ж установлению, хотя оное в начале несколько и с принуждением сопря­жено было, но весьма полезное, последовали все со времен Петра Великого владеющие Российским Престолом, а особливо Любезная Наша Тетка, блаженной памят, Государыня Императрица Елизавета Петровна, подражая делам Государя Родителя Своего, знание политических дел и разные науки распространила и умножила... Мы с удовольствием нашим видим, и всяк истинный сын отечества своего признать должен, что последовали от того несчетные пользы, истреблена грубость в нерадивых о пользе общей, переменилось невежество в здравый рассудок, полезное знание и прилежиость к службе умножило в военном деле искусных и храбрых генералов, в гражданских и политических делах поставило сведущих·и годных к делу людей, одним словом заключить, благородные мысли Вкоренили в сердцах всех истинных России патриотов беспредельную к Нам верность и любовь, великое усердие и отменную к службе Нашей ревность, а потому и не находим Мы той необходимости, в принуждении к службе, какая до сего времени потребна была...

1) Все находящееся в разных Наших службах дворяне могут оную продолжать сколь долго пожелают...»

20. Укажите год, когда был издан данный манифест. Укажите императора, издавшего этот манифест. Укажите название данного манифеста:

В самом начале документа указано, что это манифест. В тексте документа говорится об освобождении дворян от обязательной службы, установленной Петром I. Соответственно это Манифест о вольности дворянской от 1762 г., а автор его - Петр III.

21. В чем, по мнению автора манифеста, состоит причина, заставившая Петра I обязать дворян служить и учиться? В чем автор манифеста видит заслугу Елизаветы Петровны? Как автор объясняет причину принятия решения, выраженного в последнем предло­жении данного отрывка?

Данное задание можно выполнить, опираясь исключительно на текст документа. 1) Причиной стала необходимость иметь образованное дворянство для службы на благо отечеству. 2) Елизавета Петровна «разные науки распространяла и умножила» (основала Московский университет, например). 3) Причина в том, что дворянство стало образованным и прилежным к службе. А значит и незачем его принуждать к ней.

22. Укажите любые три меры, о которых не говорится в данном манифесте, предпринятые автором манифеста в период своего правления:

Петр III правил недолго, около полугода, был убит гвардейскими заговорщиками, возведшими на престол Екатерину II, но кое-что сделать успел. Во-первых, отменил преследование старообрядцев (старую веру обещал Пугачев, выдавая себя за Петра III); во-вторых, начал секуляризацию церковных земель, продолженную затем Екатериной II; в-третьих, вывел Россию из Семилетней войны, заключив союз с Пруссией, что, во многом, навлекло на него гнев гвардии.

23. В 1990 г. была разработана программа перехода СССР к рыночной экономике, которая называлась «500 дней». Укажите любые два направления реформирования экономики, которые предусматривалось осуществить в рамках реализации этой программы. Ука­жите причину отклонения этой программы Президентом СССР:

Программа «500 дней» предполагала переход к рыночной экономике для чего необходимо было: 1) приватизировать государственную собственность и 2) отменить централизованное управление экономикой, т.е. планирование. Горбачев отклонил эту программу, опасаясь социальных возмущений.

24. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказыва­ются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:

«Политическая деятельность князя Святослава Игоревича была успешной»

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвер­дить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть ее. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

РАССУЖДЕНИЕ

Аргументы в подтверждение:

1) Святослав разгромил соседа Киевской Руси - Хазарский каганат, которому славяне некогда даже платили дань.

2) Поставил правителями отдельных земель не вождей племенных союзов, как это было раньше, а своих сыновей, что снизило риск сепаратизма.

Аргументы в опровержение:

1) Святослав много времени проводил в походах, оставляя без прикрытия дружины Киев, чем не раз пользовались печенеги.

2) Святослав потерпел поражение от византийской армии, заключив не особенно выгодный для Руси мир, и был убит печенегами, возвращаясь домой из этого похода.

25. Вам необходимо написать историческое сочинение об одном из периодов истории России:

1) 912-945 гг.; 2) декабрь 1812 г. -декабрь 1825 г.; 3) март 1921 г. -октябрь 1928 г. В сочинении необходимо:

Евгений Михайлович Полушин, учитель истории: «Я решил взять период с декабря 1812 г. по декабрь 1825 г. Это время с изгнания французов с российской территории во время Отечественной войны 1812 г. до восстания декабристов. В этом насыщенном событиями историческом периоде, на мой взгляд, особенно выделяются два - создание Священного союза в 1815 г. и восстание декабристов 1825 г.

Инициатором создания Священного союза стал русский император Александр I, который еще с юности мечтал о международном третейском суде, необходимом для предотвращения военных конфликтов. Священный союз был сформирован после наполеоновских войн с целью сохранения того европейского порядка, который был установлен после победы антифранцузской коалиции над Наполеоновской Францией и недопущения революций.

В этот союз, первоначально основанный Россией, Пруссией и Австрией, постепенно вошли почти все европейские монархи. Но существование Священного союза принесло совсем не те плоды, на которые рассчитывал Александр I. Россия, верная идеалам Священного союза, подавила польское восстание 1830-1831 гг. и даже направила русские войска для подавления революции в Австро-Венгрии. Такая активность России напугала некоторые европейские страны и позволила заподозрить нашу страну в наличии планов экспансии, например, на Балканах, что сказалось в дальнейшем во время Крымской войны, в которой у России не оказалось союзников. Отсутствие союзников и международная изоляция стали важными причинами обидного поражения России в этой войне.

Н. Муравьев - один из основателей Северного общества декабристов и автор «Конституции» - программы этого общества. Тайные общества возникли в среде русских офицеров после заграничного похода русской армии. В Европе они познакомились с образом жизни и способами государственного управления, которые сильно отличались от российских реалий. Отсутствие крепостного права, относительное экономическое благополучие крестьян офицеры мечтали реализовать в России. На пути этого, по их мнению, стояла самодержавная власть, крепко стоявшая на страже крепостничества и управленческого произвола. Хотя до конца 1810-х годов молодые офицеры ее надеялись на добрую волю императора и мечтали помогать власти в реформировании страны. Убедившись, что Александр охладел к реформам, заговорщики взяли курс на вооруженное восстание. Северное общество, созданное Н. Муравьевым, представляло умеренное крыло заговорщиков, предполагавшее сохранение монархии при условии, что она станет конституционной. Восстание декабристов, как их позже стали называть, состоялось 14 декабря 1825 г. и было жестоко подавлено верными правительству войсками. Декабристы оказали огромное влияние на дальнейшую историю нашей страны, всколыхнув думающую часть общества, став примером бескорыстного служения идее благополучия страны. Хотя существует и иное мнение, сформулированное П. Чаадаевым. Он не одобрял восстания декабристов. Считал его бессмысленным и даже вредным, напугавшим и озлобившим власти, и сделавшим невозможными в обозримом будущем либеральные преобразования. Во многом он оказался прав».

*С мая 2017 года объединенная издательская группа «ДРОФА-ВЕНТАНА» входит в корпорацию «Российский учебник». В корпорацию также вошли издательство «Астрель» и цифровая образовательная платформа «LECTA». Генеральным директором назначен Александр Брычкин, выпускник Финансовой академии при Правительстве РФ, кандидат экономических наук, руководитель инновационных проектов издательства «ДРОФА» в сфере цифрового образования (электронные формы учебников, «Российская электронная школа», цифровая образовательная платформа LECTA). До прихода в издательство «ДРОФА» занимал позицию вице-президента по стратегическому развитию и инвестициям издательского холдинга «ЭКСМО-АСТ».

Сегодня издательская корпорация «Российский учебник» обладает самым крупным портфелем учебников, включенных в Федеральный перечень - 485 наименований (примерно 40%, без учета учебников для коррекционной школы). Издательствам корпорации принадлежат наиболее востребованные российскими школами комплекты учебников по физике, черчению, биологии, химии, технологии, географии, астрономии - областям знаний, которые нужны для развития производственного потенциала страны. В портфель корпорации входят учебники и учебные пособия для начальной школы, удостоенные Премии Президента в области образования. Это учебники и пособия по предметным областям, которые необходимы для развития научно-технического и производственного потенциала России.

Доброго времени суток, друзья!

Сегодня на повестке дня у нас довольно важная тема – работа с историческими источниками. Многие выпускники почему-то не уделяют ей должного внимания, не понимая, что по своей глупости они могут потерять до 11 первичных баллов в общей сумме, из которых 5 баллов относятся к первой части, а остальные 6 – ко второй (задание №6 оценивается в 2 балла, задание №10 — 1 балл, задание №12 — 2 балла, каждое задание №20-22 — 2 балла).

Как апробировать исторический источник?

Итак, что же делать, чтобы не попасть в просак и получить свои заветные баллы на ЕГЭ?
Одним из важнейших пунктов является внимательность! Чаще всего именно ее отсутствие приводит к плохим результатам.

В первую очередь, нужно внимательно прочитать задание. Понять каждое слово. По мере чтения текста подчеркивайте слова, которые вы считаете ключевыми (ключевые слова – это опорные фрагменты, которые несут на себе содержательную нагрузку всего текста. Ключевыми словами могут быть названия рек и городов, имена князей, названия органов государственной власти и т.д.).

После того, как вы все внимательно изучили, выделили ключевые слова, нужно попытаться понять, что перед вами за документ (его название), что за событие описывается и к какому периоду оно относится.
Далее прочитайте сам вопрос. Прочитайте еще раз вопрос. И даже можно еще раз. Читайте до тех пор, пока точно не поймете, что от вас хотят. И теперь, когда вы это поняли, можно на него отвечать.
Разоберем все на конкретном примере.

Перейдем к практике

Из исторического источника.
«В год 6370 изгнали варягов за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси... Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, на Белоозере, а третий, Трувор, - в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля».


20. Приведите название документа и имя его автора. О событиях какого века
говорится в документе?
21. О каком событии идёт речь в отрывке? Что послужило его причиной? Укажите не менее двух причин.
22. Каковы были последствия описанного в историческом источнике события? Назовите не менее трёх последствий.

Сначала ВНИМАТЕЛЬНО читаем данный документ. И по ходу выделяем ключевые слова.
Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву.
Пошли за море к варягам.
Рюрик, Синеус, Трувор.

Анализируем всю полученную информацию. Понимаем, что речь идет о призвании варягов на Русь 862 г. Документ – Повесть Временных Лет.

И теперь начинаем отвечать на поставленные перед нами вопросы.

Как перевести год от Сотворения мира в новое летоисчисление?

Но, конечно, как бы вы не исследовали этот источник, ответить правильно без подключения своих исторических знаний вам вряд ли удастся. Поэтому включаем мозг, отвечаем на вопросы и получаем свои 6 первичных баллов.
Небольшой лайфхак. Читая представленный текст, вы возможно задали себе вопрос: «Что это за год такой – 6370?». Это год от сотворения мира. И чтобы перевести данное число в более понятную для нас форму, нужно вычесть 5508. Т.е. 6370—5508=862 год.

Подведем итоги

Рассмотрим еще пример?

Из исторического очерка В. Б. Кобрина.
«Кандидатура представителя семьи Романовых устраивала разные слои, и даже классы общества. Для боярства Романовы были свои - выходцы из одного из самых знатных боярских родов страны. Их считали своими и те, кто был близок к опричному двору..., но и пострадавшие не чувствовали себя чуждыми этому семейству; среди его членов встречались казнённые и опальные в годы опричнины, сам Филарет оказался в сеннике при бывшем опричнике Борисе Годунове. Наконец, Романовы пользовались большой популярностью среди казачества, с ними связывались многие иллюзии, и длительное пребывание Филарета в Тушине... заставляло и бывших тушинцев не опасаться за свою судьбу при новом правительстве. Поскольку Филарет возглавил в своё время делегацию, которая пригласила на русский трон Владислава, то и сторонники польского королевича не беспокоились за своё будущее при Романовых».

20. О каком событии идёт речь в документе? В каком году оно произошло и чем было вызвано?
21. Почему предпочтение было отдано Романовым? Укажите не менее трёх аргументов?
22. Какие обстоятельства предшествовали началу правления династии Романовых на русском престоле? Укажите не менее трёх положений.
Первое, что бросается нам в глаза – это, конечно, фамилия – Романовы. Сразу можно сделать вывод о том, что речь идет о 17 веке или последующих. Но там написано кандидатура. Это говорит о том, что происходило только воцарение новой династии. Т.е. 1613 г.

Совсем не сложно.

На все вопросы, я думаю, вы сможете ответить сами.
Удачной подготовки!

Хотите разобраться со всеми темами курса истории? Записывайтесь на обучение в школе Ивана Некрасова с юридической гарантией сдачи экзамена на 80+ баллов!

С уважением, Иван Некрасов