Битва за храм. Исаакиевский собор передают РПЦ. Исаакиевский собор передадут рпц

Кто не слышал про Исаакиевский собор – крупнейший православный храм, один из символов Санкт-Петербурга? Его строил архитектор Огюст Монферран, строил очень долго, с 1818 до 1858 год. Учитывая местные особенности грунта, в основание фундамента вбили более десяти тыс. свай. Сейчас этот способ уплотнения грунта достаточно обычен, а в то время он произвёл огромное впечатление на жителей города. Гранит для колонн Исаакиевского собора добывался в каменоломнях на побережье Финского залива, близ Выборга. О перевозке этих гранитных монолитов писал Николай Бестужев:

"Они приступили к делу с обыкновенною своею механикаю: привязали покрепче судно к берегу - подложили ваги, брёвна, доски, завернули верёвки, перекрестились - крикнули громкое ура! - и гордые колоссы послушно покатились с судна на берег, и прокатываясь мимо Петра, который, казалось, благословлял сынов своих рукою, легли смиренно к подножию Исаакиевской церкви".

Сейчас Исаакиевский собор – памятник архитектуры, находится в ведении Государственного одноименного музея-памятника «Исаакиевский собор», функционирует как музей еще с 1948 года. Колоннада барабана Исаакиевского собора является одним из самых привлекательных мест для туристов. На куполе устроена смотровая площадка, откуда с высоты 43 метра открывается потрясающая панорама центральной части Санкт-Петербурга.

Церковь последовательно требовала вернуть собор в своё лоно. После неоднократных просьб и отказов в них в январе 2017 года губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко всё-таки заявил, что вопрос о передаче Исаакиевского собора в пользование РПЦ решён, но здание при этом полностью сохранит музейно-просветительскую функцию. На сайте городского комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга было опубликовано распоряжение, согласно которому Исаакиевский собор должен быть передан Русской православной церкви не позднее первой половины 2019 года. До 1 марта 2017 года Смольный и бюджетное учреждение Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор» должны, цитирую: «определить возможность изъятия объекта из оперативного управления учреждения без предоставления взамен учреждению обеспечивающих его деятельность помещений». Между тем, петербургский Союз музейных работников расценил передачу Исаакиевского собора РПЦ как ликвидацию музея, около 160 его сотрудников могут лишиться работы. Начались протесты, митинги, сборы подписей…

Беспокойство людей естественно, ведь речь идет не просто о рядовом православном храме, а о крупнейшем музее. Этот факт требует учитывать интересы как верующих, так и множества туристов, музейного сообщества и просто неравнодушных людей. Поэтому не стоит торопиться при решении этого вопроса и уж тем более не политизировать его. Действовать надо крайне аккуратно, обязательно – с учётом мнение самих петербуржцев. Вместе с этим, как напомнил глава «Справедливой России» С.М.Миронов, 19 ноября 2010 года Госдумой был принят Федеральный закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». Поэтому передача собора в безвозмездное пользование РПЦ производится на законном основании.

В то же время, есть риск, что передача собора в руки церкви поставит крест на работе одного из самых успешных музеев России. В 2016 году музей «Исаакиевский собор» заработал 800 млн рублей, принял около 4 млн посетителей. Вырученные средства пошли как на его собственную реставрацию, так и на реставрационные работы в других храмах города. Передача собора была санкционирована губернатором Санкт-Петербурга Георгием Полтавченко после личного обращения к нему с этой просьбой патриарха Кирилла, без согласования с Владимиром Путиным.

Наверное, стоило вынести вопрос о судьбе собора на общественное обсуждение, в ходе которого были бы детально проработаны и прояснены все вопросы. К примеру, сохранится ли свободный доступ в храм, в том числе и на колоннаду собора? Что будет с уникальной музейной коллекцией? Что будет с сотрудниками музея? Если бы по всем этим вопросам было заранее выработано четкое решение, адекватно учитывающий интересы всех сторон, никакого конфликта бы не было.

«Фонд политической культуры» провел в феврале в Петербурге опрос по Исаакию. Передачу собора РПЦ поддерживают 17,8% опрошенных, против выступают 57,1% респондентов, причем 42% заявили, что они выступают «категорически против». Вот так. Мне лично тоже не нравится подобная идея. Всё-таки Россия – светское государство. Церкви и так достаточно передаётся множество зданий по всей стране. Не лучше РПЦ самой возвести где-нибудь в Питере новый храм? А Исаакиевский собор пусть останется музеем…

Инициативная группа противников передачи Исаакиевского собора РПЦ подготовила заявку для референдума о статусе храма. Вопрос горожанам защитники музея предлагают задать такой:

«Согласны ли вы с тем, что относящиеся к памятникам истории и культуры федерального значения и находящиеся в собственности Санкт-Петербурга Исаакиевский собор, Спас на Крови, Петропавловский собор должны быть закреплены на праве оперативного управления за государственными музеями при возможности проведения в них религиозных обрядов и церемоний?»

Т.е. оставить ли всё как есть, не передавать Исаакий РПЦ? Задам этот вопрос пользователям Макспарка и я. Сейчас в соборе проводятся богослужения.

«Согласны ли вы с тем, что относящиеся к памятникам истории и культуры федерального значения и находящиеся в собственности Санкт-Петербурга Исаакиевский собор, Спас на Крови, Петропавловский собор должны быть закреплены на праве оперативного управления за государственными музеями при возможности проведения в них религиозных обрядов и церемоний?»

Объявил о решении передать церкви Исаакиевский собор, не утихает общественная дискуссия вокруг судьбы этого музейного здания. Одни видят в этом акте восстановление исторической справедливости, другие - возрастающее влияние церкви в светском государстве. передачу собора в год столетия Октябрьской революции символом примирения в российском обществе. Вот только общество, похоже, с этим не согласно. На это указывают результаты , проведенного на этой неделе . В нем приняли участие более 35 тысяч читателей «Ленты.ру». И большинство из них (87 процентов) не разделяют мнение патриарха. К таким результатам, по мнению экспертов, привела и настойчивость, с которой местные власти и РПЦ подходят к решению этого вопроса.

Сергей Филатов, социолог, религиовед:

В обществе есть недовольство поведением РПЦ по самым разным причинам. Но прицепиться по существу особенно не к чему, потому что какие-то государственные решения, связанные с церковью, мало кого всерьез задевают. Поэтому передача значимых исторических объектов становится своеобразным катализатором, выпуская возмущение и недовольство, которое копится в обществе. Меня лично глубоко возмутила передача Рязанского кремля - там много гражданских зданий, и это был не просто один из лучших музеев средневековой культуры, но и крупный научный центр исследования истории.

Весь спор вокруг Исаакиевского собора кажется мне безумным, если подходить с практической стороны. При любом раскладе туда всех будут пускать и там будут проводить богослужения. Получается, что сам конфликт происходит из-за чисто символических вещей - кому он принадлежит. И это, скорее всего, нормально, учитывая, что церковь сегодня вызывает очень противоречивые эмоции у людей: они могут ругать разжиревших попов на мерседесах, но при этом ходить в храм и свечки ставить. Отношение к церкви в обществе - амбивалентное: очень редко бывает полная поддержка, как и полное отрицание. Но РПЦ должна понимать, что хамское отношение к народу все больше и больше раздражает граждан. Несмотря на то что патриарх Кирилл выразился, что это [передача собора] «акт примирения», в церкви прекрасно понимают, что это не так.

Екатерина Шульман, политолог, доцент Института общественных наук РАНХиГС:

Конфликт, в центре которого находится памятник всемирно-исторического значения, не может быть ни локальным, ни местным. Он является общероссийским и даже общемировым - это дело всего человечества. Это что касается масштабов освещения процесса и внимания к нему. А острая реакция нашего общества объясняется рядом факторов. На местном уровне это выглядит частью общей кампании по наступлению на культуру в городе. Туда же горожане относят планы, связанные с Публичной библиотекой, и то, что происходит вокруг , и нападения на выставки в том же Эрмитаже. В совокупности все это выглядит как парад мракобесия, и это в городе, где к культуре особое отношение, образованных людей много, а губернатор непопулярен.

Общероссийский фактор - накапливающееся раздражение публичной активностью церкви. Довольно большое число россиян признают себя православными в опросах, но при этом воцерковленных людей - ходящих в церковь и соблюдающих религиозные обряды - обычно от 4 до 5 процентов. Еще ниже процент людей, у которых авторитетом пользуются именно церковные иерархи. Для православия не очень характерен институт «популярных проповедников» - пастырей со своей аудиторией, как это бывает в исламе, протестантизме и католичестве.

При этом РПЦ активно позиционирует себя как собственник, лоббист, идеолог и образовательная инстанция - таким образом церковь вмешивается в жизнь людей, которые совершенно не благоговеют перед ней как перед структурой. В Петербурге люди не стали разбираться, приведет ли передача собора к тому, что туда труднее будет попасть, а просто услышали знакомую ноту: пришла РПЦ и забирает себе лакомый кусок. С самого начала этой кампании круги, которые были флагманами процесса передачи, привлекли наименее симпатичных публичных спикеров, которые еще и высказывались максимально отталкивающим образом. Все позиции «за передачу» были очень агрессивными, что не прибавляло симпатии, а напротив - напоминало противостояние культуры и дикости. Медиапрезентация была именно такой.

Для сторонников передачи собора это, видимо, должно было стать примиряющей акцией к столетию революции - залечивание нанесенных ею ран. Но по факту это выглядит как очередной агрессивный захват. Сто лет назад пришли большевики и разрушили церкви, а в 2017 году пришли попы и разрушили музей. Это агрессивный реваншизм, в котором не видно элемента общественного блага. Если бы этот элемент присутствовал, скажем, в восстановлении разрушенных церквей в деревнях, было бы труднее возражать. Но эта позиция не осознавалась как неправильная, потому что степень религиозности нашего социума сильно переоценена. Лица, принимающие решения, не понимают, насколько общество в действительности светское и секулярное. Городская власть тоже живет в своем мире и, похоже, не догадывается, что именно раздражает людей.

Александр Кинсбурский, руководитель группы социологии конфликта Института социологии РАН:

Случай с передачей Исаакия - нетипичный. Повод для протеста выходит за рамки привычных - тех, что вызывают напряженность в обществе, как, например, невыплаты зарплаты или снос архитектурных памятников. У истории с передачей собора РПЦ, как мне кажется, не будет развития, но это событие получило резонанс: Питер, Исаакий, РПЦ - все сошлось. Почему Исаакий? Потому что его все знают, потому что тему раскрутили в прессе. К тому же в этом городе довольно много людей, которых волнуют не только личные проблемы. Но это что-то экзотическое в плане протестного потенциала. Роль церкви росла и до передачи Исаакия, так что едва ли именно этот жест символизирует усиление этой роли или еще что-то. По всей стране строится множество новых церквей, передаются старые, РПЦ имеет массу экономических привилегий, которые приносят большую прибыль. Поэтому мне кажется, что это единичный случай в череде ему подобных, о которых мы даже не узнаем.

Константин Михайлов, религиовед, историк:

Среди людей, которые называют себя православными и являются православными в том смысле, что искренне себя таковыми считают, многие выступают против передачи Исаакиевского собора РПЦ. Скорее всего, тут играет роль некоторая усталость от коммерческой деятельности церкви. Православные, которые редко посещают церковь, имеют более абстрактное представление о том, какой она должна быть. И эти представления основаны на том, что ей стоит быть скромной, помогать бедным, и она не должна заниматься коммерцией.

Стоит учитывать и второй фактор. Исаакиевский собор - все же очень важный для России и Санкт-Петербурга культурный символ. При том что люди с почтением относятся к РПЦ, почтение к музейному делу, ученым, научному знанию тоже достаточно велико. В случае с Исаакием мы видим не столкновение антиклерикалов с клерикалами, а противостояние двух равнозначно уважаемых нормальным русским человеком фигур. Музейное сообщество выглядит в этой ситуации просто менее заинтересованным в коммерческой эксплуатации собора.

Да, образ священника с дорогими часами и автомобилем плохо согласуется с концепцией духовного спасения (хотя я не думаю, что многие россияне видят их как толстых попов с атеистической агитки). При этом сознание россиянина вовсе не расколото - он ощущает себя членом церкви вне зависимости от качеств руководства церкви, чувствует через нее принадлежность к высшим силам. Нормальные прихожане относятся к рядовым священникам, как правило, хорошо, хотя многие действительно стали питать неприязнь к церковной верхушке. Но их собственный батюшка, к которому они ходят каждое воскресенье, может быть для них гораздо важнее, чем патриарх, сидящий в Москве и занимающийся какими-то непрозрачными делами.

Если же говорить о невоцерковленных православных, то большая их часть вообще не задумывается о том, как живет духовенство. Рядовой священник для человека, посещающего храм лишь на Пасху, - фигура сугубо виртуальная, мало коррелирующая с реальным положением и информационным фоном. Прихожанин не задумывается о том, противоречат ли его этические установки воззрениям патриарха, потому что не знает о них практически ничего.

Сергей Фирсов, религиовед и историк, профессор СПбГУ:

В передаче Исаакиевского собора есть и проблемы объективного свойства. В музее работает более 400 сотрудников, и, разумеется, проблему их трудоустройства, на мой взгляд, необходимо было решать в контексте вопроса о юридическом оформлении собора как принадлежащего РПЦ. По поводу финансовых трудностей музея много выступал его директор Константин Буров. В частности, он говорил о десятилетней программе реставрации собора, которая будет свернута в случае его передачи РПЦ.

Безусловно, вопрос передачи собора следует обсуждать представителям разных сторон - и светской, и церковной. Но трудность заключается в том, что одни не понимают (а может, и не хотят понять) других, притом что совместить музей и храм вполне возможно. Мы можем вспомнить, что главный собор Римской , собор Святого Петра, посещают миллионы туристов ежегодно. На куполе вы можете выпить кофе, купить какие-то сувениры. И это никого не коробит.

10 января губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко сообщил, что Исаакиевский собор будет передан в пользование и на содержание Русской православной церкви (РПЦ). Однако добавил, что у храма останутся музейные функции. Решение вызвало неоднозначную реакцию общественности, некоторые эксперты опасаются, что новый статус ограничит доступ в него туристов.

Мы постарались разобраться, почему вокруг передачи храма РПЦ возникло столько споров.

В чьем ведении сейчас находится собор?

Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге с 1931 года является музеем. Здание находится в городской собственности и управляется Санкт-Петербургским государственным бюджетным учреждением культуры "Государственный музей-памятник "Исаакиевский собор".

В 1971 году в состав музея входит храм Воскресения Христова (Спас на Крови), в 1984 году - храм во имя преподобного Сампсония Странноприимца, а в 2004 году - концертно-выставочный зал "Смольный собор".

Если там музей, при чем тут РПЦ?

17 июня 1990 года патриарх Алексий II провел первое после закрытия в 1928 году богослужение в храме.

Через год была зарегистрирована община храма, которая до недавнего времени совершала богослужения по согласованию с дирекцией музея. Во время богослужений вход в храм является бесплатным.

Летом 2015 года Санкт-Петербургская епархия обратилась к губернатору города Георгию Полтавченко с просьбой передать ей в безвозмездное пользование Исаакиевский собор. При этом в епархии пообещали не вводить ограничения на посещение собора и сделать вход бесплатным.

Обращение касалось также зданий ансамбля "Смольный монастырь", в которых размещаются факультеты Санкт-Петербургского государственного университета, а также храма Спаса на Крови и Сампсониевского собора.

Тогда власти города отказали РПЦ в просьбе. В апреле 2016 года митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий обратился к премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву с повторной просьбой о передаче собора Церкви.

У РПЦ есть основания для подобных просьб?

Основанием является закон "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности", подписанный президентом в 2010 году.

Согласно документу, религиозные организации, в том числе РПЦ, получили право вернуть в собственность или безвозмездное пользование храмы, закрытые после Октябрьской революции 1917 года. В том числе те, в которых впоследствии были открыты музеи.

Если все законно, в чем проблема?

Против передачи собора РПЦ выступили некоторые депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга, глава Комитета по культуре Петербурга Константин Сухенко, а также директор музея Николай Буров.

Во сколько обходится реставрация

На реставрацию колоннады Казанского собора в Санкт-Петербурге в 2015 году власти города выделили 93 млн руб.

Продолжение

Руководство музея и другие противники передачи храма указывают на то, что в настоящее время музей содержит себя за свой счет. Так, в 2015 году выручка музея составила 728 млн рублей. Его закрытие и введение бесплатного входа приведет к тому, что все расходы на реставрацию собора могут лечь на бюджет города в ущерб другим, в том числе социальным программам.

Если же епархия сохранит платный вход и пустит доходы на реставрацию, бюджет все равно недосчитается средств из-за особенностей налогообложения религиозных организаций.

Также в случае закрытия музея без работы останутся около 400 сотрудников. По мнению директора музея Николая Бурова, Церковь не будет поддерживать программы для слепых, детский отдел музея.

Среди других возражений против передачи собора является то, что его здание никогда не принадлежало непосредственно Церкви, имело особый статус и не являлось приходским. После освящения в 1858 году и до 1883 года здание находилось в ведении Министерства Императорского двора, с 1883 года до 1917 года - Министерства внутренних дел Российской империи. Они осуществляли все хозяйственное управление собором. Средства на содержание храма выделялись Государственным казначейством по сметам вышеуказанных министерств. Синод платил только жалованье младшим священникам собора.

Также критики возможной передачи указывали на то, что в настоящее время число прихожан составляет менее 1% от общего числа посетителей собора.

Однако, согласно закону от 2010 года, ни одно из вышеуказанных возражений не является препятствием для передачи Исаакиевского собора в управление Церкви.

А что думают по этому поводу в РПЦ?

Представители Санкт-Петербургской митрополии подчеркивают, что "храмы, построенные для верующих, должны принадлежать верующим". РПЦ заявляет, что главное предназначение Исаакиевского собора должно быть восстановлено. При этом средств, поступающих от прихода, по мнению представителей РПЦ, должно хватить на содержание памятника.

Самые громкие за последние 10 лет случаи возвращения храмов РПЦ

Материал подготовлен при участии "ТАСС-Досье"

Год назад губернатор Петербурга Георгий Полтавченко, говоря о возможности передачи Исаакиевского собора Русской православной церкви (РПЦ), заявил, что «вопрос решен». После этого началась настоящая информационная война, в которой противники и сторонники передачи храма доказывали свою правоту. Представители РПЦ проводили Крестный ход, собирали пресс-конференции, вместе с властями объясняя петербуржцам, что ничего плохого не происходит и что музей, как и прежде, будет доступен рядовым посетителям. Оппозиция же не верила и митинговала – то у собора, то на Марсовом поле. Но спустя год представители РПЦ почему-то так и не подали заявку на передачу храма, а без этого осуществить задуманное не получится. Скандальный вопрос повис в воздухе, но надолго ли? Подробности – в материале «ФедералПресс».

Пороховая бочка

В начале прошлого года Исаакиевский собор был темой номер один. Тема обсуждалась не впервые, но тогда она особо обострилась и напоминала пороховую бочку. Поводом стало . Город разделился на два лагеря: за и против передачи. Новые подробности музейного «переворота» сопровождались еще большей волной протестов. Известия об уходе директора музея Николая Бурова, проработавшего на своем посту с 2008 по 2017 год, добавляло масла в огонь, как и сообщения о сокращениях штата.
На одной из пресс-конференций вице-губернатор Петербурга Михаил Мокрецов объяснил, что Исаакиевский собор передадут РПЦ в безвозмездное пользование на 49 лет, при этом право собственности на объект сохранится за Петербургом, как и расходы на его содержание.

Представители церкви, в свою очередь, заверили, что музейная деятельность Исаакия не прекратится. Также говорилось о том, что вход в Собор станет бесплатным. .

Тем временем оппозиция устраивала протестные акции, подавала в суд и собирала подписи под соответствующей петицией.

Противники передачи храма утверждают, что собор никогда не принадлежал церкви и передавать его – ошибка. По словам экспертов, Русская православная церковь не имеет собственной реставрационной службы, и,

Летом появились сообщения о кадровых перестановках в музее. Первым покинул свой пост прежний директор Николай Буров, ушла и исполняющая обязанности директора Ирада Вовненко, музей возглавил Юрий Мудров. В дальнейшем .

После бури

Сейчас страсти по Исаакию утихли. Музей живет своей жизнью. В нем стало больше богослужений, но, по словам пресс-секретаря государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» Игоря Стахеева, это связано исключительно с прежними договоренностями.

«Это было плановое увеличение богослужений, согласованное еще до нынешнего директора. Новые договоренности здесь не при чем. Согласно новым договоренностям, по большим праздникам богослужения переведены из бокового нефа в центральный, для большей торжественности. Они проводятся до открытия музея, так что посетителям это не мешает, никто друг другу не препятствует, все проходит мирно», – объяснил «ФедералПресс» Стахеев.

Что касается штата сотрудников, он уточнил, что тот поменялся незначительно. Из прежнего состава ушли около 25 человек. «Все они получили хорошую компенсацию», – заверил представитель Исаакия.

«Научный отдел будет формироваться. Научные сотрудники есть. Они работают, как и работали. Единственное, сейчас инновационный отдел переквалифицируется именно в научный отдел, который должен быть у каждого сильного большого музея, со всеми гранями этого направления», – сказал Стахеев. О передаче Исаакия РПЦ Стахеев пояснить ничего не смог, ответив, что пока никакой документации по этому вопросу не поступало.

Ярый противник передачи собора, депутат Петербургского ЗакСа Максим Резник, отметил, что за год, как разразился скандал, с правовой точки зрения ничего не изменилось – и это хорошо. «Он по-прежнему принадлежит городу. Это главный итог. Что происходит внутри собора, я не настолько хорошо знаю. Ходят слухи, что руководство Исаакиевского делает какие-то шаги навстречу РПЦ для гармонизации отношений. Мне кажется, что это избыточно, потому что отношения и так достаточно гармоничные, но, в принципе, наверное, ничего страшного в этом нет. Если это будет как-то способствовать снятию остроты вопроса, то хорошо. Но, с другой стороны, мы видим постоянно . То есть они все-равно будоражат эту тему. Но мы готовы и дальше отстаивать нашу позицию. Я считаю, что здравый смысл и все существенные аргументы на нашей стороне», – сказал депутат «ФедералПресс».

Почему улеглись страсти

Георгий Полтавченко заявил о решении вопроса ровно год назад. СМИ писали, что глава города поручил закончить все необходимые процедуры к концу 2017 года. Уже наступил 2018 год, а осуществить задуманное не удалось. В администрации Петербурга рассказали, что от РПЦ должна поступить соответствующая заявка, чтобы дело сдвинулось с мертвой точки.
«Заявка от РПЦ к нам еще не поступила, а процедуру мы не можем запустить без этого. Даже не саму процедуру передачи, а процедуру рассмотрения. Делается это не быстро. Мы должны направить запрос, получить соответствующие согласования, убедиться, что есть основания для передачи и после этого можно принимать какие-то решения», – объяснили «ФедералПресс» ситуацию в пресс-службе городского комитета имущественных отношений.

На вопрос, почему заявки до сих пор нет, в секторе коммуникаций Санкт-Петербургской митрополии не ответили, пояснив, что тему с Исаакиевским собором не комментируют.

Политолог Дмитрий Солонников уверен, что тому, что сегодня страсти по Исаакию заметно спали и РПЦ не спешит подавать заявку, есть свои причины. «Юридическая передача собора РПЦ обуславливалась тем, что есть федеральный закон, который обязывает органы исполнительной власти, в случае соответствующего запроса от РПЦ, решать вопросы передачи церковного имущества обратно в ведение Русской православной церкви. На основании этого и было сделано заявление, что если такой запрос появится, то да, передача состоится. Но дальше выяснилось, что федеральный центр неоднозначно реагирует на данное решение и из администрации президента одобрения прямого не последовало, скорее, было некое недоумение по этому поводу», – считает он.

По мнению эксперта, информационное наступление противников передачи храма привело к тому, что РПЦ сочла за благо не обострять конфликт. Также, полагает он, возможно, были еще дополнительные консультации на уровне руководства страны по данному поводу. «Но, в общем, конфликт решили не накалять и никакого заявления от РПЦ больше не поступало. Характерно, что и основные спикеры по этой теме, представители Мариинского дворца, которые требовали, невзирая на все сложности, ускоренно передать собор, тоже после этого перестали выступать», – отметил политолог.

«Можно предположить, что все это связано с грядущими президентскими выборами, и накалять страсти в городе никто не хочет. Разжигать дополнительный конфликт считается нецелесообразным, и в этом отношении тема сейчас просто снята с повестки дня. Никто к ней не возвращается. Возможно, после выборов президента, после изменений в вертикали власти, к теме, так или иначе, вернутся. Либо будет сказано, что передача нецелесообразна и больше эта тема не будет подниматься никогда, или снова появятся голоса за то, чтобы Исаакиевский собор оказался в собственности РПЦ. Посмотрим. Сейчас понятно, что до 18 марта никаких движений по этому поводу происходить не будет», – резюмировал Солонников.

"Фонтанка" публикует подробности передачи Исаакиевского собора Православной церкви, которые стали известны в последние дни.

Михаил Огнев

Кто стал инициатором передачи Исаакиевского собора

По словам вице-губернатора Михаила Мокрецова, к губернатору Петербурга Георгию Полтавченко в декабре 2016 года (точную дату чиновник не вспомнил) обратился патриарх Кирилл с просьбой о передаче храма. 30 декабря было издано распоряжение комитета имущественных отношений о создании дорожной карты-плана. При этом вице-губернатор отметил, что в декабре обращение патриарха было неким уточняющим намерения документом и план КИО не является ответом на него. После крещенских праздников, по словам чиновника, будет выпущено распоряжение губернатора о запуске процедуры выселения музея и передачи здания Церкви. Одновременно в документе КИО сказано, что действия, согласно плану в приложении, нужно осуществить в срок в связи с письменным заявлением религиозной организации Русской православной церкви.

Ранее РПЦ неоднократно заявляла о претензиях на пользование Исаакиевским собором, тем не менее в 2015 году на запрос митрополита Варсонофия губернатор Георгий Полтавченко ответил отказом, сославшись на то, что музей приносит доходы в городскую казну и передача его будет нецелесообразной.

Кто будет являться собственником храма и платить за реставрацию и содержание объекта

Формальным собственником Исаакиевского собора останется Петербург, так как объект ЮНЕСКО должен по закону находиться в собственности государства. Оплачивать реставрацию будет также городской бюджет, однако никаких расчетов, сколько на это может уйти денег, пока нет. РПЦ же будет пользоваться храмом на безвозмездной основе. В документе КИО говорится о передаче Исаакиевского собора РПЦ на 49 лет. Оплачивать содержание и нужды собора будет митрополия. Сколько на это понадобится денег, тоже пока не ясно. Ранее озвучивалась цифра 200 млн рублей – столько тратил музей ежегодно и на содержание, и на реставрацию.

Кроме того, между РПЦ и Минкультом будет заключен договор о сохранности музейных ценностей, которые останутся в соборе. В случае несоблюдения этого договора РПЦ может быть оштрафована, а договор о передаче в собственность могут расторгнуть.

Все ли горожане смогут посетить собор после передачи РПЦ

Представители патриархии уверяют, что да, все. Кроме того, обещают сделать бесплатный вход. Сейчас цена взрослого билета составляет 250 рублей. Как утверждают в РПЦ, для проведения экскурсий будет создано специальное церковное агентство, его работа будет оплачиваться за счет пожертвований, не облагающихся налогом. По словам епископа Тихона, предполагается организовать самые разноплановые экскурсии, в том числе религиозные, искусствоведческие. «Экскурсий для воинствующих атеистов не будет», – отметил он.

Что станет с музеем

Музей Исаакиевского собора переедет на площади на Большой Морской и Думской улицах. Согласно постановлению КИО, на это выделено 2 года, то есть до 2019-го. В частности, будет перевезен маятник Фуко. Пока не произойдет передачи, музей будет управлять деятельностью собора. Сейчас в Исаакиевском соборе и Спасе на Крови работают 400 человек, часть сотрудников может ждать сокращение. Также свой пост может покинуть директор музея Николай Буров.

Какие аргументы против передачи храма в пользование Церкви

Самый главный аргумент против передачи собора – экономический. Сейчас в городскую казну весь комплекс "Исаакиевский собор" приносит 700-800 млн рублей. На эти деньги выплачиваются зарплаты сотрудникам, оплачивается содержание и реконструкция памятника. В случае передачи собора Церкви вход будет бесплатным, платными останутся подъем на колоннаду и экскурсии, однако эти средства РПЦ будет тратить на содержание собора, за реконструкцию будет платить петербургская казна. При этом средства, которые будет собирать РПЦ, не будут подотчетны никаким органам, а также не будут облагаться налогами.

Есть сомнения в том, что "церковные" экскурсоводы справятся с тем объемом туристов, которые посещают его сейчас. Как и найдутся ли достаточно квалифицированные специалисты, чтобы сохранять уникальный памятник.

Что считают городские власти и РПЦ о конфликте

В Смольном и представители патриархии стараются избегать слова «конфликт». В частности, такие выводы делают чиновники и юристы Церкви на том основании, что никаких заявок о несогласии в органы власти не поступало. В случае, если они будут, в Смольном созовут специальную комиссию, которая должна будет разрешить конфликт, однако ее решение будет носить рекомендательный характер.

Кто выступает против передачи собора РПЦ

В Законодательном собрании против выступили три фракции – «Яблоко», «Партия Роста», «Справедливая Россия». «Единая Россия» и ЛДПР поддерживают передачу собора. В КПРФ мнения разошлись: например, бизнесмен, депутат Александр Рассудов поддерживает соблюдение закона о реституции, а лидер красной фракции Ольга Ходунова выступает против переезда музея.

В ближайшее время протестная коалиция намерена проводить митинги, депутат Борис Вишневский заявил о намерении пойти в суд.

А какова мировая практика

Она очень разная. Например, во Франции храмы принадлежат государству, но переданы в пользование церквям, в Англии – напротив, церкви принадлежат религиозным организациям. А в Германии Кельнский собор не принадлежит ни государству, ни церкви, им владеет организация Кельнского собора.

Ксения Клочкова, «Фонтанка.ру»